Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 538464 раз)

0 Пользователей и 4 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн AV

  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2950
  • Репутация: +901/-0
  • Пол: Мужской
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #310 : 21 Марта, 2017, 20:24:30 »
Замечательнейшая проповедь и глубокий смысл в сказанном. Понять сказанное - просто. Выполнить понятое - неимоверно тяжело. Однако без этого - счастья не видать: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8:34).
Действительно, проповедь замечательная, потому что она, на мой взгляд, о самом важном для каждого человека. Это следование самому себе. Ведь у каждого из нас свои задачи в этой жизни, в меру, отпущенную для нас Богом. Есть некие, общепринятые морально-нравственные правила и нормы, по которым предписано гармонично развиваться каждому человеку. Но у каждого свой подход к решению тех задач, которые ставит перед человеком Создатель, потому что каждый по-своему понимает (или не понимает) возложенные на него задачи.
А вот чтобы выполнять поставленные задачи, нужно понять самого себя, свою природу. То, что в каждом из нас есть как высшая, так и низшая природа говорить не стоит, это довольно банальные понятия. А вот какова интенсивность каждой из этих природ, сказать стоит. Ведь насколько мы возвышены в духе, настолько же тянет вниз и противоположная природа. Здесь хорошо был приведен пример про Иова Многострадального. Высокое духовное развитие определило и страдания, через которые ему пришлось пройти, дабы дух его стал еще крепче и возвышенней.
То же самое можно сказать и про учеников Иисуса, которые проявляли как свои сильные, так и свои слабые стороны. Но все же осознали свое предназначение и выполнили свою миссию до конца. Почти все приняли мученическую смерть, следуя за Христом. Что же заставило этих людей пройти столь тяжелый и тернистый путь? Как раз таки то, что они поняли свою внутреннюю природу, о которой им поведал их Учитель.
Узнав о своей высшей природе, Апостолы осознали и меру ответственности перед Богом, каждый для себя на индивидуальном уровне. Они также осознали и то, что низшая природа будет активизироваться пропорционально духовному развитию.
Поэтому следовать за Христом означает отречься от себя, отвергнуть свою низменную природу и принять крест служения, так как путь будет весьма не легким. Не легким, но не непреодолимым. Но дорогу осилит идущий, пусть даже в начале пути он имеет весьма приблизительные представления о том, куда отправляется и с чем он столкнется. И пусть каждому поможет его воля, вера, надежда и любовь! :)   
Андрей.

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6499
  • Репутация: +4193/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #311 : 30 Марта, 2017, 13:23:12 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии награждения победителей Международного детско-юношеского литературного конкурса «Лето Господне»

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии награждения победителей Международного детско-юношеского литературного конкурса «Лето Господне»
28 марта 2017 г. 23:51


28 марта 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в церемонии вручения наград победителям III сезона Международного детско-юношеского литературного конкурса имени Ивана Шмелева «Лето Господне». Предстоятель Русской Православной Церкви благословил собравшихся и обратился к победителям и финалистам конкурса с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства! Уважаемые педагоги, родители, дорогие друзья, участники конкурса!

Сердечно приветствую всех вас, особенно лауреатов литературного конкурса «Лето Господне», и поздравляю с заслуженной победой.

Победа в состязании — безусловно, значимое достижение в жизни человека, и не только потому, что его труд получил признание, что немаловажно для творческой личности. Ценность победы прежде всего в том, что она способна окрылить, вдохновить на дальнейшие упорные труды, придать силы и мужество покорять новые вершины и раскрывать свой талант.

Я неслучайно заговорил об упорстве и трудолюбии. Замечательные слова принадлежат Иоганну Себастьяну Баху: «Гений — это труд». Великий композитор абсолютно прав, потому что говорит не от чьей-то мудрости, а от своего собственного опыта. Конечно, между результатами труда человека талантливого, свыше одаренного, и человека средних способностей всегда остается некий зазор, но и при средних способностях можно многого достичь — благодаря усидчивости, труду, духовной силе.

