Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 538510 раз)

0 Пользователей и 7 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6499
  • Репутация: +4193/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #330 : 17 Апреля, 2017, 00:45:16 »
Патриаршее обращение к телезрителям перед началом Пасхального богослужения

16 апреля 2017 г. 01:58
В ночь с 15 на 16 апреля 2017 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве состоялось Патриаршее Пасхальное богослужение, которое транслировалось в прямом эфире на телеканалах «Первый», «Россия 1», «Спас» и на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru. Перед началом богослужения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в прямом эфире поздравил зрителей с праздником.

Перед началом Пасхального ночного богослужения я обращаюсь ко всем вам, мои дорогие братья и сестры, с приветствием и желаю каждому из вас почувствовать особую радость от соприкосновения с Христом Воскресшим в эту ночь!
Люди, посещающие храм в Пасхальную ночь, испытывают особое состояние. И это совсем не зависит от того, в какой обстановке проходит богослужение, насколько оно торжественно, насколько оно парадно, насколько хорошо поет хор. Мы знаем, что даже в самых простых храмах, где нет такого торжества как в кафедральных соборах, люди в эту ночь чувствуют особую радость в сердце и живут с этой радостью.
Почему же это происходит? Происходит это потому, что Сам Господь Воскресший дарует нам это состояние. Воскресение мы называем днем Господним — день Господень, праздник Господень. Это действительно день Воскресшего Христа, день Его славы, день Его победы. И в этот день Он передает нам особую благодать, которую мы почерпаем верующими сердцами через участие в богослужении.
Я хотел бы пожелать каждому из нас сохранить это благодатное чувство как можно дольше. И если в жизни — а так непременно бывает — мы проходим через какие-то трудные обстоятельства, может быть, воспоминание о Пасхальной радости, о соприкосновении со Христом Воскресшим поможет нам преодолеть эти трудности.
Я поздравляю всех россиян, а также наших братьев и сестер на Украине, в Беларуси, Молдове, Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Таджикистане, Туркмении, в Японии, в Китае, а также живущих в дальнем зарубежье: в Европе, в Северной и Южной Америке, в Азии, в Африке, в Австралии, полярников Антарктиды — всех, кто сегодня, в эту Пасхальную ночь, вместе с нами переживает радость светлого Христова Воскресения. Пусть Его благодать, Его сила — Христа, победившего смерть — укрепляет нас в нашей вере и помогает идти по жизненному пути.
Всех вас храни Господь! С наступающим великим праздником Пасхи Божией спасительной!


По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл вновь поздравил его участников с Пасхой:
«Всех вас, мои дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю со Всесветлым и спасительным праздником Пасхи Божией! Христос Воскресе!
Мы слышали сегодня слова святого Иоанна Златоуста: Христос есть Свет и никакая тьма не способна этот Свет поглотить или разрушить. Что же это за свет? Это свет Божественного слова. Это слово могут игнорировать, его могут осмеивать, делать вид, что его не существует. Но это слово существует, и никакая тьма не способна его упразднить.
Мы с вами, люди веры, живем в этом свете. И не дай Бог, чтобы искушения, соблазны или человеческие хитросплетения отлучили нас от этого света и от любви Божией. Для того, чтобы во свете пребывал весь наш народ, мы и совершаем богослужения, и ныне прославляли во всех храмах Руси Христа Воскресшего, Свет Истинный, Которого не победит никакая тьма. И верим, что так и будет.
Господь, жизнь Свою отдавший за нас, воскресший ради нашего спасения, да сохранит нас от всякого зла, укрепит в вере, в единомыслии и любви. Аминь! Воистину Воскресе Христос!»
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6499
  • Репутация: +4193/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #331 : 18 Апреля, 2017, 12:41:12 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в понедельник Светлой седмицы после Литургии в Патриаршем Успенском соборе

17 апреля 2017 г. 22:30
17 апреля 2017 года, в понедельник Светлой седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, всечестные владыки, поздравляю с праздником Божиим спасительным, со Святой Пасхой!


