Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 538974 раз)

0 Пользователей и 4 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6499
  • Репутация: +4193/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #220 : 23 Ноября, 2016, 23:08:19 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на праздничном концерте в Храме Христа Спасителя по случаю 70-летия Его Святейшества

22 ноября 2016 г. 23:58
22 ноября 2016 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя состоялся концерт, посвященный 70-летию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам праздничного вечера со словом.

Многоуважаемый Владимир Владимирович! Глубокоуважаемый Александр Григорьевич! Ваши Святейшества, Ваши Блаженства, Предстоятели Поместных Православных Церквей! Высокопреосвященные и Преосвященные владыки! Уважаемые руководители религиозных организаций нашей страны!
Хотел бы сердечно поблагодарить Вас, Владимир Владимирович, за добрые слова, которые Вы произнесли, и Вас, Александр Григорьевич, за такие же добрые слова. Но в первую очередь хотел бы поблагодарить всех тех, кто на протяжении семи лет моего Патриаршества словом и делом помогал мне осуществлять это непростое служение.
Наверное, сейчас мне надлежит сказать о самом главном, сказать разумно, коротко. И вот, размышляя о том, что же я в этот торжественный момент должен сказать, подумал вот о чем: а ради чего Церковь существует? Богословы нередко описывают бытие Церкви в таких категориях, которые не всегда понятны простому человеку. А простой человек знает, что когда он приходит в храм и молится, на сердце становится легко и светло. Мы входим в храм одними, а выходим другими. Значит, Церковь совершает что-то такое, что меняет человеческое сердце, что меняет внутреннее состояние человека. А ведь от этого внутреннего состояния — все производное, что выражается в любых категориях: политических, экономических, социальных, этических, культурных — все происходит от внутреннего состояния человека.
Как говорит апостол Павел, злые помыслы исходят от сердца человека, но мы знаем, что и свет проистекает от человеческого сердца. И Церковь не призвана заниматься ни политикой, ни экономикой, ни решением каких-то других задач. Она обязана помогать государству, обществу, народу в решении тех задач, которые перед ними стоят.
Но главная задача Церкви — это человеческое сердце, это изменение человеческой личности. И если изменится человек к лучшему — изменится весь мир. И нет другого способа и никакой другой методологии повлиять на изменение мира к лучшему, как изменить человеческое сердце.
Я вспоминаю один из диалогов с государственным чиновником в советское время, которому трудно было понять вообще, чем Церковь занимается. И несколько раздраженно он мне сказал: «Знаете, чтобы вы поняли реальное место религии церкви в Советском Союзе, скажу — вы где-нибудь там на 125-м месте в повестке дня. Вот когда мы все решим, и все проблемы у нас будут решены, тогда может быть мы обратим внимание на то, что и надо помочь какой‑то небольшой части нашего населения в проявлении его религиозного чувства». Я тогда ничего не сказал этому человеку, но я понял, что он абсолютно не понимает ни Церкви, ни жизни. Но самое главное, он не понимает человека.
Я не могу определять никакого места в повестке дня, но я знаю, что речь идет о самом главном: речь идет о человеческой жизни, о полноте этой жизни. И ради этого мы и трудимся со смирением, с упованием на помощь Божию, с большой благодарностью к руководителям, в первую очередь к Вам, Владимир Владимирович.
Я хотел бы отметить очень высокий уровень диалога и сотрудничества, который сложился за последние годы с Российским государством в лице Президента, возглавляемого Вами всего корпуса российской власти.
Хотел бы поблагодарить Александра Григорьевича за те замечательные свершения, которые произошли в области духовной жизни белорусского народа и мы знаем, что это также происходит через диалог моих собратьев с Вами. И я в нем участвую всякий раз, когда мы встречаемся.
И может быть, я бы вернулся к тому, что я сказал после избрания на Московский Патриарший престол, когда вместе с членами Собора мы пришли в Кремль. Тогда Президентом был Дмитрий Анатольевич Медведев, он принимал Поместный Собор, и меня попросили выступить. Как это иногда бывает, в круговерти я в самый последний момент понял, что ведь надо было что-то подготовить, текст, может, какой‑то. Выступаем в Кремле, перед Президентом, такое огромное количество людей, телекамеры. Я по неопытности своей не ожидал, что это все будет так. И вот взошел, как сейчас, на кафедру, и мне стало ясно, что я должен сказать.
Я тогда сказал об идеале, который сложился в Византии в сфере церковно-государственных отношений. Этот идеал описывается словом «симфония». У нас в русском языке другое ударение, мы говорим «симфония» — согласованность звуков, гармоничное сочетание компонентов. Вот так древние византийцы описывали идеальные отношения Церкви и государства. Эти идеальные отношения никогда полностью не были реализованы и, может быть, они не могут быть реализованы в нашем эмпирическом мире в тот или оной отрезок исторического времени, но это всегда остается идеалом.
Несомненно, за последние семь лет мы не создали идеальной симфонии, но мы построили опорную конструкцию, которая помогает потихонечку, кирпичик за кирпичиком выстраивать это здание симфонического взаимодействия Церкви, верующего народа и государства.
Я сердечно благодарю в Вашем лице еще раз, Владимир Владимирович, в Вашем лице, Александр Григорьевич, тех представителей власти, которые с пониманием относятся к нашим чаяниям и которые поддерживают наши усилия.
Пусть Господь благословит Отечество наше, всю историческую Русь, Патриархом которой я являюсь, все братские славянские народы, которые сегодня живут в независимых государствах, но которые питаются одним общим историческим источником, освященным в водах днепровской купели. И я очень надеюсь, что наше движение вперед будет мирным, спокойным и благополучным.
Да хранит Господь всех нас. Благодарю вас сердечно.
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6499
  • Репутация: +4193/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #221 : 03 Декабря, 2016, 00:31:16 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского, после Литургии в Храме Христа Спасителя

