Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Новости Ватикана  (Прочитано 238591 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3157
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
https://www.youtube.com/watch?v=rjAA-JNo_P8

ПАПА РИМСКИЙ

Папа: болезнь и инвалидность не делает жизнь менее достойной

Ольга Сакун - Град Ватикан
 
Папа Франциск принял в Ватикане общину Серафического института Ассизи – сотрудников, пациентов и их родителей. Встреча состоялась по случаю 150-летия со дня основания этого реабилитационного центра для детей и подростков с инвалидностью, основанного святым Людовиком Касорийским и опекаемого францисканцами. На аудиенции присутствовали также сестры-францисканки Святой Елизаветы Венгерской (так называемые «серые елизаветянки»), которые опекают другой реабилитационный центр - ассизский Институт Людовика Касорийского. Оба института, отметил Папа, руководствуются одними и теми же идеалами.
 
Папа приветствовал прежде всего юных пациентов Серафического института – тех, которые смогли приехать в Рим, и детей, оставшихся дома. Именно больные дети находятся в центре миссии Серафического института, подчеркнул Папа и упомянул о своем визите в Ассизи в 2013 году, когда он встречался с пациентами института и приветствовал каждого из них. Эта встреча – сказал Папа – «в какой-то мере позволила мне пережить те объятия с последними, которые охарактеризовали жизнь святого Франциска. По примеру Иисуса он сделался бедным, чтобы всецело быть на стороне последних. В его объятиях с прокаженным заключен смысл всей его жизни». С того момента и началось обращение святого Франциска Ассизского, увидевшего Иисуса в больных и отверженных людях. Франциск поместил их в центр внимания общества, которое и в ту эпоху страдало «культурой отбросов»: богатства были сосредоточены в руках у немногих, а большинство оставалось на обочине и воспринималось как бремя, достойное лишь жалкой милостыни.
 
В основе создания Серафического института было вдохновение святого Людовика Касорийского, который во время паломничества в Ассизи молился у знаменитого Распятия и трижды услышал голос, подтвердивший его идею основания института. Первоначально он был предназначен для глухонемых и слепых – именно эти категории больше всего нуждались в социальной поддержке. За это время институт сделал большой шаг вперед, и сегодня он принимает в свои стены юных пациентов с тяжелой и множественной инвалидностью.
 
Папа подчеркнул, насколько важен дух, с каким сотрудники института оказывают помощь детям.
 
«Для вас это ясно, - как должно быть ясно и для всех: каждый человек драгоценен, и его ценность не зависит от того, что у него есть, от его способностей, но исключительно от того факта, что это личность, образ Бога. Если инвалидность или болезнь усложняют жизнь, она не менее достойна того, чтобы быть прожитой, и прожитой в полной мере. В конце концов, у кого из нас нет пределов, кто из нас рано или поздно не идет навстречу ограничениям возможностей, в том числе серьезным? Важно смотреть на инвалида как на одного из нас».
 
При таком подходе мы вскоре понимаем, что человек с инвалидностью не только получает, но и отдает: «Забота – это не одностороннее действие, а обмен дарами».
 
Затем Папа отметил, с какими трудностями приходится сталкиваться таким учреждениям, как Серафический институт Ассизи. Разумеется, нельзя полагаться только на помощь от государства: необходима солидарность людей, - и эту солидарность щедро проявляют благотворители, «да благословит их Господь за доброе сердце». Однако «государство и органы управления должны исполнять свою функцию: нельзя оставлять в одиночестве многочисленные семьи, вынужденные бороться за то, чтобы помочь детям с проблемами».
 
Еще раз поблагодарив Серафический институт за его старания, Папа подчеркнул, что услуги этого реабилитационного центра «не сводятся к одной лишь профессиональной помощи, но гарантируют каждому персонализированный, внимательный, заботливый подход. Логика Серафического института – любовь».
 
Выразив признательность за то, что в Рим приехала группа детей, опекаемых институтом, - а это должно было быть для них очень непростое путешествие, - Папа пожелал его общине развивать новые начинания, которые, к сожалению, были прерваны пандемией: это, в частности, создание часовни для непрерывного поклонения Пресвятым Дарам. «Поклоняться Иисусу в Евхаристии означает вслушиваться в Его раны, присутствующие в самых слабых», - пояснил Святейший Отец.
 
