Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Статьи и их обсуждение по теме ситуации на Украине  (Прочитано 35967 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6047
  • Репутация: +1740/-0
  • Пол: Мужской
    • Центр духовно-научных исследований "Аура Руса"
В свете этой статьи интересным становится вопрос: а в чем же предназначение-роль нынешнего премьера?
Целая тема для дискуссий :-)




Политическая история Украины в премьерах
Олеся Яхно, «Главред»
-


Леонид Кучма и Виктор Ющенко – два абсолютно разных политика. По мировоззрению, психологическим характеристикам, поведению.

Но это вовсе не помешало им стать самыми фартовыми политиками в Украине. Так считают многие наблюдатели и участники политического процесса. Оба – Кучма и Ющенко – стали президентами, благодаря премьерскому посту.  Леонид Данилович, говорят, покидал парламент (после того, как депутаты отправили  его отставку) со словами  «За одного битого дают трех небитых», Виктор Андреевич в том же месте и по той же причине произнес:  «Я ухожу, чтобы вернуться». Оба на момент пребывания во власти консолидировали вокруг себя оппозиционные силы. Причем, для тех, кто внес их кандидатуры (президент Кравчук и президент Кучма), это предложение потом обернулось поражением. Оба – считались реформаторами. Обоих изначально считали слабыми политиками, а они оказались политическими лидерами.

Вообще за всю историю независимости Украины Кабинет министров всегда был заложником борьбы между президентом и Верховной Радой. Независимо от того, была ли Украина парламентской или президентско-парламентской (после Конституционного договора 1995 года), правительство оставалось разменной монетой в борьбе за полномочия. Как правило, спорили о том, как говорит один мой друг, чьим «завхозом» (президента или спикера) окажется человек, возглавивший правительство. Конституция 1996 года тоже не смогла привести к консенсусу  представителей исполнительной и законодательной власти, она  лишь закрепила сложившуюся ситуацию во властном треугольнике.  Поэтому-то и происходили такие частые смены глав правительств. Иногда, конечно, премьер-министры заявляли о себе – в зависимости от прихода в Кабмин сильной личности, в целом политической и экономической ситуации в стране.

В независимой Украины было 12 премьер-министров. Конечно же, каждый премьер – это отдельная история. Однако мы попытаемся вкратце обозначить мотивацию прихода к власти и причины ухода из нее же каждого из них. Как говорится, кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова. При выборе той или иной кандидатуры премьера исходили из определенной роли, которая на него возлагалась, исходя из ситуации и существующих на данный момент обстоятельств. Однако случалось, что потом  эта роль приобретала совсем иное развитие, чем первоначально задумывалось. По крайней мере, так было при Кучме, Марчуке, Лазаренко, Ющенко, частично Януковиче.

 Витольд Фокин: Роль – первое подражание России
(1932 года рождения, время премьерства: октябрь 1990 - октябрь 1992)

В октябре 1990 года Витольду Фокину поручили исполнять обязанности главы Совета Министров. В ноябре того же года он был утвержден на этой же должности. Чем запомнился Фокин?

Во-первых, тем, что это была первая попытка подражания России. Фокин очень старался быть похожим на своего российского коллегу – Ивана Силаева (они даже внешне были схожи). Еще в июне 1990 года Силаев был назначен председателем Совета Министров РСФСР. Повторно он был утвержден премьер-министром  в пиюле 1991 года.

Во-вторых, снятие Фокина и назначение следующего за ним премьера – это был первый и последний случай, когда на этот процесс такое влияние имела Верховная Рада в целом и спикер в частности (а не президент и ведущие политэкономические группы, как это было потом).

Неблагоприятные процессы в экономике в 1991 году (инфляция), появление разочарованных демократическими преобразованиями, а главное борьба за полномочия между спикером Плющем и президентом Кравчуком поставили вопрос об отставке Фокина (считается, что Фокин был близкий  и работал с Кравчуком).

