Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 537805 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом, после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

8 января 2023 г. 15:20

8 января 2023 года, в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом, праздник Собора Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Дорогие владыки, отцы, братья и сестры, представители государственной власти и все те, кто сегодня наполнил Успенский собор Московского Кремля! Всех вас поздравляю с праздником Рождества Христова!

Мы вспоминаем пришествие в мир Спасителя, Господа Иисуса Христа, Который действительно спас мир. Но если внимательно присмотреться к тому, чем сопровождалось пришествие в мир Спасителя, каковы его последствия, то можно понять: Бог никого не спасает силой. Бог никого не принуждает быть спасенным. Но Бог предлагает людям совершенно потрясающую альтернативу жизненного пути, и те, кто проникает в суть Божественного учения, кто сознает, насколько велика эта альтернатива, насколько она обеспечивает подлинное человеческое счастье, — вот эти люди и вступают на правильный путь. А те, кто не видит, не слышит, не понимает, упускают возможность быть с Богом, а значит, обрести спасение, и не только в загробной, но и в этой жизни. Потому что спасение начинается уже здесь, на земле. Господь, к Которому мы обращаемся с молитвами, вместе с нами, и ангел-хранитель стоит по правое плечо и помогает спастись в тяжелейших жизненных обстоятельствах, ограждая от ошибок, а иногда удерживая и от преступлений.

Присутствие Господа в жизни каждого из нас, кто принял Его через Крещение и Миропомазание, кто причащается Святых Христовых Таин, — это великая сила. И опознается эта сила тогда, когда сгущаются тучи, когда наступают тяжелые времена, когда нас посещает горе. Тогда мы особенно просим Господа нам помочь: оградить Отечество от врагов внешних и внутренних, видимых и невидимых; оградить Церковь нашу от расколов и разделений; помочь в жизненных трудных обстоятельствах. И в соответствии с нашей верой, в соответствии с тем, насколько мы искренни в своей молитве, Господь и подает нам просимое.

Если взглянуть на новейшую историю нашей Церкви, можно удивительным образом узреть спасительную руку Божию. Взять хотя бы тяжелейшие годы беснования в начале века XX, революцию, которая поставила своим знаменем борьбу с «предрассудками», включая, в первую очередь, веру в Бога. И ведь на это были брошены все силы государства, все силы репрессивной машины! Церковь украсилась сонмом новомучеников и потеряла многие храмы: одни были разрушены, другие осквернены. Наверное, никто в веке XIX и представить не мог, что в столице Российской империи будут взрывать храмы, уничтожать святыни, и так по всему лицу земли. Казалось, антихрист уже пришел, и что же дальше, ведь никакой перспективы нет, какая же может быть перспектива, когда рушится Божий мир?

Но мы знаем, что все это прошло, и храмы восстановили. И не только восстановили — сколько новых храмов строится по лицу всей Русской земли, включая Первопрестольный град Москву! Я уже говорил, но в этот торжественный день еще раз скажу: нигде в мире, ни в одном городе, тем более ни в одной столице не строится сегодня двести христианских храмов. А мы сознаем, что двести мало, и уже есть планы строить больше. Почему? Да потому что есть в этом потребность народа, и Господь отвечает нам на нашу веру, помогая преодолевать все трудности. И еще раз скажу: если взирать на историю XX века, сколько же храмов было закрыто, сколько людей изничтожено, начиная со времен революции и страшных гонений, а Церковь Божия выжила, выстояла и передала свое благовестие последующим поколениям!

Сегодня радостный праздник, но ведь у кого-то он со слезами на глазах. Не могу не сказать о том, что сейчас происходит на Украине: точно такое же беснование, как в России после революции. Тогда в России обновленческая «церковь», искусственно созданная безбожными властями, стала захватывать храмы подлинной, благодатной Русской Православной Церкви. И все соборы в Петербурге, имперской столице, были в руках обновленцев, и с каким тяжелейшим состоянием души проходили мимо этих храмов наши православные люди! Многие не верили, что возможен поворот вспять. Такой силы был натиск безбожной власти, что казалось: не останется камня на камне от церковной жизни. Но сегодня мы видим, что даже там, где оставались только камни разрушенных церквей, воссозданы храмы, и новые храмы возведены во множестве.

