XXXVII ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ МОЛОДЕЖИ
СВЯТАЯ МЕССА
СЛОВО СВЯТОГО ОТЦА ФРАНЦИСАСобор Асти
Торжество Господа нашего Иисуса Христа Царя Вселенной - Воскресенье, 20 ноября 2022 г. Мы видели этого мальчика, Стефана, который просил дать ему служение послушника на пути к священству. Мы должны молиться за него, чтобы он мог продолжать свое призвание и быть верным; но мы должны молиться и за эту церковь Асти, чтобы Господь послал священнические призвания, потому что, как видите, большинство стары, как я: нужны молодые священники, как некоторые здесь, очень хорошие. Мы молим Господа благословить эту землю.
И из этих земель мой отец уехал эмигрировать в Аргентину; и в этих землях, сделанных драгоценными благодаря хорошим продуктам земли и, прежде всего, искреннему трудолюбию людей, я пришел, чтобы заново открыть для себя аромат корней. Но сегодня снова Евангелие возвращает нас к истокам веры . Они находятся в засушливой земле Голгофы, где семя Иисуса, умерев, дало надежду прорасти: посаженное в сердце земли, оно открыло нам путь на Небеса; своей смертью он дал нам вечную жизнь; через древо креста принес нам плоды спасения. Итак, взглянем на Него, взглянем на Распятие.
На кресте появляется только одно предложение: «Это царь Иудейский» ( Луки 23:38). Вот титул: Царь.Однако, наблюдая за Иисусом, наше представление о царе переворачивается. Попробуем наглядно представить царя: представим себе сильного мужчину, сидящего на троне с драгоценными знаками отличия, со скипетром в руках и сверкающими перстнями между пальцами, при этом произносящего торжественные слова своим подданным. Это, грубо говоря, тот образ, который мы имеем в виду. Но, глядя на Иисуса, мы видим, что все совсем наоборот. Он не сидит на удобном троне, а висит на виселице; Бог, «низлагающий сильных с престолов их» ( Лк. 1,52) работает слугой, распятым сильными мира сего; украшенный одними гвоздями и терниями, лишенный всего, но богатый любовью, с престола креста Он уже не учит толпы Своим словом, Он уже не поднимает руки Своей, чтобы учить. Он делает больше: ни на кого пальцем не показывает, а всем открывает объятья. Вот как проявляет себя наш Король: с распростертыми объятиями, a brasa aduerte .
Только входя в его объятия, мы понимаем: мы понимаем, что Бог дошел до парадокса креста, именно для того, чтобы обнять всех нас, даже самое далекое от него: нашу смерть - он обнял нашу смерть - , нашу боль, нашу бедность, наши слабости и наши страдания. И Он принял все это. Он стал слугой, чтобы каждый из нас чувствовал себя сыном: он заплатил за наше сыновство своим рабством; он позволял себя оскорблять и издеваться над собой, так что во всяком унижении никто из нас уже не одинок; он позволил себя раздеть, чтобы никто не чувствовал себя лишённым своего достоинства; он взошел на крест, чтобы в каждом распятии в истории было присутствие Бога. Вот наш Царь, Царь каждого из нас, Царь вселенной, потому что он перешел самые отдаленные границы человечества, он вошел в черные дыры ненависти, черные дыры покинутости, чтобы осветить каждую жизнь и охватить каждую реальность. Братья, сестры, мы празднуем сегодня Короля! Это нелегко понять, но он наш Царь. И вопрос, который следует задать себе: является ли этот Царь вселенной Царем моего существования? Верю ли я в Него? Как я могу прославлять его как Господа всего, если он не станет также Господом моей жизни? И вы, начинающие сегодня этот путь к священству, не забывайте, что это ваша модель: не цепляйтесь за почести, нет. Это ваша модель; если вы не думаете, что вы священник, как этот король, лучше остановитесь на этом.
