Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 591408 раз)

0 Пользователей и 4 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3094
  • Репутация: +568/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в праздник Донской иконы Божией Матери после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы

1 сентября 2024 г. 15:16

1 сентября 2024 года, в праздник Донской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Большом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогой владыка наместник! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с этим замечательным праздником, когда мы вспоминаем чудеса, проистекшие от Донского образа Пресвятой Богородицы. С этими чудесами связаны исторические моменты в жизни нашего народа — исторические не просто в силу политической значимости, но потому что от исхода этих событий зависело само существование нашей страны. Знаем и о мужестве ратных людей, мудрости полководцев, но ни те, ни другие не полагали, что их деятельность была причиной победы, но все соотносили победу с действием Божественной благодати, явленной через заступничество Пресвятой Богородицы.

Современный человек, даже тот, кто в храм ходит, молится, просит, нередко, получив просимое, особенно если это связано с успехами в профессиональной или политической деятельности, преисполняется в первую очередь уважением к самому себе — надо же, всё получилось, успел, сделал, убедил. Конечно, есть и те, кто в первую очередь Бога благодарит. Но чаще всего даже те, кто и в храм приходил, и просил, по получении просимого не очень-то Бога благодарят, а уж если и благодарят, то формально или материально — придут, свечечку поставят. А вот так, чтобы чудо в личной жизни, последствия которого имели очень важное значение для человека, стало поворотным его в духовной жизни, — такое случается, но в меньшинстве случаев.

Но благодарение Богу за совершённое деяние есть непременное условие того, чтобы оставалась жизненной и действенной наша вера. Когда верующий человек благодарит Господа за деяния, это значит, что цепь замыкается. Молитва была обращена к Богу, Господь услышал, подал, и в ответ на Божественное благодеяние мы отвечаем благодарностью. Господу благодарность не нужна, Он вседоволен, как учит нас Священное Писание, но это нужно нам, чтобы цепь замкнулась, чтобы она не остановилась на Божием благодеянии. Молитва, благодеяние и всё — вот и прервалась цепь, и благодать не дошла до нас, тех, кто просил о Божественном благодеянии. Поэтому благодарность Богу есть непременное условие — употреблю светское слово — эффективности нашего религиозного сознания, нашего религиозного чувства и нашей религиозной практики. Нет благодарения, и цепь полностью не замыкается, и токи Божественной благодати пресекаются. Поэтому благодарение, наряду с прошением, есть непременное условие того, чтобы благодать Божия прикасалась к нам.

Вот и величайшее Таинство, которое Сам Христос установил, — Таинство Святой Евхаристии, а ведь «Евхаристия», в переводе с греческого на русский, — это благодарение, это Таинство Благодарения. Совершая Литургию, мы максимальным образом благодарим Господа за Его благодеяния. Но так ли это, когда мы молимся во время Литургии? Молимся мы, конечно, больше всего о себе, о том, чтобы Господь нам что-то дал, исцелил, укрепил, вразумил, помог разрешить какие-то конфликты, — а ведь мы присутствуем на Литургии, во время Таинства Благодарения! Поэтому благодарение Богу – это главная наша молитва.

Вот давайте научимся всякое молитвенное действие в храме или дома начинать с благодарения Господу за всё, аще вемы и аще не вемы, за видимое и невидимое, потому что рука Божия над нами, над каждым из нас. И, поблагодарив Господа, можем смиренно вновь обратить к Нему прошение помочь — либо со здоровьем, либо в каких-то других жизненных обстоятельствах. И ведь знаем: Господь помогает. Но как же правильно всякому прошению предпослать искреннее, сердечное и осознанное благодарение Господу! Нас, конечно, спасает то, что сама Божественная литургия, как я только что сказал, является Таинством Благодарения, но мы в этой Литургии тоже должны соучаствовать своим собственным благодарением, а не только постоянными просьбами к Господу «подаждь, помоги, вразуми, укрепи, защити». Сказать: «Спасибо Тебе, Господи, за всё — за мое рождение, за мою жизнь, за мои радости и скорби, за то, что я стою пред Тобой в храме, обращаюсь к Тебе с верой и надеждой, что Ты меня услышишь. Благодарю Тебя за всё!» А потом, со смирением: «Не оставь и меня грешного или грешную, и помоги мне, в том числе и в тех трудных обстоятельствах, в которых я сегодня оказался».