2 декабря 2016 г. 18:20
2 декабря 2016 года, в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Дорогие Высокопреосвященные и Преосвященные владыки! Досточтимые отцы, братья и сестры, регенты и певчие, которые сегодня присутствуют в храме в связи с первым регентским и певческим съездомнашей Церкви, проходящим в эти дни в Москве! Всех вас сердечно поздравляю с нашим московским праздником, который имеет отношение ко всей Русской Церкви, потому что мы вспоминаем память великого святителя земли нашей Филарета, митрополита Московского.
В сегодняшнем евангельском чтении от Матфея (Мф. 5:14-19) находим хорошо известные слова: так да светится свет ваш пред человеки, чтобы они видели добрые дела ваши и прославили Отца вашего Небесного. Ярко светился свет святителя Филарета еще при жизни. Он сочетал в себе замечательные способности, огромные таланты, трудолюбие, проницательность, смирение и твердость в осуществлении добрых дел. Все это сконцентрировалось в одной личности. Уже при жизни святитель Филарет обладал большим авторитетом. К нему прислушивались архипастыри и пастыри всей нашей Церкви, к нему прислушивалась высшая государственная власть. И когда в Отечестве нашем бурно развивался позитивизм, основанный на материалистическом восприятии мира, когда атеистические идеи взбудоражили сознание людей, когда считалось, что образованный интеллигентный человек не может ходить в церковь и верить в Бога, ибо это удел безграмотных простых людей, тогда энциклопедические знания, колоссальные научные способности и даже церковно-политический авторитет митрополита Филарета оказали огромное влияние на наше российское общество.
Чему учит нас жизнь святителя Филарета? Она учит нас, особенно священнослужителей, тому, что всё, что дал нам Господь, — большие, средние или даже малые способности — всё, что мы имеем от рождения или приобрели в результате образования, воспитания, жизненного опыта, мы должны посвящать Господу. Так делал он. Человек его знаний, образования мог бы иметь блестящую карьеру ученого или политика, государственного деятеля. Но святитель все это отверг, потому что считал, что то служение, к которому он призван, самое высокое, самое святое и самое значительное. Потому что цели, которые достигаются в этом служении, простираются за пределы видимого мира.
Многим кажется, что жизнь такая длинная и так много можно сделать. Эта иллюзия развеивается по мере того, как человек обретает больший опыт жизни и входит в более зрелые годы. Деятельность абсолютного большинства людей сконцентрирована на этом небольшом отрезке времени. То, чем занимается каждый священник, то, чему служит Церковь, сконцентрировано и на этом отрезке времени, но, разрывая пространство и время, устремлено в вечность. От результатов этой деятельности зависит благополучие людей не только в их земной жизни, но и в вечности. И святитель Филарет прекрасно сознавал высоту и особую значимость церковного служения и отдавал всего себя, все свои таланты и способности, возможности своей человеческой природы, чтобы принести Богу этот дар всей своей жизни.
Такие замечательные примеры самоотверженного служения столь блестящих людей должны правильным образом влиять на формирование нашей ответственности за Церковь. Я говорю «нашей», имея в виду и епископат, и духовенство. Святитель Филарет должен быть не просто историческим, а живым примером, потому что он жив, он вместе с нами сегодня здесь. Он предстоит Господу там, в Церкви торжествующей, небесной, а своими мощами почивает в этом соборном храме.
Будем молиться святителю Филарету, чтобы он, предстоя Богу, вздохнул в молитвах своих о всех нас грешных, недостойных, уязвимых слабостями, поглощаемых проблемами текущего дня, не всегда способными все силы свои посвящать Господу, чтобы он помолился о нынешнем поколении духовенства Русской Православной Церкви, особенно о нынешнем поколении епископата, на плечи которого возложена колоссальная ответственность за будущее нашего народа и нашего Отечества. Его молитвами да хранит Господь Землю Русскую, град Москву, Церковь нашу и всех, кто с верой в сердце призывает имя Господа, Которому он посвятил без остатка всю свою жизнь. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6499
  • Репутация: +4193/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #222 : 05 Декабря, 2016, 16:10:16 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Свято-Троицком соборе в Париже