Однако давайте все же сосредоточим свой взор на Иисусе Распятом. Видите ли, Он не просто наблюдает за вашей жизнью какое-то мгновение, Он не бросает на вас мимолетный взгляд, как мы часто делаем с Ним, но Он остается там, brasa aduerte., сказать тебе молча, что ничто в тебе ему не чуждо, что он хочет тебя обнять, поднять, спасти таким, какой ты есть, с твоей историей, твоими страданиями, твоими грехами. Но Господи, это правда? С моими страданиями ты любишь меня так? В этот момент каждый думает о своей бедности: «Но разве ты любишь меня с той душевной нищетой, которая у меня есть, с этой ограниченностью?». И Он улыбается и дает нам понять, что Он любит нас и отдал Свою жизнь за нас. Давайте немного подумаем о наших пределах, даже о хороших вещах: Он любит нас такими, какие мы есть, такими, какие мы есть сейчас. Он дает нам возможность царствовать в жизни, если вы отдадитесь Его кроткой любви, которая предлагает себя, но не навязывается — любовь Божья никогда не навязывается — его любви, которая всегда прощает вас. Много раз мы устаем прощать людей и крестимся, совершаем общественные похороны. Он никогда не устает прощать, никогда, никогда: оно всегда ставит тебя на ноги, оно всегда восстанавливает твое королевское достоинство. Да откуда спасение? От того, чтобы позволять ему любить себя, потому что только так мы освобождаемся от рабства нашего эго, от страха одиночества, от мысли, что мы не можем этого сделать. Братья, сестры, будем часто ставить себя перед Распятием, будем любимы, потому что они brasa aduerte тоже открывает нам рай, как для «хорошего вора». Мы слышим ту фразу, обращенную к нам, единственную, которую Иисус говорит сегодня с креста: «Будешь со Мною в раю» ( Лк . 23:43). Это то, что Бог хочет и имеет в виду для нас, для всех нас, каждый раз, когда мы позволяем ему взглянуть на себя, и тогда мы понимаем, что у нас нет неведомого бога, который находится там, на небесах, могущественный и далекий, нет: близкий Бог, близость есть стиль Бога: близость, с нежностью и милосердием. Это стиль Бога, другого стиля у Него нет. Близкий, милосердный и нежный. Нежный и сострадательный, чьи распростертые объятия утешают и ласкают. Вот наш король!
Братья, сестры, посмотрев на это, что мы можем сделать? Евангелие сегодня предлагает нам два пути. Перед Иисусом есть те, кто действует как зрители , и те, кто участвует . Зрителей много, большинство. Они смотрят, это зрелище — видеть, как кто-то умирает на кресте. На самом деле, — говорится в тексте, — «народ смотрел» (ст. 35). Они были неплохими людьми, многие были верующими, но при виде Распятия остаются зрителями: не делают шага вперед к Иисусу, а смотрят на Него издалека, любопытно и равнодушно, без особого интереса, не спрашивая себя, что делать. Возможно, они будут комментировать: «Но посмотри на это...», будут высказывать суждения и мнения: «Но он невиновен, посмотри на это вот так...» Кто-то, должно быть, жаловался, но все стояли и смотрели, сложа руки. руки, руки скрещены. Но и у креста есть зрители: вожди народа, желающие стать свидетелями кровавого зрелища бесславной кончины Христа; солдаты, надеющиеся, что расстрел скоро кончится, разойтись по домам; один из преступников, вымещающий свой гнев на Иисусе. Смеются, оскорбляют, выпускают пар.
И все эти зрители разделяют рефрен, который в тексте повторяется трижды: «Если ты король, спасайся !» (см. ст. 35.37.39) Его вот так оскорбляют, бросают ему вызов! Спаси себя , прямо противоположное тому, что делает Иисус, который думает не о себе, а о спасении оскорбляющих его. Но спаси себя заражает: от вождей до солдат, до людей, волна зла доходит почти до всех. Но мы думаем, что зло заразно, оно заражает нас: как когда мы подхватываем заразную болезнь, она сразу же заражает нас. И эти люди говорят об Иисусе, но ни на мгновение не настраиваются на Иисуса, они отстраняются и говорят. Это смертельная зараза равнодушия. Равнодушие - плохая болезнь. «Меня это не трогает, меня это не трогает». Безразличие к Иисусу и равнодушие также к больным, к бедным, к беднякам земли. Мне нравится спрашивать людей, и я спрашиваю каждого из вас; Я знаю, что каждый из вас раздает милостыню бедным, и я спрашиваю вас: «Когда вы подаете милостыню бедным, вы смотрите им в глаза? Способны ли вы смотреть в глаза тому бедному мужчине или женщине, которые просят у вас милостыню? Когда ты подаешь милостыню бедным, ты бросаешь монету или касаешься его руки? Способны ли вы прикоснуться к человеческому несчастью?». Все тогда дайте ответ сегодня. Эти люди были равнодушны. Эти люди говорят об Иисусе, но не настраиваются на Иисуса И это смертельная зараза равнодушия: она создает расстояния с страданием. Волна зла всегда распространяется так: она начинается с того, что отдаляешься, наблюдаешь, ничего не делая, не заботясь, потом думаешь только о том, что тебя интересует, и привыкаешь отворачиваться. И это тоже риск для нашей веры, которая увядает, если остается теорией и не становится практикой, если нет причастности, если мы не тратим себя лично, если мы не ставим себя на кон. Тогда мы становимся христианами розовой воды — как я слышал у себя дома — которые говорят, что верят в Бога и хотят мира, но они не молятся и не заботятся о ближнем своем, а также, они не заботятся ни о Боге, ни о мире. Эти христиане только на словах, поверхностны!