С начала 90-х начала формироваться группа «красного директората», которая уже к середине 1992 года имела достаточно структур для лоббирования своих интересов. Практически к каждой из них имел отношение директор "Южмаша" Леонид Кучма. К лету 92-го года отношения между спикером Плющем и премьером Фокиным, и без того не особо дружественные, еще больше ухудшились. Президенту Кравчуку ничего не оставалось, как отправить премьера в отставку. И 30 сентября в сессионном зале он сообщил об отставке Фокина с поста премьер-министра.

 Валентин Симоненко: Роль – последователь Фокина
(1940 года рождения, время премьерства: 2 - 12 октября 1992)

После отставки Фокина исполняющим обязанности премьер-министра был назначен первый вице-премьер Валентин Симоненко. В его кандидатуре был заинтересован Кравчук, который рассматривал это как продолжение политики Фокина.

А в этом время Иван Плющ встречался с руководителями крупных промышленных предприятий. Как тогда сообщили информационные агентства, «между ними состоялся  обмен мнениями относительно актуальных проблем развития экономики Украины, практического осуществления радикальных экономических реформ».  

Валентин Константинович пробыл ио только 10 дней. Поскольку все зависело от того, кого поддержит парламент. А Плющ, как известно, лоббировал совсем другую кандидатуру.  

 Леонид Кучма: Роль – захват власти
(1938 года рождения, время премьерства: октябрь 1992 – сентябрь 1993)

Леонид Данилович был не только президентом с наибольшими полномочиями, но и премьер-министром.  Если президентские полномочия он усилил уже через год подписанием Конституционного договора 1995 года, а потом закрепил их Конституцией 1996 года, то премьерские - он начал усиливать уже через две недели после прихода на пост премьера.  

Хотя изначально никто не ожидал, что Кучма выйдет за рамки «экономических вопросов» и станет реальным лидером. Он ничем не выделялся среди депутатского корпуса. Невыразительный, входил в «группу 239» (коммунистическое большинство в парламенте), за год своего депутатства ни разу не выступил с трибуны ВР.

Впоследствии Кравчук так скажет про Кучму: «В конце концов, я согласился с предложением большинства депутатов Верховной Рады, избранником которых стал Леонид Кучма. В его поддержку выступил сперва председатель высшего законодательного органа, а затем и президиум парламента. Национал-патриоты, которые в то время тесно сотрудничали с Плющом, в частности Иван Драч и Дмитро Павлычко, много сделали для «раскрутки» Леонида Даниловича. Хорошо поработала львовская депутация. Но важную роль сыграла, конечно же, и позиция самого председателя Верховной Рады. Насколько я могу понять, Иван Степанович рассчитывал, что новый премьер будет его надёжным союзником, опорой в борьбе за распределение власти. Но, кажется, он и не предполагал, что Леониду Даниловичу захочется вести сольную политическую партию».

Уже через две недели после своего избрания (13 октября 1992 года за Кучму проголосовало 316 народных депутатов) Кучма выступил в Верховной Раде с докладом  о тяжелой экономической ситуации в стране. Еще через три - представил свое видение антикризисных действий. Причем, потребовал (и получил!) под это чрезвычайные полномочия на полгода, которые превышали даже президентские. Кабмин получил право издавать декреты, регулирующие экономические вопросы, которые имели такой же вес, что и документы, принятые парламентом. Буквально за два следующие месяца правительство издало более десяти декретов, среди которых «О прекращении индексации вкладов населения», «О приватизации земельных участков», «О подоходном налоге с граждан», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную собственность», «Об акцизном сборе», другие.  

Кравчук, понимая, что он теряет власть, начал борьбу. В отставку ушло ряд людей Кучмы (вначале Юхновский, позже – Пинзенык), в обмен на приход людей Кравчука.  Параллельно с этим Россия повысила цены на энергоносители. Начались разговоры о том, что  Кучма не оправдал надежд.  Кучма подал заявление об отставке – однако только 90 депутатов проголосовали за, а 223 – против.

