Патриаршее слово в день памяти святителя Филиппа Московского в Успенском соборе Московского Кремля
16 июля 2017 г. 23:49
16 июля 2017 года, в Неделю 6-ю по Пятидесятнице, день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В прошлое воскресенье во время Божественной литургии мы читали отрывок из Евангелия от Матфея (Мф. 8:28-9:1), в котором рассказывалось об изгнании бесов из двух несчастных на северном берегу Геннисаретского озера, в земле Гергесинской, откуда Господь ушел по просьбе живших там людей. Переплыв на другую сторону озера, Он отправился в Свой родной город и стал там проповедовать и исцелять (Мф. 9:1-8).
И вот пришли к Нему люди и принесли на носилках парализованного. И Господь, увидев, как говорит апостол Матфей, веру тех, кто принес несчастного, говорит расслабленному: «Дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои», — и исцелил его. В этом повествовании наше внимание всегда останавливается на самом факте исцеления, на окружавших иудеях, которые возмутились словами Спасителем «прощаются тебе грехи твои». Как же человек может присвоить себе то, что принадлежит Богу — прощение грехов? А Господь, видя лицемерие иудеев, спросил: «Что проще сказать: "прощаются тебе грехи" или "встань, возьми постель твою и иди"?» «И чтобы вы поняли, — сказал Господь, обращаясь к окружающим, — что Сын Человеческий имеет власть прощать грехи», Он говорит несчастному: «Встань, возьми постель твою, и иди». И тот пошел.
Поскольку наше внимание концентрируется прежде всего на диалоге Христа с фарисеями и на событии исцеления, мы нередко упускаем фразу: «Видя веру их, сказал расслабленному…» Чью веру? Веру тех, кто принес несчастного к Спасителю. Наверное, непросто было нести больного, но уж если люди предпринимают такие действия, то совершенно очевидно, что они убеждены в исцелении, что у них есть вера.
Удивительным образом в этом повествовании ничего не сказано о самих этих людях. Мы не знаем, кто они: родные, близкие, знакомые, а, может, просто добрые люди. Ничего не сказано и о том, просили они у Господа исцелить расслабленного или не просили. Скорее всего, не просили, то есть не обратились к Иисусу Христу с молитвой. Так почему же Господь, видя веру их — не веру больного человека, а их веру — исцеляет его? Потому что в самом поступке заключено очень многое. Тот, кто помогает другому человеку, особенно в тяжких жизненных обстоятельствах, делает это в абсолютном большинстве случаев без всякой для себя выгоды. Делает по зову своего сердца, по зову своей совести, — ведь нельзя совершить такой поступок, не прочувствовав боль и страдание несчастных.
В этом поступке действительно проявляется то, что на современном языке мы бы назвали солидарностью со страданием несчастных. И в ответ на это Господь исцеляет расслабленного, потому что их поступок сильнее всякой молитвы. Собственно говоря, это и есть молитва, но выраженная в движении сердца, в любви, в сострадании, в конкретных усилиях, направленных на исцеление больного. В нашей повседневной жизни люди часто приобретают от Бога нечто через посредничество других. В первую очередь это касается детей, ведь родители приносят младенцев в храм причащаться. Они еще ходить не могут, они неспособны самостоятельно прийти в храм, а родители приносят их, причащают Святых Христовых Таин, и сам факт принесения младенца — это уже молитва Господу о здравии, о вспомоществовании, о том, чтобы Господь излил на него Свою милость. Сам младенец не сознает, как не сознавал расслабленный, что в этот момент происходит, но на принесенных в храм детей изливается исцеляющая и укрепляющая Божественная благодать по вере тех, кто их привел — папы, мамы, бабушки или дедушки.
То же самое происходит, когда родители уже повзрослевших детей начинают систематически приводить их в храм, в воскресную школу. Господь споспешествует младенцам и отрокам, потому что их приводят в храм те, кто их любит, кто душой соединен с ними, кто своими поступками выражает свою веру в Бога и свою молитву.