Это была плохая волна, которая была на Голгофе. Но есть и благодатная волна добра. Среди множества зрителей вмешивается один, то есть «хороший вор». Другие смеются над Господом, Он говорит с ними и называет их по имени: «Иисус»; многие бросают на него свой гнев, он исповедуется в своих ошибках Христу; многие говорят: «Спаси себя», Он молится: «Иисус, вспомни меня» (ст. 42). Просто попросите об этом Господа. Это красивая молитва. Если каждый из нас повторяет ее каждый день, это прекрасная дорога: дорога к святости: «Иисус, вспомни меня». Так преступник становится первым святым: он на мгновение приближается к Иисусу, и Господь удерживает его с собой навсегда. Теперь Евангелие говорит о добром разбойнике для нас, чтобы призвать нас победить зло, перестав быть зрителями. Пожалуйста, это хуже, чем делать зло, равнодушие. Когда начать? От уверенностью , от зова Бога по имени, как это делал добрый вор, который в конце жизни обретает мужественное доверие детей, которые доверяют, просят, настаивают. И доверчиво признает свои ошибки, плачет, но не о себе, а перед Господом. А мы, есть ли у нас это доверие, приносим ли мы Иисусу то, что у нас внутри, или мы маскируемся перед Богом, может быть, немного святости и ладана? Пожалуйста, не придумывайте духовность — это скучно. Перед Богом: мыло да вода, только без грима, а душа как есть. И вот откуда приходит спасение. Те, кто практикует доверие, подобно этому доброму разбойнику, учатся ходатайствунаучитесь приносить Богу то, что он видит, страдания мира, людей, которых он встречает; сказать ему, как добрый вор: «Вспомни, Господи!». Мы в мире не только для того, чтобы спасти себя, нет: но для того, чтобы привести братьев и сестер в объятия Царя.Ходатайство, напоминая Господа, открывает врата рая. Но ходатайствуем ли мы, когда молимся? «Помни, Господи, помни меня, мою семью, помни эту проблему, помни, помни…» Привлечь внимание Господа.
Братья, сестры, сегодня наш Царь со креста смотрит на нас brasa aduerte . Нам решать, быть зрителями или участвовать. Я зритель или хочу участвовать? Мы видим сегодняшние кризисы, упадок веры, отсутствие участия... Что нам делать? Ограничиваемся ли мы теориями, ограничиваемся ли мы критикой или закатываем рукава, берем жизнь в свои руки, переходим от «если» извинений к «да» молитвы и служения? Мы все думаем, что знаем, что не так с обществом, все; мы каждый день говорим о том, что не так в мире, а также в Церкви: в Церкви много чего не так. Но тогда мы что-то делаем? Пачкаем ли мы руки, как нашего Бога, пригвожденного к дереву, или мы стоим, засунув руки в карманы, и смотрим? Сегодня, когда Иисус, раздетый догола на кресте, снимает всякое покрывало с Бога и разрушает всякий ложный образ Своего царствования, давайте взглянем на Него, чтобы найти в себе мужество взглянуть на самих себя, ходить путями упования и ходатайства, сделать себя рабами, чтобы царствовать с Ним. "Вспомни, Господи, вспомни": Молитвой сей почаще молимся. Спасибо.
https://www.vatican.va/content/francesco/it/homilies/2022/documents/20221120-omelia-cristo-redelluniverso.html