Второй день праздника мы по традиции совершаем в Патриаршем Всероссийском соборе Московского Кремля — храме Успения Пресвятой Богородицы. Мы прославляем Христа Воскресшего, и это прославление переносит наши мысли во времена, когда произошло всемирное событие, имеющее значение для всех времен и всех народов. Господь Воскресением Своим явил нам победу Своей любви, Своего милосердия, Своего снисхождения над всякой скверной плоти и духа, особенно над всякой скверной, проистекающей от злой человеческой воли.


Во второй день Пасхи мы вспоминаем событие избрания Матфия в число двенадцати. Он был избран на место отпавшего Иуды, и избран, в соответствии с обычаями того времени, по жребию. Из двух кандидатов жребий пал на Матфия, и он был причислен к лику Двенадцати апостолов.


В каком-то смысле на каждого из нас падает жребий Божий. Мы это, конечно, не всегда сознаем, нам кажется, что наша жизнь составлена из каких-то достаточно случайных обстоятельств, которыми мы не можем в полной мере управлять. Что-то, несомненно, проистекает от нашей воли, от нашей способности трудиться, например, закончить обучение — или его прервать; честно трудиться и продвигаться по службе — или относиться к своим трудам безразлично и в конце концов потерять работу; устроить свою семейную жизнь на основе искренней любви, готовности к взаимной жертвенности — или следовать закону плоти, так что через некоторое время от того, что люди считали любовью, не остается камня на камне. Многое зависит от наших поступков, но если внимательно проанализировать жизнь каждого человека, то в череде жизненных изменений будет нечто, что от нас как бы и не зависело. По недомыслию мы называем это случайностью, либо используем фразу, которое невозможно наполнить никаким рациональным содержанием: «нам повезло».


Эта неопределенность свидетельствует о том, что в нашей жизни есть нечто, что происходит помимо нашей воли. Иногда мы очень болезненно реагируем на подобные перемены в жизни, но по прошествии времени убеждаемся, что если бы они не произошли, то мы пострадали бы от обстоятельств, которые предвидеть никак не могли. Вот то, что происходит с нами, — это и есть Божий жребий. Некую часть пути, который мы должны пройти, Господь берет на Себя и предлагает нам нечто от Себя.
Так вот, очень важно научиться видеть то, что вторгается в нашу жизнь помимо нашей воли и предопределяет нашу дальнейшую жизнь. Нужно с огромным вниманием отнестись к такому развитию событий и задать себе вопрос: а не воля ли это Божия? Иногда такие события сопровождаются жизненными испытаниями: происходит срыв в карьере, от нас будто не зависящий, перемена места жительства, еще что-то. Наверное, каждый человек в жизни проходил через испытания, которые казались случайными и ненужными, но по прошествии времени становилось очевидно, что эти испытания и эта часть жизненного пути были нам свыше определены — это наш жребий. И очень важно уметь принимать жребий Божий без ропота, тем более без озлобления, как это иногда бывает, особенно когда речь идет о нездоровье или других испытаниях. Мы должны воспринимать жребий Божий с великим доверием, молитвой и надеждой, ни в коем случае не оскверняясь своим негодованием, своим недомыслием, своим противлением, потому что Господь никогда не желает нам вреда и по прошествии времени мы сами убеждаемся, что именно то событие, которое мы воспринимали весьма критически и объяснить не могли, послужило к нашей несомненной пользе.


Способность различать Божие присутствие в своей жизни от других привходящих обстоятельств является в первую очередь результатом духовного опыта человека. Очень трудно требовать понимания воли Божией от тех, кто редко ходит в храм, кто не утруждает себя каждодневной молитвой, кто не углубляется в чтение Священного Писания, кто не задает себе критических вопросов, связанных с его жизненным путем, — потому что такой человек живет как бы в иной плоскости бытия и то, о чем мы сейчас говорим, очень далеко от его реальной жизни. Но тем, кто открывает в молитве свое сердце Господу, кто вручает себя Божиему промышлению, кто причащается Святых Христовых Таин, кто исповедует грехи свои, кто стремится к духовному росту, — им, несомненно, проще увидеть руку Божию в своей жизни и с благодарностью принять Божественный жребий, как принял его Матфей, сопричисленный в лик Двенадцати апостолов. Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос! Аминь.


Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Александр, защитник людей

Оффлайн AV

  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2950
  • Репутация: +901/-0
  • Пол: Мужской
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #332 : 18 Апреля, 2017, 21:16:06 »
Поэтому мы все сегодня должны подумать на тему притч Господних, на тему Его горячей проповеди о лицемерии, — и светские начальники, и их подчиненные, и духовные руководители, и паства. Грех лицемерия способен заразить душу любого человека. Но именно для того, чтобы у нас была надежда на спасение, мы услышали в эти два первые дня Страстной седмицы дивные слова Господа и Спасителя о грехе лицемерия и о правде последнего Божиего суда. Аминь.

Патриарх зрит в корень. Говоря о временах Христа и окружавших его лицемерах, мы упоминаем давние времена и тех людей, живших тогда. Где сейчас фарисеи и прочие противники Христа? Многие ответят, что остались в прошлом, в истории. Можно даже подумать, что уйдя в историю, вместе с тем оно ушло и из нашей жизни. Ведь наверно, многие так и думают? Может и допускают то, что и сейчас лицемеры существуют, но совсем не те, какими были фарисеи.
 
А если учесть тот факт, что души перерождаются, то вполне можно допустить, что вчерашние фарисеи живут и сейчас, в нынешних телах, в наше время. И проблемы у этих людей никуда не делись, просто с тех времен в ком-то их стало чуть меньше, а в ком-то даже и больше. И если уж глубоко так копнуть, то на поверку окажется, что людей, кто преодолел в себе лицемерие, окажется не так уж и много. Картина будет такой же, можно сказать даже точь в точь, как во времена Христа. И нынешнее духовенство (конечно, какая-то его часть), как ни печально, выглядит примерно так же, как и те самые первосвященники, которые обрекли Иисуса на распятие.


Продолжая эту мысль, можно представить себе и следующую картину. Вот, приходит Мессия в наше время. И с чем он столкнется (улся), не с той же самой ситуацией? Не лицемеры и подхалимы нас с вами окружают и кто может сказать с уверенностью, что в себе не имеет того же самого? И не приготовят ли нынешние люди для Мессии такого же распятия? Серьезный вопрос повис, да?


Ответ будет только лишь у самого Мессии. Вопрос будет в том, захочет ли на этот раз он себя распять за чужие грехи. Акт Воскресения состоялся и засвидетельствован. И Мессия приходит не для того, чтобы опять быть распятым, Мессия приходит для кульминационного момента, который еще именуются как Суд. А суд вершится не столько над людьми, сколько над теми Силами, которые и олицетворяют все бесчисленные пороки, где лицемерие один из страшнейших из сих пороков.


А почему, если задаться таким вопросом? Чем характерно лицемерие, т.е. одевать на себя маску, скрывая под ней личину, как в случае с теми самыми разукрашенными гробами (восхищаюсь оригинальностью Иисуса). А это значит скрывать порок не просто от других людей, потому что они могут за это осудить. Но суд, где подобный судит подобного, это совсем не тот суд, когда суд происходит от Бога. Не редки случаи, когда социального наказания удается избежать, особенно тем, у кого положение в социальном ранге довольно высокое. Как я уже излагал выше, Суд от Бога - это суд по-существу, суд по-чести. И если есть в человеке тот самый порок, то самое проявление вредоносных Сил демонического мира, то удар будет наноситься именно по ним. (Отвлеченно сразу вспомнился один старый анекдот, когда один еврей оповестил другого, что начинаются еврейские погромы. На что тот парировал тем, что имеет в паспорте национальность "русский". И первый с прискорбием сообщил, что бить будут не по паспорту, а по другому месту)


Это кстати говорит еще и о том, что удар будет наноситься по-сути, а в конечном итоге пострадает и форма. Лицемер же заботится в основном о форме, чтобы она выглядела как можно лучше, а внутренние дефекты только портят всю картину. Но решать внутренние проблемы очень сложно и утомительно, да еще и отнимает уйму времени (если быть откровенным, то это время за сутки будет равняться двадцати четырем часам). Поэтому лицемер на такие жертвы никогда не согласится.