Вот какие мысли пришли мне сегодня, когда я думал об Украине, о том, что там сегодня происходит. Враг рода человеческого решил посмеяться над святой землей, над купелью нашей, общерусской купелью Крещения, и возник раскол, очень напоминающий обновленческие расколы в России после революции. Почти копия: и там, и там за расколами — государственная власть; и там, и там за расколами — намерение ослабить и уничтожить Православную Церковь, отлучить от Церкви народ Божий, подчинив его раскольническим злоцерковным властям. Но мы знаем, что произошло в России. Где тот обновленческий раскол, которому власть передавала всё? Где те идеи, которые насаждались среди православных людей, чтобы отлучить их от Церкви? Всё прошло, следа даже нет. Вот так же будет на Украине — следа не останется от раскольников, потому что они выполняют злую, диавольскую волю, разрушая Православие на Киевской земле.

Думаю, ждать не так уж долго. Бог поругаем не бывает (Гал. 6:7), и наказаны будут все расколоучители, творцы расколов и все те ряженые «архиереи», на которых стыдно и взирать, настолько даже их внешний вид не соответствует их званию. И думаете, только мы отсюда имеем это зрение и это понимание реальности, сложившейся сегодня на Украинской земле? Сам украинский народ всё видит и понимает! И верим, что всё это пройдет, а иначе и быть не может. Ведь расколы нежизнеспособны. Почему? А потому что благодати Божией там нет — пустота, театр, внешний обряд. Какое благочестие, когда порушены все каноны, когда низвергнуты все принципы устроения Православной Церкви? Пустота! Но эта пустота очень опасна для духовной жизни народа.

И сегодня мы — вместе с благочестивым украинским народом, с теми, кто уже сейчас несет на себе печать и мученичества, и исповедничества. Мы молимся за верный канонической истине украинский епископат. Мы молимся за тех, кого сегодня изгоняют из храмов. Мы молимся в первую очередь за верующий народ, чтобы он сохранил веру православную. И точно знаем: как исчезли обновленцы, так исчезнут раскольники. Как перемолотило политическое лихолетье советских вождей, поднявших руку на Церковь, так и нынешние власти не будут царствовать и господствовать над Украиной. И, думаю, пройдет очень немного времени, когда все изменится. А наша задача, задача Церкви — молиться за землю Украинскую, за благочестивый украинский народ, за священников и архиереев, за тех, кто стал на путь исповедничества. Молиться и за тех, кто убоялся, кто исчез из поля зрения, кто был призван защищать Православие — и словно исчез. Где они находятся? Куда уехали? В какой они стране? Бог всем им судья! Но глубоко убежден, и убеждение мое непоколебимо, что Господь не оставит Украинскую землю, землю киево-печерских подвижников, землю, овеянную и окропленную кровью новомучеников. И не оставит Церковь, которая словом своим и проповедью своею заложила основы христианской жизни на всем пространстве Святой Руси. Молимся о том, чтобы как можно быстрее лихолетье миновало, чтобы водворился мир, чтобы прекратилась междоусобная брань на земле Украинской, чтобы никто не использовал начавшиеся на Украине конфликты для развязывания еще большей войны, в которую враждебные России силы хотели бы вовлечь и наш народ. Будем просить Господа, чтобы миновала нас чаша сия, чтобы мир, благополучие сохранялись на всей территории Святой Руси и чтобы держава Российская, находясь под Покровом Пресвятой Богородицы, хранила себя от междоусобной брани и от всякого нашествия иноплеменников.

В этом главном соборе Святой Руси, где почивают святые угодники, Предстоятели нашей Церкви, особым образом переживаешь и чувствуешь всю сложность и всю опасность того, что сегодня происходит на Руси, и одновременно укрепляешься надеждой. Взирая на эти исторические стены, перед изображениями на которых молились наши благочестивые предшественники, надеешься, что милость Божия приклонится и к Руси, и восстановится ее духовное единство, восстановится канонический строй Православия на Украине, и люди будут снова приобщаться Святых Христовых Таин, снова почерпать благодать из иных Таинств Церкви, обретая силы для того, чтобы, сопротивляясь всякому злу, устремляться к Божиему Царству. Молитва наша сегодня о том, чтобы мир и справедливость восстановились на земле Украинской, чтобы мир и покой пребывал над всею Русью. Молитвами святых угодников, в этом храме пребывающих святыми своими мощами, молитвами всех святых, в земле Русской просиявших, да управит Господь дальнейшее шествие народа русского по уготованному ему Самим Богом историческому пути.

