Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 536921 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в день памяти благоверного князя Александра Невского после Литургии в Храме Христа Спасителя

6 декабря 2021 г. 14:51

6 декабря 2021 года, в день памяти благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия (1263), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы молитвенно вспоминаем святого благоверного великого князя Александра Невского, но вспоминаем особенно, потому что в этом году — 800 лет со дня его рождения. И это не просто круглая дата. Прошло восемь столетий, а народ наш хранит память об этом человеке. Через святого благоверного князя Александра нам были явлены некие чрезвычайно важные мировоззренческие истины, а потому он не просто святой, не просто герой, один из многих, но совершенно особая историческая личность.

Казалось бы, его жизнь была такой короткой, и особых деяний, в глобальном масштабе, будто бы не было, но, если внимательнее присмотреться к тому, что совершил Александр Невский, то станет очевидно, что его подвиг имел огромные последствия для нашего народа и нашей страны. Святой благоверный князь участвовал в двух небольших локальных конфликтах, каковых тогда было много в Европе: один — на Неве, со шведами, другой — с Ливонским орденом, на льду Чудского озера. Действительно, по сравнению с войнами, которые терзали Европу, это были небольшие конфликты, но каждый из них нес в себе огромную разрушительную силу, которая могла иметь цивилизационные последствия для нашего народа. Потому что завоеватели, которые пытались овладеть северо-западом Руси, а затем и всей Русью, стремились не только захватить наши богатства, наши земли, подобно монголам, завоевателям с Востока. Силы, пришедшие к нам войной с Запада, хотели овладеть нашим умом и нашим сердцем. Говоря современным языком, речь шла о переформатировании русской цивилизации, потому что они не хотели иметь рядом с собой народ, который бы от них отличался и по вере, и по благочестию, и по национальным духовным ценностям. Все эти усилия подчинить Русь не носили узкополитический местный характер, но имели цивилизационное измерение. Им нужно было изменить код нашей цивилизации, и Александр это понял очень хорошо. Он не боялся тех, кто нападал на нас с Востока, сознавая, что ни вера, ни культура татаро-монгол не смогут поработить русский народ: завоевали, собрали дань, ускакали в свою степь, но в конце концов все это прекратится. Потому святой Александр и не ссорился с Ордой, а добрым словом ограждал Русь от очередных набегов. Но когда к нам вступили закованные в латы рыцари ливонские, Александр понял, что им нужна наша душа, они за ней пришли на землю Русскую, и с ними не может быть никакого перемирия, никакого компромисса, — необходимо дать бой, который бы завершился победой, и тем самым спасти Родину.

Замечательные слова сказал святой благоверный князь на ступенях новгородского Софийского собора, когда отправлялся на бой с этими захватчиками: «Не в силе Бог, а в правде». Да, Бог не в силе человеческой, но Бог в правде. И если бы это сознавали полководцы, правители могущественные, то как бы отобразилась эта истина на жизни тысяч и миллионов людей! Но не дано было многим прозреть эту истину, а Александр Невский прозрел и выразил в словах: «Не в силе Бог, а в правде». И, защищая правду, веру и независимость своей страны, одержал блестящие победы и тем самым избавил нашу страну от опаснейшего порабощения, которое могло бы привести к коренным изменениям в мировоззрении и жизни нашего народа.

Святой благоверный князь Александр Невский явил совершенно особый подвиг. Не только воинский, за что ему благодарность всех последующих поколений русских людей, но, главное, подвиг духовный — подвиг прозрения подлинной опасности, которая грозила нашему народу. Святой благоверный великий князь Александр Невский стал покровителем земли нашей. И неслучайно, когда государь император Петр Великий перенес столицу из Москвы в Петербург, то первое, что было сделано, — мощи святого Александра Невского были перенесены в Северную столицу и основана Александро-Невская лавра. Под молитвенным покровом святого благоверного князя развивалась держава Российская, имея столицу в том месте, где некогда святой благоверный князь Александр одержал историческую победу над противником.

