Утром 5 декабря, в ходе апостольского визита в Грецию и на Кипр, Святейший Отец посетил Центр приема беженцев “Reception and Identification Centre” на острове Лесбос.
София Халходжаева
«Сестры, братья, я снова здесь, чтобы встретиться с вами, – сказал Папа, обращаясь к беженцам. – Я здесь, чтобы видеть ваши лица, смотреть в ваши глаза, полные страха и ожидания, глаза, видевшие насилие и нищету, глаза, пролившие много слез». Пять лет назад на этом острове Вселенский Патриарх Варфоломей сказал поразительные слова, напомнил Папа: «Тот, кто боится тебя, не смотрит в твои глаза, он не видит твоего лица, не видит твоих детей. Ему неведомо, что достоинство и свобода превосходят страх и разделение. Тот, кто боится тебя, забывает, что миграция – это проблема не только Ближнего Востока и Северной Африки, Европы и Греции: это проблема всего мира».
Подобным образом всех затронула нынешняя пандемия, подчеркнул Папа, она заставила всех почувствовать себя в одной лодке и ощутить, что значит иметь одинаковые страхи; она привела к осознанию того, что большие проблемы нужно решать сообща. Если проблемы, связанные с пандемией и с изменением климата, как-то решаются, то в вопросах миграции все выглядит ужасно запущенным, хотя речь идет о человеческих жизнях, отметил Папа:
«История учит нас, что закрытость и национализм приводят к катастрофическим последствиям. <…> Это иллюзия – думать, что достаточно обезопасить себя, защищаясь от слабых, которые стучатся в дверь. Будущее сблизит нас еще больше. Чтобы обратить его во благо, нужны не односторонние действия, а широкомасштабная политика. История, повторяю, учит нас этому, но мы еще не научились. Давайте не будем отворачиваться от реальности, давайте прекратим постоянное перекладывание ответственности, давайте не будем всегда перекладывать проблему миграции на других, как будто это никого не волнует и это просто бесполезное бремя, которое кто-то вынужден нести!».
«Я молюсь, дабы Господь пробудил нас от равнодушия к страдающим, от эгоизма», – сказал далее Папа и призвал преодолеть страх перед чужим человеком и циничное безразличие к нему, «которое обрекает на смерть тех, кто находится на обочине».
Папа отметил, что с момента его визита на Лесбос с Патриархами Варфоломеем и Иеронимом прошло пять лет, но за это время в вопросе миграции мало что изменилось: «Конечно, прилагается много усилий по приему и интеграции иммигрантов, по финансированию и строительству достойных приемных пунктов. Но следует с горечью признать, что Греция, как и другие страны, все еще остается один на один в решении проблемы миграции, и в Европе есть те, кто упорно продолжает относиться к этой проблеме как к делу, которое их не касается». Отметив ужасающие условия содержания мигрантов и беженцев в некоторых местах, Святейший Отец призвал уважать их достоинство и соблюдать их права, ставя на первое место ценность жизни каждого человека.
Встреча в Центре приема беженцев “Reception and Identification Centre” на острове Лесбос Нужно устранять первопричины проблем, а не отгораживаться от жертв чрезвычайных гуманитарных ситуаций, от бедных людей, которые расплачиваются за последствия, и даже используются для политической пропаганды, продолжил Папа. Чтобы устранить первопричины, нужны согласованные действия: сопровождение процессов изнутри, преодоление искушения согнать мигрантов в своеобразное гетто, поощрение постепенной интеграции, братское и ответственное принятие чужих культур и традиций, предложил Папа:
«Если мы хотим начать все сначала, давайте посмотрим прежде всего на лица детей, почувствуем стыд перед ними, невинными, в которых наше будущее. Они взывают к нашей совести: ‘Какой мир вы оставляете нам?’ Давайте не будем поспешно отводить взгляд от страшных фотографий их маленьких тел, лежащих без движения на пляжах. Средиземноморье, которое тысячелетиями объединяло разные народы и далекие земли, превращается в холодное кладбище без надгробий. Этот великий водоем, колыбель множества цивилизаций, теперь выглядит как зеркало смерти. Давайте не допустим, чтобы mare nostrum превратилась в опустевшее mare mortuum. Это место встречи не должно стать местом столкновения! Не допустим, чтобы это ‘море воспоминаний’ превратилось в ‘море забвения’. Пожалуйста, давайте остановим это кораблекрушение цивилизации!».