Но не только то, что содержится в сегодняшнем Евангельском повествовании, мы можем отнести к родителям и тем, кто заботится о детях. Разве не так происходит, когда мы заботимся о расслабленных? Сейчас очень много расслабленных — не физически парализованных, но духовно расслабленных. Огромная часть нашего народа в каком-то смысле расслаблена — нет духовной силы, нет искренней веры, нет собственной молитвы. Что же этим людям, погибать? Ведь должен быть кто-то, кто приведет их ко Христу. Вот в этом задача искренне верующих, активных членов Церкви. Мы должны приводить ко Христу наших расслабленных современников. Мы должны подвигом своей жизни, тем, что будем тратить время и силы на других людей, приводить их ко Христу. И по нашей вере Господь исцелит это множество расслабленных.
Разве не в этом миссия Церкви — приводить расслабленных ко Христу? Разве не на это должна быть направлена вся наша энергия, все наши молитвы, все наши помыслы? Именно так должны работать сегодня наши приходы, наши церковные организации. Так должен сегодня работать наш епископат и наше духовенство. На это должно быть нацелено наше внимание, — чтобы приводить ко Христу расслабленных людей, дабы они получили силу, встали и пошли. Пошли самостоятельно, без каких-либо опасных и греховных указаний извне, пошли по голосу своей совести и по вере своей по пути к Богу, а значит, к счастливой и мирной жизни уже здесь, на земле. Потому что вера дарует человеку внутренний мир, а внутренний мир — это и есть синоним человеческого счастья.
Поэтому сегодняшнее повествование — это определенный вызов каждому из нас: и родителям, которые не заботятся о том, чтобы духовно возрастали их дети, и ко всем мирянам, особенно тем, кто имеет возможность привести человека ко Христу, но уклоняется от этой обязанности. Вызов всей Церкви — обратить внимание на то, что сегодня является самым важным, самым главным, потому что если не будет расслабленных в народе нашем, то мы все сумеем сделать, все будет по плечу, включая решение любых задач — экономических, научных, технических. Потому что духовно собранный и сконцентрированный человек, живущий в системе подлинных ценностей, способен изменить мир.
Потому сегодня молитва наша ко Господу и Спасителю, Его Пречистой Матери, святителю Филиппу, митрополиту Московскому и всея Руси, который реально приводил ко Христу расслабленных, — о том, чтобы нам была дана сила веры, сила духа, способность молиться не только словами и мыслями, но и своей сопричастностью жизни тех, кто нуждается в помощи свыше. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре
18 июля 2017 г. 16:45
18 июля 2017 года, в день обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании богослужения Святейший Владыка с балкона Патриарших покоев обратился к участникам торжеств с Первосвятительским словом.
Дорогие владыки! Отцы! Матушки игумении! Братья и сестры! Дорогие паломники! Дорогая наша православная молодежь!
Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником памяти святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского. Мы празднуем перенесение его мощей, которое случилось в середине XV века. С тех пор в этот день множество паломников стекаются к преподобному, и невозможно оценить число людей, которые за всю историю посетили Троице-Сергиеву лавру. Невозможно счесть даже всех, кто посетил Троице-Сергиеву лавру на протяжении жизни еще пребывающих поколений, — это многие миллионы людей. Достаточно сказать, что святитель и чудотворец Николай, столь же почитаемый, как преподобный Сергий, в нашем народе, за без малого два месяца пребывания своими мощами в Земле Русской собрал два миллиона человек. И это было подлинное паломничество, связанное с подвигом, с преодолением трудностей. Люди часами стояли и стоят, чтобы приложиться к мощам. Мне рассказывали, как людям немолодым и нездоровым предлагалось пройти вперед без очереди, но они отказывались, говоря: «Мне важно не только к мощам приложиться — мне постоять важно, мне помолиться важно». И ведь два миллиона уже прошли, и сейчас проходят, — и число это будет еще большим, — дивным путем подлинного паломничества.
А что же движет людьми? Ничего материального. От этого они не получают ни комфорта, ни денежного вознаграждения, ни почета, ни уважения, а многие еще и обрушиваются с клеветой на честных паломников. Но верующие и не ищут похвалы от человеков, не ищут немедленного видимого благополучия. Они обращаются к святым с самым сокровенным, они душу свою поверяют, они молятся о себе, о своих родных и близких и знают, что перед святыми мощами, где является особой силы Божественная благодать, их молитвы осуществляются.