Всех вас, мои дорогие, сердечно поздравляю с праздником Рождества Христова, и благословение родившегося Спасителя да пребывает над всеми нами. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5994063.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Видеообращение Святейшего Патриарха Кирилла к школьникам для информационно-просветительского занятия «Разговоры о важном»

9 января 2023 г. 13:00

Первый в 2023 году классный час «Разговоры о важном», который состоялся во всех российских школах 9 января, был посвящен празднику Рождества Христова. В сценарии тематического занятия для всех классов включен просмотр видеообращения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Дорогие учащиеся!

Каждый раз, когда мы заглядываем в календарь, то невольно обращаемся к событию Христова Рождества, даже если о нем ничего не знаем. Как это может быть? А вот как: именно это событие стало основой для календарной системы, по которой мы все сейчас живем. Современный счет времени ведется именно от Рождества Христова. Мы даже называем эпоху после этого события «нашей эрой». Что же такого грандиозного случилось в этот день?

Бог, Тот, Кто сотворил всю Вселенную, становится Человеком и открывает Себя людям. «Кто создал этот мир? Кто им управляет? В Чьих руках жизнь и смерть?» — об этом люди задумывались всегда, и в основном строили догадки. Так появились языческие религии.

Представьте себе, что вы никогда в жизни не видели некоего родного для вас человека. Вы знаете, что он очень важен и дорог. Но при этом всё, что у вас есть, — только рассказы о нем других людей. И вот, наконец, этот человек пришел к вам домой — и вы узнали его, узнали лично. В Рождестве Бог становится узнаваемым именно так — лицом к лицу. Человек увидел Сына Божия в таком же теле, как и у каждого из нас. И это откровение Бога о Самом Себе — самое достоверное.

Христос приходит в мир очень скромно и незаметно. Он рождается в пещере, потому что Матери Его Марии и Иосифу не нашлось места в гостинице. Бог не навязывает Себя людям, тем более силой или через внешние эффекты. Он ждет, что человек своим сердцем и умом почувствует и поймет: рядом с ним не простой человек, а Сам Творец.

Таким Бога человечество еще никогда не видело! Во всех народах были разные представления о Высшей Силе, но они всегда говорили о могуществе, неприступности, строгости. А то, как родился Иисус и что Он принес на землю, — это настоящее откровение. Христос показал, что Бог — прежде всего любовь. Он добр и заботится о каждом человеке. И это стало для многих неожиданным открытием! Люди ждали, скорее, Судью, Царя, а в мир пришел Милосердный Спаситель.

Бог приходит к людям, чтобы послужить им и дать им силы бороться со злом, спасти их от зла и показать путь к преодолению смерти, а лучше сказать, к отмене смерти. Когда человек сильно отравился каким-то ядом и это угрожает его жизни, необходимо ввести ему противоядие, чтобы он выздоровел. Для человечества Христос и есть противоядие от греха и смерти.

Что празднуют христиане в этот день? Соединение Бога с человеческой природой. Человек — это единственное существо во всей Вселенной, которое смогло вместить в себя Божество. Этим праздником утверждается высокая ценность также и человеческой жизни. В глазах Бога ценен каждый человек, даже если он в чем-то заблуждается или совершает ошибки. Высокое призвание каждого из нас — верить в Бога и через это, избавляясь от заблуждений, преображать мир любовью и добротой.

Для народа нашего совершение добрых дел всегда было очень важным делом. И вовсе не потому, что таким образом приобреталась какая-то «выгода». Наши родители, дедушки, бабушки, прабабушки, прадедушки, на долю которых выпали непростые испытания, твердо знали: творить добро надо просто потому, что это правильно. Совершающий добрые дела уже имеет награду в самом себе, так как ничто не может сравниться с радостью от помощи ближнему. Когда мы являем любовь и заботу о других людях, мы обогащаем себя внутренне, приобретаем в сердце ценное духовное сокровище.