Вот эта способность благодарить Господа ведь отмечена и в Евангелии. В повествовании о десяти прокаженных, девять из которых получили исцеление от страшной болезни, которая исторгала их из общества. Они не просто исцелились — они вернулись в общество. Перед ними открылась жизненная дорога, исполненная, может быть, многих благ и свершений. Ну что могло быть больше этого? А что последовало за этим чудом? Девять даже не подумали вернуться, чтобы поблагодарить Господа и Спасителя, — только один, и тот иноплеменник. Вот нам нельзя уподобляться тем девяти прокаженным, которые забывают поблагодарить, получив ответ на свои молитвы о благости Божией. Мы должны благодарить Господа за всё. За то, что мы родились и живем в такой замечательной стране, как Россия. Я говорю это не с точки зрения, как иногда критики утверждают, некоего квасного патриотизма. Да не квасной патриотизм, а здравый анализ происходящего в мире! Мы живем в стране, в которой возрождается вера — в то время, когда во многих других странах вера исчезает или, как говорят социологи, деклассируется, выбрасывается за поля общественной жизни, становится частным делом десятого, двадцатого порядка. А мы храним веру и в личной жизни, и в семейной, но, самое главное, мы как народ сохраняем нашу веру. И так уж Господь благословил, чтобы в это трудное время и главой государства стал верующий православный человек, активно верующий, а не просто по некой культурной традиции.

Таким образом, Господь дает нам много знаков того, как важно, чтобы мы сохраняли веру, и как важно, чтобы мы умели благодарить Бога, замыкая связь между нами и Отцом нашим Небесным, обеспечивая тем самым и продолжение Божественных благодеяний, изливающихся по нашей молитве, по молитве наших родных и близких, по молитве Церкви на наши грешные души.

Да поможет нам Господь — всем как народу и каждому из нас — хранить веру православную, укрепляться в этой вере, творить добрые дела, без которых вера мертва есть (см. Иак. 2:17), и как народу восходить от силы к силе, утверждая такой образ современной цивилизации, которая не исторгает Бога, не издевается и не смеется над религиозным чувством, но полагает веру в Бога в центре своей личной и общественной жизни. И покуда будет так, Россия будет непобедима! С праздником всех вас поздравляю!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6155740.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3094
  • Репутация: +568/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в день памяти святителя Петра Московского после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

6 сентября 2024 г. 15:19

6 сентября 2024 года, в праздник перенесения мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По завершении Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с праздником, когда мы вспоминаем святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. А почему такое почитание этого митрополита именно здесь, в главном храме всея Руси, в Успенском соборе Московского Кремля? Потому что он заложил этот храм. И не только потому, что положил первый камень, но потому что, если бы святитель Петр не перенес кафедру всея Руси из Владимира в Москву, то Москва никогда бы не стала столицей нашей страны.

Вот мне бы хотелось, чтобы эти мои слова услышали все, в том числе и городские власти, и наши интеллигенция, и наши ученые. Перенесение кафедры из Владимира в Москву — это и есть тот день, который мы должны отмечать как День столицы. Никакой столицы в Москве бы не было, услышьте меня! И те, кто хочет слышать, и кто не хочет: не было бы, если бы не святитель Петр и не перенесение Всероссийской, общерусской Первопрестольной кафедры в наш город. А произошло это, конечно, по воле Божией, но и по усмотрению святителя. Он хорошо понимал уязвимость Киева, который постоянно подвергался набегам кочевников, и известно, что вначале Первосвятитель земли Русской переехал во Владимир, в то место, куда не доходила монгольская конница, потому что это лесная часть нашей страны, а конница не может действовать в лесу, она легко подвергается истреблению. Попытки были, заходили в леса монгольские наездники, но погибали от стрел лучников, которые уничтожали и всадников, и лошадей, и потому Владимир оказался неуязвимым как центр всея Руси.

А вот перенесение кафедры в Москву есть некое действие Божественного промысла. Владимир был весьма успешным, богатымгородом, и, в общем-то, не было прямой необходимости переместить кафедру всея Руси в град Москву, еще недостаточно отстроенный и обустроенный. Тем не менее святитель Петр перемещает сюда Всероссийскую митрополичью кафедру, а вслед за ним — и великий князь; и Москва стала столицей.

Вот как бы достучаться до властей московских, до общественности, еще раз повторю, и до всех, что сегодняшний день и должен быть Днем Москвы как столицы нашего государства! Не было бы святителя Петра, не было бы его промыслительного действия — переноса кафедры в Москву, — и Москва не была бы столицей, а осталась бы обычным, одним из многих русских городов.

Еще раз хочу сказать, что такие судьбоносные события, конечно, совершаются по Божественному промыслу. Так нужно было, чтобы сумело Отечество наше, объединившись вокруг новой столицы, стать мощным, сильным — в политическом, экономическом, военном плане, — потому что много скорбей предстояло на его историческом пути. И знаем, что перенесение столицы в Москву сыграло очень важную роль в сохранении страны, ее единства и дальнейшего процветания.

