Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 538113 раз)

0 Пользователей и 7 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в день памяти святителя Петра после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

3 января 2023 г. 15:45

3 января 2023 года, в день памяти святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с сегодняшним праздником — с днем памяти святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси.

Мы начинаем астрономический год именно с богослужения в Успенском соборе Кремля, и в каком-то смысле это символично, потому что Успенский собор — кафедральный собор всея Руси. И мы вспоминаем святителя Петра, который также был святителем всея Руси, и потому сегодня молитвы наши особенно о единстве Церкви всея Руси.

На протяжении минувших столетий, если отсчитывать от времени святительства Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, как много было попыток со стороны сил, враждебных и Церкви нашей, и Святой Руси, разделить Церковь, расколоть ее, противопоставить одну часть Церкви другой, с тем чтобы содействовать замыслам политических сил, которые находились вне Руси! Русь пугала своей силой, своими размерами и, не побоюсь сказать, своей духовной самобытностью, своей духовной свободой. Практически не было центров, которые могли бы управлять Русью, — ни политических, ни духовных. И, при всем уважении к Патриарху Константинопольскому, к Церкви-Матери, которое хранилось бережно в Русской Православной Церкви, прямой зависимости и подчинения не было уже потому, что невозможно было покрывать огромные расстояния от Византии до Москвы, до этого Боровицкого холма, чтобы управлять Церковью Руси. Но отдаленность Москвы от Византии не означала разрыва с духовной традицией Восточной Церкви. Напротив, духовность Византии, ее богатейшее наследие, святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и прочие святые отцы, просиявшие в Церкви Византийской, были приняты и душой, и сердцем, и мыслями народом нашим и Церковью нашей, и первыми чтениями для нашего народа были чтения из их творений. На их словах, на их мудрости воспитывалось и наше духовенство, и верующий народ. И эта духовная связь с Византией продолжалась долгое время ничем не помраченной, пока не наступили трудные времена для Византии, попавшей под инорелигиозное влияние и даже владычество, и пока многие другие силы не стали работали на то, чтобы разделить единое тело Православной Церкви.

И сегодня, как вы знаете, непросто складываются наши отношения с Константинополем. Не потому, что Русская Церковь этого хочет, но потому что она желает и стремится быть свободной от всяких инородных влияний, каким бы образом они ни распространялись на наш народ и нашу Церковь. И потому некая отстраненность, которая сегодня имеет место, порождена не богословскими расхождениями, а некой нашей осторожностью, с тем чтобы иные влияния, действительно опасные для Русской Православной Церкви, не присутствовали в нашей жизни. Но верим, что Господь приклонит Свою милость и восстановится полное общение всех Поместных Православных Церквей. Потому что этого разделения и жаждут силы, враждебные Православию, и много усилий и разного рода стратегий было направлено на то, чтобы оторвать православный Восток от России, от Русской Церкви! Говорю это не понаслышке и не по догадкам — говорю на основании тех документов, которые были в моих руках. Это был сознательный замысел — используя различные, весьма незначительные, впрочем, разногласия, сделать так, чтобы пролегла пропасть между Россией и наследниками Византии.

И сегодня, вспоминая святителя Петра, мы ему молимся, чтобы нестроения в Церкви Православной как можно быстрее минули всех нас. Чтобы те, кто помрачен умом и кто сейчас стремится быть как можно дальше от России и от Русской Церкви, осознали, что это пагубно для единства всего Православия. Мы же со своей стороны будем делать все для того, чтобы воссоединились Божии Церкви, чтобы было преодолено разномыслие и чтобы никакие внешние политические влияния, даже самые могущественные, были способны отделить Святую Русь от православных Востока, так чтобы возник новый раскол, подобный тому, который разделил Церкви Востока и Запада.

Поэтому сегодня наша молитва святителю Петру — о соединении Святых Божиих Церквей, о единомыслии среди всех Поместных Православных Церквей. Но, конечно, особая наша молитва — о Церкви Русской, о том, чтобы Господь хранил нашу Церковь от внутренних разделений и расколов, хранил наш епископат и духовенство в единомыслии, в осознании той огромной роли и того огромного значения, которое сегодня имеет Русская Православная Церковь для сохранения Православия во всем мире. Осознавая эту ответственность с полным смирением, мы не стремимся ни к какому первенству, в чем нас иногда упрекают люди, стремящиеся расширить расстояние между Церковью Русской и иными Церквами. Ни к какому первенству мы не стремимся, со смирением занимаем пятое место, которое было определено. Но никакие места в Православной Церкви не являются лучшими или худшими, более значимыми или менее значимыми, но вся Церковь Православная в совокупности несет в себе такую благодать, которая способна сохранять истину непогрешимой. И потому, несмотря на нестроения, которые постигли сегодня Церковь Православную и которые являются результатом политического влияния на определенные Православные Церкви, не убоимся сегодня об этом сказать. Будем молиться и делать все для того, чтобы восстановилось полное общение среди Поместных Православных Церквей, чтобы вновь явились единомыслие и возможность совместно совершать богослужения.

Молясь святителю Петру, который ведь тоже жил, как я уже сказал, в трудное время, будем просить его ходатайства пред Господом, чтобы по молитвам святителя укрепилось единство Церкви Руской, чтобы на нашей земле не возникали никакие расколы и разделения, чтобы те, кто отделился, были способны воссоединиться без того, чтобы было помрачено догматическое или богословское сознание народа Божиего, духовенства и епископата.

