Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 538602 раз)

0 Пользователей и 4 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Сергей

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2822
  • Репутация: +1345/-0
  • Пол: Мужской
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #320 : 10 Апреля, 2017, 17:54:21 »
И пусть праздник Входа Господня в Иерусалим научит нас великой Божественной мудрости, которая помогает человеку быть свободным от предрассудков, по-настоящему сильным, способным жить вместе с Богом, вмещающим в свое сердце Его любовь, а значит, счастливым и иметь подлинное признание со стороны других.
Спасибо Патриарху Кириллу за то, что он умеет найти главное в том жизненном событии, которое происходит у нас на глазах, связать прошлое, настоящее и будущее одной нитью, привлечь внимание к неоцененным моментам нашей жизни, от которых зависит сама жизнь!
Сергей

Оффлайн AV

  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2956
  • Репутация: +901/-0
  • Пол: Мужской
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #321 : 10 Апреля, 2017, 19:03:38 »
А теперь давайте спросим себя: разве мало и у нас предрассудков, которые проистекают от того, что человек сознает себя сильным, могущественным, способным управлять другими? В какой-то момент вся эта слава, основанная на гордыне, вдруг рассыпается так, что от нее ничего не остается. И какое же горе постигает этих «великих» и «сильных»! Рушится и лишается смысла жизнь, солнце меркнет, все заканчивается, — и не потому что человек умер или тяжело заболел, а только потому, что он лишился славы, которую зарабатывал всем тем, что противоположно человеческому смирению.
Ну как же тут не порадоваться смирению, или как тут же было сказано, смиренномудрию, которое нам было явлено, в данном случае Иисусом. Хотя, Иисус в этом списке не единственный. Если уж говорить откровенно, то все основатели мировых религий, были людьми смиренномудрыми. Они не просто показали миру великую силу смирения, они еще и сумели познать ее в себе так же, как и познали свою внутреннюю природу и причастность ее сущности к Отцу Небесному.
Поэтому смирение было не перед людьми, смирение было перед Богом. А мудрость в том и состояла, что есть знание того, что Бог не просто где-то на небесах, а везде, во всех творениях, в том числе и в людях. Но люди, не познавшие Бога, так как познал его Иисус, не видели Бога везде. Они видели его только в своих писаниях, т.е. в букве, но не в жизни. А в жизни они искали только какого-то положения, которое обеспечивало бы им превосходство перед другими людьми. И вера людей в Бога, как стоящего превыше людей, давала им самую большую власть, т.к. позволяла занять им место между человеком и Богом.
А столкнувшись с Иисусом, который заявлял свою причастность к природе Бога и называл себя его Сыном, они почувствовали для себя явную угрозу. Они побоялись того, что их представления о Боге и мире могут кем-то быть оспорены, мало того, еще и представлены в другом свете и другом понимании, каким и обладал Иисус. А это лишало бы их ихнего положения и власти. Поэтому ни о каком смирении не могло быть и речи, потому что в основе была борьба за власть и положение.
Иисус же, имея подлинную власть от Бога, не проявлял ее открыто, иначе бы ему пришлось вести борьбу с теми, кто эту власть отстаивал, имея совершенно не верные представления о власти и о Боге. Смиряя себя перед Богом, и видя проявления Бога везде, Иисус смирял себя и перед людьми и в этом была его мудрость. Этим самым Иисус давал пример для подражания, а через это и осмысления того, что Бог велик и он везде.
Поэтому Иисусу противостояли гордецы и лицемеры, которые смирение считали лишь проявлением слабости, естественно не понимая, что в смирении заключена великая сила от Бога, потому что смиренный человек уже не путает местами своего положения и положения Бога. Но в мире законы Бога постоянно попираются, и складывается такое впечатление, что Бог вообще бездействует, от того что он черезчур слаб и не может влиять на жизнь. Но Бог милостивый и милосердный, он позволяет каждому проявить свою природу по-полной и вмешивается только в самые ключевые моменты.
Но наступает самый важный ключевой момент. Он самый важный и потому всеобщий. И только тот, кто смирял себя перед величием Бога, кто своей жизнью являл праведность, те понимают, что такой ключевой момент необходим и важен. Потому они себя для такого момента и готовили. А Бог расставит все на свои исконные места и каждый займет то место, которое ему соответствует. И кто более смирял себя перед Богом, тот более и достоин его величия. Не даром же Богом определено Мессии стать царем и проявить во всей полноте величие Бога и утвердить это в самой жизни. Этим то и будет проявлена истинная сила смирения, а не слабость, как это принято считать в современном мире. Этим и будет проявлена та самая слава, к которой стремятся люди. Но это слава не перед людьми, а перед Богом.           



Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6499
  • Репутация: +4193/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #322 : 11 Апреля, 2017, 14:32:42 »
Иисус же, имея подлинную власть от Бога, не проявлял ее открыто, иначе бы ему пришлось вести борьбу с теми, кто эту власть отстаивал, имея совершенно не верные представления о власти и о Боге. Смиряя себя перед Богом, и видя проявления Бога везде, Иисус смирял себя и перед людьми и в этом была его мудрость. Этим самым Иисус давал пример для подражания, а через это и осмысления того, что Бог велик и он везде.
Поэтому Иисусу противостояли гордецы и лицемеры, которые смирение считали лишь проявлением слабости, естественно не понимая, что в смирении заключена великая сила от Бога, потому что смиренный человек уже не путает местами своего положения и положения Бога

Андрей, спасибо тебе за столь глубокие и, без всякого сомнения, очень полезные людям комментарии на проповеди Патриарха. С ними они как бы обретают полноту своего смысла. Об этом я уже писал здесь ранее. Хочется верить, что эта полнота будет замечена готовыми душами, обдумана ими и приведет к полноценным деяниям, к изменению своей (а значит, и всеобщей) реальности к лучшему.

Ну а мы продолжаем этот "марафон" Патриаршего призыва мудрости и наставления:

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Великий Понедельник после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре

10 апреля 2017 г. 19:33
10 апреля 2017 года, в понедельник Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Малом соборе Донского ставропигиального монастыря г. Москвы. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!


Мы вступили в поприще Страстной Седмицы. Наступили особые дни, посвященные воспоминаниям о последних днях жизни Господа и Спасителя. Евангельские чтения, которые мы слышим в течение этой седмицы, не только рассказывают о том, что произошло в преддверии и во время страданий Спасителя, но и помогают понять, что Господь хотел всем нам сказать в эти совершенно особые для Него дни. Ведь Он знал, что с Ним произойдет, и потому повествование о словах и деяниях Спасителя в дни, предшествующие Его страданиям, составляет, вероятно, сердцевину Его послания людям. Перед смертью человек часто хочет сказать что-то своим близким, оставить некое завещание, произнести то, что раньше не успел. Обычно близкие родственники с большим вниманием воспринимают слова человека, готовящегося их оставить. Вот с таким особым вниманием мы должны вслушиваться в слова Господа, которые предлагаются в качестве Евангельских чтений в эти дни Страстной Седмицы.

А начинаются эти чтения с повествований Господа о конце мира и о гибели Иерусалима (Мф. 24:3-35). Эти два повествования сплетаются, так что иногда непросто понять, идет ли речь о конце мира или о разрушении Иерусалима. Однако многое свидетельствует о том, что в словах Спасителя есть нечто, выходящее за границы жизни иудейского народа и имеющее отношение ко всему роду человеческому. Господь обращается к нам с поразительными словами: «по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь», после чего и начинается повествование о конце истории.

Давайте вдумаемся: конец рода человеческого связан с двумя причинами — с беззаконием и охлаждением любви. О каком беззаконии идет речь — о нарушении государственных законов, о нарушении неких правил общежития? Конечно, совсем не об этом! Речь идет о нарушении самого главного закона человеческой жизни ― Божиего закона.

