В праздник Святого Семейства Епископ Рима отметил, что Бог избрал скромную и простую семью, чтобы быть среди нас. В своём размышлении перед молитвой «Ангел Господень» Папа призвал верующих созерцать красоту этой тайны.
София Халходжаева
С семьёй связаны два конкретных аспекта, пояснил Святейший Отец: семья – это прежде всего история нашего происхождения:
«Никто из нас не родился волшебным образом, по мановению волшебной палочки. У каждого из нас есть собственная история, и семья – это та самая история, из которой мы берем своё начало. Евангелие сегодняшней литургии напоминает, что Иисус – тоже дитя конкретной семейной истории. Мы видим, как Он идет в Иерусалим с Марией и Иосифом на Пасху; затем Он заставляет маму и папу поволноваться, когда они не могут найти Сына; найдя Его, они вместе возвращаются домой (см. Лк 2,41-51). Как же это прекрасно – видеть Иисуса вовлечённым в эти нити семейных привязанностей, ведь Он родился и рос в объятиях родных людей, разделяя их заботы. Это важно и для нас, – подчеркнул Папа, – мы происходим из истории, сотканной из уз любви. <…> Возможно, семьи, в которых мы родились, не были какими-то исключительными, не знавшими проблем, но это история каждого из нас, это наши корни: если мы их обрубим, жизнь увянет! Бог создал нас не для того, чтобы мы были одинокими искателями приключений, а чтобы мы шли вместе. Возблагодарим Его за это и помолимся о наших семьях. Бог думает о нас и хочет, чтобы мы были вместе: благодарные, объединённые, способные хранить свои корни. Не будем забывать о своей истории».
Angelus 26 декабря 2021 г. Второй аспект заключается в том, что нам нужно каждый день учиться быть семьёй, продолжил Папа Франциск:
«В Евангелии мы видим, что даже в Святом Семействе не всё шло гладко: были неожиданные проблемы, тревоги, страдания. Святого Семейства, каким его изображают на святочных открытках, не существовало. Мария и Иосиф теряют Иисуса, с тревогой ищут Его и находят только через три дня. И когда, сидя среди учителей в Храме, Иисус отвечает, что должен заниматься тем, что принадлежит Отцу, родители не понимают Его. Им нужно время, чтобы узнать своего сына. Так и с нами: каждый день семье нужно учиться слушать друг друга, понимать друг друга, идти вместе, противостоять конфликтам и трудностям. Это каждодневный вызов, и он преодолевается правильными отношениями, простыми жестами, малыми знаками внимания. И ещё, – отметил Папа, – нам помогают беседы в семье, разговоры за столом, диалог между родителями и детьми, между братьями и сестрами. Это помогает ощутить семейные корни, которые идут от наших бабушек и дедушек, с которыми тоже нужно беседовать».
Angelus 26 декабря 2021 г. Идеалом общения в семье является Мария, Которая сказала Иисусу: «Отец Твой и Я с великой скорбью искали Тебя» (ст. 48). Мария не говорит «Я и Твой отец» – сначала Она говорит «отец Твой» и лишь затем упоминает о себе, подчеркнул Папа:
«Чтобы сохранить гармонию в семье, нужно бороться с диктатурой эгоцентризма. Опасно, когда вместо слушания друг друга, мы обвиняем друг друга в ошибках; когда вместо заботы друг о друге мы зациклены на собственных нуждах; когда вместо диалога мы отстраняемся от всех, погрузившись в смартфон. Прискорбное зрелище, когда за ужином в семье каждый разговаривает по своему мобильному телефону; когда мы бросаем в лицо друг другу обвинения, повторяя одни и те же фразы, всякий раз разыгрывая старую сцену, в которой каждый хочет быть правым, и которая всегда заканчивается ледяной тишиной».
Святейший Отец дал супругам один верный совет: «Вечером, когда всё закончилось, всегда миритесь. Никогда не ложитесь спать не помирившись, иначе на следующий день начнётся ‘холодная война’! А это опасно, потому что возникает череда взаимных обвинений и обид. Сколько раз, к сожалению, конфликты зарождаются и разрастаются в домашних стенах из-за длительных периодов молчания и из-за бесконтрольного эгоизма! Иногда это заканчивается даже физическим и моральным насилием. Всё это разрушает гармонию и убивает семью. Давайте перестроимся с ‘я’ на ‘ты’. Что должно быть важнее в семье, – так это ‘ты’. Пожалуйста, постарайтесь каждый день вместе молиться Господу о даре мира. Все мы – родители, дети, Церковь, общество – будем же поддерживать, защищать и оберегать семью, которая является нашим сокровищем!», – призвал Папа Франциск.