Способности дает нам Господь, но как ими распорядиться зависит от нас. Мы знаем Евангельскую притчу, как один человек, призвав слуг, дал одному пять талантов, другому два, третьему один, — каждому по силе его. И господин высоко оценил и наградил тех, кто умножил таланты, и наказал того, кто свой единственный талант закопал в землю (Мф. 25:14-30). Читая работы победителей конкурса, я искренне радовался и благодарил Бога за то, что Он наделил вас, мои дорогие, такими талантами, даровал способность тонко чувствовать и глубоко мыслить — настолько глубоко, что эту глубину мысли трудно соотнести с вашим возрастом. Это свидетельствует о том, что в наше время и очень юные люди способны глубоко мыслить и проникать в суть вещей.

Хотел бы вместе с тем напомнить, что у человека, который продемонстрировал способности и таланты, победил в конкурсе или состязании, всегда появляется соблазн «почить на лаврах». Достигнута некая высота, значит, можно передохнуть, сбавить темп. Но это опасное состояние, потому что талант — это дар Божий, который нужно развивать постоянно. А если талант засыпает, не получая развития, то вскоре он просто исчезнет.

Мне приходилось встречаться с людьми, которые в молодости блистали своими талантами. Казалось, их ждет блестящее будущее, они намного выше своих сверстников, но по прошествии десятилетий я с прискорбием отмечал, что у них ничего в жизни не получилось. И не потому, что Бог талантом не наделил, а потому что не было целеустремленности, не было настойчивости в реализации задач, которые ставила жизнь.

Исчезновение таланта, прекращение творческого роста нередко обусловлено жизненными обстоятельствами. Огромной проблемой для человека являются соблазны — иногда так хочется развлечься, отложить в сторону учебник… Расскажу вам историю из своей собственной жизни. У меня были непростые школьные годы, и после восьмого класса по целому ряду причин мне пришлось пойти работать. Я продолжал учиться в школе, считая учебу приоритетом, но сочетал ее с работой, на которую я был вынужден выйти, и нагрузка была очень большая. И вот я готовился к выпускным экзаменам в десятом классе. Как сейчас помню: теплый июньский день, яркое солнце, открытое окно коммунальной квартиры на пятом этаже в Ленинграде, а с улицы — замечательная музыка. Вдруг я увидел молодых людей, мальчиков и девочек, которые весело проводили время под звуки музыки, и мне так захотелось отложить все учебники, спуститься вниз и побыть вместе с ними. Прекрасная погода, молодость, энтузиазм, желание быть со своими сверстниками… Смотрел я через окно, а потом задал себе вопрос: вот я все отложу и пойду, — а что будет дальше? А дальше мне очень часто будет хотеться что-то отложить — просто чтобы получить удовольствие. И Господь вразумил меня не откладывать учебники, так что я продолжил подготовку к экзаменам.

Почему я об этом рассказываю? Потому что этот эпизод очень глубоко вошел в мое сознание и сохранился в памяти. Призываю вас быть осторожными и не поддаваться соблазнам. То, что в данный момент кажется приятным, интересным, важным, может не представлять никакого интереса по прошествии не только лет, но даже часов и дней. И в вашем возрасте нужно в первую очередь ставить перед собой задачи, связанные с обучением, образованием, воспитанием, и достигать соответствующих целей.

Еще мне хотелось бы сказать о необходимости всестороннего развития личности. Я придаю большое значение эстетическому воспитанию, без чего человек, даже талантливый, очень многое теряет. Потому что эстетическое чувство — как зрение: оно помогает увидеть и почувствовать то, что другим способом почувствовать невозможно. Эстетическое чувство развивается, когда мы созерцаем произведения живописи и скульптуры, когда мы слушаем музыку. Более того, при этом формируется не только чувство прекрасного, но и определенная часть нашего мировоззрения, ведь соприкосновение с красотой возвышает человеческую душу, помогает подняться над повседневностью. Способность человека видеть, чувствовать, понимать прекрасное — это залог всестороннего успеха.