Второй раз Кучму  таки отправили в отставку. Предшествовали этому шахтерские забастовки. Шахтеры требовали:  предоставить Донецкой области региональную самостоятельность, провести до 1 сентября 1993 года референдум о доверии президенту и правительству.  В этой ситуации на пост первого вице-премьера пришлось назначить представителя донецкого региона Ефима Звягильского. Кучма остался без команды. И, как говорит Кость Бондаренко, «у него был выбор:  или играть по чужим правилам, или уйти достойно». Кучма выбрал второе. После своей отставки, если верить словам очевидцев, в кулуарах парламента он сказал: «За одного битого дают трех небитых».

 Ефим Звягильский: Роль – первое нашествие «донецких» в Киев
(1933 года рождения, время премьерства: сентябрь 1993 –июль 1994)

16 июня 1995 года в разгар шахтерских забастовок Ефима Звягильского как представителя донецкого региона назначили первым вице-премьером. Тогда Ефим Васильевич отказался от руководства шахтой имени Засядько и должности мэра Донецка.  

После того, как Кучма был отправлен в отставку,  Кравчук заявил о необходимости возглавить президенту исполнительную власть. Ио премьера назначается Звягильский, полностью подотчётный в своих действиях Кравчуку. Позже парламент примет решение, что референдум, на котором настаивали шахтеры, уже не стоит проводить. Предложив альтернативу - досрочные выборы парламента 27 марта 1994 года и президентские 26 июня 1994 года. Кстати, это можно считать вторым предательством национал-демократов (первое – это президентские выборы 1991 года), когда рейтинг РУХа был все еще высоким.

Приход Звягильского и его команды в Кабмин – это, по большему счету, первое нашествие «донецких» в Киев и попытка вытеснения «днепропетровских». Хотя сам  Ефим Леонидович позже в интервью «ЗН» скажет, что он не стремился попасть в правительство: «Мой приход туда был ошибкой. Я в правительство попал по предложению лично Леонида Даниловича Кучмы и Ивана Степановича Плюща и по согласию тогдашнего Президента страны Леонида Макаровича Кравчука. Большого желания идти туда у меня не было. В момент забастовки я был мэром Донецка, что вполне меня устраивало и на большее я не рассчитывал. Зачем? Мне в то время было 58 лет».

 Виталий Масол: Роль - коммунисты как верные «Ленинцы» (производное от имени Леонид)
(1928 года рождения, время премьерства: июнь 1994 - март 1995)

Вторым приходом в Кабмин (Виталий Андреевич уже занимал этот пост в июле 1987 - октябре 1990) Масол обязан, по большему счету, досрочным президентским выборам  1994 года.

Известно, что Леонид Кравчук достаточно долгое время был уверен в своей победе и не воспринимал всерьез конкурента Кучму. Но после первого тура он запаниковал. «В западных областях Украины он развернул бешенную нагонку на своего ближайшего соперника, пугая избирателей возможностью ликвидации государственности. На Востоке он попытался перехватить у Кучмы ряд лозунгов, выступив, например, за придание русскому языку статуса официального», - отмечает Кость Бондаренко.

Понимая, что коммунисты могут сдать голоса Кучме, Кравчук  решил отдать пост премьера в обмен на поддержку. Не помогло. Кучма победил не в последнюю очередь благодаря голосам КПУ во втором туре, пообещав полгода не трогать Масола на посту премьера. Такая уж философия у коммунистов, как говорит один мой коллега-друг "верные Ленинцы". Получив оппозиционное большинство в парламенте после своей победы, Кучма выполнил эту договоренность. Было подписано трехстороннее соглашение – между президентом Кучмой, главой ВР Морозом, премьером Масолом - о том, что правительству для реализации программы нового президента дадут какое-то время поработать.

Влияние и степень власти Масола в самом Кабмине постепенно уменьшалось. Реальная власть была в руках двух вице-премьеров – Марчука и Пинзеника. В правительстве также были такие фигуры как Пустовойтенко и Осыка. Все чаще начали звучать слова о том, что правительство должен возглавить более прогрессивный политик. Наверное, какая-то  доля правды в этом была. Виталий Андреевич действовал методами «советского премьера» - через совещания, планерки. А это все уже не работало.

