ПАПА ФРАНЦИСК
КАТЕХИЗИС СВЯТОГО ОТЦА
ПОДГОТОВЛЕНО К ГЕНЕРАЛЬНОМУ СЛУШАНИЮ 26 МАРТА 2025 ГОДА
Среда, 26 март 2025Цикл катехизации-юбилей 2025. Иисус Христос наша надежда. II. Жизнь Иисуса. Встреча. 2. Самаритянка. «Дай мне выпить!» ( Gv 4,7) Дорогие братья и сестры,
после размышлений о встрече Иисуса с Никодимом мы размышляем о тех моментах, когда кажется, что он ждал нас прямо там, на этом перекрестке нашей жизни. Это встречи, которые удивляют нас, и сначала, возможно, мы даже немного насторожены: мы стараемся быть осторожными и понимать, что происходит.
Вероятно, это был также опыт самаритянки, о котором говорится в четвертой главе Евангелия от Иоанна (ср. 4,5-26). Она не ожидала найти человека у колодца в полдень, скорее, надеялась, что точно никого не найдет. На самом деле, она идет за водой в колодец в необычный час, когда очень жарко. Может быть, этой женщине стыдно за свою жизнь, может быть, она чувствовала себя осужденной, осужденной, не понятой, и из-за этого она изолировала себя, порвала отношения со всеми.
Чтобы отправиться в Галилею из Иудеи, Иисус мог выбрать другой путь и не пересечь Самарию. Это также было бы безопаснее, учитывая напряженные отношения между иудеями и самаритянами. Вместо этого он хочет пройти оттуда и останавливается у этого колодца прямо в этот час! Иисус ждет нас и находит себя именно тогда, когда мы думаем, что для нас больше нет надежды. Колодец на древнем Ближнем Востоке-это место встреч, где иногда объединяются свадьбы, это место помолвки. Иисус хочет помочь этой женщине понять, где искать истинный ответ на ее желание быть любимым.
Тема желания имеет решающее значение для понимания этой встречи. Иисус первым выразил свое желание: «Дай мне выпить!» (ст. 10). Открыв диалог, Иисус показывает себя слабым, поэтому он успокаивает другого человека, следит за тем, чтобы он не испугался. Жажда часто, даже в Библии, является образом желания. Но Иисус здесь жаждет прежде всего спасения этой женщины. «Тот, кто просил выпить, - говорит Святой Августин – - жаждал веры этой женщины» .
[1]Если Никодим ходил к Иисусу ночью, здесь Иисус встречает самаритянку в полдень, в то время, когда больше света. Это действительно момент откровения. Иисус делает себя известным ей как Мессия и, кроме того, проливает свет на ее жизнь. Он помогает ей по-новому перечитать ее историю, которая сложна и болезненна: у нее было пять мужей, и теперь она остается с шестым, который не является мужем. Число шесть не случайно, но обычно указывает на несовершенство. Возможно, это намек на седьмого жениха, того, кто наконец сможет удовлетворить желание этой женщины быть по-настоящему любимой. И этот жених может быть только Иисусом.
Когда она замечает, что Иисус знает свою жизнь, женщина переключает дискурс на религиозный вопрос, разделяющий иудеев и самаритян. Иногда это случается и с нами, когда мы молимся: в тот момент, когда Бог касается нашей жизни своими проблемами, мы иногда теряемся в размышлениях, которые дают нам иллюзию успешной молитвы. На самом деле, мы подняли защитные барьеры. Но Господь все больше и больше, и той самаритянке, которой, согласно культурным образцам, не следовало даже обращаться к слову, он дает высшее откровение: он говорит ей об отце, которому следует поклоняться в духе и истине. И когда она, еще раз удивленная, замечает, что на этих вещах лучше ждать Мессию, он говорит ей: «Это я говорю с тобой. » (ст. 26). Это похоже на признание в любви: Тот, Кого вы ждете, - это я; тот, кто может наконец ответить на ваше желание быть любимым.
В этот момент женщина бежит, чтобы позвонить жителям деревни, потому что именно из опыта чувства любви возникает миссия. И какое объявление она когда-либо принесла, если не ее опыт понимания, приветствия, прощения? Это образ, который должен заставить нас задуматься о нашем поиске новых способов евангелизации.
Подобно влюбленному человеку, самаритянка забывает свою амфору у ног Иисуса. Вес этой амфоры на ее голове каждый раз, когда она возвращалась домой, напоминал ей о ее состоянии, ее беспокойной жизни. Но теперь амфора лежит у ног Иисуса. Прошлое больше не бремя; она помирилась. И это так и для нас: чтобы идти и провозглашать Евангелие, мы должны сначала возложить бремя нашей истории к ногам Господа, передать ему бремя нашего прошлого. Только примиренные люди могут нести Евангелие.
Дорогие братья и сестры, мы не теряем надежды! Даже если наша история кажется нам тяжелой, сложной, возможно, даже разрушенной, у нас всегда есть возможность передать ее Богу и начать свой путь заново. Бог есть милость и всегда ждет нас!
___________________________
[1] Проповедь 15,11.
https://www.vatican.va/content/francesco/it/audiences/2025/documents/20250326-udienza-generale.html