Но вот в чем лицемер мог бы себе помочь? В том, чтобы не прятать пороки внутрь, да еще и поглубже, а выявлять по мере их проявления. И не столько перед людьми (ведь они могут и осудить (потому что сами не без греха)), а перед собой, даже больше, перед Богом, который внутри. А Бог не осудит, как люди, ведь Бог без греха. Бог заинтересован, чтобы человек преодолел пороки внутри себя и избавился от их влияния. Ведь когда придет время подводить итоги, то Бог спросит за все. И за то, что человек укрыл свои пороки и не освободился от них. Бог в этом не принимал участие, так как человек сам не впустил Бога в этот процесс.


А теперь, когда процесс подведения итогов организовывает сам Бог, то с чем останется человек-лицемер в конечном итоге? Только со своими пороками. А Бог сорвет все маски, разоблачит все скрываемое от его влияния. И за что будет судиться человек, за грехи, за то, что не праведно жил??? Нет! Человек будет судиться за то, что изначально сделал не правильный выбор. Он выбрал жизнь лицемера, потому что она была для него слаще меда. Пусть теперь поймет цену сладости и горечи, как они есть на самом деле.   
« Последнее редактирование: 18 Апреля, 2017, 21:23:12 »
Андрей.

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6499
  • Репутация: +4193/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #333 : 20 Апреля, 2017, 21:38:56 »
И не приготовят ли нынешние люди для Мессии такого же распятия? Серьезный вопрос повис, да?

Ответ будет только лишь у самого Мессии. Вопрос будет в том, захочет ли на этот раз он себя распять за чужие грехи. Акт Воскресения состоялся и засвидетельствован. И Мессия приходит не для того, чтобы опять быть распятым, Мессия приходит для кульминационного момента, который еще именуются как Суд. А суд вершится не столько над людьми, сколько над теми Силами, которые и олицетворяют все бесчисленные пороки, где лицемерие один из страшнейших из сих пороков.

Серьезный вопрос.
Но ответ на него будет еще серьезнее. Вернее ответ на него давно есть. Нет еще пока осознания обществом этого готового ответа.

Вот бывает, едет водитель ночью, не там, где обычно свернул, отвлекся, и когда спохватился, то уже и не по понимает где он едет и куда. Потом он уже едет там, где вроде как все знает, но в голове видит какую-то совсем другую картинку, порою с точностью наоборот. Но рано или поздно, он все равно приходит в адекват, узнает что-то знакомое и тогда у него в сознании происходит буквально революция - ехал-то по известным местам, а видел почему-то вообще не пойми что... и думал, что он от этого места вообще далеко. Примерно так сейчас и с человечеством. Оно там, где нужно. Но не видит.
А когда увидит - обалдеет от своей "временной слепоты". Пример этот я привел не из воздуха - недавно такое случилось с одной моей знакомой.


Вот примерно об этом и Патриарх в очередной проповеди сказал:


Слово Святейшего Патриарха Кирилла во вторник Светлой седмицы после Литургии в Свято-Троицкой Сергиевой лавре

18 апреля 2017 г. 19:16
18 апреля 2017 года, во вторник Светлой седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкую Сергиеву лавру. В Успенском соборе Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Христос Воскресе!