В марте 95-го 68-летний Масол написал заявление об уходе с формулировкой «в связи с уходом на пенсию по состоянию здоровья».

 Евгений Марчук: Роль – становление как политика
(1941 года рождения, время премьерства: июнь 1995 – май  1996)

Предполагалось, что главной целью прихода Марчука на премьерский пост станет необходимость наведения порядка. Страна шла вразнос, ни одно правило не действовало, кто что хотел, то и делал.

В перечне кандидатур тогда звучали также председатель Днепропетровского облсовета Павел Лазаренко, министр промышленности Анатолий Голубченко.  Однако солидный послужной список Марчука (с ноября 1991 по июнь 1994 года - председатель СБУ, затем вице-премьер-министр, первый  вице-премьер, ио премьера)  для многих означал, что именно он – самая подходящая кандидатура в тех условиях. И в июне 1995 он стал премьером.

Накануне этого –  18 мая – премьерские полномочия были сокращены. Тогда парламент принял закон «О государственной власти и местном самоуправлении». Проще говоря, Конституционный договор, согласно которому президент становился единоличным главой правительства. Состав Кабмина, без утверждения и согласия ВР, формировал сам президент. К тому же, глава государства возглавил систему местных органов исполнительной власти. Фактически, после этого Украина перешла от парламентской к парламентско-президентской форме правления.

Однако невозможность сформировать свою команду не помешала Марчуку стать популярным премьером. Более того, оказалось, что рейтинг Марчука стал чересчур быстро расти. И, параллельно с попыткой наведения порядка в экономике, происходило становление Евгения Кирриловича как политика. По мнению большинства журналистов,  он стал самым успешным политиком в 1995 году.  Владимир Рубан про него сказал так: «Марчук  из того, что можно было выиграть, - почти все выиграл, из того, что можно было проиграть, - ничего не проиграл».  

Подобно Ющенко, с Марчуком начали связывать свои надежды многие в стране. Евгений Кириллович становился настоящим соперником для Кучмы.  И 27 мая 1996 года его  уволили с формулировкой «из-за формирования собственного политического имиджа». Попутно он был обвинен во всевозможных политических и экономических провалах в стране. Но от этого его рейтинг не уменьшался.  

 Павел Лазаренко: Роль – реализация модели  «бабло побеждает зло»
(1953 года рождения, время премьерства: июнь 1996 – июнь 1997)

Павлу Ивановичу предлагали возглавить пост премьера и раньше, в частности после отставки Масола.  Однако вначале днепропетровский глава облсовета решил обкататься на посту первого вице-премьера в правительстве Марчука. Как говорят наблюдатели, за это время он значительно укрепил свои позиции – и бизнесовые, и политические. И уже на второй день после отставки Марчука Кучма назвал фамилию Лазаренко.

Главная миссия следующего после Марчука премьера (кто бы им ни стал) заключалась в том, чтобы погасить рейтинг Евгения Кирилловича. Это как в 2002 году, когда Януковича назначили в том числе по той причине, чтобы умерить пыл группы Медведчука-Суркиса

Но поскольку никто не хотел ругаться с Марчуком, все боялись идти на пост премьера. Лазаренко согласился. Это было первое соединение днепропетровской группы - в лице президента Кучмы и премьера Лазаренко.

Поначалу у Павла Ивановича все складывалось хорошо. За первые полгода своего премьерства он более-менее создал команду единомышленников и верных людей, заручился поддержкой разных политических сил в парламенте, не испортил отношения с Президентом.  

Однако вскоре стало понятно, что представитель Днепропетровска претендует не только на Киев, но и всю Украину. Лазаренко поплатился за то, что одновременно хотел и бизнеса, и славы. Но бизнес и политические амбиции – несовместимые вещи.  Соединение денег, амбиций, молодости (Павел Иванович любил повторять, что ему всего лишь 44) делало из него опасного конкурента для Кучмы. Он думал, что невыполнимых желаний и недостижимых целей не существует. Это была реализация формулы, которую потом подхватили «донецкие» - «бабло побеждает зло». Более того, Лазаренко покусился даже на бизнес ближайшего окружения Кучмы – олигархических групп.  Уже в 1998 Кучма скажет про Лазаренко так: «Главное для него в жизни - это власть и деньги. А людей он делит на врагов и рабов. Не дай Бог сделать еще одну такую ошибку и допустить таких людей к власти».

