Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 536265 раз)

0 Пользователей и 7 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6499
  • Репутация: +4193/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #370 : 05 Сентября, 2017, 23:32:28 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в день 100-летия открытия Священного Собора 1917-1918 гг.


28 августа 2017 г. 23:47
28 августа 2017 года, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, день 100-летия открытия Священного Собора 1917-1918 гг., Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Неисповедимы Божии пути — эти хорошо всем известные слова применимы и к нашей истории, в том числе истории новейшей. Людям не дано видеть Божественный путь, особенно в те моменты, когда этот путь делает поворот, когда нарушается привычное течение жизни. Кто-то на повороте теряет равновесие и падает, кто-то страдает и терпит лишения, а кто-то, напротив, воспринимает происходящее как новую возможность для самого себя и для страны. Когда история входит в некий круговорот, бывает трудно понять, что происходит с народом, страной, потому что, попав в воронку круговорота, человек полностью теряет ориентацию. Если он пытается вырваться из этой воронки, он погибает. Если он перестает сопротивляться, то движение воронки определяет направление его жизни. Это и случилось с нами сто лет назад, — то, что абсолютное большинство людей восприняли как катастрофу.
Те, кто своими руками привел страну к этой катастрофе, полагали, что они вырвутся в новое пространство. Им казалось, что никаких иных способов выйти на новые рубежи не существует, что надо пройти через эту круговерть. То были годы огромных искушений и соблазнов, в том числе для верующих, которые не могли понять, что происходит, — почему многие вполне благочестивые еще вчера люди вдруг потеряли всякую ориентацию и вырвались из системы духовных и нравственных координат, в которой воспитывались своими родителями. Церковь, хранительница духовных координат народа, была потрясена случившимся.
В момент всеобщего потрясения, ровно сто лет назад, в соборном храме, где мы с вами сейчас находимся и где мы только что совершили Божественную литургию, собрались лучшие представители Церкви Русской: архиереи, священнослужители, монашествующие, священники, миряне, и диакона, миряне, чтобы впервые за более чем двести лет соборным разумом попытаться осмыслить происходящее со страной, народом и Церковью. После изменения государственного строя, когда в России пала монархия, люди с особенно острым чувством восприняли идею восстановления Патриаршества. Ведь церковное сознание не могло смириться с тем, что в определенный момент истории государственная власть узурпировала власть церковную и подчинила Церковь себе. Хотя власть была православная и многое делала для Церкви, для православного просвещения, Церковь, тем не менее, утратила всякую возможность обращаться к людям напрямую по вопросам, связанным с жизнью страны, общества, государства. От имени Церкви говорил глава государства, но в моменты потрясений голос государя многие перестали слушать. В то же время и Церковь не имела возможности официально высказаться и подвергнуть духовному анализу происходящее в стране. Были замечательные пастыри, подобные отцу Иоанну Кронштадтскому, которые громко говорили о том, что происходит, но его голос связывался с личностью и никогда не воспринимался как голос Церкви. А Церковь, принужденная молчать, не могла в самый критический момент истории мобилизовать людей, сказать им правду, потому что не было того, кто бы эту правду выразил. Вот почему Поместный Собор первой своей задачей поставил восстановление Патриаршества, восстановление законной канонической власти.
В самом деле, Русская Церковь была самой большой количественно, самой сильной из всех Поместных Церквей. Она была покровительницей Православия на Ближнем Востоке. Все взирали на Русскую Церковь как на оплот; как некогда взирали на Византию ― так взирали на Россию. Однако если в Церквах, которые с надеждой взирали на Россию, были свои Патриархи, то в Русской Церкви такого возглавления не было, и многие потрясения, которые происходили в течение двухсот лет, люди нередко связывали, в том числе, с отсутствием у Церкви возможности нести свое, независимое от власти, пророческое слово.
Когда же здесь сто лет назад собрался Собор, то первое, что решили совершить его отцы, ― восстановить Патриаршество в Русской Православной Церкви. Как всегда бывает при обсуждении столь судьбоносных вопросов, были противники и восстановления Патриаршества, и освобождения Церкви от государственного контроля. Разные голоса раздавались, но непреклонной оказалась воля Собора, и он избрал святителя Тихона Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. 4 декабря сего года, в день Введения во Храм Пресвятой Богородицы, мы торжественно отпразднуем интронизацию первого после 200-летнего перерыва русского Патриарха — со властью над градом Москвой, над всей Русью и над всеми северными странами, как говорит об этом томос, учреждавший Московский Патриархат.