В России существуют особые традиции украшения домов и храмов в рождественские дни. В каждом храме помещают икону, на которой изображены Богородица, праведный Иосиф, Младенец Христос в яслях, ангелы и волхвы — таинственные мудрецы с Востока, которые пришли поклониться Спасителю. На Святках — это время от Рождества до Крещения — совершается славление Родившегося Христа. Люди ходят по домам, заходят друг к другу в гости, дарят подарки. Так торжественно проводят эти дни верующие люди.

В завершение мне хотелось бы обратить ваше внимание вот на что. Подобно тому как Христос любит мир и всех людей, и нам надо быть похожими на Него. Поэтому мы учимся любить друг друга, помогать, проявлять заботу и внимание — и тогда становимся большой дружной семьей, как того и хочет от нас Бог. Если же делаем противоположное, то замыкаемся в себе, враждуем, озлобляемся — и в итоге оказываемся в одиночестве. В самом деле, кому нужен злой и нелюдимый человек? Кто с ним будет дружить, а тем более кто с таким свяжет свою жизнь?

Дорогие дети! Призываю на всех вас Божие благословение. Учитесь заботиться друг о друге, цените родителей и старших, воспитывайте в своих сердцах честность и любовь к Родине. И Родившийся в Вифлееме Христос — Спаситель мира — всегда будет с вами, помогая вам на вашем жизненном пути. С праздником Рождества Христова!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5994106.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в Неделю 31-ю по Пятидесятнице после Литургии в Александро-Невском скиту

15 января 2023 г. 16:17

15 января 2023 года, в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, пред Богоявлением, день преставления (1833) и второго обретения мощей (1991) преподобного Серафима Саровского, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее воскресенье именуется Неделей перед Богоявлением. Это последний воскресный день перед праздником Богоявления, и евангельское чтение (Мк. 1:1-8) посвящено в первую очередь воспоминанию о крещении, которое совершал пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. И воспоминание это имеет отношение не только к крещению людей от Иоанна, но в большей степени к тому, что принес Сам Господь.

Иоанн совершал крещение, которое вписывалось в духовную, культурную, богослужебную традицию Ветхого Завета. Люди приходили к священным водам реки Иордан, чтобы через погружение в воду освободиться от своих грехов. А Господь Иисус Христос, по слову того же пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, пришел крестить не только водой, но и Духом Своим Святым.

Что это означает? Это означает, что с пришествием в мир Христа Спасителя погружение в воду, которое мы совершаем во время крещения, — это не просто омовение человека, не просто некий символический акт, каковым оно было в Ветхом Завете, но великое Божие Таинство. Господь, через погружение в воду крещаемого во имя Святой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, не просто освобождает от первородного греха, но и дает силы к тому, чтобы человек на своем жизненном пути имел возможность бороться с грехом и побеждать грех.

Ничего подобного не было в ветхозаветном крещении — в том, которое совершал пророк, Предтеча и Креститель Иоанн. Почему? Да потому что Дух Святый был низведен на род человеческий, на последователей Господа и Спасителя, именно как результат Его крестной Жертвы. В ответ на Жертву, принесенную Спасителем за весь род человеческий, за всех и за вся, Бог Отец посылает Святого Духа, Который живет и действует среди людей.

Святой Дух распространяет Свое влияние на весь мир в ответ на молитву и веру людей, но пребывает Святой Дух в общине верующих, то есть в Церкви Божией. В этом смысле верующие Нового Завета имеют куда больше силы, чем те, кто служил Истинному Богу до пришествия в мир Спасителя. И это не наша человеческая сила. Если бы мы опирались на свою человеческую силу, то от нашей христианской общины ничего бы не осталось — так много всего произошло за эти тысячи лет после основания Церкви. И прямые гонения от язычников, и гонения от тех, кто искажал веру Христову и пытался сбить Церковь с пути истинного, как то было при Арии, осужденном I Вселенским Собором, и многих последующих лжеучителях, которые через воздействие на разум, используя тогдашнюю философию, стремились убедить христиан в том, что следует верить не так, как они были научены святыми апостолами. Но мы знаем, что Церковь преодолела все эти искушения, хотя многие из еретических учений поддерживались императорской властью и несогласных нередко подвергали репрессиям. Церковь выстояла.