Поэтому, вспоминая святителя Петра, благодаря его за все благодеяния, совершенные от дней древлих и доныне над страной нашей, над Церковью нашей, над градом Москвой, будем в памяти хранить его великий жизненный подвиг и промыслительное деяние, связанное с перенесением Первосвятительской кафедры, а затем и утверждением столицы в городе Москве.

И когда Петр принял решение перенести политический центр в новую столицу, в Петербург, Москва не лишилась столичного статуса, она по-прежнему оставалась духовным центром нашего народа и нашей Церкви. А по милости Божией со временем вновь вернулась и столичная функция сему святому граду, а вместе с ней и пребывание высшей государственной власти в Москве, в Московском Кремле, а самое главное, значение Москвы как реальной столицы русского государства.

Вот такое важное событие мы все сегодня вспоминаем. Еще раз хочу сказать: печально, что этот день не является Днем городом Москвы. Будем и дальше стучаться в двери. Может быть, дойдет до сознания наших властей, общественности, что именно этот день и должен быть Днем Москвы, без которого Москвы как столицы нашей Родины не существовало бы. Но еще раз подчеркну: вне зависимости от того, как этот вопрос будет решаться, и будет ли, на уровне политического руководства, мы с вами всегда должны помнить, что сей святой день, связанный с памятью святителя Петра, и является главным днем для нашего города и поводом к тому, чтобы мы усилили свои молитвы перед великим Божиим угодником святителем Петром о сохранении Москвы как столицы нашей, о сохранении Отечества нашего, чтобы никакие враги и супостаты не имели ни силы, ни возможности не только уничтожить страну, но даже ослабить ее. Потому что сегодня именно наше Отечество, еще раз повторю, в каком-то смысле является тем самым Удерживающим, ибо мы не преклоняем главы перед греховными законами и требованиями, которые противоречат Божиему нравственному закону и никак не способствуют благополучию наших семей, да и каждого человека, вне зависимости от того, имеет он семью или нет. И благословение святителя Петра, молитва Церкви, несомненно, способны укреплять жизнь каждого, кто с верой и надеждой обращается к великому святому угоднику. Его молитвами да хранит Господь всех нас и да укрепляет нас в вере православной и в любви к Отечеству! Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6156952.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3094
  • Репутация: +568/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы после Литургии в Сретенском ставропигиальном монастыре г. Москвы

8 сентября 2024 г. 16:21

8 сентября 2024 года, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Дмитрий Федорович, секретарь Союзного государства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с сегодняшним высокоторжественным днем, с воспоминанием святых угодников, которые жизнью своей внесли очень большой вклад в духовное развитие нашего народа. И, конечно, радуюсь тому, что сегодня мы вспоминаем важные даты в истории развития отношений между Россией и Белоруссией.

Сегодня Россия и Белоруссия составляют Союзное государство, и это очень важно ввиду страшной трагедии последних десятилетий, в результате которой разрушилось единое историческое государство всея Руси и на ее пространствах возникли государства, в том числе движимые недоброжелательной силой извне, ставшие на путь противоборства с Русью, с Россией. Все это омрачает, конечно, и нашу память, и наше сегодняшнее душевное состояние. А вот взаимоотношения России и Белоруссии вселяют спокойствие и уверенность в том, что, поскольку такие добрые отношения сохранились между народами белорусским и великорусским, поскольку такие добрые отношения и сотрудничество существуют между нашими государствами, то, может быть, не все потеряно и для восстановления добрых отношений на просторах всей исторической Руси.

Но сегодня действуют мощные силы, чтобы окончательно разрушить отношения между Россией и Украиной. И хотя мы продолжаем оставаться одной Церковью — и та, что на российской земле, и та, что на Украине, — предпринимались и предпринимаются чудовищные усилия, чтобы и это единство разрушить. И моя каждодневная молитва о том, чтобы Господь сохранил от всякого уклонения в раскол и разделение Украинскую Церковь, чтобы, несмотря на несомненные трудности, скорби, риски, с которыми связано теперь служение духовенства Украинской Церкви, это служение продолжалось и Церковь продолжала осуществлять свою спасительную миссию в отношении русского, украинского, белорусского и прочих народов, которые ныне существуют на просторах исторической Руси.

