Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 361174 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Гражданин Аура Русы
  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 1809
  • Репутация: +233/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #630 : 10 Октябрь, 2019, 16:59:37 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти преподобного Сергия Радонежского после Литургии в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры
8 октября 2019 года, в день преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братия сей святой обители! Матушки игумении! Братья и сестры!

В завершение замечательного богослужения — Святой Литургии, которую мы совершаем столь большим собором дважды в год здесь, в Троице-Сергиевой лавре, — мы выйдем, чтобы еще раз помолиться преподобному Сергию и возблагодарить его за молитвы о земле Русской.

Преподобный Сергий — это угодник Божий, который всю свою жизнь посвятил созиданию единства между людьми. То, что я скажу, хорошо известно, но еще раз повторю: наименование созданного им монастыря в честь Святой Троицы было выбрано именно для того, чтобы показать важность единства и в духовной, и в земной жизни человека. Там, где любовь, там единство, где единство, там общение; а где разрушается единство, там прерывается общение, и на этой злой почве всегда прорастают плевелы ненависти, вражды и войн. Поэтому единство — не политический слоган, не призыв, имеющий прагматические цели. Единство — это исполнение Божией заповеди, потому что заповедь о любви, Господом принесенная в мир, это и есть заповедь о единстве.

Нынешнее празднование дня преподобного Сергия, собирателя земли Русской, служителя Святой Троицы, служителя единства нашего народа, совпало с замечательным событием. Как известно, в результате трагических событий, сотрясших жизнь нашего народа, — революции и гражданских конфликтов — не только здесь, на земле Русской, восстал брат на брата, но и за рубежами нашего Отечества пролегли те же самые границы отчуждения и вражды. Разделилась и Церковь Русская, но двенадцать лет назад по милости Божией, предстательством Царицы Небесной, мудростью наших церковных руководителей удалось достичь единства со значительной частью русской православной эмиграции, объединенной под омофором Русской Зарубежной Церкви. А вчера на заседании Священного Синода произошло историческое событие — возвращение другой части русской эмиграции, порожденной революцией и гражданской смутой, не входившей в состав Русской Зарубежной Церкви и в приходы Московского Патриархата в Западной Европе. Та часть русской эмиграции, которая за годы своего существования стала многонациональной, вобрав в себя представителей многих европейских народов — тех, кто стремился через традицию Русской Церкви открыть для  себя красоту Святого Православия, — здесь, в обители Святой Троицы, созданной преподобным Сергием для молитв о единстве Русской земли, была воссоединена с Русской Православной Церковью. Наш Синод удовлетворил прошение архиепископа Иоанна, кафедральным городом которого является Париж, о вхождении в состав Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Этим деянием в Доме Святой Троицы, под покровом и молитвенным предстательством ходатая за единство земли Русской преподобного Сергия, мы молитвенно поставили точку в разделениях и конфликтах. Поистине историческое событие, и я рад сообщить вам о нем, особенно с этого амвона.

Еще раз подчеркну непреходящее значение Троице-Сергиевой лавры как лавры Преподобного, собиравшего воедино разрозненные русские земли, как места прославления Святой Троицы, являющей нам образ Божественного единства, через которое все мы призываемся преодолевать человеческие разделения и конфликты, ибо единство рода человеческого благословлено Самим Богом, давшим начало этому роду от Адама и Евы, от единого брачного союза и призвавшего весь человеческий род осознавать друг друга братьями и сестрами и стремиться к единству.

Еще раз хотел бы воздать благодарение Богу за Его милость к Церкви нашей, к народу нашему. А для всех вас, мои дорогие, все, что совершается ныне для собирания Русской Церкви, пусть станет уроком, чтобы стало ясно, как нельзя поступать, дабы во имя своих личных, политических, национальных или прочих интересов разрушать единство Божиего наследия. Вразумленные трагической историей нашего народа, сложнейшей историей Русской Православной Церкви в XX веке, возблагодарим еще раз Господа за воссоединение с нашими братьями и сестрами. Будем молиться Ему, чтобы никакие человеческие грехи, политические конфликты, межнациональные распри никогда не разделяли единое тело Русской Православной Церкви, впитавшей в себя множество народов и народностей, людей разных взглядов и убеждений, объединенных вокруг великих идеалов Святой Руси, главным из которых был идеал Святой Троицы — единство в тайне Божественной жизни, являемое и нам, грешным, как образец построения единства в наших межчеловеческих отношениях, сугубо же в жизни нашей Церкви.

Сейчас мы проследуем на площадь, где совершим краткий молебен. Помолимся преподобному Сергию и возблагодарим ходатая о единстве Русской Церкви и Русской земли за то, что он был с нами и вчера, в судьбоносный день окончательного преодоления разделений на теле Русской Церкви, порожденный нестроениями минувшего века.

Всех вас сердечно поздравляю с этим великим днем, и пусть благословение Божие пребывает над народом нашим и над Церковью нашей. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5510039.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Гражданин Аура Русы
  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 1809
  • Репутация: +233/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #631 : 14 Октябрь, 2019, 20:04:08 »
Патриаршее слово после вечернего богослужения в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы в храме блгв. кн. Игоря Черниговского в Переделкине
13 октября 2019 года, в канун праздника Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в соборном храме святого благоверного князя Игоря Черниговского в Переделкине г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Ваше Преосвященство, владыка Фома! Ваши Преосвященства! Досточтимые отцы! Братья и сестры!