Однако какую бы профессию вы ни избрали, самым главным в жизни пусть остается стремление жить по заповедям Божиим. Почему так? Да потому что в заповедях Божиих нам передается некий жизненный идеал. Заповеди Божии — это норма. Есть поговорка: сколько умов, столько и мнений. Каждый мыслит по-своему, каждый может определять свои идеалы, но в этом таится опасность, потому что человек неспособен создавать абсолютные ценности. Абсолютные ценности — нравственные, духовные — происходят только от Бога. Когда человек руководствуется только своим разумением и сам формирует для себя ценности, то они лишь относительные, даже если кажутся ему абсолютными. А Божии заповеди передают нам абсолютные Божественные истины, и для того чтобы понять, что хорошо и что плохо, мы должны соотнести происходящее с Божественным законом. Если человек научился так поступать, то он застрахован от ошибок. И если общество живет таким образом, то оно застраховало себя от роковых ошибок.

Мы с вами вступили в год 100-летия трагических событий нашей истории, революционных событий. Тогда наш народ потерял способность оценивать в соответствии с Божественным критерием события в стране, философские учения и взгляды, поступающие к нам со всех сторон. Появились учителя, заявившие: «То, чему мы вас учим, и есть конечная истина, другой истины нет». Не имея надежного критерия определения истины, народ наш соблазнился и принял человеческую мудрость за абсолютную правду. Как же дорого пришлось нам заплатить за эту ошибку!

Дай Бог, чтобы вы, нынешнее поколение, сумели сохранить в себе способность не отвечать «да» на все соблазны и искушения; чтобы вы научились прилагать Божественный закон как абсолютный критерий истины ко всему, что вас окружает и бросает некий мировоззренческий вызов. Почему я все это вам говорю? В ваших произведениях, представленных на конкурс, я увидел много полезного, глубокого, мировоззренчески значимого, почему и позволил себе говорить с вами на такие серьезные взрослые темы. Да поможет вам Господь в ваших трудах! Всех вас сердечно приветствую.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

PS http://radiovera.ru/leto-gospodne.html


Слова «лето Господне» взяты из Книги святого пророка Исайи, которую читал Иисус Христос в Назаретской синагоге. Свидетельство об этом – в Евангелии от апостола Луки:

«Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное». Далее Спаситель говорит: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами».


В устах Спасителя эти слова обретают свой особенный смысл. Христос явил подлинность пророчества Исайи: Тот, о котором говорил пророк, пришел, чтобы провозгласить спасение для всего человечества. Время очищения, освобождения и прозрения. От духовного рабства, невежества, греха и смерти. В Книге пророка Исайи выражение «лето Господне благоприятное», по мнению толкователей, указывает на так называемый юбилейный год, год, установленный Богом, который совершался через семь семилетий – каждый 50-ый год. Это был период отдыха от трудов, освобождения рабов, прощения долгов. Указания на юбилей мы находим в ветхозаветной книге Левит: «Пятидесятый год да будет у вас юбилей… священным да будет он для вас» – сказал Бог. Слово «лето» в переводе с церковнославянского имеет значения год и время. Под юбилейным «летом» понимается время действия особых, закрепленных законом льгот для всего израильского народа. «Исполняйте постановления Мои, и храните законы Мои и исполняйте их, и будете жить спокойно на земле» – говорит Создатель о юбилейном годе." (Конец цитаты)

Из всего вышесказанного, мы можем вынести предположение, что Иисусу, в момент Оглашения этих слов было... 49 лет?
Косвенно на это указывают и слова Евангелия от Иоанна:


8:57 На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, - и Ты видел Авраама?
« Последнее редактирование: 30 Марта, 2017, 13:32:01 »
Александр, защитник людей

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #312 : 30 Марта, 2017, 23:49:37 »
Тот, о котором говорил пророк, пришел, чтобы провозгласить спасение для всего человечества. Время очищения, освобождения и прозрения. От духовного рабства, невежества, греха и смерти.
Как всё периодически повторяется, но каждый раз на более глубинном уровне.

Саошиант,  Ты выделил именно эти слова ведь не случайно? -   Из всего вышесказанного, мы можем вынести предположение, что Иисусу, в момент Оглашения этих слов было... 49 лет?
« Последнее редактирование: 30 Марта, 2017, 23:52:25 »

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6499
  • Репутация: +4193/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #313 : 31 Марта, 2017, 13:29:58 »
Предстоятель Русской Церкви возглавил заседание Палаты попечителей Патриаршей литературной премии

28 марта 2017 г. 22:44
28 марта 2017 года в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил заседание Палаты попечителей Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.


