Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 537098 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в Рождественский сочельник после Литургии в Храме Христа Спасителя

6 января 2022 г. 15:29

Утром 6 января 2022 года, в навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Досточтимые владыки, отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с вхождением в великий праздник Рождества Христова.

Мы отслужили богослужение, которое согласно Уставу должно было бы совершаться вечером, а Литургия — в преддверии самого праздника, ночью. Изменились времена, но все отражено в наших богослужебных текстах, и в этом смысле мы можем утверждать, что настоящим богослужением мы действительно вступаем в великий светозарный праздник Рождества Христова.

Мы называем Христа Светом, так Он именуется в Божественном откровении, и не просто именуется — Он явил Себя как свет на горе Фавор. А что такое свет? Каждый, кто учился в школе, знает, что свет — это электромагнитные колебания в определенном спектре. Но об этом ли свете идет речь в Евангелии? Конечно, нет! Это не физический свет, это свет Божественный; если хотите, это видимый спектр невидимой Божественной энергии. И открывается эта Божественная энергия в виде света людям с особым духовным зрением или, по воле Божией, в особые мгновения человеческой истории. На горе Фавор люди увидели этот свет, они прикоснулись к видимому присутствию Божественной благодати. И через Господа и Спасителя, Которого мы называем Светом миру, эта Божественная благодать через Его жизнь, через Его проповедь, через Его смерть, через Его Воскресение сегодня присутствует в роде человеческом. Наши физические очи, помраченные грехом, не видят сегодня в храме Божественную благодать, но этот Фаворский свет здесь, с нами, и он отображается в наших сердцах, когда они способны почувствовать его присутствие. Именно в праздник Рождества Христова, в праздник Богоявления огромное количество людей чувствуют присутствие Божественной благодати. Уверен, что и многие из тех, кто сегодня в храме, сердцем почувствовали это дуновение Божественной силы, Божественной благодати.

Церковь именует Спасителя Светом, и Он действительно был Свет. А что делает свет? Он разрушает тьму. Каждый, кто водит машину, знает, как это важно: сгустились сумерки, наступила темнота и ехать невозможно, какая бы хорошая машина у тебя ни была. Ты включаешь фары, тебе нужен свет, чтобы увидеть дорогу; а если фары не работают, то и ехать нельзя. Божественный свет, свет Христов и есть некий прожектор, высвечивающий правильное направление нашей жизни. А если человек тушит этот прожектор своим неверием, своим безбожием, своим отрицанием Бога, своими греховными делами? Тогда дальше будь как будет. Ты считаешь себя таким сильным? Поезжай вперед по темной дороге. Боишься, что там пропасть, и ты можешь упасть? Ну что ж, принимай ответственность на себя. Боишься, что за поворотом тебя ждет что-то опасное для жизни? Все равно поезжай, ты же на себя взял ответственность за то, чтобы видеть, что впереди…

Но мы, верующие люди, умеющие водить машину, да и делать многое другое не хуже тех, кто в Бога не верит, — мы знаем, что Господь есть свет. Он явил нам это откровение, в том числе через сегодняшний светозарный день. Господь — светлый и ясный Луч. Он не предопределяет нашу жизнь, Он не тащит нас, подобно тому, как локомотив тащит за собой вагоны. Господь дает нам свободу идти вперед, но Он освещает нам путь. Свет Истины, явившийся через рождение Сына Божия, дарует нам благодать. Господь любит нас, несмотря ни на что, и Его Божественный свет указывает нам единственно верный путь в будущее.

Мы знаем, как много в мире катаклизмов, как много нестроений, как все более и более сложной и опасной становится сегодня международная обстановка, в том числе вокруг нашей страны. Мы все это видим, узнаём через средства массовой информации, но мы должны просить Господа, чтобы Он возжег свет Своей благодати перед очами и власть имущих, и всего нашего народа, да и всего рода человеческого, потому что, только следуя в этом Божественном луче света, можно избежать личных, семейных, государственных и иных катаклизмов, которые сегодня сотрясают человечество.

Будем верить в то, что Господь с нами, как Он сказал нам сегодня через замечательные слова: С нами Бог! Разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог (Ис. 8:9-10). Тот Самый Бог, Который дарует нам верный ориентир на нашем жизненном пути; и нам остается только просить Господа, чтобы хватило у нас разумения идти по жизни, руководствуясь этим ориентиром, этим светом, который сила Божественная предлагает нам в качестве путеводной звезды, помогающей преодолеть опасности, трудности, искушения и соблазны этой жизни и ввести нас в вечное и Божественное Царство. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5879588.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

6 января 2022 г. 08:00

Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю всех вас с великим праздником Рождества Христова.