Верим, что Господь услышит наши молитвы. Но для того чтобы Бог слышал наши молитвы, мы должны идти навстречу Господу ради осуществления тех пожеланий, которые мы в эти молитвы вкладываем. Вот почему Церковь наша всячески поддерживает усилия государственных лидеров России и Беларуси, которые сегодня стоят на страже сохранения духовного единства наших народов и сохранения нашего общего государства. Думаю, что, несмотря на скорби XXI века, так болезненно отразившиеся на жизни всего нашего исторического народа, молитвами святых угодников земли Русской, трудами нашей Церкви, подвижничеством монашествующих и благочестивых мирян будет сохраняться и укрепляться единство всея Руси.

А почему силы — мощные политические силы извне — работают на то, чтобы окончательно разорвать связи России с Украиной? Зачем это надо? Ведь существует на карте Европейский Союз, и эти же силы не стремятся его разрушить. Почему же они делают все возможное, чтобы разрушить союз между Россией, Украиной и Беларусью? Давайте спросим себя: почему? И там, и там демократические принципы устроения государства; и там, и там выборная власть; и там, и там реализуются все принципы современных межгосударственных и внутригосударственных установок, которые принимаются мировым сообществом. В чем же дело? Хочется громко крикнуть: в чем? И я не могу найти другой причины, помимо той, что и Россия, и, по милости Божией, Беларусь, и Церковь наша предлагают миру, в том числе западному миру, альтернативу цивилизационного развития. Если на Западе присутствует абсолютно неправильное понимание свободы как вседозволенности, если там, под прикрытием лозунгов свободы, не просто поощряется, а законодательно утверждается право людей на совершение греха, то ведь это путь к концу. Почему? Да потому что грех нежизнеспособен. Почему Господь призывает нас избегать греха — в личной, семейной, общественной жизни? Да потому что грех — это сила, разрушающая личность человека, человеческое общество и взаимоотношения людей. Грех приносит только разделение.

Наверное, того и хотели бы многие недоброжелатели исторической Руси — чтобы не было единства наших братских народов, чтобы мы разделились, чтобы мы противоборствовали. И ведь что-то удалось сделать на Украине, пусть и не в полной мере, и даже проливается кровь. Наверное, многие хотели бы кровопролития и на просторах нашего Союзного государства, но, по милости Божией, совместными силами России и Белоруссии сегодня защищается наш общий суверенитет и наше право на собственный исторический, культурный, духовный и политический выбор.

Еще многое предстоит пережить, осмыслить, против многого предстоит еще бороться, чтобы все эти опасности покинули пространство исторической Руси. Но Церковь Православная, единая и для России, и для Украины, и для Беларуси, и для всех православных народов, пребывающих на территории исторической Руси, не престает молиться, чтобы миновало это лихолетье, толкающее братьев к разделению и междоусобной брани, чтобы восстановился прочный и неотъемлемый мир, чтобы вера в Господа и Спасителя укреплялась в сердцах и умах народа всея Руси и чтобы народ сей сохранил способность отражать всякие искушения и соблазны, несущие в себе опасность для самого его существования.

Вспоминая сегодня святых, белорусских и русских, вспоминая сегодня исторический путь наших народов, благодарим Господа за то, что существует единомыслие между руководителями Российской Федерации и Белоруссии. За то, что многие силы соединяют нас воедино и во многих областях осуществляется принципиальное и важное для обеих сторон сотрудничество.

Будем молиться, чтобы никакие зловредные ухищрения не ослабили, не разрушили наше историческое единство. Помолимся о Церкви всея Руси, мученице, исповеднице, которая, несмотря ни на какие скорби, ни на какие нападения с разных сторон, не оставляет своего попечения о душах вверенных людей, о благополучии духовном и материальном народов, составляющих Святую Русь. Молитвами всех угодников Божиих, в землях наших просиявших, да хранит Господь веру православную и наш единый православный народ. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6157326.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3094
  • Репутация: +568/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после освящения домового храма Санкт-Петербургского государственного университета

10 сентября 2024 г. 16:47

10 сентября 2024 года Святейший Патриарх Кирилл посетил Санкт-Петербургский государственный университет, где совершил чин малого освящения университетского храма в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемые Николай Михайлович, Дмитрий Анатольевич! Дорогие братья и сестры!

С особым чувством я освящал сейчас эти стены университетского храма, который был закрыт, потому что власть, некогда руководившая нашим народом, провозгласила, что никакое светлое будущее в нашей стране невозможно, пока в ней сохраняются «религиозные предрассудки». Вопреки всей истории развития человеческой цивилизации эта совершенно нелепая идея вначале овладела сознанием интеллигенции, а потом стала проникать и в народную среду. Однако эксперимент, связанный с попыткой построения «самого справедливого общества за всю историю рода человеческого» провалился. Намерения были хорошие, но ничего не получилось. Потому что камень, который отвергли строители, был во главу угла (см. Мф. 21:42), сказано в слове Божием. Тот самый камень, положенный во главу угла, есть признание людьми присутствия Бога в их жизни и жизни всей цивилизации.

