« Последний ответ от Аndr 18 Апреля, 2025, 18:15:03 »
Крестный путь в римском Колизее (фото из архива) ПАПА РИМСКИЙ
Папа: Бог не отвергает – Он спасает и бережно хранит
В Страстную пятницу 18 апреля у стен римского Колизея прозвучат размышления, подготовленные Папой Франциском к традиционному Крестному пути. По поручению Святейшего Отца вечернее богослужение возглавит генеральный викарий Римской епархии кардинал Бальдассаре Реина.
Виктор Владимиров – Град Ватикан
Крест, на который пригвождён Спаситель, становится местом встречи противоположностей, подчёркивает Папа: он разрушает стены, прощает долги, отменяет приговоры, восстанавливает примирение.
Это не просто путь страдания: это ответ Христа, взявшего на Себя ответственность за тех, кого любит. В свете веры Крестный путь становится не только молитвой, но и движением, изменяющим наши привычные маршруты, отмечает Папа. Путь Иисуса требует усилий, ибо в прагматичном мире особо ценно бескорыстие, дающее жизнь: разделённый город обретает единство, увядшая вера – плодородие, а каменное сердце – плоть. Папа обращает внимание на «домостроительство Божие», отличное от бездушной логики современности. Христос возлагает на Себя бремена мира сего, а Его дыхание – животворящий Святой Дух. Мы же, отмечает Папа, часто задыхаемся, избегая ответственности.
Епископ Рима напоминает, что Христос внимает распятому рядом с Ним злодею, принимает мольбу кающегося и молится за Своих палачей. Каждое стояние Крестного пути – отражение жизни: Небо снисходит до самой земли, и потому его можно встретить даже в пыли. Жить на земле – значит падать и вновь подниматься, радуясь каждому новому началу. Христос не боится быть слабым. Папа напоминает о современном мире, в котором «девяносто девять важнее одного». Мирская логика противоречит Божьей, ибо Христос ищет именно того, кто потерян. Поэтому обращение к Иисусу – это всегда смена курса, возвращение домой.
Образы участников Крестного пути становятся символами и для нас, подчёркивает Папа. Симон Киринеянин учит, что Господь может встретить нас совершенно неожиданно, и наша задача – возложить на свои плечи хотя бы частицу реальности, потому что иго Христа благо и бремя Его легко.
Женские фигуры – Пресвятая Дева, Вероника, дочери Иерусалима – орошают Крестный путь искренними слезами, выражают верность, внимание и сострадание. Эти женщины не говорят – они делают. По словам Папы, встреча с израненным ликом Христа способна навсегда изменить сердце: сегодня нужны слёзы обращения, которых нельзя стыдиться.
Последние стояния обозначены особой тишиной. Христос – «среди тех, кто ещё надеется, кто не смирился с мыслью, будто несправедливость неизбежна. Иисус в гробнице разделяет нашу жизнь и достигает бездны, которая так пугает нас, которой мы так стараемся избежать, «часто впустую» умножая дела. Нам кажется, что сейчас Христос «дремлет в бурном мире», но с Его воскресением, которое охватит всё творение, наступит мир между всеми народами, подчёркивает Святейший Отец.
« Последний ответ от Лида 17 Апреля, 2025, 17:35:28 »
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Великий Четверг после Литургии в Храме Христа Спасителя
17 апреля 2025 г. 16:17
17 апреля 2025 года, в Великий Четверток, день Воспоминания Тайной Вечери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и чин освящения святого мира в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие владыки! Отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с этим великим днем.
Ни у кого из нас жизненный путь не бывает простым. Даже если в молодости кажется, будто все в порядке, то в старости никто не сможет сказать: «Как я в молодости предполагал, так все и произошло — абсолютный порядок. благополучие и счастье». Так не бывает, и вовсе не потому, что существует, как полагали язычники, некий рок. Рок — это языческое понятие и ложное представление, будто некая неведомая сила управляет нашими поступками. В действительности мы сами управляем своими поступками; только мы и никто другой несем ответственность за все, что совершаем словом, делом, помышлением и всеми нашими чувствами, как говорится в молитве.
Для того-то и даются нам покаяние и дни Святой Четыредесятницы — с тем чтобы мы могли подумать о своей жизни так, как обычно не удается подумать. Ведь мы очень многим заняты, даже те, кто уже на пенсии; но каждый должен помнить, что его жизненный путь прервется, и каждый предстанет пред лицом Божиим. Собственно говоря, Великий пост и предназначен для того, чтобы человек, вырвавшись из суеты, из жизненной круговерти, мог посмотреть со стороны на самого себя, проанализировать свои мысли, свои поступки и, опираясь на помощь Божию, на молитву, на таинство Святого Причащения, действительно изменить свою жизнь к лучшему.
Именно так мы должны совершать наше земное поприще, никогда не теряя главной цели. Очень многое изо дня в день мешает нам идти по единственному спасительному пути, но Церковь Божия предлагает нам средства для того, чтобы мы могли этот путь опознать, чтобы у нас были силы по нему идти, и главное из этих средств — причащение Святых Христовых Таин.
Сегодня особый день: большинство людей исповедуются, причащаются, прикасаются к Божественной святыне, и очень важно помнить, что наше православное благочестие предполагает многое — и молитву, и пост, и доброделание, но все это не может привести нас ко спасению, если благодать Божия не будет вести нас по жизни.