В эту светлую ночь радуется все творение, ведь приближается и приходит ныне Господь, ожидание народов и спасение мира (канон на повечерии Предпразднства Рождества Христова). Пришествия Спасителя долгие годы чаяли люди, утратившие после изгнания из рая связь со Своим Создателем, забывшие, как это радостно — ежедневно чувствовать присутствие Божие и слышать совсем рядом Его глас, иметь возможность обращаться к Нему — и сразу получать ответ, знать, что ты в полной безопасности — потому что Господь рядом с тобой.

Именно этого ощущения безопасности, защищенности и спокойствия нам очень не хватает сегодня, когда губительное поветрие все еще вносит свои коррективы в нашу жизнь, когда трудно что-то прогнозировать и строить планы, когда неуверенность в завтрашнем дне постоянно держит в напряжении и вызывает тревогу. Однако в этих непростых обстоятельствах мы особенно остро ощутили хрупкость человеческого бытия, осознали, что должны ценить как величайший Божий дар каждый новый день, поняли, каким тяжелым бременем становится вынужденное одиночество и как важно иметь возможность регулярного личного общения с родными и близкими.

Взирая ныне на лежащего в яслях Младенца Христа, на Его Пречистую Матерь и праведного Иосифа Обручника, мы понимаем, что только любовь к Богу и людям способна укрепить нас в различных испытаниях, изгнать страх из наших сердец, дать силы на совершение добрых дел.

Ведь Пресвятая Богородица в один из самых важных моментов Своей жизни тоже находилась в стесненных обстоятельствах — в чужом городе, в пустынном месте, в пещере для скота. Однако убогий вертеп показался Ей прекрасной палатой (тропарь Предпразднства), потому что Ее сердце переполняла любовь к Сыну и Богу: эта любовь преображала все вокруг, и Пречистая Дева не замечала ни неудобств, ни последней нищеты вертепа. Благодарность Творцу и нежность к новорожденному Младенцу позволяла Ей вменять трудности ни во что и видеть благой Промысл Божий во всех обстоятельствах, которые ниспосылал Ей Господь. Как это отличается от нашего восприятия данных Богом испытаний, когда, например, во время изоляции многие даже родной дом воспринимали как тюрьму, впадали в уныние и видели все в черном цвете.

Мысленно предстоя сегодня яслям Спасителя, у которых рядом с Творцом пребывает все творение — и люди, и животные, и ангелы, слуги Пресвятой и Трисолнечной Зари (канон 5-го гласа в понедельник утра), — ощутим себя окруженными любовью Божией и объединенными вокруг Христа. Сбросим с души оковы боязни и недоверия, тревоги и отчаяния, услышим глас Сына Божия, Который приходит на грешную землю и призывает к Себе всех труждающихся и обремененных, обещая им покой (Мф. 11:28). Приходит — и научает нас жить так, чтобы утраченное райское блаженство вновь стало реальностью, и даже больше — чтобы человек мог непостижимым и таинственным образом соединяться с Господом.

Родившийся на земле Царь Небесный (стихиры праздника) уже все сделал для нашего спасения. Нам остается только принять Его любовь и ответить на нее своими поступками — жизнью по заповедям и делами милосердия, крепкой верой и желанием быть с Богом, готовностью не только принимать из Его Отеческих рук обильные щедроты, но и с твердым упованием и доверием Ему преодолевать те или иные сложности.

Дорогие мои, вновь и вновь поздравляю вас с Рождеством Христовым. «Никто не отлучен от соучастия в этом ликовании, — свидетельствует святитель Лев Великий, — ведь повод к радости общий для всех. Пусть же ликует святой, ибо приближается к славе. Пусть радуется грешник, ибо даруется ему прощение» (Слово I на Рождество Христово). Господь да ниспошлет всем вам душевное и телесное здравие, неоскудевающую радость и бодрость духа, укрепит в совершаемых вами трудах и в дальнейшем шествии стезей спасения. Аминь.

  • +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
  • Рождество Христово
  • 2021/2022 г.
  • Москва

Рождественское послание Святейшего Патриарха Кирилла на языках мира

 

http://www.patriarchia.ru/db/text/5860655.html


Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Рождественское обращение Святейшего Патриарха Кирилла к телезрителям

7 января 2022 г. 03:00

7 января 2022 года, в праздник Рождества Христова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением к телезрителям.

Дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю всех вас с великим праздником Рождества Христова и с наступившим Новым годом! На протяжении двух тысячелетий, из поколения в поколение передается благая весть о необычном Младенце, Который родился не в царских палатах и не в богатых чертогах, а в убогой Вифлеемской пещере. Имя Ему — Иисус.

Так начинается земная жизнь Безначального Бога. Невидимый становится видимым, Всесильный — беззащитным, Всемогущий — уязвимым. Какова же цель этого уничижения, через которое Бог лишает Себя всемогущей силы и облекается в человеческую слабость? Господь нисходит на землю, чтобы возвести человека на небо. Он рождается, чтобы спасти людей от порабощения грехом и его последствия — смерти, открыть врата рая, потерянного прародителями на заре истории, и даровать всем жизнь вечную.