В свое время, начиная с эпохи Возрождения и позже, бурное развитие естественных наук поставило под сомнение само существование Бога. Связано ли существование вселенной с каким-то особым божественным актом, или, может быть, все произошло само по себе? Еще будучи совсем юношей, я тоже колебался вместе со своими соучениками, друзьями. Это было время всплеска атеизма или, как мы теперь говорим, хрущевских гонений. Но меня никогда не оставляла простая мысль, простое логическое заключение: ничто ведь не происходит само по себе. Если взять любую сторону человеческой жизни, всегда есть некое начало. А если есть акт творения, то всегда есть творец. Существуют разного рода гипотезы о происхождении животных, совершенно недоказуемые, но всегда невероятно сложно было объяснить, откуда человеческий дух, откуда нравственная система ценностей.

Знаю, как на этот вопрос отвечает нерелигиозная мысль: это процесс эволюции, в том числе интеллектуальной. Нет! Еще в глубочайшей древности, и Библия приносит нам это свидетельство, у людей была способность отличать добро от зла, существовал определенный нравственный кодекс. А если бы не существовал, то человечество вряд ли сохранилось бы.

Вот эти простые умозаключения приводят большинство людей к тому, что не может всё это быть на пустом месте. Ну не может всё это быть от молекулы, которая неведомым образом, пронесясь через космос, опустилась на нашу планету и размножилась здесь, на этой планете, до появления человеческого разума. Что лежит в основе этой гипотезы? Вера, потому что всё это недоказуемо. Значит, когда человек говорит: «Я в Бога не верю, я верю в науку», он и в науку не верит. Потому что человек неверующий не может верить, не может доверять.

Но если продолжить эту мысль, то ведь она имеет отношение не только к познанию, не только к философскому осмыслению жизни, но и к нашей повседневности. Отчего разрушаются браки? Отчего разрушается дружба? Отчего разрушается любовь? Именно оттого, что человек неспособен узреть во всем руку Божию и себя поставить под Божий закон. Потому что только Божий нравственный закон делает человека человеком, а никакая философия, никакая дисциплина и никакая идеология таковым его не делает.

Радуюсь тому, что могу сказать эти слова именно в университетском храме, сознавая, что сам факт того, что сейчас происходит в этих стенах, также свидетельствует о Божественном присутствии в нашей жизни. Если бы еще тридцать-сорок лет назад сказали бы о том, что такое событие возможно, мало кто в это бы поверил. Но вопреки всем силам, которые были брошены на разрушение веры, вера в Бога живет в сердцах человеческих. И покуда она будет жить, человек останется человеком, он не оскотинится. Потому что никакая философия не может удержать человека от зла — человека от зла удерживают страх Божий и Божественное присутствие в его сознании, в его жизни.

Дай Бог, чтобы никогда больше никакие философии, никакие политические диктатуры неспособны были произвести самый страшный, опасный разлом в жизни людей — оторвать веру от знания, науку от религии, религию от культуры. И надеемся, что наш народ, прошедший через такие тяжелейшие испытания и на самом себе испытавший губительность всех этих лжезнаний, ложного гносиса, как говорили древние, может стать тем народом, который даст пример другим, что сейчас и происходит. Очень многие мыслящие люди на Западе с удивлением открывают для себя опыт России. Дай Бог, чтобы этот опыт действительно вошел в плоть и кровь нашего народа и сумел оплодотворить, в том числе, языческую неплодящую церковь, то есть все те цивилизации, которые Бога отвергают.

Желаю всем вам помощи Божией — профессорам, преподавателям, студентам. Очень надеюсь, что Санкт-Петербургский университет останется твердыней и силой, развивающей нашу национальную российскую науку. И одновременно очень надеюсь, что и сей храм никогда не станет экспонатом в этом здании, но пребудет местом молитвы и реального духовного опыта людей, которые здесь работают, учат и учатся.

Благословение Божие, мои дорогие братья и сестры, да пребывает со всеми вами, с вашими родными, близкими, вашими семьями и, конечно, с вашими студентами и учениками.

В память о сегодняшнем событии хотел бы преподнести для сего храма этот замечательный образ Христа Спасителя. Когда будете прикладываться к этому образу, каждый будет молиться о себе, но прошу вспоминать и имя вашего Патриарха, который нуждается в вашей молитве и вашей духовной поддержке. Храни вас всех Господь!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6157716.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3094
  • Репутация: +568/-0
  • Пол: Женский
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла в Санкт-Петербургском государственном университете

10 сентября 2024 г. 17:53

10 сентября 2024 года в актовом зале Санкт-Петербургского государственного университета состоялась торжественная церемония вручения Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу диплома почетного доктора Санкт-Петербургского государственного университета. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам собрания со словом.