4 декабря 2016 г. 22:18
4 декабря 2016 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение собора Святой Троицы в Париже и возглавил служение Божественной литургии в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Дорогие отцы, братья и сестры!


Всех вас сердечно поздравляю с праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы — двунадесятым праздником и воскресным днем!


Сегодня, как и в каждый праздник, посвященный Богоматери, читается одно и то же Евангелие, которое хорошо известно людям, часто посещающим храм, — это повествование о Марфе и Марии, и о встрече с Господом и Спасителем в их доме. Заканчивается это евангельское чтение словами: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11:28). В славянском переводе мы используем другое слово: «Блаженны слышащие слово Божие и хранящие его».
Эти два слова — «соблюдение» и «хранение» — имеют большое значение. Хранить можно только то, что тебе дорого. Мусор мы не храним — мы его выкидываем. А то, что нас связывает с родными, с близкими, с прошлым, с какими-то значительными событиями в нашей жизни, мы непременно храним. Почти никогда мы не продаем то, что нам дорого, и не обмениваем на что-то другое. И тем более мы не отказываемся добровольно от того, что для нас дорого.
Что означает для нас слышать слово Божие? В наше время, когда мир переполнен информацией, слово «слышать» становится ключевым. На нас обрушивается колоссальный информационный поток — огромное количество слов, идей, мыслей. И чаще всего многое из того, что мы слышим, проходит мимо нас, ибо никакого человеческого разума не хватит, чтобы аккумулировать все, что входит в наше сознание или прикасается к нашему слуху.
Господь говорит: блаженны те, кто слышит слово Божие и исполняет или хранит его. Другими словами, человек спасается, если он слышит Божие слово и хранит его. А почему? Ведь за всю историю человеческой цивилизации было высказано много важных мыслей. Почему же спасение обеспечивает только слово Божие, а не мудрое человеческое слово? Потому что в слове Божием содержится абсолютная правда, тогда как все другие правды, все другие идеи определяются контекстом человеческой жизни и через какое-то время теряют свое значение.
Этот город знал огромное количество мыслителей, слова которых будоражили сознание. Многие из этих слов затмевали слово Божие, и люди, полностью пораженные величием слов человеческих, к слову Божиему относились снисходительно. Это происходило не только в этом городе, но и в моей стране, когда миллионы людей полностью отдавали свое сознание, свое сердце, свою волю человеческим словам. Воодушевленные этими словами, люди отдавали свою жизнь за человеческие идеи, защищая их с оружием в руках.
А теперь я задам главный вопрос: где сейчас эти великие человеческие слова? Кто из нас в Париже или в Москве отдаст за них жизнь? Большинство из этих слов никто уже не знает, кроме ученых, которые изучают историю человеческой мысли.
Почему же тогда слово Божие нас собирает? Потому что в нем абсолютная истина и абсолютный критерий отличия добра от зла. И это очень важно. Ведь если человек перестанет отличать добро от зла, он перестанет быть человеком и человеческое общество будет разрушено. Это не просто слова, сказанные на определенный фрагмент Евангелия. Давайте вспомним историю: в Ветхом Завете народ Израиля, когда отказывался признать Бога абсолютной истиной, когда отвергал свой закон, то он разваливался как народ, терял свою интегральность. И только когда он вновь обращался к Богу — снова объединялся и воскресал.
В России отказались от Бога в начале XX века. Наши отцы и деды решили построить справедливое, процветающее общество без Бога, следуя человеческой мудрости. И что же мы видим? Народ был разрушен гражданской войной и противоречиями. Многие оказались здесь, во Франции. И за это мы благодарим Францию. А в нашей стране все человеческие возможности были направлены на то, чтобы построить справедливое общество. Великая сверхдержава, где в руках одной власти концентрировалась все: и наука, и искусство, и ресурсы, и технологии, и армия — все было направлено на достижение только одной цели — справедливое, процветающее общество. Но не получилось. И возникает вопрос: сколько же еще нужно уроков человечеству, чтобы люди поняли, что без абсолютного критерия отличия добра от зла, который происходит от абсолютного Бога, человеческое общество не может быть благополучным, как не может быть благополучной человеческая личность?