Если нарушаются человеческие законы, это плохо, от этого кто-то страдает, но глобальная катастрофа от этого не произойдет. Если же нарушается Божий закон, то наступает глобальная катастрофа, — конечно, не сразу, но по мере отступления от Божиего закона эта катастрофа приближается.

Что же является силой, приводящей в движение этот страшный маховик всеобщего разрушения? Охлаждение любви. Совершенно очевидно: если люди нарушают Божий закон, который регулирует человеческие отношения, закон, приводящий жизнь людей в соответствие с Божией волей, то люди лишаются самого главного ― любви. Чтобы не быть голословным, скажу просто: посмотрите вокруг себя, посмотрите, что происходит сегодня в человеческом общежитии. Очень многие нарушают Божий закон, сознательно или по неведению; в некоторых странах нарушение этого закона даже утверждается и защищается на уровне государства.

Так может ли быть что-то доброе в результате системного нарушения Божественного закона? Если один нарушает, а другой нет, то некий баланс все же сохраняется, как во времена пророка Ионы, как в самые страшные времена Ветхого Завета. Если баланс имел место, то Господь щадил людей ради жизни праведников. Не пощадил лишь дважды: когда навел на землю всемирный потоп и когда низверг огонь и серу на Содом и Гоморру. И мы видим, что нарушение Божественного закона несовместимо с человеческой жизнью. Жизнь может быть полной, счастливой, радостной, безопасной, лишь когда мы живем в соответствии с Божиим законом.

Достаточно посмотреть на то, что происходит сегодня в мире. Разве мы не видим охлаждения любви? Люди часто теряют даже элементарное понимание того, что есть любовь, и выдают за любовь плотскую страсть, — вспомним хотя бы фильмы, которые нам показывают. А если человек теряет способность любить, то он перестает быть человеком.

Возникает еще один важный вопрос: понятно, что такое любовь между мужем и женой, между родителями и детьми, между близкими родственниками и друзьями, а как любовь проявляется в отношении дальних людей, которых мы не знаем? Она проявляется через способность сострадать и способность делать добро, — не ради награды, а ради жалости, ради самой любви, скрытой даже от нашего понимания, но реально присутствующей в нашем сердце.

До тех пор, пока в людях будет жить настоящая любовь, пока будут присутствовать сострадание и доброта, — до тех пор и будет существовать мир. А если по причине умножения беззаконий во многих охладеет любовь, то люди утратят способность жить вместе. Силы, скрепляющие людей, поддерживающие общественное бытие, ослабеют настолько, что никакая общность уже не сможет существовать, — вот тогда и настанет конец.

Все то, о чем мы сегодня говорим, — это не какие-то умственные спекуляции. Мы говорим только о том, о чем сказал Сам Господь. Но слова Священного Писания нередко проходят мимо нас, мы не понимаем и не соотносим их со своей собственной жизнью. Вот почему так важно вдумываться в слова Божии, применять их к самим себе, — это помогает понять Божий замысел о мире, о человеке, о каждом из нас.

Дни Святой Четыредесятницы завершились. Мы вступили в дни Страстной седмицы. Четыредесятница была дана нам для того, чтобы мы подумали о нашей внутренней духовной жизни, в меру своих сил ее переосмыслили, постарались избавиться от пороков и грехов, принесли истинное покаяние. Кто-то не сумел это сделать, у кого-то не хватило времени и сил. И вот остаются последние дни перед Святой Пасхой, которые начинаются с грозного свидетельства Спасителя о конце человеческой истории. Для того чтобы Господь избавил нас от соучастия в этом страшном конце истории, для того чтобы Господь приклонил милость Свою к роду человеческому, для того чтобы Господь помог тем, кто теряет всякую способность услышать Его голос, понять и изменить свою жизнь, — и мы должны пройти через покаяние, молитву и осознание того, что всякое небрежение Божиим законом опасно для нашей жизни, для самого нашего существования. И да поможет нам Господь принести искреннее покаяние, приблизиться к Нему, нашему Богу и Спасителю, и научиться понимать Его великие слова о каждом из нас и о судьбе всего человеческого рода. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
« Последнее редактирование: 11 Апреля, 2017, 14:35:49 »
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6499
  • Репутация: +4193/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #323 : 12 Апреля, 2017, 23:59:44 »
Суд человеческий и Суд Божий - в чем принципиальная разница.


