Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 591440 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3094
  • Репутация: +568/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в Неделю 20-ю по Пятидесятнице после Литургии в Покровском Хотькове ставропигиальном монастыре

22 октября 2023 г. 16:00

22 октября 2023 года, в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Покровском Хотькове ставропигиальном женском монастыре. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Многочтимая матушка игумения!

Сегодня евангельское чтение было посвящено воскрешению сына наинской вдовы (Лк. 7:11-16). Это хорошо известное повествование о том, как Господь на пути столкнулся с погребальной процессией. Умерший был единственным сыном вдовы, и Господь, сжалившись над матерью и над всеми теми, кто глубоко ей сострадал, воскрешает юношу.

Воскрешение мертвеца — это событие совершенно невероятное. Когда нечто подобное происходит в наше время, ученые утверждают, что никакой смерти не было, а был летаргический сон, глубокий обморок или еще что-то. Но ведь в Наине имела место реальная смерть, и человек оставался мертвым настолько долго, что уже не оставалось никакой возможности для того, чтобы вновь заработали внутренние органы, обновились клетки, восстановился мозг. Однако Господь действительно возвращает умершего к жизни. Он вновь организует человеческое естество, так что оно становится жизнеспособным. То есть произошло величайшее чудо, и, конечно, оно не могло не поразить тех, кто его видел. Многие уверовали, но были, наверное, и такие, которые пожимали плечами и говорили, что произошло нечто непонятное, что он, может, вовсе и не был мертвый, и находили для себя множество объяснений — просто чтобы отказаться от принятия того, что совершенное было действием Божественной силы.

Но ведь нечто подобное происходит и сейчас. А если кто-то скажет, что в настоящее время чудес не бывает, так ведь, наверное, каждый священник в своей жизни, на исповеди или в беседе с верующими, слышал о необычайных событиях в их жизни, которые можно назвать чудом. И мне приходилось встречаться с такими людьми, и я храню в памяти эти рассказы, причем не было никакого сомнения в том, что человек разумный, трезвый, образованный, лишенный какого бы то ни было сверхмистического отношения к жизни, говорит сущую правду и с ним действительно произошло чудо, хотя, конечно, не столь явное, как с сыном наинской девы.

Что же означает возвращение к жизни человека, уже приговоренного к смерти? С таким событием и я когда-то столкнулся. Человек был списан врачами, его отправили умирать, а он ожил. Не хотел бы говорить о жизни своей семьи, но нечто подобное произошло с моим отцом во время Ленинградской блокады. Он дошел до состояния полного истощения, продолжая оставаться в строю, — он был инженером и руководил строительством укреплений вокруг Ленинграда. Но голод был страшный, и отец упал на улице, потеряв сознание. Его привезли в больницу, и врач, проходя мимо, посмотрел и сказал: «Отправьте в морг». Действительно, так и делали с теми, кого подбирали на улице, и отец лежал в морге, покрытый полотном. Случайно проходила сестричка, приоткрыла его лицо и заметила, что у отца расширился зрачок. И она поняла, что отец жив. А в то время дисциплина была строгая, и врач мог быть наказан, тем более что речь шла об инженере, который руководил строительством укреплений вокруг Ленинграда. И отца стали усиленно кормить, чтобы вывести из тяжелого состояния, и он встал на ноги и остался жив. А в 1947 году, уже после окончания войны, стал священником. Это история из жизни, и для меня нет ничего удивительного в том, что сегодня мы слышали в повествовании о воскрешении сына наинской вдовы.

Господь силой Своей совершает чудеса. Может, не такие радикальные, как в случае с наинской вдовой, но они происходят в нашей жизни. Другое дело, что мы, как я часто говорю, по неведению, забвению или окамененному нечувствию неспособны это серьезно воспринять. Мы непременно начинаем что-то объяснять себе таким образом, чтобы исключить прямое вмешательство Бога в нашу жизнь. Но если не будем какими-то псевдоаргументами объяснять особые события в нашей жизни, то увидим, что рука Божия присутствует на каждом из нас. Только надо повнимательнее смотреть, не пытаясь объяснять естественными обстоятельствами нечто для нас непонятное, что с нами произошло. И тогда, может быть, и увидим руку Божию — то, что и со мной, недостойным, или со мной, недостойной, Господь по милости своей совершил чудо.

Господь присутствует в жизни каждого, но в жизни одного — более радикально, более зримо, а в жизни другого — легким прикосновением. От чего это зависит? А это зависит от самого человека, от того, как он относится к Богу. Если человек верит в Бога, если он призывает Его имя, если он способен отличать Его действия, Его присутствие в своей жизни, то Господь совершает деяния, которые еще более укрепляют веру. Но если человек объясняет нечто удивительное в своей жизни стечением обстоятельств, какой-то внешней силой, не задумываясь о том, что за всем за этим — Господь, то Господь не будет врываться в его жизнь и привлекать его к вере. Потому что вера — дело добровольное, Бог никого силой к Себе не привлекает. Это не значит, что Господь не обращает на нас Свою силу, но Он обращает ее только в ответ на нашу веру и на нашу молитву. А если мы верим в Господа, если мы обращаемся к Нему, то Он слышит нашу молитву, и, думаю, многие из зде стоящих сегодня скажут: «Точно так и было когда-то в моей жизни».

То, о чем мы сегодня говорим, ученые и богословы называют религиозным опытом, то есть реальным опытом соприкосновения с иным миром, с иным бытием, с Господом, с Его благодатью, с Его силой. Но для того чтобы эти удивительные события в нашей жизни мы идентифицировали именно так, а не иначе, чтобы они помогали нам укрепляться в вере, мы должны эту веру иметь. Потому что, как сказано в Слове Божием, в злохудожную душу не внидет премудрость и не обитает в телеси повинном греху (Прем. 1:4). Душа не должна быть злохудожной, и грех не должен господствовать в нас, — вот тогда нам и будет открыто присутствие Господа Спасителя, Промыслителя и любящего Отца в нашей жизни.

