Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Последние сообщения

Страницы: [1] 2 3 ... 10
1
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 4-ю по Пасхе после Литургии в главном храме Вооруженных сил России

26 мая 2024 г. 14:57

26 мая 2024 года, в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем соборе в честь Воскресения Христова — главном храме Вооруженных сил Российской Федерации, расположенном в Одинцовском районе Московской области. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, я сердечно поздравляю с этим днем. Всякий раз, когда мы совершаем Божественную службу в стенах этого величественного храма, построенного в память о воинах наших, защитниках Отечества, и ставшего главным храмом Вооруженных сил, мысль всегда обращается к подвигу, который совершает защитник Родины.

Само слово «подвиг» связано со словом «движение». Не может быть подвига без движения. Это хорошо знают люди, которые обороняют страну на переднем крае. Для того чтобы пойти вперед, навстречу смерти, нужны огромная духовная сила и полное самоотвержение. О себе и даже о семье человек в этот момент не должен мыслить и не мыслит, потому что иначе он остановится. Он думает только о том, что должен сделать, исполняя свой воинский долг.

Сколько же наших братьев погибло, вставая навстречу стене огня! И с какими мыслями они шли вперед? Именно с этими мыслями. А если бы мысли были другие — убоялись бы, спрятались, отступили, сдались врагу. Кстати, такие тоже были, но победили мы, особенно в страшной Великой Отечественной войне, именно потому, что большинство тех, кто с оружием в руках защищал Родину, были способны на подвиг, то есть на движение. Как я нередко говорю, подвиг — это движение вперед и вверх. Вверх — туда, где Бог, где абсолютные ценности, где идеалы. А вперед, по горизонтали — туда, где решаются человеческие задачи, требующие от вступившего на этот путь подлинного самоотвержения.

Именно поэтому в народе так почитается воинство. И дай Бог, чтобы это почитание, несмотря на опаснейшие влияния извне, никак не ослабло в нашем народе. Потому что почитание воинского подвига, уважение к Вооруженным силам — это очень важный нравственный и, если хотите, духовный фактор, укрепляющий наше воинство. А потому в народе нашем никогда не должно ослабевать чувство уважения и признательности к людям в военной форме.

Ну а сейчас, как вы все знаете, и многие здесь стоящие гораздо лучше меня, происходит что-то очень важное. Снова могущественные силы восстали на Русь Святую, снова они желают погубить и поработить народ ее. И это не фигура речи. Многие здесь стоящие участвуют в военных действиях и очень хорошо знают, что мы действительно ведем борьбу с врагом, и цель у этого врага только одна — чтобы Россия перестала быть такой, какая она сейчас, подлинно суверенной страной. Такие суверенные страны, если руководствоваться очень строгими критериями, можно пересчитать на пальцах одной руки. Все остальные зависимы — политически, экономически, психологически, культурно, — а вот подлинный суверенитет у очень немногих. И среди них особое место занимает Россия, потому что у нее не просто суверенитет, а своя собственная система духовных ценностей, государственных смыслов и всего того, что действительно придает нашей стране подлинный суверенитет, то есть полную независимость от любых центров влияния и силы, которые находятся за пределами нашего Отечества. Ну, а кому же за этими пределами, обладающему огромной силой, понравится такая Россия? Вот мы сегодня и сталкиваемся с тем, что происходит и на поле брани, и в информационном пространстве, и по многим другим направлениям.

Поэтому сегодняшнее богослужение в этом храме, в отличие от многих предшествующих, наполнено несколько иным смыслом. Мы всегда молились о властях и воинстве, это долг наш; и этот храм, собственно, и построен для того, чтобы в нем поминали погибших защитников Отечества. Но сегодня мы, вспоминая погибших, молились в первую очередь о тех, от мужества которых, от воли которых, от целеполагания которых действительно зависит спасение Отечества, сохранение нашей независимости, нашего суверенитета и нашей свободы.

Конечно, совсем не просто нашим братьям там, на передней линии. Молимся о них, призываем весь народ поддерживать наши Вооруженные силы, призываем, чтобы воинский подвиг сегодня особенно близко к сердцу воспринимался людьми. Это не просто уважение, признательность или гордость за тех, кто марширует в праздник по Красной площади. Это признание реального подвига тех, кто сегодня жизнь свою и здоровье свое полагает за Родину. И никогда из памяти народной не должно уйти это особое отношение к защитникам Отечества. Но если даже уйдет, то останется институция, которая всегда хранила память о тех, кто защищал Отечество. Этой институцией является Русская Православная Церковь, и молимся мы о защитниках Отечества нашего, и в памяти сохраняем и живых, и мертвых, и этот величественный храм построен был именно для того, чтобы, взирая на эти стены, каждый входящий молился о воинах — защитниках Отечества нашего. И сегодня, когда страна, как я уже сказал, проходит судьбоносные испытания, мы должны усугубить нашу молитву о властях и воинстве, о Президенте нашем Владимире Владимировиче, главнокомандующем российским воинством, о властях предержащих, о военачальниках и, конечно, о наших богатырях, защитниках Отечества, тех, кто с оружием в руках защищает священные рубежи России.

Пусть Господь сохраняет милость над народом нашим, над Церковью нашею. Пусть Господь укрепляет веру в народе нашем. А вера всегда укрепляется, когда Отечество в опасности. Безбожный Советский Союз, прошедший через так называемые безбожные пятилетки 30-х годов, — и вот 1941 год, и все это безбожие рухнуло во мгновение! И даже глава государства, при котором проходили все эти гонения, обращается и к Богу, и к людям со словами «братья и сестры». Не «дорогие товарищи», не партийное обращение, а то, которое затронуло глубины души наших людей. И знаем, что это привело, несмотря на многие жертвы, к великой победе, потому что слова эти опирались на уверенность в мужестве и преданности нашего народа и воинства Отечеству своему.

Сегодня нет таких опасных военных вызовов, но вызовы есть, в том числе сопряженные с возможным применением военной силы. Еще раз повторю: не потому что мы одна из стран, которой завидуют в силу экономических или географических особенностей, имея в виду наши огромные пространства, а потому что Россия стала альтернативой цивилизационного развития, причем привлекательной альтернативой. Люди, осознавшие глубину духовного и нравственного кризиса богатых стран, все больше и больше внимания обращают на удивительный опыт нашей страны, которая сочетает научный и технологический прогресс, экономическое развитие с возрождением веры в сердцах людей. А не этот ли симбиоз силы, то есть науки, технологий, вооруженных сил, с глубокой верой и является выражением предельной силы нации, которой все по плечу — и победы на поле брани, и все другие победы?

Сегодня мы должны особенно молиться о Президенте нашем Владимире Владимировиче Путине, как я уже сказал, православном человеке, на которого Родина возложила особую ответственность в эти судьбоносные для страны дни, о правителях наших и, конечно, о воинах наших и военачальниках. И те, кто сегодня физически не в состоянии помочь стране нашей оборонять ее священные рубежи, должен вносить свой вклад через молитву и полную поддержку властей, которые взяли курс на защиту подлинного суверенитета России, и воинства нашего.