После пришествия в мир Спасителя, Его Евангельской проповеди, крестного подвига и славного Воскресения все мы получили возможность стать своими, а не чужими Богу, как пишет об этом апостол Павел (см. Еф. 2:19). Более того, все мы призваны быть детьми Божиими, родными и близкими друг другу по благодати, ниспосылаемой свыше.

Как этого достичь? Ответ дает нам Церковь, ее многовековой опыт. Он свидетельствует, что через участие в Таинствах каждый верующий человек уже здесь, на земле, становится причастником Божественной жизни (см. 2 Пет. 1:4), получает возможность стать сильнее греха и любых соблазнов, страхов, тревог и отчаяния. И сегодня я призываю всех вас не пренебрегать этим бесценным даром, который принес на землю Сын Божий. Посещайте храмы, приступайте к Таинствам, творите дела любви и милосердия. Не сомневайтесь: в этом подлинный залог духовного и телесного здравия, неиссякаемый источник сил и вдохновения, в том числе для того, чтобы служить Богу и ближним.

Рождество — великий праздник любви и надежды. Поистине, свет Христов просвещает всякого человека, приходящего в мир (см. Ин. 1:9), как говорит нам само Слово Божие. Он рассеивает тьму неведения, согревает сердца, наполняя их любовью и благодарностью, вселяет уверенность в то, что Господь всегда с нами, что именно Он нам прибежище и сила.

Обращаясь ко всем вам, хотел бы пожелать, чтобы в наступившем году надежда на милость Божию озаряла жизненный путь каждого из вас, чтобы в семьях были мир и лад, а в сердцах царила любовь. Пусть благословение Господне пребывает с вами, утверждая в любви, добре и помогая в делах, совершаемых на пользу родной стране, на радость не только ближним, но и дальним — всем, кто нуждается в вашей поддержке и человеческом участии.

С праздником, дорогие мои! С Рождеством Христовым! Будьте здоровы и Богом хранимы!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5879455.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Рождественское интервью Святейшего Патриарха Кирилла телеканалу «Россия»

7 января 2022 г. 12:02

7 января 2022 года, в праздник Рождества Христова, на телеканале «Россия» состоялся показ традиционного Рождественского интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Предстоятель Русской Православной Церкви ответил на вопросы политического обозревателя, первого заместителя генерального директора ВГТРК А.О. Кондрашова.

— Ваше Святейшество, огромное Вам спасибо за традиционную ежегодную возможность пообщаться с Вами в Рождество.

— Благодарю Вас также за эту возможность.

— В прошлом году Вы отмечали свое 75-летие, общецерковное празднование которого перенесено на весну. Получается так, что Вы были свидетелем сразу нескольких эпох: Вы видели гонения на Церковь в советские времена, затем Вы видели, как все изменилось и преобразилось, и вот сейчас страна развивается дальше, и к нам в двери постучалось секулярное мышление. Что это? Его сторонники говорят, что ни государство, ни право ни в коем случае не должны опираться на христианские, да и вообще на религиозные ценности. Снова вызов? И как нам не утратить нашу христианскую идентичность?

— Несомненно, вызов, хоть и не новый. Начиная с Нового времени, этот вызов присутствовал в европейской культуре и европейской политической жизни, но Россия была немножко в стороне, и даже Советский Союз, не побоюсь этого сказать, оказался в стороне. Хотя идеология была тесно связана с атеизмом, но она была настолько прямолинейна и настолько зависела от политического давления и силы государства, что, несомненно, встречала не поддержку, особенно со стороны людей интеллигентных, мыслящих, а критику и даже отторжение. Атеизм Советского Союза был напористым, силовым, но он не был настолько утонченным, чтобы поражать мышление мыслящих людей. И потому в Советском Союзе, особенно на излете советского времени, сложилась парадоксальная ситуация: мыслящие люди — художественная интеллигенция, писатели, многие ученые — оказались людьми верующими; и эта вера советской интеллигенции сыграла очень важную роль, в том числе в тех переменах, которые произошли в нашей стране. Ну, а что касается религиозного фактора в современном мире, особенно в Европе, Америке, то, действительно, новый вызов — это вызов секуляризма.

Вообще-то под секулярностью всегда понималось отделение Церкви от государства. В каком-то смысле, если строго следовать этому принципу, то для Церкви особого конфликта в этом нет и особой проблемы нет. Ведь мы проповедуем Царствие Божие, пришедшее в мир, а оно всегда отделено от политической реальности, потому что Царствие Божие человек может обретать в своем сердце вне зависимости от того, в каком обществе он живет и какие силы на него воздействуют.

— Тогда почему сегодня это вызов?