Многие другие важные деяния совершил Собор. Какие-то из них стали претворяться в жизнь, но последовавшие гонения на Церковь помешали осуществить решения Поместного Собора 1917-1918 годов. С тех пор прошло 100 лет. Собор действовал в другой стране, в совершенно иных условиях. Многие из соборных решений естественно утратили свою актуальность и не могут применяться в современной жизни. Но есть и такие, которые, с поправками на время, не просто осуществляются сегодня, но уже приносят великую пользу.
Мы знаем, что Собор был подготовлен Предсоборным присутствием — с широким обсуждением тематики Собора, в которое были вовлечены и духовные школы, и отдельные выдающиеся мыслители, и духовенство, и народ. Ныне действует преемник Предсоборного присутствия — Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви. Ни в одной стране мира церковные вопросы не обсуждаются так, как это происходит сегодня в Русской Православной Церкви. Проекты решений создаются соборным разумом, при участии епископата, духовенства, монашествующих, мирян, а затем публикуются в Интернете для всеобщего обозрения, и мы получаем многие и многие отклики на них. Многочисленные поправки, с учетом общей дискуссии в Межсоборном присутствии, вносятся в тексты, и только после этого документы представляются на усмотрение Синода или Архиерейского Собора. Еще раз хочу сказать: такого нет ни в одной Церкви мира. Русская Православная Церковь, возродив Межсоборное присутствие как продолжателя Предсоборного присутствия, сегодня делает все для того, чтобы вся Полнота Церкви могла участвовать в формировании церковной позиции по самым важным вопросам современности — богословским, церковным, церковно-практическим и многим другим.
Есть и еще нечто важное, что было почерпнуто из мудрости Собора 1917-1918 годов. Вы знаете, что сегодня в Русской Православной Церкви — 378 архиереев; а Собор 2009 года, который избрал меня на престол Московских и всея Руси святителей, насчитывал только 200 епископов. Но произошло не просто количественное увеличение епископата. В соответствии с решениями Собора 1917-1918 года по всей стране созданы митрополии, то есть восстановлен древни способ управления Церковью, когда за духовную жизнь в регионе отвечает митрополит, который одновременно является архиепископом главного города. При этом на территории региона существуют еще епископии — две, три, четыре, пять, в зависимости от региона, и все архиереи совместно заботятся об укреплении церковной жизни в нашей стране. Эта новая, а в действительности рожденная Собором 1917-1918 годов система управления Церковью сегодня приносит благодатные результаты. Я езжу по всей стране и вижу, что происходит. Вижу, как в провинциальных центрах возрождаются храмы и монастыри, как вокруг правящего архиерея создаются духовно-интеллектуальные центры, как местная интеллигенция и духовенство совместно размышляют о судьбах своего края, страны, Церкви. Приведены в движение великие народные силы, и все это — благодаря мудрости отцов Собора, открытие которого мы сегодня празднуем. Все, что мы почерпаем из мудрости Собора и, с некоторыми поправками на время, внедряем в жизнь, несомненно помогает нам, по милости Божией, отвечать — может быть, не так ярко и сильно, как хотелось бы, — на вопрошания мира сего, на вызовы, которые обращает в адрес Церкви мир сей, далекий от Бога.
Собор 1917-1918 года был поистине историческим, и тот факт, что именно этот Собор призвал к служению Святейшего Патриарха Тихона, исповедника, свидетельствует о том, как же действенно рука Божия вела отцов Собора. Сторонний наблюдатель может усомниться, ведь многие, если не большинство, членов Собора были репрессированы, епископат расстрелян, уничтожен, как и прочее духовенство. Что же смог сделать Собор? Злая человеческая воля всё уничтожила? Мы отвечаем: нет! И если мы в XXI веке, 100 лет спустя, прославляем этот Собор; если, вспоминая о нем, мы говорим о нашей современной жизни и благодарим Собор за замечательные мысли, идеи, деяния, значит, он был не напрасно. Имена тех, кто гнал Собор, за исключением самых страшных злодеев, забыты, а имена участников Собора мы помним. Сегодня мы обращаемся к ним как к святым заступникам Церкви нашей, и верим, что их молитвенная поддержка во многом помогает нам идти тем путем, о котором мечтали отцы Собора. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6499
  • Репутация: +4193/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #371 : 05 Сентября, 2017, 23:34:12 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Успенском соборе Смоленска