Некоторые удивляются и спрашивают нас: почему сейчас в Русской Церкви строится так много храмов? Для чего нам почти тысяча монастырей, почти 36 тысяч храмов? Зачем нам нужны тысячи монахов? И все это было воссоздано за какие-то 25 лет. А мы отвечаем: потому что мы прошли через такой исторический урок, через который не прошла ни одна нация. И мы не объясняем наши поступки, ибо каждый, кто знает нашу историю, понимает, что как народ мы спаслись только благодаря тому, что сохранили веру.
В результате исторических событий, произошедших в России, как я уже сказал, многие оказались за ее пределами, в том числе и во Франции. У нас сохраняется в сердце благодарность к Франции, к ее народу за то гостеприимство, которое было оказано нашим беженцам после революции. И сегодня, уже по другим причинам, многие приезжают во Францию из нашей страны. Они приезжают со своим жизненным опытом, и очень многие глубоко верят в Бога, и считают важным для себя быть верными чадами Церкви.
В течение 85 лет главным собором Русской Церкви во Франции был маленький домовый храм на рю Петель. Вначале этот храм размещался в подземном гараже, а затем на первом этаже здания. Всякий раз, когда я приезжал в Париж и молился в этом храме, передо мной проходила очень драматичная история русского зарубежья.
Я хотел бы выразить глубокую благодарность Франции, ее высшему руководству за то, что в ответ на наши просьбы и пожелания была предоставлена возможность приобрести замечательное место на берегу Сены для строительства этого прекрасного кафедрального собора Русской Церкви и духовно-культурного просветительского центра. Конечно, это большая поддержка для всех наших людей, проживающих во Франции. И наравне, наверное, с мостом Александра III этот храм является видимым архитектурным символом особой близости наших народов, наших культур и традиций.
Хотел бы также выразить особую благодарность городу Парижу в лице мэра города и всем тех, кто с добрым отношением воспринял идею строительства русского кафедрального собора здесь, на набережной Бранли. Это не только памятник наших добрых отношений в прошлом и близости наших традиций, но это, несомненно, символ того, что нас ожидает в будущем. Как недавно мне в Англии сказал один очень просвещенный и известный человек, то, что сегодня происходит между Россией и Западной Европой, — это просто ветер, который ударяет по крыше дома, внутри которого живут люди — живут прошлым и настоящим, греются у камина, встречаются друг с другом. И самое главное это то, что происходит внутри дома. Потому что сегодня дует ветер с одной стороны, завтра — с другой. А то, что мы сегодня с вами совершили здесь, в Париже, — это великий символ близости наших народов и культур.
Сегодня праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Маленькая девочка-отроковица приводится к Иерусалимскому храму, и сама, без посторонней помощи поднимается по высоким ступеням к первосвященнику, который ее встречает. Этот дивный образ запечатлен в нашей иконографии и в замечательной живописи эпохи Ренессанса. В этих живописных изображениях видны родители девочки, которые улыбаются, созерцая это чудесное событие.
Дай Бог, чтобы наступило время, когда все мы, как дети Божии, пройдя тяжелейшим историческим путем исканий, потерь и приобретений, радостей и разочарований, будем подниматься по ступеням навстречу Богу. И всегда символом этой встречи — и в древности, о которой мы сейчас говорим, и в наше время — является Божий храм. Пусть и этот Божий храм будет местом встречи людей с Богом, чтобы этот великий опыт соприкосновения с Божественным помогал нам преодолевать трудности сегодняшнего дня».
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6499
  • Репутация: +4193/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #223 : 09 Декабря, 2016, 12:25:00 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в храме Воскресения Христова в Цюрихе

