Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 538470 раз)

0 Пользователей и 5 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6499
  • Репутация: +4193/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #265 : 09 Января, 2017, 17:34:18 »
Патриарх Кирилл о семье, ее ценности и будущем:


Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Собора Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля



8 января 2017 г. 22:43
8 января 2017 года, в праздник Собора Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.


http://youtu.be/YvDMoBrR2Dw

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю со вторым днем Рождества Христова. Мы в этот день вспоминаем семью по плоти Господа и Спасителя, тех, кто был рядом с Ним, — Иосифа Обручника, Иакова, ставшего первым епископом Иерусалимским, а также царя и псалмопевца Давида, от которого происходил по плоти род Спасителя. В этот день мы обычно возносим молитвы об укреплении семейной жизни.
Господь возрастал как личность и получал воспитание в окружении любящих людей, которые составляли Его семью. В семье Он получал жизненные навыки, в том числе навыки общения с людьми. И если Сам воплощенный Сын Божий прошел школу семьи, школу семейной любви, то это подчеркивает непреходящее значение семейных ценностей. Сегодня, когда этим ценностям бросается вызов, когда формируются общественные отношения, ставящие семью не на первый план, когда идеологические факторы часто изменяют саму природу семейных отношений, мы должны особенно усердно молиться и трудиться для того, чтобы сохранить семью.

Какую же ценность имеет семья? В семье человек возрастает и становится личностью. Семья — это школа межличностных отношений, это школа воспитания нравственного чувства, главное из которых — любовь. Именно в семье присутствует подлинная любовь. Люди живут бок о бок, и, естественно, совместное проживание может порождать напряжение и даже конфликты, но если главной ценностью семьи является любовь, то любовь покрывает все. Она ослабляет негативные последствия любых конфликтов и становится главным жизненным ориентиром, главной ценностью для человека, который воспитывается в семье. Одновременно семья — это и очень высокая степень ответственности родителей за отношения друг к другу, потому что если эти отношения подвергаются эрозии, то семья распадается. Ключевая сила, соединяющая семью, — это любовь мужа и жены, а если эта любовь исчезает, то разрушается и семья. И о какой школе благочестия, любви, взаимной помощи и солидарности можно говорить, если родители расстались и разрушили семью?
Сегодня на семью оказывается действительно очень сильное давление. Создается некая псевдокультура, темная, разрушительная, и молодые люди воспитываются в понимании того, что семью можно создать когда-нибудь позже. Появились очень опасные заблуждения, например, представление о том, что вначале можно просто пожить вместе. И в результате оказывается, что человек разрушил саму способность любить другого подлинной любовью и нет никаких сил, чтобы жить вместе с другим, разделяя радости и преодолевая скорби. Не хватает сил ни на воспитание детей, ни на то, чтобы отдавать себя жене и детям, потому что формируется образ жизни лишь ради себя. Так сегодня поступают и мужчины, и женщины, и создается впечатление, что семья — это некий устаревший институт, который в нынешних условиях уже не функционирует. Если все эти ложные, опасные, греховные идеи действительно разрушат семью, то будущее человеческого рода станет непредсказуемым, потому что в семье закладывается нравственная основа человека, формируются идеалы, приобретается первый опыт любви к ближним, первый опыт жертвенности и самоограничения, без которых не бывает любви.

Вспоминая семью Господа и Спасителя — Его Пречистую Матерь, Обручника Иосифа, Иакова, первого епископа Иерусалимского, — мы возносим молитвы Господу об укреплении семьи в нынешних чрезвычайно опасных жизненных обстоятельствах. Мы верим, что нравственное чувство, заложенное Богом в человеческую природу, сопротивляется и будет сопротивляться всяким попыткам разрушить семейные ценности, и видим, как все-таки сохраняется семья, несмотря на сильнейшее давление, особенно в определенных странах, и как люди сопротивляются любым попыткам разрушить семейные отношения.

Будем молиться Господу, чтобы семья осталась неприкосновенной, чтобы никакие темные силы не разрушили этой святой общности людей. Будем молиться и о воспитании подрастающего поколения. Задача старших — передать своим детям и внукам правильное отношение к семье, воспитать их в таком понимании любви, которое привело бы их к подлинно счастливой жизни, крепким и здоровым семейным отношениям. Пусть Господь хранит наших детей, нашу молодежь, и поможет им создавать крепкие здоровые семьи. Помолимся также и о тех, кто не сумел сохранить семью, кто прошел через страшное испытание — развод, кто страдает от отчуждения между родителями и детьми, и будем надеяться, что по нашим немощным молитвам и благодаря нашим общим усилиям сохранятся и семья, и любовь, и последующие поколения воспримут великие традиции, восходящие к Самому Богу, ибо по Его воле и по Его замыслу учреждена общность людей, которую мы именуем семьей. Пусть Царица Небесная покрывает Своим покровом наши семьи, родителей и детей. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
« Последнее редактирование: 09 Января, 2017, 17:46:37 »
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6499
  • Репутация: +4193/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #266 : 23 Января, 2017, 18:12:28 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии пленума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

23 января 2017 г. 11:12
23 января 2017 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя открылся пленум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Со словом на открытии пленума выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимые отцы, матушки игумении, дорогие братья и сестры!
Со времени предыдущего пленума Межсоборного присутствия прошло два года, которым я хотел бы подвести небольшой итог.