Слово Святейшего Патриарха Кирилла в канун Великого Вторника в Алексеевском ставропигиальном монастыре

10 апреля 2017 г. 23:16
Вечером 10 апреля 2017 года, в канун вторника Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в богослужении в Алексеевском ставропигиальном монастыре г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!


Вторник Страстной седмицы посвящается теме суда. История суда равна истории человеческой. Суд есть средство обнаружения справедливости, поощрения правды и наказания неправды, поощрения добродетелей и наказания за проступки. Если проследить за ходом истории человечества, то мы увидим суд на всех ее этапах.

В самой глубокой древности право судить принадлежало главе семейства. В исторической науке есть понятие «первобытно-общинный строй», применяемое ко временам, когда люди жили не в государствах, а общинами, большими семьями. Тогда суд вершил глава общины, его слово было последним, он выносил приговор. Все члены общины подчинялись этому приговору, потому что глава общины обладал непререкаемым авторитетом. Почему так? Да потому, что он был во главе общины не из-за каких-то особых заслуг, не потому, что отвоевал себе право быть судьей, а потому что по своему происхождению, как отец семейства, он обладал этим правом и никто это право у него не оспаривал.

Когда же люди начали объединяться иным образом, создавая государства, то суд возглавил князь, царь или другой правитель, также обладавший авторитетом в силу своего происхождения. Он был несменяем, он был вне всяких интриг, он имел возможность судить беспристрастно. Мы знаем, что не всегда в истории суд царей и князей был действительно беспристрастным, но тем не менее люди отдавали свою судьбу в руки правителя.

При нынешнем государственном устройстве суд также занимает очень важное место. Сегодня авторитет суда покоится на иных основаниях. Нередко он оспаривается, потому что люди ставят под сомнение честность судей, их неподкупность, и, как мы знаем, тому нередко бывают основания. Тем не менее, когда возникают спорные вопросы, когда требуется разрешить противоречия, то никакой другой институции в человеческом обществе нет ― люди идут в суд в надежде, что суд явит справедливость.
Само существование суда связано со стремлением найти справедливость. Не было бы такого стремления, и судов бы не было ни в прошлом, ни в настоящем. Но эффективность и справедливость человеческого суда зависит от целого ряда обстоятельств. В прошлом многое зависело от личности князя, царя или главы общины, как и сегодня зависит от чисто человеческих факторов. Никому в голову не придет утверждать, что человеческий суд в его нынешнем виде может явить абсолютную справедливость. Ничто в нашем преходящем мире не является абсолютным, но у каждого человека, даже если решение суда его не удовлетворяет, остается надежда на то, что Бог рассудит и все расставит на свои места. Вспомним пламенные слова Лермонтова «Но есть и Божий суд, наперсники разврата», ― так он называл тех, кто погубил Пушкина. Написав замечательное стихотворение «Смерть поэта», Лермонтов выразил чаяние Божественного суда, обратился к Богу с мольбой явить абсолютную справедливость.

Как я уже сказал, Страстной вторник посвящен теме суда. Господь, придя в Иерусалим, произнес очень важные слова, обращаясь к апостолам и всем, кто Его слышал. Во второй день пребывания в Святом граде Он говорил о конечном Божием суде, который завершит человеческую историю, когда будет явлена окончательная справедливость, окончательная правда. Это суд, которого нельзя избежать, и это суд, который не может ошибиться. Каждый из нас предстанет пред Богом на том суде, и деяния, и мысли каждого обнажатся. Невозможно будет скрыть ничего из того, что мы сделали и даже что мы подумали, ― все будет обнажено и явлено. И Божественный вердикт будет абсолютно справедливым.