31 августа 2017 г. 20:05
31 августа 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершилБожественную литургию в Успенском кафедральном соборе города Смоленска. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Исидор! Уважаемый Алексей Владимирович Островский, губернатор Смоленской земли! Дорогие владыки, отцы, матушки игумении, братья и сестры!
Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с сегодняшним праздничным днем. Мы отмечаем круглые даты в истории Смоленска — 880 лет со дня основания епархии и 920 лет со дня принесения чудотворного образа Одигитрии Владимиром Мономахом в этот град.
Кроме того, мы с вами встречаемся еще и накануне учебного года. Радуюсь тому, что Господь привел меня именно в эти дни посетить Смоленск, родное для меня место, мою первую епархию, с которой связана почти четверть века жизни и трудов. Здесь все еще то, что я хорошо помню и знаю, все те же лица духовенства, верующих, монашествующих. Но появляются и новые лица ― это свидетельствует о том, что жизнь идет вперед и многое за последние годы изменилось.
Я уже вчера говорил в Ярцево, что, пролетая над Смоленщиной, я не узнавал некоторые места, которые во времена, когда я был здесь архипастырем, были заброшены. На запустение, нищету было в те годы тяжело смотреть. Но то, что открылось моему взору, ― это уже другая картина, это жизнь, это развитие. Может быть, еще не все на Смоленской земле обстоит так, как хотелось бы, но, несомненно, происходит развитие и экономики, и прочих сторон жизни.
Но я хотел бы сказать о самом главном ― развивается духовная жизнь Смоленщины. И то, что открыты две новые епархии, ― это не дань общей тенденции увеличения количества епархий. Вы знаете, что две новые смоленские епархии были открыты совсем недавно, а значит, моя глубокая любовь к Смоленщине не простиралась на то, чтобы создать эти епархии только ради галочки, ради того, чтобы отметить мое былое здесь присутствие. Только когда реально созрела нива, когда реально сложились условия, стало ясно, что создание двух новых епархий поможет дальнейшему духовному развитию Смоленщины. Рад приветствовать владыку Исидора, митрополита Смоленского и Дорогобужского, и двух также близких мне по жизни владык ― владыку Вяземского и Гагаринского Сергия и владыку Рославльского и Десногорского Мелетия.
Мы встретились с вами накануне учебного года и только что молились за нашу молодежь, за детей, за тех, кто должен с 1 сентября приступить к учению. В этой молодежи, наверное, заложено много доброго, но есть нечто, что превращает сегодня детей и молодежь в легкую добычу людей со злыми мыслями и злыми намерениями по отношению и к нашему Отечеству, и к Церкви. А почему я говорю о легкой добыче? А потому что нынешнее поколение учащихся — не только тех, кто пойдет завтра в первый класс, но и студентов — не помнит прошлого. Они не помнят тяжелейшего советского времени, они не помнят, как жила Смоленщина, как жил наш народ. Они не помнят трагические 90-е, когда казалось, что наступает конец России. Они многого не помнят, и поэтому у них нет возможности сравнить наши дни с тем, что было. Но у людей среднего и старшего поколения такая возможность есть, и потому мы должны дорожить всем тем, что сегодня происходит. Это не значит, что мы должны идеализировать современность, но мы должны ясно понимать, что страна, народ, Церковь за эти 27 лет прошли очень значительный путь — через тернии, через разочарования, через потери, через разделение единой страны. Но то, что сейчас происходит в земле Русской, наполняет сердце радостью. Радостью не простодушной, не той, что закрывает видение проблем, существующих как в обществе и государстве, так и в Церкви. Мы призваны — и наше поколение, и то, что приходит нам на смену, — решать эти задачи, для того чтобы исторический путь России продолжался и чтобы ничто не омрачило духовную жизнь людей, их благополучие, чтобы никто и никогда не посягнул на независимость и свободу нашего народа и нашей страны.
Поэтому, молясь сегодня об учащихся, я просил Господа, чтобы Он их оградил от искушений, потому что искушения — это то, что соблазняет человека, а в результате приносит беду, трагедию в жизни личной, общественной и государственной. Мы должны хранить себя от этих искушений, и, несомненно, Господь нам в этом помогает. Никакой человеческой мудрости иногда не хватает, чтобы отделить в нынешних сложнейших условиях добро от зла, потому что даже самое страшное зло порой говорит голосом добра и сбивает людей с толку. Иногда у этого зла удивительно притягательные аргументы, которые и соблазняют людей. Вот для того чтобы всего этого не было, нужна, помимо мудрости, которая приходит с образованием, с опытом жизни, еще и помощь Божия. Пусть она пребывает со всеми нами — и с теми, кто во власти, и с людьми простыми, и с нашей интеллигенцией, и с нашей молодежью, и с духовенством нашим, с Церковью нашей.
Верим, что по молитвам святых угодников, в том числе просиявших в Смоленской земле, Господь приклонит милость к древней Смоленщине. По молитвам всех святых, в земле нашей просиявших, приклонит милость к нашему Отечеству. И верим, что многое принесут совместные усилия всех людей, которые любят страну свою, любят Церковь, верят в Бога, и даже тех, кто, может быть, верит в Бога еще не вполне осознанно, на уровне интуиции, — а таких людей очень много. Дай Бог, чтобы и они получили от Бога поддержку в шествии по своему жизненному пути.
Пусть Господь благословит всех нас, укрепит нашу веру, даст духовные и физические силы, чтобы достойно пройти свое жизненное поприще и, представ пред Богом, услышать вдохновляющие слова: «Приидите ко мне и наследуйте Царство, уготованное вам от начала мира» (см. Мф. 25:34). Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6499
  • Репутация: +4193/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #372 : 05 Сентября, 2017, 23:35:45 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда


1 сентября 2017 г. 23:19
1 сентября 2017 года, в праздник Донской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!


Сегодня за Божественной литургией мы слышали чтение из Евангелия (Мк. 4:1-9), которое хорошо знают люди, посещающие храм и читающие Священное Писание. Это известная притча Спасителя о семени, которая производит большое впечатление на тех, кто вдумчиво воспринимает библейский текст.
Одно семя было брошено при дороге, на обочине, — прилетели птицы и поклевали его. Второе семя попало на каменистую почву, взошло, но сразу засохло, потому что у него не было корней. Третье брошено в плохо приготовленную землю, где было много сорняков, так что сорняки поднялись и заглушили семя. И только четвертое было брошено на добрую землю и принесло обильный плод.
Господь сам истолковал ученикам смысл этой притчи. Он объяснил, что семя — это слово Божие. Брошенное при дороге, которое поклевали птицы, — это слово, которое бывает услышано, но диавол приходит и вырывает из сердца и разума человека Божественную истину. Брошенное на камни — это семя, которое вначале было воспринято и произросло, но потом, не имея корня, не имея прочного основания, засохло. Третье, попавшее в тернии и сорняки, — это слово, которое заглушается обстоятельствами жизни, повседневными заботами. А вот четвертое — это семя, которое упало на плодоносную почву и принесло плод.
Обычно мы, читая эту притчу, обращаем внимание на описания почвы, но не задумываемся, что почва — это некая данность. Так что же, люди, неспособные воспринять слово Божие, обречены на погибель? Если у них сердце, как камень, если они легко поддаются диавольским искушениям, если диавол исторгает слово Божие из их сердец и разума? Если люди так легко поддаются обстоятельствам жизни, что всё забывают, — значит, сама почва предопределяет жизненный выбор человека? Совсем нет!
Действительно, мы рождаемся с разными предрасположенностями, — теперь ученые называют это генетической наследственностью, — так что нам передается как доброе, так и плохое. Но даже при таком понимании наследственности никто не может сказать, что он категорически предрасположен ко злу и не может творить добро, или что он абсолютно предрасположен к неверию и не может в Бога поверить. Таких людей, абсолютно предрасположенных к одному, другому, третьему или четвертому выбору, не бывает. А что же бывает? Бывает, что ввиду отсутствия заботы со стороны родителей или учителей у детей в сердце создается каменистая почва. Если дети не видят добра, не понимают, что такое подвиг, что такое жертва, то в их сердце — камень. Даже если ребенок или уже взрослый, имеющий такое сердце, в какой-то момент воспринимает Божественную истину, то эта истина не может прорасти, потому что в сердце — камень. Каким же должен быть наш ответ? Мы должны работать, чтобы наши души не стали каменными. Мы должны работать над самими собой, над нашими детьми, над теми, кто сегодня пошел в школу, потому что и там может быть заложен камень в душу, не говоря уже о таких явлениях современной жизни, как влияние Интернета и средств массовой информации.
А что же семя, брошенное при дороге? Пришел диавол и так легко похитил? Да, легко. Если слово Божие не дает корня, если оно не входит в сознание и сердце человека, то никаких особых испытаний не надо. Просто человек отдается искушению, забывая обо всем — о Божиих заповедях, о законах, о честности, о порядочности, — и уже ничто его не удерживает. Зачем слово Божие, когда столько денег можно получить тем или иным незаконным способом? Или предаться наслаждениям, сделав несчастными множество людей? Но об этом мы и не задумываемся, потому что диавол с легкостью берет над нами власть.
Ну, а тернии? Можно ли с ними что-то сделать? Конечно, можно. Каждый, кто занимается сельским хозяйством, знает: можно прополоть, можно оказать химическое воздействие на землю, и никаких терниев не будет. Этот образ помогает нам понять, что и в нашей душе могут произрасти терния, волчцы, те самые сорняки, которые заглушат не только Божие слово, но и всякое разумное слово. Ведь если человек попадает в круговерть повседневной жизни и не может из нее вырваться, если приоритетом для него становится не самое главное, не стратегические цели, а эта самая повседневность, то, конечно, слово Божие будет этой повседневностью заглушено и не сможет плодоносить. Но именно от нас зависит, что мы делаем с почвой своей души.