Да поможет нам всем Господь соборно, то есть всем вместе, встать на защиту Отечества — каждому в своем чине и в соответствии с его призванием! И верим, что это общее соборное деяние принесет несомненное благополучие, успех и победу народу нашему. Молитвами всех святых, в земле Русской просиявших, да хранит Господь Россию, Президента ея, власти и воинство. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6132104.html
2
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла после Литургии в Храме Христа Спасителя

24 мая 2024 г. 13:33

24 мая 2024 года, в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие владыки! Высокие представители государственной власти! Братья и сестры!

Всех вас сердечно благодарю за молитвы, особенно в этот день, когда мы вспоминаем святых, которые особым образом потрудились на ниве, уготованной им Господом. Так, что их труды на века отобразились и отображаются, а надеемся, и до скончания века будут отображаться в облике нашего народа, укрепляя в вере православной и помогая устремляться к реальным ценностям духовной жизни.

А все остальное временно, преходяще. Меняются времена, меняются нравы, меняются моды, меняются обычаи, но духовные ценности — те, которые даны свыше, — не меняются. А сколько было попыток отказаться от них или таким образом видоизменить, чтобы оставалась только некая внешняя форма, а содержание исчезло! Но ведь ничего не получилось ни за тысячелетия, ни за десятилетия минувшего XX века.

Все это свидетельствует о том, что дело, которое совершали святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, — это не их личное дело. Они были проводниками божественной мудрости, они были подлинно апостолами, посланниками Божиими. И Церковь Христова в своей совокупности, в нашем общем делании епископата, духовенства и мирян, а также и в личной работе каждого священнослужителя, призвана продолжать это апостольское служение.

Сегодня оно совершается с неменьшими трудностями, чем во времена святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. И если тогда в центре внимания был вопрос преодоления языческих предрассудков и разного рода ересей, то сегодня вопрос стоит таким образом, что от нашей церковной деятельности зависит — по крайней мере, на той земле, за которую мы несем ответственность перед Богом и перед историей, — будущее веры православной, а значит, будущее той системы ценностей, в которых только и может по-настоящему развиваться человеческая личность.

Страшный опыт построения «счастливого общества без Бога» в веке ХХ показал нам, что никакая политическая власть, какой бы сильной она ни была, никакое военное могущество, никакие силы научные, технические, культурные неспособны привести людей к спасению. Все, что я перечислил, в лучшем случае может содействовать этому делу, но никак не способно совершить великое преображение человеческой души. Это совершается только благодатью Божью. Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар; не от дел, дабы никто не хвалился, учит нас апостол Павел (Еф. 2:8-9).

Я хотел бы поблагодарить в первую очередь наш епископат, духовенство и весь верующий наш народ за хранение веры православной, за верность Церкви, за готовность продолжать то великое дело, которое совершали наши благочестивые предки. В этот день я хотел бы публично еще раз выразить сердечную благодарность главе нашего государства Президенту Владимиру Владимировичу Путину, православному человеку, не стесняющемуся своей принадлежности к Церкви, по-настоящему являющегося членом Церкви, а не просто потому, что значительная часть народа с доверием относится к верующим политикам. Совсем нет! Этот человек действительно несет в себе определенный духовный заряд, потому что питается от благодати, которую Господь передает через Церковь Своему народу. Поэтому у меня особое чувство благодарности к нашему Президенту, который действительно во многом содействовал укреплению церковной жизни в нашем народе за последние десятилетия и, конечно, своим примером очень способствует тому, чтобы вера православная укреплялась в нашем народе.

Хотел бы также поблагодарить Правительство Российской Федерации за то, что сейчас, как никогда в прошлом, решаются проблемы, которые находятся в повестке дня Правительства и Церкви и разрешаются в этом диалоге между Церковью и государством. Многое делается. Как изменился ландшафт нашей образовательной работы! Не буду всего перечислять, но ведь это чудо Божие. Преподавание «Основ православной культуры», работа с детьми, с молодежью, и все это происходит, конечно, усилиями верующего нашего народа, но при несомненной поддержке нашего государства, возглавляемого Владимиром Владимировичем Путиным.

Другими словами, мы с вами живем в благоприятное время, и дай Бог, чтобы это время продолжилось как можно дольше. Но из истории мы знаем, что времена меняются, как меняются и человеческие нравы. И вот здесь-то как раз и высвечивается подлинное предназначение Церкви. Времена могут меняться, политические взгляды могут меняться, политическая философия может меняться, а Церковь призвана продолжать дело спасения людей, свидетельствовать о Христе распятом и Воскресшем, нести эту весть своему народу — детям, молодежи, людям разного рода, разного положения, — потому что именно с этой вестью и связано реальное, подлинное благополучие человека. И уж как наглядно показала нам эту взаимозависимость трагическая история народа нашего в веке XX!

Еще раз хотел бы поблагодарить и власть имущих, и вас, мои дорогие владыки, и все наше духовенство, и всех вас, дорогие братья и сестры, за те труды, которые мы все вместе совершаем во благо Церкви и Отечества. Молитвами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, великих просветителей славянских народов, да укрепляет Господь веру православную в нашем народе до скончания века. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6131504.html
3
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Николая Чудотворца после Литургии в Николо-Угрешском монастыре

22 мая 2024 г. 15:29

22 мая 2024 года, в праздник перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Преображенском соборе Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшний праздник в честь святителя Николая является исключительно русским. Ни в Греции, ни в других Православных Церквах, кроме тех, которые связаны с нами общей традицией, этот день не отмечается. Для греков так называемое перенесение мощей из Малой Азии, из того места, где они были положены, в итальянский город Бари было событием не радостным, а катастрофическим. Потому что местные христиане не отдали останки святителя Николая по доброй воле — мощи были похищены купцами, которые приехали из Венеции по торговым делам. Узнав, что в этом месте почивают мощи святителя Николая, купцы решили их похитить и перевезти в свой город, с тем чтобы и паломников стало больше, и город прославился. И все это им удается — они похищают святые мощи и перевозят на запад, в город Бари.

Как же скорбели те, кто привык поклоняться святыне на прежнем месте! Действительно, ничего доброго в этом похищении не было. Но вот в катехизисе святителя Филарета, митрополита Московского, есть замечательное определение того, что есть Промысл Божий. Среди прочего святитель говорит: Промысл заключается в том, что Господь даже дурные человеческие поступки обращает к добрым последствиям. И это определение святителя Филарета точно соответствует событию, которое мы сейчас празднуем. Не просто дурной — преступный поступок привел к добрым последствиям. Почему? А потому что мы знаем, что произошло с Малой Азией. Мы знаем, как не осталось там от христианства камня на камне — все было уничтожено представителями другой монотеистической религии, которые безжалостно истребляли все христианские памятники и всякую память о христианской культуре; и, конечно, если бы мощи остались в Малой Азии, то не осталось бы ни мощей, ни даже памяти о них. А вот перемещение криминальным путем, по злой человеческой воле мощей святителя Николая в город Бари по определению Промысла Божия привело к очень добрым последствиям: мощи остались целы, и почитание их не пресеклось.