В третий день Святой Пасхи мы вспоминаем событие, произошедшее после Воскресения Спасителя в предместье Иерусалима, когда два ученика, Лука и Клеопа, идя в Еммаус, встретили Христа, но не узнали Его, — так же, как и другие, в том числе Мария Магдалина, не могли сразу опознать Спасителя в Том, Кто им являлся. И это неслучайно: если в какой-то момент у людей открывались духовные очи, то они видели, что это Спаситель; а если не открывались, то они не могли Его узнать.
Вот и Лука с Клеопой, встретив в пути Человека, удивились, что Он не знает о том, что случилось в Иерусалиме и что был распят Тот, Кого считали пророком. Более того, они сказали своему Спутнику: «А мы-то думали, что Он тот, кто избавит народ Израилев» (см. Лк. 24:21). То есть думали, что Он Мессия, а Он умер. Правда, некоторые говорили, что гроб обнаружили пустым, но ни у Клеопы, ни у Луки не было уверенности в том, что гроб пуст не потому, что кто-то вынес тело Умершего, а потому что Он воскрес по Писаниям.
Тогда Господь начинает их учить, что так надлежало пострадать Христу. В который уже раз Он, обращаясь к апостолам, говорит обо всем этом! И они слушали Его, и, как позже сказал Клеопа, «сердце горело в нас, когда мы Его слушали» (см. Лк. 24:32). Значит, Его слова были очень важными для них. Через эти слова они познавали то, что не ведали ранее. Слова Спасителя их захватили. И все-таки даже эти слова не дали им возможность опознать в Говорящем своего воскресшего Учителя.
В какой же момент они Его опознали? В тот самый, когда, войдя в жилище, где надлежало им отдохнуть, Господь совершает Таинство Евхаристии — преломляет хлеб и дает его ученикам. И в этом преломлении хлеба их очи открылись, и они Его узнали (см. Лк. 24:31).
Это повествование требует очень серьезного над собой размышления. Почему слово Божие, сказанное Самим Христом, не открыло им глаза? Часто люди, ищущие Бога, делают акцент на познание Его своим разумом. Читают книги — богословские и философские; читают Евангелие, и это им помогает. Очень часто чтение согревает их сердце точно так, как у Луки и Клеопы согрелось сердце от слова Божия. Люди слышат проповедь в храме, и бывают случаи, хоть и не всегда, когда слова проповедника согревают сердце. Но достаточно ли этого, чтобы познать Бога? Чтобы пережить личную встречу с Господом, увидеть Его присутствие в своей жизни, в жизни своего народа, в жизни рода человеческого? Нет, никакие слова не могут пробудить чувства сопричастности Божественной жизни. Никакие, даже самые умные слова не способны соединить человека с Богом, — а именно через это соединение и познается Бог. Происходит это только тогда, когда с искренней, чистой верой, принеся покаяние, мы вкушаем Тело и Кровь Христа Спасителя. Тогда не слова, не умные книги в нас действуют. Мы можем в этот момент все забыть, но разумом и сердцем мы чувствуем присутствие Божие в нашей жизни, подобно тому, как узрели Христа Воскресшего Лука и Клеопа, причастившиеся из рук своего Воскресшего Спасителя.
Вот почему Церковь не престает проповедовать о важности причащения Святых Христовых Таин. Совершение Евхаристии — в центре всей нашей жизни, в центре жизни Церкви. Церковь становится Церковью, когда она совершает Евхаристию. Церковь — по всей вселенной, она в миллионах и миллионах человеческих жизней и судеб. Но увидеть и понять, что такое Церковь, можно, когда совершается Таинство Тела и Крови Христовой. Тогда у нас открываются очи сердца нашего, и в радостном его биении мы чувствуем Божественное присутствие, чего не могут дать даже самые убедительные слова.
Из этого не следует, что слова не нужны, ведь растопила сердце Луки и Клеопы проповедь Воскресшего Спасителя, — но они опознали Его через преломление хлеба. Так же и в нашей духовной жизни. Мы должны поститься, ограничивать себя, контролировать свои мысли, поступки, раскаиваться в своих грехах, слушать назидания, читать правильные книги. Очень важно, чтобы разум участвовал в таинственном пути человека к Богу. Но путь этот никогда не завершится встречей с Воскресшим Спасителем без приобщения Его прославленному Телу и Крови.
Вот и сегодня мы причастились в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры, дивного монастыря земли Русской, с которым так много связано в нашей национальной судьбе. Мы имели возможность слышать прекрасное пение, взирать на чудные образа и в момент Святой Евхаристии реально приобщиться не хлеба и вина, а истинного Тела и истинной Крови пострадавшего, воскресшего и прославленного Христа и через это таинственно, непонятно с точки зрения нашего разума, но реально войти в общение с Богом живым, получить прощение грехов и надежду жизни вечной. Аминь.
Христос Воскресе!


Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6499
  • Репутация: +4193/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #334 : 02 Мая, 2017, 20:38:07 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю святых Жен-мироносиц после Литургии в Александро-Невской лавре


30 апреля 2017 г. 23:56
30 апреля 2017 года, в Неделю 3-ю по Пасхе, святых Жен-мироносиц, праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Троицком соборе Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!