Ну и, наконец, плодородная почва. Она приносит плод, но и над этой почвой надо работать, потому что одна и та же плодородная почва один год приносит хороший урожай, а в другой год может и не быть столь же плодоносной. И человек, который радовался ранее собранному урожаю, может испытать великое разочарование, обнаружив, что плодоносная почва былой урожай уже не приносит. Поэтому духовная жизнь постоянно требует бдительного отношения человека к самому себе, к своим мыслям, поступкам, чувствам.
Усвоение Слова Божия — это подвиг всей жизни, и это самый главный подвиг. Если мы не усвоим слово Божие, то Царство мы не получим, да и в этой жизни не повезет, потому что будем за счастье воспринимать тех же птиц, которые прилетели и поклевали семя, которые насадили в нас страсти, греховные склонности, а мы поплыли по течению, наслаждаясь ими. Либо те же самые тернии, которые заглушают семя, — мы, может быть, и не задумываемся об этих мелких сорняках, но на самом деле они смертельно опасны.
Эта притча учит нас духовному бодрствованию. Мы должны со вниманием относиться к тому, что происходит в нашей душе, в наших мыслях. Мы должны очень внимательно относиться к тому, как мы реагируем на сигналы, которые получаем из внешней среды. Перед тем, как впасть в восторг от того или иного фильма, от той или иной постановки, от тех или иных публично произнесенных речей, всегда нужна задать вопрос: а что это с точки зрения того самого семени, того самого слова Божия? Не прилетела ли очередная дьявольская птица, чтобы исторгнуть из моего разума, из моей памяти Божие Слово? Это и есть бдительность человека к самому себе: блюдите, како опасно ходите, сказано в Писании (Еф. 5:15). Где же мы опасно ходим? Да по этой жизни, потому что нас действительно подстерегают искушения, соблазны и все то, что может повредить нашей душе и внутренней почве, которая, принимая Слово Божие, может либо плодоносить, либо ничего не производить, кроме греха.
Думаю, эти мысли очень своевременны накануне учебного года, когда дети пойдут в школу. Родители несут ответственность за детей, поэтому будьте бдительны. Думайте не только о собственной почве, но о почве детских душ. Какое влияние оказывает на них окружающая среда? Старайтесь добрым словом, личным примером, молитвой сделать так, чтобы душа ребенка никогда не превратилась в камень, потому что каменная душа отвергнет не только Слово Божие, но и любовь, и верность отвергнет, и подлинную радость жизни не воспримет. Заботьтесь о том, чтобы птицы не прилетели и не вонзились своими отравленными клювами в сердца ваших детей, в их сознание. Это очень непросто сейчас сделать, но делать это нужно. Нужно оберегать детей от влияния среды, а уж если что-то произошло и ребенок приразился греху, то следует делать все для того, чтобы исторгнуть грех из сердца, из сознания ребенка — и словом, и молитвой, и, конечно, участием детей в молитвенной жизни, причащении Святых Христовых Таин.
Есть свои тернии и у детей, и у нас. Каждый из нас погружен в повседневность. Поэтому нужно и о себе, и о детях постоянно думать, чтобы самое главное, самое важное для их счастья никогда не потонуло в море повседневных забот, больших и малых. Верим, что Господь по молитвам Церкви, по молитвам народа нашего будет хранить и наших детей, и нашу молодежь. Но нужно очень много работать всем — и властям, и общественности, и родителям, и школам, и, конечно, Церкви, чтобы оградить наших детей от тех опасных духовных состояний, о которых сегодня нам повествует Евангелие. Верим, что Господь не оставит искреннюю молитву и труды во славу имени Его, на пользу Отечеству нашему и на пользу нашему молодому поколению. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6499
  • Репутация: +4193/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #373 : 13 Сентября, 2017, 12:04:10 »
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 13-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме Трех святителей в пос. Воскресенское