Святитель Николай не очень почитается в греческих церквах — конечно, почитание есть, но совсем не так, как в России. Может быть, еще и потому, что его мощи были украдены, что вызвало очень негативные чувства у верующих людей. Но вот в России этот праздник, Вешний Никола, стал одним из самых почитаемых. Это праздник радостный, приближающийся по масштабам празднования к двунадесятым. И почитание святителя Николая в России такое, что в каждом православном доме, вместе с иконами Спасителя и Божией Матери, — всегда образ угодника Божия.

Промыслом Божиим святитель Николай имеет особое попечение о земле Русской. Ведь не случайно у нас такое его почитание. Не было бы ответа от святителя Николая народу нашему — и почитания бы не было, и иконы бы его не висели почти в каждом православном доме. Но по Промыслу Божиему все так сложилось, и праздник, который не отмечается на православном Востоке, стал одним из самых любимых в нашей Русской Православной Церкви.

И сегодня святитель Николай через этот праздник с нами. Всякий раз, когда люди собираются в дорогу, они молятся святителю Николаю, веря в то, что он помогает путешественникам, сохраняет от всяких бед и возвращает домой в мире и здравии. Святителю Николаю мы молимся и в болезнях, и в тяжких жизненных обстоятельствах. Это как бы не очень логичное с точки зрения церковной истории почитание стало очень важным для русских людей. А если бы не было ответа на наши молитвы святителю и чудотворцу Николаю, в том числе и при воспоминании перенесения его мощей в град Бари, если бы люди не чувствовали помощи от великого угодника, то, наверное, не было бы и почитания святителя Николая — такого, какое есть сейчас.

Святитель Николай, покинув Восток, в то время православный, удивительным образом вернулся на Восток через Россию. И когда наши православные братья задают нам вопрос, а откуда такое почитание именно этого события перенесения его останков на Запад, в Бари, мы отвечаем: никаких особенных церковных указаний по поводу этого празднования никогда не было, это стихийное празднование, исходящее от нашего народа. Люди сердцем почувствовали, что за этим событием — что-то важное для народа нашего и, наверное, для каждого, кто почитает святителя и чудотворца Николая.

И вот еще о чем хотелось бы сказать. Очень большой импульс к возрождению почитания святителя Николая на Западе придали массовые паломничества русских людей. Вначале западные христиане не вполне понимали, почему мы так празднуем этот день и почему такое огромное число паломников стекается в Бари. Но когда осознали, то и они стали — не в той мере, конечно, как на Руси, но тем не менее торжественно, особенно в самом Бари, — праздновать этот день.

Но для нас это все вторично, а первичен наш опыт общения со святителем Николаем. Он действительно отвечает на молитвы людей, а потому стал любимым святым в Церкви нашей. И как важно сейчас, в годину испытаний, обращать к нему наши молитвы и просить святого угодника Божиего, чтобы он ходатайствовал пред лицом Божиим о той земле, о том народе и о той Церкви, в которой, как ни в одном другом месте в мире, почитается его святое имя! Молитвами святителя и чудотворца Николая да хранит Господь землю нашу, Церковь нашу и каждого, кто с верой и надеждой на его помощь обращает к нему свои молитвы. Аминь. Христос Воскресе!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6130959.html
4
Патриаршая проповедь в Неделю жен-мироносиц после Литургии в Георгиевском соборе в Одинцове Московской области

19 мая 2024 г. 15:54

19 мая 2024 года, в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборе великомученика Георгия Победоносца в г. Одинцово Московской области. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы празднуем сегодня память святых жен-мироносиц — тех женщин, которые, подобно апостолам, сопровождали Спасителя. В то время, конечно, не было особого различия между апостолами и этими женами — они все были рядом со Христом. Они слышали Его слова, они служили Ему чем могли — наверное, женщины особенно, обеспечивая какие-то бытовые потребности, но и не только. Это был самый близкий круг Спасителя, это были Его друзья, близкие люди. И все они стали Его служителями, свидетелями о Его Воскресении и посланниками, несущими это свидетельство о Воскресении в мир. Апостол — это и есть посланник; вот так же посланницами были и жены-мироносицы.

Во время земной жизни они окружали Спасителя, создавая минимальные благоприятные условия для общения с самым близким кругом людей. Однако если об апостолах мы много всего знаем, то служение равноапостольных мироносиц как бы остается в тени — но это если ссылаться только на письменные источники. А в памяти Церкви этот подвиг равноапостольных жен хранится.

Потому неслучайно это пасхальное воскресенье посвящено им. Мы вспоминаем об их подвиге, об их вере, об их служении Господу и Спасителю. И знаем, какими мужественными оказались эти святые жены, когда все апостолы, кроме Иоанна Богослова, в страхе разбежались, опасаясь, что и они могут подвергнуться преследованиям со стороны тех, кто допрашивал и истязал Спасителя, а потом и к кресту Его пригвоздил. А вот жены-мироносицы не испугались. Они были все время со Спасителем, шли вместе с Ним на Голгофу и стояли около креста. И можно себе представить эту улюлюкающую, кричащую, пышущую звериной злобой толпу и этих женщин — слабых и одновременно таких мужественных и сильных!

Служение жен-мироносиц, подобно служению святых апостолов, не пресеклось. Служение святых апостолов продолжилось в служении епископов, архиереев, а через них — и священнослужителей. А служение жен-мироносиц продолжается в Церкви до сего дня и тоже никогда не пресекалось, потому что это служение людям добрыми делами во имя Христово. Это подлинное продолжение служения мироносиц. И в то время, когда наша страна оказалась в плену атеистической власти, когда многие люди боялись в храм ходить, исповедовать свою веру, кто наполнял наши храмы так же, как они сегодня наполнены? Женщины! Они ничего не боялись. Они не боялись, что их уволят с работы, что им вынесут порицание. Они приходили, молились, помогали в церкви, они действительно продолжали служение равноапостольных учениц Спасителя, исполненных апостольского дерзновения и силы Духа.

Это служение наших жен-мироносиц в трудные годы атеизма мы никогда не должны забывать. Я уж не говорю о том, что благодаря женщинам сохранялась вера в семье: детей крестили, продолжалась благодатная жизнь в нашем народе. И потому всем этим женщинам, которые сохранили веру в семьях во времена безбожных гонений XX века, мы также должны отдавать дань и благодарить их за мужество и силу, которое привело к сохранению веры и к тому, что в нынешнее время, когда нет никаких притеснений и гонений, Церковь Христова умножается и укрепляется.

Удивительный подвиг мироносиц и сегодня осуществляется по-разному. Женщины, помимо того, что наполняют наши храмы, очень многое делают для организации церковной жизни. На них сегодня держится практически все религиозное образование — воскресные школы, различного рода кружки, молодежная работа, ведь чаще всего именно женщины возглавляют эти направления церковной жизни. И, пользуясь этой возможностью, я хотел бы принести всем вам, мои дорогие сестры, благодарность за апостольские труды, которые вы сегодня несете и в своих семьях, и в приходских общинах, укрепляя веру Христову в нашем народе и укрепляя жизнь наших приходов.