Сегодня третье воскресенье после Пасхи, и мы вспоминаем в этот день святых жен-мироносиц — тех самых, кто сопровождал Спасителя во время Его проповеди на земле Палестины, — а также праведных Иосифа и Никодима. Когда размышляешь о подвиге жен-мироносиц, невольно возникает вопрос, почему эти женщины оказались такими сильными. Апостолы испугались, когда Христос был взят под стражу. Все Его оставили, кроме Иоанна Богослова, а жены-мироносицы не оставили, — они были рядом с Ним, с Его Пречистой Матерью у креста. Они ничего не боялись — ни римских воинов, стерегущих крест, ни глумящейся толпы. Чтобы представить, какой это был подвиг, достаточно себя поставить — не на их место, потому что то место неповторимо, — а в аналогичную жизненную ситуацию, когда выходишь лицом к лицу к глумящейся толпе, готовой разорвать тебя в прямом или переносном смысле слова. Ведь мы нередко не выдерживаем даже бытовых конфликтов — срываемся, теряем присутствие духа. Люди, облеченные властью, теряют присутствие духа, когда встречаются с большим количеством негодующих против них людей, и этот перечень можно продолжать. В каждом есть страх перед другими, особенно когда другие пышут ненавистью и способны в этой ненависти объединиться. А слабые женщины, мироносицы ничего не убоялись. Невольно всплывают в памяти замечательные слова Иоанна Златоуста: «Где вера — там сила, где неверие — там немощь».

Как же реализуется эта сила у тех, у кого вера? Она в первую очередь реализуется в верности Христу. Верность — это и есть проявление силы веры. Через верность все то, что верой закладывается в сознание и сердце, реализуется в жизни человека. Нельзя верить и не исполнять. Нельзя верить и отрекаться от Бога. Нельзя верить и жить, как язычник. Если ты веришь, ты должен быть верным, и тогда будешь сильным. А если не веришь, то вообще ни на что не способен — ни на верность, ни на многое другое. Немощью называет это душевное расстройство человека святитель Иоанн Златоуст. И в доказательство правдивости дивных слов святителя хотелось бы обратиться ко всей истории Церкви — увидеть, какую огромную роль в ней всегда играли верные Христу жены. Они становились подвижницами благочестия, как Мария Египетская, благочестивыми царицами и княгинями, а иногда оставались простыми христианками, чей след в истории, может быть, не очень ярок, а подчас и невиден. Но чем был бы род человеческий, если бы не было множества жен-мироносиц, воспитывавших детей, принимавших на себя все заботы о доме, о семье, а в последнее столетие еще и трудившихся где-то за пределами дома, — для того чтобы их мужья, братья, отцы могли полностью отдавать себя тому делу, к которому призваны?

У святых отцов мы находим много замечательных слов о женщинах-христианках. Некоторые из них сравнивают женщин с воинами и говорят, что их доблесть — не в физической силе, а в особой силе духа верующей христианки. Наверное, особым образом эта сила духа, эта верность Христу проявилась в нашей стране в послереволюционные годы, когда стали закрываться храмы, когда стали уничтожать духовенство, когда одно заявление о своей православной вере могло закончиться трагически для человека, когда открытое посещение храма было нередко сопряжено с опасностью для жизни или, по крайней мере, для благополучия. Мы знаем, как в эти тяжелые годы, когда мужчины дрогнули и зачастую не осмеливались проявить свою религиозность, их матери, жены, сестры продолжали нести служение жен-мироносиц, которые тоже не убоялись ревущей толпы и стояли мужественно рядом с крестом своего Учителя и Спасителя.

Замечательный подвиг святых жен-мироносиц, если говорить о нем применительно к нашей стране, к нашей Церкви, сыграл особую роль в сохранении веры православной в нашем народе. Не боясь никаких последствий, женщины-мироносицы тайно крестили своих детей, учили их творить крестное знамение, христосовались с ними на Пасху, готовили куличи, пасхи, красили яйца. А когда дети спрашивали, что это такое, женщины преподавали им первые уроки христианской катехизации. Своим жизненным примером они помогали утверждать в детях высокую мораль, подлинную христианскую нравственность, и эта христианская нравственность часто преломлялась в жизни людей, которые уже не отождествляли себя прямо и открыто с христианством, но жили по заповедям Божиим — через своих матерей и бабушек, воспринявших великие Христовы истины.