Но что говорить о стародавних временах? А если вспомнить про недавние времена в нашей многострадальной стране, про нашу многострадальную Церковь? Сколько сил было брошено, сколько давления оказывалось, чтобы оторвать людей от веры в Бога! Вся мощь огромной сверхдержавы направлялась в идеологической борьбе в первую очередь против христианской веры. Но ничего не получилось! И не потому, что Церковь была такая сильная, особенно в советское время, ведь люди с положением, с образованием в храм не ходили; а те, кто оставался верующим, скрывали свою веру и никак не могли бороться за сохранение веры в нашей стране. Но вера сохранилась! Через великие скорби и страдания прошли наши отцы и деды, а веру сохранили.

Сейчас все человечество вошло в еще более соблазнительную и опасную для веры эпоху, когда никто с Церковью и верой христианской как бы не борется, но создается такая система ценностей, создаются такие целеполагания, которые уводят человека от веры. Без всякого давления человек сам уходит от веры. Ему предлагается построить рай здесь, на земле, ему ставят простую и понятную цель — иметь больше, жить красивее. Не очень-то думать о том, что происходит в твоей душе, — достаточно окружить себя благополучием и комфортом, и на это работает сегодня мощная машина убеждений.

В нашей стране, прошедшей через горнило жесточайших гонений на Церковь, сегодня не оказывается никакого давления на верующих, никто не уводит людей от Церкви. Наоборот, многие общественные силы сегодня вместе с Церковью работают на то, чтобы укреплялось нравственное начало в жизни народа. Надеемся, что эти общие усилия приведут к положительным результатам и, конечно, во многом уже приводят.

Сегодня мы говорим обо всем этом, вспоминая преподобного Серафима Саровского. Потому что преподобный Серафим является ярчайшим примером того, как человеческая слабость, человеческая ограниченность — ведь он был инвалидом, больным человеком, — восполняется силой Божественной благодати. Представить себе невозможно, как согбенный старец, страдавший физическими болезнями, ушел в саровские леса и там на камне молился, жил один, ничего не боясь, — потому что с ним была благодать Божия. И даже когда дикий зверь, медведь, приходил к нему, святой кормил его хлебом с рук, совсем не боясь дикой природы, потому что с ним был Бог.

Замечательный пример того, как Божественная благодать преодолевает болезни, слабости, страхи, разного рода угрозы, помогает и нам, людям XXI века, оставаться на единственно правильном пути, отражая всякие соблазны, всякие искушения и, оставаясь верными Христу, сохранять веру в Господа, сохранять силу молитвы и помнить, что в ответ на эту молитву и на эту веру Господь творит чудеса. И великий пример святого преподобного Серафима Саровского и являет такое чудо, когда Божественная благодать преодолевает и человеческую немощь, и человеческую болезнь, и согбенный старец-схимник превращается в гиганта, обладающего огромной силой духа. Такой силой, которая помогает преодолевать самые неблагоприятные, даже опасные для жизни обстоятельства.

Преподобный Серафим является символом того, как человеческая слабость восполняется Божественной благодатью. А если применить все к нашей жизни, к нашим временам, то сегодня мы действительно находимся среди многих искушений, и многие соблазны воздействуют на сознание современного человека, в том числе православного христианина. Иногда кажется, что невозможно всему этому сопротивляться — так много факторов работает против того, чтобы хранилась вера в сердце, чтобы человек жил религиозной жизнью. Тем не менее еще и еще раз хочу сказать: по молитвам святых угодников Божиих, в земле нашей просиявших, в том числе по молитвам преподобного Серафима, сегодня в стране нашей, в народе нашем возрождается вера православная. Вопреки всем влияниям, которые оказываются и прямо, и косвенно, чтобы эта вера потеряла силу, чтобы эта вера перестала вдохновлять народ и обращать его взоры к Богу и ко спасению.

Пусть предстательство преподобного Серафима Саровского, великого угодника земли нашей, помогает и дальше каждому из нас и всем нам вместе, русским православным людям — когда я говорю «русским», имею в виду всех тех, кто душой и сердцем связан с Россией, живет ее надеждами и живет ее жизнью, — укреплять свою веру и способность оставаться верными Христу, невзирая ни на какие искушения, соблазны, притяжения века сего, часто очень опасные для человека и для всего мира. Молитвами преподобного Серафима Саровского, чудотворца, да хранит Господь землю нашу, Церковь нашу и каждого из нас для Царствия Божиего. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5996174.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Крещения Господня после Литургии в Богоявленском кафедральном соборе в Москве

19 января 2023 г. 14:23

19 января 2023 года, в праздник Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию и чин великого освящения воды в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове города Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Всех вас, дорогие Преосвященные владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с великим двунадесятым праздником Богоявления Господня. А наш кафедральный собор особо — с главным престолом сего святого храма!