Уважаемый Николай Михайлович! Досточтимые господа профессора, преподаватели, дорогие студенты! Братья и сестры!

Мне за свою жизнь приходилось выступать в разных аудиториях — и в нашем Отечестве, и в большинстве стран мира, так уж Господь устроил мой жизненный путь. И всегда, когда выступаешь, бывает не то чтобы волнение, но некий эмоциональный подъем, который, быть может, помогает найти контакт с аудиторией.

Но сегодняшнее мое выступление связано с совершенно особыми эмоциями. Во-первых, я ленинградец, петербуржец, воспитанный еще в советское время, когда быть верующим человеком означало быть изгоем общества. Правда, Петербург — это все-таки город с превалирующим количеством интеллигенции, если сравнивать с другими местами, поэтому, может быть, давление на Церковь, на верующих людей здесь не было таким уж авторитарным. Но, тем не менее, оно было, и я отчетливо помню все, что со мной происходило.

Вот по истории изучается эпоха Ренессанса. Была у нас преподавательница, которая вызвала меня к доске, чтобы я ответил на тему Леонардо да Винчи и научного подъема в эпоху Ренессанса. И вдруг после того, как я всё ответил, она заводит разговор на тему, не касающуюся предмета, и вдруг задает мне вопрос: «Ну, давай оставим Леонардо да Винчи. А ты сам-то в Бога веришь?»

Сейчас этот вопрос у вас не вызывает особой реакции, но это было во времена, когда царило тотальное атеистическое воспитание, когда религия была зажата в тиски. Вдруг у мальчика спрашивают: «А ты в Бога веришь?» Целый класс, замерев, слушает, ждет. Я отвечаю: «Еще раз повторите». — «Вот ты говоришь, что тогда верили в Бога, а ты сам-то как думаешь, Бог есть или нет?» Я так спокойно ей в ответ: «А я думаю, что Бог есть». Что началось! У этой женщины легкая истерика. «Ну, ты понимаешь, что в Бога верят совершенно безграмотные люди?? Мы идем по пути к коммунизму, у нас наука, искусство, Гагарин в космос полетел!» (это было как раз в том году). А я ей говорю: «Могу ли я процитировать Вам Эйнштейна?» — «Чего??» — «Альберта Эйнштейна». — «Ну цитируй». И я цитирую: «Моя религия — это глубоко прочувствованная уверенность в существовании высшего интеллекта, который постигается через доступное нам познание мира». Гробовая тишина в классе. Она спрашивает: «Это ты где прочитал?» Говорю: «Изучайте Эйнштейна, и Вы найдете эти слова».

И вот, во время этой полемики, я вижу, как кто-то передает записочку от парты к парте. Была такая девочка в классе, как сейчас помню, фамилия ее была Рябых, маленькая, смешная немножко. Она сидела за первой партой, и вот она протягивает мне записочку и говорит: «Володька, держись!» И я понял, за кого аудитория.

Почему же я рассказываю все это из своей личной жизни? Потому что хотел бы показать, что общество наше, в том числе наша интеллигенция, и страна наша прошли огромный, очень непростой путь. От отрицания Бога, от дискриминации верующих и вообще религиозного знания — к тому, что сегодня Патриарх может выступать в этих стенах, и никого это не удивляет.

И никто не поднимает вопрос, совмещаются или не совмещаются, могут или не могут взаимодействовать религиозное знание, богословие и наука. При этом каждый понимает, что вера в Бога — это глубоко индивидуально, в каком-то смысле это даже тайна. Религия всегда остается личным делом, а вот условия реализации религиозного чувства в стране — это уже политика, это дело общественное. И тот факт, что я выступаю здесь сегодня перед вами, — еще раз хочу подчеркнуть — свидетельствует о том, что страна наша прошла очень большим, важным и непростым путем, когда действительно открылись возможности — верующим верить, неверующим не верить, и учиться в соответствии со своим выбором в тех учебных заведениях, в которых они захотят. И, самое главное, из нашего общества ушел антагонизм веры и знания, который всегда интерпретировался в рамках идеологии и был направлен на дискриминацию верующих людей, на ущемление их прав. Другими словами, мы сегодня живем в совершенно другом обществе.

Я немного отвлекся и забыл, что у меня лежит текст. Если не возражаете, я все-таки что-то прочитаю.