Будем молиться святителю Петру и о граде Москве, чтобы молитвы святителя достигли престола Божия и град наш сохранялся в мире и духовной силе, чтобы правители наши сохраняли мудрость и веру православную, чтобы народ наш, объединенный вокруг града Москвы, сохранял единство не только политическое, — потому что политические схемы приходят и уходят, — а то духовное единство, которое связывает всех нас с Кремлем и этим Успенским собором, кафедральным собором всея Руси. И да будет так! Будем об этом просить Господа и святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, и его молитвами да приклонит Господь милость Свою к Отечеству нашему, народу нашему и Церкви нашей. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5992146.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в Рождественский сочельник после Литургии в Храме Христа Спасителя

6 января 2023 г. 14:20

Утром 6 января 2023 года, в навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с Рождественским сочельником!

Этим богослужением мы практически вошли в сам праздник Рождества Христова. Мы прославляем Господа родившегося замечательными словами: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума» (тропарь праздника). А почему так? А потому что мир, даже с рациональной точки зрения, то есть с точки зрения трезвого разума, находился в плачевном состоянии. Не то чтобы в античном мире не было ученых — были ученые замечательные, чьи труды доныне сохраняют значение для всего человечества. Но не было света разума, потому что даже самые выдающиеся ученые того времени поклонялись идолам, то есть не Истинному Богу, а выдуманным богам, которым приписывались все человеческие страсти, пороки и добродетели. Это были люди, которых обожествила лишенная Божественного разума человеческая мудрость. И поскольку это была религия человеческая, религия о человеке и направленная на поклонение человеку, то она не могла возвышать людей до того, чтобы они Бога истинного узрели своим разумом и своим сердцем, а оттуда и мгла, темнота, неведение, заблуждение...

Кстати, в слове «заблуждение» тот же корень, что и в слове «блуд». Заблуждение, блуд — это потеря ориентации, когда человек сбивается с пути. И неслучайно слово «блуд» мы применяем к определенным плотским грехам, потому что очень часто именно эти грехи выявляют неспособность человека идти правильным жизненным путем, — когда он сбился с пути, заблудился, то есть впал в блуд.

Вот такое блуждание мыслей, убеждений, религиозных взглядов и присутствовало тогда в античном мире, но Господь принес свет разума, то есть учение, которое имеет своей основой не человеческую, а божественную мудрость и, следуя которому, человек никогда не заблудится ни в личной, ни в общественной жизни. А если простираться дальше, то и человечество не заблудится, не погибнет, если будет идти этим путем истины.

Сегодня мы наблюдаем очень опасные тенденции в развитии человечества. Многие теряют всякую веру, и веру в Бога в том числе. А потеря веры в Бога привязывает к мудрости человеческой, ведь чем-то руководствоваться надо. Так вместо веры в Бога, вместо восприятия Божественного закона люди начинают опираться на некие схемы, построенные человеческим разумом. И некоторым кажется, что это замечательные идеи, жизнеспособные схемы, но сколько же таких было за всю историю, и все они ушли в небытие!

А вера во Христа родившегося, во Младенца Вифлеемского пребывает на протяжении двух тысяч лет, несмотря на гонения и притеснения, несмотря на все скорби, которые пришлось преодолеть предшествующим нам поколениям верующих людей. Вера во Христа живет. И мы особенно чувствуем пришествие в мир Спасителя, особенно осознаем или должны осознавать непреходящее значение Его слова, Его учения в те дни, когда вспоминаем о Его пришествии в мир.

«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума». И дай Бог, чтобы этот свет, Божественное учение Самого Бога, ставшего человеком и пришедшего в мир для нашего спасения, помогло многим из нас вернуться на истинный путь жизни, если заблудились и сошли с этого пути, или найти этот путь, если никогда на него и не вступали. Пусть свет Божественной мудрости поможет всем нам сохранять веру православную, возрастать в этой вере как в величайшей Божественной мудрости, которая помогает людям, если очень коротко сказать, просто быть счастливыми, обладать полнотой жизни, потому что жизнь в соответствии с Божественным законом и имеет целью привести каждого человека к полноте бытия, которая уже здесь опознается и разумом, и сердцем, особенно через веру, но в полной мере откроется каждому в мире ином. Нет ни одного человека, который избежал бы перехода из этой жизни в жизнь вечную, из этого мира в вечный мир, и надеемся, что по нашей вере, по жизни в соответствии с верой Господь по ту сторону земного бытия примет нас в Свое Небесное Царство. И неким залогом великой радости встречи с Господом, некой зарей, предвещающей возможность этой встречи, является праздник, который мы сегодня совершаем — торжественное воспоминание Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5993154.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

6 января 2023 г. 08:00

Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Ныне, когда Церковь Небесная и земная в соборном единстве прославляет Бога Воплотившегося, сердечно поздравляю всех вас с великим и светозарным праздником Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Сегодня мы вновь обращаем наши мысленные взоры к событиям, произошедшим более двух тысяч лет назад в Вифлееме. Мы взираем на кроткого Младенца, лежащего в яслях в окружении Пречистой Матери, праведного Иосифа и пастухов, которым первым была сообщена весть о пришествии на землю Спасителя, и вторим Бесплотным Силам, прославляющим Вышнего Творца, чрез Единородного Сына Своего даровавшего мир и благоволение людям.