«Пусть каждая улыбка ваших детей станет для вас улыбкой Бога. Благословляю вас от всего сердца и прошу помолиться обо мне», - сказал Папа в заключение своей речи к гостям.

14 декабря 2021, 11:52

https://www.vaticannews.va/ru/pope/news/2021-12/papa-bolezn-i-invalidnost-ne-delaet-zhizn-menee-dostoynoy.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3157
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
https://www.youtube.com/watch?v=ngJL_WuqqGw

ПАПА РИМСКИЙ

Только в тишине можно услышать Слово. Общая аудиенция 15 декабря

Почему многие люди так боятся тишины, никогда не молчат и не выключают телевизор? На примере святого Иосифа Папа объяснил, как важно оставить пространство для безмолвия.

Ольга Сакун - Град Ватикан
 
На общей аудиенции в среду 15 декабря Папа Франциск затронул еще один аспект личности святого Иосифа, а именно его молчание. «Сегодня мы часто нуждаемся в безмолвии, - пояснил Папа, говоря о значении этой характеристики Обручника Девы Марии. – В нашу эпоху важно думать о молчании, которое, как кажется, особо не ценится».
 
Евангелия не приводят ни одного слова, сказанного Иосифом из Назарета. Это не означает, что он был молчаливым человеком, но имеет более глубокую причину. Своим молчанием Иосиф подтверждает то, о чем писал Блаженный Августин: «По мере того, как в нас растет Слово, – Слово, ставшее человеком, - слова уменьшаются». Иоанн Креститель, «глас вопиющего в пустыне», призывавший приготовить путь Господу, также говорил о воплощенном Слове: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин 3,30).
 
Молчание Иосифа не означает упорного нежелания говорить: это молчание внимательное, деятельное, отражающее его внутренний мир. Именно в этой школе вырос Иисус, видевший повседневный пример Иосифа и Марии. Неудивительно, что в дни Своего общественного служения Он искал пространство для тишины и приглашал к тому же апостолов.
 
«Как было бы прекрасно, если бы каждый из нас по примеру святого Иосифа сумел восстановить созерцательную составляющую жизни, которая открывается как раз благодаря молчанию!»
 
Однако молчание часто нас пугает, продолжил Папа, ведь оно побуждает углубиться в себя, а там мы встречаемся с самой правдивой частью нашей личности. Вот почему многие люди так боятся молчания и не перестают говорить или не выключают радио и телевизор, - они не выносят тишину, тишина их пугает. Как говорил Паскаль, «все человеческие несчастья имеют один корень: неумение спокойно оставаться у себя в комнате».
 
«Дорогие братья и сестры, давайте научимся у святого Иосифа взращивать пространства тишины, в которых может проявиться другое Слово, то есть Иисус, Слово: слово Святого Духа, обитающего в нас и приносящего Иисуса. Это Слово узнать нелегко, ведь очень часто мы путаем его с тысячью голосов тревог, искушений, желаний и надежд, живущих в нас; но без этого упражнения, исходящего от практики безмолвия, может заболеть и наше слово… Вместо того чтобы излучать истину, оно может стать опасным оружием. Действительно, слова могут превратиться в лесть, хвастовство, ложь, злословие и клевету».
 
«Слова могут убить», – вновь отметил Папа Франциск. Если же мы, оставляя пространство для молчания, даем Святому Духу возможность возродить нас, утешить и исправить, то исцеляется и наш язык, исцеляются наши слова и наши решения.
 
Эту аудиенцию Папа Франциск тоже завершил молитвой к святому Иосифу:
 
«Святой Иосиф, человек безмолвия, ты, который в Евангелии не произнес ни единого слова, научи нас воздерживаться от пустословия, научи вновь понимать ценность слов, которые назидают, ободряют, утешают и укрепляют. Будь близок к тем, кто страдает из-за словесных ран, клеветы и злословия, и помоги нам всегда соединять слова с делами. Аминь».