Очень рад, что сегодня Господь привел меня в храм святого благоверного князя Игоря Черниговского. Хотя я живу и работаю совсем неподалеку отсюда, но из-за непростого графика Патриарха не всегда есть возможность даже зайти под своды этого храма. Поэтому с особым чувством я совершил здесь вечернее богослужение вместе с досточтимыми владыками, отцами и со всеми вами, мои дорогие.

Мы чествуем Покров Пресвятой Богородицы. Покров означает защиту и помощь, которые проистекают от Пресвятой Девы Марии. Почему мы так любим этот праздник? Потому что, когда мы обращаемся к Царице Небесной с молитвой, мы чаще всего просим Ее о том, чтобы Она защитила нас от сложных жизненных обстоятельств, от злых людей, от греха, который, коснувшись нас, разрушает нашу природу. Но одновременно мы просим Ее о помощи — о помощи в наших делах и больших, и малых. Ведь когда человек сознает, что его сил и возможностей недостаточно, чтобы справиться с жизненными обстоятельствами, он обращается за помощью. Иногда — к сильным мира сего, иногда — к своим друзьям и товарищам. Но есть случаи (их очень много) и такие обстоятельства, когда ни один человек неспособен содействовать в решении тех задач, которые стоят перед нами, особенно в ограждении нас от опасностей. Именно тогда мы и обращаемся за помощью к Пресвятой Деве Марии.

Образ Покрова был явлен в Константинополе, когда город был осажден врагами — кстати, нашими далекими предками-язычниками, стремившимися захватить Константинополь, ограбить его, увести людей в плен, осквернить святыни. Когда горожане осознали, что нет у них сил, чтобы оградить столицу от нашествия, тогда они с особой силой обратились с молитвой к Пресвятой Деве. И мы знаем, что в видении святому Андрею и ученику его Епифанию была дана весть о том, что Пресвятая Богородица не даст погибнуть Своим верным чадам — тем, кто с молитвой обращается к Ней за помощью. С тех пор в Предании Церкви не только сохраняется это историческое событие, но и знание о том, что всякое обращение к Божией Матери с верой и надеждой — сильной верой и сильной надеждой — возвращается к человеку с исполнением его надежд и его мольбы.

Пусть праздник Покрова Пресвятой Богородицы поможет каждому из нас осознать близость к нам Пресвятой Девы, силу Ее заступничества, и понять, что каждый из нас вне зависимости от нашего положения и даже от силы нашей веры имеет реальную возможность обрести в момент обращения к Царице Небесной Ее помощь и заступление. Пусть Пресвятая Богородица охраняет Отечество наше, Церковь нашу и каждого, кто с верой и надеждой обращает к ней свою молитву. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5512450.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Гражданин Аура Русы
  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 1809
  • Репутация: +233/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #632 : 17 Октябрь, 2019, 12:31:52 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Покровском ставропигиальном монастыре
14 октября 2019 года, в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском ставропигиальном женском монастыре города Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Праздник Покрова, который мы отмечаем так же торжественно, как двунадесятые праздники, является русским праздником. Этот день не празднуется в других Церквах, а если и празднуется, то только в тех, что впитали в себя славянскую литургическую традицию. Почему так? Потому что праздник Покрова — действительно очень русский. Покров — это символ заступничества Царицы Небесной, это символ надежды, которую люди возлагают на Царицу Небесную.

Почему же именно русским людям так дорог этот символ? Да потому что на протяжении всей совершенно особенной, драматической истории нашего Отечества народ наш перед лицом огромных опасностей, угрожавших самому его существованию, сознавая недостаточность своих сил, обращал свой взор к Царице Небесной и верил, что Она поможет, Она защитит. Символом этой защиты Царицы Небесной и является Покров.

Покров — это то, что защищает от внешнего неблагоприятного воздействия. Неслучайно этот праздник отмечается осенью, когда на значительной части нашего Отечества уже выпадает снег, который покрывает землю и защищает ее от вымерзания, сохраняет урожай, сохраняет надежду на пропитание. Это было актуально во времена, когда люди опирались исключительно на свои собственные силы. Не было глобальной торговли, не было развитых экономических отношений — что человек производил, тем он и питался. И как было важно, чтобы земля не вымерзла, чтобы брошенные в землю семена не погибли, чтобы весной взошли ростки, начатки новой жизни, дающей пропитание людям! И так было не только потому, что климат у нас суровый и просторы огромные, но еще и потому, что за всю историю нашего Отечества было множество попыток захватить нашу страну, подчинить ее или расчленить. И не было ни одного случая, чтобы кто-то за пределами нашего Отечества пришел в самый трудный момент и сказал: «Мы вам поможем. Мы вместе с вами встанем на защиту Руси. Мы вместе с вами солидарны в вашей скорби, в ваших страданиях, в вашей борьбе». Даже в годы Великой Отечественной войны второй фронт был открыт, когда враг уже был изгнан за пределы Руси, когда стало ясно, что армию нашу не остановить никакой враждебной силой. Ну, а если бы он не был открыт? Разве мы не одержали бы победы? Несомненно, одержали бы. Мы вспоминаем все эти исторические эпизоды, для того чтобы еще и еще раз осознать: в самые тяжелые моменты истории мы нередко оставались один на один с врагом, один на один со стихийными бедствиями, один на один со скорбями. И народ понял: кроме Неба, у него нет никого, кто протянул бы руку помощи. Вот почему Царица Небесная, к Которой мы обращаемся с особой верой во времена тяжелые и опасные, держит в руках Свой Покров — символ заступничества Пресвятой Богородицы, символ помощи, символ надежды.