«Благодатью вы все спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8-9), и самым мощным проводником благодати является Святая Евхаристия, причащение Тела и Крови Христовой. Вот почему мы должны часто причащаться. Это не значит, что мы должны приступать без подготовки, как случается, к сожалению, во многих других Православных Церквях, не говоря уже о церквях неправославных, когда причастие становится неким ритуалом, обязательным для всех. Очень важно, чтобы не возникало такое привыкание к святыне, чтобы у нас всегда оставалась потребность принести покаяние через исповедь, чтобы у нас всегда оставалась потребность приготовить себя — молитвенным правилом и посещением храма — к святому причащению.
Однако все то, что я сейчас перечислил, не может быть поводом для того, чтобы не причащаться. Иногда мы говорим: «Что-то я не дочитал и уже не пойду причащаться». Получается, сделал что-то одно неправильно, a потом делаешь и второе, еще более неправильное и губительное для души. Это не значит, что мы должны легкомысленно относиться к приготовлению к Святой Евхаристии — совсем нет! Но мы должны все свои силы, какие возможно, полагать для того, чтобы действительно со страхом Божиим и верой приступать к Святой Чаше.
И да помогает всем нам Господь преодолевать тяготение греха, тяготение соблазнов мира сего, иногда физические немощи, а иногда и самим себе внушаемые слабости, для того чтобы ничто земное не отвлекало нас от главного, чтобы ничто земное не мешало нам входить в реальное единство с Самим Богом, со Христом Иисусом через причащение Его Тела и Крови — Святых Христовых Таин. Аминь.
« Последний ответ от Аndr 17 Апреля, 2025, 15:03:06 »
СВЯТАЯ МЕССА ХРИСТОВА ПРОПОВЕДЬ СВЯТОГО ОТЦА ФРАНЦИСКАПРОЧИТАНО КАРДИНАЛОМ ДОМЕНИКО КАЛЬКАНЬО Базилика Святого ПетраВеликий четверг, 17 апреля 2025 г.
Дорогие епископы и священники, дорогие братья и сестры!
«Альфа и Омега, тот, кто есть, кто был и кто приходит, всемогущий» ( Ap 1,8) это Иисус. Тот самый Иисус, Которого лука описывает нам в синагоге Назарета, среди тех, кто знает его с детства и теперь восхищается им. Откровение – “Апокалипсис” - он предлагает себя в пределах времени и пространства: у него есть плоть как основа, поддерживающая надежду. Плоть Иисуса и наша. Последняя книга Библии рассказывает об этой надежде. Он делает это оригинальным способом, растворяя все апокалиптические страхи на солнце распятой любви. В Иисусе открывается книга истории, и вы можете прочитать ее.
У нас, священников, тоже есть история: обновляя обещания рукоположения в Великий четверг, мы признаемся, что можем прочитать ее только в Иисусе из Назарета. «Тот, кто любит нас и освободил нас от наших грехов своей кровью» ( Ap 1,5) он также открывает свиток нашей жизни и учит нас находить шаги, которые раскрывают его смысл и миссию. Когда мы позволяем ему наставлять нас, наше становится служением надежды, потому что в каждой из наших историй Бог открывает юбилей, то есть время и оазис благодати. Спросите себя: я учусь читать свою жизнь? Или мне страшно это делать?
Это целый народ, чтобы найти освежение, когда юбилей начинается в нашей жизни: не раз в двадцать пять лет-будем надеяться! – но в той повседневной близости священника к своему народу, где исполняются пророчества о справедливости и мире. «Он сделал нас царством, священниками для своего Бога и отца» ( Ap 1,6): вот народ Божий. Это царство священников не совпадает с духовенством. И «мы» что Иисус - это народ, границы которого мы не видим, где падают стены и обычаи. Тот, кто говорит: «Вот, я делаю все новое» ( Ap 21,5) разорвал завесу храма и приготовил для человечества город-сад, новый Иерусалим, в котором всегда открыты двери ( Ap 21,25). Таким образом, Иисус читает и учит нас Читать священство служения как чистое служение священническому народу, который скоро населит город, который не нуждается в храме.
Таким образом, юбилейный год представляет для нас, священников, особый призыв начать все сначала в знаке обращения. Паломники надежды, чтобы выйти из клерикализма и стать дикторами надежды. Конечно, если Альфа и Омега нашей жизни-это Иисус, мы тоже сможем встретить инакомыслие, которое он испытал в Назарете. Пастор, который любит свой народ, не живет в поисках согласия и одобрения любой ценой. И все же верность любви преобразует, сначала признают ее бедные, но медленно тревожат и притягивают и других. «Вот, [ ... ] каждый глаз увидит его, даже те, кто пронзил его, и за него все племена земли будут бить его грудь. Да, Аминь!» ( Ap 1,7).
Мы собрались здесь, Дорогие, чтобы сделать наши собственные и повторить это «Да, Аминь!» . Это исповедание веры народа Божьего: «Да, так оно и есть, держится как скала!» . Страсти, смерть и воскресение Иисуса, которые мы готовимся возродить, - это почва, которая прочно поддерживает Церковь и в ней наше священническое служение. И что это за почва? В котором перегной можем ли мы не только стоять, но и цвести? Чтобы понять это, нужно вернуться в Назарет, как так остро догадался Святой Шарль де Фуко.
«Он приехал в Назарет, где вырос, и, по своему обыкновению, в субботу, вошел в синагогу и встал читать» ( Lc 4,16). У нас есть как минимум две привычки: посещать синагогу и читать. Наша жизнь поддерживается хорошими привычками. Они могут иссушиться, но они показывают, где находится наше сердце. Иисус - сердце, влюбленное в слово Божье: в двенадцать лет его уже понимали, а теперь, став взрослым, Писания - его дом. Вот земля, перегной жизненно важно, что мы находим, став его учениками. «Ему дали свиток пророка Исаии; он открыл свиток и нашел шаг» ( Lc 4,17). Иисус знает, что он ищет. Ритуал синагоги позволял: после прочтения Тора каждый раввин мог найти пророческие страницы, чтобы актуализировать их послание. Но это еще не все: есть страница его жизни. Лука имеет в виду следующее: Из многих пророчеств Иисус выбирает, какое из них исполнить.