Святитель Григорий Богослов, раскрывая суть сего праздника, свидетельствовал: торжество наше — о пришествии Бога к человеку, чтобы нам возвратиться к Богу (Слово 38). Ныне воистину приблизилось к нам Царствие Небесное (Мф. 3:2): во исполнение древних пророчеств пришел на землю долгожданный Примиритель (Быт. 49:10), Младенец родился нам — Сын дан нам; и имя Ему: Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира (Ис. 9:6).

«Мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин. 14:27), — обращается к нам Христос. Чтó же это за мир, который подарил человеку Господь и который воспели ангелы в момент рождения Спасителя? Разве стало с тех пор на земле меньше вражды или конфликтов? Мы отовсюду слышим «мир, мир!», а мира все нет, по слову пророка (Иер. 8:11). Но истинный мир Божий, который снизошел на землю с Рождеством Христовым, превыше всякого ума (Фил. 4:7). Он не зависит от внешних обстоятельств и неподвластен скорбям и лишениям временной жизни. Этот необоримый внутренний мир заключен в Самом Боге, Который, став человеком, во всем подобным нам, кроме греха, уже не просто действует в нашей истории, но зримо в ней присутствует. Ныне Слово стало плотью и обитает с нами, полное благодати и истины (Ин. 1:14). Господь близко, мои дорогие, — не будем никогда забывать об этом и не будем унывать! В Нем — наша сила, наша крепкая надежда и духовное утешение во всех обстоятельствах жизни.

Преклоняясь пред смиренным величием чуда Боговоплощения и прославляя пришедшего в мир Спасителя, мы не можем вместе с тем не тревожиться о происходящих сегодня военных событиях, омрачающих святое рождественское торжество, ибо, как отмечает апостол, страдает ли один член, страдают с ним все члены (1 Кор. 12:26). В этих испытаниях, постигших народы исторической Руси, нам особенно важно делом подтверждать верность своему христианскому призванию и являть друг ко другу любовь. Нам порою кажется, что добро слабо и беззащитно, а от нашего небольшого усилия мало что зависит. Однако это не так.

Существует непреложный духовный принцип: любовь умножается, когда мы отдаем себя другим, когда жертвуем ближнему свое время, помогаем материальными средствами или просто дарим ему свое внимание. Тогда мы не только преображаем мир вокруг, но и обретаем нечто очень ценное внутри себя. В этом несложном, но действенном духовном законе заключается секрет подлинного мира и настоящего счастья, к которому так стремится каждый человек. Это счастье — не за тридевять земель, как полагают некоторые люди, гоняющиеся за призрачными иллюзиями материальных благ и беспечальной жизни. Настоящее счастье в том, чтобы разделять любовь и радость с окружающими и добрыми делами прославлять Бога, Который воплотился для того, чтобы мы имели жизнь и имели с избытком (Ин. 10:10). Когда мы впускаем в сердце Христа и позволяем Ему действовать в нас, в наших душах воцаряются благословенный мир и покой (Мф. 11:29), а мы становимся причастниками Царствия Божия, которое внутри нас есть (Лк. 17:21).

Мы хотим обнять Родившегося Господа? Тогда обнимем скорбящего и утешим страждущего. Мы желаем прикоснуться ко Христу и, подобно восточным мудрецам, принести приятные Богомладенцу дары? Тогда подарим нашу любовь и заботу близким, окажем нуждающемуся посильную милость и поддержим унывающего. «Как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40), — свидетельствует Спаситель.

«Рождественская ночь доставляет мир и тишину Вселенной!» — восклицает преподобный Ефрем Сирин и с дерзновением продолжает: «Эта ночь принадлежит Кроткому, поэтому пусть каждый отложит ярость и суровость. Ныне воссиял день милости, да не преследует же никто мщением нанесенной ему обиды. Настал день радости, да не будет же никто виною печали и скорби для другого» (Песнопения на Рождество Христово, I).

Прислушаемся к этим удивительным словам «сирийского пророка пустыни» и распахнем сердца воплотившемуся ради нас Господу. Возрадуемся, ибо Сам Царь и Владыка Вселенной кротко пришел на землю, чтобы даровать нам спасение и жизнь вечную. Мы же, с благодарностью отвечая на великую любовь Творца к людям, освятим наши души терпеливым перенесением испытаний, теплою молитвою и добрыми делами во славу Божию.

Еще раз поздравляя всех вас, мои дорогие, со светлым праздником Рождества Христова, желаю неоскудевающей радости и благополучия вашим домам и семьям, крепости сил и щедрой помощи от Богомладенца Иисуса. Человеколюбивый Создатель, Истинный Господь истории, да приклонит Свою милость к народам Святой Руси и благословит всех нас миром, дабы мы едиными усты и единым сердцем прославляли Воплотившегося Спасителя и убедительно свидетельствовали, яко с нами Бог!

Рождественское послание Святейшего Патриарха Кирилла на языках мира

 

http://www.patriarchia.ru/db/text/5987898.html


Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в праздник Рождества Христова после Литургии в Храме Христа Спасителя

7 января 2023 г. 05:23

В ночь с 6 на 7 января 2023 года, в праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве череду рождественских богослужений ― великое повечерие, утреню и Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником Рождества Христова.