У нашей страны не было легких времен. Некоторые наблюдатели спрашивают, в том числе меня как Патриарха, чем объяснить такой высокий уровень религиозности нашего народа, несмотря на революцию, атеистическое прошлое. Как могло случиться, что народ пережил религиозное возрождение? Обычно я отвечаю так: народ наш был свидетелем слишком многих чудес и знамений, чтобы потерять веру. А Заступницей пред Богом о стране нашей, о народе нашем является Пречистая Преблагословенная Дева Мария. И мы поклоняемся образу Богородицы с Покровом на руках как символу заступничества за всех нас, за Отечество наше, за народ наш и за Церковь нашу.

Потому, когда наступают тяжелые времена, мы сохраняем спокойствие духа. Мы вспоминаем тяжелейшую историю Отечества и Церкви и понимаем, что даже в самых стесненных и грозных обстоятельствах мы остались живы, мы остались свободны, мы сохранили свою веру не только потому, что страстно хотели сохранить свою свободу и свою веру, но и потому, что в ответ на наши молитвы Пресвятая Богородица Покровом Своим покрывала землю Русскую, сохраняла нас от врагов внешних и внутренних, от врагов видимых и невидимых и помогала сохранить веру православную. Праздник Покрова — это праздник нашей надежды, это праздник нашей благодарности за то заступничество, за ту помощь, которую Царица Небесная изливала и изливает на наш народ.

Радуюсь тому, что этот высокоторжественный, исполненный глубокого смысла день я имею возможность провести здесь, в Покровской обители, посвященной замечательному празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Хотел бы поблагодарить матушку игумению и всех сестер за ваши молитвы, за ваши труды. Призываю вас и дальше молиться и трудиться, памятуя о том, что молитва иночествующих имеет особую силу пред Богом. Молиться нужно за страну нашу, за народ наш, за Церковь нашу — не только за самих себя. Помните, что это главная обязанность монашествующих — непрестанно, негасимо совершать молитву о том, о чем я сейчас сказал. И да укрепит вас Царица Небесная на путях вашего иноческого служения.

Всех вас, дорогие мои, еще раз поздравляю с праздником. И пусть Покров Пречистой Преблагословенной Царицы Небесной хранит Отечество наше, народ наш, Церковь нашу и сию святую обитель. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5512768.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Гражданин Аура Русы
  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 1809
  • Репутация: +233/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #633 : 17 Октябрь, 2019, 12:33:23 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге
15 октября 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невской лавре. По окончании Литургии Предстоятель обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом, после чего в сослужении иерархов и духовенства совершил панихиду по митрополиту Никодиму (Ротову).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Попечительное отношение к стаду Божию является ярким проявлением любви к Самому Христу, учит святой Иоанн Златоуст. Мы знаем, что две самые главные заповеди, о которых Господь говорит нам в Новом Завете, — это заповеди о любви к Богу и о любви к ближнему. Так вот, слова святого Иоанна Златоуста помогают понять, что не может быть любви к Богу без любви к Церкви, как не может быть любви к Богу без любви к ближнему. Святой Иоанн Златоуст лишь развил двуединую заповедь Нового Завета о любви, включив в нее любовь человека к Церкви. Конечно, эта заповедь в первую очередь касается священнослужителей, которые должны ее запомнить, включить в свое понимание того, чтО есть служение Церкви, осознать, что не может быть ни любви к Богу, ни спасения в Боге, если нет любви к Церкви.

Я вспомнил эти замечательные слова святого Иоанна Златоуста в 90-ю годовщину со дня рождения владыки митрополита Никодима. В свое время его уже назвали «человек Церкви». А я был очень близок к покойному владыке, был его учеником, сопровождал в течение значительной части его жизни и, наконец, имел возможность прибыть в Рим за его гробом, вместе с Преосвященным митрополитом Ювеналием, зде присутствующим, и доставить останки любимого пастыря града Петрова сюда, в этот храм.

Свидетельствую, что сказанное Иоанном Златоустом в полной мере относится к владыке Никодиму. Любовь к Церкви была его единственной любовью в жизни. Что бы он ни делал, чем бы он ни занимался, будь то внешнецерковная деятельность, которой он руководил, будь то управление Ленинградской, ныне Санкт-Петербургской епархией, будь то общение с внешними людьми, далекими от Церкви, все это он делал не во имя своего благополучия, не ради карьеры, не ради желания стать известным и популярным, но во имя любви к Церкви, а значит, во имя любви к Господу и Спасителю.

Церковь была для владыки Никодима его домом, в котором он родился к новой жизни через Крещение, через принятие монашеского пострига в еще юношеском возрасте. Некоторые недоумевали, как такое могло произойти со студентом высшего учебного заведения, современным образованным человеком в те самые 50-е годы, когда все работало на воспитание молодежи в духе атеизма. Его родители не имели никакого отношения к Церкви: отец был партийным работником, мать — учительницей; правда, она сохраняла доброе отношение к Церкви, но семья была нецерковная. И вот в этой советской семье в 1929 году рождается младенец Борис, получивший в постриге имя Никодим.