— Сегодня проблема заключается в том, что секуляризм, который воспринимался как нейтральность по отношению к религии, характеризуется ярко выраженной тенденцией, направленной на разрушение религиозного начала в жизни людей. Сегодня секуляризм — это не инертный газ, это не нейтральность. Это среда, наполненная совершенно конкретной идеей, направленной на ликвидацию религии, причем не посредством каких-то гонений, а через формирование культуры, лишенной всяких религиозных корней. Человек, воспитывающийся в этой культуре, автоматически уходит от религиозной жизни, так что никакое принуждение и не требуется для того, чтобы он утратил свои религиозные корни. Вот в чем опасность секуляризма. Секуляризм — это не инертный газ, не вакуум, а пространство, наполненное идеями отрицания Бога и борьбы с религиозностью.

— В наше время вдруг стала популярной тема бессмертия. Вообще, она всегда была популярной, но сейчас прогресс таков, что биотехнологии уже реально отодвигают старость, а в последнее время заговорили о том, что новые технологии позволят буквально скопировать личность человека в компьютер, а в будущем придать кому-то другому все характеристики этой личности. Насколько это беспокоит (или не беспокоит) Церковь?

— Вы знаете, диавол все переворачивает с ног на голову. В слове Божием — в Евангелии, да и в Ветхом Завете, в книге Премудрости Соломона, — сказано, что человек создан для нетления (см. Прем. 2:23), то есть для бессмертия. Это замысел Божий. Господь сотворил человека с бессмертной душой, то есть бессмертие присутствует в природе человека. Но речь идет о бессмертии человеческого духа, о бессмертии человеческой души, а желание сделать бессмертным человеческое тело, конечно, отрицает бессмертие души. Зачем стремиться к бессмертию тела, если бессмертна твоя душа? Но поелику никакой души не существует и за гробом ничего не существует, давайте сделаем бессмертным человеческое тело! Пустая затея. Да, можно продлить человеческую жизнь, современная медицина работает над этим, и дай Бог, чтобы продолжительность жизни увеличилась. Но не вложен Богом потенциал бессмертия в это тело. Не все мы умрем, но все изменимся, как говорит Слово Божие, в мгновение ока, при последней трубе, ибо ангел вострубит, когда настанет конец истории, и мертвые воскреснут и будут живыми (см. 1 Кор. 15:51-52). То есть люди, достигнув конца истории, обретут новые телеса — таково откровение слова Божия. Поэтому полагаю, что не нужно тратить слишком много сил и энергии для того, чтобы добиться бессмертия человека в том теле, в котором он существует в течение своей земной жизни. Все эти попытки обречены на провал или приведут к каким-то очень опасным последствиям для полноты человеческой жизни.

— Позвольте, продолжу тему современных тенденций, которые вызывают вопросы, — интересно, как на все это смотрит Церковь. Семейный кризис поначалу казался проблемой там, на Западе, где не хотели жениться, не хотели заводить детей. Но вдруг мы видим, что и у нас то же самое. Люди встречаются, а жениться не хотят. Создали семью, но рожать не хотят. А в последнее время вдруг заговорили о том, что человечество на пороге создания искусственной утробы, которая избавит женщин от болей при деторождении, снимет демографические проблемы и так далее. Не знаю, как это для Вас прозвучит, но можем ли мы представить такой мир, где женщины вдруг перестанут рожать?

— Если это произойдет — сохрани Бог! — то мир, человек, человеческая личность потеряют свое основное измерение. Ведь что такое тайна рождения? Прежде всего, это тайна любви, когда любовь двух людей, соединившихся, как говорит слово Божие, в одно тело и одну душу, становится источником жизни. Это Божий замысел, и вокруг него сформирован огромный пласт человеческой культуры, литературы, изобразительного искусства, поэзии. Все вокруг этой тайны человеческой любви, которая разрешается появлением новой человеческой жизни. И что, заменить все это механизмом, машиной? Если подобное когда-нибудь произойдет, то это будет означать конец человека как человека разумного, это будет означать, в каком-то смысле, конец человеческой цивилизации, потому что тем самым через человека совершится дьявольское покушение на Божественную власть. Думаю, это несовместимо с силой Божией и с Божиим замыслом о человеке; и если такое произойдет, то это будет означать продвижение к концу человеческой истории. Да сохранит нас Господь от приближения этой страшной перспективы!

— Соглашусь на все сто процентов. Если продолжать дальше семейную тему, то еще один вопрос — это проблема отцов и детей. Вообще разрыв поколений ощущался всегда, но сейчас он какой-то цивилизационный. В руках у детей смартфоны — это вообще отдельная вселенная, где они общаются на зачастую непонятном для родителей языке; а если нет семейного единства, то нет единства и в обществе. А если в обществе нет единства, то нет гармонии между обществом и государством, и дальше дисгармония по всем статьям. Как ее преодолеть? Может ли Церковь предложить какой-то рецепт, который позволил бы прийти, в первую очередь, к семейному единству как основе основ?

— Хотел бы начать, может быть, с того, что не в полной мере соответствует Вашему вопросу. Конфликт поколений, который, собственно, и является нервом всей этой проблемы, был всегда, и каком-то смысле мы все через него прошли. Но главное, чтобы этот конфликт не переходил разумные границы, не превращался в радикальную борьбу одного поколения с другим.