Господь пришел в мир. Господь есть свет, и свет Божий пришел на Землю. А что такое свет? Каждый, кто изучал физику, знает, что свет — это энергия, а Божественный свет — это Божественная энергия. Господь прикоснулся — через рождение Свое, через воплощение Свое — к человеческой природе, к человеческой жизни, к человеческим отношениям, и пронизал человеческую жизнь, всю природу, весь космос, все бытие Своей Божественной энергией. А для того чтобы почувствовать эту энергию, нужно ведь иметь некий приемник. Каждый знает: чтобы использовать любую энергию, нужны механизмы, которые эту энергию преобразуют в некие действия.

Вот так и в жизни духовной: механизмом, который преобразует Божественную энергию, является наша вера, наша религиозная жизнь. Невозможно питаться Божественной энергией, если нет веры, если человек не признает Бога как источник жизни, как источник энергии, — тогда никакой связи между Богом и человеком существовать не может. А эта связь называется религией. Ведь если перевести на русский, так и будет: религия — это связь человека с Богом. Вот почему люди, теряющие веру, теряют и связь с Богом, а значит, не могут питаться Божественной энергией, которая наполняет человеческую жизнь смыслом, духовной силой, способностью отличать добро от зла.

Задача Церкви и заключается в том, чтобы проповедовать Христа, нести проповедь о Боге, Творце мира, Творце вселенной, о Христе, Сыне Божием, Спасителе мира, о Духе Святом, наполняющем человека и вселенную Божественной энергией. И эта проповедь, прикасаясь к нашим умам, проходя в наше сознание, помогает нам преобразовывать свою жизнь. Эта проповедь содержится прежде всего в слове Божием, в Евангелии, в тех дивных текстах, погружаясь в которые, мы начинаем чувствовать Божественное дыхание, прикосновение к нам Божественной силы и Божественного слова. И дай Бог, чтобы так и было, несмотря ни на какие искушения и вызовы современной цивилизации, которая все больше и больше отдаляется от Бога, потому что человек становится все более сильным и не нуждается ни в какой иной силе. Это самосознание человека как силы, которой не нужна более никакая другая сила, и приводит к обмирщению людей, к отдалению их от Бога. И задача Церкви — когда говорю «Церковь», я имею в виду не только духовенство, но и весь верующий народ — и задача каждого из вас, мои дорогие, сегодня заключается в том, чтобы в каком-то смысле проповедовать слово Божие, помогать людям понять, что только вера соединяет человека с Божественной энергией, делает его сильным и способным не просто преодолевать трудности жизненного пути, но многого достигать, не впадая в грех, не внося в душу свою разлад и с Богом, и с окружающими людьми.

Всему этому учит нас и сегодняшний дивный праздник. Мы празднуем пришествие в мир Христа Спасителя. Мы действительно поклоняемся Сыну Божиему, вошедшему в плоть и кровь человеческой жизни, ставшему одним из нас, соединившему естество Божественное с человеческим естеством. Мы прославляем Спасителя за великую миссию соединения Божественного и человеческого. И для нас, христиан, Бог — не какая-то далекая неведомая сила, а Бог — живой, присутствующий в нашей жизни и, в первую очередь, через наше поклонение Сыну Его, Господу Иисусу Христу, родившемуся в Вифлееме ради нашего спасения.

Пусть благословение Божие пребывает над всем миром, который сегодня нуждается в укреплении веры. Все самые страшные конфликты сегодня происходят в первую очередь потому, что люди отдаляются от веры, и наоборот, опираясь на веру, можно исцелять конфликты и преодолевать их. Дай Бог, чтобы живая вера, дарованная нам через воплощение Сына Божиего, действительно оплодотворяла нашу жизнь, помогала нам в устроении межличностных отношений и, более того, помогала строить межгосударственные отношения, изгонять из современной общечеловеческой реальности ту злобу, то недоверие, те противоречия, которые угрожают жизни всего человечества. И будем просить Господа, через чудо воплощения даровавшего нам возможность общаться с Ним, о мире во всем мире, о благостоянии Святых Божиих Церквей, о исцелении всяких расколов и разделений. И, говоря это, я в первую очередь думаю о близкой всем нам, родной Украине, где расколы бросают вызов самой Церкви, возможности нести достойное служение народу и обществу Украины. Верим, что по молитвам святых угодников, по молитвам всей Церкви наступит мир между всеми народами Святой Руси и мир везде, где он сегодня разрушен. Но для этого нужно соблюсти одно условие: Царь мира, Господь мира должен быть с нами, а потому изгнание веры христианской из жизни людей, создание безбожной технократической цивилизации, не нуждающейся в Боге, — это самое страшное, что можно представить, потому что жизненная философия, опирающаяся на человеческое всемогущество, изгоняет Бога из человеческих душ, из межличностных отношений.

Дай Бог, чтобы вера нашего народа не иссякала, чтобы никакие соблазны извне, никакие новые «измы», философские или прочие лжеучения не отторгали людей от веры. Мы с вами прошли очень трудный путь. Когда я говорю «мы с вами», я имею в виду весь наш народ, несколько поколений, которых силой отторгали от веры. Но мы победили, мы снова стали верующим народом, и это великий знак не только нам самим, но и многим благополучным народам, которые сегодня теряют веру.