Для того чтобы люди могли подготовиться к этому суду ― ведь участие в любом суде требует подготовки, а в Божественном особенно, ― Господь нам дает как бы некую инструкцию, что нам нужно сделать, чтобы быть оправданными на суде. Из множества дел, которыми мы занимаемся, из множества мыслей, которые посещают нас, Он выделяет самые главные, потому что никакая человеческая память не может удержать всего, что произошло с каждым на протяжении жизни, не может удержать всех мыслей, хороших или плохих. Даже когда мы приходим на исповедь и стараемся покаяться в наших согрешениях, нет гарантии, что мы все помним и во всем раскаиваемся. Точно так же и на Страшном Божием суде. И Господь помогает нам понять, что же будет тогда самым главным для нас, какие наши дела и мысли помогут нам услышать оправдательный приговор.

Все очень просто: человек не будет оправдан ни своим высоким положением в обществе, ни своими материальными возможностями, ни своей силой и могуществом, — потому что все это уже не будет существовать. В притчах, которые Господь произнес на второй день пребывания в Иерусалиме, он открывает, что же будет предметом разбирательства на Страшном суде, за что мы будем осуждены и что нам поможет оправдаться. Он действительно словно передает нам инструкцию: поступайте так, и будете оправданы.
И как же мало надо сделать, удивительно мало! Если видишь голодного ― накорми, если видишь жаждущего ― дай ему напиться, нагого одень, странника прими, если кто болен ― навести, страдает в тюрьме ― посети. Конечно, можно делать и другие добрые дела, Господь в этом не ограничивает, но Он приводит примеры самого главного в жизни: делайте добро, а если не делаете, то ваши греховные поступки не будут прощены на последнем Божием суде.

Мы не знаем, что будет там, в иной жизни, от нас это сокрыто, но Господу было угодно сказать нам о самом важном, чтобы мы не были в неведении, чтобы мы предстали пред Ним с пониманием того, какие требования Он предъявит, чтобы мы получили оправдание на Его суде.

Вторник Страстной седмицы ― это великий день. Он помогает нам задуматься о самом главном, о том, что собой представляет наша жизнь, спросить себя: а какой объем добра есть в моей жизни, чем я с утра до вечера занимаюсь, сколько добрых дел я совершаю в своей ежедневной повестке дня? И если мы беспристрастно посмотрим на самих себя, то ужаснемся: мы почти не делаем добрых дел. Если кто и делает, чаще всего в связи с той или иной работой, — слава Богу! Но так, чтобы совсем добровольно, без всякой награды?!
Сегодня по милости Божией в нашей Церкви развивается замечательное движение добровольцев. Вот и на этой службе стоят молодые люди в зеленых куртках, которые добровольно совершают добрые дела. Я очень рад, что среди церковной молодежи началось это движение, но как важно, чтобы это не было движение избранных, чтобы оно охватило по возможности большинство нашей молодежи, и не только молодежи! Чтобы и люди в возрасте включались в совершение добрых дел, не рассчитывая ни на какую награду, а только думая о том, что там, за гробом, ждет самое высокое вознаграждение, самая великая награда ― жизнь вечная вместе с Богом. Никаких иных пропусков в Царство Божие не существует, есть только одна возможность войти в Божие Царство ― это совершать добро во время нашей земной жизни. И да поможет нам в этом Господь! Уповаем на Его милость, на Его благодать, на силу, которой Он способен и самое черствое сердце, и самый холодный разум растопить теплом Своей благодати и Своей любви, чтобы мы получили возможность искренне, от всего сердца, совершать дела милосердия и добра. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
« Последнее редактирование: 13 Апреля, 2017, 00:18:46 »
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6499
  • Репутация: +4193/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #324 : 13 Апреля, 2017, 00:17:14 »
Лицемерие - один из страшнейших грехов. А как же от него избавиться да и можно ли? Можно. Было бы желание и понимание. Самое простое - принять себя такими, какие есть со всеми слабостями и недоработками. Принять для того, чтобы исправиться, улучшить качество своей реальности. Ведь Бог нам дает всё согласно внутреннему состоянию, а не внешнему "понту" и это значит, наша показуха не поможет нам получить больше или лучше, чем на самом деле заслужили. Мы будем получать только то, что себе намечаем и желаем, но не факт, что именно это и не будет вполне надежно и стабильно сводить нас в могилу... Многие здесь усмехнутся: но ведь люди живут! И еще как живут, когда и вашим и нашим, когда у них власть, деньги, возможности. Э-эээ, скажу я вам, а вы отслеживали судьбы таких людей, их жизнь и их смерть? А вы знаете какими заболеваниями он болели и как страдали последние свои годы и на смертном одре? Грех (несоответствие духовным законам) всегда порождает удар по самому себе: нарушается баланс сил, завет с Богом - нарушается структура и правильность души и как следствие - изъяны в здоровье, ведь тело - только имитатор души. Поэтому в Откровениях Бог и говорит: "Хотите жить - так чтите мой Завет!"