Явилась благодать Божия всем человекам — так апостол сказал о событии на реке Иордан (см. Тит. 2:11). Ни об одном другом событии ни в Ветхом, ни в Новом Завете не было сказано, что благодать Божия явилась всем человекам. Не избранным, не узкому кругу апостолов, не каким-то иным кругам, бывшим вокруг Спасителя, — а всему миру явилась благодать Божия, спасительная для всех. Вот в этом — весь смысл праздника.

Господь пришел в мир и Своей проповедью, Своими бессмертными словами обновил сознание людей, помог им создать новую систему ценностей, нравственных и духовных, в рамках которой и стало развиваться человечество, достигнув огромных высот. Нельзя сказать, чтобы это развитие было поступательным, потому что враг рода человеческого всегда создавал преграды, старался сбить с пути и в чем-то достиг своего. Но то, что мы с вами в XXI веке в городе Москве, в переполненном Богоявленском соборе так же, как наши благочестивые предки, встречаем этот праздник, с радостью воспринимаем окропление святой водой, чувствуем присутствие Божественной благодати — все это является еще одним подтверждением того, что слова Божии бессмертны, проповедь Его не имеет конца, сила благодати никогда не пресечется. Потому что Бог сильнее диавола, ибо Бог — Творец мира, и в Его длани все Божественное творение. И когда мы сегодня празднуем сошествие благодати Святого Духа на реку Иордан в момент Крещения Господа и Спасителя, мы должны еще и еще раз осознать, что Господь, силой Своей благодати, со всем Своим творением, с живым и неживым, с разумным и неразумным. И, наверное, если бы не было этой оживотворяющей Божественной энергии, которая присутствует в Божием творении, то мир уже давно бы не существовал.

Сегодня мы знаем, что возникают очень большие угрозы миру, нашей стране, да и всему роду человеческому, потому что у каких-то безумных людей появилась мысль о том, что великую державу Российскую, обладающую мощным оружием, населенную очень сильными людьми, которые из поколения в поколение всегда были мотивированы на победу, которые не сдавались никогда ни одному врагу, которые всегда выходили победителями, — что их можно в нынешних условиях либо победить, либо, как теперь говорят, переформатировать, то есть навязать им некие «ценности», которые и ценностями назвать невозможно, для того чтобы они были как все и подчинялись тем, у кого есть сила контролировать большую часть мира.

Это желание победить Россию сегодня приобрело, как мы знаем, очень опасные формы. Мы молимся Господу, чтобы Он вразумил тех безумцев и помог им понять, что всякое желание уничтожить Россию будет означать конец мира. Но не только об этом нужно молиться, а о том, чтобы вместо такого безумия род человеческий обрел некое новое сознание. Сознание своей взаимозависимости, сознание хрупкости того мира, в котором мы все живем, и необходимости быть всем вместе и работать во имя общих ценностей и целей, которые были бы направлены в первую очередь на сохранение жизни и, я бы еще добавил как православный христианин, на сохранение веры в Бога, без которой все иные ценности либо деформируются, либо просто переформатируются на противоположные и становятся не ценностями, а факторами, содействующими разрушению человеческой жизни.

Вот такое сегодня тревожное время. Но мы верим, что Господь не оставит землю Русскую, не оставит наших властей, Президента нашего православного, воинство наше. Что у России будет достаточно сил в случае необходимости защитить свою землю и свой народ. Но дай Бог, чтобы не дошло дело до такого выяснения отношений, чтобы Господь всех примирил, успокоил и помог вместе всем работать для того, чтобы мир становился лучше.

Вот и сегодня наша молитва об этом — о мире во всем мире. Но также и о благостоянии святых Божиих церквей, о соединении всех. Мы молимся о том, чтобы все эти грозные и волнующие людей слухи, военные слухи, ушли в небытие, и чтобы в мире были мир и способность всем вместе трудиться для того, чтобы изгонялись всякая неправда, всякая ложь из человеческих отношений.