Дай Бог, чтобы благодать, явленная через пришествие в мир Христа Спасителя, помогала тем, кто теряет веру, ее обрести, тем, кто сомневается преодолеть свои сомнения, тем, кто ищет какие-то иные пути для создания человеческого, общественного благополучия, осознать, что источником всякого благополучия является вера, молитва и жизнь по Божиим законам. И да поможет нам Господь именно так, а не иначе идти по нашему жизненному пути. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
http://www.patriarchia.ru/db/text/5993447.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Рождественское интервью Святейшего Патриарха Кирилла телеканалу «Россия 1»

7 января 2023 г. 12:30

7 января 2023 года, в праздник Рождества Христова, на телеканале «Россия 1» состоялся показ традиционного Рождественского интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Предстоятель Русской Православной Церкви ответил на вопросы политического обозревателя, первого заместителя генерального директора ВГТРК А.О. Кондрашова.

— Ваше Святейшество, спасибо Вам за эту ежегодную возможность пообщаться с Вами в канун светлого праздника Рождества Христова.

— Спасибо Вам за возможность встретиться и через Ваши вопросы почувствовать интерес и средств массовой информации. А этот интерес, наверное, отражает в значительной мере и интересы нашей общественности к жизни Церкви, поэтому всегда с большим вниманием и, не скрою, с человеческим удовольствием с Вами встречаюсь.

— Спасибо. Ваше Святейшество, вот уже скоро год, как мы живем в условиях военного конфликта. И я знаю, и все знают, что Русская Церковь все это время неустанно молится о мире. А Федор Михайлович Достоевский однажды сказал: «Долгий мир ожесточает людей. Долгий мир производит апатию, низменность мысли, разврат, притупляет чувства. Социальный перевес во время долгого мира всегда под конец приходит к грубому богатству». Вот означает ли это, по-Вашему, что войны между государствами неизбежны, раз уж мир по Достоевскому так отрицательно влияет на морально-нравственное состояние общества?

— Это, кажется, из «Дневника писателя», если я не ошибаюсь; и мне кажется, это слова не Достоевского, а кого-то другого, потом еще раз посмотрю. Мне кажется, это были не его слова, он вкладывает их в уста кого-то другого, но вообще-то мысль такая, которая присуща не только Достоевскому.

Бывают в жизни человека тяжелейшие моменты, когда нужно переступить через самого себя, чтобы достичь чего-то в профессиональном росте, в образовании, во многих других направлениях. Но вот что самое важное, что я для себя в свое время вынес. На личном опыте могу сказать: нагрузка, которая ложится на плечи, при духовно и психологически правильном восприятии действительно помогает росту. Поэтому трудности даются нам в том числе и для того, чтобы мы становились сильнее, мудрее. А если говорить о жизни общества, государства, — чтобы происходили положительные изменения в жизни и общества, и государства, чтобы народ становился более консолидированным. Если речь идет о трудностях, связанных с опасностью извне, — чтобы люди действительно консолидировались, чтобы больше ценили то, что имеют, чтобы возникало желание защищать то, что имеют, и совершенствовать личную и общественную жизнь.

Поэтому трудности даются нам, может быть, для того, чтобы мы становились сильнее и лучше. Все зависит от того, с какими мыслями, с каким целеполаганием мы встречаем эти трудности и боремся с ними.

— Навстречу своим трудностям «за ленточку», как мы говорим, на линию фронта ушло огромное количество военных священников. Они сейчас там, многие из них погибли, один из них, протоиерей Михаил Васильев, удостоен звания Героя России. Ваше Святейшество, как Вы думаете, насколько вообще сегодня важно присутствие священников Православной Церкви, может быть, других вероисповеданий там, на линии фронта?

— Священник не имеет права брать в руки оружие. Он не может даже сам себя защитить во время военных действий, то есть присутствие священника в Вооруженных силах во время военных действий — это огромный риск. Если взять дореволюционную практику, то полковой священник с крестом в руках начинал атаку. С первыми, кто выходил из окопов, шел навстречу врагу; и священники чаще всего погибали, потому что это вожделенная цель для противника. Сегодня наши священники тоже поднимают дух и укрепляют веру наших воинов в зоне военных действий. Но я хотел бы еще сказать, что священник очень гуманизирует эту тяжелую, радикально-негативную сферу человеческого бытия. Священник в армии — это тот, кто может выслушать, помочь советом, вместе помолиться; тот, кто проводит очень большую работу с родственниками. Потому что чаще всего жены, матери, дети обращаются к духовенству за поддержкой, ведь люди очень переживают за своих родных, близких, за тех, кто может жизнь свою положить.

Поэтому еще и еще раз хочу сказать, что священник не берет в руки оружия. Он продолжает оставаться вожделенной и легкой целью. И мы знаем, что за отцом Михаилом Васильевым следили, и этот удар был нанесен именно для того, чтобы его погубить. Каждый священник, который находится в районе боевых действий, сознает, что он является легкой и вожделенной целью, но никто оттуда не уходит, пока Священноначалие не отзывает, — все остаются верны своей священнической присяге и своему пастырскому долгу.

