Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 538577 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6499
  • Репутация: +4193/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #285 : 28 Февраля, 2017, 14:00:30 »

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти свт. Алексия Московского после Литургии в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы

25 февраля 2017 г. 22:52

25 февраля 2017 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери и день памяти святителя Алексия, митрополита Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.


Прежде всего хотел бы сердечно поздравить всех с праздником — с днем памяти святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, а также сердечно поблагодарить матушку Варвару, настоятеля отца Александра и всех, кто потрудился, готовя этот замечательный праздник с участием наших детских хоров.

Сегодня замечательно пели Божественную литургию. Всегда, когда молитву сопровождает детское пение, испытываешь особые чувства, потому что понимаешь: вместе с тобой молится будущее нашей Церкви. И для того чтобы это будущее было светлым для Церкви и для народа нашего, чтобы будущее было счастливым для каждого из наших детей, чтобы в будущем могли быть исправлены ошибки старшего поколения, мы должны вынести очень важный урок из всего того, что совершил в своей жизни святитель Алексий, митрополит Киевский, Московский и всея Руси.

Годы его Первосвятительского служения совпали с тяжелейшим периодом нашей отечественной истории. После Батыева нашествия разоренная Русь никак не могла оправиться. Были потеряны тысячи городов, убиты десятки, а может, сотни тысяч людей, на развалинах некогда единого государства удельные князья соревновались в том, у кого больше власти, больше силы, у кого лучше сложатся отношения с ордынским ханом, что нередко приводило к жесточайшим столкновениям. Особенно опасной для Москвы, уже в ту пору града великого князя, была позиция князя Тверского, претендовавшего на великокняжеский престол, и князя Литовского Ольгерда. Монголы не дошли до Литовского княжества и не поработили его, поэтому у Ольгерда было достаточно сил, чтобы присоединить к Литве многие русские земли, включая Брянск, Чернигов, Киев. Наконец, Ольгерд подошел к стенам Москвы, желая и ее подчинить себе, а значит, стать единственным великим князем на просторах Руси. Но не суждено было свершиться его замыслам. Москва выстояла, и мы знаем, что молитвами святителя Алексия и преподобного Сергия, через подвиг Куликовской битвы еще и укрепила свое положение — в том числе не только перед лицом Орды, но и перед лицом враждовавших друг с другом русских князей.

Вот в таких условиях протекало служение святителя Алексия. Что же он делал? Святитель пытался собрать все русские княжества. Но для того чтобы совершить дело объединения, нужно всегда поступаться самим собой. Мудрые супруги знают: брак прочен тогда, когда один уступает другому. А если каждый настаивает на своем, если каждый борется за первенство, нередко привлекая на свою сторону еще и детей, то никакого семейного счастья быть не может. Счастье там, где смирение, где отдача себя другому, где способность пожертвовать собой ради другого. Именно этой силой любви, самоуничижения и смирения святитель Алексий обезоруживал русских князей, содействуя великому делу объединения Руси и последующей победы над Ордой. Поэтому, когда мы вспоминаем имя святителя, мы в первую очередь должны помнить, что его сила, изменившая ход нашей истории и во многом предопределившая избавление Отечества от иноземного ига, была связана с подвигом жертвы, с подвигом отдачи себя другим.
Пусть дивный пример святителя Алексия поможет и каждому из нас в устроении нашей личной и семейной жизни. Пусть его пример поможет устроению нашей государственной жизни, дабы все мы были в мире, любви и единомыслии, прославляя Господа, даровавшего нам таких великих угодников, как святитель Алексий, митрополит Киевский, Московский и всея Руси.