Это служение ни в коем случае не должно пресечься. Вот почему важно развивать систему религиозного образования в наших приходах, в воскресных школах, работать в системе образования, чтобы вера православная сохранялась в людях и чтобы грядущие поколения, восприняв веру Христову от поколений предыдущих, были способны понести эту веру в будущее, неведомое для нас, еще до конца непонятное. Много проблем и угроз самому существованию рода человеческого сейчас существует, но верим, что милостью Божией Господь продлит и человеческую историю, и служение мироносиц непременно будет очень и очень востребовано.

Вспоминая память святых жен-мироносиц, принося благодарность нашим современным женам-мироносицам — приходским активисткам, женщинам, молодым девушкам, тем, кто сегодня активно принимает участие в церковной жизни, хочу всех вас поблагодарить и призвать к дальнейшему продолжению этих трудов. Потому что без этого служения ослабнет Церковь. Она не может существовать без служения священнического, но она также не может реально существовать и восполняться новыми членами, и продолжать свое странствие в истории без этого особого труда жен-мироносиц, верующих христианок, воспитывающих в вере своих детей, влияющих положительно на своих мужей и укрепляющих во многом жизнь наших приходов.

Да поможет всем вам Господь, мои дорогие сестры, именно так продолжать свое служение, помня, что вы не просто прихожанки, то есть те кто приходит в храм и уходит, но вы действительно служители Божии, потому что вы несете это служение в своих семьях, в рабочих коллективах, там, где вы сегодня находитесь и где вы не стесняетесь проповедовать и словом, и что самое главное, добрым делом веру в Господа и Спасителя нашего. Всех вас, мои дорогие, поздравляю с замечательным праздником — с памятью святых жен-мироносиц. И еще раз испрашиваю у Господа помощи в поддержании служения наших мирян и особенно мирянок и выражаю надежду, что это служение не пресечется, но будет восходить от силы к силе, принося добрые плоды в первую очередь в духовном просвещении наших детей, молодежи, а значит, и нашего общества. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6130040.html
5
Послание Предстоятеля Русской Церкви по случаю 80-летия преставления Святейшего Патриарха Сергия

15 мая 2024 г. 11:45

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви с посланием в связи с 80-летием со дня преставления Святейшего Патриарха Сергия.

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри и пастыри, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

В эти светлые пасхальные дни, когда мы смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного Жития Вечного начало (канон Пасхи, 7 песнь), вся полнота Русской Православной Церкви молитвенно воспоминает Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского), 80-летие со дня блаженной кончины которого исполняется 15 мая сего года. Обращаясь мысленным взором к его наследию, мы памятуем о драматичных годах революционного лихолетья, гонениях на Церковь, масштаба которых не знала история христианства, и обновленческих угрозах 1920-1930-х годов — время архипастырского и Патриаршего служения Святейшего Сергия.

Этот период в истории нашего Отечества стал временем репрессий против духовенства, арестов и притеснений верующих, разрушения храмов. Каноническая территория Церкви оказалась разделенной, а миллионы православных людей — отрезанными границами, став гражданами отдельных государств с различными политическими укладами. Из действовавших в нашем Отечестве до революции 80 тысяч храмов к 1941 году открытыми оставались чуть более 3700 храмов, из тысячи монастырей — около шестидесяти. При этом около 3350 храмов находились на присоединенных в 1939-1940 годах западных землях. Это означает, что на территории СССР до 1939 года оставалось немногим более 350 храмов, во многих областях не было ни одного действующего храма.

Что касается священнослужителей, то из 120 тысяч, составлявших клир нашей Церкви, в живых и на свободе к 1941 году оставалось не более 5 тысяч.

В тот драматичный период в раннем советском государстве Церковь была фактически на нелегальном положении. Советскими реформаторами была подорвана система жизнеобеспечения приходской жизни, под угрозу существования была поставлена система высшей церковной власти, закрыты духовные школы, монастыри. Цель этих действий — прекращение архиерейских и иерейских хиротоний.

Атеистическая пропаганда достигла своего апогея. Глумление над верой стало постоянной темой статей и карикатур во многих периодических изданиях, а некоторые журналы и газеты специально создавались для этих целей. Таковыми были журналы «Революция и церковь», «Атеист», «Вавилонская башня», «Безбожник», «Юные безбожники», «Антирелигиозник». Тираж одной газеты «Безбожник» в 1931 году составил 500 тысяч экземпляров. Специально создаваемые организации устраивали травлю и поношение верующих, проводили кощунственные акции, пародировавшие религиозные обряды и Таинства.

В 1920-1930-е годы политические власти целенаправленно провоцировали церковные расколы, поддерживали искусственно создаваемые обновленческие структуры. Такая разрушительная религиозная политика, прикрывавшаяся модными в то время секулярно-либеральными и атеистическими лозунгами, к сожалению, находила отклик не только у иностранных политических сил, но и со стороны некоторых представителей Поместных Церквей.

В этих катастрофических условиях русской жизни перед будущим Патриархом Сергием стояла единственная задача — сохранить Церковь. Он понимал, что историческая судьба Церкви будет зависеть исключительно от того, сохранятся ли апостольская преемственность, канонический церковный строй, чистота православной веры.

Этот подход определил его поступки и решения. Этим объясняется борьба Патриарха Сергия с обновленчеством, попечение о сохранении преемственности канонических рукоположений и противостояние современным ему духовно опасным богословским концепциям в то время, когда, казалось бы, отвлеченные богословские темы должны были отойти на второй план. Святейший Сергий боролся с влиянием на православную мысль веяний богословского модернизма, юридизма, различных форм гностицизма. Он мыслил Церковь как Тело Христово (1 Кор. 12:27), в котором обе части — небесная и земная — составляют неделимое единство.

Именно поэтому, сопротивляясь влиянию секулярно-атеистического государства на вероучение Церкви, Патриарх Сергий последовательно выступал за легализацию и формализацию отношений с государством и политической властью, понимая, что Церковь является Царством не от мира сего (Ин. 18:36), не имеет истока в политике, но не отделена от людей и потому неизбежно связана с общественными и государственными процессами.

Не одно десятилетие западные советологические круги искусственно политизировали фигуру Патриарха Сергия, стремясь представить его деяния в искаженном виде, чтобы выбить звено из церковной традиции и поставить под вопрос историческую преемственность и каноничность нашей Церкви. Как в годы Холодной войны, так и сегодня, это вызвано антироссийскими политическими целями — попытками нарушить согласие между Церковью и народом, армией и государством, создать новые болезненные социальные и духовные кризисы в нашей стране.

Прошедшие годы с убедительностью показали несостоятельность этих попыток исторической дискредитации Святейшего Сергия, ибо свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1:5). Патриарх Сергий был духовным продолжателем дела своего прославленного предшественника — святителя Тихона (Беллавина), приняв от него всю полноту попечения о сохранении Православия, апостольской преемственности и каноничности. В рамках этой общей линии трудов двух Патриархов необходимо рассматривать и восстановление канонического Патриаршего уклада, и отстаивание духовной независимости Церкви перед лицом государственного атеистического строя.

Эпоха Святейшего Сергия ознаменовалась решением ряда важнейших церковных задач. Произошел исторический поворот в церковно-государственных отношениях, Русская Церковь, несмотря на продолжавшиеся сложности, притеснения и новые витки гонений приобрела официальный статус в советской России.