16 декабря 2021, 10:42

https://www.vaticannews.va/ru/pope/news/2021-12/tolko-v-tishine-mozhno-uslyshat-slovo-obshaya-audiencia-1512.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3157
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Angelus 19 декабря. Папа: нести другим радость Иисуса.
« Ответ #162 : 20 Декабря, 2021, 23:36:30 »
https://www.youtube.com/watch?v=7TPxqCDs8CA

ПАПА РИМСКИЙ

Angelus 19 декабря. Папа: нести другим радость Иисуса.

Предваряя чтение молитвы Angelus в четвертое воскресенье Адвента, Папа Франциск размышлял над Евангелием дня, повествующем о визите Марии к Елизавете (Лк 1,39-45).

София Халходжаева
 
Получив благовестие ангела, Дева Мария не остается дома, чтобы хорошо обдумать случившееся и оценить всю серьезность представших перед Ней проблем и неожиданностей, отметил Папа: бедная девушка не знала, что делать с этой вестью, как все сложится, учитывая нравы и обычаи того времени. Тем не менее, вместо того чтобы погрузиться в свои проблемы, Она думает о Елизавете, Своей родственнице преклонных лет: ангел сообщил, что она беременна, и это было странно и чудесно. Мария отправляется в путь, движимая благородными чувствами, не убоявшись трудностей путешествия, отвечая внутреннему побуждению быть рядом с Елизаветой и помочь ей. Весь длинный путь – километр за километром – Мария проделала пешком. Придя к Елизавете, Мария делится с ней своей радостью, исходящей от Иисуса: Она носила эту радость в своем сердце и в своем лоне. Мария делится с Елизаветой своими чувствами, выразив их в возвышенных словах, которые впоследствии станут молитвой,Magnificat, которую все мы знаем.
 
В евангельском тексте сказано: «Встав Мария во дни сии, с поспешностью пошла» (ст. 39). Она поднялась и пошла. На последнем отрезке пути Адвента давайте и мы будем руководствоваться этими двумя глаголами, предложил Святейший Отец: Мария встала и пошла с поспешностью, и Она призывает нас поступать так же в преддверии Рождества:
 
«Прежде всего, нужно встать. После возвещения ангела Деве Марии предстояли трудные времена: в культуре того времени Ее неожиданная беременность грозила непониманием окружающих и даже суровым наказанием, вплоть до побивания камнями. Представьте себе, сколько у Марии было забот и тревог! Тем не менее Она не унывала, не падала духом: Она встала. Она смотрела не на свои проблемы, а на Бога. Она думала не о том, у кого бы попросить помощи, а о том, кому помочь. Мария всегда думает о других, о нуждах людей. Точно так же Она поступит позже, на браке в Кане, когда заметит, что нет вина. Это проблема других людей, но Она думает об этом и ищет решение. Мария всегда думает о других. Она также думает о нас».
 
Давайте поучимся у Пресвятой Богородицы такому способу реагирования: вставать, особенно когда трудности грозят нас раздавить, продолжил Святейший Отец: «Вставать, чтобы не увязнуть в проблемах, не погрузиться в жалость к себе и не впасть в уныние, которое парализует. Но почему нам нужно подняться? Потому что Бог велик, и Он готов поднять нас, если мы протянем Ему руку. Поэтому давайте вверим Ему все негативные мысли, страхи, которые блокируют каждый наш порыв и не дают двигаться вперед, и затем поступим, как Мария: оглянемся вокруг и поищем того, кому мы можем помочь! Возможно, среди наших знакомых есть пожилой человек, которому мы могли бы оказать помощь, составить компанию? Или оказать кому-то услугу, сделать доброе дело, позвонить по телефону? Подумаем, кому мы можем помочь. Встанем и поможем. Помогая другим, мы помогаем себе подняться из трудностей.
 