Сегодня особый день. Мы празднуем пришествие в мир благодати Божией, которая была дана в ответ на искупительные страдания Христа Спасителя. Это через Его крест, через Его муки, через Его страдания, через Его искупительную жертву и была дана благодать, то есть Божественная энергия роду человеческому, которая особым образом пребывает в Церкви Христовой. И мы молимся Господу, чтобы сила благодати превозмогла всякую опасную и греховную человеческую мысль, чтобы укрепились вера, благочестие и мир.

Да сохранит Господь землю Русскую, да сохранит Господь Церковь нашу, да сохранит Господь все свое творение и да поможет тем, кто еще не пришел к прославлению Его имени, осознать, что именно вера в Бога и есть та сила, которая способна удержать мир от распада и разрушения. И чем быстрее мир осознает это, тем большим будет благоденствие в жизни людей. Молитвами святых угодников Божиих, в земле нашей просиявших, да хранит Господь землю Русскую, Отечество наше, Церковь нашу и всех нас, мои дорогие, кто с верой прибегает ко Господу и хранит в сердце надежду на Его милость к каждому из нас.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5997552.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в Неделю по Богоявлении после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

22 января 2023 г. 16:58

22 января 2023 года, в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы вспоминаем святителя Филиппа, митрополита Московского, который закончил жизнь свою мученически — он был умерщвлен по повелению царя Ивана Грозного.

У этой истории много разных толкований. Некоторые утверждают, что святитель был против возвышения царского трона и поддерживал бояр, которые во времена расцвета феодализма на Руси имели большие политические полномочия и контролировали целые земли Русского государства. А Иван Грозный, желая создать единое мощное Русское государство, боролся с сепаратизмом феодальных владык — для того чтобы Русь, став единым государством, могла противостоять Западу. Уже тогда, задолго до Петра I, Иван Грозный обратил свои взоры к Балтийскому морю, понимая, что выход на Балтику означает выход за рубеж, на Запад. А все это требовало от России силы, и не только военной, но силы духовной; и потому царь Иван Грозный, будучи человеком благочестивым, очень многое делал для укрепления церковной жизни. Но по природе свой он был вспыльчив и подозрителен, и именно эти отрицательные черты и привели к трагедии в Тверском Отрочем монастыре, где проживал святитель Филипп.

Дошли до царя слухи, что святитель задумал недоброе, что он вместе с боярами хочет противостоять централизации власти и особой миссии, которую царь Иван Грозный на себя возложил. И царь, движимый особенностями своего характера, совершил преступление, и не где-нибудь, а в том месте, где мы с вами сейчас находимся. Здесь совершалась служба, святитель стоял на стасидии, по обычаю тогдашних Предстоятелей Русской Церкви, а царь стоял вот на этом месте; и, казалось бы, ничто не предвещало трагической развязки. Но царь, как уже сказано, был человек возбудимый — по всей вероятности, врачи могли бы сейчас диагноз поставить, что не очень-то он мог совладать с болезненным состоянием своей нервной системы. Подозревая митрополита Филиппа в сговоре с боярами, в его готовности противостоять царской власти, Иван Грозный заточил святителя, а затем тот был сослан в Отроч монастырь, где его убил посланник царя Малюта Скуратов.

Вот такая трагическая история. Вообще она свидетельствует о том, что Церковь по своей природе не должна вмешиваться в государственные дела. У каждого члена Церкви есть право высказываться по любым вопросам, в том числе политическим, участвовать в избрании различных должностных лиц, а Церковь как институт, единственный в нашей стране, объединяет всех. В Церкви могут найти место люди разных политических убеждений, и правые, и левые, при одном только условии: эти взгляды не должны приносить зла другим, не должны нарушать мир, покой и благоденствие Отечества и не должны нести смуту внутрицерковную.

Все эти требования сегодня в достаточной мере осуществляются, и Церковь, будучи духовной силой, оказывающей большое влияние на жизнь народа, не вмешивается в политические процессы, не выступает за одних против других. Потому что всякое участие в такого рода действиях влечет за собой разделение людей, а Церковь призвана соединять всех вне зависимости от политических убеждений, от национальности, от историософских взглядов и т.д. Церковь — это мать, и двери храма открыты для всех. Именно как таковая Церковь и представляет особое значение для жизни народа, а в определенном смысле — и для жизни государства.