Дорогие священники, у каждого из нас есть слово, которое нужно исполнить. Каждый из нас имеет отношение к слову Божьему, которое приходит издалека. Мы ставим его на службу всем только тогда, когда Библия остается нашим первым домом. Внутри у каждого из нас есть самые дорогие страницы. Это красиво и важно! Мы также помогаем другим находить страницы своей жизни: возможно, жених и невеста, когда они выбирают чтения своей свадьбы; или кто находится в трауре и ищет отрывки, чтобы доверить милосердие Бога и молитву общины умершему. Есть страница призвания, как правило, в начале пути каждого из нас. Через нее бог еще призывает нас, если мы будем охранять ее, чтобы не было любви.
Тем не менее, для каждого из нас также важна страница, которую выбрал Иисус. Мы следуем за ним, и это касается нас и вовлекает нас в его миссию. «Он открыл свиток и нашел шаг, где было написано:
Дух Господа выше меня; для этого он освятил меня помазанием и послал меня принести бедным счастливое объявление, воззвать к заключенным об освобождении и слепым зрение; вернуть угнетенных на свободу, провозглашать год благодати Господней. Он перемотал рулон, вернул его санитару и сел» ( Lc 4,17-20).
Все наши глаза теперь прикованы к нему. Он только что объявил юбилей. Он сделал это не так, как другие. Он сказал: «Дух Господа выше меня» как тот, кто знает, о каком духе он говорит. И действительно добавляет: «Сегодня свершилось это писание, которое вы слышали» . Это божественно: чтобы слово стало реальностью. Факты теперь говорят, слова сбываются. Это новое, это сильное. «Вот, я делаю все новое» . Нет благодати, нет Мессии, если обещания остаются обещаниями, если они здесь не сбываются. Все трансформируется.
Именно этот дух мы призываем к нашему священству: мы были вложены в него, и дух Иисуса остается молчаливым главным героем нашего служения. Люди слышат его дыхание, когда в нас сбываются слова. Бедные, прежде других, и дети, подростки, женщины и даже те, кто в отношениях с церковью были ранены, имеют “чутье” Святого Духа: они отличают его от других мирских духов, признают его в совпадении в нас между объявлением и жизнью. Мы можем стать исполненным пророчеством, и это прекрасно! Священный крест, который мы освящаем сегодня, запечатывает эту преобразующую тайну на разных этапах христианской жизни. И будьте осторожны: никогда не расстраивайтесь, потому что это работа Бога. Верить, да! Верить, что Бог не подведет меня! Бог никогда не терпит неудачу. Мы помним это слово в рукоположении: «Бог осуществляет работу, начатую в тебе» . И это так.
Это Божья работа, а не наша: принести бедным счастливое послание, заключенным-освобождение, слепым-зрение, свободе-угнетенным. Если Иисус в свитке нашел этот шаг, то сегодня он продолжает читать его в биографии каждого из нас. Прежде всего потому, что до последнего дня он всегда проповедует нас, освобождает нас из тюрем, открывает нам глаза, поднимает тяжести, нагруженные на наши плечи. И потом, потому что, призывая нас к своей миссии и причастно вводя нас в свою жизнь, он освобождает и других через нас. Как правило, мы этого не замечаем. Наше священство становится юбилейным служением, как и его, без звука рога и трубы: в не кричащем, но радикальном и свободном посвящении. Это Царство Божье, то, что рассказывают притчи, эффективное и ненавязчивое, как дрожжи, тихое, как семя. Сколько раз малыши признавали это в нас? И способны ли мы сказать спасибо?
Одному Богу известно, насколько обильна месса. Мы, рабочие, переживаем труд и радость жатвы. Мы живем после Христа, в мессианское время. Призыв к отчаянию! С другой стороны, возврат и прощение долгов; перераспределение ответственности и ресурсов: народ Божий ожидает этого. Он хочет участвовать и, благодаря Крещению, является великим священническим народом. Масла, которые мы освящаем на этом торжественном празднике, предназначены для его утешения и мессианской радости.
Поле-это мир. Наш общий дом, столь обиженный, и человеческое братство, столь отвергнутое, но неутомимое, призывают нас к выбору лагеря. Урожай Божий для всех: живое поле, в котором растет в сто раз больше, чем посеянное. Вы оживляете нас в миссии радостью Королевства, которая окупает все усилия. На самом деле каждый фермер знает времена года, когда ничего не видно. В нашей жизни тоже нет недостатка. Это Бог, который выращивает и помазывает своих слуг маслом Летиции.
Дорогие верные, люди надежды, молитесь сегодня о радости священников. Да придет к Вам освобождение, обещанное священными писаниями и подпитываемое Таинствами. Многие страхи населяют нас, и нас окружает огромная несправедливость, но новый мир уже возник. Бог так возлюбил мир, что отдал нам Своего Сына Иисуса. Он смазывает наши раны и вытирает наши слезы. «Вот, приходит с облаками» ( Ap 1,7). Его Царство и слава в веках. Аминь.