Я очень ценю труд наших священнослужителей в любой экстремальной ситуации, но особенно там, где присутствие священника имеет очень большое значение для духовного состояния людей — в первую очередь, речь, конечно, о военнослужащих.

— Недавно Президент Российской Федерации одобрил целый ряд предложений, за которые, кстати, и Русская Православная Церковь долгое время выступала. Я имею в виду законопроекты, которые касаются защиты наших традиционных духовных ценностей, и запрет пропаганды гомосексуализма и педофилии. Вот как Вы считаете — с момента, когда эти законы начнут действовать, насколько это поможет дальнейшему нравственному оздоровлению нашего общества?

— Трудно сказать, ведь нравственность — это внутреннее человеческое измерение, и насколько внешние законы могут повлиять на внутреннее состояние человека — это большой вопрос. Мне кажется, на внутреннее состояние человека в первую очередь влияют духовные факторы — воспитание, культура. Но для чего нужны эти законы — государство таким образом определяет свое отношение к подобным явлениям. Они перестают быть, что называется, некой нормой, то есть тем, чем они являются в других обществах. Государство не репрессирует людей, но заявляет о своей нравственной позиции, и вот это чрезвычайно важно. И то, что сегодня Россия, российское государство, российская власть заняли эту позицию, свидетельствует о том, что нравственные вопросы, вопросы духовной жизни людей небезразличны для современной российской власти.

Вот поэтому, конечно, все силы зла бросаются в данном случае не только на Церковь и священников, но и на представителей власти, но, думаю, сообща все мы справимся с этой проблемой.

— Один из наших высокопоставленных чиновников недавно сказал — я процитирую — что раньше многие в России говорили и верили в возможность воплощения заветов Шарля де Голля о построении совместного с европейцами общего пространства от Лиссабона до Владивостока. Теперь всем нам становится понятно, что этот проект не удался. А Вы, выступая в Совете Федерации, сказали, что Россия не самоизолируется, что она не закрывает то самое окно, которое однажды Петр прорубил в Европу, но это окно остается открытым лишь для взаимоуважительного диалога, а не идеологического диктата. Вот скажите, Ваше Святейшество, что нас ждет сейчас в отношениях с Европой? Означает ли, что у нас больше нет общей основы в виде общих христианских ценностей? Ведь они их просто игнорируют, и это мягко сказано.

— Конечно, это проблема Европы, потому что мы сохраняем христианские ценности. И даже в нашем многорелигиозном обществе, где большой процент мусульман, эти ценности сохраняются, потому что они преломляются и в мусульманском учении о Боге, о человеке. Поэтому для нас все сохраняется. Ну, а если это где-то исчезает, тем хуже для тех, из жизни которых все это исчезает. Что значит потерять нравственную шкалу ценностей или, лучше сказать, оценку ценностей с точки зрения нравственности? Это значит потерять духовные ориентиры в жизни. А если ориентиры потеряны, куда человек идет? Нет внутренних ориентиров, человек не владеет этим компасом, он потерян, он идет туда, куда его направляют. И кто направляет? Силы, которые действуют в обществе. А эти силы всегда стремятся к благу? Отнюдь! Значит, человек становится легко манипулируемым, он очень слаб, он действительно теряет свою свободу. А куда все это может привести в случае, если зло будет нарастать в человеческих отношениях?

Мы имеем перед собой апокалиптическую перспективу. А что такое эпоха Апокалипсиса, исчезновения добра из жизни людей? Найду ли веру в людях (см. Лк. 18, говорит Господь. Вот полное исчезновение добра, нравственного критерия, вот разрушение ориентиров, которые помогали человечеству восходить от силы к силе, и каждому человеку до сих пор помогают восходить от силы к силе, если все эти ориентиры не разрушены. Другими словами, если так и дальше будет продолжаться, то обществу грозит саморазрушение. И с точки зрения христианской апокалиптики здесь нет никаких особых новостей, все это в Апокалипсисе написано. Что такое Апокалипсис и конец мира? Как может произойти конец мира, при каких условиях? Тогда, когда исчезнет добро, потому что зло нежизнеспособно и апогеем зла является смерть, разрушение. И если зло побеждает в глобальном масштабе, значит, у человечества полностью истрачен всякий потенциал к жизни. Вот это и есть конец света — он не придет откуда-то сверху или снизу, он придет от самого человека и от человеческого общества.

Поэтому наша борьба за нравственные принципы, наша борьба за сохранение веры — это борьба за будущее всего человечества, за жизнь мира, ни много ни мало. Мы боремся за жизнь мира. Мы боремся за то, чтобы человеческая цивилизация оставалась жизнеспособной. И покуда эта работа и эта вера будут сохраняться, будет сохраняться и надежда на будущее. В этом смысле, конечно, совершенно особая роль у нашей страны. Потому что сегодня Россия действительно становится духовно сильной общностью, и чем больше на нас оказывается негативного давления, тем сильнее мы становимся. И я это чувствую как пастырь и, встречаясь с людьми разного положения, разного звания, вижу, что эти трудности нас не ослабляют. И еще раз хочу подчеркнуть: если сохраним все, что имеем, то сохраним себя и Отечество наше.