В январе 2015 года пленум Межсоборного присутствия рекомендовал к соборному рассмотрению документ «Об участии верных в Евхаристии». Этот документ был одобрен Архиерейским Совещанием в том же 2015 году, а затем утвержден Архиерейским Собором в феврале 2016 года. Еще два документа, которые мы с вами обсуждали на пленуме 2015 года и по которым вынесли ряд предложений, прошли за истекшее время через публичную общецерковную дискуссию. Это проект Образовательной концепции Русской Православной Церкви и проект, посвященный вопросам экономики. По итогам этой дискуссии оба проекта были вновь направлены на доработку.

Еще один документ, первый проект которого мы обсуждали на прошлом пленуме, подвергся глубокой редакции, в том числе на основании суждений пленума. Это документ, посвященный отношению Церкви к современному состоянию культуры и искусства. Богу содействующу, в текущем году новый проект будет опубликован для обсуждения.

В 2015 и 2016 годах комиссиями Межсоборного присутствия было подготовлено 24 проекта документов. На днях были обнародованы для дискуссии два проекта по следующим темам: «Акафист в молитвенной жизни Церкви» и «Профессии, совместимые и не совместимые со священством». Кроме того, в отношении нескольких документов, после внимательного изучения, было принято решение не передавать их в общецерковную публичную дискуссию, но направить для использования в синодальные учреждения. Речь идет о документах, касающихся текущей деятельности синодальных и епархиальных ведомств. Для примера назову такие тексты, как: «Принципы осуществления церковной заботы о престарелых» или документ «О мерах по эффективному использованию потенциала духовенства, имеющего фундаментальную богословскую подготовку». Наконец, ряд документов, разработанных в профильных комиссиях, пока изучается в редакционной комиссии.

Дорогие владыки, отцы, братья и сестры, мы открываем восьмой год трудов Межсоборного присутствия, практическая работа которого началась с утверждения его первой повестки дня на Президиуме 29 января 2010 года. За истекшее время высшая церковная власть утвердила почти 40 документов, в формулировании которых приняли участие члены Межсоборного присутствия. Я благодарю всех вас за ваши труды и за вклад в созидание церковной жизни во втором десятилетии XXI века. Особую благодарность выражаю Высокопреосвященнейшему митрополиту Ювеналию, комиссия которого, единственная из всех на сегодняшней день, полностью закрыла свою повестку дня, рассмотрев все порученные ей темы.

Напомню, что в основу создания Присутствия была заложена идея необходимости компетентной внутрицерковной дискуссии по актуальным для Церкви темам. Однако с течением времени Межсоборное присутствие стало порой восприниматься исключительно как экспертная группа, которая готовит соборные или синодальные решения. Это обусловлено, в том числе, практическими обстоятельствами. Дело в том, что первым видимым результатом деятельности Межсоборного присутствия стало принятие Архиерейским Собором 2011 года сразу семи документов, созданных в Присутствии (и это более половины документов упомянутого Собора). Этот результат, сам по себе неплохой, и был интерпретирован в том смысле, что почти единственной функцией Присутствия является подготовка соборных документов.

Cо временем часть повестки дня Межсоборного присутствия стала соотноситься с текущей работой синодальных учреждений. Стали появляться документы Присутствия, детализирующие деятельность синодальных ведомств, порой носящие почти технический характер, являющиеся своего рода методичками и не содержащие мировоззренческих посылов. Некоторые синодальные учреждения, пользуясь форматом комиссий Межсоборного присутствия, стали проводить проекты документов, которые определялись не общецерковной актуальностью, но внутриведомственным потребностями. Между тем синодальные учреждения сегодня способны обеспечивать себя подобными материалами самостоятельно, без помощи Межсоборного присутствия, в задачи которого не входит заниматься разработкой документов, носящих технический характер.

Все это не означает, что Межсоборное присутствие исчерпало свою миссию. Напротив, сегодня к повестке дня нашего совещательного органа следует отнести вопросы, требующие мировоззренческой оценки со стороны православных христиан. Некоторые такие темы уже находятся на рассмотрении комиссий — к примеру, тема: «Богословское осмысление проблем биоэтики». Подобных глубоких тем должно быть больше в нашей повестке дня. Повторю слова, сказанные мною на пленуме в 2012 году: «Интеллектуальный вклад членов межсоборного консультативного органа Русской Православной Церкви не сводится только к созданию правилодательных документов. Более того, их появление — плод интенсивной исследовательской работы, проводимой комиссиями Присутствия. Без привлечения широких экспертных кругов к осмыслению тех или иных процессов, наблюдаемых в жизни, создание материалов, способствующих преобразованию Церкви, было бы невозможно».