17 апреля в Ватиканской базилике Мессу освящения мира и благословения елея возглавил кардинал Доменико Кальканьо, бывший президент Управления имуществом Апостольского Престола (APSA). В ходе богослужения Великого четверга иерарх зачитал проповедь, подготовленную Святейшим Отцом, который в эти недели проходит реабилитацию после болезни.
Виктор Владимиров – Град Ватикан
Папа Франциск раскрывает смысл священства сквозь призму апокалиптической надежды, укоренённой во плоти Христа. Альфа и Омега, Вседержитель – это Иисус, Который, как в синагоге Назарета, вновь провозглашает Священное Писание и через него раскрывает историю каждого священника. Только в Иисусе их истории обретают свет и становятся служением надежды.
Юбилей, утверждает Папа, начинается в каждом жесте пастырской близости, и весь народ находит утешение в этом времени благодати. Христос созидает «царство священников» не из клерикальных сфер, а из людей, среди которых рушатся стены и исчезают границы. Поэтому врата Нового Иерусалима постоянно открыты. Год Юбилея побуждает священников стать паломниками надежды, верными благовестниками, однако, как и Христос в Назарете, они неизбежно столкнутся с непониманием. Любовь пастыря не ищет одобрения, но духовно преображает вверенную ему паству.
По словам Епископа Рима, у каждого пресвитера есть свои библейские страницы для воплощения в жизнь, однако среди них крайне важен отрывок, избранный Самим Иисусом: благовестие бедным, освобождение пленных, исцеление слепых, свобода угнетённым. Именно это делает служение плодотворным.
Святая Месса освящения мира и благословения елея (Ватикан, базилика Св. Петра, 17 апреля 2025 г.) Люди чувствуют, когда слова становятся делом, в первую очередь – дети, женщины, неимущие, обездоленные, «а также те, кто пострадал в своих отношениях с Церковью»: они обладают «инстинктом» Святого Духа и распознают, когда слова священника совпадают с его жизнью, подчёркивает Папа Франциск:
«Дорогие верующие, люди надежды, молитесь сегодня о радости священников. Да придёт к вам избавление, обещанное Писанием и питаемое Таинствами. В нас живёт много страхов, нас окружает ужасная несправедливость, но уже взошла заря нового мира. Бог так возлюбил мир, что отдал нам Своего Сына, Иисуса. Он помазывает наши раны и осушает слёзы».
Святая Месса освящения мира и благословения елея (Ватикан, базилика Св. Петра, 17 апреля 2025 г.)
Папа встретился в Ватикане с персоналом больницы «Джемелли»
Утром 16 апреля Папа Франциск встретился в помещениях Зала Павла VI с руководством и сотрудниками Фонда больницы «Джемелли», Католического университета и Управления здравоохранения и гигиены Государства Града Ватикан. В аудиенции приняли участие около 70 человек из тех, кто помогал Папе в дни госпитализации.
Vatican News
Президент совета директоров Фонда «Джемелли» Даниеле Франко поздравил Святейшего Отца с наступающей Пасхой и пожелал скорейшего выздоровления. Со своей стороны Епископ Рима выразил признательность гостям, заверил в молитвах за каждого и попросил о молитве:
«Спасибо за безупречное служение в больнице, продолжайте в том же духе!» – сказал он.
Святейший Отец приветствовал и поблагодарил всех присутствующих по отдельности, начиная с ректора университета Элены Беккалли. Встреча продлилась около 20 минут.
« Последний ответ от Аndr 16 Апреля, 2025, 15:25:06 »
ПАПА ФРАНЦИСК КАТЕХИЗИС СВЯТОГО ОТЦАПОДГОТОВЛЕНО К ГЕНЕРАЛЬНОМУ СЛУШАНИЮ 16 АПРЕЛЯ 2025 ГОДА Среда, 16 апрель 2025
Цикл катехизации-юбилей 2025. Иисус Христос наша надежда. II. Жизнь Иисуса. Притча. 5. Милосердный отец. Он был потерян и был найден ( Lc 15,32)
Дорогие братья и сестры,
размышляя о встречах Иисуса с некоторыми персонажами Евангелия, я хотел бы остановиться, начиная с этой катехизации, на некоторых притчах. Как мы знаем, это рассказы, которые снимают образы и ситуации повседневной реальности. Поэтому они касаются и нашей жизни. Они провоцируют нас. И они просят нас занять позицию: где я в этой сказке?
Давайте начнем с самой известной притчи, которую мы все помним, возможно, с детства: притча об отце и двух детях ( Lc 15,1-3.11-32). В нем мы находим сердце Евангелия Иисуса, то есть милости Божией.
Евангелист Лука говорит, что Иисус рассказывает эту притчу фарисеям и книжникам, которые бормотали о том, что он ел с грешниками. По этой причине можно сказать, что это притча, адресованная тем, кто заблудился, но они этого не знают и судят других.
Евангелие хочет передать нам послание надежды, потому что оно говорит нам, что где бы мы ни заблудились, каким бы образом мы ни заблудились, Бог всегда приходит за нами! Мы заблудились, может быть, как овца, выйдя с тропы, чтобы сжечь траву, или отстали от усталости (ср. Lc 15,4-7). Или, может быть, мы заблудились, Как монета, которая, может быть, упала на землю и больше не лежит, или кто-то положил ее куда-то и не помнит, где. Или мы заблудились, Как два сына этого отца: младший, потому что ему надоело оставаться в отношениях, которые он считал слишком требовательными; но и старший тоже потерялся, потому что недостаточно оставаться дома, если в сердце есть гордость и обида.