Его возрастание происходило в условиях советских пятилеток, огромного энтузиазма народа, когда люди верили в светлое будущее, верили, что нужно потрудиться, что-то сделать, прорыть каналы, построить заводы, проложить железнодорожные пути, и светлое будущее непременно наступит. Церковь находилась практически в катакомбах; но на фоне всей этой общественной жизни, на фоне семейной жизни, никак не связанной с Церковью, Борис, ставший впоследствии Никодимом, возрастает верой и силой духа. Единственное место, куда он всегда с радостью устремлялся, вначале со своей бабушкой, а потом и один, порой тайком, чтобы никто не увидел, — это Скорбященский храм в городе Рязани. Там, среди пожилых людей, отрок молился и воцерковлялся — без какого-либо понуждения, без какого-либо обучения со стороны взрослых. Уже на детских годах будущего митрополита лежит печать свидетельства о его избрании Богом для высокого архипастырского служения.

Владыка взошел на эту ступень служения в тяжелейшее для нашей Церкви время — время так называемых хрущевских гонений. Политическая власть поставила задачу полностью искоренить религию к 1980 году, потому что с этого года страна должна была вступить в коммунистическую эпоху. Считалось, что никак нельзя войти в коммунизм с религиозными предрассудками, и вся сила и мощь государства, вся пропаганда, массовая культура, система воспитания, деятельность спецслужб были направлена на то, чтобы религиозная вера ушла из жизни народа. Именно в это время Господь призывает владыку Никодима к архипастырскому служению, и в силу своих Богом данных талантов он очень быстро становится заметен на церковном небосклоне. Престарелый Святейший Патриарх Алексий I увидел в нем человека талантливого, сильного, а потому способствовал его росту.

Став архиереем, владыка Никодим быстро продвигается по служебной лестнице. Не потому что кто-то помогал ему извне, как иногда говорят люди нечестные, пытающиеся бросить на него тень, а потому что он был из ряда вон выходящей личностью — человеком невероятно одаренным, обладавшим колоссальной памятью, силой веры, благочестием, замечательной способностью обращаться к людям и совершать богослужения. В 60-е годы, взойдя на высокую церковную свещницу, владыка делал все, чтобы остановить руку гонителей. Став митрополитом Ленинградским и Ладожским, а потом Ленинградским и Новгородским, он прилагал все усилия, чтобы на территории нашей митрополии не закрывались храмы, и ему это удавалось. В то время, когда в стране храмы закрывались десятками и сотнями, в Ленинградской епархии был закрыт лишь один храм, да и то обманом. Владыка по долгу службы должен был уехать за границу, и в его отсутствие закрыли церковь в поселке Котлы, причем тихо, чтобы митрополит не узнал. Как же сокрушался владыка, когда, вернувшись, узнал об этом! Даже годы спустя он себе простить не мог, что не уберег этот поселковый храм от закрытия, — и это во времена, когда, как я уже сказал, храмы закрывались сотнями! Неизвестно, что было бы с нашей митрополией, тогдашней Ленинградской епархией, если бы во главе ее в те суровые годы не был святитель, имя которого мы сегодня вспоминаем.

Владыка положил основу новому поколению епископата нашей Церкви. Гонители намеревались остановить епископские хиротонии, ведь если нет епископа, то нет и Церкви, так Церковь устроена. Но владыка сумел обойти все эти препоны. Будучи ответственным за внешнюю церковную деятельность, он стал рукополагать епископов для зарубежья, убеждая власти, что в наших заграничных учреждениях должны служить архиереи, с тем чтобы укреплялись позиции Русской Церкви за пределами нашей страны. Власти дали разрешение на хиротонию архиереев для зарубежных государств, но очень скоро по воле владыки Никодима эти архиереи стали возвращаться в Советский Союз, замещая пустующие кафедры или сменяя престарелых владык, которые уже не были в состоянии реально управлять, но оставались на кафедрах только потому, что их уход означал закрытие епархий.

Я перечисляю лишь отдельные эпизоды той огромной борьбы, которую вел владыка с атеистической властью, с окружающим его враждебным миром, чтобы сохранить Русскую Православную Церковь, чтобы обеспечить воспроизводство церковных кадров. Сознавая важность епископского служения для Православия, владыка делал все для того, чтобы появилось новое поколение архиереев, некоторые из которых здесь присутствуют, кто-то и сегодня служит в епархиях нашей Церкви, а кто-то уже отошел в мир иной.

Мы вспоминаем имя великого человека, от деятельности которого напрямую зависело само существование многих Божиих храмов, благополучие Ленинградской епархии, ныне Петербургской митрополии. От него зависело сохранение наших духовных школ, потому что властями уже было принято решение закрыть Ленинградскую духовную академию и семинарию. Но владыка, узнав об этом (а эти школы являлись для него родными), попросил Святейшего Патриарха Алексия направить его в Ленинград. Патриарх согласился, возвел его в митрополита Ленинградского и Ладожского, и владыка, вступив на кафедру, в первую очередь остановил закрытие наших духовных школ.