Межсоборное присутствие призвано быть одним из выражений соборности в нашей Церкви. Именно поэтому, как кажется, следовало бы обратить особое внимание сегодня на организацию обсуждений актуальных вопросов реально волнующих православную паству. Такая работа не исключает длительной, порой даже может быть многолетней дискуссии, направленной на сближение различных точек зрения, присутствующих в церковном сообществе. Она может потребовать организации достаточно широкого церковно-общественного обсуждения посредством проведения семинаров, встреч, бесед, публичных обсуждений (как реальных, так и онлайн), сопутствуемых экспертными публикациями, интервью, докладами. Необходимо вовлекать в эти дискуссии и епархии. Организация этого рабочего процесса должна лежать на комиссиях и входить в обязанность их председателей. Ход такой обстоятельной дискуссии покажет, требуется ли в итоге создание проекта соборного документа по той или иной теме, или нет. Примером того, как многолетнее обсуждение привело к созданию важных текстов являются уже принятый Архиерейским Собором документ о подготовке к Евхаристии, а также два документа, которые выносятся на рассмотрение нынешнего пленума: документ о монашестве и документ о канонических аспектах церковного брака. Примером того, что дискуссия в Межсоборном присутствии может вестись без принятия итогового соборного документа является тема богослужебного языка.

Следует напомнить, что уже в 2011 году, президиумом, а затем и секретарем Присутствия направлялись рекомендации проводить больше мероприятий вне формальных заседаний комиссий, устраивать дискуссионные площадки, приглашать широкий круг специалистов и экспертов к обсуждению тем Присутствия. По предложенному пути с разной степенью успеха пошли три комиссии: по вопросам богословия, по вопросам организации церковной благотворительности, по вопросам церковного управления. Удачным примером такого подхода, вне рамок Межсоборного присутствия, стала конференция, проведенная в прошлом году по тем документам, которые предполагалось рассмотреть на тогда еще планируемом Соборе на Крите. Эта конференция не просто собрала, но можно сказать, что объединила сторонников разных взглядов, которые обменялись мнениями и вынесли совместное суждение по теме конференции.

Можно привести и другие примеры, когда злободневные темы, вместо обсуждения внутри церковного сообщества, подхватывались деятелями или группами, которые с большей или меньшей откровенностью дистанцируются от Церкви. А потому и обсуждение в этих группах чаще всего носило необъективный, а нередко и априори враждебный по отношению к Церкви характер. Совершенно очевидно, что вся Церковь — архиереи, клирики и миряне — нуждаются во взвешенном, церковном обсуждении непростых актуальных тем.

Быть центром открытых дискуссий по церковной проблематике — задача посильная Присутствию. Для этого следует включить в повестку дня Присутствия темы, которые затрагивают жизнь священнослужителей и мирян в церковной среде и в светском обществе. Это темы, связанные с личным становлением человека в Церкви, с познанием веры, с богослужением, с решением этических проблем. В действующей повестке дня Межсоборного присутствия есть такие темы, к примеру, как «Духовничество и духовническая практика в современных условиях; лжедуховничество и младостарчество». Сегодня многие люди очень живо, с большим интересом реагируют на те документы, на публикации в СМИ, на записи в социальных сетях, которые касаются практических аспектов вероучения, практики совершения Таинств Церкви, взаимоотношений между священством и мирянами. В отношении подобных предметов важен открытый диалог, уважительный к собеседникам и бережный к святоотеческому преданию, которое, при этом, порой требует современного раскрытия. Члены Межсоборного присутствия призваны к участию в подобном диалоге, к осмыслению упомянутых тем, — каждый в силу своего опыта, знаний и мудрости...

Благодарю за внимание. Приступим к работе.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
« Последнее редактирование: 23 Января, 2017, 18:14:03 »
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6499
  • Репутация: +4193/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #267 : 26 Января, 2017, 19:49:40 »
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XXV Международных Рождественских образовательных чтений



25 января 2017 г. 23:56
25 января 2017 года состоялось торжественное открытие XXV Международных Рождественских образовательных чтений «1917-2017: уроки столетия». Пленарное заседание форума возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступивший с докладом на открытии Чтений.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Ваше Превосходительство! Дорогие отцы, братья и сестры — участники XXV Международных образовательных Рождественских чтений!
Сердечно приветствую всех вас! И от души поздравляю всех нас с первым юбилеем Чтений.


Начало Чтений приходится на день памяти святой мученицы Татианы Римской — покровительницы студентов, в связи с чем особо поздравляю нашу учащуюся молодежь, преподавателей и руководителей вузов и желаю всем вам помощи Божией в трудах.
25 лет проведения Чтений — срок серьезный, и это побуждает нас подвести некие итоги работы за минувшую четверть века, осмыслить имеющиеся проблемы и обозначить планы и перспективы на будущее. Обо всем этом, думаю, расскажет нам в своем выступлении Преосвященный митрополит Меркурий, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации.