7 декабря 2016 г. 23:15
7 декабря 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в Воскресенском храме в Цюрихе Божественную литургию. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к присутствующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры!
С особым чувством я совершил сегодня Божественную литургию в этом храме. С этим приходом я связан 45 лет — с 1971 года. Тогда это был совершенно другой приход, другой храм — в маленькой квартирке, где служил игумен, затем архимандрит, а затем епископ Цюрихский Серафим (Родионов). В воскресенье на богослужение собиралось всего несколько человек. В то время я служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Женеве, и этот приход был тоже создан владыкой (тогда еще иеромонахом) Серафимом в 1946 году. Сейчас я с большим волнением вспоминаю окормлявшего в те годы Швейцарию владыку Серафима, который практически всю свою жизнь отдал этому приходу. Очень рад видеть отца Мартина, настоятеля первого монастыря нашей Церкви в Швейцарии, который тоже был создан по благословению владыки Серафима.


Религиозная жизнь наших приходов была совершенно иной, но те немногие, кто приходили в наши храмы, были очень тверды в вере. У нас никогда не было пессимизма по поводу будущего, никто не говорил: мы последние, нас осталось всего 10-20 человек, и скоро все закончится. Мы торжественно, со слезами на глазах праздновали Пасху, Рождество Христово, и никто из нас не помышлял о конце — все верили и чувствовали, что наступит новое время, новая эпоха.


По милости Божией это время наступило, и здесь, в Цюрихе, появился этот замечательный храм. Я вижу, что за 10 лет с момента моего последнего посещения многое изменилось — прихожан стало еще больше, но особенно больше стало детей. Перед нами живая, современная православная община. И сегодня, празднуя 80-летие этого прихода, мы должны с благодарностью вспомнить всех, кто трудился в прошлом, кто своей верой и твердостью в своих убеждениях сохранил очаги русской православной жизни в Западной Европе.


Теперь следует задать главный и важный вопрос: почему мы сегодня приходим в Божий храм? С точки зрения современного человека, который стремится к комфорту, провести стоя в помещении два с лишним часа — совсем не то, чего бы ему хотелось. Но даже в переполненном храме мы стоим по два или три часа, ибо здесь мы соприкасаемся и умом, и сердцем с иной реальностью, с иной силой, которая не безразлично взирает на нас откуда-то с небес, а непосредственно пребывает с нами. До этой силы мы дотягиваемся своими словами, внутренним взором, своим сердцем и чувствуем Божественное присутствие в нашей жизни. Бог слышит наши молитвы и отвечает на них, и это самое сильное доказательство того, что Он существует. Никакие философские рассуждения о том, есть Бог или нет, нам не интересны, ибо умом и сердцем мы чувствуем присутствие Божие.