Некоторые недоумевают и спрашивают нас: как же вы, живущие в XXI веке в европейской стране, сохраняете такую веру? Что все это означает? Я встречался с некоторыми западными учеными-социологами, которые меня с пристрастием допрашивали, что за всем этим стоит, — полагая, что тому, как и массовым политическим акциям, есть простое человеческое объяснение: кому-то выгодно сменить власть, кто-то желает ее защитить, кто-то борется за свои экономические права, кто-то считает, что он должен быть во власти, и, объединяясь с единомышленниками, люди действительно выходят во множестве. Но все это так далеко от того, что происходит во время паломничества! Мы молимся святым угодникам не для того, чтобы власть получить, и не для того, чтобы денег у нас стало больше. Мы молимся о самом главном — о своем внутреннем, духовном, сокровенном, для каждого своем. Мы приносим к святым мощам покаяние, молитву и, конечно, просьбы — за себя, за своих родных и близких, за Отечество свое, за Церковь свою. И точно знаем, что святые, Богом одаренные, отвечают нам на наши молитвы.
Вот и сегодняшнее паломничество в Троице-Сергиеву лавру собрало тысячи людей, которые открываются сейчас моему взору. Здесь нет посторонних, здесь все те, кто молится, все те, кто составляет единую православную молящуюся общину, пришедшую с верой и надеждой в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. И конечно, преподобный Сергий слышит наши молитвы. Не требуйте, чтобы ваши молитвы немедленно исполнялись, — обычно так не происходит. Когда речь идет о жизни и смерти, есть множество примеров того, как смертельно больные люди вскоре получили полное исцеление. Но когда мы приходим со своими жизненными проблемами, не нужно считать, что во мгновение ока все изменится. Святые угодники, к которым мы обращаемся, несомненно, слышат молитву, если она искренняя, сердечная, если она с верой, но отвечают, когда это нужно и полезно для нас. Иногда проходит некоторое время, даже годы, когда вдруг случается нечто, и человек не может понять, как же так сложились обстоятельства, что без его прямого участия произошло то, что так хотелось. Вот в такой момент и нужно вспоминать тех, кому мы молились, чтобы получить просимое. Ведь небо не закрыто, Бог слышит нас, святые угодники, которые предстоят Ему, слышат нас. И это не фантазия, не больное воображение, не признак отсталости, а признак сильного, яркого духовного опыта, который приводит людей на массовые паломничества и заставляет их стоять многие часы и в жару, и в стужу, и под проливным дождем, нисколько не смущаясь внешне неблагоприятными обстоятельствами.
Дай Бог, чтобы именно такая вера жила в нашем народе. Сегодня многим испытаниям подвергается эта вера, но испытания были всегда. И в языческом Риме, и в средневековой Европе, и в России, и особенно в новое время, когда появились опасные лжеучения, принятые большинством как политическая доктрина, — многое происходило за эти столетия. Но вера народа сохраняется именно потому, что вера — от Бога, а не от человека. И потому сегодня, в день замечательного праздника, когда я могу видеть вас в таком множестве, как и братьев-архипастырей, приехавших из разных стран, хочется говорить о нашей общей вере, о силе, которая нас объединяет, и о силе, которая открывает путь к Богу. Молимся также святым угодникам и преподобному Сергию, чтобы никогда эта сила не иссякла из нашего народа. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в канун праздника Казанской иконы Божией Матери в Оптиной пустыни
20 июля 2017 г. 23:51
20 июля 2017 года, в канун празднования явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в Казанском храме Оптиной пустыни. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим со словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогой отец Венедикт! Дорогие братья! Отцы, братья и сестры!
Я сердечно благодарю Вас, отец Венедикт, за Ваши искренние сердечные слова, которые согревают душу. Действительно, служение Патриарха — это несение креста. Приступая к этому служению после своего избрания, я предполагал, что крест будет трудным, но не мог себе представить всего масштаба этих трудностей. Патриарх несет ответственность за Церковь, за народ, за его духовную жизнь.
Эпоха, в которую мы живем, — очень сложная. Самое опасное, что сегодня происходит, — это размывание границ между добром и злом. Диаволу удалось внушить людям, что его не существует, а теперь ему удается внушить, что добро и зло — понятия относительные. Мол, у каждого есть свое добро, своя правда, и все зависит от обстоятельств — одно и то же может быть и добром, и злом. Эта круговерть, это жонглирование самыми священными понятиями, имеющими прямое отношение к спасению человеческой души, и есть величайшее искушение нашей эпохи.