В июне 1997 все  ведущие политэконмоические группы настаивали на отставке Лазаренко. Парламент не особо спешил его снимать, поскольку ничего от этого не получал. В результате,  была придумана такая форма ухода - заявление об уходе с поста Лазаренко по состоянию здоровья.

 Василий Дурдинец: Роль – временная фигура
(1937 года рождения, время премьерства: 2-30 июля 1997)

До своего назначения на пост ио премьер-министра Украины Василий Дурдинец занимал кресло первого вице-премьера в правительстве Лазаренко.

Сложно сказать, чем Василий Васильевич запомнился, находясь на этом посту меньше месяца. Дурдинец, скорее всего, был временной фигурой. Он не стал центром влияния.   Его приход не связан ни с какой группой и он не стал центром консолидации каких бы то ни было групп.   Во время его пребывания на посту ио премьера не было каких-либо обстоятельств, позволяющий проявиться и заявить о себе как о лидере.

Что касается личностных качеств Василия Дурдинца, преобладающая характеристика такова – не отличался особой амбициозностью, очень тщательно относился к исполнению своих служебных обязанностей.

 Валерий Пустовойтенко: Роль – защищать тылы Кучмы
(1947 года рождения, время премьерства: июль 1997  — декабрь 1999)
Валерий Павлович – премьер-долгожитель. Впрочем, реализовать свою 10-летнюю программу развития Украины на посту премьера ему так и не представился шанс.  

В 1997, вместе с Пустовойтенко обсуждались кандидатуры Анатолия Кинаха, Сергея Тигипко, Владимира Горбулина, Олега Демина, Ивана Плюща. Но Пустовойтенко имел наибольше шансов. Главная причина – он пользовался доверием Кучмы и был днепропетровцем. 16 июля 226 депутатов проголосовало за Пустовойтенко. До этого в 1993 году он стал министром Кабинета Министров в правительстве Кучмы. В 1994 году - возглавил  избирательный штаб уже кандидата в президенты Кучмы. После победы которого опять вернулся на должность министра Кабинета Министров. И так до 1997 года.

Михаил Погребинский напишет о нем так: «Его выдвижение на пост главы правительства подтверждает, что смена премьера была необходима президенту для установления жесткого персонального контроля над Кабмином на период предвыборного марафона».

В то же время, 1998-1999 годы – это период расцвета олигархов, которые считали своим долгом возглавить избирательные штабы Кучмы. После инаугурации Президента в декабре 1999 года Пустовойтенко сложил полномочия (как того требовала Конституция), надеясь, что его повторно переназначат. Однако у основных политических игроков не было мотивов повторно избрать Пустовойтенко премьером. А Кучма, говорят, испытывал к Валерию Павловичу «смешанное чувство благодарности и раздражения». Поэтому Леонид Данилович «прокинул»  Пустовойтенко  руками парламента. Кучма якобы попросил лидеров фракций поддержать Валерия Пустовойтенко, те якобы согласились, но потом не проголосовали. Если бы это было действительно так - последовали бы наказания. Как известно, таковых не было.  

Кстати, Пустовойтенко стал первым партийным премьером. Однако, как оказалось,  совмещать партийность и административность – сложно. Как раз во время избирательной кампании случился раскол НДП.  Как скажет потом Виктор Небоженко: «Политическая судьба  НДП, одной из старейших политических партий в Украине, может быть поучительным уроком для других политических сил, которые хотят быстро создать очередную мифическую «партию власти» и быстро добиться цели. НДП сразу формировалась как «партия власти», ориентированная не на особую идеологию и собственный электорат, а на опору во власти».