И да поможет всем нам сегодняшнее евангельское чтение в том, чтобы не только воскрешение мертвецов в прошлом или рассказы о невероятных событиях в нынешнее время укрепляли нашу веру, но и наш собственный духовный опыт соприкосновения со Спасителем, через который мы слышим ответ на нашу молитву, а значит, опознаем в нашей жизни Божественное присутствие. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6070181.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3094
  • Репутация: +568/-0
  • Пол: Женский
Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы на встрече со студентами МПГУ. Часть 1

24 октября 2023 г. 21:00

24 октября 2023 года состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла со студентами Московского педагогического государственного университета. После выступления Святейший Владыка ответил на вопросы учащихся (часть 1).

— Добрый день, Ваше Святейшество. Меня зовут Данила Сазонов, я студент Института истории и политики. После вашего архипастырского слова у меня родился вопрос: скажите, пожалуйста, какими с Вашей точки зрения качествами должен обладать современный учитель и к чему он должен стремиться в современном обществе?

— Я не могу сказать больше того, что я сегодня уже сказал. Опять приведу цитату из Священного Писания: «будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть» (см. Мф. 5:48). А что такое совершенство Божественного Отца? Совершенство недостижимое для человека. Для чего же так сказано? Именно для того, чтобы люди понимали: у совершенства нет предела. Если кто-то, защитив кандидатскую диссертацию, скажет: «Всё уже сделано», — это ошибка. Или защитив докторскую, став профессором, — «ну и хватит, ладно», — и это неправильная установка. Потому что и на вершине, на олимпе научных знаний, на любой высоте в научном сообществе мудрый совестливый ученый всегда будет ставить перед собой вопрос, может быть, жесткий, но правильный: «А я не деградирую? А я не стою на одном месте? А я не читаю одно и то же? А что я сам для себя за это время открыл нового? А чем я могу поделиться со своими учениками?»

Эти критические вопросы обычно не ставят, особенно когда хорошая зарплата, почет, уважение. Но ведь я не порицаю тех, кто не ставит, — такова жизнь, а если еще помножить на семейные хлопоты, иные заботы… Нет никакого порицания в моих словах, но если говорить об идеале — а мы все-таки должны рассматривать идеальную шкалу развития, — то нужно постоянно задавать себе неудобные вопросы и отвечать на них. И если человек, отвечая честно самому себе, видит слабость, недосказанность, недоработанность чего-то, то нужно подвинуть себя на то, чтобы взять очередную высоту.

Если возникнет навык брать очередные высоты, когда у тебя есть диплом, кандидатская, докторская, членство в каких-то академиях, то это означает, что ты действительно ученый. Не чиновник от науки, а человек мыслящий, стремящийся к саморазвитию, стремящийся решить те задачи, которые еще не решены, и внести свой вклад в то, что представляется важным для науки.

То же самое я могу сказать о духовной жизни, о священниках. Многие очень хорошо произносят проповеди, прекрасно совершают богослужения. Но если кто-то из священнослужителей повторит библейские слова: «Душа, все у тебя есть, ешь, пей, веселись!» (см. Лк. 12:19), то в этот момент и наступает регресс.

Движение вперед всегда предполагает критику в адрес самого себя. А если исчезает критика, улыбнитесь сами себе и скажите: «Либо я постарел, либо у меня с мозгами немножко не в порядке, либо я очень устал». И самым лучшим ответом будет: «пожалуй, съезжу-ка я в отпуск и встряхнусь».

— Здравствуйте, Ваше Святейшество. Я Жухлистов Николай, студент Института социально-гуманитарного образования и будущий преподаватель Основ религиозной культуры и светской этики, в том числе Основ православной культуры. Какую роль в Вашей жизни, в Вашем служении Русской Православной Церкви сыграла школа?

— Средняя школа, конечно, закладывала основу, фундамент. У меня обучение в средней школе совпало с рабочей деятельностью — я после восьмого класса вынужден был пойти работать и учился в вечерней школе. Это были очень трудные годы, большая нагрузка, да еще по молодости, по горячности изучал немецкий язык в какой-то языковой школе. Нагрузка была невероятная, и в какой-то момент казалось, что надо все бросить, — а потом этот соблазн проходил, и я продолжал делать то, что должен был делать. Благодарю Бога за всё, как я благодарю Бога — не убоюсь сказать что-то из своей жизни, что вас может шокировать, — за нищету, в которой в то время жил. Мой отец служил священником не в Ленинграде. За проповеди, которые он достаточно успешно произносил, и за уважение, которое к нему питали люди, отца во времена хрущевских гонений перевели из Ленинграда в другое место, ну и мы с ним переехали. Я пошел в школу и, конечно, видел на себе косые взгляды. Потом непрестанные требования вступить в пионеры — но я не мог по убеждениям. Была постоянная конфронтация с учителями на идеологическом фронте, но у них ничего не получилось, в пионеры я не вступил. Не по политическим соображениям, а потому что учителя не смогли мне ответить на заседании педагогического совета, когда я им сказал, что готов вступить в пионеры. Радость была невероятная, все просияли, а я говорю: «Но у меня есть маленькое условие. Я буду каждое воскресенье ходить в церковь, как и сейчас хожу, но, как пионер, буду повязывать красный галстук. Вы с этим согласны?» — Пауза. — «Нет, мы несогласны». — «Тогда я не вступлю в пионеры». И я никогда не был пионером — не по политическим соображениям, а потому что пионерство в то время предполагало отречение от Бога.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6071028.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3094
  • Репутация: +568/-0
  • Пол: Женский
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на встрече со студентами Московского педагогического государственного университета

24 октября 2023 г. 20:25

24 октября 2023 года состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла со студентами Московского педагогического государственного университета. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся со словом.

Уважаемый Алексей Владимирович! Уважаемые преподаватели и студенты Московского педагогического государственного университета! Дорогие участники встречи!

Встречи со студенческой молодежью, с педагогическим сообществом всегда пробуждают во мне самые добрые воспоминания. Потому что, не побоюсь сказать с высоты прожитых лет, самыми яркими впечатлениями моя жизнь была окрашена в течение тех десяти лет, когда я был ректором Ленинградской духовной академии.