Вера призывает к состраданию и милосердию, подчеркнул Епископ Рима. Вера призывает к гостеприимству, к той филоксении, которая пронизывала классическую культуру и нашла в Иисусе свое окончательное проявление, особенно в притче о добром самарянине (ср. Лк 10,29-37) и в 25 главе Евангелия от Матфея (ср. ст. 31-46). Это не религиозная идеология, это конкретные христианские корни. Иисус торжественно подтверждает Свое пребывание в незнакомце, в беженце, в нагом и голодном, а христианская программа заключается в том, чтобы быть там, где Иисус. Потому что христианская программа, писал Папа Бенедикт XVI, «это сердце сострадающее» (Энциклика Deus caritas est, 31).
Встреча в Центре приема беженцев “Reception and Identification Centre” на острове Лесбос Завершая речь, Святейший Отец воззвал к Пресвятой Богородице, дабы Она открыла нам глаза на страдания братьев:
«Она поспешно отправилась служить к Своей беременной родственнице Елизавете. Сколько же беременных матерей нашли смерть в спешке на своем пути, нося жизнь в своем чреве! Божья Матерь да поможет нам обрести материнский взгляд, дабы мы видели в людях Божьих детей, сестер и братьев, которых нужно принимать, защищать, помогать им развиваться и вливаться в общество. И нежно любить их. Пусть Пресвятая Мать научит нас ставить реалии человечества выше идей и идеологий и спешить к тем, кто страдает».
Встреча в Центре приема беженцев “Reception and Identification Centre” на острове Лесбос:
Папа призвал христиан быть сеятелями надежды в пустынях жизни
Во второй половине дня 5 декабря – после встречи с беженцами на острове Лесбос – Папа Франциск вернулся в Афины и возглавил в концертном зале «Мегарон» Святую Мессу второго воскресенья Адвента.
Виктор Владимиров – Град Ватикан
В своей проповеди Епископ Рима отметил, что Слово Божье представляет образ святого Иоанна Крестителя, возвестившего скорое пришествие Мессии. Евангелист Лука подчёркивает два аспекта: Предтеча проповедовал в пустыне, и содержанием его послания было покаяние. И хотя в начале евангельского фрагмента перечисляются известные политические и религиозные лидеры того времени, Слово Божье приходит не к ним, а к Иоанну, сыну Захарии, «в пустыне» (Лк 3,2). Божий замысел, отметил Папа, не согласуется с человеческими ожиданиями: Господь предпочитает малость и смирение, и дело искупления начинается не в Иерусалиме, Афинах или Риме, а в безжизненной пустыне, в суровом, опасном и негостеприимном месте. Однако именно иссушенные пустыни Бог превращает в источники воды, отметил Папа Франциск: «Господь и сейчас, как и прежде, обращает Свой взор туда, где царят печаль и одиночество. Мы можем испытать это на собственном опыте»: Господь часто посещает нас в тяжёлых ситуациях, в наших экзистенциальных пустынях, и – очень редко, «когда мы купаемся в аплодисментах и думаем лишь о себе», подчеркнул Святейший Отец:
«Сегодня мы не можем не испытывать радости от того, что Он избрал пустыню, чтобы достичь нас в нашей малости, которую Он возлюбил, и в нашей жажде, которую Он хочет утолить».
Вторым аспектом сегодняшнего евангельского фрагмента является покаяние, и это тоже «неудобная» тема, которая может вызвать печаль: «Кажется, что её нелегко примирить с Евангелием радости», отметил Папа. Если же покаяние ассоциируется с грустью, значит оно сводится к моральным усилиям и считается плодом наших стараний. «Проблема кроется именно в том, что мы во всём полагаемся на собственные силы. Здесь же таится духовная печаль и разочарование, – подчеркнул Святейший Отец. – Мы и хотели бы обратиться, стать лучше, преодолеть недостатки, измениться, но чувствуем, что не в состоянии сделать это в полной мере; несмотря на добрую волю мы всегда падаем». В греческом языке, отметил Папа, евангельское слово «покаяние» звучит как «метанойя», что в буквальном смысле означает «перемена ума», «переосмысление». Обратиться – значит мыслить шире, выйти за пределы привычных ментальных схем, которые сводят всё к нашему «эго», к претензии на самодостаточность, к закрытости, к идее, «что пустыни жизни – это места смерти, а не присутствия Бога».