Но Церковь поставлена стражем, Церковь призвана провозглашать Божию правду. Очень часто то, что говорит Церковь, не в полной мере понимается окружающим миром, а иногда и отторгается, — именно потому, что послание, которое Церковь несет миру, исходит от Самого Бога. И если диавол с Богом борется, то вполне естественно, что слова Церкви, обращенные к миру, часто искажаются, не понимаются, а то и подвергаются насмешкам.
При всех сложностях сегодняшнего бытия у верующего человека не может иссякать надежда, потому что в Слове Божием сказано: создам Церковь Мою, и врата ада её не одолеют(см. Мф. 16:18). Это значит, что до скончания века Церковь будет нести Божию правду, вне зависимости от того, как эта правда будет восприниматься. Иногда, видя безразличие к церковной проповеди, преднамеренное искажение слов Церкви, многие из нас впадают в уныние и задают себе вопрос: а что же дальше? каково будущее рода человеческого? И ответ на этот вопрос исходит не от человеческой мудрости, но от мудрости Божией: Я с вами до скончания века (см. Мф. 28:20). Если Господь с Церковью, если Господь с призывающим Его имя, значит, те, кто Его имя призывает, будут на стороне победы, уже совершенной Христом через смерть и воскресение над диаволом и над всякой неправдой.
Поэтому Церковь со стороны может казаться слабой, немощствующей, но на самом деле она является наследницей победы Христа, она живет этой победой. А если бы не эта победа, то и проповедь Церкви никогда бы не могла быть спасительной.
Я очень радуюсь тому, что сегодня имею возможность видеть вас и братию. Сердце мое всегда открыто к Оптиной обители, с самого первого моего посещения. Я часто думаю о жизни Оптиной обители, со своей стороны стараюсь делать все для того, чтобы поддержать вас и молитвами, и тогда, когда ко мне обращаются с просьбами. Считаю, что ваше служение, которое является наследством славного прошлого, хорошо всем известного, и сегодня имеет особое значение. Оптина должна оставаться тем, чем она была на протяжении всей истории, а это требует от каждого монаха, который вселяется в сию обитель, очень ответственного отношения за свое пребывание в этих стенах, за свое служение, за свой образ жизни и образ мыслей.
От всего сердца хотел бы пожелать процветания Вам, Ваше Высокопреподобие, и всей братии Оптиной обители. Да не смущается сердце ваше, веруйте в Мя, — говорит Господь (см. Ин. 14:1). С этой верой мы должны спокойно и уверенно шествовать по жизни, зная, что там, где Бог, там победа; там, где Христос, там свет; там, где Господь, там сила. Пусть же сила Божия укрепляет наши немощствующие силы. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Казанской иконы Божией Матери в Казанской пустыни в Шамордино
21 июля 2017 г. 22:28
21 июля 2017 года, в день празднования явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни в Шамордино. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Всех вас, мои дорогие владыки, отцы, матушка игумения с сестрами, братья и сестры, поздравляю с великим для нашей страны праздником — днем Казанской иконы Божией Матери!
Святой Григорий Палама, размышляя о тайне приснодевства Пресвятой Богородицы и рождения от Нее Сына и Бога нашего, воплотившегося Логоса, Господа Иисуса Христа, говорит такие слова: «Дева и Матерь есть граница между тварным и нетварным, то есть Божественным, естеством».
Действительно, Царица Небесная, родившая по плоти Сына Божиего и Сына Человеческого, вошла в такое соприкосновение с Божеством, в какое никому не дано войти. Мы знаем, что идеалом человеческой жизни является обожение — как говорили отцы, используя греческий термин, theosis, — когда человек, работая над самим собой, напрягая все свои силы, преодолевает влечение греховной плоти и уподобляется Богу. И мы знаем образцы такой удивительной святости. Это и афонские подвижники-исихасты, в том числе святитель Григорий Палама, и преподобный Сергий Радонежский, и преподобный Серафим Саровский, и многие другие, которые силой Божией, в ответ на неизреченную человеческую силу духа, сподоблялись такого обожения.