........

Открывая заседание, Святейший Патриарх Кирилл, являющийся председателем Палаты попечителей литературной премии, огласил повестку дня и обратился к собравшимся со вступительным словом.

«Нынешний год является юбилейным, — отметил в своем слове Святейший Владыка. — Мы вспоминаем восстановление Патриаршества и вместе с тем скорбные кровавые события, связанные с революцией 1917 года. Так сложилось, что революционные события как бы затмили избрание Патриарха — по сути, второе учреждение Патриаршества, ведь Русская Церковь избрала Предстоятеля после более чем 200-летнего перерыва, причем в самый тяжелый год своей истории. Поэтому мы в течение года будем отслеживать хронологию событий того страшного времени, обращаться к свидетелям очевидцев, перечитывать документы, стремясь еще раз осмыслить события, происходившие сто лет назад».

«Революция привела к потере исторической преемственности и живой культурной традиции. Но главная трагедия нашего народа в минувшем столетии — утрата способности соотносить свои мысли и поступки с Божиим законом, утрата абсолютного нравственного начала в жизни людей, — подчеркнул Святейший Владыка. — Подвергнувшись жесточайшему социальному эксперименту, наш народ прошел в XX веке путем величайших страданий, и Русская Церковь сполна испила горькую чашу страданий, явив множество мучеников и исповедников, которые засвидетельствовали верность Господу и Спасителю, невзирая на угрозы, пытки и даже смерть».

«Серьезный удар был нанесен и по тем, кого мы бы назвали сегодня творческой интеллигенцией, — это поэты, писатели, художники, мыслители. Достаточно вспомнить хотя бы печально знаменитый "философский пароход" 1922 года. Однако большинство из них осталось на Родине и вкусило всю горечь идеологических преследований. Но все, что произошло в ХХ веке, эта мясорубка, которая перемолола всю интеллигенцию, не является ли органическим следствием страшных преступлений, которые интеллигенция совершила против веры, против Бога, против своего народа, против своей страны? Ведь интеллигенция в первую очередь несла ответственность за страшные события 100-летней давности», — заявил Предстоятель Русской Церкви.

«К сожалению, сегодня мы видим немного значимых литературных произведений о новомучениках и вообще о пострадавших в период гонений, хотя открыт довольно большой объем соответствующих документальных материалов. Убежден: обществу необходимы познавательные и вместе с тем нравственно выверенные произведения, в доступной форме рассказывающие об этой исторической эпохе. Важно, чтобы появлялись также достойные книги, повествующие о служении Русской Православной Церкви в минувшее столетие», — полагает Святейший Владыка.

«Как правило, наш современник более или менее хорошо знаком с именами и подвигами полководцев, героев, однако гораздо хуже осведомлен о деятельности тех, кто внес весомый вклад в сохранение веры и духовной культуры нашей страны в суровые годы гонений. А ведь это тоже герои! И их героизм умножается тем обстоятельством, что они кончали свою жизнь не на глазах десятков, сотен и даже тысяч людей, а погибали в застенках, не имея никакой надежды, что правда об их мученической кончине когда-нибудь будет открыта, — продолжил Патриарх. — Раннехристианские мученики погибали в цирках, и тысячи людей это видели. Как говорят, кровь мучеников — семя христианство, потому что многих поражало мужество верующих. Но никто не видел, не слышал, не знал о подвиге новомучеников. Поэтому очень важно, чтобы появились высокохудожественные произведения, отражающие подвиг новомучеников, — для того чтобы современный читатель мог понять и глубину, и значимость их страданий для нас, живущих в другую эпоху».

«К сожалению, война исторических аргументов продолжается и сейчас, — посетовал Святейший Владыка. — Общество до сих пор не примирилось в полной мере в том, что касается оценки событий столетней давности. Наверное, трактовки останутся разными, но необходимо сделать все, чтобы их разнообразие не провоцировало новых гражданских конфликтов. Слишком много крови было пролито, слишком большая цена была заплачена за то, чтобы мы могли преодолеть в наших сегодняшних реалиях последствия былой смуты, исключить возможность ее влияния на нашу жизнь».