3 сентября 2017 г. 21:51
3 сентября 2017 года, в Неделю 13-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Трех святителей в пос. Воскресенское г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня 13-е воскресенье после Пятидесятницы, и в этот день за Божественной литургией читается замечательная притча Спасителя о злых виноградарях (Мф. 21:33-42), хорошо известная людям церковным, и не только им. Даже тот, кто лишь раз прочитает это очень яркое повествование, несомненно, его запомнит. Господь говорит о тех сынах дома Израилева, которые не принимали посланных к ним пророков и точно так же не приняли посланного к ним Сына Божиего. В образе виноградарей представлен народ, отвергавший своих пророков. Хозяин виноградника не раз посылал к виноградарям за урожаем, но они, желая оставить виноград себе, одних избивали, других калечили, третьих побивали камнями. Тогда хозяин послал сына своего, но те, завидев его, сказали: «Вот он, наследник! Убьем его, и всё станет наше!» А завершается притча замечательными словами: «Камень, который отвергли строители, стал во главе угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших».

Камень, который строители, то есть древний Израиль, отвергли, как отвергали они прежде пророков, — это Сам Спаситель, убитый, вознесенный на крест, но ставший краеугольным. Что же такое краеугольный камень? Замечательно об этом говорит Владимир Иванович Даль, составивший знаменитый толковый словарь: краеугольный камень — это главный камень, его полагают в основу фундамента, в угол, с которого фундамент начинает строиться. С краеугольного камня начинается строительство, и если он положен неправильно или для него выбрано неподходящее место, то весь фундамент не будет прочным. Современные люди, может быть, и не знают, что в течение большей части истории фундаменты не заливали бетоном, а слагали из камней, так что образ краеугольного камня был всем понятен. Он должен быть понятен и нам, людям XXI века.

А если раскрыть смысл этой притчи? Речь в ней идет о том, что Христос должен стать краеугольным камнем для каждого из нас и вообще для серьезного строительства — будь то строительство народной жизни, жизни государства, международных отношений. Даже те, кто не принимает Христа в полной мере, должны в качестве краеугольного камня своей жизни и деятельности положить великие идеи, которые Христос принес людям.