Вот и сегодня хорошо известно, как с разных сторон — и из-за рубежа, и из самой России — стараются повлиять на Церковь, чтобы она заняла ту или иную политическую позицию, кого-то осудила, кого-то поддержала. Чаще всего эти требования связаны с политическими симпатиями и антипатиями тех, кто обращается к Церкви с подобными предложениями. Всем тем, кто поступает так, мы вновь и вновь скажем: Церковь старше, чем государство, и Церковь всегда со своим народом. Главная миссия Церкви заключается в спасении человека. А что происходит в сердце спасающегося? Оттуда исторгаются грех, злоба, коварство — все то, что, преломляясь в политике, наносит колоссальный вред государству и народу. Поэтому, не входя в политический процесс, не участвуя в политической борьбе, Церковь через воспитание народа оказывает самое благоприятное воздействие на формирование народного тела, просвещенного благодатью Божией и стремящегося к созиданию Отечества, а не к его разрушению.

Все эти мысли приходят в голову здесь, на этом месте, где митрополит Филипп не дал благословение грозному царю. Еще раз: не потому, что он был в оппозиции, как наверняка подумал Иван Грозный, — в оппозиции к нему было боярство, — а потому что царь в то время чинил беззаконие, умерщвляя через опричнину многих и многих людей, можно сказать, терроризуя свой собственный народ. И вот, стоя на том же месте, где я стою сейчас, святитель Филипп не дал благословения царю, за что и был умерщвлен, а память его хранится в Церкви, он причислен к лику святых. <...>

Такова история, и она учит нас прежде всего тому, что Церковь всегда должна провозглашать правду Божию. Меняются политические вкусы, симпатии, антипатии, формируются различные политические группы, коалиции, партии, у каждого своя цель, каждый идет своим путем. А Церковь вне всякой партии, потому что само слово «партия» означает часть, то есть часть целого. А Церковь не часть — она для всего народа, и потому никакие симпатии в отношении тех или иных политических сил не могут быть официально провозглашены как церковное учение и не могут официально провозглашаться в церковной проповеди. А что может провозглашаться? И кого Церковь может и должна поддерживать? Всех тех политиков или общественных деятелей, которые ратуют за единство всего нашего народа, за единство нашей Церкви, за подлинную независимость страны от различных могущественных сил, будь то на Востоке, или на Западе, или в иных местах нашей планеты. Потому что Церковь опасается, что политическая зависимость может оказать отрицательное воздействие на духовную жизнь, как бывало в прошлом. Именно поэтому Церковь поддерживает подлинную независимость и все деяния власти, направленные на сохранение этой независимости от политических сил, находящихся вне нашей страны. И это не означает участия в политике — это означает заботу о благополучии людей, о сохранении нашей подлинности, о сохранении веры православной и тех ценностей, которыми живет еще по милости Божией наш народ. Тех духовных ценностей, которые идут от наших предков, тех ценностей, за которые проливали кровь наши мученики и новомученики Церкви Русской.

Сегодня, вспоминая имя святителя Филиппа, мы обращаем к нему молитвы, чтобы он предстательством своим пред лицом Божиим сохранил державу Российскую от всяких напастей и извне, и изнутри, чтобы сохранялось единство народа, единство Церкви нашей, чтобы власть имела своим приоритетом заботу о сохранении Отечества нашего как независимого государства, а также о сохранении тех ценностей, которые впитаны в духовную культуру наших людей и которые во многом были сформированы под духовным влиянием Русской Православной Церкви. Памятуя о подвиге святителя Филиппа, мы сегодня возносим особые молитвы и о властях, и о воинстве, и о народе нашем, дабы в мире, единомыслии, духовной чистоте и вере протекала наша национальная жизнь, формируя ту внутреннюю силу, которая способна обеспечить полную независимость и свободу нашего народа.

Молитвами святителя Филиппа, всех Московских святителей и всех святителей, в земле Русской просиявших, да хранит Господь Отечество наше и Церковь нашу от всяких напастей, бед и зол и да укрепляет всех нас на пути духовного совершенствования и приближения к Богу, через которое испепеляется и исчезает грех и всякое человеческое беззаконие.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5998173.html