Вот и я прошел через этот конфликт. Я родился и жил в благочестивой семье, где царили любовь, взаимная поддержка, но в 15 лет я пришел к родителям и сказал: я хочу уйти из семьи. Вы можете себе представить?

— Нет.

— Благополучная семья священника, мальчик, который хорошо учился в школе, который был достаточно послушным и никогда не имел никаких конфликтов со своими родителями. Но я сказал: я хочу уйти, хочу начать самостоятельную жизнь. Мне было 15 лет. Мама, конечно, в слезы, папа в недоумении, но отрок напористо продвигал свою идею. И тогда родители приняли удивительное решение — они поехали в Псково-Печерский монастырь. Там был замечательный старец Афиноген, и они решили спросить у старца, как им поступить. Я уже об этом где-то рассказывал, но повторю в контексте нашей беседы. Пришли к старцу, изложили ситуацию. Он сказал: не могу вам сейчас ничего ответить, приходите дня через два. Они пришли, старец их встретил, радостный и спокойный, и сказал: как этот мальчик вам говорит, так и поступайте. Мама в слезы, а папа сказал: нет, мы же сами попросили у старца совета, и мы сделаем так, как он сказал.

— И Вы ушли из дома?

— И я ушел из дома и поступил на работу в ленинградскую комплексную геологическую экспедицию. Я продолжал учебу в вечерней школе, но стал взрослым человеком, жил на свою зарплату и ни одной копейки не брал из семьи. А зарплата была такая, что мой бюджет составлял рубль в день. Это было достаточно трудно, но я сознательно проходил через эти трудности, потому что мне хотелось приобрести жизненный опыт. К чему я все это рассказываю? К тому, что стремление молодого человека стать самостоятельным — это естественно; важно лишь, чтобы оно не сопровождалось конфликтом с родителями. Важно, чтобы семья даже для такого подростка, становящегося взрослым, оставалась местом любви, взаимопонимания, взаимной помощи. Непременно нужно сохранять связь с родителями. Нужно с пониманием относиться к желанию молодых людей жить самостоятельно. Ни в коем случае подростковое стремление к самостоятельности не должно разрушать любовь в семье.

Теперь что касается всех этих молодежных увлечений. Вы знаете, у святых отцов есть слова, которые находят основание в Священном Писании: все возможно, но не все полезно (см. 1 Кор. 6:12). Все человеку может быть доступно, но не все полезно из того, что доступно. Конечно, умение выбирать из возможного и доступного полезное и нужное приходит с жизненным опытом. Когда молодые люди полностью отказываются от советов родителей, они вступают на тропу большого риска, потому что опыта еще не хватает, а проблемы, с которыми сталкивается молодой человек, могут быть очень опасными для его дальнейшей жизни. Поэтому любовь и согласие в семье, взаимодействие и взаимопонимание между поколениями — это очень важный фактор сохранения того, что Церковь называет Традицией с большой буквы, то есть передачей ценностей.

— Поправьте меня, если я неправ, но, по-моему, примерно полтора века назад считалось, что для веры в Бога не надо никакого образования: верьте и оставайтесь ничему не обученными. Сегодня учителя вдруг стали жаловаться на то, что дети отказываются принимать базовые знания. Все эти новые моды: я буду блогером или еще кем-то, для этого мне не нужна химия, не нужны физика и астрономия, и литература не нужна… Как Церковь сегодня смотрит на это? Для того чтобы верить, человеку сегодня нужно образование, или оно необязательно?

— Верить может любой человек, с образованием и без образования, потому что вера — это Божий дар, и он распространяется на всех. Другой разговор, что человек, обретая знания, иногда впадает в искушение, будто он так много знает, что Бог ему уже не нужен. Это искушение сопровождает жизнь современной цивилизации. Мы всё знаем! Мы летаем Бог знает куда; мы создали столько всего и еще что-то создадим!

На своем жизненном пути я встречался со многими замечательными людьми. Вспоминаю академика Наталью Петровну Бехтереву — замечательный нейрофизиолог, умнейшая женщина. Когда я был ректором Ленинградской духовной академии, мы с ней подружились: она меня посещала, я ее навещал, мы общались. Она была женщина очень умная, способная отстаивать свои убеждения и иногда резкая в своих заявлениях. Так вот, она связывала религиозную веру с умом: в ее понимании умный человек не может быть неверующим. То есть, если человек обладает способностью проникать в существо проблем, то он не может не задать себе вопрос о том, откуда же все это. Перевести все в примитивную идею некой эволюции, которая из космической песчинки вырастила разумного человека, — что может быть более фантастическим? А ведь люди сейчас в это верят. Они отрицают, что по воле некой великой Силы произошел весь этот генезис вселенной и человека. Верят в то, что все произошло само, неким эволюционным путем, от песчинки до человека разумного. Значит, и там, и там — вера, но, с моей точки зрения, религиозная вера — более логичная, более разумная.