Старшее поколение духовенства, которое сегодня здесь присутствует, помнит все это. Но и все остальные должны хранить память о святителе, благодаря которому мы сегодня стоим в этом храме, ведь и Троицкому собору Александро-Невской лавры реально угрожало закрытие. Пусть в нашей благодарной памяти всегда сохраняется имя митрополита Никодима, великого святителя Русской Церкви XX века, много послужившего тому, чтобы продолжалось церковное служение на берегах Невы, отдавшего Церкви все свои силы и в 48 лет умершего от седьмого инфаркта. Тех, кто бросает грязь в эту светлую личность, обвиняя в разного рода грехах, нужно спросить: а что означает смерть человека, еще молодого, в 48 лет? Мог ли такой человек жить не по закону Божиему, предаваясь разного рода грехам? Если бы было так, он бы жил еще долго. Некий человек, родившийся в один год с митрополитом Никодимом, впоследствии возглавил раскол на Украине и доныне живет припеваючи. А владыка Никодим умер в 48 лет — одно это свидетельствует о том, кто прав, кто виноват, кто прожил жизнь святую и богоугодную, а кто предался греху, последствия которого мы сегодня отчетливо наблюдаем, следя за церковными нестроениями на Украине.

Призываю всех вас хранить молитвенную память о выдающемся святителе земли нашей приснопамятном владыке митрополите Никодиме. Молитесь о нем в своих личных молитвах, и в храме никогда не забывайте возносить его имя. А сейчас мы совершим заупокойную панихиду и испросим у Господа прощения грехов вольных и невольных раба Его, приснопамятного Преосвященного митрополита Никодима, дабы душа его упокоилась в селениях праведных, где нет ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5513414.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Гражданин Аура Русы
  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 1809
  • Репутация: +233/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #634 : 22 Октябрь, 2019, 22:10:47 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 18-ю по Пятидесятнице после Литургии в Свенском Успенском мужском монастыре
20 октября 2019 года, в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свенского Успенского мужского монастыря (поселок Супонево, Брянская область). По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Александр! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый господин губернатор! Представители исполнительной и законодательной власти! Дорогие братья и сестры!

С особым чувством вступил я сегодня под своды этого храма. Владыка уже рассказал, что произошло здесь в 2011 году, когда только возникала мысль построить этот величественный собор, когда был сделан первый шаг на пути, который привел нас к сегодняшнему дню. Мое первое слово — это слово благодарности. Благодарности всем, кто посвятил этому великому историческому для Брянска делу часть своей души, часть своих средств, часть своего времени.

Храмы строятся не на год или два, а на столетия. Сохранилось немало храмов, возраст которых больше тысячи лет, — если говорить о православном мире в целом. В нашей стране, к сожалению, не все исторические святыни сохранились, уж слишком часто она подвергалась нашествию иноплеменников. Сегодня, когда я летел на вертолете из Москвы в Брянск и видел эти бескрайние брянские леса, я, конечно, не мог не вспомнить великий героизм нашего народа во время Великой Отечественной войны, когда именно здесь, в лесах Брянщины, которые стали неприступной крепостью для враждебной армии, победившей большую часть Европы, люди отдавали свою жизнь, чтобы враг не прошел дальше. Подвиги на Брянской земле, в первую очередь героическая партизанская война, стали огромным вкладом в победу нашего народа. И, взирая с высоты птичьего полета на эти бескрайние леса, невозможно было об этом не вспомнить.

Господь проводил и проводит наше Отечество через испытания. Но, проходя через испытания, мы никогда за всю историю не разрушали самих себя, мы всегда становились сильнее. Выйдя из пламени Великой Отечественной войны, Отечество наше и народ наш обнаружили такую великую силу, что этой силы испугались многие. Весьма показательно, как закаляется характер народа, как укрепляются его силы, когда возникает необходимость защищать Родину, в том числе жертвуя своими жизнями.

Героизм — явление необъяснимое с материалистической точки зрения. Если есть неверующие люди, которые признают само явление героизма, то им следует крепко задуматься: что такое герой и что такое героизм? Как человек отдает самого себя, отдает свою жизнь, иногда жизнь своих самых родных и близких, во имя идеи? Во времена Великой Отечественной войны такой всеохватывающей идеей стало спасение страны, защита Отечества. Но ведь идея — это нечто в мыслях. Идею нельзя ни пощупать, ни потрогать, ни оценить материальными способами. Это то, что принадлежит нашему духу. Поэтому реализация таких героических идей, как защита Отечества, осуществляется в первую очередь на уровне человеческого духа, души человеческой. Чем сильнее дух, тем выше потенциал человека; чем сильнее дух народа, тем выше потенциал народа.

Если человеку невоцерковленному нужно объяснить в двух словах, для чего нужна Церковь, то ответ простой: чтобы был силен дух нашего народа. И Церковь укрепляет этот дух не только своей проповедью, не только воспитанием детей. Она укрепляет этот дух силой Божественного Духа, Божественной благодати. Потому что, скажу еще раз, духовное начало, живущее в человеке, не может укрепляться материальными факторами, но только факторами духовными. И Церковь как служительница духа, как воспитательница духа народа есть институция Божественная и человеческая, которая призвана возвышать человеческую личность до самых что ни есть заоблачных высот, превращая человека простого в настоящего героя, героя духа. Для того чтобы Церковь могла действительно эффективно служить этой возвышенной цели, в первую очередь сильными духом должны быть ее служители.