Вообще, история беспрецедентная: мне было 28 лет, и вдруг Ученый совет академии избирает вчерашнего выпускника своим ректором. Можете себе представить? Садишься в кресло председательствующего в Ученом совете, а вокруг тебя — профессора, преподаватели, которые тебя принимали, которые тебя учили, под руководством которых ты писал диссертацию... Не самая, прямо скажем, легкая аудитория, и не знаю, как бы сложились наши отношения, если бы я не почувствовал реальную поддержку со стороны тех, кто еще вчера меня учил и еще вчера был моим начальником. Никакого патернализма, никакого взгляда сверху вниз, никакого «подожди, мы тебя научим» или «делай как я» — ничего подобного! Я просто видел доброжелательное выражение лиц, видел готовность встречаться со мной всякий раз, когда у меня возникали профессиональные вопросы, и видел, с каким спокойствием мои бывшие профессора и преподаватели помогали мне в решении тех или иных задач.

Еще раз хочу сказать, что это, наверное, самые яркие воспоминания в моей жизни, а период ректорства, наверное, — самый счастливый. Хотя в то время академия в центре Ленинграда или, как говорили безбожные власти, в десяти минутах ходьбы от Невского проспекта, была для них бельмом на глазу. Атеистическая кампания не ослабевала, хотя видоизменялась, и вот в какой-то момент было принято решение о том, что не место духовной академии в городе трех революций, да еще и в самом центре. Стали поговаривать, что лучшее для нее место — это город Тихвин: «У них там какой-то образ чудотворный, это километров двести от Ленинграда, вот туда и надо академию перевезти, и посмотрим, кто туда поедет учить и кто туда поедет учиться».

Вот такая возникла реальность, но мудрый мой наставник, тогдашний митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, который возглавлял Отдел внешних церковных связей, был человеком очень известным в мире, обладавшими огромными интеллектуальными способностями и феноменальной памятью. Для разрядки расскажу, как он любил, чтобы мы во время завтрака задавали ему вопросы, а он на них отвечал. «Вот ты, — обращался он ко мне, — назови любой день календаря и спроси, какие святые празднуются в этот день». Мы навскидку называли число, а он ненадолго закрывал глаза и потом отвечал точно так, как написано в календаре. Действительно, феноменальная память! Так вот, митрополит Никодим сделал очень много для того, чтобы Ленинградская духовная школа сохранилась. Он сделал очень много, чтобы даже в то трудное время давления со стороны атеистических властей Церковь сохранялась островком свободы. А когда владыка скончался и мне надо было произнести какую-то речь, я из всего того, что знал о нем, сказал лишь одно: «Именно этот человек научил нашу иерархию, наших священников, да и наш верующий народ говорить слово «нет» власти, когда власть наступала на наши законные религиозные права». И это было действительно так.

Но и власть, конечно, платила ему «благодарностью». Достаточно сказать, что этот человек умер в 49 лет от седьмого инфаркта, будучи человеком могучим, физически очень сильным. Я был свидетелем этой физической силы. Он очень любил в день Крещения купаться в ледяной проруби. Ну, мы знаем, как это обычно делается: один раз окунулся, другой, в третий раз уже наполовину — и поскорее в палатку, греться. Но владыка спокойно подходил к проруби, медленно опускался три раза, крестился и потом не растирался, а прямо на мокрое тело надевал подрясник, рясу и шел служить. И я хотел вам рассказать об этом человеке, чтобы вы поняли: Господь воздвигает во всякое время тружеников, способных отвечать на вызовы времени, на которые Церковь обязана отвечать.

Вернусь к подготовленному тексту. Конечно, не могу не сказать о Московском педагогическом государственном университете, в котором мы находимся, который стоит на страже передовой науки и одновременно питается своими очень богатыми традициями. История Московского педагогического государственного университета началась в 1872 году, когда были созданы Московские высшие женские курсы, и должен сказать, что это один из немногих вузов, где с самого начала уделялось внимание не только усвоению новых знаний, но и воспитанию. Именно воспитание, направленное на формирование личности — патриотической, интеллектуальной, духовно богатой, — и лежало в основе деятельности того учреждения, преемником которого является ваш университет.

Здесь работали замечательные ученые, чьи имена неразрывно связаны с вашим учебным заведением: Владимир Иванович Вернадский, Климент Аркадьевич Тимирязев, математик Сергей Чаплыгин, химик Николай Зелинский, будущий лауреат Нобелевской премии по физике Игорь Тамм, психолог Лев Семенович Выготский и многие другие. На Московских высших женских курсах читал лекции знаменитый историк Василий Осипович Ключевский, который одновременно преподавал в Московской духовной академии. Трудился здесь и выдающийся русский философ XX века Алексей Федорович Лосев.

Внушительный список именитых преподавателей и ученых, несших свое служение в стенах Московского педагогического университета, можно продолжать долго. И замечательно, что ваш вуз не только хранит лучшие отечественные традиции в сфере образования, но и успешно применяет в своей деятельности многие инновационные методики и технологии, которые стали органической частью современного научного и учебного процесса.

Нынешний год объявлен в нашей стране Годом педагога и наставника, и знаменательно, что символом этого года избран пеликан — наверное, вы знаете, почему. Потому что это символ жертвенности. Пеликан — эта птица, которая, как гласила легенда, собственной кровью лечила своих птенцов, ужаленных змеей. Пеликан, отдающий кровь детям, чтобы в них не угасла жизнь — это удивительный образ жертвенности. Вспомним, что и в центре христианского послания миру, которое так ярко явлено Господом и Спасителем Иисусом Христом, та же идея — Жертва во имя жизни мира. Господь на крест взошел, чтобы мир жил, чтобы провозглашенная Им система ценностей никогда не умерла, чтобы эту систему ценностей разделяли миллиарды людей, чтобы у всех была надежда на спасение.