Еще раз сердечно благодарю всех устроителей сегодняшнего торжества, наипаче же детей, которые участвовали в сегодняшнем богослужении. С праздником вас поздравляю!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
« Последнее редактирование: 28 Февраля, 2017, 14:05:19 »
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6499
  • Репутация: +4193/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #286 : 28 Февраля, 2017, 14:01:35 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Прощеное воскресенье после Литургии в храме Воскресения Христова на Семеновском кладбище г. Москвы


26 февраля 2017 г. 20:43
26 февраля 2017 года, в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), воспоминание Адамова изгнания, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения возрожденного храма Воскресения Христова на Семеновском кладбище г. Москвы и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреосвященство! Ваше Преосвященство! Досточтимый отец Августин! Дорогие отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с Прощеным воскресеньем — последним воскресным днем перед Великим постом. В этот день мы вспоминаем изгнание первых людей из рая, и совершенно неслучайно именно эти воспоминания предлагаются нам для размышлений в преддверии поста.

Все знают библейскую историю о том, как Господь изгоняет первых людей из рая, отлучает их от общения с Собой, потому что они нарушили Его заповедь. Возникает вопрос: а не чрезмерным ли было наказание? Чтобы понять, что наказание не было чрезмерным, достаточно задать себе вопрос: а что означало для первых людей нарушение Божией заповеди?

Когда на последующих этапах истории человечества Божии заповеди многократно нарушались, нередко это было связно с тем, что люди теряли веру, не чувствуя рядом с собой Божественное присутствие. Порой Бог словно отдаляется, так что и сейчас некоторые не чувствуют Божественного присутствия в своей повседневной жизни. При этом заповеди нередко исполняются формально, однако невозможно формально исполнять то, что требует воли и напряжения сил. Но ведь первые люди не сомневались в Божием присутствии! Бог говорил с ними, и не было никаких оснований сомневаться в Его существовании. Что же произошло?

Первые люди были искушены диаволом, который заставил их усомниться не в бытии Божием, а в справедливости Божиего мира. Он сказал им: вкусите от запрещенного древа, и станете, как боги (см. Быт. 3:5). Но ведь и Господь призывал людей приблизиться к Нему, Он их создал по Своему образу и подобию, т.е. вложил в них способность развить Богом заложенные черты, отображающие Его природу. Однако для того чтобы уподобиться Богу, идя по уготованному Господом пути, нужно напряжение воли, мыслей, чувств, концентрация усилий. А диавол предложил простой магический способ: вкусите от этого древа, и тут же, в одночасье, без всякого труда и усилий, вы станете, как боги. Люди усомнились не в Божественном существовании, а в справедливости Его заповеди, мудрости Его замысла, и нарушили заповедь.

В этом нарушении — недоверие к Богу. А что такое недоверие к Богу? Это ослабление веры или даже неверие. Первые люди верили в существование Бога, а в Его всемогущество, Его благость, Его любовь, Его промысл — не верили.

Но изгнание из рая — это не одномоментный акт истории. После пришествия в мир Спасителя связь между Богом и человеком была восстановлена на онтологическом, т.е. на сущностном уровне. Через Таинства человек оказался способен уподобляться Богу, потому что Бог восстановил связь с человеком и стал поддерживать его Своей силой, Своей энергией. Но всегда ли в ответ на восстановленный завет с Богом люди отвечали верностью и доверием Господу? Мы знаем, что нарушение Божественного закона вошло в плоть и кровь людей, так что мы и сегодня нередко отлучаем себя от Бога недоверием к Его замыслу о нас. Мы допускаем присутствие некоего божественного начала в природе, потому что, взирая на мир, мы не можем отрицать наличие Творца даже с точки зрения простой человеческой логики. У нас, конечно, нет опыта лицезрения Бога, но через мир, космос, природу, через самого человека познается величие Творца. Многие верят в то, что Бог есть, но этим все и заканчивается, потому что люди не доверяют Его заповедям, не доверяют тому, как Бог являет себя в человеческой истории и в личной жизни каждого.

В тяжелых жизненных обстоятельствах, видя торжество несправедливости и беззакония, мы говорим: «Ну где же Бог?» Мы не видим Божиего присутствия в жизни, нам кажется, что мир — это неуправляемая стихия, что какие-то темные силы управляют человеческой совестью, и в результате начинаем сомневаться в том, что Бог способен нам помочь. Возникает недоверие к Богу — не столько рациональное, умственное, сколько на бытовом уровне. Каждодневные заботы поглощают все наше внимание, и, не исключая Божиего присутствия, мы живем так, будто Бога нет, повторяя тем самым грех прародителей. Это и есть недоверие к Богу.