Поэтому у меня сегодня особое обращение к нашим пастырям. Жизнь становится спокойнее, если сравнивать со временами атеистических гонений, более комфортными становятся условия жизни, и это внутреннее расслабление может незаметно охватить сознание, пленить душу, в том числе служителя Церкви. Ну, а что нужно, если храм стоит, люди приходят, богослужения совершаются? Но очень скоро может оказаться, что сила духа покинула такого служителя Церкви. А каков результат? А результат таков, что народ немедленно это почувствует. Сколько раз, спрашивая у того или иного мирянина: «А почему Вы стремитесь на исповедь к этому священнику, а не к другому?», я чаще всего слышал такой ответ: «Это духовный батюшка». Так народ своим чутьем опознает силу духа священнослужителя, и потому первая задача, которая стоит перед священнослужителями, — это работа над самими собой. Постоянная работа, направленная на то, чтобы дух становился сильнее, чтобы этот дух оплодотворял пастырскую деятельность, проповедь, общение с людьми.

Но эти слова можно обратить к каждому из нас, мои дорогие братья и сестры. Если мы духом пламенеем, то мы к Богу приближаемся. Мы начинаем общаться с небом на языке, который небо принимает, потому что человеческий язык, не подкрепленный внутренним подвигом и силой духа, — это не тот язык, который слышит небо. И если мы хотим, чтобы молитва наша достигала Бога, если мы хотим, чтобы мы были услышаны, мы должны возгревать свой дух, укрепляя свою веру и свою способность совершать добрые дела, потому что вера, споспешествуемая делами, — это и есть показатель силы человеческого духа.

В этот замечательный день, когда мы освятили в городе Брянске величественный собор, я бы хотел всех вас сердечно поблагодарить за то, что вашими молитвами, вашими усилиями, вашими жертвами было осуществлено мое благословение построить в городе Брянске новый собор, который стал бы памятником в честь тех героев, которые здесь, на Брянской земле, силой своего духа победили злого врага.

Пусть Господь покрывает миром землю Брянскую. Да дарует Господь каждому из вас все то потребное, о чем просите Господа в своих молитвах. Мое особое слово к детям, к молодежи; к родителям, к мама и папам, к бабушкам и дедушкам: заботьтесь об укреплении духа, а значит, веры в сердцах ваших детей и внуков, не отдавайте их на растерзание злому хищнику, диаволу, который истребляет самое главное, который выклевывает из сердца человека веру и разрушает человеческую душу.

Молитвами всех святых, в земле Брянской просиявших, да укрепит Господь жизнь этого прекрасного русского края, да благословит Он каждого из вас и всех вас вместе, и да поможет, избегая зла и греха, стяжать в сердце своем веру и искреннюю любовь к Богу. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5516341.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Гражданин Аура Русы
  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 1809
  • Репутация: +233/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #635 : 31 Октябрь, 2019, 19:47:54 »
Патриаршая проповедь после Литургии в кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону
27 октября 2019 года, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, день памяти святых отцов VII Вселенского Собора, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Непрестанное изучение Священного Писания открывает нам свет истины», — учит Исаак Сирин. Эти слова пришли мне сегодня в голову, когда я, готовясь к Божественной литургии, прочитал Евангелие, которое мы все сегодня слышали (Лк. 8:5-15), и понял, как точно слова преподобного Исаака соответствуют именно этому чтению.

Казалось бы, притчу о сеятеле все мы знаем почти наизусть, просто повторяем вновь и вновь одно и то же. Что же еще можно сказать людям, комментируя это чтение? Все всё хорошо знают: то, что зерно — это слово Божие, что зерно падает и на камень, и на обочину дороги, и в тернии, и, наконец, на благоприятную почву, и от того, куда оно упало, зависит результат. Кажется, и толковать тут особенно нечего. Но вот о чем мне подумалось: мы всегда, соприкасаясь с этим текстом, думаем о зерне, но не думаем о сеятеле, а ведь сеятель — это прежде всего Бог.

Однако Сеятель — не только Господь. Сеятель — это каждый, кто несет слово Божие. И возникает очень важный вопрос: как же должен вести себя сеятель? Должен ли он задаваться вопросом, на какую почву падет слово? Если на камень — то зачем благовествовать? А если на обочину дороги — так зачем время тратить? А если в тернии — то результатов ноль… Можно себе представить, что было бы со словом Божиим, если бы каждый проповедник вначале оценивал слушающих, а уж только потом принимал решение, проповедовать или нет. Скорее всего, слово Божие не распространилось бы по лицу земли.

Поэтому никогда не нужно задавать вопросы о том, кто тебя слушает, поймет ли он тебя или не поймет, примет или не примет, изменит свою жизнь или не изменит. От этого сам процесс сеяния не зависит. Конечно, нужно, чтобы зерно, то есть слова проповедника, было качественным. Это очень важно для того, чтобы зерно, упав даже на не самую благоприятную почву, могло прорасти. Важно, чтобы почва была хорошая, но совершенно очевидно, что сеятель не выбирает почву, потому что слово обращается ко всем. Кто-то уйдет сегодня из храма окрыленный, освященный молитвой, радостный; кто-то даже скажет: «Многое в моей жизни нужно изменить, ведь я соприкоснулся с такой Божественной красотой и радостью»; а кто-то выйдет безразличным или даже недоуменным. Вот это и есть и камень, и придорожье, и тернии, но слово Божие, в том числе провозглашенное в храме, распространяется на всех. И проповедник никогда не должен ставить перед собой вопрос, а нужно ли в данном случае проповедовать, не падет ли Божие слово, мною передаваемое, на камень или на обочину дороги, не затеряется ли в высокой траве.