«Особое значение имеет литература для детей и юношества. Сегодня дети и молодежь погружены в свои гаджеты, и ничто не воздействует на общественную психологию так, как социальные сети. Поэтому нужно задуматься и о том, как лучшие произведения могут быть отображены и в социальных сетях, но без реального участия писателей этого сделать невозможно, — заявил Предстоятель Русской Церкви. — К сожалению, наши писатели, как правило, не имеют никакого отношения к происходящему в социальных сетях. Это легко понять, но, может быть, кому-то стоит переступить через свое критическое отношение и начать активнее действовать в этой области коммуникации».

«Писатели — это ядро интеллектуальной и творческой элиты нашего народа. Они играли и должны играть значительную роль в процессах формирования умонастроений наших людей. Большая работа, которая осуществляется в рамках нашей премии, должна воздействовать на умы и сердца наших современников. Дай Бог, чтобы это было так», — добавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6499
  • Репутация: +4193/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #314 : 05 Апреля, 2017, 15:11:10 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 5-ю Великого поста после Литургии в храме святого праведного Иоанна Русского в Фили-Давыдкове в Москве



2 апреля 2017 г. 23:25
2 апреля 2017 года, в Неделю 5-ю Великого поста, преподобной Марии Египетской, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения храма святого праведного Иоанна Русского в Фили-Давыдкове г. Москвы и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Ваши Преосвященства, дорогие владыки! Отцы и братья! Досточтимый отец Андрей, настоятель сего святого храма!
Мы сегодня совершили великое освящение храма святого праведного Иоанна Русского на западе Москвы, в районе Фили-Давыдково, где этот храм был очень нужен. Мне часто приходилось проезжать по долгу службы через эти места, и я поражался, что в таком уже обжитом современном районе нет храма Божиего. Вот почему особым желанием сердца моего было содействовать скорейшему строительству этого святого храма. Благодарю всех и позже выражу особо свою благодарность тем, кто потрудился для строительства дома Божия, столь нужного жителям этого района. Несмотря на вместительность здания, сегодня не все смогли войти в него, что свидетельствует о востребованности как этого храма, так и сотен других храмов в городе Москве, которые строятся — не географически, а духовно — на месте разрушенных «сорока сороков» нашей Первопрестольной столицы. Верим, что строительство храмов будет успешно завершено и произойдет духовное возрождение жителей Москвы. Тогда Первопрестольный град станет таковым не только по наименованию, но и по вере живущих в нем людей.

Мне хотелось бы сказать несколько слов о святой, память которой мы сегодня совершаем. Пятое воскресенье Великого поста посвящается преподобной Марии Египетской. Ее житие хорошо известно: в молодости она была блудницей в Александрии, большом приморском городе, и зарабатывала себе на пропитание самым недостойным образом. Жила она в достатке, ни о чем не задумываясь, ни о чем не жалея. С поправками на время, культуру, условия жизни можно сказать, что Мария была подобна многим нашим современникам, — ведь и сегодня множество людей так же не заботятся о телесной чистоте, даже не считая ее нарушение грехом, живут в свое удовольствие, радуются жизни и ни о чем не думают.

Александрия находится недалеко от Палестины, и однажды Мария решила из любопытства поехать в места, где жил Иисус Христос, где Он пострадал и воскрес. В веселом расположении духа женщина вступила на палестинскую землю, ни о чем помышляя. Оказавшись в толпе паломников, она попыталась войти в храм Воскресения Христова, но почему-то не смогла. Мы не знаем, какая сила ее остановила: либо невидимое, но физически ощутимое воздействие, либо угрызения совести, либо просто осознание несовместимости своего внутреннего состояния с тем, что имело место в храме. Только после искренней молитвы Мария сумела переступить порог храма, и, коснувшись святых мест Палестины, приняла решение совершенно необъяснимое, особенно с точки зрения людей нынешнего времени, которые так зависят от внешних обстоятельств, так изнежены, так привыкли хорошо питаться, отдыхать, одеваться. Мария решает перейти Иордан и поселиться в пустыне. Как и сейчас, в этой местности была скудная растительность, но в основном — камни, песок, змеи, дикие звери, в то время даже львы… И вот эта женщина, не взяв с собой никакого пропитания, переходит на другую сторону Иордана и больше не возвращается в мир. У нее не было ни крыши над головой, ни одежды, ни запасов продовольствия, ни воды — в буквальном смысле ничего не было; она предстала пред Богом такой, какая есть.