В храме мы учимся многому. Мы слушаем слово Божие и пытаемся понять великие слова, пришедшие к нам из глубины веков. Сегодня, в день памяти святой великомученицы Екатерины, а также великомученика Меркурия, мученика Меркурия Смоленского и других, в том числе нескольких священников, убитых в 1930-е годы в Советском Союзе, за богослужением читалось особое Евангелие и особое апостольское послание о великом смысле и значении мученичества.


Когда мы говорим о подвигах первых христиан или христиан всех последующих поколений, отдавших свою жизнь за веру, мы применяем по отношению к ним слово «мученик». В латинском языке это слово martyr. В русском языке слово «мученик» связано со словом «мучение», а греческое слово μάρτυς, откуда пошла и латинская традиция, и традиция современных западных языков, имеет иной смысл. Греческое слово μάρτυς означает «свидетель». И это первоначальное прочтение подвига мучеников является очень важным, ибо не каждый мученик является свидетелем. Мы знаем, как нередко мучают людей, желая забрать у них деньги или ценные бумаги, или склонить их к отречению от какой-либо политической позиции. Но такую насильственную смерть нельзя назвать смертью мученика-свидетеля, ибо человек своей смертью, даже насильственной, ни о чем не свидетельствует. И только насильственная смерть, свидетельствующая о самом важном, получила название «мученичество».


О чем же свидетельствовали древние мученики? О Христе Распятом и Воскресшем. Их заставляли молчать, принуждая силой римского государства, но они все равно свидетельствовали о Христе, и насильственная смерть этих людей является их великим свидетельством о правде Божией.


В наше время мученичество не прекратилось, и мы знаем, что оно имеет место и сегодня. Но не всегда свидетельство о Христе связано с насильственной смертью. Мы все призваны быть свидетелями правды Божией, и сегодня за это свидетельство мы чаще всего не лишаемся жизни. Но нередко это свидетельство ставит нас в очень сложное положение. Современное общество склонно видеть в Церкви некую систему, которая обслуживает его потребности и даже вкусы. И если вкусы современного общества входят в противоречие с истинными христианскими убеждениями, тогда возникает тема свидетельства. Мы знаем, иногда христианские общины проявляют готовность учитывать эти вкусы и тем самым отходят от Божьей истины. Но мы призваны свидетельствовать о правде Божией и не прогибаться перед вкусами современного общества. Церковь не призывает к конфликту с обществом, но христиане призваны хранить правду Божию и свидетельствовать о ней, даже когда течение общественной жизни идет в противоположную сторону.
Поэтому всякий раз, вспоминая древних мучеников, мы должны молиться им, чтобы по их молитвам Господь дал нам силы быть мужественными свидетелями о правде Божией. Контекст этого свидетельства может быть очень разным и сложным — это и сфера общественных отношений, и масс-медиа, и социальные сети, и собственные семьи. И последнее иногда бывает сложнее, чем все остальное. Каждый родитель-христианин должен свидетельствовать перед детьми о правде Божией. А дети, получившие христианское воспитание, но которые живут в нерелигиозной или нехристианской семье, должны иметь способность свидетельствовать об этой правде перед своими родителями.


Таким образом актуализируется великая идея мартирия (свидетельствования и мученичества — ред.) в наши дни. И она требует от нас сил и преданности Господу. Поэтому мы и создаем Божии храмы: когда мы молимся вместе, между нами стираются все границы и мы как один народ, как одна семья предстоим Богу — и это предстояние укрепляет нашу веру и дает силы для подлинного свидетельства о Христе современному миру.