Но всякое, даже самое великое богоуподобление, совершенное человеческим подвигом в ответ на силу Божественной благодати, не может сравниться с тем, чему сподобилась Пресвятая Дева, став действительно гранью между Божественным и человеческим, между тварной и несотворенной природой. Неслучайно в монастырях, как в мужских, так и женских, особенно прославляется имя Пресвятой Богородицы. Это проистекает именно потому, что целью монашеской жизни является богоуподобление. Царица Небесная, явившая, по Божественному замыслу, нечто большее, чем богоуподобление, является не только покровительницей монашеской жизни, но и недостижимым лучезарным примером, к которому устремляется благочестивое сердце подвижника. И, зная об этом почитании, Царица Небесная идет навстречу монашествующим, являясь для них Матерью, Покровительницей, поддержкой и утешением.
Мы воспеваем Ее как Взбранную Воеводу и как Победительницу. Воевода — это военачальник. Победительный военачальник — тот, кто не знает поражений. Царица Небесная не знала никаких поражений. Она прошла через жизнь, не омрачив греховными поступками и даже мыслями красоты Своей личности и Своей природы, соединенной через рождение Сына с природой Божественной. Вот почему мы и называем Ее Взбранной Воеводой, — потому что Она впереди всякого воинства и, в первую очередь, воинства монашеского, которое устремляется к святости. Вне зависимости от того, что происходит за стенами монастыря (а за ними происходило и тем более ныне происходит всякое), монастырские стены, монастырская община — это как крепость и духовная семья, имеющая Главой своей Взбранную Воеводу, великого Полководца духовной жизни, Царицу Небесную.
Именно поэтому Божия Матерь, в Себе соединившая Божественное и человеческое, ставшая, по слову святителя Григория, границей этих двух естеств, так близка всем, кто по духу устремляется к Богу, кто по данным обетам стремится к совершенству и, находясь под тяжестью воздействия плотских сил, направляет жизнь свою по пути преодоления плотского, греховного начала, для того чтобы Божественное начало, просиявшее в Пресвятой Богородице, хотя бы в какой-то мере стало частью жизни монашествующих. Именно потому, что монашествующие повергают жизнь свою на волю Божию, именно потому, что Взбранной Воеводой монашествующего воинства является Пресвятая Богородица, монашеский подвиг, такой странный для людей, живущих за монастырской оградой, не только не умаляется, но по милости Божией и сегодня процветает в земле нашей, и в Церкви нашей. И когда посещаешь монастыри, в которых есть горячая вера, послушание, дух монастырский, чувствуешь силу, которая пребывает в этих монастырских стенах.
Именно поэтому я так люблю посещать Оптину пустынь и Шамординскую обитель. Несмотря на трудные обстоятельства, которые сегодня сопутствуют монастырской жизни, здесь процветает духовная составляющая монашеского бытия. Верю: именно потому, что Взбранной Воеводой нашей является Царица Небесная, в ответ на наше искреннее желание, в ответ на принесенные обеты, в ответ на исполнение послушаний и на молитву Царица Небесная приклонит к каждому, кто встал на путь монашеского бытия, Свою милость и Свою любовь. Нам же только остается держать Ее образ в сознании, в сердце нашем, и приносить Ей наши искренние молитвы, прося у нее помощи в прохождении монашеского поприща.
Пред иконой Казанской, особенно чтимой в сей день, помолимся, чтобы материнская любовь Пречистой Девы простиралась на всех тех, кто посвящает Ей и Ее Сыну свою жизнь, а через монашествующих — и на множество мирян, тех, кто посещает монастыри, благочестивых паломников, нередко преодолевающих многие километры, возлагающих на себя особый подвиг, чтобы с живой верой прикоснуться к святыням обителей наших. Ее молитвами да хранит Господь Церковь Русскую и землю нашу. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Святейший Патриарх Кирилл: «Настоящий монах — это тот, кто сохраняет критический взгляд на окружающий мир»
22 июля 2017 г. 12:19
Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за братской трапезой в Оптиной пустыни 20 июля 2017 года.