Однако по мере развития науки, техники, технологий человек становится все сильнее и сильнее, и на этом фоне он все меньше и меньше нуждается в Боге. Думаю, именно в этом основная причина отхода от религии многих современных людей. Крестьянин нуждался в Боге — надо было молиться, чтобы погода была соответствующая, чтобы не погиб урожай, чтобы дети были здоровы, когда медицина не была на должном уровне. Человек постоянно обращался к Богу, сознавая свою ограниченность, неспособность повлиять на окружающую среду. Сегодня у человека появляется все больше и больше возможностей влиять на среду, и потому у людей неразумных, если следовать логике академика Бехтеревой, появляется мысль, что Бога и вовсе нет. Глубочайшее заблуждение! Диавол аплодирует, но все это совершенно не означает, что его аплодисменты — к нашей славе. Без Бога человек жить не может, потому что Он — Творец жизни, Промыслитель нашего бытия. И дай Бог, чтобы человечество, опираясь на развитие науки, техники, технологий, все больше и больше осознавало присутствие Божественного начала в жизни — личной жизни и жизни всего космоса.

— Ваше Святейшество, как Вы считаете, насколько время, которое прошло с начала пандемии, изменило людей? Помните, какой был страх? Можете ли Вы судить по пастве, в состоянии ли человек избавиться от страха, обращаясь к Богу?

— Конечно, вера освобождает человека от страхов вообще. У верующего человека совершенно другая жизненная перспектива, иное сознание. Он верит в Царствие Божие, он верит в Божественную справедливость, он верит в Божественную любовь. Поэтому религиозный человек, конечно, вооружен и защищен. В этом смысле, я думаю, искренне верующий человек защищен и от тех страхов, о которых мы сейчас говорим.

— Ваше Святейшество, прошел еще один год, который совершенно не улучшил наши отношения между Россией и Западом. Нас продолжают обвинять в какой-то несуществующей агрессии, рисуют из нас непонятно какое государство, совершенно не интересуясь о том, как на самом деле выглядит Россия. Мы будем праздновать Рождество — наверное, единственный наш праздник, который указывает на наши общие христианские корни с европейской и в целом западной цивилизацией. Как Вы думаете, сможет ли это быть для нас какой-то точкой опоры, с которой начнется движение вспять в наших отношениях?

— Дай Бог, чтобы было так. Но, к сожалению, секуляризация наблюдается во многих западных странах. В свое время это слово обозначало создание некоего свободного общественного пространства, в котором любые мировоззрения могут уживаться и ни одно из них не является господствующим. Создание некоего вакуума, в котором могут присутствовать все. Но сегодня секуляризированный западный мир потерял все эти характеристики. Он абсолютно не нейтральный в идейном плане, целый ряд убеждений и взглядов считаются неприемлемыми для общества. И у меня есть большое опасение, что в какой-то момент и религиозные взгляды, и вытекающие из этих религиозных взглядов модели поведения также могут стать неприемлемыми.

Конечно, если говорить об отношениях между Востоком и Западом, то все мы заинтересованы в том, чтобы сохранялся мир. Чтобы грозные, разрушительные вооружения, которые есть в наличии и там, и там, никогда не были приведены в действие, потому что сегодня война может означать практически конец человеческой истории. Когда смотришь телевизионные передачи, слушаешь радио, порой удивляешься близорукой позиции некоторых политиков на Западе, которые, к сожалению, считают, что сегодня Россию можно победить силой, заставить, принудить и так далее. По милости Божией все эти заявления не реализуются на практике, и не дай Бог, чтобы они привели к конкретным политическим шагам, ведь наличие ядерного оружия может привести сегодня к глобальной трагедии. Поэтому Церковь постоянно выступает за мир, но не просто за мир, мол, «давайте, ребята, жить дружно», а за мир и справедливость. Потому что не может быть подлинного мира без справедливости, а это большой вызов — для всех нас и особенно для современной западной цивилизации.

— Это правда. Если продолжить тему мира, но уже межцерковного, разрешите, спрошу Вас о событии, довольно резонансном, которое произошло в Иерусалиме. Патриарх Феофил III выступал перед общественностью с балкона гостиницы, которую хотят отобрать радикальные еврейские организации, и говорил о том, что надо сохранять не только церковные здания, которые находятся на паломнических путях, но и само присутствие христиан в тех местах, где христианство, собственно, и зарождалось. После этого главы нескольких христианских церквей в Иерусалиме сделали общее заявление, указав на нападения на священнослужителей, на оскорбления, на осквернение наших храмов и т.д. О том, что сейчас вообще стоит вопрос: а быть ли христианам на месте зарождения христианства? Правда ли, что эта проблема уже стоит ребром? И как Вы относитесь к таким известиям?