Рождественские чтения, ставшие за эти годы крупнейшим церковно-общественным и церковно-государственным мероприятием, посвящены на сей раз обсуждению темы, связанной с важной исторической датой.


В этом году исполняется 100 лет событиям, имевшим начало в 1917 году. Мы не ставим перед собою цель подвести некую черту под этим периодом и дать окончательную интерпретацию тому, что произошло в минувшем столетии. Но мы обязаны открыто говорить о том, что послужило причиной тех или иных событий и какими последствиями они обернулись для народов исторической Руси. Именно поэтому тема Чтений — не итоги, а уроки столетия.


Важно отметить, что по-прежнему остается актуальной необходимость объективных исследований истории нашего Отечества с 1917-го по 2017 год. Системная, взвешенная оценка причин и последствий произошедших событий необходима. Суждение как об известных деятелях этого периода, так и о людях, вовлеченных в те или иные события по разные стороны баррикад, должно основываться на всестороннем и честном осмыслении их действий. Нравственное осуждение преступлений, совершенных теми или иными лицами, не должно сужать взгляд на события тех лет, исключать возможность объективно оценивать их; тем более, ни в коем случае не следует приуменьшать признание подвигов миллионов наших соотечественников, искренне трудившихся на благо Родины и своего народа в те непростые годы.


I. О действии Промысла Божия в истории

Святая Церковь учит, что Бог действует в истории непрестанно, направляя человечество к конечной цели бытия — ко спасению. Говоря языком богословия, это называется Промыслом Творца о Своем творении.
Преподобный Иоанн Дамаскин так описывает действие Промысла Божия: «Промышление есть Божие попечение о существующем. Другими словами: Промышление есть воля Божия, которой все существующее надлежащим образом управляется. Так как Промышление есть воля Божия, то совершенно необходимо, чтобы все, происходящее по Промышлению, было несомненно самым прекрасным и самым достойным Божества, таким, что не могло бы быть лучше» [1].
Вникая в эти слова, невольно задумываешься и задаешься вопросом: а как же быть с войнами, революциями, геноцидами, катаклизмами, когда гибли тысячи людей, когда в небытие уходили целые города и даже цивилизации? Как быть со многими другими трагическими событиями, которые происходили и происходят в человеческой истории? Неужели в этом также являет себя Промысл Божий? Неужели и здесь действует всеблагая и всесовершенная воля Создателя мира?
Святитель Иоанн Златоуст таким образом разрешает это недоумение: «Всё управляется Промыслом Божиим; но одно бывает по допущению Бога, а другое совершается при Его содействии» [2]. Итак, что-то совершается при активном Божием участии и помощи, а что-то лишь попускается Господом как неизбежное следствие свободного выбора людей.
Тема действия Промысла Божиего неразрывно связана с таким сложным богословским вопросом, как свобода воли человека. Тот же Иоанн Златоуст в другом месте пишет: «Знай, что Бог все устрояет, о всем промышляет, что мы свободны, что Бог в одном содействует нам, другое только попускает, что Он не желает никакого зла, что не по Его только воле всё случается, но и по нашей: всякое зло только по нашей, всякое добро по нашей воле и вместе по Его содействию» [3]. Итак, в совершении зла присутствует человеческая воля, вопреки воле Божией. А в творении добра человеческая воля споспешествуется силой Божественного промышления.
Таким образом, можно сказать, что история — это действие воли Божией во взаимодействии с волей человеческой. Когда человек избирает добро и действует в соответствии с Божественным законом, Господь помогает ему на этом пути. Если же выбор человека происходит в пользу зла, если человек отходит от Божественных словес, то Господь оставляет человека, предоставляя ему возможность жить и действовать в соответствии со своим выбором. Отступление от Божественной Истины всегда становилось для человека печальной причиной последующих несчастий, бед и испытаний. Это касается как личной жизни каждого, так и жизни человеческих обществ и народов.
Бог, Который есть любовь и источник всякого блага, не может принимать участия в злых делах, ибо «праведен Господь, <…> и нет неправды в Нем» (Пс. 91:16), как свидетельствует Псалмопевец Давид. Это суждение справедливо не только в отношении каждого конкретного человека, но, как уже было сказано, и в отношении народов, поскольку Творец проявляет заботу как о каждом из нас, так и о целых нациях. «Он сотворил и малого, и великого и одинаково промышляет о всех» (Прем. 6, 7), говорит нам книга Премудрости Соломона.
Вместе с тем Промысл Создателя силен исправить и обратить во благо даже человеческие грехи и заблуждения, и ярким примером сему является минувшее столетие. Вопреки отступлению многих людей от веры, утрате духовных устоев и потере христианских нравственных ориентиров, история XX века знает многие примеры жертвенного служения Христу, а рубеж XX и XXI столетия стал временем нового обращения людей к Богу, временем духовного возрождения и преображения нашего народа.