Хотел бы сердечно поблагодарить за оказанную честь. Искренне рад возможности выступить перед вами в одном из старейших высших учебных заведений нашего Отечества, ведущем вузе моего родного города Санкт-Петербурга, государственном университете, который отметил в нынешнем году свое 300-летие.

С момента основания жизнь Университета была непрерывно связана с Церковью — до советского времени, конечно. Так, например, в его стенах продолжали свое обучение воспитанники Славянской школы при Александро-Невском монастыре, а среди учившихся в нем были такие выдающиеся деятели церковной науки, как архиепископ Василий (Кривошеин), епископ Кассиан (Безобразов), митрополит Николай (Ярушевич) и многие другие. Кроме того, Университет стоял у истоков отечественной науки и связан с именами таких выдающихся ученых, как Илья Ильич Мечников, Дмитрий Иванович Менделеев, Александр Степанович Попов, Иван Петрович Павлов, и все они являют нам прекрасный образец сочетания научного знания с искренней глубокой христианской верой.

Замечательно, что в советские годы Санкт-Петербургскому университету удалось сохранить научную традицию дореволюционной России и развивать ее в наши дни. Особо хотел бы отметить, что Университет стал одним из первых высших учебных заведений, где в начале 1990-х годов при непосредственном участии Льва Николаевича Гумилева, с которым я был в очень добрых близких отношениях, возродилась приходская жизнь в домовом храме.

Университетский храм был основан еще в XIX веке, и его прихожанами были такие известные люди, как Андрей Николаевич Беке́тов — ректор Университета, богослов и философ Лев Платонович Карсавин, арабист Игнатий Юлианович Крачковский, философ Николай Онуфриевич Лосский, филолог Измаил Иванович Срезневский, египтолог Борис Александрович Тураев, филолог Алексей Александрович Шахматов и многие другие. Среди настоятелей храма особенно хотел бы упомянуть выпускника историко-филологического факультета протоиерея Владимира Константиновича Лозина-Лозинского, принявшего в 1937 году мученическую кончину и причисленного к лику святых, а также протоиерея Николая Чукова, впоследствии митрополита Ленинградского и Новгородского Григория, ставшего первым ректором возрожденной духовной академии.

Отрадно, что сегодня развивается сотрудничество старейших учебных заведений града святого Петра — Санкт-Петербургского университета и Санкт-Петербургской духовной академии, моей alma mater. Ряд профессоров Университета преподают в Академии и участвуют в ее научной жизни, а среди преподавателей Университета есть представители церковной науки. Общими усилиями, с Божией помощью, преодолевается навязанный по идеологическим мотивам разрыв между церковным и светским знанием.

Убежден, что этот разрыв был одной из причин тех трагических событий, которые постигли нашу страну в минувшем столетии. Вот почему сегодня следует развивать это взаимополезное сотрудничество, которое, надеюсь, будет способствовать исцелению ран прошлого и станет одним из важных факторов созидания достойного будущего.

Устойчивое поступательное развитие нашей страны, и особенно нашего общества может быть достигнуто только через возвращение к традиционным духовно-нравственным ценностям. Отрадно, что эту идею поддерживает и наше высшее руководство, о чем свидетельствует и Указ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»[1], принятый Президентом Владимиром Владимировичем Путиным — как всем хорошо известно, выпускником Санкт-Петербургского университета.

В соответствии с этим Указом Университет координирует работу по интеграции традиционных ценностей в систему российского законодательства. Решением Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации к участию в этой работе призваны и религиозные организации[2]. Русская Православная Церковь, которой принадлежит «особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей»[3], — это цитата из выступления Владимира Владимировича —прилагает и впредь будет прилагать усилия для раскрытия их подлинного содержания и утверждения их в сознании наших сограждан. Так, например, Общецерковная аспирантура и докторантура имени равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) готова провести курсы повышения квалификации по данной тематике для всех заинтересованных лиц.

Наше Отечество переживает ныне весьма непростое время, судьбоносное время, и от тех, кто здесь присутствует, и, в более широком смысле, от всех нас зависит решение многих важных задач, которые стоят на повестке дня. Без сомнения, к ним относится и духовно-нравственное оздоровление общества, а потому очень важно, чтобы здесь, в стенах Университета, молодые люди могли выстроить в своей душе прочный нравственный фундамент, который впоследствии поможет им устоять среди житейских бурь.