Мы знаем, что и в страшные годы общенациональных испытаний, тяжелейшим из которых была Великая Отечественная война, именно этот дух, может быть, невидимо, но реально связанный с верой во Христа, помог нашему народу обрести силу, способную сокрушить самого страшного врага. Когда люди шли в атаку, они не думали ни о каких идеологиях, ни о каких партийных уставах, — они шли, потому что считали, что только так и можно поступить, а иначе нельзя. А почему нельзя? Многие из них не договаривали, что иначе — грех, потому что не знали, что такое грех, но так глубоко в сердце были христианские идеалы, что они поднимали людей в атаку. И сколь многие из них не вернулись с поля брани! А когда и в мирное время было трудно, наш народ оказывался способным совершать подвиг — опять-таки, соотнося этот подвиг не с идеологией, а с внутренним душевным состоянием, с готовностью ехать в дальние края — строить, созидать, помогать. Поэтому сегодня, вспоминая память святых жен-мироносиц, мы должны поклониться нашим женам-мироносицам, сохранившим веру православную в нашем народе.

Мы вспоминаем также праведных Иосифа и Никодима, людей, занимавших высокое положение в тогдашнем иудейском обществе. Иосиф из Аримафеи был почетным членом синедриона, одним из верховных правителей Израиля; Никодим также был человеком знатным. Именно они, тайные ученики Иисуса, испросили у Пилата и погребли с почестями снятое с креста тело Спасителя. Тоже замечательный пример! И если соотнести служение Иосифа и Никодима с эпохой гонений в нашей стране, то мы также можем засвидетельствовать наличие очень многих тайных учеников.

Я вспоминаю церковную жизнь Ленинграда в 50-60-х годах. Мой отец-священник имел добрые отношения с многими замечательными жителями этого города. Кто-то из них занимал высокое положение в науке — это были академики, профессора, врачи; кто-то занимался искусством, литературой. Они делали свое дело — через свой труд, через свой пример жизни они также являли людям, насколько замечательна жизнь по Евангелию. Они не были мучениками, не были исповедниками, но ведь у таких людей всегда были свои тайные ученики, и мы знаем, как среди просвещенных жителей Санкт-Петербурга сохранялись в то тяжелое время вера и скрытое от глаз человеческих благочестие.
Не могу не вспомнить сегодня и владыку Никодима, митрополита Ленинградского и Новгородского, который в этом храме в 60-е годы совершал архиерейские хиротонии, поскольку он, будучи ближайшим сподвижником вначале Патриарха Алексия I, а потом Патриарха Пимена, нес особую ответственность за воссоздание епископата Церкви нашей, в то время находившегося на грани уничтожения. Ему удавалось убедить светские власти — не знаю какой силой, но он вырывал согласие на хиротонию каждого епископа, и здесь, в этом храме, совершались исторические архиерейские хиротонии XX века.

И когда я как Патриарх совершил первую хиротонию в городе Петербурге, в этом святом храме, то, стоя на кафедре и слушая исповедание веры будущего архиерея, я простирался мыслью в 60-е и 70-е годы, тяжелые для Церкви нашей, когда с этим собором у многих были связаны надежды на возрождение Церкви в нашем народе. Владыка Никодим носил имя Никодима, тайного ученика Спасителя. Он многое совершал втайне — иначе тогда было невозможно, но по всему тому, что он делал, мы видим, что он был верным тайным учеником Господа.

Я бы хотел, обращаясь к нынешнему поколению епископов, духовенства, верующего народа, всех вас призвать быть верными Господу, помня, что где вера, там сила, а сила проявляется в верности Христу. Не поддавайтесь на искушения и тлетворное влияние века сего. Помните, что вы со Христом, вы с Божией правдой, и если наши предшественники, опираясь на Христа и Его правду, сохранили Ему верность и спасли Церковь, а значит, и народ, и страну, то кольми паче мы, живущие в свободное время, должны быть не тайными, но открытыми учениками Спасителя, жизнью своею, словом, делом и личным примером утверждая великие и непреходящие ценности Евангелия. И да поможет нам в этом Господь! Аминь!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
« Последнее редактирование: 07 Мая, 2017, 14:06:07 »
Александр, защитник людей