Своими трудами Патриарх Сергий подготовил Церковь ко второму восстановлению Патриаршества в XX веке, которое произошло в 1943 году, ознаменовав окончательное завершение синодального периода русской церковной истории. И несмотря на то, что притеснения и гонения на Церковь не прекратились, они были существенно замедлены и ослаблены, в России стало доступным получение духовного образования, начался процесс восстановления монастырской жизни.

Святейший Сергий стал личностью, остановившей разрушительный обновленческий проект, начатый либеральной интеллигенцией еще в конце XIX века и продолженный после революции большевиками в России и некоторыми эмигрантскими силами на Западе. Обновленческие процессы в тот период сотрясали все мировое Православие, и не все Поместные Церкви смогли выйти из него без потерь. В немалой мере это обусловлено тем, что на пути преодоления этих средостений у них не было явлено подвижников, равновеликих Святейшим Патриархам Тихону и Сергию.

Благодаря усилиям и воле Патриарха Сергия Русская Церковь во время Великой Отечественной войны оставалась вместе со своим народом и со своей земной Родиной, деятельно являя осуществление непреходящих слов Спасителя мира: «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:13). Патриарх Сергий заложил действующий до сегодняшнего дня принцип административного церковного устройства, эффективность которого показали прошедшие десятилетия.

Доведя свои деяния до логического завершения, Святейший Сергий покинул земной мир, сохранив Церковь и оставив прочный фундамент, на который продолжает опираться Ее земная жизнь до сегодняшнего дня.

Пришло время с уверенностью засвидетельствовать, что Патриарх Сергий осуществлял свою миссию, стоя на недвижимом камне веры (Мф. 7:24). Он видел историческое бытие Церкви Бога живаго, столпа и утверждения истины (1 Тим. 3:15) в большой исторической перспективе, соотнося свои решения с далеким будущим и доказав, что его главным делом была победа, победившая мир, — вера наша (1 Ин. 5:4)

Изучать жизнь и наследие Патриарха Сергия особенно актуально в наши дни, когда наш народ и Русская Церковь вновь столкнулись с серьезными духовными и международными нападками. Как и 80 лет назад, мы вновь стоим перед необходимостью защищать церковное Предание, историческую преемственность и каноническое единство Церкви. Это требует не только верности церковным канонам, но и внимания к деяниям подвижников, проповедовавших нам слово Божие (Евр. 13:7) и сохранивших церковное единство в эпоху гонений и реформаторских угроз. Без сомнения, одним из таких подвижников в минувшем XX веке является Патриарх Сергий (Страгородский).

http://www.patriarchia.ru/db/text/6128394.html
6
Патриаршая проповедь в день Радоницы после Литургии в Архангельском соборе Московского Кремля

14 мая 2024 г. 15:07

14 мая 2024 года, во вторник 2-й седмицы по Пасхе, день Радоницы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию и пасхальное поминовение усопших в Архангельском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство! Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня, как каждый из нас знает, особый день. Сегодня мы прославляем Воскресшего Господа всей Церковью — и земной, и небесной. С нами сегодня прославляют Воскресшего и те, кто ушел от нас, но, знаем, силой Божией пребывает с Ним и воскреснет, как и все живущие на земле, в последний день. Вот это вселенское, даже более чем вселенское, космическое празднование Пасхи Христовой и совершается в день, который мы называем Радоницей. Потому что, действительно, великая радость и на небе, и на земле о том, что Христос восстал от мертвых и победил диавола. Ибо его дело было мучить и убивать людей, сталкивать их лбами, разрушать семьи, провоцировать войны. Злые деяния диавольские, к сожалению, еще продолжаются, но уже не имеют вселенской космической силы. Все творение Божие уже защищено от тотального господства зла Спасителем, искупившим нас Своей смертью. Но это не значит, что зло не расширяется. И мы, люди XXI века, можем об этом свидетельствовать. Оно проникает туда, куда раньше проникнуть не могло, — в детские души, к тем, кто слаб и болен, кто близок к тому, чтобы покинуть этот мир, но вместо покаяния, смирения и готовности к великому переходу к жизни вечной исполняется злобой, а иногда и кощунственным поруганием Бога. Все это еще есть, но, тем не менее, мы говорим о победе Христа над злом, и эта победа действительно имеет вселенское космическое измерение. И если тот, кто стоит на стороне зла, хочет победить — у него ничего не получится. Локально — да; локально пространственно и локально исторически. И мы знаем, что так и происходит — где-то, в каких-то местах торжествует зло, и люди убивают друг друга. Мы знаем, что в течение истории были разные эпохи, в том числе и на нашей благословенной земле. Но опыт, духовный исторический опыт России свидетельствует, что даже самое страшное торжество диавола, которому, казалось, не будет конца и которому невозможно никак противостоять, в одно мгновение исчезло. Без единого выстрела. Господь просто вошел в нашу историю. Я говорю это в первую очередь о нашей земле Русской, об исторической России.

И вот сегодня мы в Кремле, куда не могла ступить нога православного человека, в том месте, где покоятся выдающиеся отцы и матери нашего народа, цари и царицы, великие князья и княгини. Мы вместе с ними прославляем Господа, и, выйдя из храма, не подвергнемся никаким репрессиям, никакому осуждению. Совсем недавно это и представить было невозможно. И говорю это все к тому, чтобы мы укоренялись в мысли, что не кто иной, а только Господь является Господином истории. Он дает свободу человеку, но в какие-то определенные моменты Он входит в исторический процесс и круто разворачивает его. И уж кому как не нам, людям, столько пережившим в веке XX, не верить в чудодейственное присутствие Господа в человеческой истории!

Ну, а сегодня мы вспоминаем и молимся о всех, кого знаем, родных, близких, о родителях, если таковые скончались, о дедушках, бабушках, прабабушках, прадедушках, о многих, кто стоял в ряду православных людей, в том числе защищая нашу веру. Мы просим Господа, чтобы Он принял в Свое Небесное Царство всех тех, за кого мы сегодня так горячо и искренне молимся, и верим, что эту молитву слышит Господь.

Конечно, нельзя не сказать еще о чем-то очень важном. В течение долгих десятилетий после революции было запрещено говорить что-то хорошее о тех, кто возглавлял наше государство. Исключением был Петр, по понятным причинам — он произвел некую революцию в истории нашего государства. Поэтому те, кто произвел кровавую и страшную революцию, имели в Петре хоть какое-то оправдание тому, что иногда и жестокость необходима, чтобы сменить направление жизни общества и государства. А так-то все, кроме Петра, признавались абсолютно отрицательными историческими персонажами. А теперь и наука, и литература, но в первую очередь Церковь, совершая у этих гробниц поминовение усопших наших государей и государынь, свидетельствуют о том, что они в вере почили, что трудились на благо Отечества своего и что нынешнее поколение русских людей не забывает этого подвига и этого служения.