Так почему же мы думаем, что нас минует то же самое наказание — изгнание из рая? Ведь это отказ Бога слышать нас в ответ на наше неверие и предательство, подобно тому как Господь отказался общаться с первыми людьми в ответ на их предательство. Человек оказывается во власти темных сил и стихий мира сего, и мы знаем, как страшно складываются в таком случае судьбы людей.

В отличие от изгнанных из рая прародителей, которые не имели возможности вернуться в рай, — обратный путь им преграждал херувим с пламенеющим мечом, — мы этой возможности не лишены. Мы имеем возможность восстановить отношения с Богом — не потому, что мы так хороши, а потому что ради этой возможности Бог посылает Своего Сына, Который искупил грехи всего человечества, — и те, что были, и те, что будут. Значит, и наши грехи искуплены Господом, Который открывает нам возможность вновь и вновь возвращаться в рай и вступать в общение с Ним. Это происходит через наше покаяние, через нашу борьбу с грехами, через нашу веру и поддержку со стороны святых, к которым мы обращаемся в молитве.

Великий пост является совершенно особым временем возвращения в рай, возвращения к общению с Богом. Пост дает нам возможность переосмыслить свою жизнь, подвергнуть свои мысли и дела тщательному анализу, посмотреть, где мы находимся в системе координат «Бог и человек». Что означает для нас Бог? Верим ли мы в Него? Доверяем ли Ему? Готовы ли слышать Его слово, или мы только по установившемуся обычаю время от времени приходим в храм? Если в результате Великого поста мы почувствуем горячее желание быть с Богом, разделять с Ним свои мысли, каяться пред Ним в своих прегрешениях, причащаться Тела и Крови Его Сына, то это означает, что пост помог нам приблизиться к вратам рая.

Вот такой замечательный день сегодня — Прощеное воскресенье. Вспоминая историю прародителей, подумаем о самих себе, о своей жизни, о своем будущем, о жизни своих детей и внуков. Подумаем, насколько мы способны использовать великую возможность, которую Бог-Творец открыл во Христе Иисусе для нас и для всего рода человеческого, — постоянно возвращаться в рай и входить в спасительное общение с Богом, Творцом и Промыслителем нашей жизни. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
« Последнее редактирование: 28 Февраля, 2017, 14:04:39 »
Александр, защитник людей

Оффлайн AV

  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2951
  • Репутация: +901/-0
  • Пол: Мужской
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #287 : 28 Февраля, 2017, 23:14:33 »
Мы имеем возможность восстановить отношения с Богом — не потому, что мы так хороши, а потому что ради этой возможности Бог посылает Своего Сына, Который искупил грехи всего человечества, — и те, что были, и те, что будут. Значит, и наши грехи искуплены Господом, Который открывает нам возможность вновь и вновь возвращаться в рай и вступать в общение с Ним. Это происходит через наше покаяние, через нашу борьбу с грехами, через нашу веру и поддержку со стороны святых, к которым мы обращаемся в молитве.
Во истину, Бог очень мудр и всеобъемлющ. Сначала он создает Сына, как свою точную копию, а Сын в свою очередь создает своих детей, и так, вплоть до человека. Получается, Бог таким образом размножил себя многократно на множество элементарных частиц по градациям. И во всей этой круговерти, человеку выпала особая роль - быть сотворцом. Имея в себе множество качеств, как высшего, так и низшего порядка, постоянно делать выбор между этими, и теми.
 
Первое - возвращает человека к Богу, второе - уводит в противоположную сторону. Находясь в раю, перволюди были с Богом, это точно. Но они были без опыта познания Бога, его силы, его славы, его власти. Бог спокойно мог им это демонстрировать хоть каждый день, но при этом перволюди были бы просто сторонними зрителями. А Богу важно , чтобы люди были не просто зрителями, а непосредственными участниками всех Замыслов Творца.
 