Любовь-это всегда обязательство, всегда есть что-то, что мы должны потерять, чтобы встретиться друг с другом. Но младший сын притчи думает только о себе, как это происходит на определенных этапах детства и юности. На самом деле, вокруг нас мы также видим так много таких взрослых, которые не могут поддерживать отношения, потому что они эгоистичны. Они обманывают себя и вместо этого теряют себя, потому что только когда мы живем для кого-то, мы действительно живем.
Этот младший сын, как и все мы, жаждет привязанности, хочет, чтобы его любили. Но любовь-это драгоценный дар, к нему нужно относиться с осторожностью. Но он растрачивает его, продает себя, не уважает себя. Он замечает это во времена голода, когда о нем никто не заботится. Риск состоит в том, что в такие моменты мы заставляем себя умолять о любви и привязываемся к первому хозяину, который случается.
Именно эти переживания порождают в нас искаженную веру в то, что мы можем быть в отношениях только слугами, как будто мы должны искупить вину или как будто настоящей любви не может быть. На самом деле, его младший сын, когда он достиг дна, думает о том, чтобы вернуться в дом своего отца, чтобы собрать с земли несколько крошек любви.
Только те, кто действительно любит нас, могут освободить нас от этого ложного взгляда на любовь. В отношениях с Богом мы делаем именно этот опыт. Великий художник Рембрандт на знаменитой картине прекрасно изобразил Возвращение блудного сына. Меня особенно поражают две детали: голова молодого человека бритая, как у кающегося, но она также похожа на голову ребенка, потому что этот ребенок рождается снова. А потом руки отца: одна мужская, а другая женская, чтобы описать силу и нежность в объятиях прощения.
Но это старший сын, который представляет тех, для кого рассказывается притча: это сын, который всегда оставался дома со своим отцом, и все же он был далек от него, далек в сердце. Этот сын, возможно, тоже хотел бы уйти, но из страха или долга он остался там, в этих отношениях. Однако, когда вы настраиваетесь против желания, вы начинаете изливать гнев внутри себя, и рано или поздно этот гнев взрывается. Как это ни парадоксально, именно старший сын в конечном итоге рискует остаться вне дома, потому что он не разделяет радости отца.
Отец также выходит навстречу ему. Он не упрекает его и не призывает к долгу. Он просто хочет, чтобы она почувствовала его любовь. Она приглашает его войти и оставляет дверь открытой. Эта дверь остается открытой и для нас. На самом деле это причина надежды: мы можем надеяться, потому что знаем, что отец ждет нас, видит нас издалека и всегда оставляет дверь открытой.
Дорогие братья и сестры, давайте спросим себя, где мы находимся в этой замечательной сказке. И мы просим Бога Отца о благодати, чтобы мы могли найти себе путь домой.
« Последний ответ от Аndr 16 Апреля, 2025, 15:17:27 »
Возвращение блудного сына (Рембрандт) ПАПА РИМСКИЙ
Папа: Небесный Отец всегда оставляет дверь открытой
Зал печати Ватикана опубликовал текст катехизического наставления Святейшего Отца, которое он подготовил для общей аудиенции 16 апреля. Новый цикл юбилейных размышлений посвящён евангельским притчам. По словам Папы, они побуждают каждого найти собственное место в этих историях.
Виктор Владимиров – Град Ватикан
В центре внимания Епископа Рима – притча о милосердном отце и двух сыновьях (Лк 15,31-32). В ней раскрывается сердце Евангелия – милосердие Бога. Эта история адресована тем, кто, подобно фарисеям, считает себя праведным, но осуждает других, не замечая собственной отдалённости от Отца, отмечает Епископ Рима:
«Евангелие хочет передать послание надежды: где бы мы ни потерялись и как бы мы ни заблудились, Бог всегда приходит за нами!»
Оба сына из притчи теряются по-своему: младший – убегая от требований любви, старший – оставаясь, но не любя. И тот, и другой оказываются вдали от сердца отца, отмечает Папа. Любовь требует усилий, отказа от чего-то своего, но младший сын думает только о себе и ломает отношения, как многие взрослые эгоисты, не умеющие жить для других. Он хочет быть любимым, но обращается с любовью небрежно, растрачивает её. Лишь в бедствии он осознаёт свою утрату и начинает «выпрашивать любовь», привязываясь «к первому попавшемуся хозяину». Этот опыт порождает ложное убеждение, будто настоящая любовь невозможна, и «младший сын, опустившись на самое дно», возвращается домой, мечтая «подобрать с земли пару крошек любви».
«Лишь тот, кто по-настоящему нас любит, может освободить нас от этого ложного представления о любви», – подчёркивает Святейший Отец, вспоминая картину Рембрандта о возвращении блудного сына. На полотне заметны две детали: голова сына обрита, как у кающегося или как у новорождённого, а руки у отца – одна мужская, другая женская: образ силы и нежности прощения. Тем не менее именно старший сын представляет адресатов притчи. Он остался дома с отцом, но внутренне был далеко. Возможно, он тоже хотел уйти, но остался из страха или долга. Такая «вынужденность» рождает гнев, который в итоге вырывается наружу. Он не разделяет радости отца – и именно он рискует остаться вне дома. Отец выходит и к нему, не упрекает; он лишь желает, чтобы тот почувствовал его любовь, и приглашает войти, оставляя дверь открытой, подчёркивает Папа Франциск:
«Эта дверь распахнута и для нас. В этом, собственно, и заключается причина надежды: мы можем надеяться, ибо знаем, что Отец ждёт нас, видит нас издалека и всегда оставляет дверь открытой. Зададимся вопросом: где наше место в этой чудесной истории? Помолимся Богу Отцу о благодати, дабы и мы смогли найти дорогу домой».