И сегодня, когда мир претерпевает совершенно особые перемены, именуемые глобализацией, и превращается в некое единое целое, когда происходит проникновение разных идей, мыслей, религий, убеждений, когда действительно исчезают границы, защищавшие политическую независимость и самобытность стран и народов, — нужно особенно молиться святому благоверному князю. Молиться, чтобы он хранил державу Российскую, чтобы никакие соблазны, искушения, подобные тем, что были в его времена, но намного более серьезные в нынешнее время, не разрушили наше самосознание, не подорвали основы веры православной — стержня духовной жизни народа. Будем молиться святому благоверному князю, чтобы он, предстоя престолу Всевышнего, испросил у Господа мирного жития Отечеству нашему, всей исторической Руси, оградил нас от врагов внешних и внутренних, помог созидать жизнь в согласии с основами нашего благочестия, величайшей духовной традиции. Молитвами великого благоверного князя да сохранит Господь землю Русскую и да поможет всем нам хранить веру православную, которая есть подлинный духовный щит и одновременно меч, помогающий нам сохранять свою подлинную независимость и верность отеческим преданиям. Всех вас, мои дорогие, сердечно поздравляю с этим великим праздничным днем! Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5869899.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (22 декабря 2021 года)

22 декабря 2021 г. 14:20

22 декабря 2021 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил ежегодное Епархиальное собрание духовенства города Москвы.

Дорогие владыки, отцы и матушки игумении, братья и сестры!

Очень рад видеть всех вас сегодня лицом к лицу, так, как это было многие годы и, надеюсь, будет впредь. Прошлое епархиальное собрание проходило в дистанционном формате и, при понимании того, что это было необходимо по обстоятельствам времени, я бы не хотел повторить этот опыт. Мне дорого наше живое общение, возможность выслушать ваши вопросы, поразмышлять вместе с вами о церковной жизни Первопрестольного града. К сожалению, ради соблюдения санитарных ограничений, а именно так называемого социального дистанцирования, сегодня очно присутствует только часть клира Москвы: Преосвященные викарии и отцы благочинные, наместники и игумении ставропигиальных обителей, руководители епархиальных отделов и комиссий, а также настоятели приходов и подворий Московской епархии. Другие клирики Москвы имеют возможность участвовать в епархиальном собрании посредством его прямой трансляции на официальном сайте Русской Православной Церкви.

Размышляя над нынешней ситуацией, над тем, как страна и Церковь длительное время живут в условиях разного рода ограничений, мы понимаем, что до конца привыкнуть к жизни в режиме чрезвычайных обстоятельств невозможно. Поэтому мы, конечно, продолжаем надеяться на то, что в ближней или в средней перспективе большинство ограничений будет снято. Да, профилактические меры всё еще применяются, в том числе в храмах. Вполне понимаю, что некоторые из них могут быть неприятны — как, например, длительное ношение масок. Призываю всех еще потерпеть ради сохранения возможности участия всех нас в богослужении и в первую очередь в Божественной Евхаристии — самом ценном даре Господа Своей Церкви. Упомянутые меры являются временными, и я надеюсь, что в обозримом будущем мы сможем от них отказаться, тем более что к настоящему времени как специалисты, так и рядовые граждане уже хорошо информированы о способах передачи и последствиях коронавирусной инфекции и о разумных и достаточных мерах предосторожности. Накоплен значительный опыт лечения заболевших. Очевидно, что благодаря этому ограничения, введенные осенью этого года государственной властью, были намного более гибкими, чем это было в самом начале эпидемии, — и это несмотря на то, что число выявленных заражений было гораздо выше в последние месяцы, чем весной 2020 года. Гибкий подход к определению необходимых профилактических мер будет применяться и нами в наших внутренних решениях по этому поводу.

Так или иначе, даже если произойдет возвращение к большей части привычных внешних обстоятельств жизни, мы понимаем: мир за прошедшие два года изменился столь существенно, и подчас столь стремительно, что можно говорить о «смене эпох». Как я уже говорил на прошлом епархиальном собрании, грядущему Архиерейскому Собору предстоит подробно обсудить эти изменения, дать им всестороннюю и глубокую богословскую и пастырскую оценку. По причине обострения этой осенью эпидемической обстановки Священный Синод принял решение перенести сроки Архиерейского Собора с изначально запланированных в ноябре. Богу содействующу, Собор состоится весной наступающего года.

Сегодня еще раз хочу поблагодарить всех клириков, монастырских и приходских тружеников, несущих свое служение в нынешних непростых условиях. Отдельную благодарность выражаю духовенству, трудящемуся там, где ведется небезопасная борьба за жизнь заболевших, там, где люди лишены возможности находить утешение в общении с родными и близкими — в так называемых больничных красных зонах. Да вознаградит Господь и врачей, медицинских работников и добровольцев за их самоотверженный труд.