— Но вот они как-то совершенно не хотят себя сохранить, по всей видимости; более того, идет настоящая подмена понятий добра и зла. Вот, например, недавно, как Вы наверняка знаете, они объявили абсолютным добром идею о том, что дети младшего школьного возраста сами, по своему усмотрению могут определять, то есть менять свой пол. Соответственно им назначат какие-то гормоны, которые потом лишат этих людей возможности иметь в дальнейшем детей. Вот скажите, как Вы думаете, это вообще обратимая тенденция, или они такими становятся раз и навсегда? Когда идет попрание всего святого, когда отвергаются библейские представления о человеке, — это вообще обратимый процесс, или будет хуже, чем сейчас?

— Он не может быть самоообратимым, исходя из того уровня, на который сейчас погрузилось это общество. Когда все ужасы, о которых мы говорим, становятся нормой жизни, трудно себе представить, как само общество сможет выйти из этого кризиса. Только если произойдет нечто.

— Что такое нечто?

— То, что в руках Божиих. Это могут быть катаклизмы. Любые катаклизмы, которые потрясают человеческое сознание, когда люди ищут выход из ситуации, когда отсутствие выхода означает смерть. Перед лицом таких катаклизмов человек может изменить свое мышление и вспомнить о той системе ценностей, которые пришли к нам свыше. Ведь только находясь в этой системе ценностей, человек может оставаться человеком, а человеческое общество может существовать. А полагаться на то, что люди путем некой эволюции придут от зла к добру, — это прекраснодушное и очень далекое от реальности отношение к будущему.

Либо тяжелейшие условия бытия, которые действительно заставят человека о многом подумать, как это произошло во время Великой Отечественной войны в нашей стране. Обращение от атеизма к вере; и вообще, какой сильной вышла страна не только в военном, но и в моральном отношении, какими сильными мы все вышли!

Либо так, либо те, кто живет в этой страшной парадигме, где грех смешивается с добродетелью, где вообще теряется различие между грехом и добродетелью, приведут эту систему к самому печальному концу.

— В минувшем году мы стали свидетелями беспрецедентного давления на православную паству на Украине. Вообще, все что происходит с Церковью на Украине, происходило с Церковью, наверное, только в середине прошлого столетия, и вот сейчас. Кто бы мог подумать: священники подвергаются угрозам, иногда и здоровью, и жизни; на наших глазах идет посягательство на святыни. Вообще, что будет дальше с Православием на Украине, как Вы думаете?

— Православие сохранится. Но для того чтобы сохранить Православие, нужно в этих условиях идти на жертвы. И это не добровольные жертвоприношения, а это просто реакция православных людей на вызов, который перед ними стоит. Либо сохранить веру, либо от нее отказаться. Все те, кто будет сохранять веру, благочестие, верность канонической Церкви, встают, конечно, на путь исповедничества; они уже встали на этот путь. Потому что в центре Европы действительно развязано гадкое гонение на Церковь — под лозунгами демократии, свободы и так далее.

Я верю в силу духа православного украинского народа. Люди очень крепки в своей вере, мужественны, очень эмоциональны. Вот дай Бог, чтобы все эти самые лучшие качества украинского народа помогли стране Украинской преодолеть тот глубокий духовный кризис, в котором страна оказалась. Это не только политический, но и духовный кризис. И все эти призывы демократизировать, вестернизировать страну, конечно, кружат голову тем, кто связывает эти призывы с улучшением материальной жизни людей. Вот живут на Западе богатые хорошо, и если мы по этому пути пойдем, то и мы будем жить хорошо. Но ведь на этом же пути, как мы знаем, стоит вопрос смены полов, критического отношения к религии и многое, что сегодня сопровождает дехристианизацию западного общества. Поэтому не берусь судить о том, насколько это с политической точки зрения правильно или неправильно, это не мой вопрос — я сужу обо всем этом исключительно с точки зрения пастырской. Будут украинцы мириться со сменой полов, будут мириться со всем этим нравственным релятивизмом, который стал частью культуры и политики западного мира? Если они согласны принять все это, они теряют свою идентичность, свою подлинность, перестают быть святой землей. Что же тогда подвиг святых угодников? Киево-Печерская лавра, Почаевская лавра, вся эта монашеская традиция? На самом деле речь идет, несомненно, о борьбе с Православной Церковью, которая всегда являлась и, дай Бог, чтобы и в будущем оставалась великой нравственной и духовной силой украинского народа.

— Наша Русская Церковь много помогала людям во время пандемии, накопила огромный опыт. И как только начались военные действия, Церковь сразу же стала помогать людям — жертвам войны, беженцам. Я вижу, как очень много людей там, как мы говорим, «за ленточкой» развозят посылки солдатам, помогают тем, кто страдает, кто ранен. Как Вы думаете, такое искреннее небезразличие к людям и внутри Церкви, и в нашем светском пространстве может приблизить мир?

— С точки зрения приближения политического мира — трудно сказать. А вот с точки зрения внутреннего оздоровления жизни нашего общества, это, несомненно, очень важные импульсы, которые оказывают влияние на общественное сознание, на сознание молодежи. И то, что сейчас происходит, конечно, не может не трогать и не вызывать чувство благодарности. Я знаю очень многих из этих молодых людей, добровольцев, которые едут туда, в опасные места и жертвенно осуществляют свое служение. Люди растут под тяжестью внешних обстоятельств, если не ломаются под их влиянием. Поэтому, думаю, все, что сейчас происходит, в том числе вовлечение нашей молодежи в дела благотворительности, в оказание помощи в очень сложных условиях на Донбассе, будет действительно содействовать положительному изменению в мировоззрении молодых людей, в их восприятии жизни и в конечном итоге отразится благоприятно на их личной жизни, а значит, должно отразиться благоприятно и на жизни нашего общества.