Сегодняшний день сопрягает эпохи, времена и помогает нам думать не только о дне сегодняшнем, но и вспоминать дни минувшие, пребывая в надежде на Божий промысл, так сильно явивший себя в истории Отечества нашего и нашей Церкви, с тем чтобы Господь и далее вел наш народ и управлял нашим историческим путем. А для того чтобы было так, есть только одно условие: народ, не потеряй веры, не поскользнись еще раз на каких-то обещаниях, на каких-то философских идеях или на каком-то нигилистическом безразличии — на всем том, на чем поскальзывались наши предшествующие поколения! Умудренные историческим опытом, мы должны, стоя перед этими великими гробницами, осознать свою подлинную ответственность и за духовную жизнь народа нашего, и за его исторический путь, дабы, не повторяя ошибок, укрепляемые силой Божией, идти вперед по этой еще никому не известной дороге к будущему, с надеждой на то, что Господь приклонит Свою милость к народу нашему и к Отечеству нашему, как Он неоднократно приклонял сию милость в течение прошедших веков, в течение трудного, но славного исторического пути.

Всех вас, мои дорогие, я приветствую с этим особым пасхальным днем, днем молитвы об усопших, днем воспоминания о прошлом и днем, когда мы к молитве об усопших присовокупляем и нашу молитву о милости Божией и о Его благословении на предстоящий нам всем — и народу, и стране, и каждому из нас — жизненный путь. Аминь. Христос Воскресе!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6128337.html
7
Патриаршая проповедь в Неделю 2-ю по Пасхе после Литургии в Храме Христа Спасителя

12 мая 2024 г. 15:37

12 мая 2024 года, в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, день Антипасхи, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Христос Воскресе!

Дорогие дети! Дорогие папы и мамы! Преосвященные владыки! Отцы и братья!

Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником Пасхи, который в этот день мы по обычаю проводим с нашими детьми и молодежью. И совершенно по-особому воспринимается пасхальная радость, пасхальное богослужение — потому что мы видим множество детей, молодых людей, которые искренне верят в Господа, которые Ему служат, поют, молятся, и, конечно, великой радостью и надеждой наполняются наши сердца.

Мое поколение и поколение ваших родителей — по крайней мере, та его часть, которая еще застала трудные безбожные времена — даже представить себе не могли, чтобы в кафедральном соборе собралось такое количество детей, которые приехали сюда по собственному желанию, по желанию своих родителей, которые выстояли долгую службу. И не просто выстояли — которые в этой службе участвовали, пели, прислуживали. Другими словами, вы сейчас являете тот образ Русской Церкви, который был утрачен в страшные революционные и послереволюционные годы, о котором молились, за который боролись. И эта борьба нередко завершалась ссылками, лагерями и расстрелами, но мученический подвиг нашего народа и был той жертвой, в ответ на которую Господь привел и приводит наш народ к вере. И самым знаменательным, ярким и убедительным свидетельством является сегодняшний день и богослужение в Храме Христа Спасителя, где присутствуют множество детей, молодых людей, и не только молятся вместе со старшими, но и участвуют в светлом пасхальном торжестве.

История человечества знала разные времена и события, и возникает вопрос: а почему времена так меняются? Почему горячая вера людей и благочестие сменяются на революцию, на разрушение государства, на разрушение веры и Церкви? Причем разрушение совершалось в полной уверенности, что уж это навсегда, и никакой веры, никакой Церкви в Советском Союзе быть не может. Ради победы безбожия люди даже жизни свои отдавали — отдавали напрасно, глупо отдавали, борясь с Самим Богом. Ведь ничего не получилось.

А сегодня мы вместе, как народ, празднуем Святую Пасху. И особенно зримым образом это пасхальное богослужение являет себя здесь, в Храме Христа Спасителя, при огромном стечении детей и молодежи, то есть поколения, которое пойдет дальше по историческому пути. Тогда, когда многих из нас не будет, вы будете. Поэтому помните, что вы уже сейчас принимаете от старших — от бабушек и дедушек, от пап и мам, от священнослужителей и архиереев, от Патриарха — ту эстафету веры, которую будете обязаны пронести через предстоящие десятилетия. Я от всего сердца желаю, чтобы никто из вас не сошел с этого пути, чтобы никакие соблазны, которые иногда посещают людей, особенно в молодости, не положили средостение между вами и Спасителем, вами и Церковью Христовой.

И тогда жизнь нашего народа будет становиться реально лучше. Иногда говорят: чтобы жизнь стала лучше, необходим научно-технический прогресс. В каком-то смысле, конечно, этот прогресс приносит материальные блага. Но качество жизни, которое определяется состоянием человеческой души, никакой прогресс не определяет и определить не может, потому что состояние души — это то, что определяется ее близостью или отдаленностью от Бога. Вот почему, развивая все стороны жизни — и научные, и технические, и прочие — мы должны не забывать о наших душах, особенно о душах наших молодых людей, дабы они были подлинно счастливыми, прикасаясь к Божественной силе и Божественной радости, и одновременно через эту радость и благодать становились и в жизни своей сильными и успешными. Вот обо всем этом молимся мы сегодня, да и каждый день молимся в Церкви, вспоминая тяжелый исторический путь нашего народа, вспоминая удивительное чудо нового Крещения России, что произошло в тысячелетие Крещения со дня Днепровского Крещения от князя Владимира. Вот с того времени началось помалу-помалу это глубинное изменение в духовной жизни нашего народа.

Еще раз хочу сказать: под лежачий камень вода не течет. И если мы будем слабы в вере, если мы слишком привыкнем к тому, что имеем, если мы скажем, что вовсе не обязательно по воскресеньям в храм входить, можно и один раз в месяц, а потом и один раз в год, то мы повторим страшную ошибку наших предшественников, живших в православной Российской империи и потерявших и веру, и великую страну. И потребовались колоссальные жертвы, невероятные изменения в сознании и жизни народа, чтобы нам возродить то, что бездумно потеряли.

Дай Бог, чтобы торжественное празднование Светлого Христова Воскресения людьми разных возрастов укрепляло в нас убежденность в необходимости хранить веру во имя собственного счастья и благополучия и, конечно, во имя процветания нашей любимой Родины. Еще раз всех вас, мои дорогие, поздравляю с праздником, с Пасхой Христовой спасительной и провозглашаю дивные слова: Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6127878.html
8
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы после Литургии в Троице-Сергиевой лавре

10 мая 2024 г. 14:05

10 мая 2024 года, в пятницу Светлой седмицы, праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию и водосвятный молебен в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваше Преосвященство, владыка наместник и ректор в одном лице! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с этим радостным Пасхальным днем — Христос Воскресе!

Всегда с особым чувством я совершаю богослужения в нашей Лавре у мощей Преподобного, в этом духовном центре русского Православия, и всегда при большом стечении людей. И радуюсь, что вера наша не ослабевает, несмотря на искушения, через которые сегодня проходит весь человеческий род. И главным искушением явилось то, что диаволу, как написал классик, удалось заставить людей поверить, что его не существует, а значит, и Бога не существует.

Можете себе представить: тысячелетиями люди верили в Бога, народы преклоняли свои сердца и колена пред Господом и Спасителем нашим; но настало время, когда какие-то непонятные мудрецы, называвшие себя философами, стали говорить: а Бога-то и нет! И еще добавляли: а вы докажите, что Он есть! А тут уж полное нарушение всяких законов логики — кто сомневается, тот и должен доказывать. А верующим людям не нужно доказывать, что Бог есть, ведь наши доказательства не будут ни приняты, ни поняты теми, кто не живет жизнью подлинно верующего человека. Потому что главным доказательством бытия Божия является состояние наших душ во время молитвы, во время причащения Святых Христовых Таин. И это не какие-то поверхностные эмоции — это глубочайшее переживание соприкосновения с Самим Богом, с великой святыней.