В течение 25 лет я был правящим архиереем Смоленской епархии. Кто был в Смоленске, знает, какой величественный собор был построен в свое время в этом городе. Блестящий образец русского барокко, самый высокий барочный собор в России, а может быть, и в мире, величественный иконостас. В центре иконостаса, как и полагается по уставу, — царские врата. В свое время я принял решение отреставрировать иконостас и царские врата, которые были в не очень хорошем состоянии, и в процессе реставрации я обратил внимание на то, что в центре царских врат изображен пеликан. В то время я не ассоциировал эту птицу с какими-то богословскими идеями и поэтому заинтересовался, почему же она изображена на вратах. Прочитав некие книги, я понял, что речь идет о пеликане как символе Жертвы. Господь пожертвовал Собой, отдав Свою жизнь другим, и пеликан, спасая своих детей, отдает им собственную кровь. Так пеликан вошел в культуру, в том числе в изобразительное искусство, как символ подвига, способности отдать свою жизнь другим.

Теперь позвольте сказать несколько слов о педагогике. Педагогика, на мой взгляд, объединяет в себе науку, искусство и творчество. Учительство — это ни в коем случае не ремесло. Потому что ремеслу можно выучиться: читая книги, слушая указания учителя, ты обретаешь некии компетенции, и твое образование будет прямо пропорционально тому, что ты усвоил от учителя. Но в том деле, которому вы учитесь, главным действующим лицом является не учитель, а вы сами. Потому что стать педагогом — это не только набрать сумму знаний. Можно быть очень эрудированным человеком — и плохим учителем, мне приходилось с таким сталкиваться. Можно быть человеком интеллигентным, но совершенно безразличным к судьбе своих учеников. Но учитель призван являть собой сплав науки и подвига, и, что самое главное, это возможно лишь тогда, когда учитель становится подвижником.

А что такое подвижник? У слова «подвиг» могут быть разные понимания, но ведь у него тот же корень, что у слова «движение». Подвижник — это тот, кто двигается. Если человек стал доктором наук, многого достиг и перестал двигаться, то он перестал быть подвижником, а значит, никакого дальнейшего развития не будет, остается лишь почивание на лаврах. А настоящему ученому, как мне кажется, как и хорошему студенту, нельзя почивать на лаврах. Блестяще сданные экзамены не являются индульгенцией на весь будущий учебный процесс. Нужно постоянно работать, постоянно двигаться, постоянно расширять свой кругозор, и это, конечно, относится и к студентам, и к профессорам, да и ко всем мыслящим людям, которые берут на себя ответственность учить других. Без подвига успеха быть не может, а подвиг — это движение.

И вот еще на чем хотел бы остановиться. Образование, как уже было сказано, — это формирование образа. А какого образа? Ведь через образование можно слепить любой образ. Взять какую-то систему ценностей или даже систему антиценностей и, воспитывая человека в этой системе, будь она со знаком плюс или минус, сформировать образ. Более 150 лет назад на эту проблему указывал великий педагог и ученый К.Д. Ушинский, свидетельствуя о важном месте, которое отводится образованию в воспитании культурной идентичности народа, сохранении государственного суверенитета и самостоятельности.

Конечно, в условиях реального столкновения цивилизаций, о котором мы сейчас нередко говорим, наша страна стремится отстаивать свой самобытный путь развития, стремится укреплять отечественную культуру. Скажу откровенно: защита отечественной культуры не может быть успешной, если в этот процесс не вовлечен учитель. Потому что именно с детства либо прививаются гнилостные бактерии к человеческой душе, либо наоборот, душа закаляется, и человек становится борцом и защитником не только Отечества, но и своих родных, близких, а самое главное, защитником правды — Божией правды, которая есть подлинная справедливость.

Теперь несколько слов о православных учебных заведениях. Нередко от руководителей православных учебных заведений приходилось слышать недоуменные рассказы о том, что один из первых вопросов, который задают родители, отдавшие детей в детский сад или в школу, — это вопрос об иностранном языке, который там преподается. Как будто люди готовятся к скорой эмиграции и уже сидят на чемоданах! Не умаляя значимость изучения иностранных языков для интеллектуального развития человека, вместе с тем нельзя забывать о том, что прежде всего ребенок должен постичь красоту и богатство родного языка, научиться выражать свои мысли и чувства на языке своего народа.

Когда я слышу английскую речь молодых людей, которые ради каких-то утилитарных целей стремятся, как они говорят, как можно быстрее «свалить из Рашки», я думаю: какой же это кошмар, какой же это образ русского человека там, за рубежом! Безграмотные люди, единственная цель которых — повысить свой уровень потребления. Чаще всего ничего подобного не происходит, но есть такая дурная мечта, связанная, конечно, со слабостью интеллекта, с отсутствием культуры и воспитания, с обезьянничеством, с подражательством. Действительно, такого рода публика руководствуется принципом «там хорошо, где нас нет», а потом приезжает туда, где «нас нет», а там, оказывается, совсем не так, как предполагалось. В одну дверь, в другую, в третью — ничего не получается! Начинается ностальгия, и чаще всего эти ностальгирующие русские приходят к дверям наших православных храмов — помощь попросить. Мы не отказываем, если есть такая возможность. Или поплакаться — тоже не отказываем. Но как же тяжело смотреть на этих людей! Чаще всего они возвращаются, но иногда остаются и опускаются на очень низкий социальный уровень. И чем богаче страна, тем сильнее и мучительнее переживают эти люди свою неудачу: всё бросили, думая «нас примут; особенно если мы два-три слова против России сказали, значит, мы уже вроде как свои». А никто обычно не принимает. Принимают талантливых людей, которые могут причинить стране нашей большой вред, а прочих господ-товарищей никто не принимает, и скитаются бедняжки по дорогам Европы и Соединенных Штатов.

Как говорится, Бог им судья, но это явление, конечно, свидетельствует о нравственном, духовном, культурном и патриотическом упадке части нашего народа. Как такое могло произойти? Почему после войны 1812 года наши воины, войдя в Париж и победив Наполеона, не стали парижанами, а вернулись на родину? Наши офицеры прекрасно знали французский язык, но они все равно возвращались. Почему так? Почему тогда родина притягивала, а сейчас не притягивает? С родиной что-то не так или с людьми что-то не так? Ответ следующий: родина та же самая, мы живем теми же культурными традициями, нас окружают замечательные сооружения, которые связывают нас с огромным взлетом нашей культуры в прошлом, да и с достижениями настоящего. Значит, речь не о родине, а речь о плохо воспитанном человеке. И, наверное, отрицательную роль сыграла идеология недавнего прошлого, бравшая на себя авторитет и полномочия воспитывать людей. А результате те, кто уехал в другие страны в поисках лучшей жизни, забывают и об идеологиях, и о ценностях, и превращаются в обслуживающий персонал. Конечно, есть исключения; чаще всего среди таковых и возникают ностальгические настроения в отношении России. Мне приходилось общаться с учеными, которые по-разному объясняли причину своего отъезда, но никогда не говорили плохо о России. И я чувствовал, что в их сердце есть желание в конце концов завершить свои дела, а затем вернуться на родину, туда, где произошел их взлет, где они приобрели свои знания. Думаю, так оно и будет.