Призывая к покаянию, «Иоанн приглашает нас идти дальше», ведь Бог намного больше наших представлений о реальности, отметил Папа:
«Обращение к Богу означает не слушать тех, кто губит надежду, кто говорит, что ничего в жизни не изменится. Это значит отказаться верить в то, что нам суждено утонуть в зыбучем песке посредственности. Это значит не поддаваться внутренним призракам, которые появляются особенно во времена испытаний, чтобы обескуражить нас и внушить, что мы не справимся, что все идёт не так и что стать святым – не для нас. Это не так, потому что Бог есть! Мы должны доверять Ему, ибо Он – наш выход за пределы, наша сила. Всё меняется, когда мы предоставляем Ему первое место. Это и есть покаяние: Господу нужна только наша открытая дверь, чтобы войти и творить чудеса, – так же как Ему было достаточно пустыни и слов Иоанна, чтобы прийти в мир».
В конце проповеди Папа Франциск вознёс молитву о даре надежды, «потому что именно надежда возрождает веру и милосердие; сегодняшние пустыни мира нуждаются именно в надежде». Святейший Отец призвал христиан Греции подражать Пресвятой Богородице и быть «сеятелями радости в пустынях», в которых наша жизнь, с Господней помощью, должна обращаться к Богу и процветать.
Завершающим этапом апостольского визита Папы Франциска в Грецию и на Кипр стала встреча с молодежью, состоявшаяся утром 6 декабря в афинской школе Святого Дионисия, опекаемой сестрами-урсулинками.
София Халходжаева
Готовясь к встрече, молодые католики отправили Папе письма, в которых они делятся своими проблемами, сомнениями, дают свидетельства веры. В ходе встречи Святейший Отец остановился на нескольких из них.
Отвечая Катерине, написавшей о своих сомнениях в вере, Папа пояснил, что их не нужно бояться, поскольку это не означает, что вера сомневающегося человека в чем-то ущербна. Наоборот, сомнения – это своего рода «витамины для веры»: они помогают укрепить ее, сделать более осознанной, свободной и зрелой:
«Вера – это каждодневный путь с Иисусом, Который держит нас за руку, сопровождает и подбадривает, и когда мы падаем, Он нас поднимает. Это как в любви, когда люди идут всегда вместе. И точно так же, как в истории любви, возникают моменты, когда нужно о чем-то спросить. Это очень полезно».
Однако когда сомнения растут как снежный ком и с ними трудно справиться, важно понимать, что это проделки дьявола, желающего ввергнуть нас в печаль, продолжил Папа. В таких случаях, когда теряешь всякие ориентиры, нужно найти точку отсчета. Великая греческая культура, философия, искусство и наука видели эту точку отсчета в изумлении. Так началась философия: от изумления перед сущим, перед гармонией творения, перед тайной жизни. Изумление – это также начало нашей веры: она рождается, когда мы осознаём прекрасную реальность, «которая не зависит от нас и повергает в изумление: мы – возлюбленные дети Бога!». Что бы мы ни думали и ни делали, Бог продолжает нас любить.
