Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

			

Автор Тема: Хайа ала хайриль амаль (Спешите к благому делу) в Азане  (Прочитано 11341 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Константин

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 5082
  • Репутация: +1077/-3
  • Пол: Мужской
Цитировать (выделенное)
Среди мусульман есть разногласия касательно того, можно ли говорить в азане после слов «хайя алаль фалах» слова «хайя ала хайриль амаль» (т.е. спешите к благому делу).
 
Сунниты в своём большинстве считают, что говорить это в азане запрещено. Некоторые считают, что говорить это является не желательным делом. Однако семейство посланника Аллаха и их шииты считают эти слова «хайя ала хайриль амаль», частью азана, и без этих слов азан будет не действительным.
 
Фатвы шиитских учёных
 
Шиитские учёные с упором на традицию посланника Аллаха и предания рода пророческого, считают слова «хайа ала хайриль амаль» частью азана.
 
1 Сеийд Муртада в книге «аль Интисар» пишет: «Одним из особенностью имамитов является то, что после слов в азане «хайя алаль фалах» говорят слова «хайа ала хайриль амаль», причина в общем мнении шиитов касательно правильности азана с этим добавлением в период посланника Аллаха. Ибо есть предания, указывающие на то, что в период посланника Аллаха все мусульмане читали азан именно так, как это делают шииты. Однако большинство мусульман считают, что выражение было упразднено из азана. Но те, кто так считают, должны привести свои доводы касательно этого упразднения, но их доводы очень слабы». («Васаиль аш Ши’а» том 5 стр. 416).
 
2 Алламе Хилли пишет: «Суннитам было запрещено говорить в азане слова «хайа ала хайриль амаль» однако имамиты продолжают считать это частью азана на основании большого количества хадисов на данную тему». («Тазкират аль фукаха» том 3 стр. 42).
 
3 Автор «Джавахир аль Калам» пишет: «На основании большинства мнения наших учёных, «хайа ала хайриль амаль» является частью азана». Том 9 стр. 81.
 
Нет никаких сомнений в том, что слово «хайа ала хайриль амаль» в азане было в период посланника Аллаха. На это указывают хадисы, записанные как в шиитских, так и в суннитских источниках. Большое количество сподвижников также приводят предания о том что «хайа ала хайриль амаль» был частью азана. Хотя некоторые из суннитских учёных считают, что посланник Аллаха приказал Билалу (му’идзину пророка) чтобы он убрал эти слова из азана и вместо этого поставил «ас салату харум мина наум».
другими словами пред большинством мусульман эти слова «хайа ала хайриль амаль» в азане являются упраздненным (насх).
 
Однако касательно того, кто же является тем, кто упразднил это слово, среди большинства мусульман нет единой точки зрения. Некоторые посчитали, что этим упразднителем был сам пророк Ислама. Однако другие хадисы указывают на то, что посланник Аллаха приказал Билалу чтобы он говорил слова «хайа ала хайриль амаль» в азане, и тот в период жизни посланника Аллаха говорил азан именно так как того требовал посланник Аллаха.
 
Азан сахабов и Ахл аль Байт (мир им!)
 
Всякий кто обратится к истории сподвижников и табеинов, посмотрит на деяния семейства посланника Аллаха увидит, что все они в азане говорили слова «хайа ала хайриль амаль». В некоторых приданиях приводится, что это слово говорили только в утреннем намазе, но из других преданий мы выводим, что это слово «хайа ала хайриль амаль» говорили в каждом азане.
 
1 Билал ибн Рабах Хабаши
 
В книге «Канз аль уммаль» приводится, что: «Билал в своём утреннем азане всегда говорил «хайа ала хайриль амаль» «Канз аль уммаль» том 8 стр. 342, «Маджмуа аз Заваид» том 1 стр. 330.
 