Сегодня на монашестве нашем лежит очень большая ответственность. Монахи, с одной стороны, — словно передовой отряд церковной «армии»; с другой, — это отряд, который отступает последним. Именно поэтому на протяжении всей истории монашество играло очень большую роль в сохранении единства Церкви, преодолении ересей и раскольнических настроений. Но эта ответственность должна не подпитывать гордыню, а наоборот, побуждать монаха к постоянному духовному росту; а уж если кто считает, что призван вносить свой вклад в хранение веры православной, — то и к росту интеллектуальному, потому что сегодня православная вера сталкивается с мощными вызовами со стороны внешнего мира.
И это не те вызовы, что были в глубокой древности, о которых мы хорошо знаем из истории Церкви. Сегодня мало кто оспаривает тонкости богословской мысли или постановления Вселенских и Поместных Соборов. Но есть очень условное и часто лукавое противопоставление: современные и несовременные люди. Если под современным человеком понимать того, кто держится на плаву в общем потоке, кто живет как все, то это большое заблуждение. На самом деле современный человек — это тот, кто умеет критически оценивать происходящее в мире. Все мы плывем в потоке времени, никому не дано вырваться из него; но можно плыть бездумно, полагаясь на то, что плывущие рядом знают, куда плыть, а можно плыть осознанно, выбирая свой собственный путь. Для этого нужно уметь плыть и против течения. Когда Господь говорит: «не бойся, малое стадо» (Лк. 12:32), когда Он говорит, что «узок путь», ведущий в Царствие Небесное (см. Мф. 7:14), — Он именно об этом говорит. Не о широком потоке, в котором легко плыть, а об узком пути, который требует осознанного и критического отношения ко всему, что происходит в мире.
Почему это так важно для монашествующих? А потому что монах должен сохранять внутреннюю свободу от внешних обстоятельств. Единственное, чем он должен руководствоваться, — глубокой верой, искренней и сердечной молитвой. А все то, что управляет извне сознанием огромного количества людей, должно монахом восприниматься критически. Есть очень полезные сигналы, приходящие извне, и было бы неправильным их игнорировать. Но, помимо них, есть множество сигналов опасных и вредных. Искус монашеской жизни и заключается в том, чтобы следовать словам апостола Павла «все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фес. 5:21). Знать надо многое, но принимать в сердце и разум только то, что проверяется Словом Божиим, учением Церкви и своей собственной совестью.
Вот почему монастыри всегда были оплотами Православия. Это не обскурантистские общины, которые ничего не признают, ничего не принимают во внимание, живут исключительно собственными внутренними установками, — совсем не так! Настоящий монах — это тот, кто сохраняет критический взгляд на окружающий мир. Критический — не значит отрицательный, как вы знаете. Вполне возможно иметь и положительный взгляд на многое из того, что происходит. Но критический взгляд предполагает способность оценивать происходящее в мире, исходя из того, что нам вручено Самим Господом, то есть нашего церковного Предания, идущего от святых апостолов.
Церковь должна учитывать все, что происходит, принимать во внимание перемены в окружающем мире, для того чтобы выстроить правильную пастырскую и миссионерскую работу. Мы не можем уклоняться от того, чтобы владеть современными знаниями, но мы должны сохранять внутреннюю свободу, чтобы стихии мира сего не разрушили наш внутренний мир. Собственно говоря, на этом и основывается непреходящее значение монашества в Православной Церкви.
Иноки должны прежде всего хранить веру православную. Хранить так, чтобы быть способными отвечать на вызовы современного мира, и отвечать убедительно, не только словами, но и опытом всей своей жизни. Ведь монастырь — это не академия наук и не университет, сюда приходят не за какими-то особыми знаниями. Сюда приходят со своими скорбями и радостями, чтобы приобщиться к богатому духовному опыту иноков. Поэтому самое главное в жизни монаха — его внутренний, духовный мир. Нужно хранить свое монашеское призвание, никогда не размениваться на мелочах, не увлекаться тем, что порой захватывает душу, но по сути является грехом. Нужно хранить обеты, хранить монашеское братство, хранить крепкую и чистую молитву, и тогда вокруг иноков будут спасаться тысячи людей.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в храме Живоначальной Троицы в поселении Троицк г. Москвы
23 июля 2017 г. 23:07
23 июля 2017 года, в Неделю 7-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения храма Живоначальной Троицы в Троицке (Троицкий административный округ Москвы) и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня 7-е воскресенье после Пятидесятницы, и во время Божественной литургии мы продолжили читать 9-ю главу Евангелия от Матфея. Неделю назад воскресное чтение также было из этой главы — речь шла о том, как некие люди принесли к Господу расслабленного, то есть парализованного, и Спаситель, видя их веру, исцелил его (Мф. 9:1-8). Вся 9-я глава посвящена поразительным примерам исцеляющей Божественной силы, в том числе повествование, которое мы сегодня слышали (Мф. 9:27-35).
