Апостольское путешествие в Турцию: встреча с властями, гражданским обществом и дипломатическим корпусом (Анкара, 27 ноября 2025 г.)Господин Президент,
Уважаемые представители власти и члены дипломатического корпуса,
Дамы и господа!Благодарю вас от всего сердца за ваш радушный приём! Я рад начать апостольский путь моего понтификата с вашей страны, поскольку эта земля неразрывно связана с истоками христианства и сегодня призывает детей Авраама и всё человечество к братству, признающему и ценящему различия.
Природная красота вашей страны побуждает нас защищать Божье творение. Более того, культурное, художественное и духовное богатство мест, где вы живёте, напоминает нам, что великие цивилизации, в которых развитие и мудрость объединяются, формируются во взаимодействии поколений, традиций и различных идей. Верно, что наш мир имеет за плечами многовековые конфликты, а вокруг нас он по-прежнему дестабилизирован амбициями и решениями, попирающими справедливость и мир. Однако перед лицом вызовов, с которыми мы сталкиваемся, быть народом с великим прошлым – это одновременно дар и ответственность.
Образ моста через Дарданеллы, выбранный эмблемой моего путешествия, эффектно выражает особую роль вашей страны. Вы занимаете важное место в настоящем и будущем Средиземноморья и всего мира, прежде всего благодаря ценности вашего внутреннего многообразия. Ведь, прежде чем соединить Азию и Европу, Восток и Запад, этот мост связывает Турцию с самой собой, объединяя её части и, так сказать, превращая её в перекрёсток восприятий, который гомогенизация обеднила бы. Общество, по сути, живо, если оно многообразно: именно мосты между его разнообразными душами делают его гражданским обществом. Сегодня человеческие сообщества всё больше поляризуются и раздираются крайними позициями, которые их фрагментируют.
Хочу заверить вас, что христиане, являющиеся частью турецкой идентичности и ощущающие её, также намерены внести позитивный вклад в единство вашей страны. Эта идентичность так высоко ценилась
святым Иоанном XXIII, которого вы помните как “Папу Римского Турции” за глубокую дружбу, всегда связывавшую его с вашим народом. Будучи администратором Латинского викариата Стамбула и апостольским делегатом в Турции и Греции с 1935 по 1945 год, он активно работал над тем, чтобы католики не отчуждались от строительства вашей новой Республики. ««Вот, — писал он в те годы, — мы, латинские католики Стамбула, и католики других обрядов: армянские, греческие, халдейские, сирийские и т. д., представляем собой скромное меньшинство, живущее на поверхности огромного мира, с которым у нас лишь поверхностный контакт. Мы предпочитаем отличать себя от тех, кто не исповедует нашу веру: православных братьев, протестантов, иудеев, мусульман, верующих или неверующих других религий [...]. Кажется логичным, что каждый должен заботиться о себе, о своей семье или национальной традиции, оставаясь в пределах узкого круга своей собственной группы [...]. Мои дорогие братья и дети, я должен сказать вам, что в свете Евангелия и католического принципа это ложная логика»
[1]. С тех пор, несомненно, в Церкви и в вашем обществе был сделан большой шаг вперёд, но эти слова по-прежнему проливают свет и продолжают вдохновлять евангельскую и более истинную логику, которую
Папа Франциск определил как “культуру встречи»”.
Из самого сердца Средиземноморья
мой достопочтенный Предшественник противостоял “глобализации безразличия”, призывая сочувствовать чужой боли, прислушиваться к плачу бедных и земли, вдохновляя тем самым сострадательные действия, отражение единого Бога, милостивого и милосердного, «долготерпеливого и многомилостивого» (
Пс. 103:8). Образ великого моста также полезен в этом отношении. Бог, открывая себя, построил мост между небом и землей: Он сделал это для того, чтобы наши сердца изменились, уподобившись Его. Это подвесной мост, грандиозный, почти бросающий вызов законам физики: такова любовь, которая, помимо своего интимного и личного измерения, имеет также видимое и публичное.