« Последний ответ от Лида 16 Апреля, 2025, 15:13:36 »
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Великую Среду после Литургии в Храме Христа Спасителя
16 апреля 2025 г. 14:54
16 апреля 2025 года, в среду Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил последнюю в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Мы входим в особый период нашей христианской жизни, если говорить в измерениях одного года. Мы приближаемся к празднику Святой Пасхи. Мы вспоминаем жизнь Спасителя в эти тяжелые для Него дни, связанные и с предательством ученика, и с пониманием того, что приближается страшный конец. Потому что ни в чем не повинный Спаситель, великий Учитель, Который сделал столько добра людям, вплоть до воскрешения из мертвых, был замучен, а затем жестоко умерщвлен.
Каждый из нас проходит в жизни через определенные трудности и даже страдания. И обычная реакция на скорбь, особенно когда мы не видим причин своего несчастья, — это недоумение, негодование на родных, близких, а в крайних случаях даже ропот на Господа: «Что же это такое? Ведь я верующий — за что же мне все это? Молюсь, пощусь, исповедуюсь, причащаюсь, а сосед или соседка ничего такого не делают, а смотрите, какие благополучные!»
Дни Великого поста и особенно Страстной седмицы помогают нам понять, что страдания человека не означают его жизненной неудачи. Самое большое заблуждение, когда человек, который страдает, скорбит или болеет, чувствует себя неудачником. Воспоминания о страданиях Спасителя, сам факт того, что Господь во имя нашего спасения избрал такой тяжелый для Себя путь — путь страданий, реальных страшных страданий, с которыми мало что может сравниться в человеческой жизни, — должен заставить нас задуматься: а в чем смысл страданий? Неужели страдания должны возбуждать в нас ропот на Бога? Совсем нет!
Когда такие чувства нас посещают, нужно прочитать Евангелие — те главы, где повествуется о страданиях Господа. Если Господь прошел через страдания и они завершились Его несомненной победой и Воскресением, то это означает, что и наши скорби даются нам неслучайно. И нередко люди уже в зрелом возрасте, анализируя свою жизнь и вспоминая о былых скорбях, осознают, что они не были случайностью. А если бы этих скорбей не было, то могло произойти нечто худшее любых страданий.
Другими словами, для верующего человека страдания не могут стать причиной духовного упадка, тем более отчаяния и ропота. Нужно понимать, что скорби нам ниспосылаются для чего-то, и, еще раз скажу, мы очень часто, пройдя через скорби, обретаем понимание того, почему с нами такое произошло. Проходит время — иногда годы, иногда десятилетия, — и в конце концов человек понимает: это было неслучайно. Ведь мы творение Божие, мы в Его руках, и если Господь проводит нас через скорби, то это неслучайно. Во-первых, это экзамен на нашу верность Господу, на нашу способность сопротивляться скорби духовно, а иногда и физически, всей своей жизнью. С другой стороны, это всегда урок, который может быть связан с новым витком в нашей жизни, с переходом на иной уровень нашего сознания. Вот если именно так, а не иначе мы будем воспринимать скорбь, то она никогда не будет нас разрушать. Никогда! Происходит что-то? «Господи, рука Твоя на мне — значит, так надо».
Знаю многих людей, начиная со своих благочестивых родителей, деда, бабушки, которые проходили через страдания, в том числе связанные с ссылками, лагерями в тяжелые годы истории нашего Отечества. Никогда никакого ропота не было у деда, который прошел сорок семь тюрем и несколько ссылок. Большую часть жизни провел в тюрьмах и лагерях — боролся с обновленчеством, был верным членом Церкви, никогда не изменял Господу, за что и страдал. Но никогда я не слышал от него ропота, мол, жизнь не удалась. Напротив, с особым благоговением он вспоминал тяжелые годы ссылок и лагерей, которые, конечно, очень повлияли на его внутреннее душевное и духовное состояние.
Привожу пример своих близких, родных, потому что хорошо знаю их жизнь. А если почитать жития святых, особенно наших новомучеников и исповедников? Ведь они также испытали скорби — но разве они были несчастны? Разве скорбь их раздавила, лишила воли и сил? Совсем нет! Они перешли к Господу, победив своих гонителей — не в физическом, а в моральном смысле слова. И они заповедали нам быть верными Христу и ничего не бояться, когда речь идет о благочестии, о защите Церкви и веры.
Вот такие мысли приходят, в том числе в связи с Великим постом, временем ограничения, столь необходимого для каждого человека. Поэтому призываю всех вас по-настоящему поститься — особенно духовенство. Батюшки в первую очередь должны подавать пример, и Боже вас упаси уклоняться от этого, потому что, если вносите соблазн в сознание верующих, то совершаете тяжкий грех. Кроме того, пост — реальное средство духовного обновления человека. Это не миф, не сказка — это реальность. Поэтому каждый священнослужитель, особенно монашествующий, должен являть пример строгого поста, без всяких изъянов и послаблений. Есть дисциплина церковная — извольте выполнять. Тяжело? Ну, за штат можно пойти, другим делом заняться.
К сожалению, известны случаи, когда миряне говорят: «А батюшка не очень-то и постится — почему же мы тогда должны поститься?» Это, конечно, абсолютно малые величины, о которых, может быть, и упоминать не стоит, потому что подавляющее большинство священников очень добросовестно относятся к своему служению, в том числе к дисциплине поста и благочестию. Но все-таки приходится отметить, что кто-то из нашей среды не всегда имеет силу и благое произволение полностью, по уставу исполнять пост.