К сожалению, разного рода соблазны, которые существуют в человеческой жизни, — искушения властью, силой, могуществом, деньгами — создают иллюзию, будто в качестве краеугольного камня карьерного роста, политической платформы может быть положено нечто иное, например, наука, объективный анализ. По решению Священного Синода сегодняшнее воскресенье с 2015 года посвящено молитве за страждущее творение. Это, если хотите, церковный день защиты природы. Но, в отличие от многих иных защитников природы, мы говорим о самом главном. Вы слышали сегодня дивную молитву, в которой говорится, что первопричина разрушения природы — человеческий грех, а именно эгоизм, стремление взять для себя как можно больше, невзирая на последствия. Но ведь точно так же разрушается наша жизнь, если мы полагаем в ее основу какой-то иной камень. Нам может казаться, что всё устроено рационально, на основании наших знаний, — «ведь мы окончили университет, мы современные люди, мы всё хорошо понимаем. Да, существует и вера, где-то в области фольклора, но мы-то знаем, как строить жизнь!» Но если строить без Бога, то ничего не получится — ни в личной жизни, ни в жизни семейной, общественной, государственной, планетарной. Казалось бы, так просто собраться всем главам государств и правительств и принять некие четкие правила, что можно и что нельзя, для того чтобы спасти мир. Не получается, потому что краеугольный камень выбран не тот, потому что в основе — человеческий грех, который разрушает и личную, и общественную, и планетарную жизнь.

Сегодняшнее евангельское чтение многому нас учит. И если человек действительно верит в Бога, — не на уровне фольклора, не по привычке, а разумно, — то он должен очень серьезно принять услышанное и положить в качестве краеугольного камня своей жизни Христа, Его заповеди, Его закон. Конечно, каждый согрешает, каждый от них отступает, но самое главное, чтобы этот камень лежал. Ведь стены здания могут быть несовершенными, но если фундамент положен правильно, то оно выдержит даже землетрясение. Вот так и в нашей жизни: полагая правильный фундамент, мы строим ее не всегда верно, уступая порой разного рода искушениям и соблазнам. Но если фундамент положен правильно, то в конце концов все станет на свои места, потому что Господь пребывает с теми, кто строит жизнь на основании Его Слова, Его заповедей. И да поможет Господь всем нам услышать замечательные слова этой евангельской притчи и никогда не забывать, что здание будет правильным и выдержит испытания временем только тогда, когда в основе — Сам Христос.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
« Последнее редактирование: 13 Сентября, 2017, 12:07:24 »
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6499
  • Репутация: +4193/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #374 : 13 Сентября, 2017, 12:09:13 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 14-ю по Пятидесятнице после Литургии в Покровском Хотькове монастыре


10 сентября 2017 г. 23:20
10 сентября 2017 года, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Никольском соборе Покровского Хотькова ставропигиального женского монастыря. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!


Сегодняшнее четырнадцатое воскресенье после Пятидесятницы посвящается притче Господа и Спасителя о Царствии Небесном (Мф. 22:1-14). Господь уподобил Царство Небесное человеку царю, который, желая отпраздновать бракосочетание своего сына, решил собрать народ на великолепную брачную трапезу. Были заколоты животные, специально к этому дню откормленные, приготовлено все для того, чтобы брачная палата заполнилась торжествующими людьми. И царь послал слуг своих, чтобы они пригласили званных на брачную трапезу, но оказалось, что кто-то занят торговлей, кто-то на поле; и более того, приглашение вызвало такое раздражение у тех, к кому было обращено, что они не ограничились отказом, но подняли руку на посланцев царя — кого-то жестоко избили, а кого-то даже убили. Господь задает вопрос слушающим: «Как вы думаете, что сделает царь?» На что сами слушающие отвечают: «Конечно, возьмет город и страшно покарает тех, кто так поступил».

У этой притчи есть прямое толкование. Господь обращался к представителям иудейского народа, которые много раз побивали камнями, изгоняли, подвергали страданиям своих пророков — тех самых, кто возвещал Божие Царство, проповедовал Божественный закон. Не по нутру это было многим людям, и одних пророков они действительно избивали, других побивали камнями, третьих убивали. Но, рассказывая эту притчу, Господь, несомненно, провидел и собственную крестную смерть. Ведь Он тоже пришел для того, чтобы открыть людям Божие Царство, а Его истязали и распяли.

Таков ответ людей на весть о Божием Царстве. В чем же дело? Разве эта весть нелогичная и неразумная? Разве она не укладывается в человеческое сознание? Почему же такой протест, более того, готовность руку поднять на тех, кто Царство Божие благовествует? И если обратиться к истории Церкви, мы увидим, что каждый из апостолов, кроме Иоанна Богослова, был убит, как и в дальнейшем верующих гнали и убивали. Христиане становились изгоями, и так было не только в первые три века, в годы жесточайших римских гонений, — так было на протяжении всей истории. Что же говорить о страшных гонениях века XX, постигших нашу Церковь и наш верующий народ?