Служение слову Божиему — это служение самого высокого порядка. Мы знаем, какое большое влияние оказывает человеческая мысль — мысль философов, политиков, ученых. Но все это по степени влияния на ум и сердце человека не может сравниться с Божественным словом. Слово Божие всегда актуально — и две тысячи лет назад, и тысячу лет назад, и сто лет назад, и сегодня. Если Господь продлит человеческую историю, слова о сеятеле будут актуальны до конца времен. Нам же очень важно распространить эту притчу на самих себя и спросить: «Кто я? Камень, на который незачем попадать слову — всё равно ничего не получится? Или я настолько обременен жизненными заботами, — причем чем выше мое положение в обществе, тем больше этих проблем, — что они забивают голову и мешают спать?» Ведь чем выше человек растет, чем более значимым он становится, чем больше финансовых возможностей у него появляется, тем больше становится и терний, потому что хочется многого, а в погоне за реализацией своих желаний времени для самого главного не остается. Времени не остается именно на то, что и определяет подлинное качество человеческой жизни, — на слово Божие.

Сегодняшняя притча настолько многогранна, несет в себе столько смыслов, что всякий раз, когда мы ее читаем, — при условии, что наше сердце к тому расположено и наш разум открыт, — открываются новые и новые грани этого удивительного богооткровенного повествования о человеческой душе, о тайне человеческой жизни и о способности человека воспринимать или не воспринимать слово Божие.

Давайте покинем сегодня храм, памятуя об этой притче, и зададим себе нелицеприятный вопрос: где я? что со мной происходит? Может быть, отвечая на этот вопрос, мы придем к убеждению, что с помощью Божией мы можем поправить качество почвы, которую представляет собой наше сердце и наш разум. Если бы не было этой надежды, то не было бы и притчи, потому что сказанное Господом сказано Его Божественным разумом и проникает в человеческое сознание, человеческую волю, человеческие чувства. И Господь обратил к нам эти слова, понимая, что они могут отразиться в нашей жизни, в нашем разуме, в наших действиях. Пусть так и будет, и пусть Господь укрепляет нас на путях нашей христианской жизни, пусть Он помогает нам удобрить окаменелость наших сердец таким образом, чтобы они были способны к усвоению Божественного слова. И уж если мы слишком погружены в повседневную жизнь, если слишком много времени и сил захватывает то, с чем мы соприкасаемся каждый день, то вспомним слова Господа о семени, которое упало при дороге. А когда совсем плохо, вспомним, что Господь, как сказано в другом месте Священного Писания, из камней сих может соделать детей Авраама (см. Мф. 3:9). Стало быть, и камень, и тернии, и придорожье могут силой благодати Божией стать той почвой, на которой будет произрастать благодатный плод, и с ним мы предстанем пред лицом Божиим на Втором и Страшном Его Суде.

Пусть Господь укрепляет нас в вере и готовности идти по жизни так, чтобы никакие жизненные обстоятельства, никакая слабость не отторгали нас от самого главного — от Господа и Спасителя нашего, в Котором истина и жизнь. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5519668.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Гражданин Аура Русы
  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 1809
  • Репутация: +233/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #636 : 09 Ноябрь, 2019, 19:51:01 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Храме Христа Спасителя с участием делегации Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции
3 ноября 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл при участии управляющего Архиепископией западноевропейских приходов русской традиции архиепископа Дубнинского Иоанна и членов делегации Архиепископии в священном сане совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Ваше Преосвященство, дорогой владыка Иоанн! Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня мы слышали евангельскую притчу о богаче и нищем Лазаре. Она говорит об участи людей после смерти, открывая закон Божественного воздаяния: Ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь (Лк. 16:25). Отсюда следует и закон духовной жизни: на пути к спасению невозможно избежать скорби. Не потому, что христианство — религия пессимизма, в чем часто упрекали нас секулярные и атеистические философы. Но потому что без страданий не совершается глубокое, подлинное осознание самого себя, а значит, не открывается путь к совершенству. Человек более всего познает себя, свои возможности, слабости и силу, когда сталкивается со страданиями.

Любой земной человеческий опыт требует усилий. Опыт в искусстве или ремесле приходит ценою долгого труда, многих проб и ошибок. А из житий святых мы знаем, что опыт в духовной жизни получить намного сложнее, он требует еще бóльших усилий и жертв. Потому что реальность вечной жизни — это опыт совершенно иного бытия, к которому трудно быть готовым.

Если человек готов к этой новой жизни, он переходит в нее с легкостью: Умер нищий и отнесен был ангелами на лоно Авраамово. А если не готов, то будущее встречает его внезапно и безжалостно — разверстой могилой, и больше о его судьбе сказать нечего: Умер и богач, и похоронили его (Лк. 16:22).