II. Духовные истоки трагедии XX века

Минувшее столетие было омрачено революциями и смутами, приведшими к захвату власти радикальными политическими силами, братоубийственной гражданской войной, социальным и политическим разобщением народа, репрессиями в отношении отдельных лиц, социальных групп, сословий и народов, что привело к страданиям людей и многочисленным жертвам.
Что послужило причиной произошедших в нашей стране великих потрясений?
Конечно, было бы наивно считать, что обе революции 1917 года — и февральская, и октябрьская — произошли на пустом месте и совершенно спонтанно, как наивно было бы думать, что именно с 1917 года начались все беды века XX-го. Разумеется, причины указанных событий кроются в более глубоких исторических пластах. Ученые сейчас рассказали бы о накопившихся за предыдущие десятилетия противоречиях, о росте социального напряжения, о расслоении общества и социальном неравенстве, об экономических и внешнеполитических предпосылках.
Но у всякого значительного явления в истории всегда есть две причины: внешняя и внутренняя. Первая устанавливается путем научной работы: ученые собирают факты, разбирают причинно-следственные связи между ними и выводят закономерности. Внутренние же причины лежат в области духовной жизни.
События 1917 года и последовавшие за ними драматические деяния имеют глубокие духовные причины. Коренной слом традиционного уклада жизни — и я сейчас говорю, конечно, не о типе хозяйствования или политической модели, а о духовно-культурном самосознании народа — стал возможен только потому, что из повседневной жизни людей и, в первую очередь, тех, кто принадлежал к элите, ушло нечто очень важное. Несмотря на внешнее благополучие и благолепие, научные и культурные достижения, в жизни людей все меньше места оставалось для живой и искренней веры в Бога, понимания исключительной важности ценностей, принадлежащих духовной и нравственной традиции.
III. Гонения на Церковь, подвиг новомучеников и Великая Отечественная война
Почему мы называем произошедшие в XX веке события трагедией для нашего народа?
Мы говорим о нападках и репрессиях, которым подверглись верующие в тех странах, где к власти пришли атеистические режимы, о гонениях на Русскую Церковь, о разрушении храмов, о глумлении над святынями, над религиозными чувствами и убеждениями людей, об убийстве множества верующих и заключении их на длительные сроки в тюрьмы и концентрационные лагеря. И говорим, конечно, о страданиях не только верующих, но и всех невинно пострадавших, вне зависимости от их религиозных взглядов или национальности.
В то время власть грубо попыталась вытравить веру из жизни народа. Но насилие «не живет одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ложью. Между ними самая родственная, самая глубокая природная связь» [4].
Главная трагедия народа заключалась в том, что, одурманенный сомнительными популистскими идеями, он позволил оболгать национальную историческую память, надругаться над своей традицией, веками создававшейся усилиями предков, позволил разделить себя на враждующие лагеря и поставить политические и социальные различия выше национального единства и культурной общности.
Оглядываясь сегодня на события тех лет, когда за исповедание веры в Бога можно было поплатиться собственной жизнью, мы можем с уверенностью сказать, что Господь по великой Своей милости даже самые чудовищные преступления обратил ко благу. Подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской, кровью засвидетельствовавших верность Христу и Божественной правде, стал той духовной основой, благодаря которой возродилась вера в наших странах.
Юбилейный Архиерейский Собор, состоявшийся в августе 2000 года, принял решение прославить для общецерковного почитания в лике святых новомучеников и исповедников более 1200 угодников. На сегодня в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской включены имена более 1760 пострадавших за православную веру. Но важно не столько вписать имена подвижников в святцы, сколько научиться чтить их память, изучать их наследие, воспитывать подрастающее поколение в уважении к их подвигу. Мы возводим храмы, посвященные святым ХХ века, и вскоре состоится освящение еще одного из них, значимого не только для Москвы, но и для всей Русской Православной Церкви, — храма Воскресения Христова в память о новомучениках и исповедниках Церкви Русской на Крови, что на Лубянке.
Революционные испытания стали моментом истины для многих, но особенно для тех, кто некогда посвятил себя Богу. Кто-то отпал, не выдержав натиска гонений, но многие в этом горниле искушений обрели ту полноту веры и готовность идти ради Христа на смерть, какой раньше не имели. Несмотря на тягостное ожидание закрытия храмов, монастырей, выселения братии и сестер, внутри самой Церкви жила непоколебимая вера в то, что эти гонения — временное испытание, которое пройдет, и через него Церковь станет крепче, сильнее и здоровее.
Промыслительно, что Церковь вошла в период гонений, будучи укрепленной молитвой Поместного Собора 1917-1918 гг., одним из важных деяний которого стало восстановление Патриаршества и избрание святителя Тихона на московский Патриарший престол.