Посланник Аллаха сказал: «Наилучшее ваше дело молитва, затем он звал Билала и приказывал ему говорить в азане «хайа ала хайриль амаль». («Аль Бахру аз Зухар» том 2 стр. 191).
 
2 Али ибн Аби Талиб (мир ему!)
 
Имам Али говорит: «Я слышал от посланника Аллаха, что он говорил: «Лучшее ваше деяние молитва», и затем он звал Билала и приказывал ему в азане говорить «хайа ала хайриль амаль». («Джавахир аль Ахбар Валь Асар») том 2 стр. 191.
 
3 Абу Рафи’и
 
Хафиз Алави Зайди приводит с санадом восходящий к Абу Рафи’и, что всякий раз когда посланник Аллаха говорил азан и доходил до слов «хайа ала хайриль амаль» говорил: «Ла хаула ва ла куватта илла биллах». («аль И’тисам» том 1 стр. 209).
 
4 Акиль ибн Аби Талиб (мир им обоим!)
 
Хамави с санадом восходящий к Убайде Салмани: приводит что «Акиль ибн Аби Талиб всегда в своих азанах перед намазом пока был жив, говорил: «хайа ала хайриль амаль». («аль И’тисам» том 1 стр. 209).
 
5 Хасан ибн Али ибн Аби Талиб (мир им всем!)
 
Касим ибн Мухаммад приводит: «Известно, что ибн Амру, и Хасан и Хусейн (мир им!) Билал и группа из сподвижников в своих азанах к намазу читали: «хайа ала хайриль амаль». («аль И’тисам» стр. 307).
 
6 Абу Махзура
 
Мухаммад ибн Мансур в «аль Джома’» с санадом от Аби Махзуре приводит, что: «Один из муадзинов посланника Аллаха сказал: «Посланник Аллаха приказал мне в азане говорить: «хайа ала хайриль амаль».
 
7 Хусейн ибн Али ибн Аби Талиб (мир им всем!)
 
ранее было указанно на это предание. («аль И’тисам» стр. 307).
 
Здесь мы не будем приводить все имена тех, кто говорил в азане слова «хайа ала хайриль амаль» Скажем только, что помимо выше приведённых людей также Зейд ибн Аркам, Абдалла ибн Аббас, Абдалла ибн Умар, Джабир ибн Абдалла, Абдалла ибн Джафар, Мухаммад ибн Али ибн Аби Талиб, Анас ибн Малик, Али ибн Хусейн ибн Али (мир им!) также, большое количество табеинов читали в своих азанах слова «хайа ала хайриль амаль».
 
Почему Билал после пророка не говорил азан?
 
На основании исторических данных Билал Хабаши после смерти посланника Аллаха не говорил более азана кроме как семейству посланника Аллаха (мир им!)
 
По причинам того, чтобы узурпировавшие власть не заставили его говорить искажённый азан, он совершает переселение в Шам. (с.м. «Тарих Дамашк» том 7 стр. 136).
 
Аузаи приводит что: «Билал пришёл к Умару ибн Хаттабу и сказал: «Время молитвы, время молитвы!» На что Умар сказал: «Мы лучше тебя знаем наступление время молитвы!» Билал сказал: «Всякое моё изображение лучше тебя знает время молитвы ибо ты глупее осла и более заблудший». («Мухтасар тарих Дамашк» том 5 стр. 266).
 
Их этого предания мы видим, что между Умаром с одной стороны и Билалем с другой, были политические разногласия. От Билала хотели чтобы он вставил в утренний азан слова: «ассалату хайрум мина наум», и убрал из азана «хайа ала хайриль амаль», но Билал отказался сделать это. Его обвинили в слабости зрения и в том, что у Билала проблемы с речью. Таким образом, вместо Билала муадзинами стали Сад Кураз, и Аби Махзура. Помимо этого были созданы хадисы, в которых говорилось, что Билал говорил в азанах слова «ассалату хайрум мина наум».
 