Перейду теперь к другой мысли. Мне кажется, особую ценность в наше время приобретает терпение. Это связано с тем, о чем мы уже говорили. Поскольку мы с вами в такой аудитории, то нельзя не сказать о том, что для педагога ценность терпения совершенно очевидна, поскольку оно помогает сохранить душевный мир и невозмутимость в трудных обстоятельствах. Каждый педагог знает, какие иногда сюрпризы класс устраивает. Поэтому учителю нужно всенепременно быть терпеливым человеком. Даже когда хамят, нужно обязательно ответить, не теряя своего собственного достоинства, не переходя на оскорбления. Ответить так, чтобы обидевший вас ученик понял, что поступил плохо, и чтобы класс понял, что так поступать с учителем нельзя. Вот такая педагогическая добродетель — остановить ученика, который имел злые намерения в отношении педагога, стараясь его унизить, оскорбить, поставить в нелегкое положение, — но, ответив этому ученику, не встать на один с ним уровень. Ведь педагог — это отец и мать, а если происходит конфликт на равных, значит, в подходе педагога есть что-то неправильное.

Особую обеспокоенность вызывает привязанность современной молодежи к различным электронным устройствам, которые назвали странным для русского человека словом «гаджет». Зависимость от смартфонов, планшетов, компьютеров приобретает масштабы, как некоторые считают, национального бедствия. Конечно, развитие технологий — это прекрасная возможность для интеллектуального роста. Сегодня многие образовательные программы переведены на онлайн-платформы, импульсом чему стали вынужденные ограничения во время пандемии. Но я говорю сейчас, конечно, не о просмотре лекций или других образовательных материалов, выложенных в Интернете. Проблема заключается в стремлении к постоянному потреблению контента. Каждую свободную минуту человек тянет руку к смартфону, чтобы просмотреть ленту новостей, которые тут же забывает, загрузить видео или пролистать заметки в социальных сетях. Беда в том, что пагубная привычка завладела не только взрослыми, но и детьми, которые нередко научаются пользоваться смартфоном раньше, чем начинают связно говорить и тем более читать. Знаю, что в некоторых школах, особенно в начальных классах, вводится ограничение на использование смартфонов во время уроков, что, несомненно, правильно. Однако нужно также понимать, что далеко не все верное следует утверждать в форме запретов. Ребенок, как я уже говорил ранее, только экранирует действия взрослого, а подчас даже мысли, не говоря уже о поступках или о манере поведения. Если дома и в школе он видит, что так поступают родители, учителя, то и он будет делать то же самое. В плохом ребенке каждый родитель должен увидеть свои черты. И, увидев эти черты, заняться самоанализом и возможным изменением собственного поведения и образа мыслей, но одновременно, в контексте этой работы над собой, заниматься воспитанием ребенка.

В подтверждение того, что это действительно так, вот расскажу один случай. На одном из школьных собраний классный руководитель похвалил семейную пару за то, что их дети очень много читают. Каково же было удивление окружающих, когда на вопрос, как им удалось заставить детей читать, родители ответили, что никогда их и не заставляли, — просто они сами проводят вечером за чтением книг. А дети, видя это, подражают взрослым и делают то же самое.

Современные ученые давно подметили, что зависимость от гаджетов приводит к интеллектуальной и культурной деградации человека, в то время как чтение книг помогает развивать заложенный в нас дар слова и совершенствует образное мышление. Недавно я уже публично говорил на эту тему — о том, как важно чтение. Чтение художественной литературе создает в нашем сознании художественный образ. Мы прочитали роман, мы представили себе героев, мы создали их художественный образ. Что это означает? Это означает, что читающий художественную литературу выступает как соавтор, он вносит свой вклад в создание этого произведения. То есть чтение художественной литературы — это абсолютно необходимое средство воспитания художественного мышления. Текст можно забыть, а образы, созданные в нашей голове, остаются, я думаю, до самой смерти. И вспоминаем мы о произведениях, углубляясь не в тексты, а в образы, которые сами создали. Поэтому чтение художественной литературы — это то, что педагоги и все, кто имеет отношение к педагогическому деланию, должны всячески воспитывать в детях и молодежи. Книга всегда предпочтительнее, чем фильм. Всегда! Потому что в фильме вы не автор, вы потребитель, а читая книгу, вы становитесь соавторами.

Как писал апостол Павел, формулируя золотой принцип отношения человека к окружающему миру, «все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12). Эти слова можно и на стене в классе повесить. Да, все позволительно, но подумай, полезно это или не полезно. А если ты вдруг чувствуешь, что позволительное тебя так захватило, что ты стал его рабом, — значит, ты потерял свободу. А это самое страшное! Думаю, слова апостола Павла могут остановить молодых людей от многих грехов, которые совершаются именно в молодом возрасте. «Все позволительно, но не все полезно». И перед тем, как бросаться в объятия, подумай, внимательно подумай. Позволительно, но полезно ли для тебя, для того человека, с которым ты сейчас хочешь обниматься, для вашей будущей жизни? Если бы такой анализ предшествовал знакомствам многих молодых людей, то, полагаю, знакомства эти приводили бы к очень добрым последствиям, а не к многочисленным трагедиям в личной жизни. Или, ссылаясь на К.Д. Ушинского, могу сказать так: необходимо прежде всего вырабатывать внутреннюю дисциплину ограничений. На языке христианской аскетической традиции она называется духовным трезвением или духовным бодрствованием.