Призываю всех с осторожным вниманием следить за своим здоровьем, прислушиваться к рекомендациям специалистов. Знаю, что многих волнует тема вакцинации от коронавирусной инфекции и что в среде духовенства и мирян, точно так же, как и во всем обществе, есть разногласия по этому поводу. Кто-то считает, что вакцинация должна быть обязательной для всех, кто-то — что она должна быть полностью добровольной. Кто-то и вовсе считает ее ненужной или даже неприемлемой. В мае этого года в Москве силами секретариата Межсоборного Присутствия было организовано обсуждение данной темы с привлечением компетентных специалистов. По итогам этой встречи была сформулирована достаточно взвешенная позиция. С одной стороны, было вновь подчеркнуто, что «Русская Православная Церковь последовательно придерживается принципов защиты свободы выбора человека в использовании или неиспользовании новых и быстро развивающихся технологий, в том числе в сфере медицины». В то же время участники встречи напомнили, что «исторический опыт Русской Православной Церкви знает примеры активного участия священнослужителей в распространении практики вакцинации», благодаря которой многие известные в прошлом эпидемии сошли на нет.

Как вам известно, сам я вакцинировался еще в прошлом году на основании рекомендации врачей. При этом убежден, что вакцинироваться или нет — это вовсе не вероучительный вопрос. Это вопрос сугубо медицинский, дело личного выбора и ответственности человека, его жизненного опыта. В связи с этим совершенно недопустимым является злоупотребление пастырской властью по этому и подобным вопросам. И уж тем более вакцинацию никак нельзя рассматривать как признак апостасии. Даже если весь мир станет ареной сегрегации по иммунному признаку, Церковь должна оставаться свободной от такой сегрегации и принимать всех стремящихся ко Христу людей.

При этом грехом лжи следует назвать как намеренное недостаточное и недостоверное информирование людей об эффектах вакцин, так и распространение непроверенных слухов и мифов относительно последствий вакцинации.

С темой вакцинации в настоящее время тесно связан вопрос о присвоении гражданам электронных сертификатов о прохождении медицинской процедуры, о состоянии здоровья — так называемом иммунном статусе с использованием QR-кодов. Оставляя за скобками весьма важные темы сохранения медицинской тайны, а также высокого риска утечек данных, следует отметить, что проблема представляется куда более широкой. И мы видим, что она тревожит огромное число людей.

Священный Синод в своем прошлогоднем послании 25 августа с обеспокоенностью отметил: «Использование цифровых идентификаторов, автоматизированное принятие решений, могущих повлечь поражение людей и целых сообществ в правах, широкий сбор личных данных, в том числе сведений о здоровье, а также обработка этих данных — все это требует контроля со стороны общества, в том числе со стороны Церкви как общественного института».

Выраженная Священным Синодом озабоченность в полной мере сохраняется и сегодня. О возможных рисках, связанных с цифровизацией, Церковь неоднократно предупреждала и ранее, в частности, предупреждения содержатся в решениях Архиерейского Собора 2013 года. Нарастающий по охвату и объему сбор сведений о частной жизни человека, в том числе о его здоровье, а также накопление и обработка соответствующих данных открывает возможность невиданного прежде контроля за жизнью людей — за их перемещениями, покупками, предпочтениями, даже за содержанием их общения. А ведь возможность контроля — это и возможность ограничений деятельности человека практически по любому произвольно избираемому признаку и даже принуждения к тому, что человек не признает необходимым либо считает бесчестным или греховным. Мы видим, что в праве и политической практике многих стран мира сегодня стали приниматься в качестве обязательных идеи и представления, прямо противоречащие Божией правде — библейскому учению о человеке, его достоинстве, о его взаимоотношениях с другими людьми. Несложно предвидеть, что нелояльность таким идеям очень скоро в целом ряде стран может повлечь за собой соответствующую реакцию неумолимого аппарата принуждения, оснащенного могуществом цифровых технологий. Милостью Божией в нынешнее время в России важность сохранения и защиты традиционных религиозных и нравственных ценностей подчеркивается на самом высоком уровне государственной власти, и мы твердо надеемся, что таковое положение будет сохраняться и далее. Однако многие люди в нашей стране обеспокоены самим риском того, что использование технологии, однажды узаконенное в качестве временной меры и в исключительных обстоятельствах, впоследствии может быть возобновлено, существенно расширено и приведет к ограничению основных прав и свобод, а также к вмешательству в частную и личную жизнь людей. Люди обеспокоены введением механизма «разрешительного» порядка предоставления таких прав и возможностей, которые ранее никем не подвергались сомнению и были общедоступными. Фактически возникает простой и, что важно, внесудебный механизм отлучения человека от базовых прав — таких, например, как свобода передвижения или нахождения в общественных местах, пока данный человек не выполнит условия выдачи QR-кода. Другими словами, вопрос не в связи между вакцинацией и QR-кодами, а в том, как эта система может быть использована в будущем.