И вот в то время, когда вера во многих так называемых развитых странах пошатнулась, когда диаволу удалось внушить людям, что его нет, а значит, и Бога нет, удивительным образом в нашей благословенной стране укрепляется вера в Господа. И если в какой-то момент нашей истории люди образованные или, как принято говорить, интеллигенция отошли от Господа, то ведь сейчас происходит обратный процесс. Люди возвращаются к вере, люди проникаются важностью исполнения Божественных законов жизни — тех законов, на которых и основывается подлинное благополучие. И по милости Божией сегодня мы имеем это замечательное возрождение веры в нашем народе.

А вот сегодняшнее повествование (Ин. 2:12-22) об изгнании торгующих из храма. Почему дом молитвы, как сказал Господь, стал вертепом? А потому что у людей ослабла вера, а вместе с ней — осознание Божественного присутствия в храме. Почему же в таком случае не использовать его, как сказали бы теперь, как выгодную площадку для бизнеса? Ведь народ собирался вокруг храма — ну как тут не подсунуть свой товарчик и заработать на этом? И ведь ничего не изменилось! До сих пор, как мы знаем, вокруг определенных мест, в том числе связанных с нашей героической историей, в праздники непременно начинают чем-то торговать. Само по себе это не предосудительно, но то, что происходило в храме, было не просто предосудительным, но было греховным, потому что искажало подлинную природу того места, где Бог явился людям и где люди в молитве встречались с Господом.

Еще раз хочу сказать, что народ наш прошел через искушение богоотступничества. Конечно, и сейчас есть люди, которые не верят в Бога или не считают возможным даже задавать себе вопрос, есть Бог или Его нет. Но обращение наших людей, нашего русского народа к Богу совершенно очевидно.

И происходит это в непростое время — еще раз хочу сказать, во время практически всемирного богоотступничества. Такая уж, видимо, дорога уготована нашему народу — хранить веру православную. И потому призываю от всего сердца, обращаясь ко всем вам и ко всем нашим людям, православным по крещению, по культуре, но, может быть, еще не открывшим для себя дорогу к храму: идите по этой дороге и не ошибетесь ни в личной, ни в семейной, ни в общественной, ни в государственной жизни. Потому что если Господь с нами, то нам любое дело по плечу. Мы можем справиться с любыми врагами, супостатами, как это делали наши героические, исполненные веры предшественники. И святая сия лавра знает пример великой обороны святыни, когда, уповая на помощь Божию, иноки держали оборону этого святого места, чтобы не допустить его попрания и поругания.

Мы с вами действительно живем во время в каком-то смысле судьбоносное для всей человеческой цивилизации. Не покидает мысль о том, что если люди не вернутся к Богу, не справятся с теми, как теперь говорят, вызовами, то вполне возможно завершение человеческой истории. А из слова Божиего знаем, что история закончится тогда, когда зло восторжествует над добром. Пришествие антихриста — это и есть тотальное и глобальное господство зла. Но зло нежизнеспособно. Там, где зло, там нет жизни, там нет любви, а значит, всякое зло само себя истребляет. И мы, православные люди, которым многое открыто через слово Божие, должны сохранять веру в сердцах наших, воспитывать в вере наших детей и молодежь, приобщать к вере тех наших людей, которые, к сожалению, еще не нашли дорогу к храму. Но будем просить Господа, Его Пречистую Матерь, всех святых, в земле Русской просиявших, чтобы произошло это общенародное возрождение веры, обращение к Господу и Спасителю. Потому что, опираясь на эту веру, народ становится непобедимым. А наибольшие поражения в истории были не потому, что уступили внешнему врагу, а потому что у самих не хватало силы, духа, верности и готовности бороться за страну, за народ свой и за самих себя.

Да помогает нам Господь, молитвами святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия, хранить веру православную, воспитывать в этой вере наших детей и нашу молодежь, передавать ее тем, кто еще сомневается, или не уверен, или просто отмахивается как от чего-то для себя непонятного — с тем чтобы грядущие десятилетия стали действительно подлинным возрождением нашего Отечества, которое невозможно, как показал опыт, без возрождения веры, любви к стране своей, к народу своему и друг ко другу. И да помогает нам Господь идти этим спасительным путем, понимая, что не только обеспечим таким образом свою безопасность и свое благополучие, но и, несомненно, получим прощение грехов и надежду на жизнь вечную в Божественном Царстве. Аминь. Христос Воскресе!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6127499.html
9
Патриаршее слово после Пасхальной великой вечерни в Храме Христа Спасителя

5 мая 2024 г. 21:27

5 мая 2024 года, в праздник Светлого Христова Воскресения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Пасхальную великую вечерню в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!

В этот пасхальный день, когда мы все вместе собираемся в Храме Христа Спасителя, чтобы прославить Воскресшего, у меня как у Предстоятеля Церкви града Москвы и всей Церкви Русской всегда особое чувство. Ведь я не только вижу перед собой большое количество духовенства и наполненный молящимися храм, но и в десятках тысяч храмов на просторах исторической Руси, на просторах, каноническое попечение о которых осуществляет наша Церковь, собираются люди, чтобы прославить Господа Воскресшего, чтобы причаститься Святых Христовых Таин, чтобы зарядиться великой Божественной энергией, которая передается нам и через таинства Церкви, и через само пасхальное торжество.

Пасха — это победа Христа над диаволом и смертью. Но пасхальное торжество — это ведь и наше соучастие в этой победе. И мы должны помнить об этом, особенно когда проходим через скорбные обстоятельства нашей жизни. Нет человека, который не проходил бы через такие обстоятельства, у каждого свой крест, своя скорбь, и нам иногда кажется, что этот крест невыносим. Бывает, что люди теряют и веру, и упование на Господа. Но так случается с теми, у кого вера слабая, а те, кто живет сильной верой, никогда не сокрушаются под тяжестью скорбных жизненных обстоятельств; об этом свидетельствуют примеры нашей истории.

Я родился в Ленинграде сразу после Великой Отечественной войны, и мои родители пережили ленинградскую блокаду, я об этом уже рассказывал. Даже в то страшное время, когда люди умирали от голода и, казалось бы, не оставалось никакой надежды на возвращение к обычной жизни, храмы в блокадном городе были переполнены. И Пасха Христова торжественно праздновалась умирающими от голода людьми — не могу без трепета об этом говорить, потому что мои самые родные и близкие люди пережили эту страшную блокаду и были свидетелями испытаний, которые выпали на долю нашего народа.