Мы все должны понять, что пост — это очень серьезное дело. Если Церковь предлагает поститься — да, надо поститься. Строго? Да, строго. Никто еще от поста не умирал, а от отсутствия поста многие духовно черствели, с разными последствиями для их служения Господу.
Слышал и такие разговоры, что детям не надо поститься. Надо! В школу пошел, семь лет — извольте, ребенок должен поститься. Я сам так постился в семье — и никаких отрицательных последствий для здоровья и для учебы в школе, никакого ослабления ни умственных, ни физических сил. Если пост — значит, ребенок с семи лет должен поститься. Может быть, не так строго, как взрослые, но он должен получить «прививку», обрести некую привычку совершать постное поприще. И это не только о семьях священников, об их детях и внуках, — это касается всех нас, мои дорогие, всех мирян.
Если мы ходим в храм, если мы причащаемся Святых Христовых Таин, то уж давайте и пост нести, как полагается. Никто от этого не потерпит никакого вреда. Физического — точно нет. Может, кто-нибудь похудеет — в наше время и это добродетель. А кто-то, может быть, и не похудеет, но никакого вреда от поста не будет. Поэтому призываю всех серьезно относиться к посту, исполнять постное поприще, и тогда откроется для всех нас и радость встречи с Воскресшим Спасителем.
Всех вас, мои дорогие, поздравляю с сегодняшним днем, и помощь Божия да сопутствует нам — и в нашем постном поприще, и на всех путях нашей жизни. Храни вас Господь!
« Последний ответ от Аndr 14 Апреля, 2025, 20:59:16 »
Вручение Патриарху Иерусалима кардиналу Пьербаттисте Пиццабалле терракотового барельефа, 5 апреля 2025 г. МИР
Знак надежды на мир: свидетельство Аль Бано Карризи
Паломничество на Святую Землю, организованное культурной ассоциацией «Остров, которого нет» («L'isola che non c'è») из Апулии, началось 1 апреля и продолжалось пять дней, став настоящей миссией молитвы, духовного свидетельства и мира. В составе делегации были архиепископ на покое Таранто монсеньор Филиппо Санторо, журналист и президент ассоциации «Остров, которого нет» Франко Джулиано, и известный итальянский певец Аль Бано Карризи.
Оксана Тыниченко – Град Ватикан
Центральным моментом паломничества стало вручение Патриарху Иерусалима кардиналу Пьербаттисте Пиццабалле терракотового барельефа с изображениями Папы Франциска и дона Тонино Белло ‒ человека, которого в Италии называют пророком мира. Этот символ, который в ноябре 2023 года благословил Папа, теперь займёт своё место в патриаршей резиденции как знак надежды, сохраняющей силу даже в самые тревожные времена.
Паломничество делегации стало не только духовным переживанием, но и глубоким погружением в реальность Святой Земли, где часто приходится сталкиваться с вызовами и трудностями. Одним из самых трогательных моментов визита стала встреча с детьми из исторического францисканского учебного заведения — «Колледжа Святой Земли» в Иерусалиме («Terra Sancta College»), где под одной крышей делают первые шаги в знаниях и жизни дети христианской и мусульманской веры, погружённые в атмосферу уважения и взаимопонимания.
В интервью с русской редакцией Vatican News Аль Бано Карризи рассказал об этой встрече, которую он назвал наполненной светом и радостью. Вместе с детьми Аль Бано исполнил несколько своих известных песен, включая «Felicità» и «Caro Gesù» («Дорогой Иисус»), написанную им более тридцати лет назад совместно с Роминой Пауэр. Как отметил сам Аль Бано, эта песня остаётся для него особенной и невероятно актуальной, несмотря на годы. По его словам, музыка может стать источником света и надежды даже там, где это кажется невозможным, как, например, на Святой Земле.
Аль Бано Карризи на Святой Земле, 5 апреля 2025 г. В Назарете, в базилике Благовещения, Аль Бано исполнил «Ave Maria» Шарля Гуно, воспользовавшись тишиной храма, где присутствовали лишь несколько братьев-францисканцев. Певец отметил, что этот момент оставил глубокий след в его душе, благодаря духовной силе этого места, где Дева Мария услышала Благую весть.
Размышляя о значении этого паломничества, маэстро подчеркнул, что поездка совпала с особым временем — годом Юбилея, посвящённым надежде, и в то же время на фоне реальных страданий и тревог, охвативших Святую Землю. Он отметил: всё, что происходит в этом мире — хорошее и плохое — имеет свой конец. Боль, которую сейчас переживают невинные, непременно уйдёт. «Эта бессмысленная война обязательно завершится», — добавил он. По его мнению, Святой Земле будет возвращено то, чего ей так не хватает: прежде всего, паломники, благодаря которым здесь снова будут звучать молитвы, духовное обновление, вера.
Певец с грустью отметил, что в те дни, когда он находился на Святой Земле, он почти не встретил паломников; места, где обычно собирались верующие со всего мира, были непривычно пусты.
Не сдерживая эмоций, Аль Бано признался, что с 1984 года его связь с русскоязычными слушателями стала чем-то глубоко личным. Он часто думает о них, и его сердце остаётся с ними. Певец не перестает думать о своих поклонниках и с нетерпением ждёт возвращения, чтобы вновь подарить свою музыку тем, кто так много для него значит.
Аль Бано Карризи поёт вместе с детьми из "Terra Sancta College", 5 апреля 2025 г.
