ЮБИЛЕЙ БОЛЬНЫХ И МИРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
СВЯТАЯ МЕССА
ПРОПОВЕДЬ СВЯТОГО ОТЦА ФРАНЦИСКААвтор: S. E. MONS. RINO FISICHELLA
площадь Святого ПетраV воскресенье Великого поста, 6 апреля 2025 г. «Вот, я делаю что-то новое: прямо сейчас он прорастает, разве вы этого не замечаете?» (
Is 43,19). Это слова, которые Бог через пророка Исаию обращается к народу Израиля в изгнании в Вавилоне. Для израильтян это трудное время, кажется, что все потеряно. Иерусалим был завоеван и опустошен солдатами царя Навуходоносора II, и народу, депортированному, ничего не осталось. Горизонт кажется закрытым, будущее темное, вся надежда сорвана. Все могло заставить изгнанников отпустить, горько смириться, почувствовать, что они больше не благословлены Богом.
Тем не менее, именно в этом контексте призыв Господа состоит в том, чтобы понять что-то новое, что рождается. Не то, что произойдет в будущем, а то, что уже происходит, которое прорастает, как бутон. Что это? Что может родиться, действительно, что уже может прорасти в такой пустынной и отчаянной панораме?
То, что рождается, - это новый народ. Народ, который, разрушив ложную уверенность прошлого, открыл для себя то, что важно: держаться вместе и ходить вместе в свете Господнем (ср.
Is 2,5). Народ, который сможет восстановить Иерусалим, потому что вдали от святого города, с ныне разрушенным храмом, больше не имея возможности совершать торжественные литургии, научился встречаться с Господом по-другому :в обращении сердца (ср.
Гер 4,4), исповедуя право и справедливость, заботясь о бедных и нуждающихся (ср.
Гер 22,3), в делах милосердия.
Это то же самое послание, которое мы можем по-разному понять и в отрывке из Евангелия (ср.
Gv 8,1-11). Здесь тоже есть человек, женщина, жизнь которой разрушена: не географическим изгнанием, а моральным осуждением. Она грешница и поэтому далека от закона и обречена на остракизм и смерть. Для нее тоже, кажется, больше нет надежды. Но Бог не оставляет ее. Действительно, когда его мучители уже сжимают камни в руках, Иисус входит в ее жизнь, защищает ее и уклоняется от их насилия, давая ей возможность начать новое существование: «Пойдет’» - говорит он ей. – “ты свободна” , “вы спасены” (ср. ст. 11).
С этими драматическими и трогательными рассказами литургия приглашает нас сегодня возобновить на постном пути веру в Бога, Который всегда присутствует рядом с нами, чтобы спасти нас. Нет ни изгнания, ни насилия, ни греха, ни какой-либо другой реальности жизни, которая могла бы помешать ему стоять у нашей двери и стучать, готовый войти, как только мы позволим ему (ср.
Ap 3,20). На самом деле, особенно когда испытания становятся все труднее, его благодать и любовь сжимают нас еще сильнее, чтобы поднять нас.
Сестры и братья, мы читаем эти тексты, отмечая юбилей больных и мира здравоохранения, и, безусловно, болезнь является одним из самых трудных и тяжелых испытаний в жизни, когда мы касаемся рукой, насколько мы хрупки. Это может привести к тому, что мы почувствуем себя людьми в изгнании или женщиной Евангелия: лишенными надежды на будущее. Но это не так. Даже в такие моменты Бог не оставляет нас одних, и если мы отдаемся ему, то там, где наши силы истощаются, мы можем испытать утешение его присутствия. Он сам, сделавшись человеком, хотел разделить во всем нашу слабость (ср.
Проволоки 2,6-8) и хорошо знает, что такое страдание (ср.
Is 53,3). Поэтому мы можем сказать ему и доверить нашу боль, обязательно найдя сострадание, близость и нежность.
Но не только. В своей уверенной любви, на самом деле, он вовлекает нас, потому что мы можем стать в свою очередь, друг для друга, “ангелы” , посланники его присутствия, до такой степени, что часто, как для страдающих, так и для тех, кто помогает, кровать больного может превратиться в “святое место” о спасении и искуплении.
Дорогие врачи, медсестры и медицинские работники, заботясь о своих пациентах, особенно о самых хрупких, Господь дает вам возможность постоянно обновлять вашу жизнь, питая ее благодарностью, милосердием, надеждой (ср. Булла
Spes не confundit, 11). Он призывает вас просветить ее смиренным осознанием того, что ничто не само собой разумеющееся и что все есть дар Божий; подпитывать ее тем человечеством, которое вы испытываете, когда, отбросив явления, остается то, что имеет значение: маленькие и великие жесты любви. Позвольте присутствию больных войти в ваше существование как дар, исцелить ваше сердце, очистить его от всего, что не является милосердием, и согреть его огненным, сладким огнем сострадания.
С Вами, дорогие больные братья и сестры, в этот момент моей жизни я разделяю многое: опыт немощи, чувства слабости, зависимости от других во многих вещах, необходимости поддержки. Это не всегда легко, но это школа, в которой мы учимся каждый день любить и позволять себе любить, не требуя и не отвергая, не сожалея и не отчаиваясь, благодарны Богу и братьям за добро, которое мы получаем, оставлены и уверены в том, что еще впереди. Больничная палата и кровать немощи могут быть местами, где можно услышать голос Господа, который также говорит нам: «Вот, я делаю что-то новое: прямо сейчас он прорастает, разве вы этого не замечаете?» (
Is 43,19). И таким образом обновить и укрепить веру.
Бенедикт XVI - который дал нам прекрасное свидетельство безмятежности во время его болезни-писал, что «мера человечества определяется по существу в отношении к страданиям» и что «общество, которое не может принять страждущих [ ... ], является жестоким и бесчеловечным обществом» (Букв.
Spe salvi, 38). Это правда: совместное преодоление страданий делает нас более человечными, а разделение боли-важная остановка на любом пути святости.
Дорогие, мы не отводим тех, кто хрупок, от нашей жизни, как, к сожалению, сегодня иногда делает определенный тип мышления, мы не остракизируем боль из нашего окружения. Давайте сделаем это скорее возможностью расти вместе, развивать надежду благодаря любви, которую Бог первым излил в наши сердца (ср.
Rm 5,5) и что, помимо всего, есть то, что остается навсегда (ср.
1Cor 13,8-10.13).
https://www.vatican.va/content/francesco/it/homilies/2025/documents/20250406-omelia-giubileo-ammalati.html