О различных добродетелях учителя можно много рассуждать, но все же главная из них — это любовь к детям. Вот написал так, а потом стал думать: а что такое любовь к детям? Вот сидит двадцать, тридцать или сорок детей — и ко всем любовь? А если быть совершенно честным перед самим собой: когда у учителя в коридоре собственный ребенок заплачет, он или она не побежит к нему? Конечно, побежит, потому что любит его больше, чем детей в классе. Общие слова про любовь сказать очень легко, а как полюбить по-настоящему? С чего такая любовь начинается? Слово Божие учит нас тому, что любовь и жертва — это синонимы. Проверить, есть настоящая любовь или нет, можно только пожертвовав собой — необязательно жизнью. Когда муж отдает жене не только зарплату, но и многое другое — время, заботу, ласку, готовность послушать, может, иногда и то, что слушать не очень хочется, — вот это и есть проявление любви. Когда жена поступает так же, — это и есть проявление любви. Не может быть любви без отдачи себя любимому человеку. Вот это надо вкладывать в сознание нашей молодежи. Я бы об этом говорил в каждом загсе, и сейчас, обращаясь через вас, говорю. Это sine qua non, как говорили латиняне, непременное условия всякого семейного счастья. Но достаточно сложно реализуемое, ведь человек, вступая в брак, обычно думает о себе больше, чем о другом. Понравилась девушка, понравился юноша — мне приятно с ней или с ним проводить время, то есть человек исходит из своих собственных чувств. Конечно, он заинтересован и в ответных чувствах, но опять-таки применительно к себе — меня полюбили или не полюбили? В центре — я сам, а любовь предполагает отдачу себя.

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (см. Ин. 15:13). Вот наши ребята, которые сейчас погибают за Родину, за нас с вами. Они ведь нас не знают, но отдают жизнь свою, и Господь принимает эту жертву как великое проявление любви к Отечеству. А Отечество — это не абстрактное понятие, это в первую очередь народ. Это значит, что человек погибает, свидетельствуя тем самым о любви к своему народу. А спросите такого парня на привале — он вам ничего этого не скажет. Он об этом даже не думает. Но он так действует, потому что эта ценность, даже в отсутствие точных формулировок, является органической частью его мировоззрения, его души.

Теперь хотелось бы сказать еще что-то о детях, поскольку передо мной педагоги. Конечно, детские сердца очень открыты к любви, ласке, заботе, доброму слову. Невероятно открыты! Сердце ребенка чутко чувствует доброту, но, конечно, также и фальшь. Дети прекрасно ощущают отношение к ним окружающих, и никакой искусственный интеллект, никакие гаджеты, никакие онлайн-платформы никогда не смогут заменить теплоту личных человеческих отношений.

Хотел бы процитировать В.А. Сухомлинского, нашего известного педагога-новатора. Он убежден, что воспитательный процесс представляет собой духовное общение между учителем и учеником. В своем главном труде «Сердце отдаю детям», посвященном учебно-воспитательной работе в начальных классах, он также одним из самых ценных качеств педагога называет глубокую любовь к детям. Эта любовь сочетает в себе душевную ласку с мудрой строгостью и требовательностью. И детское сердце никогда не потянется к человеку, если обнаружит безразличие и черствость.

Вот это, наверное, — самое тяжелое для педагога. По-настоящему полюбить чужого ребенка. Неформально, по-настоящему, с трепетом — как своего собственного. Так, чтобы страх захватил сердце, когда ребенок вдруг не пришел на урок. То, что я говорю, — это, конечно, уж очень высокая планка. Но, имея в виду эту планку как некую цель для развития, мы должны критически оценивать наше наличное состояние, замеряяя степень нашей расположенности и любви к нашим ближним.

Завершая свое выступление, хотел бы сказать несколько слов о перспективах, какие могут открываться на ниве православного образования. Возможно, среди вас есть те, кто интересуется возможностью работы с детьми в православных учебных заведениях. В этой сфере действительно существует большой потенциал — именно для тех, кто видит себя не только профессиональным «предметником», но и настоящим воспитателем, носителем христианских духовно-нравственных ценностей и православной веры. Но где бы вы ни трудились, какой бы предмет ни преподавали, неизменно помните: успешно реализовать педагогическое призвание возможно только тогда, когда вами движет любовь к своему делу, любовь к детям, любовь к родной стране, ее культуре. И дай Бог всем нам чувствовать эту любовь! Русскую культуру невозможно оторвать от ее христианских корней. Ох уж как рвали — и в XVIII веке, и в XIX веке, и в XX, применяя реальную силу. Но ничего не получилось! Мы можем утверждать, что опора на традиционные духовно-нравственные ценности и на наш национальный исторический опыт делает нашу культуру жизнеспособной. Поэтому призываю воспитывать детей в лучших традициях, которые всегда были свойственны нашему народу, и прививать им лучшие человеческие качества, которые также свойственны многим представителям нашего народа. А качества эти такие: доброта, милосердие, отзывчивость, правдолюбие, самоотверженность, бережное отношение к ближним, к окружающей среде, к окружающему миру, ответственность и духовное благородство. Воспитывая же детей в этих ценностях, в первую очередь будем и сами для них примером.

Призываю на всех вас Божие благословение. Еще раз хочу подчеркнуть огромную ответственность, которую каждый из вас принимает на себя, вставая на путь учительства. И да помогает вам Господь в реализации этого замечательного выбранного вами жизненного пути. А в ответ на вашу искренность, на вашу любовь к другим Господь и вас одарит величайшим чувством счастья в вашей жизни. Благодарю за внимание.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6071008.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3094
  • Репутация: +568/-0
  • Пол: Женский
Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы на встрече со студентами МПГУ. Часть 2

24 октября 2023 г. 22:28

24 октября 2023 года состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла со студентами Московского педагогического государственного университета. После выступления Святейший Владыка ответил на вопросы учащихся (часть 1, часть 2).

— Добрый день, Ваше Святейшество! Меня зовут Еремина Мария, я студентка Института филологии. Разрешите Вам задать такой вопрос. Сейчас постоянно говорится о разрушении семьи как социального института и о нежелании молодежи связывать себя узами брака. Что бы Вы посоветовали для преодоления таких мыслей у молодого поколения?