Избрание святителя Тихона Патриархом определило для него исповеднический венец, а Церкви в тяжелую годину испытаний дало мудрого пастыря, готового в нужный момент проявлять твердость, решительность и принципиальность в отстаивании церковной правды. Личность нового Патриарха не у всех находила понимание: кто-то считал его чрезмерно либеральным, кто-то, наоборот, упрекал святителя в консерватизме и отсутствии гибкости. Но Святейший Тихон не пытался кому-либо угодить. Он твердо свидетельствовал истину Божию. Уверен, что в том числе и его усердными молитвами пред Престолом Божиим наша Церковь и народ смогли себя сохранить.
Гонения на верующих и репрессии против значительной части народа также привели к исходу или изгнанию многих людей за пределы России. Многие сыны и дочери нашего Отечества были вынуждены покинуть родные места и осесть на чужбине.
По изволению Божию в условиях вынужденной эмиграции православные соотечественники не только сохранили свою веру и духовные традиции, но и познакомили с ними иностранцев, приведя многих в лоно Православной Церкви. Русское рассеяние стало средой, породившей выдающихся богословов и философов, которые приобщили зарубежную общественность к трудам, имевшим действительно особое значение и сыгравшим особую роль в истории русской философской мысли. Символической вехой в истории нашей Церкви стало обретение в 2007 году канонического единства Русской Православной Церкви в Отечестве с Русской Православной Церковью Заграницей.
Особым временем в истории Церкви и Отечества стали годы Великой Отечественной войны. Принесенные войной страдания вернули людей — хоть и не в полной мере — к осознанию важности духовных основ жизни. Противостояние общему врагу способствовало объединению людей, недавно разделенных братоубийственной бранью.
Немалый вклад в победу над иноземными захватчиками внесла и наша Церковь. Многие миллионы рублей были собраны Церковью для создания танковой колонны и авиационных подразделений, для обеспечения тыла и помощи раненым. Эти большие для того времени деньги собирались не от богатства, а от самого что ни на есть скромного образа жизни, порой в условиях недоедания и ограничения себя в самом необходимом. Свои средства православные люди отдавали государству — тому самому, представители которого еще не так давно расстреливали священников и взрывали храмы. Факт этой помощи — верный показатель того, что сила духа выковывалась не только на линии фронта, но и в молитвенной тишине некогда поруганных храмов, трудами и подвигами простых людей, несмотря ни на что сохранивших верность Христу.
Переживаемые народом испытания привели к возвращению памяти поколений и, в конечном итоге, к укреплению страны, разоренной в предвоенные годы. Появляется интерес к жизни и деяниям таких исторических личностей, как святые благоверные князья Александр Невский и Димитрий Донской, Кузьма Минин и князь Димитрий Пожарский, диакон Иван Фёдоров и другие, что выразилось, в частности, в создании кинофильмов, издании литературных произведений и написании художественных полотен.
В военный и послевоенный период было положено начало возрождению церковной жизни, выразившемуся в том числе в открытии храмов и монастырей и в избрании в 1943 году Патриарха Сергия. Это фактически стало вторым восстановлением патриаршества за одно столетие, а деятельность Святейшего Сергия, несомненно, имела для нашей Церкви в XX веке не меньшее значение, чем исповеднический подвиг святителя Тихона.
Впрочем, атеистическое давление на Церковь было ослаблено, но не преодолено, и со временем власть начала возвращаться к идеологической войне с Православной Церковью. Во многом это объяснялось тем, что в СССР религия оказалась прямым конкурентом идеологии.
Хрущевский период обернулся для Церкви новой волной гонений. В 1950-е годы выходит ряд постановлений, в соответствии с которыми надлежало усилить антирелигиозную пропаганду. В СМИ вновь начали публиковаться антицерковные и откровенно богохульные статьи и карикатуры, в которых высмеивались и оскорблялись святыни, христианская вера и священнослужители. Атеистически настроенный правящий слой был убежден в том, что Церковь отомрет как пережиток прошлого. А для того, чтобы этот процесс ускорить, власти усиливали давление на Церковь.
Когда началась подготовка к празднованию 1000-летия Крещения Руси, у Русской Церкви не было ни одной действующей монашеской обители в Москве, а количество храмов чуть превышало 6 тысяч на весь огромный Советский Союз. В преддверии торжеств государство вернуло Церкви Данилов монастырь в Москве, где в советские годы находилась детская колония, и разрешило провести праздничные мероприятия на территории обители, оговорившись, что это должно быть исключительно внутрицерковное празднование без всякого общественного резонанса. Но вышло совсем иначе, как никто и не предполагал. Для власти стал очевиден огромный интерес людей к жизни Церкви. Именно юбилейный 1988 год стал началом принципиального изменения отношения власти к Церкви и признания ею ошибочности политики, проводимой в отношении религии.
Для многих то, что произошло в год празднования 1000-летия, оставалось непонятным. После 70 лет гонений, физического уничтожения епископата, священников и мирян, пропаганды безбожия, атеистического воспитания в школах и вузах оказалось возможным религиозное возрождение народа, но, что самое главное, стал очевидным тот факт, что религиозность никогда и не исчезала из жизни нашего народа. У многих это вызвало удивление, а православные восприняли этот как чудо Божие, как зримое исполнение обетования Спасителя о том, что Его Церковь даже «врата ада не одолеют» (Мф. 16:18).