Встав, мы должны «пойти с поспешностью». Это не значит идти в волнении, в спешке, сказал далее Папа. Напротив, это значит идти по жизни светло и радостно, уверенно глядя вперед, не волоча ноги через силу, не жалуясь на всех и на все и не ища, кого бы обвинить. На пути к дому Елизаветы Мария идет быстрым шагом человека, чье сердце и жизнь полны Бога, полны Его радости, отметил Папа и призвал задуматься: каким шагом идем мы по жизни? Проявляем ли мы инициативу или пребываем в меланхолии, в печали? Двигаемся ли вперед с надеждой или останавливаемся и жалеем себя? Ворча и злословя на других, мы не принесем никому Бога, единственное, что мы сможем дать другим, – это горечь и уныние. Вместо этого полезно воспитывать в себе здоровое чувство юмора, как это делали, например, святой Томас Мор или святой Филипп Нери. Мы также можем просить об этой благодати, - благодати здорового чувства юмора: от него много пользы. Давайте не забывать, что первое дело милосердия, которое мы можем сделать для нашего ближнего, - это наша безмятежность и улыбка при встрече с ним. Это значит принести другому радость Иисуса, как это сделала Мария с Елизаветой.

20 декабря 2021, 11:49

https://www.vaticannews.va/ru/pope/news/2021-12/angelus-1912-papa-nesti-drugim-radost-iisusa.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3157
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
https://www.youtube.com/watch?v=u4MkYg43xoQ

ПАПА РИМСКИЙ

Папа: образование зажигает пламя надежды и служения

19 декабря Папа Франциск направил видеопослание научному сообществу Католического университета Святейшего Сердца, которые принимали участие в торжественном открытии нового учебного года, отмечая столетие со дня основания своего ВУЗа.

Виктор Владимиров – Град Ватикан
 
После богослужения в миланской базилике Святого Амвросия под предстоятельством архиепископа Марио Дельпини участники церемонии выслушали обращение Папы, которое транслировалось в актовом зале; среди гостей была президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен.
 
Пламя, надежда и служение: эти три слова, отмечает Епископ Рима,могут олицетворять духовные истоки Католического университета Святейшего Сердца. Папа Франциск поздравляет университет, который основали о. Агостино Джемелли и его соратники, с важным юбилеем: это «великое культурное учреждение» верно следует образовательной традиции благодаря преданности тысяч своих выпускников. Именно образование, подчёркивает Папа, является «одном из самых эффективных способов гуманизации мира». Идентичность Университета Святейшего Сердца проявляется в его ясном и неизменном культурном и духовном наследии, которое не отвергает, а «уважает и приветствует различные особенности восприятия, осознавая, что именно в откровенном и уважительном диалоге с другим развивается природа человека». «Как хорошо понимали древние, – отмечает Папа, – воспитание – это не наполнение сосудов, а разжигание огня». Миланский университет хранит этот огонь и умеет передавать его, потому что единственным способом сделать это является непосредственный контакт, то есть личное и общественное свидетельство, – когда мы делимся тем, что имеем.
 
Святейший Отец размышляет над словом «надежда», противопоставляя его «индивидуалистической культуре», которая поощряет безразличие, «умаляет ценность солидарности и приводит в движение культуру отбросов». Однако те, кто занимается образованием, подчёркивает Папа, «смотрят в будущее с уверенностью»: они привлекают различные субъекты общества, «чтобы предложить учащимся целостное образование». По этой причине необходима смелая открытость в отношении вопросов, которые перед нами ставит сегодняшний день:
 
«В этом и заключается надежда: делать ставку на будущее, преодолевая естественную тягу, порождённую многочисленными страхами, которые могут нас обездвижить, зафиксировать и запереть в вечном и иллюзорном настоящем. Поэтому открытость и принятие другого особенно важны, поскольку они укрепляют узы солидарности между поколениями и борются с индивидуалистическими тенденциями нашей культуры. Но прежде всего таким образом формируется инклюзивная гражданская позиция в противовес культуре отвержения, причём прямо в университетской аудитории».
 