« Последний ответ от Лида 13 Апреля, 2025, 16:59:38 »
Патриаршая проповедь в праздник Входа Господня в Иерусалим после Литургии в Храме Христа Спасителя
13 апреля 2025 г. 16:07
13 апреля 2025 года, в Неделю 6-ю ваий (цветоносная, Вербное воскресенье), праздник Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В слове Божием, которое мы сегодня слышали, содержатся такие слова: «Радуйтесь, и всегда говорю вам: радуйтесь» (см. Флп. 4:4). Вот удивительно: Господь призывает нас к радости. А ведь у многих людей слово «радость» ассоциируется с весельем: радостно — значит весело. Но это совсем не так. Веселье — очень поверхностная эмоция, которая нередко выливается в конце концов не просто в грусть, а в очень тяжелое душевное состояние. Недаром русская пословица говорит, что радость без причины есть очень плохой признак, признак болезненного состояния человеческой психики. Поэтому существует принципиальная разница между весельем и радостью.
Это не значит, что веселье греховно — совсем нет! Ведь если человеку весело, значит, какие-то обстоятельства помогли ему обрести такое состояние души. Но веселье не может быть долгим, не может быть постоянной эмоцией, если речь не идет о некой проблеме с человеческой психикой. А радость — это то, к чему Господь нас призывает. Радость — это не эмоция, а состояние души; это некое постоянное состояние, если это настоящая радость.
Преподобный Серафим Саровский, который тысячу дней и ночей молился на камне в лесу, являл эту радость, почему и говорил каждому, кто к нему приходил: «Радость моя». Если бы не было у него в душе этой радости, разве он обращался бы так к людям? В каком-то смысле радость — это свидетельство об очень правильном, я бы сказал, почти святом состоянии нашей души. А поскольку мы пребываем не только в радости, но и в скорбях, в разного рода тяжелых греховных состояниях, испытывая такие эмоции, как зависть, злоба и все подобное, то наша радость, конечно, не является свидетельством нашей святости, но свидетельствует о милости Божией к нам. Вот почему нужно помнить: когда радость по-настоящему касается сердца человека, значит, это Господь прикасается, это Он дает некий сигнал свыше. И ведь мы испытываем такое состояние после причастия Святых Христовых Таин или когда делаем что-то доброе людям, особенно если сделанное нами добро действительно помогает.
Поэтому слово о радости следует воспринимать очень серьезно. Если у человека не бывает на сердце радости, это очень опасный симптом. Либо это психическое заболевание, депрессия, которая лечится медикаментозно, но не о нем мы сейчас говорим. Если же у человека психически здорового никогда не бывает радости, если он неспособен переживать это чувство, даже когда молится, когда причащается Святых Христовых Таин, когда входит в общение с Господом, — значит, есть какая-то опасная внутренняя болезнь, которая требует исцеления.
А как говорит слово Божие? «Сей же дух изгоняется только молитвой и постом» (см. Мф.17:21). Молитвой, которая соединяет нас с Богом, и постом, который воспитывает в нас способность исполнять Божию волю.
Поэтому нужно помнить, что радость — это великое благодеяние Божие. Это милость, которая нас посещает и действительно возвышает душу, освобождая от тягот, которые нередко накладываются на нас жизненными обстоятельствами. Это чувство всегда сильное, продолжительное, способное реально изменить состояние человека — но в том только случае, если радость есть проявление Божией благодати, если это состояние мы обретаем через молитву, через совершение добрых дел, а не от просмотра юмористических телепередач. Там смех, там удовольствие, а радость, еще раз скажу, — это важнейшее состояние нашей души.
Поэтому неслучаен призыв апостола «Радуйтесь, и снова скажу вам: радуйтесь». Апостол словно спрашивает каждого: «А ты радуешься? У тебя возникает радостное состояние, когда ты приходишь в храм, когда причащаешься Святых Христовых Таин, когда оказываешь милость, когда помогаешь слабым, обремененным, несчастным людям?» Если все эти добрые дела сопровождаются радостью, значит, Господь в ответ на наши добрые дела или в ответ на нашу молитву, в том числе в храме, прикасается к нам Своей благодатью и дарует нам некий знак, свидетельствующий о том, что Он рядом с нами и что Он поддерживает нас в нашей жизни. А для того чтобы эта радость о Господе, радость о Христе Иисусе стала важным фактором, формирующим наше мировоззрение, наше душевное состояние, мы должны быть готовы к принятию этой радости.
«В злохудожную душу не внидет премудрость и не обитает в теле повиннем греху» (см. Прем. 1:4). Если душа злохудожная, если человек исполнен греха, то подлинной радости он никогда не испытает, пока не покается и не изменит свою жизнь. Веселья может быть сколько угодно, особенно под воздействием алкоголя, а подлинной радости — нет. А радость — это синоним счастья.
Не может быть счастья без подлинной радости. Так, счастье матери — в радости, в переживании любви, так же, как и счастливый брак, как крепкая дружба, как солидарность людей, которые, рискуя жизнью, борются за свой народ, за свою страну. Ведь и там бывает радость от победы, и еще какая радость! И все это — та высокая радость, о которой мы сейчас говорим.
И да помогает нам Господь, чтобы радость, посетившая апостолов, радость присутствия Сына Человеческого на земле, через нашу веру, через участие в богослужении и в святых таинствах не просто прикасалась к нам время от времени, но присутствовала в наших сердцах и наших умах. Сердечно всех вас поздравляю с праздником! Храни вас Господь, и Покров Царицы Небесной да пребывает над страной нашей, над народом нашим, над Президентом нашим православным, над воинством и над всеми теми, кто сегодня трудится и молится, дабы милость Божия приклонилась к стране нашей и к каждому из нас. Аминь.