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Великий Вторник после Литургии в Новоспасском монастыре

11 апреля 2017 г. 22:34
11 апреля 2017 года, во вторник Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы. По окончании богослужения Предстятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!


В понедельник и вторник Страстной седмицы мы вспоминаем события, предшествовавшие страданиям Господа. Мы вспоминаем о Его пребывании в Иерусалиме, когда Он, обращаясь к людям, слышавшим Его, к ученикам Своим, говорил о самом важном, ведь слова Спасителя в эти дни подводили итог всей Его миссии, всей Его проповеди.

О чем же говорил Господь в эти два дня, в преддверии Своих страданий? Понедельник был посвящен обличению лицемерия (см. Мф. 21:18-43). Он привел пример смоковницы, которая, имея красивые листья, не имела плодов, и проклял ее. А затем Он грозно обличил фарисеев, претендовавших на духовное лидерство в своем народе. Главным аргументом фарисеев было их личное благочестие, хотя на деле никакого благочестия не было. Внешний образ фарисеев был настолько убедительным, что многие люди почитали их как наставников, мужей ученых, тем самым впадая в глубокое искушение, в соблазн, в пагубу. Господь сознавал, сколь опасно духовное лидерство фарисеев для иудейского народа. Он сознавал, что лицемер не может говорить правды, а если и говорит, то сам в нее не верит, потому что живет не по правде. Слова Спасителя были чрезвычайно образными, сильными, убедительными, — Он сравнил фарисеев с гробами, которые внешне покрашены и выглядят красиво, а внутри полны тления и всякой нечистоты (Мф. 22:15-23:39).
А затем Господь переходит к теме суда (Мф. 24:3-35). И возникает вопрос: а случайно ли оказались связаны две темы — обличение лицемерия и проповедь о грядущем Божием суде? Совершенно очевидно, что неслучайно, потому что лицемерие есть опаснейший грех. Есть заблуждения, следуя которым, человек не только сам погибает, но и вовлекает в погибель других. Что же происходит с лицемерным человеком? Он говорит слова, в которые не верит. Он изображает себя таким, каким в действительности не является.
Именно так поступали фарисеи. Следуя, казалось бы, до мелочей предписаниям закона, по внутреннему своему состоянию они были далеки от подлинного его исполнения. Они увеличивали воскрилия одежд своих, как говорит Господь, чтобы председательствовать в собраниях, чтобы быть первыми, чтобы быть во власти.