Кушджи Ханафи приводит в «Шарх Таджрид» слова Умара ибн Хаттаба: «О люди! Три вещи были в период посланника Аллаха, которые я убираю и всякого, кто будет делать эти три вещи, буду наказывать, и это временный брак, хадж таматту, и «хайа ала хайриль амаль». («Шарх Таджрид» Кушджи стр. 374).
 
Халаби пишет: «На основании достоверных доводов дошедшие до нас достоверным санадом (путём передатчиков) ясно, что слова «хайа ала хайриль амаль» было часть азана в период посланника Аллаха, до времени пока Умар в период своего правления запретил это в азане». («Сира аль Халабийя» том 2 стр. 98).
 
Тафтазани пишет на полях (хашийя) к комментарию «Мухтасар аль Усуль» ибн Хаджиба что: «Слова «хайа ала хайриль амаль» были частью азана в период посланника Аллаха. Умар ибн Хаттаб запретил это в период своего правелния, чтобы намаз не отстронял людей от джихада». («Мубади’а аль фикх аль Исламийя» стр. 38).
 
Шукани пишет: «Слова «хайа ала хайриль амаль» были частью азана в период посланника Аллаха, и Умар упразднил это в период своего правления». («Ниль аутар» том 2 стр. 32).
 
Из всего выше сказанного ясно, что упразднения этого слова «хайа ала хайриль амаль» в азане в период посланника Аллах не было, и только в период правления Умара был положен запрет на это слово в азане.

Умар ибн аль-Хаттаб и его нововведения в азане.

Азан до правления Умара:

Аллаху Акбар (4 раза) - (Аллах Велик)
Ашхаду алля илаха илляллах (2 раза) - (Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха)
Ашхаду анна Мухаммадан расуляллах (2 раза) - (Свидетельствую, что Мухаммад-Посланник Аллаха)
Хаййа аляс салях (2 раза) - (Спешите на молитву)
Хаййа аляль фалях (2 раза) - (Спешите к спасению)
Хаййя аля хайруль амаль (2 раза) - (Спешите к благому делу)
Аллаху Акбар (2 раза) - (Аллах Велик)
Ля илаха илляллах (1 раз обязательно (ваджиб), 2 раза желательно (мустахаб) ) - (Нет божества, кроме Аллаха)

Азан после правления Умара:

Аллаху Акбар (4 раза) - (Аллах Велик)
Ашхаду алля илаха илляллах (2 раза) - (Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха)
Ашхаду анна Мухаммадан расуляллах (2 раза) - (Свидетельствую, что Мухаммад-Посланник Аллаха)
Хаййа аляс салях (2 раза) - (Спешите на молитву)
Хаййа аляль фалях (2 раза) - (Спешите к спасению)
Ас̣-с̣аля́ту х̮айру мина-н-наўм - (Молитва лучше сна) (Произносится в утреннем призыве)
Аллаху Акбар (2 раза) - (Аллах Велик)
Ля илаха илляллах (1 раз) - (Нет божества, кроме Аллаха)

То есть, получается что Умар убрал из текста призыва к молитве призыв к благим делам (что на мой взгляд не очень правильно, поскольку это обрубает формулу на спасении, а реализация плодов своего спасения в мир получается становится ненужной), и заменил его на фразу "молитва лучше чем сон". Которая является несколько провокационной, поскольку разграничает людей в спорах: "А что же всё-таки лучше?", создаёт дуальность и почву для пародий (я как-то ехал в поезде и один дядька на верхней полке сказал другим: "у мусульман молитва лучше чем сон, а для меня сон лучше молитвы", и завалился спать) :)

« Последнее редактирование: 17 Февраля, 2013, 00:17:23 от Константин »
Константин.

