АПОСТОЛЬСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ЕГО СВЯТОСТИ Папы Франциска
НА МАЛЬТУ (2-3 АПРЕЛЯ 2022 ГОДА)
МОЛИТВЕННАЯ ВСТРЕЧА
СЛОВО СВЯТОГО ОТЦА
У креста Иисуса стоят Мария и Иоанн. Мать, родившая Сына Божия, скорбит о его кончине, как тьма объяла мир; любимый ученик, который оставил все, чтобы следовать за ним, теперь стоит у ног распятого Учителя. Все кажется потерянным, все, кажется, ушло навсегда. И пока он принимает на себя раны человечества, Иисус молится: «Боже мой, Боже мой, почему Ты оставил меня?» ( Мф 27.46; Мк 15.34). Это и наша молитва в моменты жизни, отмеченные страданиями; это молитва, которая каждый день поднимается к Богу из вашего сердца, Санди и Доменико: спасибо за стойкость вашей любви, спасибо за ваше свидетельство веры!
Тем не менее, час Иисуса, который в Евангелии от Иоанна является часом смерти на кресте, представляет собой не завершение истории, а начало новой жизни. В самом деле, на кресте мы созерцаем милосердную любовь Христа, который широко раскрывает нам свои объятия и своей смертью открывает нас для радости вечной жизни. С часа конца открывается жизнь, которая начинается; с этого смертного часа начинается другой час, полный жизни: это время рождения Церкви. Из той первоначальной кельи Господь соберет народ, который продолжит идти непроницаемыми дорогами истории, неся в сердцах утешение Духа, которым осушит слезы человечества.
Братья и сестры, в этой Усыпальнице Та 'Пину мы можем вместе медитировать о новом начале, которое вытекает из часа Иисуса. Даже в этом месте, до великолепного здания, которое мы видим сегодня, была только маленькая часовня. Снос был заказан: это казалось концом. Но череда событий изменила ход вещей, как будто Господь хотел сказать этому населению: «Никто не назовет тебя Покинутой, и не назовут землю твою Опустошенной, но назовут тебя Радость Моя и землю твою Замужнею». ( Есть62.4). Эта маленькая церковь стала Национальной святыней, местом паломничества и источником новой жизни. Ты напомнила нам, Дженнифер: здесь многие вверяют Богородице свои страдания и радости, и каждый чувствует себя желанным гостем. Святой Иоанн Павел II также прибыл сюда как паломник, чья годовщина смерти сегодня. Место, которое казалось потерянным, теперь возрождает веру и надежду в народе Божием.
В свете этого давайте попробуем принять для себя приглашение часа Иисуса, этого часа спасения. Он говорит нам, что для обновления нашей веры и миссии общины мы призваны вернуться к тому началу, к зарождающейся Церкви, которую мы видим на кресте в Марии и Иоанне. Но что значит вернуться к тому началу? Что значит вернуться к истокам?
Прежде всего, речь идет о том, чтобы заново открыть сущность веры. Возвращение к Церкви истоков не означает оглядывания назад, чтобы скопировать церковную модель первой христианской общины. Мы не можем «пропустить историю», как будто Господь не говорил и не творил великих дел и в жизни Церкви в последующие века. Это также не значит быть слишком идеалистичным, воображая, что в этом сообществе не было трудностей; напротив, мы читаем, что ученики спорят и даже ссорятся между собой, и что они не всегда понимают учение Господа. Скорее, возвращение к истокам означает восстановление духа первой христианской общины, то есть возвращение к сердцу и открытие заново центра веры: отношения с Иисусом и провозглашение Его Евангелия всему миру. И это самое главное! В этом радость Церкви: евангелизировать.
В самом деле, мы видим, что после часа смерти Иисуса первые ученики, подобно Марии Магдалине и Иоанну, увидев пустой гроб, не теряя времени, с трепетом сердца бегут возвещать благую весть о Воскресении. Плач боли у креста превращается в радость возвещения. И я также думаю об апостолах, о которых написано: «Каждый день в храме и в домах учили и возвещали, что Иисус есть Христос» (Деяния 5:42). Главной заботой учеников Иисуса был не престиж общины и ее служителей, не общественное влияние, не утонченность богослужения. Нет. Беспокойство, которое двигало ими, было провозглашением и свидетельством Евангелия Христа (ср. Рим .1.1), потому что радость Церкви — евангелизировать.
Братья и сестры, Мальтийская церковь может похвастаться драгоценной историей, из которой можно черпать так много духовных и пастырских богатств. Однако жизнь Церкви — давайте всегда помнить — это не просто «прошлое, которое нужно помнить», а «великое будущее, которое нужно построить», послушное планам Божьим. Торжеств не может быть достаточно, красивых популярных событий, сильных и волнующих моментов; нам нужна вера, основанная и обновленная в личной встрече со Христом, в ежедневном слушании Его Слова, в активном участии в жизни Церкви, в душе народного благочестия.
Кризис веры, апатия практики веры, особенно в постпандемический период, и безразличие многих молодых людей к присутствию Бога – это не проблемы, которые мы должны «смягчить», думая, что все-таки некий религиозный дух все еще сопротивляется, нет. Иногда, на самом деле, строительные леса могут быть религиозными, но за этим платьем вера стареет. Элегантный гардероб религиозной одежды, на самом деле, не всегда соответствует живой вере, одушевленной динамизмом евангелизации. Необходимо быть бдительным, чтобы религиозные практики не сводились к повторению репертуара прошлого, а выражали живую, открытую веру, распространяющую радость Евангелия, потому что радость Церкви заключается в евангелизации.