Пользуясь случаем, с удовлетворением отмечу, что по итогам первого чтения на прошлой неделе законопроекта, касающегося использования в общественных местах QR-кодов, выдаваемых в связи с вакцинацией от коронавирусной инфекции, было предложено исключение для посещения храмов (наряду с другими жизненно необходимыми для людей местами). Конечно, было бы совершенно немыслимо, чтобы для входа в храм от прихожанина требовалось предъявление QR-кода или какого-либо иного гражданского разрешительного документа.

Но, как я уже сказал, вопрос носит намного более широкий характер. Мне уже довелось говорить на тему рисков цифровизации с высокой трибуны Государственной Думы Российской Федерации в ходе парламентских чтений в мае нынешнего года. Мы твердо надеемся, что государственная власть, в первую очередь ее законодательные органы прислушаются к мнению людей, обеспокоенных изменениями, которые могут произойти в жизни общества вследствие все нарастающей цифровизации. Важно помнить, что любые технологии только тогда могут приносить пользу, когда они подконтрольны человеку, а не когда человеческая жизнь ставится в зависимость от обезличенной технологии. Более того, использование инструментов, могущих затронуть личную жизнь и свободу каждого человека, должно проистекать из общественного консенсуса и контролироваться обществом.

При этом должен сказать, что неуместными и греховными являются рассуждения о вакцинации или о присвоении в связи с ней QR-кода как о будто бы «печати антихриста». Грехом является и сеяние паники. Такие рассуждения уводят людей от понимания того, что порабощение антихристу состоит в отказе от верности Господу в своих делах, словах, в отказе от пребывания в Церкви, — а пресловутая «печать» является лишь внешним знаком, видимым выражением совершившейся апостасии, от которой будем твердо хранить себя в любви ко Христу.

 

Несколько слов теперь скажу о епархиальной статистике и о своей деятельности в 2021 году.

На 1 декабря 2021 года в Москве насчитывается 1218 храмов и часовен[1], то есть на 14 больше, чем годом ранее. Число храмов, в которых богослужение совершается не реже одного раза в неделю, увеличилось с 537 до 541. По программе строительства новых храмов за 11 лет возведены и уже действуют 78 храмов. В 3 храмах завершены общестроительные работы. Строятся 38 храмов. Таким образом уже построены или находятся на разных этапах строительства 119 из 200 запланированных храмов. На стадии разработки проектной документации находятся более 20 храмов[2].

В клире Москвы 33 архиерея, 1395 священников и 413 диаконов — всего 1841 клирик, то есть на 24 священнослужителя больше, чем год назад. В этом году мною совершены 6 пресвитерских и 3 диаконских хиротонии[3].

Под Патриаршим управлением действуют 36 ставропигиальных обителей: в том числе 17 мужских монастырей и 19 женских, с 1059 насельниками и 1014 насельницами (включая послушников и послушниц).

За истекший год скончался 61 московский клирик; а также насельник и насельница ставропигиальных монастырей. Это намного меньше, чем в 2020 году, когда скончались 91 клирик, насельник и насельница, но все еще больше, чем в 2019 году, когда умерших было 33. Помянем наших усопших братьев и сестер поименно:


    • Находившийся в Москве на покое епископ Аркадий (Афонин; †03.06.2021)

      а также почившие клирики г. Москвы:

    • протоиерей Сергий Кочкин (†25.12.2020)
    • архимандрит Сергий (Объедков, †02.01.2021)
    • протоиерей Дмитрий Ходов (†03.01.2021)
    • иерей Вячеслав Михайловский (†07.01.2021)
    • протоиерей Николай Беляев (†12.01.2021)
    • игумен Ермоген (Голин; †15.02.2021)
    • протодиакон Симеон Аветисян (†10.05.2021)
    • протоиерей Филипп Филатов (†11.05.2021)
    • протоиерей Геннадий Андриянов (†15.05.2021)
    • протоиерей Лев Семенов (†31.05.2021)
    • диакон Андрей Горбунов (†12.06.21)
    • иерей Николай Селезнев (†11.07.21)
    • протоиерей Александр Точилов (†17.07.2021)
    • протоиерей Николай Михнюк (†23.08.21)
    • протоиерей Александр Шестак (†08.09.2021)
    • протоиерей Александр Дубинин (†28.09.2021)
    • иерей Алексий Петухов (†03.10.2021)
    • протоиерей Александр Лаврухин (†23.10.2021)
    • протоиерей Владимир Ковтуненко (†03.12.2021)

      почившие насельники монастырей:

    • монах Петр (Колесник; †27.12.2020)
    • послушник Александр Веригин (†01.01.2021)
    • иеромонах Харалампий (Захаров; †26.01.2021)
    • иеросхимонах Авраам (Княженцев; †18.02.2021)
    • иеромонах Варнава (Клюшин; †09.03.2021)
    • монах Киприан (Рыжков; †19.03.2021)
    • иеродиакон Севастиан (Антипочкин; †06.04.2021)
    • игумен Андроник (Трубачев; †5.04.2021)
    • послушник Игорь Веселов (†09.05.21)
    • игумен Косма (Алёхин; †09.08.2021)
    • архимандрит Мефодий (Петров; †22.07.2021)
    • монах Александр (Гайдэу; †09.08.2021)
    • архимандрит Андрей (Вац; †21.08.2021)
    • игумен Арсений (Мосалев; †06.09.2021)
    • архимандрит Александр (Богдан; †22.10.2021)
    • иеродиакон Никон (Шишкин; †10.12.2021)
    • послушник Дионисий Адов

      почившие насельницы монастырей:

    • монахиня Исидора (Носова)
    • монахиня Марина (Леонтьева; †05.01.2021)
    • послушница Раиса Чекавинская (†16.01.2021)
    • схимонахиня Параскева (Маслюкова; †19.01.2021)
    • инокиня Саломия (Емельянова; †27.01.2021)
    • монахиня Валерия (Антонюк; †24.02.2021)
    • монахиня Макария (Позднякова; †28.04.2021)
    • монахиня Вассиана (Кирюхина; †26.08.2021)
    • монахиня Иннокентия (Васильева; †12.01.2021)
    • схимонахиня Рафаила (Александрова; †15.02.2021)
    • монахиня Елисавета (Бендас; †07.04.2021)
    • монахиня Александра (Барто; †22.08.2021)
    • инокиня Евмения (Задорожная; †11.08.2021)
    • схимонахиня Иоанна (Тамилина; †10.08.2021)
    • монахиня Марфа (Большева; †23.07.2021)
    • инокиня Елена (Титова; †20.09.2021)
    • монахиня Ангелина (Трифонова; †03.09.2021)
    • монахиня Маркелла (Белошицкая; †06.10.2021)
    • монахиня Домника (Богодист; †07.10.2021)
    • монахиня Каллиста (Корельская; †17.10.2021)
    • игумения Рафаила (Хильчук; †04.11.2021)
    • схимонахиня Михаила (Непытаева; †09.11.2021)
    • монахиня Ермогена (Хилюкова; †13.11.2021)
    • монахиня Георгия (Михеева; †03.12.2021)

Пропоем почившим «Вечную память».

Приложение I

Приложение II

Приложение III

Приложение IV



[1] Смотреть развернутую статистику в Приложении I, раздел 1.

[2] Списки храмов смотреть в Приложении I, разделы 7-8

[3] Списки хиротоний смотреть в Приложении I, разделы 4-5.

[4] Список освящений смотреть в Приложении I, разделы 6.

[5] Список смотреть в Приложении I, раздел 2.

[6] 13 апреля, 17 июня, 23-24 сентября, 8 ноября.

[7] 11 февраля, 26 марта, 15 июня.

[8] См. Приложение IV.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5874415.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в Неделю 27-ю по Пятидесятнице после Литургии в Храме Христа Спасителя

26 декабря 2021 г. 15:45

26 декабря 2021 года, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, святых праотец, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем апостольском чтении, а это было Послание к Колоссянам (Кол. 3:4-11), мы слышим такие слова: апостол Павел призывает нас совлечься ветхого человека, то есть разрушить в себе ветхого человека, и облечься в нового, созданного по Богу. Во времена апостола Павла это была очень актуальная тема, ведь он проповедовал и иудеям, и язычникам. Апостол проповедовал людям эпохи, в которой не было известно имя Господа и Спасителя, каждый жил по законам своей, ветхой веры: язычники — по своим законам, иудеи — по своим. Поэтому можно смело сказать, что призыв отречься от ветхого человека, от идеала человеческой жизни, порожденного язычеством или ветхозаветной традицией, был, конечно, призывом революционным. Как же так — порвать с прошлым, с обычаями, с привычками, в каком-то смысле даже со своей культурой, и облечься в нечто новое, в какого-то нового человека?