В этом контексте Папа Франциск напоминает о Глобальном образовательном пакте, созданном для того, чтобы «побудить всех прислушаться к великим вопросам о смысле нашего времени, начиная с вопросов о новых поколениях, которые сталкиваются с социальной несправедливостью, нарушениями прав и вынужденной миграцией». Епископ Рима выражает признательность Католическому университету Святейшего Сердца за «проекты международного сотрудничества, нацеленные на различные группы населения планеты, за значительную экономическую помощь», которая ежегодно оказывается нуждающимся студентам, за внимание к последним и к больным: всё это свидетельствует о конкретном стремлении университета идти по намеченному пути. Папа Франциск отмечает, что сегодняшний полностью взаимозависимый мир «сделал устаревшими интерпретационные рамки прошлого, которые больше не годятся для понимания настоящего»: поэтому необходимо «разрабатывать новые модели мышления, решая стоящие перед нами злободневные проблемы: от экологических до экономических, от социальных до демографических»:
 
«Мы не можем больше руководствоваться категориями просвещения, нам требуется новое, креативное мышление. Католический университет Святейшего Сердца может стать привилегированным местом для углубленного развития этой культурной разработки. И здесь мы возвращаемся к отношениям между учителем и учеником, что очень важно! Речь идёт о динамичных отношениях, находящихся в напряжении между настоящим и будущим: вместе вы призваны думать, планировать и действовать с целью создания общего дома завтрашнего дня, отталкиваясь от конкретной реальности дня сегодняшнего».
 
Папа Франциск обращается к студентам «в эти смутные времена, ещё более усложнившиеся пандемией», призывая молодых людей не позволить украсть у себя надежду, «не заразиться вирусом индивидуализма», не становиться «традиционалистами корней», но «черпать из своих истоков, чтобы расти, идти вперёд и делать ставку на собственную жизнь».
 
За сто лет существования миланский университет «неоднократно доказывал свою верность в служении Церкви и обществу», подчёркивает Епископ Рима, выражая надежду, что этот дух служения и впредь останется отличительной чертой всего университетского сообщества.
 
В конце видеопослания Святейший Отец призывает католический ВУЗ продолжать свою образовательную миссию со смелостью и терпением, особенно когда приходят трудности и противоречия. Терпение и смелость идут рука об руку, подчёркивает Папа: «Интерпретируйте эту смелость и терпение как воодушевлённое служение всему обществу и Церкви».

20 декабря 2021, 12:43

https://www.vaticannews.va/ru/pope/news/2021-12/papa-obrazovanie-zazhigaet-plamya-nadezhdy-i-sluzheniya.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3157
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Послание Папы Франциска на LV Всемирный день мира
« Ответ #164 : 21 Декабря, 2021, 20:13:42 »
Послание Папы Франциска на LV Всемирный день мира (1 января 2022 года)
Послание Папы Франциска на LV Всемирный день мира (1 января 2022 года)

ПАПА РИМСКИЙ

Послание Папы Франциска на LV Всемирный день мира

ПОСЛАНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ОТЦА ФРАНЦИСКА НА ПРАЗДНОВАНИЕ 55-го ВСЕМИРНОГО ДНЯ МИРА 1 ЯНВАРЯ 2022 ГОДА

Диалог между поколениями, воспитание и труд – инструменты для созидания прочного мира


1. «Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир» (Ис 52,7).
 
Слова пророка Исаии выражают утешение, вздох облегчения народа, пережившего изгнание, измученного насилием и жестокостью, познавшего унижения и смерть. Пророк Варух размышлял о нем: «Что это значит, Израиль, что ты находишься в земле врагов? Состарился ты в чужой земле, осквернился вместе с мертвыми, причислен к находящимся в аде?» (3,10-11). Для этого народа пришествие благовестника, возвещающего мир, означало надежду на возрождение из руин истории, начало светлого будущего.

 
Однако даже сегодня путь к миру, которому святой Павел VI дал новое название целостного развития, взывая к справедливости и миру.
 
В любую эпоху мир является как даром свыше, так и плодом совместных усилий. Существует «архитектура» мира, в которую вносят свой вклад различные институты общества, но есть и «ремесло» созидания мира, в котором участвуем все мы.
[3] Каждый может участвовать в строительстве более мирного общества, начиная с самого себя, с отношений в семье, в обществе и с окружающей средой, вплоть до отношений между народами и государствами.
 