— Русские и украинцы — один народ, по-Вашему?

— Несомненно. Это один народ, вышедший из Киевской купели Крещения, но уж очень большой народ. От Белого до Черного моря. И эта огромность — она же всегда вызывала страхи, зависть у окружающих, и поэтому со стародавних времен внешние силы работали на то, чтобы этот народ разделить, растащить, а то и столкнуть одну часть с другой.

— Добить…

— И, если посмотреть на историю, так оно и происходило. Но Православная Церковь являлась и является силой, скрепляющей этот народ. Вот почему и были предприняты в свое время радикальные шаги, чтобы ослабить влияние Церкви, и в первую очередь это создание унии. Действительно, уния очень разделила народ Западной и Южной Руси, но мало того, что разделила — привела к кровавым столкновениям. А там, где кровь, там надолго конфликт.

— Действительно, мы сейчас оказались по разные стороны большого противостояния, явно растет ожесточение, а с той стороны культивируется ненависть ко всему русскому. А ведь этот год — это год нашей общей истории, как Вы сказали. Мы один народ, и у нас одна дата — 1035 лет Крещения Руси, которую мы будем отмечать в этом году. Вот как Вы думаете, можем ли мы, хотя бы с опорой на эту дату, рассчитывать на то, что у нас есть какие-то пути преодоления раскола между русскими и украинцами?

— Раскол политический существует. То, что Украина заявила о том, что радикально меняет вектор своего политического и, я бы сказал, исторического развития и что этот новый вектор никак не совпадает с вектором развития России, — вот в чем дело. Здесь пытаются создать некую цивилизационную предпосылку для разделения людей. А вот насколько удастся это разделение довести до самых глубин народной жизни — вопрос сложный, хотя сегодня на Украине предпринимается все для того, чтобы в глазах украинцев Россия действительно стала врагом и чтобы в глазах украинцев русский народ, россияне стали другим народом. От того, насколько успешной будет вся эта деятельность, направленная на создание пропасти между двумя частями одного народа, зависит, конечно, и будущее. Но Церковь должна делать все для того, чтобы ни в коем случае украинцы и россияне не стали врагами.

— Ну, слава Богу, у нас же нет такого культивирования ненависти к украинцам. Мы к ним как относились, так и относимся.

— Никакого культивирования ненависти.

— Мы особо относимся к их руководству…

— Да, руководство мы критикуем, но ведь тоже в политических категориях. Мы не опускаемся ни до каких оскорблений. Мы несогласны с политической позицией руководства, но речи не идет ни о каком культивировании недоброжелательного отношения к Украине и к украинцам, и я как Патриарх всея Руси особенно внимательно к этому отношусь. Для меня это единый народ, единая Церковь. И потому, конечно, и наносятся удары и по Патриарху, и по Русской Православной Церкви, поскольку это фактор единения, причем не политического, а духовного. Точно так, как мы едины с православными людьми, принадлежащими нашей Церкви в Соединенных Штатах Америки, в Великобритании, в Западной Европе, где угодно. Мы одна Церковь, один народ, одна молящаяся община. Но даже этого духовного единства для тех, кто хочет вырыть пропасть между Россией и Украиной, слишком много, поэтому Церковь и подвергается нападкам.

— Но те, кто роет пропасть между Украиной и Россией, они, наверное, никогда не смогут сделать одно — они не смогут отменить юлианский календарь. А этот календарь у русских и украинцев остается общим, слава Богу, и очень скоро мы будем праздновать светлый праздник Рождества Христова вместе, в одно и тоже время. Вот каким должен быть этот праздник? Есть ли в этом празднике место для радости во время скорби?

— Если мы говорим «праздник», мы уже подразумеваем радость. Потому что всякий праздник и становится праздником тогда, когда люди празднуют, а праздновать со скорбью невозможно. Празднование — это светлая эмоция, светлые чувства, и церковные праздники особенным образом влияют на душу человека, на его сознание, создавая особое переживание радости, тихой, молитвенной радости, и эта радость будет одна для всех — и для наших братьев и сестер на Украине, и для всех наших братьев и сестер, которые живут в России, и для всей нашей Церкви.

— Ваше Святейшество, мы поздравляем Вас — все журналисты телеканалов «Россия», «Россия-24», «Россия — Культура», ВГТРК — со светлым праздником Рождества Христова.

— Благодарю Вас сердечно и желаю помощи Божией всем, кто трудится на этих каналах, которые имеют очень большое значение в нашем информационном пространстве и у которых есть возможность оказывать положительное влияние — и эмоциональное, и мировоззренческое — на всех тех, кто вас смотрит и слушает.

— Мы стараемся. Спасибо.

— Всего доброго! Поздравляю Вас с наступающим Рождеством Христовым.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5992951.html
« Последнее редактирование: 07 Января, 2023, 16:55:27 »