Служба коммуникации ОВЦС/Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6499
  • Репутация: +4193/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #224 : 19 Декабря, 2016, 01:40:48 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Александро-Невской лавре

18 декабря 2016 г. 17:29
18 декабря 2016 года, в Неделю 26-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Варсонофий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Георгий Сергеевич, губернатор Санкт-Петербурга! Высокие представители государственной власти! Дорогие отцы, братья и сестры!
Я хотел бы выразить сердечную благодарность Вам, владыка, за Ваши добрые слова и за труды, которые Вы несете здесь, архипастырски окормляя Санкт-Петербургскую митрополию. Но сегодня для меня такой день, когда мне нужно сказать о всех, кому я очень обязан, и всех поблагодарить. Потому что, отмечая 70-летие в городе, где родился, невольно простираешь мысль в прошлое и понимаешь, что именно с этим городом связано не только мое появление на свет, но и мое возрастание как личности, как человека, как пастыря, как епископа.
В первую очередь возношу благодарение Господу за все, что произошло в моей жизни. А было разное — были радости и скорби, как и сегодня бывают радости и скорби. Иногда скорбей больше, чем радостей, но за всё благодарю Господа, потому что по Его воле я прохожу через эти обстоятельства жизни. Иногда люди, близкие мне духовно, или по плоти, или по давнишнему знакомству, задают мне вопрос: «Как у Вас сил хватает на все то, с чем Вам приходится жить?» Я отвечаю: «Не знаю, вопрос не ко мне, это Господь дает силы». Поэтому моя великая благодарность Господу за всё, что произошло со мной за эти 70 лет жизни.
Конечно, я должен поблагодарить и город, где я родился, потому что его печать отразилась на моем воспитании, образовании, уровне культуры, на всём том, чем я сегодня владею. Великая благодарность этому замечательному граду святого апостола Петра.
Благодарю своих родителей — они дали мне жизнь, но, главное, именно они воспитали меня христианином. Удивительно добрый пример их жизни стоит перед моими глазами. Это была семья, в которой практически никогда не было размолвок между мужем и женой. Образ почти идеальной семьи, конечно, оказал огромное влияние на мое духовное формирование. И пример отца был очень важен, повлияв, в том числе, на мое раннее, можно сказать, даже не отроческое, а младенческое решение стать священником.
Я непременно должен вспомнить в этом соборе владыку митрополита Никодима, который своим жизненным примером, своей церковной и гражданской позицией сделал очень многое для того, чтобы помочь мне определиться в весьма трудных обстоятельствах тогдашней жизни, когда Церковь находилась в стесненных условиях, когда в области церковно-государственных отношений было очень много несправедливого. Чтобы понять, в каких условиях мы тогда служили, молились, в каких условиях трудился владыка Никодим — это, конечно, знает духовенство старшего поколения, которое мне сегодня сослужило (что тоже очень согрело мою душу), — приведу один пример. Владыка на день Крещения приболел, а я уже был епископом, и он поручил мне совершить великое освящение воды и Божественную литургию здесь, в Троицком соборе. А тогда власть над храмами имели не настоятель, не архиерей, а властью поставленные старосты. Был и здесь такой староста, внешне очень благолепный человек, с большой седой бородой, которым многим казался старым русским интеллигентом. Так вот, этот человек проявлял очень большую активность, с тем чтобы ограничить свободу Церкви. Одним из его деяний была неслыханная новация — он запретил подавать из водопровода воду в чан для освящения. А в день Богоявления в этом соборе собиралось более 12 тысяч человек (тогда в Ленинграде было только 14 храмов), храм был переполнен, вокруг стояла огромная толпа, а чан, в котором совершалось освящение воды, был совсем небольшим. Это означало, что абсолютное большинство тех, кто пришел с надеждой почерпнуть воду, уйдет ни с чем. А на кого падет гнев народа? На митрополита, на духовенство, ведь очень просто сказать народу и запустить слух: «Мы-то при чем? Это ваши начальники не дают воду для освящения». Тогда мне пришлось очень жестко поговорить с этим человеком. В конце концов я ему сказал: «Если не будет подана вода, я с амвона скажу, кто виноват, и думаю, после этого Вы не будете здесь старостой». В результате воду подали.