Сегодня мы живем, по милости Божией, в благополучное время. Никто не притесняет православных людей, никто не требует отказаться от веры, как это было еще в сравнительно недавнее время. Мы имеем возможность открыто исповедовать веру. Во главе государства православные люди, и это тоже является милостью Божией, — не безразличные, не нейтральные по отношению к Православию, а члены нашей Церкви. На протяжении большей части двадцатого века об этом даже подумать было невозможно, а сегодня это реальность. Поэтому мы с вами действительно вступили в эпоху несомненного духовного благополучия народа. Но ведь и в старые времена народ наш проходил через эпохи благополучия, а потом произошло то, что произошло, — и веру потеряли, и святыни свои разрушили, и от Бога отказались. Но потом, пройдя через великие испытания, снова вернулись ко Господу, и ожила наша Русская Православная Церковь.

Наученные этим историческим примером, мы должны помнить, что очень многое зависит от нас. Насколько мы живем нашей верой? Насколько мы способны эту веру исповедовать? Насколько вера оплодотворяет нашу жизнь? Каждый, задавая себе эти вопросы, почувствует, что не все так благополучно в его духовной жизни. Как раз сейчас мы проходим через время, когда с большой пользой и с большими возможностями мы можно откорректировать свою жизненную траекторию — таким образом, чтобы вера православная действительно стала главной направляющей силой нашего движения и чтобы движение это предполагало встречу с Самим Господом.

Дай Бог, чтобы было так. Народ наш, страна наша заслужила этого своей очень непростой трагической историей, своим тяжелым прошлым. И сегодня еще раз хочу сказать: наслаждаясь миром и благополучием, мы не должны забывать благодарить Господа за эти милости и просить Его о том, чтобы Он сохранял Свое благословение над землей Русской, над народом нашим, над Церковью нашей, и чтобы никакие враги и супостаты, никакие искушения диавольские не могли нас сдвинуть с этого спасительного пути.

Празднование Святой Пасхи в эти дни, переполненные храмы, телевизионные передачи, реакция средств массовой информации, благожелательно, с большим сочувствием и вниманием относящихся к всенародному празднованию, — все это действительно знаки глубинных изменений в жизни страны и народа. Будем молиться о властях наших, о нашем православном Президенте, о тех, кто несет ответственность за настоящее и будущее страны, о воинстве нашем, которое и сегодня по-настоящему стоит на защите священных рубежей Отечества. Да хранит их Господь от всякого врага и супостата, и да благословляет Воскресший Спаситель всех нас, весь наш народ, помогая укрепляться в вере, с дерзновением и надеждой на Его помощь смотреть в будущее и идти по пути веры. Мы не знаем, каким будет этот путь, но мы просим Господа, чтобы это был путь мира, спокойствия и благополучия — и для страны, и для народа, и для каждого из нас.

Мне хотелось бы в этот день преподнести для нашего кафедрального Храма Христа Спасителя это драгоценное старинное Евангелие в замечательном драгоценном окладе. Мне подарил это Евангелие один очень состоятельный человек, и когда я взглянул на эту красоту, я понял, что это замечательное Евангелие не для моего домашнего крестового храма, но надлежит ему быть в главном храме Русской Церкви — в Храме Христа Спасителя. И сегодня я с радостью преподношу эту святыню кафедральному Храму Христа Спасителя с надеждой на то, что до скончания века эта святыня будет пребывать на престоле сего храма.

Не могу не сказать о еще одном очень важном событии. Я уже рассказывал о том, как мною был обретен чудотворный Московский образ Казанской Божией Матери. Тоже ведь чудо! Находился образ не где-то на светских площадках, в каких-то светских хранилищах, а в резиденции Патриарха, среди прочих икон. Есть такое место, где складываются иконы, которые преподносятся Патриархам, а затем эти иконы передаются в храмы. И вот среди этих икон и был образ, о котором я уже говорил. Он поразил меня, и первая моя мысль была: «как же научились наши художники искусно подделывать иконы под старину!» Но потом я понял, что это никакая не подделка, а подлинная икона, и что это та самая Московская Казанская икона Божией Матери, которую считали похищенной из Казанского собора на Красной площади или даже уничтоженной. Она явилась. А мы сегодня начинаем крестный ход, и мне хотелось бы, чтобы вместе с крестным ходом, который пройдет по городам и весям всей России, их посетила и эта святыня, Казанская икона Божией Матери. Поэтому просил бы устроителей крестного хода принять этот образ, беречь его во время путешествия, совершать перед ним молебны, рассказывать об истории этого образа, чудесно явленного в наше время как знак милости Божией, как знак любви Богородицы к народу нашему и к Церкви нашей. Прошу принять этот образ и пронести его по городам и весям нашей страны.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6126446.html
10
Пасхальное телеобращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

5 мая 2024 г. 03:00

5 мая 2024 года, в праздник Светлого Христова Воскресения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с Пасхальным обращением к телезрителям.

Сегодня весь православный мир торжественно празднует светлое Христово Воскресение, Святую Пасху. В тысячах храмов совершаются богослужения, празднично звонят колокола и повсеместно звучат слова пасхального приветствия: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!»

Нередко люди, далекие от Церкви, задаются вопросом: почему Пасха — главный праздник православных — и чему они так радуются в этот день? На протяжении двадцати веков неисчерпаемым источником радости для последователей Господа неизменно остается Его победа над смертью и злом, а также убежденность в том, что благодаря Его Воскресению каждый верующий человек имеет надежду на спасение и вечную жизнь.

Мы призваны Творцом из небытия в бытие не для того чтобы, как кажется некоторым, после смерти исчезнуть навсегда, а для того чтобы, став наследниками Христовой победы, быть бессмертными и вечно пребывать с Ним в Его Царстве — Царстве правды и любви.

Это значит, что в очах Божиих личность каждого из нас бесценна. Но это также означает, что наши поступки, слова и даже мысли влияют на то, как сложится наша жизнь и какой будет наша участь, причем не только здесь, на земле, но и в вечности.

Вот почему недостаточно лишь «принять к сведению» весть о Воскресении Христа или ограничиться только признанием исторического факта существования Иисуса из Назарета: христианская вера требует от нас ответа всей своей жизнью. И главным содержанием этого ответа являются добрые дела, способность сопереживать другим, неравнодушие и отзывчивость, умение прощать обиды и готовность протянуть руку помощи ближним, оказавшимся в трудных обстоятельствах. Другими словами, мы призваны к жизни по вере, действующей любовью (Гал. 5:6), как о том пишет святой апостол Павел.

Следуя этому завету, Русская Православная Церковь сегодня продолжает активно помогать тем, кто, рискуя жизнью, находится на передовых рубежах защиты Отечества и традиционных христианских ценностей, кто потерял родных и близких, лишился крова или получил ранения. Наши епархии, монастыри, приходы, православные волонтеры продолжают вносить свой вклад в это общенародное дело. Благодарю всех за труды и усердие, за отзывчивость и доброту.

Ныне Церковь молитвенно обращается к Воскресшему Господу и просит Его о даровании победы света над тьмою и правды над ложью, о преодолении греховных разделений и вражды, о воцарении прочного и справедливого мира.

Пусть светлая пасхальная радость наполняет наши сердца любовью и благодарностью Победителю смерти Христу, пробуждая добрые чувства и вдохновляя нас на созидательные труды, способные изменить нашу жизнь к лучшему.

С праздником всех вас, мои дорогие, с Пасхой Господней!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6125324.html
Страницы: [1] 2 3 ... 10