Оффлайн Дмитрий Богомолов

  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3485
  • Репутация: +155/-10
Быть может кто-то знает, есть ли в действительности в Коране такой аят?:

Покаяние. Аят 111
Воистину, Аллах купил у верующих их души и имущество в обмен на Рай. Они сражаются на пути Аллаха, убивая и погибая. Таково Его обещание и обязательство в Таурате (Торе), Инджиле (Евангелии) и Коране. Кто выполняет свои обещания лучше Аллаха? Возрадуйтесь же сделке, которую вы заключили. Это и есть великое преуспеяние.


Если да, что что это за рыночные формулировки в отношениях с Богом?
Поставь Бога на первое место в жизни и всё остальное встанет на свои места.

Оффлайн Константин

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 5082
  • Репутация: +1077/-3
  • Пол: Мужской
Быть может кто-то знает, есть ли в действительности в Коране такой аят?

Покаяние. Аят 111
Воистину, Аллах купил у верующих их души и имущество в обмен на Рай...

Если да, что что это за рыночные формулировки в отношениях с Богом?

Трудно сказать какой именно смысл лежит в основе именно этого Аята. Откровения ведь давались в определённых ситуациях и контексте (плюс тонкости перевода).

В Коране есть ещё один схожий отрывок:

«И среди людей есть, кто готов продать себя самого, дабы угодить Аллаху; и Аллах полон сострадания к слугам Своим» (Ал-Бакара/ «Корова»,207)

Объясняется это тем, что Откровение было ниспослано Мухаммеду после того, как один из его сподвижников, отдал все свои деньги курайшитам в Мекке ради того чтоб они не препятствовали его переселению в Медину (Мухаммед уже переселился туда к тому времени).

Цитировать (выделенное)
СУХАЙБ АР-РУМИ

"Торги были выгодными, о Абу Йахйа, торги были выгодными..."
Мухаммад, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует

Сухайб ар-Руми...
Кто из нас, о мусульмане, не знаком с Сухайбом ар-Руми и не знает хотя бы часть его биографии и что-нибудь из происшедших с ним событий?
Однако многим не известен тот факт, что Сухайб был вовсе не византийцем, а чистокровным арабом. Его отец был родом из племени Бану Нумайр, а мать — из племени Бану Тамим.
То, из-за чего Сухайба причислили к византийцам, имеет долгую историю, которая описана во многих серьёзных книгах.
Примерно за двадцать лет до первого откровения Аллаха своему Посланнику, да благословит его Аллах и да приветствует, древним городом аль-Абуллой управлял назначенный иранским царём Синан ибн Малик аль-Нумайри.
Самым любимым из детей у него был его пятилетний сын по имени Сухайб.

* * *

У Сухайба было выразительное лицо, умные глаза и рыжие волосы. Он отличался кипучей активностью, был весёлым и общительным ребёнком с открытой и нежной душой, что вселяло радость в сердце его отца, избавляя его от постоянных забот.

* * *

Вместе со своим маленьким сыном мать Сухайба в сопровождении группы приближённых и слуг отправилась на отдых в деревню ас-Саний, которая находилась в Ираке. Одно из подразделений византийских войск совершило налёт на эту деревню.
Перебив охрану, византийцы разграбили её и взяли в плен жителей, среди которых был и Сухайб.
На одном из рынков рабов в Византии Сухайб был продан. С тех пор он начал переходить из рук в руки, служа разным господам. Его участь была подобна участи тысяч других рабов, которые заполняли дворцы Византии.

* * *

Такая жизненная ситуация предоставила Сухайбу возможность познать глубину византийского общества и досконально изучить его изнутри. Своими собственными глазами он увидел, какими рассадниками пороков и грехов были дворцы Византии. Собственными ушами Сухайб слышал невероятно грязные и чудовищные слова, что заставило его всей душой возненавидеть это общество. Он говорил сам себе:
“Общество, подобное этому, может очистить только ураган”.