Призыв апостола Павла, произнесенный две тысячи лет назад, остается очень актуальным и по отношению к каждому из нас. Ведь в каждом из нас живет ветхий человек, и жизнь этого ветхого человека выражается в первую очередь в том, что мы в своем поведении, в своем отношении к ближним и дальним часто руководствуется не тем, что было предложено Господом и Спасителем и что должно было сформировать нового человека, по Богу созданного, а руководствуемся эмоциями, страстями, греховными мыслями. Только о зависти можно говорить часами, потому что это страшный грех, который деформирует человеческое сознание и человеческую жизнь, — но и он оттуда же, из древних времен. А ведь в человеке, воссозданном через Боговоплощение и через приобщение к Господу и Спасителю, этого быть не должно! Тем не менее ветхий человек живет в нас, помрачает наше сознание, прокладывает некие греховные ориентиры в нашей жизни.

Поэтому послание апостола Павла, обращенное к древним колоссянам, и сегодня обращено к нам. Мы должны отречься от ветхого человека, а для того чтобы это сделать, у нас есть Слово Божие — Евангелие, которое мы должны читать каждый день, хотя бы по одной главе, и размышлять над ним. Мы должны внимательно слушать проповедь в храме и потом, размышляя над сказанным, делать правильные выводы для своей жизни, преломляя их в нашем отношении к людям, но, в первую очередь, в нашем отношении к Богу.

Замечательные слова апостола Павла о том, что нам надлежит совлечь с себя ветхого человека, должны стать руководством для всех нас. Конечно, не так просто совлечь с себя ветхого человека, который продолжал навязываться в качестве идеала на протяжении двух тысяч лет христианской истории. Ветхий человек как идеал присутствует не только на уровне наших страстей, но и в художественной литературе, и особенно в современном кинематографе. Вновь и вновь ветхий человек предлагается как жизненный идеал — чаще всего именно в средствах массовой информации и произведениях современной культуры мы сталкиваемся с пропагандой ветхого человека. Поэтому для нас, современных людей, призыв апостола Павла совлечь с себя ветхого человека означает не только нашу внутреннюю работу над самими собой. В первую очередь это призыв к духовной бдительности, к тому, чтобы мы не впускали ветхого человека в качестве идеала в свое сознание и в свое сердце, чтобы мы явственно понимали, что пропаганда ветхого человека — это дело давно прошедших времен и есть не что иное, как диавольское искушение. Снова нас хотят вовлечь в идолопоклонство, и ведь вовлекают с помощью многих соблазнов, ложных идей, ложных доктрин, а чаще всего на бытовом уровне, когда мы, устремляясь исключительно к устроению внешнего благополучия, забываем о главном — о своей внутренней жизни, о состоянии своей души. А ведь по апостолу это и есть самое важное — совлечься ветхого человека. Церковь Божия несет через столетия и тысячелетия великую весть о новом человеке, созданном по Богу, по Божиему закону, который был явлен нам в образе Христа Спасителя и которому мы должны подражать, которого мы должны пестовать, которого мы должны воспитывать в самих себе. Эта проповедь никогда не должна выходить за границы нашего внимания.

Наученные замечательным Посланием к Колоссянам святого апостола Павла, постараемся не забывать об этих словах. Ведь очень часто бывает так, что человек слушает в храме Евангелие и апостольское послание, проповедь священника, а потом выходит на улицу и через 10-15 минут, а то и раньше, обо всем забывает, будто ничего и не было — ни Божественной литургии, ни причастия Святых Христовых Таин, ни проповеди, ни вразумления. Все проходит. Почему? А потому что ветхий человек взял верх и победил нового, по Богу созданного. Поэтому самый главный призыв, который мы сегодня слышим через Послание к Колоссянам апостола Павла, — это дать возможность новому человеку, который в нас присутствует через таинство Крещения, через причащение Святых Христовых Таин, через нашу искреннюю веру, победить в себе ветхого человека с его страстями, с его конфликтами, с его скорбями, с его страданиями, проистекающими в первую очередь от греха.

И да поможет нам Господь вразумиться великими словами апостола, совлечь с себя ветхого человека и облечься в нового, по Богу созданного, для того чтобы, уподобляясь Самому Богу в меру своих ограниченных сил, обретать надежду на жизнь вечную. Совершенно очевидно, что мы не можем в полноте осуществить эти заповеди, но если будем размышлять о них сегодня, покинув храм, если, встав завтра утром, вспомним, что главная цель нашей жизни — разрушить в себе ветхого человека и облечься в нового, то, пусть и не без проблем, не без трудностей, не без падений, все-таки обретем возможность преодолеть тяготение плоти, тяготение греха. Пусть великие слова апостола Павла укрепят нас в чистой, добродетельной христианской жизни и даруют внутренний мир, радость и покой, которые всегда сопровождают того, кто совлекает с себя ветхого человека и облекается в нового, по Богу созданного. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5875936.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла перед молебном на новолетие

31 декабря 2021 г. 20:03

Вечером 31 декабря 2021 года, в канун Нового года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебное пение на новолетие в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Перед началом богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

По традиции в преддверии Нового года мы совершаем молебен. Благодарим Господа за год минувший, простираем к Нему свои молитвы и свою надежду на то, что грядущий год станет годом Его благости.