Я хотел бы предложить здесь три пути для созидания прочного мира. Прежде всего это диалог между поколениями как основа для осуществления совместных проектов. Во-вторых – воспитание как фактор свободы, ответственности и развития. И в-третьих – труд, необходимый для полной реализации человеческого достоинства. Эти три элемента необходимы для «создания общественного альянса»,[4] без которого любой мирный проект не имеет смысла.
 
2. Вести диалог между поколениями ради созидания мира

 
В мире, все еще зажатом в тиски пандемии, ставшей причиной многих проблем, «некоторые пытаются убежать от реальности, укрывшись в своем маленьком мирке; другие реагируют на нее разрушительным насилием. Однако между эгоистичным безразличием и насильственным протестом всегда есть другой возможный вариант: диалог. Диалог между поколениями».[5]

 
Любой искренний диалог, даже несущий в себе элементы честного и позитивного спора, требует элементарного доверия между собеседниками. Мы должны вернуть себе это взаимное доверие! Нынешний кризис здравоохранения усилил чувство одиночества и ухода в себя. Одиночество пожилых людей сопровождается чувством бессилия и отсутствием общего представления о будущем у молодежи. Этот кризис, безусловно, болезненный. Но он также может пробудить в людях лучшие качества. На самом деле, во время пандемии мы видели во всех уголках мира щедрые свидетельства сострадания, сопереживания и солидарности.
 
Вести диалог – это значит слушать друг друга, обмениваться мнениями, придти к общему знаменателю и пойти вместе. Способствовать всему этому между поколениями означает возделывать твердую и бесплодную почву конфликтов и «сортировки» людей, дабы взрастить на ней семена прочного и общего мира.
 
В то время как техническое и экономическое развитие часто разделяло поколения, современные кризисы выявляют насущную потребность в их союзе. С одной стороны, молодые нуждаются в жизненном и духовном опыте пожилых людей, в их мудрости; с другой стороны, пожилым людям нужны поддержка и любовь молодых людей, их креативность и динамизм.
 
Большие социальные вызовы и процессы миротворчества не могут обойтись без диалога между хранителями памяти – пожилыми людьми – и теми, кто продолжает историю, – молодыми; не могут они обойтись и без готовности каждого из них уступить место для другого, не претендуя на то, чтобы занять всю сцену, преследуя собственные сиюминутные интересы, как будто нет ни прошлого, ни будущего. Глобальный кризис, который мы переживаем, показывает, что встреча и диалог между поколениями является движущей силой здравой политики, которая не довольствуется управлением существующей ситуацией «путем разрозненных или непродуманных решений»,[6] но которая предлагает себя как высшую форму любви к другому,[7] в поиске совместных и устойчивых проектов.
 
Если перед лицом трудностей нам удастся вести этот диалог между поколениями, «мы сможем прочно укорениться в настоящем, а отсюда возвращаться к прошлому и смотреть в будущее. Обратиться к прошлому, чтобы извлечь уроки из истории и залечить старые раны, которые порой все еще беспокоят нас. Смотреть в будущее, чтобы подпитывать наш энтузиазм, взращивать мечты, пробуждать пророчества и позволять расцветать надеждам. Таким образом, вместе мы можем учиться друг у друга».[8] Как могли бы деревья расти и плодоносить без корней?
 
Достаточно подумать о теме заботы о нашем общем доме. Сама окружающая среда, по сути, «является кредитом, который получает каждое поколение и должно передать следующему поколению».[9] Поэтому мы должны ценить и поощрять молодых людей, которые стремятся к более справедливому миру, внимательно относящемуся к сохранению творения, вверенного нашим заботам. Они делают это с заботой и энтузиазмом и, прежде всего, с чувством ответственности перед лицом необходимости срочного изменения курса,[10] которое было нам навязано трудностями, возникшими в результате сегодняшнего этического и социально-экологического кризиса.[11]
 
С другой стороны, возможность вместе строить пути к миру не может быть отделена от образования и работы – наиболее благоприятных сфер и контекстов для диалога поколений. Именно образование обеспечивает грамматику диалога между поколениями, и именно во время работы люди разных поколений находят возможность сотрудничать, обмениваться знаниями, опытом и навыками ради общего блага.
 