Встретив Господа, двое слепых кричали: «Иисус, Сын Давидов, помилуй нас!» Наверное, ни о чем другом они не думали так, как о своем исцелении, но откуда они могли бы его получить? Какие врачи вернули бы зрение тем, кто его полностью утратил? Последняя надежда у несчастных оставалась на Спасителя, и Господь, обращаясь к ним, спрашивает: «Вы действительно верите, что Я могу это сделать?» В ответ они восклицают: «Ей, Господи, — то есть да, Господи, — мы верим!» И тогда Господь кротко говорит им: «Да будет по вере вашей».
В начале 9-й главы рассказывалось, как Господь исцелил расслабленного по вере тех, кто принес его к Спасителю, а здесь чудо происходит по вере самих нуждающихся в исцелении — тех, кто был способен испросить у Господа помощи и засвидетельствовать свою веру в то, что это возможно. В обоих случаях, как и во всех других, связанных с чудесными исцелениями, присутствует это активное начало, активное действие со стороны тех, кто обращается к Спасителю. Вера — это и есть активное действие со стороны человека.
Святитель Феофан Затворник, размышляя над текстом сегодняшнего Евангелия, сравнивает веру, которую называет вместилищем и приемником Божественной благодати, с человеческими легкими. Чем сильнее легкие, тем больше воздуха они могут в себя принять. Точно так же и вера: чем она сильнее, тем больше Божественной благодати, Божественной милости человек может принять в себя. А если нет веры? Способен ли дышать человек, лишенный легких? Жизнь может поддерживаться в нем только при помощи искусственных процедур. Так же и в духовной жизни: если нет веры, нет и контакта с Богом, нет и ответного действия Бога на эту веру.
А ответные действия Бога многообразны. Господь может исцелять наши физические недуги и укреплять наше здоровье. Он может наделить нас яркими сильными мыслями, которые вдохновлены Его благодатью, но становятся нашими мыслями. Господь может вдохновить на великие свершения, когда человек проходит через грань возможного, потому что Господь в ответ на его веру был вместе с ним. И, размышляя, как все это происходит в душе человека, святитель Феофан говорит, что Господь посещает нас, входит в нашу душу, в наше сознание, не беря нас силой, а по нашему приглашению. Мы должны Бога пригласить, чтобы Он вошел в нашу жизнь. Недостаточно просто сказать «Господи, приди!» — нужно верить, что Бог имеет силу не просто войти в нас, как воздух входит в легкие, но что Он может исцелить наши души, наши телеса, что Он может обогатить нас мыслями и силой, может сделать нас настолько успешными в этой жизни, насколько это будет угодно, так что вся наша слабость истребится силой Божественной благодати.
Если говорить об исторических примерах присутствия Бога в человеческой жизни, то они бесчисленны. И если мы, несмотря на все это, живем так, будто Бога и нет, то ответа на нашу молитву не будет, ибо вера есть непременное условие вхождения Бога в нашу жизнь. И речь идет не только о личной жизни, ведь мы хотим, чтобы Господь присутствовал в наших общественных отношениях, чтобы из них исторгались зло, неправда, насилие, злоба, коварство — все то, что разрушает человеческие отношения, то, что отбрасывает людей и целые общества далеко назад, то, что мешает поступательному развитию общественной жизни и общественных отношений.
Вот почему мы должны открывать навстречу Богу свои сердца и просить не только о своем, но и о стране нашей, о народе нашем, о властях и воинстве и особенно о детях и молодежи нашей. Вот почему мы и строим новые храмы, — чтобы люди XXI века, соединив свои знания, свой опыт, свои мысли с глубокой верой, могли по-настоящему преобразовать самих себя и окружающий мир. И да поможет нам Господь хранить веру, да поможет Он нам осознать, что Бог входит в нас, говоря словами святителя Феофана, по нашему приглашению, не разрушая ту силу, которой Он Сам нас наделил — великую силу человеческой свободы.