Когда вы разочарованы тем, что сделали, продолжил Святейший Отец, есть еще одно изумление: изумление от прощения. В нем мы обретаем лик Отца и мир в сердце. Давайте не допустим, чтобы лень, страх или стыд лишили нас сокровища прощения. Всем известны слова, высеченные на фронтоне Дельфийского храма: «Познай самого себя». Давайте познаем самих себя – такими, какие мы есть, а не такими, какими хотим казаться. Нужно осознать: каждый из нас уникален, в этом и состоит наша ценность, подчеркнул Папа. Говоря об искушениях современного мира, Святейший Отец пояснил, что и в этом случае, чтобы противостоять сегодняшним «сиренам», искушавшим когда-то Улисса и предлагающим нам легкий заработок, развлечения любой ценой и прочее, важно поддерживать в себе способность изумляться, способность видеть красоту веры, ибо «мы христиане не потому, что должны быть ими, а потому что наша вера прекрасна. Чтобы сохранить эту красоту, нужно сказать ‘нет’ всему, что может ее омрачить. Радость Евангелия, изумление перед Иисусом помогают нам легче переносить жертвы и труды. Поэтому давайте сделаем изумление началом восприятия всего: творения, дружбы, прощения, которое дарует нам Бог, а также лиц других людей», – предложил Папа.
Важно, кто нас окружает, потому что именно через других людей мы обретаем веру, познаем Иисуса. Чтобы познать Иисуса, недостаточно проповедей, нужно живое общение с конкретными людьми, отметил далее Епископ Рима: «Бог не дает нам в руки катехизис, а являет Себя через истории других людей, через нас». Общаясь с другими и служа им, мы обретаем радость. Служение другим – вовсе не удел неудачников, это возможность сделать что-то действительно новое в истории, отметил Папа, призвав молодежь перенести круг общения из мира виртуального в реальный и не становиться пленниками смартфонов:
«Экран легко превращается в зеркало, где вам кажется, что вы находитесь перед всем миром, но на самом деле вы одни, в виртуальном мире, полном видимости, фотографий, сделанных для того, чтобы всегда выглядеть в форме. И совсем другое дело – общаться в реальности с другими, открывать для себя новизну другого! Общайтесь с другими, культивируйте мистику единения, радость общения, стремление служить!».
Отвечая на свидетельство Абуда, молодого сирийского беженца, оказавшегося в Греции вместе со своей семьей после долгого и тягостного путешествия, Папа отметил мужество беженцев, их надежду на лучшую судьбу, с которой они преодолевают страх неизвестности и решают взять жизнь в свои руки.
Подводя итог встрече, Святейший Отец сказал:
«Чтобы сделать правильный выбор, запомните одну вещь: хорошие решения всегда касаются других, а не только нас самих. Это выбор, которым стоит рискнуть, мечты, которые стоит осуществить: они требуют смелости и вовлекают других людей».
Встреча Папы Франциска с молодёжью (6 декабря 2021 г.):
Папа Франциск: «Документ ЕС о Рождестве – анахронизм»
6 декабря, на традиционном брифинге в самолёте, Папа высказался на тему спорного документа Европейской комиссии об инклюзивной коммуникации.
Виктор Владимиров – Град Ватикан
Во время пресс-конференции на борту самолета по дороге из Афин в Рим Папа Франциск ответил на вопрос кипрского журналиста Костандиноса Циндаса (CYBC) по поводу документа Европейской комиссии – руководства по инклюзивной коммуникации, в котором рекомендовалось избегать употребления слова «Рождество».
«Документ Европейского союза о Рождестве – это анахронизм, подчеркнул Святейший Отец. – Многие диктатуры в истории пытались сделать подобное: вспомним Наполеона, нацистскую, коммунистическую диктатуру. Это мода на выхолощенный, разбавленный секуляризм, и это никогда не работало. Однако это наводит меня на размышления о Европейском союзе, которые я считаю необходимыми: Евросоюз должен вернуться к идеалам отцов-основателей, к идеалам единства и величия, и остерегаться идеологической колонизации, которая может привести к расколу между странами и (стать причиной) краха Европейского Союза. Евросоюз должен уважать каждую страну и её внутреннюю структуру, – отметил Папа. – Нужно уважать разнообразие стран и не стремиться их унифицировать. Полагаю, что этого не произойдёт, это не входило в их намерения. Однако следует быть осторожными, потому что порой вырываются наружу такие законопроекты, как этот, и далее непонятно, что с ними делать. Нет, у каждой страны есть своя специфика, но каждая из стран также открыта для других. Европейский союз обладает собственным суверенитетом; речь идёт о суверенитете братьев в единстве, уважающем самобытность каждой страны. Нужно быть осторожными и не стать посредниками идеологической колонизации».