— Вы знаете, что бы я сейчас ни говорил, это будет как горох об стенку для тех, кто мыслит так, как Вы сказали. Им кажется, что так и надо жить, а какой-то седовласый дедушка, plus quam perfectum, что-то там рассказывает, учит… Не думаю, что мои слова могут произвести переворот в душе у кого-то, кто настроен так, как Вы говорите, но я все-таки отвечу.

Можно скептически относиться к моим словам. Можно скептически относиться к тому, что говорят родители. Можно скептически относиться к тому, что говорят учителя. А вот теперь самый главный вопрос: а откуда мы получаем знания? Почему мы взрослеем? Почему мы умнеем? Почему мы обретаем новый опыт? Именно потому, что нас чему-то научили родители, научили учителя, научили священники, научили хорошие книги. Мы получаем мудрость извне. Не мы ее генерируем — это не наша мудрость, это мудрость других. А наша мудрость заключается в том, чтобы усваивать подлинную мудрость и отвергать то, что таковой не является, отделяя пшеницу от плевел, как учит нас слово Божие.

— Добрый день, Ваше Святейшество. Меня зовут Кучербаева Алла. Я студентка Института биологии и химии. Скажите, пожалуйста, чем, на Ваш взгляд, вызвано беспрецедентное распространение по всему миру в последние десятилетия квазиценностей, противоречащих подлинной духовности, морали и культурно-историческим традициям народов, в том числе россиян?

— Квазиценности возникают, потому что те, кто таковые распространяют, очень боятся влияния подлинных ценностей. Нельзя отменить подлинную ценность, например, семью и брак, но можно создать квазиценность, так называемое сожительство. «Давай поживем, посмотрим, что получится, либо будем жить дальше, либо разбежимся» — это квазиценность. То, что пытается заменить подлинную ценность — брак, в который люди вступают с очень ответственными обязательствами по отношению друг к другу, а если венчались, так еще и с обязательствами пред Богом. Так что квазиценность помогает людям катиться вниз, а подлинная ценность — подниматься вверх.

Вот почему квазиценность нужно воспринимать как оружие, запускаемое теми, кто борется с подлинными ценностями, будь то ценности духовные, религиозные, патриотические, культурные. Для чего это делается? Для того чтобы стереть грань между правдой и ложью. Правда — высочайшее произведение искусства, а ложь — подтасовка, но если вы размещаете и то, и другое на одной стене в музее, вы заставляете людей думать, что и то, и другое относятся к ценностям. Но это ложь, а отец лжи есть диавол. Вот почему «блюдите, како опасно ходите» (см. Ефес. 5:15). Эстетический вкус, образование, в том числе художественное, литературное, общекультурное образование, я уж не говорю о религиозном образовании, вооружает нас критерием, который помогает опознавать, где правда, а где ложь, где свет, а где тьма, где шедевр, а где квадрат, объявленный «шедевром».

— Здравствуйте, Ваше Святейшество! Я студентка Института физики, технологии и информационных систем Павлюченко Олеся. Ни для кого не секрет, что у нас сейчас очень сложная демографическая ситуация. Как Церковь противоборствует появлению и распространению негативных явлений в данной сфере?

— Очень деликатная, чувствительная тема, которой Церковь сейчас очень активно занимается. У нас действительно недостаточная рождаемость, и последствия для страны могут быть катастрофическими. Мы великая страна, у нас огромные просторы, но у нас не хватает людей. А ведь общество развивается, и кому-то надо работать, — вот и появляются гастарбайтеры, которые вначале выглядят как совсем чужие, иностранцы. Не умеют говорить, потом немножко начинают общаться по-русски, а потом женятся на русских, прописываются, становятся гражданами… Как будто в этом не должно быть ничего плохого, но есть один риск: такого рода люди не становятся нам близки ни по вере, ни по культуре. У них своя вера и своя культура. Образованный, интеллигентный русский человек должен с уважением относиться и к вере, и к культуре других людей, но если иная вера, иная культура будут так распространяться, что в какой-то момент они сравняются или, не дай Бог, станут доминировать, то мы потеряем страну, мы потеряем свою идентичность.

Поэтому, не входя в тонкости миграционной политики, я хотел бы еще раз подчеркнуть, что стремление заполучить дешевую рабочую силу в городе Москве не должно привлекать огромное количество людей, принадлежащих к иной культуре, к иной вере, часто не знающих русский язык и не имеющих, простите, уважения к России и к ее народу. Не о всех говорю, но ведь есть и те, кто и язык не учит. Поэтому межрелигиозная, межнациональная напряженность, которая в будущем может очень сильно ранить наше общество, формируется как бы из мелочей, которые сейчас очевидны, но завтра эти мелочи окажутся уже не мелочами. Понимаю, Москва растет, какие дома строим, и с этой утилитарной точки зрения нужна рабочая сила. Не хватает ее Москве, но ведь эта сила никуда не уедет после того, как дома построятся, — она вся останется здесь. У меня нет никаких плохих чувств к мусульманам. Я долгие годы, да и сейчас занимаюсь отношениями Русской Церкви с исламским сообществом. У нас исторические исламские общины и в Москве, и в Уфе, и в других местах, и у Патриарха очень хорошие отношения с руководителями этих общин. Но не о них речь идет, и даже не об отношении к исламу. Речь идет о демографических процессах, которые могут радикально изменить природу нашей страны и нашего государства. Поэтому нужно очень внимательно подумать, как работать с этой проблемой. Какие-то мысли у меня есть, не могу их здесь, к сожалению, озвучить, но считаю, что наше политическое руководство, капитаны нашей индустрии, интеллигенция, общественность должны помнить, что происходящее сегодня может привести к благополучию для всех, а может завершиться очень большими трудностями и проблемами для России, государства многонационального, но ядром которого является русский народ.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6071281.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3094
  • Репутация: +568/-0
  • Пол: Женский
Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы на встрече со студентами МПГУ. Часть 2

24 октября 2023 г. 22:28

24 октября 2023 года состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла со студентами Московского педагогического государственного университета. После выступления Святейший Владыка ответил на вопросы учащихся (часть 1, часть 2).