Почему же лицемерие так опасно для духовной жизни? А вот почему. Господь не призывает нас открываться каждому, с кем мы встречаемся, знакомому или незнакомому. Он не призывает нас открывать душу перед любым человеком, Он не призывает нас к публичному покаянию. У каждого есть некие сокровенные мысли, желания, поступки, нередко греховные, и открыть их — значит ослабить свои позиции в отношениях с другими людьми. Господь, сознавая наличие этой опасности, не призывает нас исповедовать свои грехи перед всеми. Не настаивает и Церковь, — за исключением эпохи гонений, когда люди, соблазнившиеся посулами язычников или убоявшиеся мучений и смерти, отпадали от Церкви, а потом возвращались. Тогда они, после длительной епитимьи, то есть отлучения от причастия, входили в собрание верных и приносили покаяние. А поскольку их грех был публичным, то публичным было и покаяние. Но это не распространяется на практику исповедания грехов, которые не являются публичными. У каждого человека есть нечто, что он не готов раскрыть, но это не лицемерие, если человек, сознавая свою греховность, не пытается убедить других в собственной святости.

Но если человек хочет представить себя благочестивым, или, говоря светским языком, порядочным, честным, на деле таковым не являясь, то такое поведение и есть лицемерие. Ибо основе лицемерия — ложь, а отец лжи есть диавол (см. Ин. 8:44). Всякая ложь опасна. Лживые слова могут соблазнить. Но более всего соблазняют ближнего не слова, а дела. И если внешне мы кажемся благочестивыми, добрыми, порядочными, если пытаемся убедить в этом других, таковыми не являясь, то совершаем великий грех, соблазняя другого. А в Евангелии сказано: лучше человеку, который соблазняет, повесить жернов мельничный на шею и потонуть в пучине морской (Мф. 18:6), — потому что у него почти не остается шансов на спасение.

Чтобы дать хоть какой-то шанс, Господь рассказывает о Страшном суде в двух притчах, которые вы сегодня слышали (Мф. 24:36-26:2), — это притча о десяти девах и притча о талантах. Наконец, Он прямо говорит о том, что будет востребовано на страшном и справедливом Божием суде, — о добродетелях, без которых не удастся получить оправдание.
Господь не просто обличил лицемеров, — Он бросил им вызов, Он сорвал маски. А мы знаем, что происходит, когда кто-то говорит правду, опасную для имеющих власть и деньги. Нередко прямое противостояние заканчивается трагически. Господь разоблачил тех, кто не просто хотел быть во власти, но стремился властвовать умами и душами людей. Последствия были незамедлительными. Никто не простил сравнения фарисеев с гробами покрашенными. Никто не забыл слов Спасителя, жгущих совесть и сводящих на нет весь пафос фарисейства, всю их аргументацию, весь их авторитет. А потому уже в среду, обращаясь к ученикам, Он говорит: через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет в руки грешников.

Господь все знал и потому неслучайно в эти дни говорил о самом главном. И мы, повторяя эти слова в канун Пасхи, должны проникнуться их смыслом. Лицемерие вкрадывается в нашу жизнь, в наши мысли, в наши чувства, в практику нашего общения, как тихо вползает змея, чтобы ужалить. Это опасное поведение, опасный образ жизни, особенно если он связан с духовной сферой человеческого бытия. Самое гадкое и отвратительное, что может быть, — это лицемерие в церковной ограде. А что греха таить, иногда мы сталкиваемся с примерами лицемерия даже среди пастырей, которые не силой своей веры, не подвигом своей жизни, не любовью и добродетелью, а внешним видом, сладкими речами и особым стилем поведения пытаются представить себя духовно сильными, проницательными, благочестивыми, достойными уважения.

Поэтому мы все сегодня должны подумать на тему притч Господних, на тему Его горячей проповеди о лицемерии, — и светские начальники, и их подчиненные, и духовные руководители, и паства. Грех лицемерия способен заразить душу любого человека. Но именно для того, чтобы у нас была надежда на спасение, мы услышали в эти два первые дня Страстной седмицы дивные слова Господа и Спасителя о грехе лицемерия и о правде последнего Божиего суда. Аминь.


Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Александр, защитник людей