Пусть Господь хранит каждого из нас, особенно наших детей и молодежь, которые сталкиваются со многими искушениями и соблазнами. Все эти искушения и соблазны проходят с возрастом, но как ужасно, если человек в молодости разрушил себя прикосновением ко злу, неправде, нечистоте, а затем спохватился по прошествии многих лет, — а жизнь-то уже позади! Пусть Господь помогает и молодым людям, и тем, кто в возрасте, и пожилым, готовящимся переступить порог физической жизни. И верим, что по вере нашей Господь способен исцелить наши недуги и личные, и общественные, и укрепить нас в здравии душевном и телесном. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в День Крещения Руси после Литургии в Троицком соборе Александро-Невской лавры
28 июля 2017 г. 23:50
28 июля 2017 года, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, День Крещения Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершил Божественную литургию в Троицком соборе Александро-Невской лавры. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие владыки! Ваше Высокопреосвященство, господин кардинал Кох! Ваше Высокопреосвященство, архиепископ Какуччи, архиепископ города Бари! Отец Чиро Капотосто, настоятель общины в Бари, где хранятся мощи святителя и чудотворца Николая! Уважаемые высокие представители государственной власти! Дорогие отцы, братья и сестры!
У нас сегодня совершенно особенный день, который, несомненно, будет вписан в историю Русской Церкви и в историю нашего Отечества. В день празднования Крещения Руси, день памяти святого равноапостольного князя Владимира, мы провожаем из России мощи святителя и чудотворца Николая, которые впервые за 930 лет пребывания в городе Бари покинули Италию, для того чтобы прибыть в Россию.
В этом году мы празднуем много событий, но одно не празднуем, а со скорбью вспоминаем, — это 100-летие революции. Революция, разрушившая исторический уклад жизни нашего народа, проходила под девизом не просто демонтажа старого строя, но, в первую очередь, под девизом ликвидации Церкви. Все это сопровождалось провозглашением таких ценностей, как равенство, братство и свобода, но уже тогда люди, способные мыслить действительно свободно, понимали, что в революционном пафосе есть какая-то страшная ложь. Ведь невозможно говорить о равенстве, братстве, свободе, о всем том, что принес Христос в жизнь человеческого общества, в человеческую цивилизацию, одновременно уничтожая физически всякое христианское наследие.
Сотни, тысячи, если не миллионы верующих людей, — никто не знает точной статистики, — погибли только потому, что не отказывались от Христа. Мы знаем, что абсолютное большинство всего нашего епископата было не просто умерщвлено, но умерщвлялось через страшные пытки и издевательства. Десятки тысяч священников и монахов были уничтожены, почти все храмы были закрыты и в лучшем случае использовались для светских нужд, а некоторые из них стоят и сейчас как руины, напоминая об этом страшном прошлом.
Ровно сто лет назад государь император Николай II был вынужден отказаться от царства, после чего последовали страшные революционные события. Именно в год воспоминания о произошедшем в Россию, по неизреченному Божественному промыслу, принесены мощи святителя Николая. Ни годом раньше, ни годом позже, хотя никто специально к годовщине это событие не готовил. Вы знаете, что договоренность о принесении мощей была достигнута во время моей встречи в феврале прошлого года на Кубе со Святейшим Франциском, Папой Римским. Я хотел бы выразить через присутствующую здесь делегацию мою самую глубокую искреннюю братскую благодарность Папе Франциску. С его стороны это также был непростой шаг, потому что 930 лет мощи не доставались из склепа, в который они практически вмурованы. Я вижу в этом, конечно, действие силы Духа Святого, Который привел меня к беседе с Папой Римским в 2016 году, Который, несомненно, одухотворил всех тех, кто в Католической Церкви принимал решение о принесении в Россию мощей святителя Николая. Получилось то, что раньше было невозможно сделать, и принесение мощей совпало со столетием страшных потрясений в жизни нашего народа, огромных потрясений в жизни Евр