— Добрый день, Ваше Святейшество! Меня зовут Еремина Мария, я студентка Института филологии. Разрешите Вам задать такой вопрос. Сейчас постоянно говорится о разрушении семьи как социального института и о нежелании молодежи связывать себя узами брака. Что бы Вы посоветовали для преодоления таких мыслей у молодого поколения?

— Вы знаете, что бы я сейчас ни говорил, это будет как горох об стенку для тех, кто мыслит так, как Вы сказали. Им кажется, что так и надо жить, а какой-то седовласый дедушка, plus quam perfectum, что-то там рассказывает, учит… Не думаю, что мои слова могут произвести переворот в душе у кого-то, кто настроен так, как Вы говорите, но я все-таки отвечу.

Можно скептически относиться к моим словам. Можно скептически относиться к тому, что говорят родители. Можно скептически относиться к тому, что говорят учителя. А вот теперь самый главный вопрос: а откуда мы получаем знания? Почему мы взрослеем? Почему мы умнеем? Почему мы обретаем новый опыт? Именно потому, что нас чему-то научили родители, научили учителя, научили священники, научили хорошие книги. Мы получаем мудрость извне. Не мы ее генерируем — это не наша мудрость, это мудрость других. А наша мудрость заключается в том, чтобы усваивать подлинную мудрость и отвергать то, что таковой не является, отделяя пшеницу от плевел, как учит нас слово Божие.

— Добрый день, Ваше Святейшество. Меня зовут Кучербаева Алла. Я студентка Института биологии и химии. Скажите, пожалуйста, чем, на Ваш взгляд, вызвано беспрецедентное распространение по всему миру в последние десятилетия квазиценностей, противоречащих подлинной духовности, морали и культурно-историческим традициям народов, в том числе россиян?

— Квазиценности возникают, потому что те, кто таковые распространяют, очень боятся влияния подлинных ценностей. Нельзя отменить подлинную ценность, например, семью и брак, но можно создать квазиценность, так называемое сожительство. «Давай поживем, посмотрим, что получится, либо будем жить дальше, либо разбежимся» — это квазиценность. То, что пытается заменить подлинную ценность — брак, в который люди вступают с очень ответственными обязательствами по отношению друг к другу, а если венчались, так еще и с обязательствами пред Богом. Так что квазиценность помогает людям катиться вниз, а подлинная ценность — подниматься вверх.

Вот почему квазиценность нужно воспринимать как оружие, запускаемое теми, кто борется с подлинными ценностями, будь то ценности духовные, религиозные, патриотические, культурные. Для чего это делается? Для того чтобы стереть грань между правдой и ложью. Правда — высочайшее произведение искусства, а ложь — подтасовка, но если вы размещаете и то, и другое на одной стене в музее, вы заставляете людей думать, что и то, и другое относятся к ценностям. Но это ложь, а отец лжи есть диавол. Вот почему «блюдите, како опасно ходите» (см. Ефес. 5:15). Эстетический вкус, образование, в том числе художественное, литературное, общекультурное образование, я уж не говорю о религиозном образовании, вооружает нас критерием, который помогает опознавать, где правда, а где ложь, где свет, а где тьма, где шедевр, а где квадрат, объявленный «шедевром».

— Здравствуйте, Ваше Святейшество! Я студентка Института физики, технологии и информационных систем Павлюченко Олеся. Ни для кого не секрет, что у нас сейчас очень сложная демографическая ситуация. Как Церковь противоборствует появлению и распространению негативных явлений в данной сфере?

— Очень деликатная, чувствительная тема, которой Церковь сейчас очень активно занимается. У нас действительно недостаточная рождаемость, и последствия для страны могут быть катастрофическими. Мы великая страна, у нас огромные просторы, но у нас не хватает людей. А ведь общество развивается, и кому-то надо работать, — вот и появляются гастарбайтеры, которые вначале выглядят как совсем чужие, иностранцы. Не умеют говорить, потом немножко начинают общаться по-русски, а потом женятся на русских, прописываются, становятся гражданами… Как будто в этом не должно быть ничего плохого, но есть один риск: такого рода люди не становятся нам близки ни по вере, ни по культуре. У них своя вера и своя культура. Образованный, интеллигентный русский человек должен с уважением относиться и к вере, и к культуре других людей, но если иная вера, иная культура будут так распространяться, что в какой-то момент они сравняются или, не дай Бог, станут доминировать, то мы потеряем страну, мы потеряем свою идентичность.

Поэтому, не входя в тонкости миграционной политики, я хотел бы еще раз подчеркнуть, что стремление заполучить дешевую рабочую силу в городе Москве не должно привлекать огромное количество людей, принадлежащих к иной культуре, к иной вере, часто не знающих русский язык и не имеющих, простите, уважения к России и к ее народу. Не о всех говорю, но ведь есть и те, кто и язык не учит. Поэтому межрелигиозная, межнациональная напряженность, которая в будущем может очень сильно ранить наше общество, формируется как бы из мелочей, которые сейчас очевидны, но завтра эти мелочи окажутся уже не мелочами. Понимаю, Москва растет, какие дома строим, и с этой утилитарной точки зрения нужна рабочая сила. Не хватает ее Москве, но ведь эта сила никуда не уедет после того, как дома построятся, — она вся останется здесь. У меня нет никаких плохих чувств к мусульманам. Я долгие годы, да и сейчас занимаюсь отношениями Русской Церкви с исламским сообществом. У нас исторические исламские общины и в Москве, и в Уфе, и в других местах, и у Патриарха очень хорошие отношения с руководителями этих общин. Но не о них речь идет, и даже не об отношении к исламу. Речь идет о демографических процессах, которые могут радикально изменить природу нашей страны и нашего государства. Поэтому нужно очень внимательно подумать, как работать с этой проблемой. Какие-то мысли у меня есть, не могу их здесь, к сожалению, озвучить, но считаю, что наше политическое руководство, капитаны нашей индустрии, интеллигенция, общественность должны помнить, что происходящее сегодня может привести к благополучию для всех, а может завершиться очень большими трудностями и проблемами для России, государства многонационального, но ядром которого является русский народ.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6071281.html