Возникает вопрос: почему же такое восстание на слово Божие? Ведь провозглашается много разных идей, люди нередко спорят, иногда даже очень жестко возражают. Но достаточно редко за одну только идею, за одни только слова истязают и убивают. Действительно, почему? Ведь сама по себе христианская идея не несет ничего, чтобы могло бы в такой степени возбуждать отрицательные чувства. Христос призывает людей начать жить по-новому — не так, как они привыкли. Он говорит, что кроме поля и торговли, на которые ссылались отказавшиеся прийти на брачный пир, существует много другого, более важного. Этим самым важным является человеческая душа, внутренний мир человека. Ведь все там, внутри, — радость и скорбь, счастье и горе, удовлетворение и растерянность. И это внутреннее состояние может быть автономно от внешних условий. Хорошо известно, как люди бывают по-настоящему счастливы в самых скромных условиях, тогда как живущие во дворцах порой кончают жизнь самоубийством. Господь, призывая людей к созиданию своего внутреннего мира, который дал бы радость, покой, счастье, не говорит ничего такого, что могло бы возбудить ненависть. Откуда же она берется?

Ответ на этот вопрос очень важен, потому что, когда бы слово о Божием Царстве ни произносилось — две тысячи лет назад, тысячу лет назад, сто лет назад или сегодня, — определенная часть людей воспринимает это слово не просто враждебно, а с удивительной ненавистью, и направляет свои силы на то, чтобы дискредитировать тех, кто слово проповедует. Тех несчастных посланцев царя убили, иных избили; сегодня на возглашение Божественного слова не всегда отвечают физической силой, но сколько лжи, сколько провокаций, сколько попыток объединить людей, способных совместно ударить по тем, кто слово Божие проповедует! Наверное, каждый, кто сегодня внимательно смотрит на происходящее, в том числе в нашей стране, это видит. Почему так? Здесь нужно коснуться, быть может, самого главного. Дело в том, что христианское послание само по себе очень радикально. Обращаясь к человеческой душе, оно требует перемены разума и сердца. Это послание требует включить Божественный нравственный закон в качестве главного закона человеческого общежития и личной человеческой жизни. Очень многие оказываются неспособны его принять. Но каждый человек, вне зависимости от его отношения к Богу, по Божественному замыслу обладает нравственной природой, а значит, голосом совести. Поэтому призыв изменить жизнь, от многого отказаться, с одной стороны, возбуждает ненависть и агрессию, с другой стороны, затрагивает совесть, потому что где-то там, в самых глубинах, происходит осознание собственной неправды. Но слишком сильна человеческая гордыня, чтобы склонить главу не только перед человеческими словами, но даже перед словом Божиим. А отец гордости есть диавол. Поэтому вся эта немотивированная, неадекватная реакция — это не просто состояние нервной системы или возбужденного ума. Нередко это действие темной силы, которая действует через людей. И мы должны ясно понимать, что никогда в течение всей истории слово Божие, призванное нести людям счастье, не воспринималось доброжелательно теми, кто не желал расставаться со своим внутренним, очень часто темным миром.

У святителя Иоанна Златоуста есть замечательные слова о том, что люди, которые пренебрегают вечными ценностями, становятся неспособны употреблять во благо и ценности мира сего. Как часто все то, что людям дорого, — деньги, благополучие, карьерный рост — обращается в прах! Потому что, если попирается самое основное в жизни, то и вторичное нередко деформируется так, что ни от денег, ни от власти, ни даже от славы человек для себя ничего не получает.

Слова Спасителя о Божием Царстве несут в себе огромную внутреннюю силу. Сегодня они обращены к нам, и мы со всем доверием к Богу должны их принимать. Не только формально сказать: «Да, Господи, все в Евангелии правильно», но, обратившись ко Господу с молитвой, испросить у Него сил жить по этим Божественным словам, чтобы стяжать Божие Царство в своем сердце уже здесь, во время земной жизни, и тем паче в жизни вечной. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
« Последнее редактирование: 13 Сентября, 2017, 12:11:38 »
Александр, защитник людей