3. Образование и воспитание как двигатели мира

 
В последние годы во всем мире наблюдается значительное сокращение бюджета на образование и воспитание, которые считаются, скорее, расходами, чем инвестициями. Тем не менее они являются основными векторами целостного человеческого развития: они делают человека более свободным и ответственным, и они необходимы для защиты и укрепления мира. Другими словами, образование и воспитание являются основой сплоченного гражданского общества, способного порождать надежду, богатство и прогресс.

 
С другой стороны, военные расходы увеличились, превысив уровень, зафиксированный в конце «холодной войны», и, похоже, будут расти непомерными темпами.[12]
 
Поэтому необходимо в срочном порядке разработать экономическую политику, позволяющую изменить соотношение между государственными инвестициями в образование и средствами, выделяемыми на вооружение. С другой стороны, осуществление реального процесса международного разоружения может принести огромную пользу развитию народов и государств, высвобождая финансовые ресурсы, которые можно использовать более целесообразно для здравоохранения, образования, инфраструктуры, ухода за территорией и так далее.
 
Я надеюсь, что инвестиции в воспитание будут сопровождаться большей приверженностью к продвижению культуры заботы.[13] Противостоя расколам в обществе и инертности институтов, она может стать тем общим языком, который разрушает барьеры и наводит мосты. «Страна процветает тогда, когда происходит конструктивный диалог между многочисленными составляющими ее насыщенной культурной среды: массовой культурой, университетской культурой, молодежной культурой, художественной культурой, технологической культурой, экономической культурой, семейной культурой и медиакультурой».[14] Поэтому необходимо сформировать новую культурную парадигму посредством «глобального образовательного пакта для молодых поколений и при их участии, который обязывает семьи, сообщества, школы и университеты, учреждения, религии, правителей и все человечество формировать зрелую личность».[15] Этот пакт способствует воспитанию целостной экологии в соответствии с культурной моделью мира, развития и устойчивости, основанной на братстве и союзе между людьми и окружающей средой.[16]
 
Инвестиции в образование и воспитание молодых поколений – это основной способ сопроводить их, путем специальной подготовки, к успешному месту в мире труда.[17]
 
4. Продвижение ценности труда и гарантия работы созидает мир

 
Труд является незаменимым фактором в деле созидания и сохранения мира. В труде человек выражает себя и свои дарования, проявляет ответственность, прилагает усилия, сотрудничает с другими, потому что мы всегда работаем с кем-то или для кого-то. С этой социальной точки зрения работа – это место, где мы учимся вносить свой вклад в создание более пригодного для жизни и красивого мира.

 
Пандемия COVID-19 усугубила тяжелую ситуацию в мире труда, который и без того сталкивался с многочисленными проблемами. Миллионы предприятий и производств потерпели крах; временные работники становятся все более уязвимыми; многие из тех, кто обслуживает системы жизнеобеспечения городов, становятся еще более невидимыми для общественного и политического сознания; дистанционное образование во многих случаях породило регресс в обучении и в школьном образовании. Кроме того, молодых людей, выходящих на профессиональный рынок труда, и взрослых, оказавшихся без работы, сегодня ожидают драматические перспективы.
 
В частности, влияние кризиса на неформальную экономику, в которой часто заняты трудящиеся-мигранты, было разрушительным. Многие из них не признаются национальными законами, как будто их не существует; они сами и их семьи живут в тяжелых условиях, подвергаясь различным формам рабства и не имея системы социального обеспечения, которая могла бы их защитить. Кроме того, в настоящее время лишь одна треть трудоспособного населения мира пользуется системой социальной защиты или может пользоваться ею в ограниченных формах. Во многих странах растет насилие и организованная преступность, удушая свободу и достоинство личности, отравляя экономику и препятствуя развитию общего блага. Выход из этой ситуации может быть найден только через расширение возможностей для достойной работы.
 