В результате, роль Пустовойтенко за все время его пребывания на премьерской  должности можно свести к необходимости постоянно прикрывать тылы Кучмы. За этим потерялись все другие действия Валерия Павловича. Например, по урегулированию финансового кризиса 1998 года. Если даже и были какие-то позитивные тенденции в экономике, заложенные при Пустовойтенко, о них все равно уже никто не помнит.  

 Виктор Ющенко: Роль – стать кандидатом в президенты, сознательно того и не желая
(1954 года рождения, время премьерства: декабрь 1999 – апрель 2001)

Есть несколько причин (или версий) того, почему Кучма предложил, а парламент поддержал, кандидатуру Ющенко на пост премьера.

Одни говорят - Кучма пообещал пост премьера Ющенко, в обмен на то, чтобы тот не участвовал в выборах 1999 года, к чему Виктора Андреевича подталкивали представили национал-демократических сил, в частности покойный Вячеслав Чорновил.

Вторые – Кучма рассчитывал при помощи Ющенко и его команды ослабить олигархов.

Третьи – страна была на грани дефолта. А, значит, ставка в первые месяцы президентства Кучмы делалась на экономические реформы и, соответственно, главу правительства с репутацией реформатора и профессионала в международных финансовых организациях.  Среди таковых в Украине, кроме Ющенко, на тот момент можно было считать еще Тигипко и Митюкова. Но, опять же, больше всего шансов пройти через парламент имел успешный глава Нацбанка Виктор Ющенко. Почему? Это в следующей причине.

Четвертые – все думали, что Ющенко слабая фигура, рассчитывая на то, что он будет заниматься только экономическими реформами. Но оказалось, что он стал реальным центром притяжения, как сейчас любят говорить, здоровых сил общества. Назначив Ющенко, Кучма допустил такую же ошибку как в свое время Кравчук, по отношению к нему.  

Что было дальше? Ющенко оказался перед необходимостью (или требованием)  пустить во власть (которая позволяла успешно развивать бизнес) представителей крупных политико-бизнесовых групп, сделавших свою ставку на президентских выборах на Леонида Кучму и рассчитывавших на дивиденды.  

Кроме того, с избранием Ющенко 22 декабря 1999 на пост премьера деление на реформаторов и олигархов (в 1999 году в СМИ впервые был опубликован список олигархов)  стало еще более выразительным, поскольку Ющенко был выбран на пост премьера  в роли реформатора. Все провластные силы начали восприниматься как олигархические в противовес реформаторскому правительству  Ющенко-Тимошенко. В результате построения схемы «один реформатор против всех олигархов» пропрезидентские или центристские  (почему это долгое время было синонимом – предмет отдельной статьи) накануне выборов 2002 года  оказались перед угрозой реального проигрыша. Это все усугублялось известным апрельским  референдумом  2000 года и «кассетным скандалом».

Так закалялась оппозиция, которая видела своим лидером успешного премьера Виктора Ющенко. Официальным поводом для снятия Ющенко стало высказывание недоверия парламентом на основе отчета правительства по годичной программе. Однако все понимали, что Ющенко сняли по политическим мотивам.

Несмотря на известное «заявление трех», высказывания об отцовско-сыновних  отношениях президента и премьера, Ющенко стал реальной оппозицией, может быть, сознательно того и не желая, даже, сопротивляясь. В один момент он вдруг поломал все то, что действовало до него. «Я ухожу, чтобы вернуться», - с такими словами он покинул стены парламента после своей отставки 26 апреля 2001. Премьерство Виктора Ющенко закончилось его президентской кампанией. Де-факто он стал кандидатом в президенты и основным  конкурентом власти, оставаясь таковым до президентских выборов 2004 года.  

 Анатолий Кинах: Роль – никакой роли
(1954 года рождения, время премьерства: май  2001 – ноябрь 2002)

Если говорить о роли Кинаха  на посту премьера, то у него не было никакой роли. Анатолия Кирилловича, по большему счету, ни за что назначили на пост премьера и ни за что сняли.