Поэтому, искушение и дальнейшее изгнание людей из рая было преднамеренным, как мне кажется. Надо было отдалить от себя, чтобы потом каждый смог придти обратно, но при этом пройдя через опыт, в котором познается как сторона Бога, так и его противоположная сторона. И каждому предоставляется выбор, в каком направлении развиваться. А от этого зависит и конечный пункт назначения.
 
Но, людям самостоятельно очень трудно сделать правильный выбор, да и вообще трудно самим разобраться в том, что предоставляет человеку Творец в виде жизненных уроков. Поэтому, явление в мир Сына, является для всех живущих величайшим благом. Именно Сын являет собой пример для подражания и движения в правильном направлении. И своей жизнью, своими поступками, Сын открывает возможность человеку возвращение в отчий дом с богатыми дарами для Бога, с личным опытом.


А для того, чтобы возрождение было грандиозным и величественным, нужно создать такое же по значимости напряжение. А создается оно противодействующей силой, способной активизировать всё лучшее в человеке. Ведь Иисус пошел в пустыню поститься сорок дней именно для создания этого самого напряжения. Все время поста Сатана искушал Сына, а Сын тем временем противопоставлял ему свою божественную составляющую. И в самый кульминационный момент напряжения (распятие и есть тот самый кульминационный момент) происходит Победа над самим собой и Воскрешение в новую реальность, спасающая тем самым человека для Бога.


Если бы этого тогда не произошло, то все осталось бы в виде теории, или идеи. Проделав над собой, совершив действие, поступок, Иисус дает начало для дальнейшего продолжения среди людей, того же самого. Не будь этого действия, никто бы не смог проделать его самостоятельно. Этим Иисус и искупил наши грехи. Он первым проложил путь для искупления своих грехов остальным людям. И следуя примеру Иисуса, его смирению, покаянию, любви, мы можем проделать это самое и над собой. И тогда мы последуем непосредственно за самим Иисусом и вернемся в отчий дом, вернемся в рай, к Богу.


P.S. Меня на днях посетила мысль, навеянная моим состоянием всеприятия и осознания того, что все предначертано и предрешено. А мысль относительно так называемого Второго пришествия. Я бы его переиначил в Духовное возрождение, но суть от этого не меняется. То, что оно Богом предрешено, в этом сомнений нет. Только вот для самих людей нужно иметь определенную готовность к такому важнейшему событию. И просто так это событие не может произойти, без того самого напряжения, о котором говорилось выше. Поэтому люди должны пройти через Пост и подготовить себя во время поста. Это время для очищения, для покаяния и переосмысления всей своей жизни. Только после этого можно говорить о факте явления миру Мессии.   
« Последнее редактирование: 04 Марта, 2017, 21:14:36 »
Андрей.

Оффлайн Сергей

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2822
  • Репутация: +1345/-0
  • Пол: Мужской
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #288 : 01 Марта, 2017, 15:59:05 »
Надо было отдалить от себя, чтобы потом каждый смог придти обратно, но при этом пройдя через опыт, в котором познается как сторона Бога, так и его противоположная сторона. И каждому предоставляется выбор, в каком направлении развиваться. А от этого зависит и конечный пункт назначения.
Андрюша, тебе уже впору  самому проповеди  говорить! :)
Сергей

Оффлайн AV

  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2951
  • Репутация: +901/-0
  • Пол: Мужской
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #289 : 01 Марта, 2017, 20:15:24 »
Андрюша, тебе уже впору  самому проповеди  говорить!
Как известно, лекция от проповеди отличается  тем, что в проповеди подключается еще и эмоциональная составляющая. Честно говоря, меня эмоциональная составляющая и подталкивает к написанию таких постов. А умом я только формирую стройность фраз и формулировок. Так что выходит, проповедь и получается, когда от переполненности сердца говорят уста, а в данном случае пальцы стучат по клавиатуре. :)   
Андрей.