— Это радикализм. Радикализм присутствует в этой среде, радикализм присутствует и в других религиозных общинах, а всякий радикализм, который искусственно подпитывается религиозной идеей, конечно, очень опасен. Он очень опасен, потому что религиозные войны — это то, от чего человечество страдало веками. Но поскольку христианство действительно религия мира и самая главная заповедь — возлюби Господа Бога твоего и ближнего твоего, как самого себя (см. Мк. 12:30-31), — то христианская идея не может сопровождаться никаким радикализмом. Мы надеемся на принятие нашей проповеди без всякого принуждения теми, к кому эта проповедь обращается, и потому озабоченность Блаженнейшего Патриарха нам очень близка. Мы знаем всю эту историю и вообще знаем о трудностях, с которыми сталкивается Иерусалимская Церковь. Мы солидарны с Блаженнейшим, мы его поддерживаем и будем, конечно, выступать в защиту Иерусалимского Патриархата, в том числе за сохранение принадлежащей ему собственности.

Должен сказать, что проявления радикализма и фанатизма в межрелигиозных отношениях очень опасны, и это касается не только Святой земли, но и других регионов мира. Поэтому Русская Православная Церковь всегда выступает за диалог, в том числе за диалог с представителями других религий, чтобы искать общие позиции и стремиться выработать общий подход к тому, что сейчас происходит в мире и в межрелигиозных отношениях. Мы придаем этой работе большое значение.

— Ваше Святейшество, заключительный вопрос. Мы каждый год празднуем Рождество — очень красивый, замечательный праздник. Но многим часто кажется, что Рождество в том и заключается, что это череда привычных, очень красивых по форме действий, обрядов, мероприятий. Как сделать так, чтобы эта череда событий, пусть даже очень красивых по форме, не заменила нам живую веру?

— Надо, чтобы череда этих событий укрепляла веру.

— А как?

— Надо, чтобы люди, входя в атмосферу Рождества, наслаждаясь этой атмосферой, все-таки задавали себе вопрос о самом главном: а что для меня сегодня значит Христос? Он пришел, Он родился — все это овеяно такими замечательными фольклорными, культурными традициями; но ведь на самом деле с приходом Христа произошла колоссальная, глобальная мировоззренческая революция. Никто ранее не говорил того, что Он сказал. Он действительно открыл нам путь к человеческому счастью. Да, все эти заповеди на первый взгляд кажутся трудными. Но разве не является трудным, допустим, построение добрых отношений в семье? Счастья без преодоления трудностей быть не может. Ну, а исполнение заповедей, по сути, не является трудностью, потому что, если человек их осуществляет, он входит в реальность, которую мы называем простым человеческим словом «счастье».

Дай Бог, чтобы у современных людей чисто религиозное понятие Рождества Христова связывалось, во-первых, с их верой и, во-вторых, с пониманием того, что через веру, через близость к Богу, человек обретает полноту жизни, а значит, счастье. Вот я всем бы и хотел пожелать именно такого счастья.

— Ваше Святейшество, спасибо Вам огромное за интервью, и с праздником Вас.

— Благодарю Вас, спасибо.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5879857.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после великой вечерни в праздник Рождества Христова

7 января 2022 г. 19:52

Вечером 7 января 2022 года, в праздник Рождества Христова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великую вечерню в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Владыка митрополит Павел! Дорогие представители православной молодежи! Отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим и мироспасительным праздником Рождества Христова. Радостно, что, несмотря на стесненные обстоятельства нашего нынешнего бытия, мы собрались сегодня в Храме Христа Спасителя, и надеюсь, что по милости Божией в ответ на молитвы, в ответ на героические труды тех, кто борется с постигшей нас бедой — пандемией опаснейшей инфекции, — завершится наконец этот непростой период общественной жизни, да и личной жизни каждого человека. И хотя в силу названных обстоятельств церковная жизнь в Москве еще не достигла того уровня, который мы имели до начала пандемии, но меня очень радует активная приходская жизнь, работа молодежи, социальная работа и особенно благотворительность.

Сегодня в нашей помощи и поддержке нуждаются многие, а значит, стесненные обстоятельства не должны ограничивать нашу деятельность, а главное, мы не должны снижать уровень нашей готовности и нашего стремления нести добро людям. Действительно, не всегда просто пойти к тем, кто болен, подвергнуть себя риску, и, тем не менее, несмотря на все риски наши добровольцы, наши медики идут к тем, кто сегодня особенно нуждается в поддержке и помощи.