Теперь нам трудно даже представить подобное. Но такой была наша жизнь. Как важно было тогда не поддаться разного рода искушениям, соблазнам, — и вот владыка митрополит Никодим научил всех нас, все тогдашнее духовенство, как нужно стоять за Церковь, как бороться за Божию правду, не входя в опаснейшую сферу политической борьбы. Храню в памяти все эти заповеди владыки Никодима, они очень помогли мне в жизни.
Благодарю также поколение духовенства, представителей которого уже нет в живых, — это те, кто родился в конце XIX века. Некоторые из них приняли сан еще до революции, большинство прошли ссылки, тюрьмы, лагеря. Я имел возможность в послевоенные годы молиться в храмах, где настоятелями были эти священники, — это было живое соприкосновение с литургической традицией дореволюционной Русской Церкви, с высоким культурным и богословским уровнем духовенства, что, конечно, тоже очень сильно повлияло на мое становление.
С благодарностью вспоминаю поколение блокадников, к которым относились и мои родители, — и священников, и мирян, тех, кто наполнял храмы Ленинграда во время страшной блокады, кто остался жив, кто сохранил веру православную, кто передал нам чувство любви к городу и Родине и, конечно, явил пример удивительной верности Христу, Его Церкви, несмотря на тяжкие обстоятельства.
Благодарю послевоенное поколение духовенства, к которому и сам принадлежу. Рад, еще раз скажу, видеть священнослужителей, с которыми мы вместе прошли не одно десятилетие здесь, в городе на Неве. Желаю вам, дорогие отцы, сохранить здоровье, крепость сил и помочь новому поколению, которому незнакомы трудности, через которые мы проходили, осознать, сколь милостив Господь, какова сила Божественного промышления. В одночасье Бог изменил все, что происходило в нашей стране, практически без всяких человеческих усилий. Иногда мы ропщем на обстоятельства нашей жизни, нам кажется, что к нам несправедливы, что нас обижают; нам кажется, что мы живем в очень трудное время. Но нужно всегда помнить, что Господь есть Господин истории, Он ведет род человеческий, и это так очевидно на примере нашей страны. Поэтому не может не быть возрождения веры в нашем Отечестве — после того, что мы пережили, после того, что мы выстрадали, после того, как действительно в одночасье Бог явил нам новые возможности и новую жизнь.
А что такое благодарение? У святителя Иоанна Златоуста находим замечательные слова: «Совершенное благодарение есть служение славе Божией». Именно славе Господа Иисуса Христа послужил прокаженный самарянин, который вернулся после исцеления, о чем мы слышали и в сегодняшнем Евангелии (Лк. 17:12-19). Эту славу мы воздаем словами, дивными песнопениями, молитвой, но самое важное прославление Бога — в душах и телесах наших, в нашем умонастроении, в нашем волеизъявлении, в наших реальных поступках, в наших убеждениях. Все то, о чем мы мыслим, о чем говорим и что делаем, должно соответствовать Божиему закону, Божией воле, и тогда слава Божия будет отображаться в нашей жизни и в наших делах. Это и будет подлинное прославление Господа, подлинное благодарение Ему за все, что Господь дарует на нашем жизненном пути.
Я сердечно благодарю Вас, владыка митрополит, еще раз — и за подарок замечательный, и за добрые слова. Очень рад видеть студентов академии и семинарии. Мы как бы продолжаем с вами празднование 70-летия родной для нас духовной школы здесь, на берегах Невы. И, наверное, тоже неслучайно, что мое 70-летие совпало с 70-летием школы, с которой у меня связаны, может быть, самые радостные, самые светлые воспоминания. Я всегда храню в сердце этот замечательный, очень оптимистический опыт служения в качестве ректора тогдашних Ленинградских духовных школ.
Я хотел бы поблагодарить сердечно всех, кто трудится во славу Божию. Я благодарю Вас, Георгий Сергеевич, руководство и депутатов Законодательного Собрания за труды, которые вы совершаете, и, надеюсь, что в это время, благоприятное для духовной жизни нашего Отечества, соработничество Церкви и власти будет направлено на то, чтобы улучшалась жизнь людей, укреплялись основы духовной жизни, происходило возрастание в вере — той самой, которая хранила наше Отечество от самых страшных опасностей на протяжении тысячи лет. Пусть Господь молитвами святого благоверного великого князя Александра Невского ведет наш народ, Отечество наше, град Петров и, конечно, Церковь-Мать, которая простирает свои объятия и свою любовь каждому взыскующему правды Божией. Аминь.


Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Александр, защитник людей