IV. Квазирелигиозные основания атеистической идеологии

Но как же случилось, что, живя все эти десятилетия под воздействием атеистической идеологии, которая как раз и была призвана воспитать человека-материалиста, вытравить из него и намек на проявление религиозного чувства, наш народ все же сохранил подспудно, в глубоких тайниках своей души стремление к Истинному Свету и Источнику Жизни? Конечно, при Божественном содействии. Но было еще нечто. Дело в том, что внешние изменения и идеологические установки не разрушили нравственное чувство народа, которое было сформировано христианскими ценностями и принципами. Более того, даже атеистическая идеология, порывая с Богом и религией, не посмела разорвать связи с нравственной традицией народа и пойти против нравственных идеалов народной жизни. Утверждение атеистического материализма в XX веке парадоксальным образом привело к формированию системы квазирелигиозных воззрений, сакрализирующих новые понятия, порождающих своих собственных кумиров и свои «святыни». Но вопреки этому христианские ценности сохранились как в свидетельстве верных чад Русской Православной Церкви, так и в лучших проявлениях культуры, включая целый ряд созданных в советское время произведений литературы, изобразительного искусства, музыки и кинематографа.
Это сформированное христианством нравственное чувство и тяга к Богу прорывались самым удивительным образом, вопреки цензуре. Иллюстрациями примеров жертвенности, способности «положить жизнь за други своя» стали фильмы и книги о войне, перекликавшиеся с подвигом новомучеников, — такие, как «Судьба человека» Михаила Шолохова. Тема высоких моральных принципов и тема разрыва традиции поднимались в стихах Николая Заболоцкого и Александра Твардовского, в таких произведениях, как «Уроки французского» и «Прощание с Матёрой» Валентина Распутина. Тема минувших потрясений века нашла отражение в «Белой гвардии» Михаила Булгакова и «Докторе Живаго» Бориса Пастернака, в «Красном колесе» Александра Солженицына.
Несмотря на последовательное отрицание христианства и других традиционных религий, в советский период в том или ином виде сохранилась связь этических ориентиров и образа жизни с богооткровенными нравственными идеалами, веками закреплявшимися в нашем народе. Важное свидетельство о Боге подспудно продолжала нести, в том числе, и светская школа через замечательные произведения классической литературы. Также народ наш прикасался к великой духовной и нравственной традиции через замечательные произведения музыки и изобразительного искусства. Советский период был отмечен жертвенностью и подвигом многих людей и проявлением их лучших качеств, подлинным служением своей Родине. Именно это в значительной мере сделало возможным многие научные открытия и технические достижения, подъем образования, развитие и всемирное распространение культуры нашего народа.


V. Возрождение церковной жизни в 1990-е годы

В 1990-е годы отношение к религиозным организациям в государствах, сформировавшихся после распада СССР, изменилось на законодательном уровне. Были устранены искусственные препятствия для духовного возрождения народа и церковной жизни: обращения ко Христу миллионов людей, открытия тысяч храмов и сотен монастырей, развития богословского и религиозного образования.
Но духовное состояние общества в целом оставалось по-прежнему сложным. В 1990-е годы возник идейный хаос, за которым последовала ценностная дезориентация народа. Теперь нередко пропагандировались псевдогуманистические идеалы, связанные с моральным релятивизмом и принципами потребления.
Духовный вакуум спешили заполнить многочисленные секты и религиозные движения, чья деятельность зачастую носила деструктивный и общественно опасный характер. Те, кто во множестве устремился на просторы исторической Руси со своей псевдохристианской проповедью, думали, что здесь полный вакуум. В действительности нравственное чувство, возгретое христианской идеей, поддержанное христианской культурой, сохранялось в сердцах наших людей. Но у Церкви, ослабленной после тяжелых испытаний XX века, к сожалению, не хватало в то время ресурсов, чтобы явить свидетельство о Христе каждому человеку.
Вслед за ослаблением и распадом государства возникли межнациональные конфликты, произошли разрывы экономических, культурных и общественных связей, крах экономики и обнищание населения, деградация образовательных, правовых и культурных институтов, катастрофическое снижение качества попечения о здоровье граждан, сокращение рождаемости.
Постепенное — в разных странах более или менее успешное — устранение последствий этих отрицательных процессов началось в 2000-е годы. В этот же период в большинстве стран бывшего СССР участие Православной Церкви в общественной жизни стало более заметным, а ее внутренняя деятельность по-новому раскрылась и укрепилась в новых исторических условиях.