26 декабря, после молитвы Angelus, Папа Франциск напомнил, что в праздник Святого Семейства было опубликовано его послание, адресованное супружеским парам. «Это мой рождественский подарок вам, возможность ещё раз задуматься о значении семьи и Таинства Брака и научиться открывать для себя доброту и нежность Бога, Который сопровождает вас отцовской десницей. Откройте для себя радость идти по жизни вместе», – призвал супругов Епископ Рима.
София Халходжаева
Святейший Отец напомнил, что в июне следующего года в Риме состоится Всемирная встреча семей: все семьи призваны готовиться к этому событию через молитву и участвовать в его проведении в своих епархиях.
«Говоря о семье, – продолжил Папа, – на ум приходит одна проблема, весьма реальная, особенно здесь, в Италии: демографическая зима. Кажется, что многие пары предпочитают не иметь детей или иметь только одного ребенка. Подумайте об этом, потому что это трагедия. Несколько минут назад я смотрел по телевизору передачу, посвящённую этой теме. Давайте сделаем всё возможное, чтобы осознать эту проблему, преодолеть демографическую зиму, которая идёт против наших семей, против нашей родины и нашего будущего».
В конце обращения Папа Франциск приветствовал паломников, собравшихся, призвав их созерцать сцену Рождества Христова на площади Святого Петра и посетить выставку «100 рождественских вертепов», расположенную в колоннаде Бернини. Святейший Отец поблагодарил за рождественские пожелания, поступающие в его адрес со всего мира. Папа извинился, что не может ответить на все поздравления, заверив, что молится за их авторов: «Я особенно благодарен за молитвы в моих намерениях». – заключил Святейший Отец.
Святой Иосиф, преследуемый мигрант. Общая аудиенция 29 декабря
На общей аудиенции в среду 29 декабря Папа Франциск размышлял о святом Иосифе как о «смелом мигранте, которого преследовали». Именно так его описывает евангелист Матфей: это событие в жизни Иисуса, героями которого стали также Иосиф и Мария, традиционно известно как «бегство в Египет».
Ольга Сакун - Град Ватикан
«Семья из Назарета пережила это унижение и на себе испытала нестабильность, страх, боль оттого, что нужно было оставить свою землю. По сей день многие наши братья и многие наши сестры вынуждены переживать такую же несправедливость и страдание. Почти всегда причина этого заключается в насилии власть имущих. Точно так же это было и для Иисуса».
Царь Ирод узнаёт от волхвов о рождении «царя Иудейского», и эта новость лишает его уверенности в себе, он чувствует угрозу для своей власти. Поэтому Ирод велит истребить всех младенцев Вифлеема младше двух лет: именно таков, по подсчетам волхвов, был период, в который родился Иисус.
Тем временем ангел говорит Иосифу встать и бежать в Египет.
«Подумаем сегодня о том, как много людей чувствуют внутренний голос: ʺнадо бежать, потому что здесь опасноʺ».
Бегство Святого Семейства в Египет спасает жизнь Иисусу, но, к сожалению, не мешает Ироду осуществить свой убийственный замысел. Папа отметил, что здесь мы сталкиваемся с противоположными персонажами: с одной стороны – Ирод и его жестокость, с другой – Иосиф с его заботой и мужеством. Ирод хочет защитить лишь собственную власть, лишь «свою шкуру», тем самым символизируя многочисленных тиранов современности.
«История полна личностей, которые, живя во власти своих страхов, пытаются преодолеть их деспотизмом, реализуя бесчеловечные насильственные планы. Но не надо думать, будто только тираны живут подобно Ироду, - нет! На самом деле это то, до чего может дойти каждый из нас, когда хочет прогнать свои страхи деспотизмом, пусть даже только вербальным или состоящим из мелкого произвола ради унижения тех, кто рядом».
Иосиф и Ирод – противоположные персонажи, олицетворяющие две стороны человечества, подчеркнул Святейший Отец и пригласил молиться обо всех преследуемых, о мигрантах и о тех, кто попал в трудные обстоятельства, - политические, исторические или личные.
«Подумаем о многочисленных жертвах войны, которые хотели бы бежать из отечества, но не могут; подумаем о мигрантах, которые отправляются в путь к свободе и нередко заканчивают его на улице или в море; подумаем об Иисусе на руках у Иосифа и Марии, о том, как они бегут, - давайте увидим в них каждого из сегодняшних мигрантов».
Папа предложил вознести о них следующую молитву святому Иосифу:
«Святой Иосиф, ты, который испытал страдания вынужденных бежать, который бежал, чтобы спасти жизнь самых дорогих людей, защити всех, кто убегает от войны, от ненависти и голода. Укрепи их в трудностях, утверди в надежде, да обретут они гостеприимство и солидарность. Направляй их стопы и открой сердце тех, кто может им помочь. Аминь».