Действительно, труд – это основа, на которой могут быть построены справедливость и солидарность в каждом сообществе. Поэтому «не нужно стараться как можно больше заменять человеческий труд техническим прогрессом: поступая так, человечество навредит само себе. Труд – необходимость, частица смысла жизни на этой земле, путь к зрелости, человеческому развитию и личной реализации».[18] Мы должны объединить идеи и усилия для создания условий и поиска решений, чтобы каждый человек трудоспособного возраста имел возможность своим трудом вносить вклад в жизнь семьи и общества.
 
Сегодня как никогда актуально продвижение достойных условий труда во всем мире, ориентированных на общее благо и сохранение творения. Необходимо обеспечить и поддержать свободу предпринимательских инициатив и в то же время способствовать пробуждению социальной ответственности, дабы прибыль не была единственным руководящим критерием.
 
В этой перспективе следует стимулировать, приветствовать и поддерживать на всех уровнях инициативы, побуждающие предприятия уважать основные права работниц и работников, повышая осведомленность не только среди учреждений, но и среди потребителей, гражданского общества и деловых кругов. Чем больше коммерческие предприятия осознют свою социальную роль, тем больше они становятся пространствами осуществления человеческого достоинства, участвуя тем самым, в свою очередь, в созидании мира. В этой связи политика призвана играть активную роль, содействуя установлению надлежащего баланса между экономической свободой и социальной справедливостью. Все, кто работает в этой сфере, начиная с работников и предпринимателей католиков, могут найти верное руководство в социальной доктрине Церкви.
 
Дорогие братья и сёстры! Сейчас, когда мы стремимся объединить наши усилия для выхода из пандемии, я хотел бы еще раз поблагодарить тех, кто работал и продолжает работать не щадя себя, с чувством ответственности, чтобы обеспечить образование, безопасность и защиту прав, предоставить медицинскую помощь, способствовать встрече больных с их семьями, поддержать материально тех, кто остался без средств к существованию или потерял работу. Я заверяю в своей молитвенной памяти обо всех жертвах и об их семьях.
 
Я призываю лидеров и тех, кто наделен политической и социальной ответственностью, пастырей и руководителей церковных общин, а также всех людей доброй воли идти вместе по этим трем путям: диалог между поколениями, воспитание и труд. Со смелостью и креативностью. И пусть будет все больше людей, которые в безмолвии, смиренно и упорно, день за днем становятся миротворцами. Пусть благословение Бога мира всегда направляет и сопровождает их!
 

Из Ватикана, 8 декабря 2021 года


 

 
[1] Ср. энциклика Populorum progressio (26 марта 1967 г.), 76 и далее.
 
[2] Ср. энциклика Laudato si’ (24 мая 2015 г.), 49.
 
[3] Ср. энциклика Fratelli tutti (3 ottobre 2020 г.), 231.
 
[4] Там же, 218.
 
[5] Там же, 199.
 
[6] Там же, 179.
 
[7] Ср. Там же, 180.
 
[8] Постсинодальное апост. увещание Christus vivit (25 марта 2019 г.), 199.
 
[9] Энциклика Laudato si’ (24 мая 2015 г.), 159.

 
[10] Ср.Там же
, 163; 202.
 
[11] Ср. Там же, 139.
 
[12] Ср. Послание к участникам IV Парижского форума мира, 11-13 ноября 2021 г.
 
[13] Ср. энциклика Laudato si’ (24 мая 2015), 231; Послание на LIV Всемирный день мира. Культура заботы как путь к миру (8 декабря 2020 г.).
 
[14] Энциклика Fratelli tutti (3 октября 2020 г.), 199.
 
[15] Видеопослание к участникам Global Compact on Education. Together to Look Beyond (15 октября 2020 г.).
 
[16] Ср. Видеопослание к участникам High Level Virtual Climate Ambition Summit (13 декабря 2020 г.).
 
[17] Ср. Св. Иоанн Павел II, энциклика Laborem exercens (14 сентября 1981 г.), 18.
 
[18] Энциклика Laudato si’ (24 maggio 2015 г.), 128.

21 декабря 2021, 11:37

https://www.vaticannews.va/ru/pope/news/2021-12/poslanie-papy-franciska-na-lv-vsemirnyj-den-mira.html