Но благость Божия не означает спокойной безоблачной жизни. Благость Божия заключается в том, чтобы человек сохранял веру в сердце, по возможности свое здоровье, чтобы он был окружен любящими людьми. А если говорить в большем масштабе, чтобы из рода человеческого, из человеческого общежития не исчезала любовь, не исчезало милосердие, чтобы люди сохраняли эти важнейшие измерения, характеризующие человека как совершенно особое существо, созданное по образу Божию.

Все, что нас сегодня окружает, имеет в себе определенный опасный потенциал. Много доброго, хорошего, правильного; но вместе с тем развитие техники, технологий, повышение комфорта нередко расслабляет человека, делает его менее способным преодолевать жизненные трудности и проходить через испытания. Мы знаем, как много людей не выдерживают трудности и испытания, и нужно ясно понимать: полнота человеческой жизни или то, что мы называем человеческим счастьем, — это в первую очередь Божий дар. Божий дар, который мы обретаем в ответ на свою веру и в ответ на свои добрые дела.

Не может быть по-настоящему счастливым человек, который живет только для себя. Внешне он может казаться очень счастливым, благополучным, богатым, но он никогда не будет счастлив по-настоящему, потому что образ жизни, который не предполагает совершения добрых дел, не может привести человека к счастью.

Накануне Нового года мы молимся, чтобы наступающий год был счастливым. Вот тут-то и нужно подумать о том, что для этого мы должны трудиться. А поскольку мы сейчас в храме Божием и будем возносить свои молитвы ко Господу, то в первую очередь нужно иметь в виду такой труд, который непременно приносит добро в личную, семейную, общественную и государственную жизнь. Если каждый из нас будет руководствоваться таким пониманием доброго дела, если каждый будет понимать, что без добрых дел и вера мертва (см. Иак. 2:20), да и спасение невозможно, то мы действительно станем умелыми в совершении добрых дел, способных изменить жизнь к лучшему.

Грядущий год — мы надеемся и будем сейчас об этом молиться — должен быть годом мира. Потому что всякое нарушение мира в результате ожесточения людей наносит огромный ущерб человеческой жизни. И дай Бог, чтобы ни на нашей земле, ни вокруг нее, ни вообще в мире не было конфликтов, междоусобной брани, проявлений агрессии, стремления одних народов победить другие. Потому что в условиях нынешнего развития цивилизации любой конфликт очень опасен, даже если мир нарушается где-то далеко.

Церковь всегда молится о мире — о мире всего мира, о благостоянии святых Божиих церквей. Это часть нашего воздыхания ко Господу. Но давайте особенно помолимся в эту предновогоднюю ночь, чтобы Господь миром благословил жизнь нашего народа, нашей страны, всей Святой Руси и всего рода человеческого. У каждого, конечно, есть и своя молитва — о семье, о родных и близких, о коллегах по работе, — и о них помолимся. Важно, чтобы вокруг каждого из нас были мир и духовное благополучие. Но для того чтобы было так, каждый из нас должен трудиться, а в предновогоднюю ночь вознести особые о том молитвы ко Господу.

Дай Бог, чтобы грядущий год стал годом благости Божией. Чтобы укреплялась вера в сердцах людей. Чтобы эта вера сопровождалась совершением реальных добрых дел. Чтобы зло силой добра исторгалось из общественных и личных отношений. Мир стал таким хрупким, и нельзя жонглировать злом, нельзя со злом шутить — это действительно опасно для жизни человека, для наших семей, детей, внуков и для всего рода человеческого. И будем надеяться, что Господь ответит на наши молитвы и дарует нам мир — в наших сердцах, в наших семьях, между родными и близкими, между странами и народами. Конечно, я буду особенно молиться о мире на просторах исторической Руси — той самой земли, которая входит в духовную орбиту Русской Православной Церкви.

Пусть Господь благословит всех нас, дарует нам надежду и упование на то, что Его силой и нашими смиренными трудами будет и дальше развиваться все доброе и, надеемся, умаляться злое. Такое развитие человеческой личности и человеческого общества, которое сопровождается укреплением добра и умалением зла, и есть залог всеобщего благополучия и человеческого счастья. И да услышит Господь наши молитвы, вознесенные в канун Нового 2022 года!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5878415.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла перед молебном на новолетие

31 декабря 2021 г. 20:03

Вечером 31 декабря 2021 года, в канун Нового года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебное пение на новолетие в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Перед началом богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

По традиции в преддверии Нового года мы совершаем молебен. Благодарим Господа за год минувший, простираем к Нему свои молитвы и свою надежду на то, что грядущий год станет годом Его благости.