Хотел бы сердечно поблагодарить московский епископат, а в вашем лице — весь епископат Русской Православной Церкви. Хотел бы сердечно поблагодарить наше духовенство за то, что несмотря на сложные внешние обстоятельства церковная жизнь в Москве находится на достаточно высоком уровне. Я имею в виду как богослужебную деятельность, так и многие другие приходские служения, которые прочно укоренились в практике нашей церковной жизни и приносят свои плоды. Все то, что связано с активизацией нашей церковной жизни, сейчас обнаруживает свою актуальность и помогает многое понять тем, кто скептически относился к призывам Патриарха развивать те или иные служения, помимо совершения богослужений. Работа, которую сегодня, в условиях пандемии, проводят многие наши приходы, осуществляя заботу о болящих, о нуждающихся, о наиболее уязвимых людях, — все эти наши усилия еще и еще раз подчеркивают, как важно было начать эту, в хорошем смысле слова, перестройку нашей приходской жизни. Слово «перестройка», вероятно, не очень подходит, так как возникают не совсем правильные ассоциации с политическим прошлым нашей страны. Собственно говоря, это не перестройка, а обновление всего того, что было заложено в жизнь Церкви Божией с самого начала, но было помрачено и ограничено в то время, когда Церковь наша была лишена свободы. И я благодарю всех — отцов настоятелей, приходские активы, клириков и мирян — за то, что действительно возродились служения церковные и приходские, которые сегодня так востребованы.

Мне хотелось бы особенно поблагодарить за труды нашу молодежь. Конечно, условия пандемии накладывают определенные ограничения, но важно, что работа ведется и на общеепархиальном уровне, и на приходах, что для меня является наиболее важным и ценным. И я хотел бы призвать нашу молодежь ни в коем случае не опускать руки, не останавливаться и развивать свои труды. Потому что благодаря молодежной работе на приходах люди имеют возможность увидеть молодое лицо Русской Православной Церкви; а некоторых, особенно далеких от Церкви, молодежное служение заставляет задуматься: почему эти молодые люди там, а меня среди них нет? Действительно, молодежное служение имеет большое миссионерское значение. Конечно, молодежное служение спасительно прежде всего для тех, кто совершает добрые дела, и имеет огромное воспитательное значение для тех, кто участвует во всех этих молодежных проектах, но чрезвычайно важно и миссионерское измерение молодежной работы.

Хотел бы также поблагодарить наших приходских активистов за очень существенный вклад в развитие церковной жизни. Я читаю доклады и отчеты, которые поступают на мой письменный стол, и вижу, как изменилась жизнь православной Москвы за последние годы. Хотел бы сердечно поблагодарить за это Преосвященных владык викариев, отцов настоятелей и всех священнослужителей. Мы живем в то время, когда нужно очень много трудиться для того, чтобы помочь людям увидеть красоту Православия, но, главное, помочь самим себе в этих непростых условиях обрести духовную силу через совершение добрых дел.

Мое особое слово я бы хотел обратить к тем пастырям, которые сегодня трудятся в «красных зонах», которые посещают тяжелобольных, которые напутствуют умирающих, простирая свою благословляющую руку на тех, для кого это благословение становится последним. Нам ни в коем случае нельзя ослабевать в этой пастырской работе, потому что слово пастыря, обращенное к умирающему, имеет огромное значение в пробуждении последних сил, которые помогают приближающемуся к кончине сохранить и укрепить свою веру и с этой верой переступить черту, отделяющую жизнь от смерти.

Мне также хотелось бы сказать несколько слов о том, что сегодня происходит в нашем обществе, в нашем народе. Конечно, все мы переживаем тяжелое время, время испытаний, но получается так, что именно во время испытаний, когда человек чувствует свою ограниченность, та пена, которая создается неправильными жизненными установками, все то наносное, что часто замутняет образ человека, все это приспособление к обстоятельствам, малодушие, забвение веры уходит из нашей жизни. Все мы столкнулись с огромной и страшной опасностью, а перед лицом опасности человек мобилизуется. Ведь так было в самые грозные годы войны. Сегодня по милости Божией мы живем в условиях мира, но ведь война с инфекцией — опасной, разрушительной, смертельной — тоже требует мобилизации наших сил и в первую очередь укрепления нашей веры, нашей способности делать добрые дела, нашей готовности со всей серьезностью отнестись к тому факту, что мы называем себя христианами. Дай Бог, чтобы это было так и чтобы трудности нынешнего бытия послужили тому, чтобы укреплялись вера, благочестие и менялась к лучшему наша общественная жизнь. Дай Бог, чтобы эти трудности укрепляли, а не ослабляли нас, возвышали, а не приземляли душу. Так обычно и бывало в прошлом, и дай Бог, чтобы так было и в настоящем.

Еще раз всех вас поздравляю, мои дорогие, с праздником Рождества Христова. Каждому желаю мира душевного, здравия телесного, и всем нам помощи и благословения Господа и Спасителя нашего. Дай Бог, чтобы от силы к силе развивалась наша церковная жизнь в Первопрестольном граде, от силы к силе развивалась и наша личная духовная жизнь, чтобы внешние трудности, как уже было сказано, не умаляли, а возвышали каждого из нас на пути к Господу и Спасителю. Пусть благословение Христа Спасителя, родившегося в Вифлееме, пребывает над всеми нами. И да будет это благословение во здравие душевное и телесное, в укрепление наших сил, но наипаче в укрепление нашей веры и способности идти навстречу Господу с надеждой и упованием на вечное спасение. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5880559.html