* * *

Несмотря на то, что Сухайб вырос в Византии, возмужал среди её жителей и на её земле, почти полностью забыв арабский язык, он постоянно помнил, что является арабом и выходцем из пустыни...
Тоска по родине не покидала его вплоть до того дня, когда он освободился от рабства и вернулся к своему народу.
Его ностальгия увеличилась ещё больше после того, как он услышал слова одного из христианских прорицателей, сказанные очередному господину Сухайба:
“Пришло время, когда из Мекки на Аравийском полуострове выйдет пророк, который подтвердит миссию Исы ибн Марйам и выведет людей из тьмы на свет”.

* * *

Когда Сухайбу представилась удобная возможность, он бежал от своих господ и направился в сторону Мекки — Матери городов, центру земли арабов и места появления ожидаемого пророка. Когда Сухайб обосновался в Мекке и прожил там определённый период времени, местные жители прозвали его Сухайб ар-Руми, то есть “ Сухайб византийский ” за его довольно сильный иностранный акцент и рыжие волосы.
Заключив союз с Абдуллой ибн Джуданом, одним из вождей Мекки, Сухайб занялся торговлей, что давало ему большие доходы и много имущества.
Однако успешные торговые дела и большие доходы не смогли заставить Сухайба забыть слова христианского прорицателя. Всякий раз, когда они всплывали в его сознании, он нетерпеливо спрашивал себя: “Когда же, наконец, это случится?”
Ждать ответа на этот вопрос оставалось ему уже совсем недолго.

* * *

Однажды Сухайб вернулся в Мекку из своей очередной поездки. Там ему сообщили, что Мухаммад ибн Абдулла послан с миссией и призывает людей к вере в Единого Аллаха, справедливости и благодеяниям, запрещая людям совершать большие и малые грехи. Сухайб спросил:
— Не тот ли это человек, которого вы прозвали Амином (верным, истинным)?!
— Да, это именно тот, — ответили ему.
— А где он живёт? — спросил Сухайб.
Ему ответили:
— Он живёт в доме аль-Аркама ибн Абу аль-Аркама у холма Сафа... Но остерегайся, чтобы тебя не заметил никто из курайшитов, так как если они заметят тебя, то причинят зло... Ты у нас человек чужой, и нет племени, которое защитило бы тебя, да и родственников у тебя здесь нет, которые могли бы помочь тебе.

* * *

Соблюдая осторожность и оглядываясь, Сухайб отправился в дом аль-Аркама. У дверей дома он заметил Аммара ибн Йасира, которого знал раньше. Поколебавшись мгновение, Сухайб подошёл к нему и спросил:
— Тебе что здесь нужно, Аммар?
Аммар в свою очередь спросил его:
— А тебе что здесь нужно?
Сухайб сказал:
— Я хотел бы войти в дом, чтобы увидеться с этим человеком и послушать, что он говорит.
— Я тоже хочу именно этого, — ответил Аммар.
— Тогда давай войдём вместе с благословения Аллаха, — предложил Сухайб.

* * *

Вместе с Аммаром Сухайб ибн Синан ар-Руми вошёл к Посланнику Аллаха, и они внимательно выслушали всё, что он говорил. Слова Пророка зажгли свет веры в их душах, и они дружно протянули ему свои руки, торжественно засвидетельствовав, что нет божества, кроме Аллаха, а Мухаммад — Его раб и Его Посланник.
Когда наступила ночь, и всё успокоилось, они покинули дом Посланника под покровом темноты, и каждый из них нёс в своём сердце свет, достаточный для того, чтобы осветить весь мир. С этого дня, они постоянно слушали Пророка, наслаждаясь его праведными наставлениями и соседством с ним.

* * *

Вместе с Билялем, Аммаром, Сумайей, Хайабом и другими правоверными Сухайб сполна испытал свою долю унижений от курайшитов. Как и десятки других правоверных, он был подвергнут таким мучениям, что, наверное, и горы бы их не смогли выдержать. Однако все эти жестокие испытания он встретил стойко и с душевным спокойствием, так как знал, что путь в Рай лежит через преодоление ненавистного.