Накануне парламентских выборов-2002, всевозможных международных скандалов, в которых было задействовано имя Президента, Кучме был необходим абсолютно контролируемый премьер.

Хотя своим назначением на премьерский пост Кинах обязан исключительно нескольким фракциям, в первую очередь СДПУ(о). При внешней политической незаангажированности, у Кинаха было много скрытых, латентных связей, которые использовались некоторыми политическими силами для дополнительного влияния на политическую и экономическую ситуации.  В этом смысле конкуренция за Кабмин была не как обычно между парламентом и президентом, а между парламентом и АП.

Именно поэтому Кинах и не был повторно назначен на пост премьера. С одной стороны,    ситуативное большинство способствовало сохранению поста за Кинахом.  А также, как ни странно, устраивало его создателя – главу АП, поскольку оно в любой момент могло выйти из-под контроля и начать принимать непрогнозируемые для Банковой решения. А с другой – это парализовало работу парламента. Пропрезидентские фракции так и не смогли доказать  его дееспособность на деле: они не распределили комитеты ВР, не сформировали коалиционное правительство и не взяли ответственность за деятельность парламента.

Это говорило о том, что ресурс договоренностей между силами, представляющими разные интересы, исчерпан, и ключевые игроки зашли в политический тупик. Зато на этом фоне лидер «НУ» начал делать заявление о том, что создаст новое демократическое большинство, в которое могут войти в том числе фракции большинства – «Регионы Украины», ТУ, НДП, ПППУ.

В этом смысле точкой,  которая сдвинет с места политический процесс, рассматривалась  должность премьера. Оставить (или переназначить) Кинаха означало осложнить ситуацию ведущих игроков в предвыборной борьбе. И когда 30 октября 2002 года на совещании по вопросам  выполнения госбюджета за 2002 год Кучма подверг жесткой критике действия Кабмина и Нацбанка, потребовав выполнения всех социальных  обязательств бюджета (это на тот момент было нереально), стало понятно, что  Кинах будет снят с «премьериады».

Поводом для отставки стало формирование парламентско-правительственной коалиции и кадровое перераспределение Кабмина подписантами соглашения. Одновременно с отставкой Кинаха (который объяснил ее необходимостью проведения политреформы) шли обсуждения новой кандидатуры.

 Виктор Янукович: Роль – попытка повторить путь Ющенко  
(1950 года рождения, время премьерства: ноябрь  2002 –январь 2005)

Понятно, что политик, назначенный на пост премьера меньше чем за два года до президентских выборов, мог претендовать на преемника действующей власти (должность премьера автоматически повышала  рейтинг, даже Кинаха).

В ноябре 2002 года рассматривалось четыре основные кандидатуры на пост премьера: премьер-министр Анатолий Кинах (предложенный фракциями «ТУ», ПППУ, СДПУ(о)), глава ГНАУ Николай Азаров («Европейский выбор»), донецкий губернатор Виктор Янукович («Регионы Украины»), первый вице-премьер  Олег Дубина («Народный выбор»). Также в качестве возможной называлась кандидатура народного депутата Сергея Тигипко («ТУ»).  Позже все 9 фракций парламентского большинства заявили о готовности поддержать кандидатуру Януковича.

Почему Кучма внес кандидатуру именно Виктора Януковича – есть много объяснений.  Во-первых, кадрово удовлетворить «донецких», которые активно работали на общую победу пропрезидентских сил, в частности, на парламентских выборах 2002 года (тогда блок «За едУ!» в донецком регионе получил 36, 83 % голосов).  

Во-вторых, чтобы не допустить тандема Ющенко-Янукович. В свое время Андерс Ослунд намекнул на то, что будущее Януковича зависит от того, насколько правильную ставку он сделает на президентских выборах. Виктор Федорович решил сделать ставку на себя.