Но благость Божия не означает спокойной безоблачной жизни. Благость Божия заключается в том, чтобы человек сохранял веру в сердце, по возможности свое здоровье, чтобы он был окружен любящими людьми. А если говорить в большем масштабе, чтобы из рода человеческого, из человеческого общежития не исчезала любовь, не исчезало милосердие, чтобы люди сохраняли эти важнейшие измерения, характеризующие человека как совершенно особое существо, созданное по образу Божию.

Все, что нас сегодня окружает, имеет в себе определенный опасный потенциал. Много доброго, хорошего, правильного; но вместе с тем развитие техники, технологий, повышение комфорта нередко расслабляет человека, делает его менее способным преодолевать жизненные трудности и проходить через испытания. Мы знаем, как много людей не выдерживают трудности и испытания, и нужно ясно понимать: полнота человеческой жизни или то, что мы называем человеческим счастьем, — это в первую очередь Божий дар. Божий дар, который мы обретаем в ответ на свою веру и в ответ на свои добрые дела.

Не может быть по-настоящему счастливым человек, который живет только для себя. Внешне он может казаться очень счастливым, благополучным, богатым, но он никогда не будет счастлив по-настоящему, потому что образ жизни, который не предполагает совершения добрых дел, не может привести человека к счастью.

Накануне Нового года мы молимся, чтобы наступающий год был счастливым. Вот тут-то и нужно подумать о том, что для этого мы должны трудиться. А поскольку мы сейчас в храме Божием и будем возносить свои молитвы ко Господу, то в первую очередь нужно иметь в виду такой труд, который непременно приносит добро в личную, семейную, общественную и государственную жизнь. Если каждый из нас будет руководствоваться таким пониманием доброго дела, если каждый будет понимать, что без добрых дел и вера мертва (см. Иак. 2:20), да и спасение невозможно, то мы действительно станем умелыми в совершении добрых дел, способных изменить жизнь к лучшему.

Грядущий год — мы надеемся и будем сейчас об этом молиться — должен быть годом мира. Потому что всякое нарушение мира в результате ожесточения людей наносит огромный ущерб человеческой жизни. И дай Бог, чтобы ни на нашей земле, ни вокруг нее, ни вообще в мире не было конфликтов, междоусобной брани, проявлений агрессии, стремления одних народов победить другие. Потому что в условиях нынешнего развития цивилизации любой конфликт очень опасен, даже если мир нарушается где-то далеко.

Церковь всегда молится о мире — о мире всего мира, о благостоянии святых Божиих церквей. Это часть нашего воздыхания ко Господу. Но давайте особенно помолимся в эту предновогоднюю ночь, чтобы Господь миром благословил жизнь нашего народа, нашей страны, всей Святой Руси и всего рода человеческого. У каждого, конечно, есть и своя молитва — о семье, о родных и близких, о коллегах по работе, — и о них помолимся. Важно, чтобы вокруг каждого из нас были мир и духовное благополучие. Но для того чтобы было так, каждый из нас должен трудиться, а в предновогоднюю ночь вознести особые о том молитвы ко Господу.

Дай Бог, чтобы грядущий год стал годом благости Божией. Чтобы укреплялась вера в сердцах людей. Чтобы эта вера сопровождалась совершением реальных добрых дел. Чтобы зло силой добра исторгалось из общественных и личных отношений. Мир стал таким хрупким, и нельзя жонглировать злом, нельзя со злом шутить — это действительно опасно для жизни человека, для наших семей, детей, внуков и для всего рода человеческого. И будем надеяться, что Господь ответит на наши молитвы и дарует нам мир — в наших сердцах, в наших семьях, между родными и близкими, между странами и народами. Конечно, я буду особенно молиться о мире на просторах исторической Руси — той самой земли, которая входит в духовную орбиту Русской Православной Церкви.

Пусть Господь благословит всех нас, дарует нам надежду и упование на то, что Его силой и нашими смиренными трудами будет и дальше развиваться все доброе и, надеемся, умаляться злое. Такое развитие человеческой личности и человеческого общества, которое сопровождается укреплением добра и умалением зла, и есть залог всеобщего благополучия и человеческого счастья. И да услышит Господь наши молитвы, вознесенные в канун Нового 2022 года!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5878415.html