VI. Церковь как консолидирующая сила общества

Православная Церковь сохраняла и сохраняет консолидирующую роль в странах бывшего Советского Союза и стремится в соответствии со словом Священного Писания «иметь мир со всеми» (Евр. 12:14), с помощью доступных средств объединить общество, сохранить духовные, культурные и человеческие связи с целью устроения церковной и общественной жизни. Это значение Церкви особенно проявилось в миротворческой миссии в момент гражданского противостояния в 1993 году, а также при вооруженных конфликтах на постсоветском пространстве и в условиях междоусобного противостояния на Украине во втором десятилетии XXI столетия.
Опыт потрясений ХХ века показал необходимость осознания политическими, общественными силами и их лидерами ответственности за последствия своих действий, какими бы благими намерениями они ни были обоснованы. В основе любых преобразований должно лежать стремление к консолидации, а не к разобщению и розни по общественным, политическим или иным мотивам.
Русская Православная Церковь является единственным социальным институтом, не терявшим преемственности на всем протяжении истории стран ее канонической ответственности: дореволюционной истории во всем многообразии ее эпох, советской и постсоветской истории. Причина тому — Богочеловеческая природа Церкви, соединение вечного с временным, видимого с невидимым, небесного с земным. В историческом бытии это проявляется в особой миссии Церкви, помогая ей взглянуть на сиюминутные проблемы с той дистанции, которую определяют ее Богочеловеческая природа, ее сопричастность вечности. Именно этот угол зрения и дает Церкви возможность служить примирению людей и сохранению мира.


VII. Заключение

Милостью Божией преодолев трагические испытания века XX-го, наша Церковь и народ вошли в XXI столетие обновленными и умудренными опытом. Мы призваны усвоить уроки минувшего века, ибо, как справедливо было сказано, без живого желания понять собственное прошлое, у народа не может быть осмысленного пути в будущее [5]. И главный урок, который должен быть вынесен нами из опыта минувшего века, заключается в том, что нельзя строить жизнь человека и общества без Бога. Подобное общество — это, по слову Священного Писания, дом, построенный на песке, падение которого — падение великое (Мф. 7:26–27).
Обращая внимание на пагубность общественных разделений, вносящих смуту и раздор в умы и души людей, призывая всех к миру, согласию и братской любви, Церковь неустанно свидетельствует о важности сохранения национальной исторической памяти и исторической преемственности, о необходимости уважения духовной культуры народа, об исключительной значимости укрепления нравственных основ в жизни общества, к которым мы прикасаемся через нашу духовную и национальную традицию.
Но прежде всего мы, последователи Господа Иисуса, должны иметь живую и искреннюю веру: веру, которая не ограничивается формальным исполнением обрядовых норм, но является нормой нашей повседневной жизни, нашим повседневным исповеданием Христа Спасителя.
Конечно, все в руках Божиих, но вместе с тем каждый из нас призван помнить о личной ответственности и о дарованной ему свободе выбора, о значении каждой мысли, каждого поступка, которые могут как приблизить его к Истинному Благу, так и ввергнуть в пропасть участия в тайне беззакония, ибо, по слову Спасителя, «из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство» (Мк. 7:21–22). А все это — именно то, что становится движущей силой не только наших личных греховных поступков, но и трагических исторических событий.
Будем помнить о том, что народ делают народом не только общий язык и территория проживания. Народ становится народом, когда живет общими духовно-нравственными ценностями, культурными смыслами, сознает свою связь с прошлым и солидарно открыт к будущему. Такой народ будет по-настоящему жизнеспособным и сумеет избежать потрясений, подобных тем, что случились с нами в минувшие 100 лет.
И сегодня, взирая на пережитые испытания, мы можем с уверенностью сказать, что они были попущены Божественным Промыслом, дабы мы могли с уверенностью сказать, что видели страшную бездну, в которой нет Христа, но, по словам Ивана Ильина, восхотели Божьего, чтобы очиститься, возродиться и исткать ткань новой России [6]. А какой будет эта Россия, какими будут братские страны и народы, объединенные единой Православной Церковью, — зависит от нас самих. И дай Бог всем нам мудрости, терпения, твердости веры и духовной бодрости, чтобы достойно совершить труды, которые могли бы помочь нам построить мирную и справедливую жизнь.


Благодарю вас за внимание и призываю на всех Божие благословение.

[1] Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры. Книга вторая. Гл. 29 «О Промышлении».
[2] Иоанн Златоуст, святитель. Толкования на книгу Деяний. Беседа XXIII (4) // Цит. по: Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. Православно-догматическое богословие. В 2 т. Т. I. М.: Паломник, 1999. С. 523.
[3] Там же. С. 524.
[4] Солженицын А.И. Нобелевская лекция по литературе, 1972.
[5] Данные о современном состоянии приведены в соответствии с докладом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сделанным на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2016 года.
[6] Ильин И.А. Русская революция была катастрофой // Русская идея. В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. В 2-х т. Т. II. М., 1994. С. 296.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Александр, защитник людей

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #268 : 26 Января, 2017, 21:43:22 »
Святитель Иоанн Златоуст таким образом разрешает это недоумение: «Всё управляется Промыслом Божиим; но одно бывает по допущению Бога, а другое совершается при Его содействии» [2]. Итак, что-то совершается при активном Божием участии и помощи, а что-то лишь попускается Господом как неизбежное следствие свободного выбора людей.
О как!

Оффлайн Дмитрий Богомолов

  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3485
  • Репутация: +155/-10
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #269 : 27 Января, 2017, 09:49:12 »
Хороший доклад. Но я бы написал более пламенно ;)
Поставь Бога на первое место в жизни и всё остальное встанет на свои места.