* * *

Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил своим сподвижникам переселиться в Медину, Сухайб твёрдо решил сопровождать Посланника и Абу Бакра. Однако когда курайшитам стало известно, что Сухайб твёрдо решил переселиться, то они начали чинить ему всяческие препятствия, чтобы помешать в этом. К нему были приставлены соглядатаи, которые следили буквально за каждым его шагом, чтобы Сухайб не смог вырваться из рук курайшитов и увезти от них всё то серебро и золото, которое он заработал, занимаясь торговлей.

* * *

После переселения Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Абу Бакра в Медину Сухайб стал выжидать удобный случай, чтобы присоединиться к ним, но такая возможность всё не представлялась, так как соглядатаи зорко следили за ним. Сухайбу не оставалось ничего другого, как применить хитрость.
В одну из холодных ночей Сухайб часто выбегал во двор, как будто по нужде. Всякий раз, едва успев вернуться в дом, он выбегал на улицу снова. Соглядатаи сказали друг другу:
— Успокойтесь, ал-Лат и аль-Узза создали для него заботу в его животе...
После этого они вернулись на свои ложа и заснули. Сухайб прокрался мимо них и отправился в направлении Медины.

* * *

Вскоре после бегства Сухайба соглядатаи проснулись, и, не увидев его, тут же оседлали своих быстроногих скакунов и во весь опор бросились за ним в погоню, пока не настигли его.
Почувствовав приближение погони, Сухайб занял позицию на возвышенности, достал стрелу из колчана, натянул тетиву лука и крикнул:
— О курайшиты! Клянусь Аллахом, вы знаете, что я самый меткий и искусный стрелок из лука среди всех людей! Вы доберётесь до меня не раньше, чем каждой из имеющихся у меня стрел я убью одного человека. После этого я буду драться с вами своим мечом, пока я держу его в руке.
Один из преследователей сказал:
— Клянёмся Аллахом, мы не позволим уйти тебе невредимым и с деньгами... Ты пришёл в Мекку нищим бедняком, а затем разбогател и добился того, что имеешь.
Сухайб спросил:
— А если я оставляю вам мои деньги, вы позволите мне продолжать путь?
— Да! — ответили они.
Сухайб рассказал им, где хранит свои деньги в Мекке. Вернувшись в Мекку, преследователи забрали деньги Сухайба, а затем отпустили его.


* * *

Сухайб держал свой путь в Медину, стремясь бежать со своей религией к Аллаху. Он нисколько не сожалел о деньгах, которые он потратил в расцвете молодости.
Всякий раз, как его охватывала усталость или он чувствовал утомление, в его душе возникало страстное стремление к Посланнику Аллаха. К нему сразу возвращалась бодрость, и Сухайб продолжал свой путь.
Когда он достиг деревни Куба, расположенной на удалении двух миль от Медины, его заметил Посланник Аллаха. Очень обрадовавшись благополучному прибытию Сухайба, Пророк воскликнул:
— Торги были выгодными, о Абу Йахйа, торги были выгодными…
Он трижды повторил свои слова.
Лицо Сухайба осветилось радостью, и он сказал:
— Клянусь Аллахом, никто не обгонял меня на пути к тебе, о Посланник Аллаха. Весть об этом тебе послал никто иной, как Джибриль.

* * *

Действительно, торги оказались выгодными…
Это было подтверждено откровением, ниспосланным с неба. Это засвидетельствовал Джибриль, когда Сухайбу было ниспослано следующее слово Всемогущего Аллаха:

“И среди людей есть, кто готов продать себя самого, дабы угодить Аллаху; и Аллах полон сострадания к слугам Своим”.
(Корова, 207)


 Блажен Сухайб ибн Синан ар-Руми и добрая ему память.
« Последнее редактирование: 20 Мая, 2013, 21:10:36 от Константин »
Константин.