В-третьих, всем депутатам, в том числе из провластного лагеря, надоел Медведчук. С обвинением АП  в давлении на депутатский корпус выступил тогда даже Пустовойтенко (который обычно не строил свой популизм на критике власти). Депутаты понимали, что есть принципиальная разница – останется премьером Кинах или будет любой другой премьер. Поскольку во втором случае источник власти резко переходил от АП к ВР. И дело не в том, насколько любой из кандидатов был антимедведчуковским, а в том, что нового премьера избирало большинство. Соответственно, любая кандидатура, кроме Кинаха, ломала сложившуюся на тот момент схему взаимоотношений. Из обсуждаемых кандидатур реальные шансы пройти через парламент имел только Янукович.  Для Азарова променять место главы ГНАУ на возможность стать премьером – достаточно большая ставка. Кроме того, для него было важно, кто сменит его в случае ухода из ГНАУ. Тигипко как публичный политик в принципе имел шанс. Но он не обладал репутацией сильного политика, и его зависимость от Пинчука как сильная сторона могла стать одновременно и его слабостью.  Что касается Дубины, то его прохождение в парламенте на тот момент выглядело проблематичным.  Он не вписывался ни в какие расклады. Единственное, что могло поспособствовать его восхождению на кресло премьера, - это близкие отношения с Президентом. Но на тот момент пик его дружбы с Кучмой миновал.

В-четвертых, оппозиция не особенно сопротивлялась кандидатуре Янукорвича, потому что считала, что Виктор Федорович, в виду некоторых особенностей своей биографии,- это лучший соперник для Ющенко на президентских выборах.

В-пятых, Кучма мог внести кандидатуру Януковича, чтобы умерить аппетиты группы Медведчука-Суркиса, основным бизнес-конкурентом которой считались «донецкие».

В-шестых, чтобы использовать Януковича и его фракции в парламенте (на тот момент их было две – «Регионы Украины» и «Европейский выбор») в схеме «политреформа».  Через два года после назначения Януковича на пост премьера Михаил Погребинский в интервью «Главреду» сказал, что Медведчук является одним из отцов премьерства Януковича, которое автоматически позволило ему стать кандидатом в президенты. «Я считаю, что именно в тот момент решилось, кто будет следующим президентом». Интересно, что 15 ноября 2002 года, за шесть дней до назначения Януковича, Кучма на пресс-конференции заявил о том, что Медведчук не будет баллотироваться на президентский пост. Тогда же он сказал, что не ошибся, назначив его на пост главы АП.  Фактически, лидер СДПУ(о) тогда добровольно отказался от участия в президентских выборах. Возможно именно для того, чтобы реализовать политреформу, причем за деньги «донецких». При наличии большинства и коалиционного правительства законы по смене формы правления могли бы быстро наполняться.

Что касается самого Януковича, его видения своей роли, то он попытался повторить путь Ющенко. Чем это закончилось – известно. Уже в декабре 2004 Верховная Рада отправила его в отставку, а уже в январе 2005 – Кучма подписал указ. Ошибкой Виктора Федоровича стало то, что он так и не стал ни лидером парламентского большинства, ни общенациональным лидером, ни даже Партии Регионов.  Как сказал сказал Виктор Небоженко в интервью "Главреду", «под региональной политикой Янукович понимал только то, что Донецк не хуже других». И, как и предсказывали некоторые эксперты, из единого кандидата от власти он превратился в кандидата от Донецкой области.

Кто тринадцатый?

На данный момент Николай Азаров назначен дважды ио. Вначале на период то ли отставки Виктора Федоровича (за такое постановление 1 декабря 2004 проголосовали 229 депутатов), то ли отпуска (заявление Януковича об уходе в отпуск 7 декабря в декабре 2004). Затем – уже после подписания Кучмой 5 января сего года заявления Януковича об отставке с поста премьера.

Однако пока еще рано подводить итоги его исполнению обязанностей, поскольку непонятно, как долго затянется «премьериада». Поэтому не исключено, что главные действия Азарова могут быть еще только впереди.

С назначением же (будем надеяться скорым) первого премьер-министра при новой власти станет понятно, какую роль в политическом процессе (по крайней мере до парламентских выборов-2006) отводит сам себе Виктор Ющенко как президент.

http://www.glavred.info/
Саошиант - это значит Несущий благо