Из жития, написанного с собственных слов преподобной, мы узнаем, как она страшно страдала. В Палестине, особенно в пустыне, летом очень жарко, свыше 40 градусов, а зимой может идти снег, — мне приходилось быть свидетелем обильных снегопадов в этой части земного шара. В пустыне за Иорданом ничто не могло защитить Марию от снега и дождя, холода и страшного зноя. И не осталось у нее никаких средств к спасению — только лишь искренняя молитва к Богу и глубочайшая уверенность в правильности выбранного пути. Только представьте себе силу духа этой женщины, силу ее веры, силу ее молитвы! Что перед этими страшными испытаниями все наши бытовые и прочие трудности, связанные с недостаточно комфортными условиями жизни! Можно перечислять до бесконечности причины, по которым современный человек, искренне считающий себя сильным, могучим, просто не смог бы жить, впал бы в глубочайшую депрессию. Но преподобная Мария, простая грешная женщина, смогла пройти через все эти испытания. Совершенно очевидно, что сил человеческих для этого недостаточно, — она бы замерзла насмерть, погибла от укуса ядовитой змеи, ее растерзал бы лев, — мало ли что могло произойти с несчастной женщиной, на теле которой полностью истлела вся одежда! Она была нагая и в зной, и в стужу, но осталась жива. Полностью отдавшись в руки Божии, молитвой привлекая Божественную благодать, она победила страх перед стужей и зноем, зверями дикими и змеями ползущими, страхом ночным и зноем дневным.
 
Однажды, после первой седмицы Великого поста, священник Зосима, насельник обители преподобного Герасима, которая до сих пор существует на берегу Иордана, перешел через реку, чтобы понести особый, как ему казалось, монашеский подвиг. Но когда Зосима встретился с Марией, он понял, что перед ним человек равноангельской природы. Действительно, Мария знала все, что происходило в мире, хотя не имела с миром никакой связи; она перешла Иордан навстречу Зосиме как по суше; ее тело уже не подчинялось физическим законам, но принадлежало двум мирам — видимому и невидимому. Господь предназначил каждого из нас к тому, чтобы развить Его образ, вложенный в нас, до Богоподобия. Мария уподобилась Богу и явила в себе Божественную славу.
Причастившись Святых Христовых Таин из рук Зосимы, преподобная умерла в тот же день. Зосима похоронил святую Марию (рыть могилу ему помог пришедший из пустыни лев), а нам оставил свои о ней воспоминания.

Казалось бы, какое значение имеет для нас древняя история, которой уже полторы тысячи лет? Очень большое. Развитие человеческой цивилизации никак не лишает человека способности к безграничному духовному развитию, к уподоблению Богу, к победе над самыми страшными испытаниями. Никто не отменял этот Богом данный потенциал каждой человеческой личности. Мы только слишком слабы в вере, слишком зависим от обстоятельств, слишком подчиняем свои разум и волю неким идолам. Но если подняться над всей этой обыденностью, над всеми этими идолами, над всеми искушениями и слабостями, то перед каждым из нас, пусть и не в таких экстремальных условиях, открывается тот же путь безграничного духовного совершенствования. На этом пути побеждаются все человеческие трудности и скорби, потому что равноангельское житие не знает скорбей.

Пусть замечательный пример жизни преподобной Марии Египетской поможет и нам, современным людям, отягощенным соблазнами и суетой, не сбиться с единственно правильного пути и в меру своих сил сделать хотя бы первые, но всегда спасительные шаги на пути, ведущем к Богу и Его Божественному Царству. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Александр, защитник людей