Справедливость и милосердие бросают вызов закону силы и осмеливаются требовать, чтобы сострадание и солидарность стали критериями развития. Поэтому в таком обществе, как турецкое, где религия играет заметную роль, крайне важно уважать достоинство и свободу всех детей Божьих: мужчин и женщин, соотечественников и иностранцев, богатых и бедных. Мы все – дети Божьи, и это имеет личные, социальные и политические последствия. Те, чьи сердца послушны Божьей воле, всегда будут способствовать общему благу и уважению ко всем. Сегодня это серьёзный вызов, который должен изменить местную политику и международные отношения, особенно в условиях технологического прогресса, который в противном случае мог бы усугубить несправедливость, а не способствовать её исчезновению. Даже искусственный интеллект, по сути, воспроизводит наши предпочтения и ускоряет процессы, которые, при ближайшем рассмотрении, были инициированы не машинами, а человечеством. Поэтому давайте работать вместе, чтобы изменить траекторию развития и исправить ущерб, уже нанесённый единству человечества.
Дамы и господа, я говорил о “человеческой семье”. Эта метафора призывает нас установить связь – и, опять же, мост – между судьбами всех и опытом каждого человека. Для каждого из нас семья, по сути, была первой ячейкой общественной жизни, где мы познали, что без другого нет “себя”. В турецкой культуре семья играет большую роль, чем в других странах, и нет недостатка в инициативах, поддерживающих её центральную роль. Именно в ней развиваются основополагающие установки на гражданское сосуществование и первичная, фундаментальная чувствительность к общему благу. Конечно, каждая семья может замыкаться в себе, культивировать враждебность или препятствовать самовыражению некоторых своих членов, вплоть до препятствования развитию их талантов. Однако не индивидуалистическая культура и не презрение к браку и плодовитости могут дать людям больше возможностей для жизни и счастья.
На этот обман потребительской экономики, где одиночество становится
бизнесом, мы должны ответить культурой, которая ценит привязанность и связи. Только вместе мы становимся подлинными собой. Только через любовь наш внутренний мир становится глубоким, а наша идентичность – сильной. Те, кто пренебрегает фундаментальными узами и не учится даже принимать свои ограничения и хрупкость, легче становятся нетерпимыми и неспособными взаимодействовать со сложным миром. Действительно, именно в семейной жизни ценность супружеской любви и вклад женщин проявляются совершенно особым образом. Женщины, в частности, благодаря учёбе и активному участию в профессиональной, культурной и политической жизни, всё больше служат стране и её позитивному влиянию на международной арене. Поэтому важные инициативы в этом направлении, направленные на поддержку семьи и вклада женщин в полное процветание общественной жизни, заслуживают высокой оценки.
Господин Президент, пусть Турция станет фактором стабильности и сближения между народами на службе справедливого и прочного мира. Визиты в Турцию четырёх Пап —
Павла VI в 1967 году,
Иоанна Павла II в 1979 году,
Бенедикта XVI в 2006 году и
Франциска в 2014 году — свидетельствуют о том, что Святой Престол не только поддерживает добрые отношения с Турецкой Республикой, но и стремится сотрудничать в построении лучшего мира с участием этой страны, которая является мостом между Востоком и Западом, между Азией и Европой, перекрёстком культур и религий. Сам повод для этой поездки — 1700-летие Никейского собора — говорит нам о встрече и диалоге, как и тот факт, что первые восемь Вселенских соборов состоялись на землях современной Турции.
Сегодня, как никогда ранее, нам нужны деятели, которые способствуют диалогу и ведут его с твёрдой волей и терпеливым упорством. После эпохи создания великих международных организаций, после трагедий двух мировых войн, мы переживаем период напряжённого глобального конфликта, в котором преобладают стратегии экономической и военной силы, подпитывая то, что
Папа Франциск назвал “половинчатой третьей мировой войной”. Мы не должны поддаваться этой тенденции! Будущее человечества зависит от этого. Энергия и ресурсы, поглощаемые этой разрушительной динамикой, отвлекаются от истинных задач, которые человечество должно решать вместе сегодня: мира, борьбы с голодом и нищетой, здравоохранения и образования, а также защиты творения.
Святой Престол, чья единственная сила – духовная и нравственная, стремится к сотрудничеству со всеми народами, которые заботятся о всестороннем развитии каждого человека. Давайте же идти вместе в истине и дружбе, смиренно уповая на Божью помощь. Благодарю вас.
________________
[1] Анджело Дж. Ронкалли (Иоанн XXIII),
Проповедь в Стамбуле. Проповеди, речи и пастырские заметки (1935–1944), Ольшки, Флоренция, 1993, 367–368.
https://www.vatican.va/content/leo-xiv/it/speeches/2025/november/documents/20251127-turchia-autorita.html