Я знаю, что вы начали через Синод процесс обновления: благодарю вас за это путешествие. Братья, сестры, пора вернуться к тому началу под крестом, глядя на первую христианскую общину. Быть Церковью, которая заботится о дружбе с Иисусом и провозглашении его Евангелия, а не о поиске пространства и внимания; церковь, в центре которой свидетельство, а не какой-то религиозный обычай; Церковь, желающая встречать всех горящим светильником Евангелия, а не быть замкнутым кругом. Не бойтесь вступать, как вы уже делаете, в новые пути, может быть, даже рискованные, евангелизации и проповеди, затрагивающие жизнь, потому что радость Церкви заключается в евангелизации.
Давайте еще раз посмотрим на истоки, на Марию и Иоанна под крестом. У истоков Церкви их ответный жест доверительности. Господь ведь вверяет каждого попечению другого: Иоанна Марии и Мария Иоанну, так что «с того часа ученик взял Ее с Собою» (Ин . 19:27). Возвращение к началу также означает развитие искусства приветствия. Среди последних слов Иисуса с креста те, что были обращены к Матери и Иоанну, увещевают нас сделать гостеприимство вечным стилем ученичества. На самом деле это был не простой жест благочестия, ради которого Иисус доверил свою мать Иоанну, чтобы она не осталась одна после его смерти, а конкретное указание, как жить по высшей заповеди, заповеди любви. Поклонение Богу проходит через близость к брату.
А как важна любовь между братьями и сестрами и гостеприимство ближнего в Церкви! Об этом напоминает нам Господь в час креста, во взаимном принятии Марии и Иоанна, увещевая христианскую общину всех времен не утратить этого приоритета. «Вот твой сын», «Вот твоя мать» (ст. 26.27); это все равно, что сказать: вы одной кровью спасены, вы одна семья, поэтому приветствуйте друг друга, любите друг друга, залечивайте раны друг друга. Без подозрений, без разногласий, слухов, сплетен и недоверия. Братья и сестры, сделайте «синод», то есть «пройдите вместе». Потому что Бог присутствует там, где царит любовь!
Дорогие друзья, взаимное принятие, не из простой формальности, а во имя Христа, является постоянным вызовом. Это так, прежде всего, для наших церковных отношений, потому что наша миссия приносит плоды, если мы трудимся в дружбе и братском общении. Вы два прекрасных сообщества, Мальта и Гозо, Гозо и Мальта - я не знаю, какое из них важнее, а какое первое! - прям как двое были Мария и Джованни! Пусть слова Иисуса на кресте станут вашей путеводной звездой, чтобы приветствовать друг друга, создавать знакомство, работать в общении! И всегда двигаться вперед в евангелизации, потому что радость Церкви заключается в евангелизации.
Но приветствие — это еще и лакмусовая бумажка для проверки того, насколько эффективно Церковь пронизана духом Евангелия. Марию и Иоанна встречают не в теплом убежище горницы, а у креста, в том темном месте, где они были осуждены и распяты как преступники. И мы тоже не можем приветствовать друг друга наедине, под сенью наших прекрасных Церквей, в то время как снаружи многие братья и сестры страдают и распинаются от боли, нищеты, насилия. Вы находитесь в решающем географическом положении, глядя на Средиземное море как на полюс притяжения и приют спасения для многих людей, брошенных жизненными бурями, которые по разным причинам прибывают на ваши берега. Перед лицом этих бедняков сам Христос предстает перед вами. Таков был опыт апостола Павла, которого после ужасного кораблекрушения тепло встретили ваши предки. В Деяниях Апостолов говорится: «Жители приветствовали нас всех вокруг костра, который они зажгли, потому что пошел дождь и было холодно» (Деяния 28:2).
Вот по Евангелию мы призваны жить: приветствовать, быть знатоками человечества, зажигать огни умиления, когда холод жизни висит над страждущими. И в этом случае из драматического опыта родилось нечто важное, потому что Павел провозглашал и распространял Евангелие, а позже по его стопам пошли многие глашатаи, проповедники, священники и миссионеры, побуждаемые Святым Духом, евангелизировать, продвигать радость Церкви, которая должна евангелизировать. Я хотел бы выразить особую благодарность им, этим евангелизаторам, многочисленным мальтийским миссионерам, которые распространяли радость Евангелия по всему миру, многим священникам, верующим мужчинам и женщинам и всем вам. Как сказал ваш епископ, монсеньор Теума, вы маленький остров, но с большим сердцем. Вы – сокровище в Церкви и для Церкви. Еще раз говорю: вы сокровище в Церкви и для Церкви. Чтобы сохранить его, мы должны вернуться к сути христианства: к любви к Богу, двигателю нашей радости, которая заставляет нас идти по дорогам мира; и приветствовать нашего ближнего, который является нашим самым простым и самым прекрасным свидетелем в мире, и таким образом идти вперед по дорогам мира, потому что радость Церкви состоит в евангелизации.
Да сопровождает вас на этом пути Господь и ведет вас Пресвятая Богородица. Пусть она, попросившая нас трижды помолиться «Радуйся, Мария», чтобы напомнить нам о ее материнском сердце, возродит в нас, своих детей, огонь миссии и желание заботиться друг о друге. Да хранит вас Богородица и сопровождает вас в евангелизации.
https://www.vatican.va/content/francesco/it/homilies/2022/documents/20220402-malta-preghiera.html