Вот так, еще раз скажу, Господь устроил мой жизненный путь, что я был, наверное, в большинстве стран мира и в разные эпохи, и могу сравнивать, что произошло за эти 50 лет. Не убоюсь сказать: деградация западной цивилизации! Не было ничего этого еще тридцать лет назад. Существовали нравственные принципы человеческого общежития. Не было демонстрации греха, всех этих гей-парадов, всего этого безумия, которое сейчас навязывается как модель нормального поведения. Но не может эта модель быть моделью нормального поведения, потому что она воплощает и даже пропагандирует грех. Грех — это то, что противно воле Божией, а все то, что противно воле Божией, не имеет шансов на выживание. Вот и все эти дикие признаки современной цивилизации отомрут, и замечательно, что и наш народ, и власти, и наша интеллигенция никак не обольщаются всеми этими демонстрациями «продвинутого» Запада. Мы это осуждаем, и, покуда будет так, Россия будет сохранять свою духовную целостность — целостность своего нравственного чувства и построенного на этой целостности мировоззрения.

В современном мире выбор в пользу добра не всегда бывает очевидным. Ведь добро может выглядеть нелогичным, неудобным, невыгодным, если размышлять о нем с прагматической и утилитарной точки зрения. Часто бывает так, что плохие люди преуспевают и благоденствуют, в бытовом понимании слова, а добрые людистрадают. У молодых людей может возникнуть закономерный вопрос: а стоит ли прилагать усилия и тем более терпеть разного рода неудобства, если верность нравственным ценностям не вознаграждается безмятежной жизнью, а, возможно, будет даже подвергнута насмешкам? Вот очень важно, чтобы преподаватели находили и предлагали студентам глубокие убедительные ответы на подобные вопросы и тем самым участвовали в формировании нравственной составляющей мировоззрения современного россиянина.

В этом процессе особое место занимает богословие, так как в рамках преподавания богословских дисциплин можно рассматривать актуальные вопросы, касающиеся внутренней жизни человека, состояния его души, а также значение непреходящих нравственных норм. Иными словами, богословие предлагает и обосновывает некую «систему координат», в которой можно обсуждать нравственные вопросы любой остроты и глубины, причем не только с верующими людьми. Оно выявляет взаимосвязь между духовным опытом, вытекающей из него системой ценностей и связанных с этой системой историей и культурой, а тем самым создает условия для правильного выбора студентов, сохраняя при этом их мировоззренческую свободу. Таким образом, через изучение богословских тем студент в ходе получения высшего образования обретает возможность осмысления вечных духовно-нравственных ценностей, рассматриваемых в контексте академического богословия, являющегося отражением двухтысячелетнего опыта и бытия Церкви, включая опыт очень глубокой, подчас подвижнической интеллектуальной деятельности.

Богословское знание всегда было неотъемлемой составляющей классического университетского образования. Первым преподавателем богословия в Санкт-Петербургском университете был протоиерей Герасим Петрович Павский (1787-1863) — основоположник русской гебраистики, переводчик Библии с древнееврейского языка на русский. Отрадно, что его наследие бережно сохраняется и развивается. Так, в 1995 году в Санкт-Петербургском государственном университете была создана Библейская библиотека филологического факультета, в 2002 году появилась специальность «Библейская филология», а в 2003 году на филологическом факультете была образована кафедра библеистики. В 2009 году в Университете был открыт Научно‑богословский центр междисциплинарных исследований, а в 2022 году создан Институт теологии, куда вошли все ранее образованные институции.

Сейчас для вузов разрабатывается курс «История религий России». Эта дисциплина не может не коснуться вероучения и нравственных истин традиционных религий и, в первую очередь, Православия как религии большинства, которые возможно изложить адекватно, только опираясь на их понимание данными религиозными традициями. Вот по этой причине в федеральных государственных образовательных стандартах отражен принцип двойного государственно-конфессионального регулирования. Считаю, что при разработке и внедрении курса истории религий России этот принцип должен быть соблюден, так как гарантом подлинности содержания ключевых тем данного курса является Русская Православная Церковь и другие централизованные религиозные организации.

Хотел бы также обратить внимание на то обстоятельство, что для должного развития современного отечественного образования важное значение имеет возрождение его воспитательной составляющей. В этом отношении меня обнадеживает возвращение в современное высшее образование понимания того, что всегда было свойственно отечественной интеллигенции — единства интеллектуального и нравственного начал.

В завершение хотел бы еще раз поблагодарить за оказанную мне честь и, обращаясь ко всей профессорско-преподавательской корпорации и студентам университета, пожелать новых свершений в образовательном и научном подвиге, помощи Божией и благословенных успехов.

Благодарю вас за внимание.



[1] Указ № 809 от 9 ноября 2022 г.

[2] Пункт 8 Протокола заседания Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации от 6 февраля 2024 г. № 33.

[3] Пункт 6 Указа Президента № 809 от 09.11.2022.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6157730.html