Богач из евангельской притчи выглядит не таким уж плохим человеком. Его волнует судьба братьев, оставшихся в земном мире. Он не был заносчив, знал по имени безвестного нищего, лежавшего у его дворца; возможно, даже подавал ему какие-то крохи со своего стола. Но его никак не смущало, что рядом с его благополучием и житейским счастьем всегда оставалось место для чужого горя и нужды.

Богач был уверен, что можно всю жизнь прожить в довольстве и комфорте, — и угодить Богу. И теперь ему кажется, что религия «плохо его информировала», что люди живут одним днем и не верят в вечную жизнь лишь потому, что им неубедительно об этом рассказали. Дескать, воскреснет Лазарь, расскажет людям о загробной жизни, и тогда они убоятся Бога, и вместо черствости и равнодушия в них проснутся любовь и сострадание к ближнему.

Богач из притчи не хочет понять, что любви и пониманию чужой боли нужно долго учиться. Что невозможно разделить страдания другого человека, если ты сам никогда их не испытывал. И что отказ от земных трудностей, желание жить в постоянном комфорте и потреблять — это сознательный выбор эгоизма, насилия и жестокости. Человек, сделавший такой выбор, глух к своей совести и чужим страданиям, он глух к голосу Писания и свидетельствам чудес: Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят (Лк. 16:31).

От себялюбивого богача осталось сокрытым, что подлинное знание о вечной жизни и понимание жизни земной возможно только через любовь Христову. Нужно, по слову героя Достоевского, полюбить жизнь прежде ее смысла, и затем этот смысл станет простым и понятным во Христе, Который Сам изрек о Себе, что Он есть путь и истина и жизнь (Ин. 14:6). Продолжая эту мысль, можно сказать, что другого пути познания смысла жизни нет. Смысл жизни не открывается на уровне человеческого разума — он может быть открыт и понят только на уровне человеческого сердца, на уровне человеческой жизни, в которой и претворяются наши замыслы, хорошие или дурные.

В современном обществе культ комфорта и потребления все более вытесняет вечные ценности. Но исторический опыт нашего народа учит нас иному: страдание было воспринято им как «духовная потребность», по очень точному замечанию того же Достоевского. И столько страданий, сколько вынес наш народ, подобно евангельскому Лазарю, за свою историческую жизнь, без веры в Бога невозможно было бы подъять и осмыслить.

XX век начался для нас социальными потрясениями, страшной войной, крахом православной империи и разделением, прошедшим через миллионы человеческих судеб. Многие из наших соотечественников были вынуждены покинуть свою Отчизну. О Русской Церкви в эти годы можно было сказать словами нашей великой поэтессы: «Я была тогда с моим народом — там, где мой народ, к несчастью, был». Здесь, в России, наша Церковь несла вместе с народом крест атеистических гонений. Там, за границей — делила со своей паствой нужду и горькие лишения на чужбине.

Почти каждый день в наших святцах отмечен памятью кого-то из новомучеников. Священномученик Дамиан, архиепископ Курский — один из тех, чья память совершается сегодня, — накануне своей смерти предрекал своим собратьям на Соловках, что чудовищное бесправие и гонения против Церкви временны, что «истина Божия должна восторжествовать». Священномученика Дамиана вскоре после этих сказанных им слов расстреляли в печально известном урочище Сандармох, где были жестоко убиты многие честные граждане и верные чада нашей Церкви. Но пророчество исполнилось многократно: истина Божия торжествует вновь и вновь, и мы — живые свидетели ее торжества.

Промыслом Божиим страдания нашей Церкви привели ее к обновлению и новому расцвету. Кровь тысяч новомучеников, пролитая во время чудовищных, небывалых прежде религиозных гонений, святость бесчисленного множества исповедников утвердили ее богочеловеческий организм. А трагический исход людей России в Европу и Новый Свет послужил делу евангельской проповеди, христианского православного свидетельства Западу, который также пребывал в глубоком религиозном кризисе.

В этой проповеди, особенно в Европе, участвовала вся церковная полнота: это и мудрые архипастыри, сумевшие организовать жизнь Церкви в новых условиях; монахи, создавшие новые монастыри вместо оставленных ими старых; философы и богословы, сформировавшие знаменитую Парижскую школу; простое приходское духовенство, делившее тяготы своей паствы и подававшее ей пример благочестия; наконец, всякий верующий, благочестивый человек, которыми так богата была наша старая Россия.

Трудности гражданской войны и сложная политическая обстановка в России привели в свое время к временному, аномальному отделению от Русской Церкви значительной части ее иерархии за границей. Это отделение было в значительной мере уврачевано в 2007 году воссоединением с Русской Зарубежной Церковью, что было радостью не только для Русской Православной Церкви, но и для всего мирового Православия. А сейчас в нашей Церкви снова праздник: к нам вернулись общины Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции во главе с Высокопреосвященным владыкой Дубнинским Иоанном, в основе которой — общины, временно оставившие нашу юрисдикцию 88 лет назад. И в этом я тоже вижу торжество истины и любви Христовой.

Чада нашей Церкви в Европе прошли через всё, о чем говорил апостол Павел, описывая обстоятельства своей проповеди: житейские лишения и нужду, изнурительный труд, поношения окружающих и даже гонения и опасности между лжебратиями (2 Кор. 11:26). Чтобы продолжить сегодня свою евангельскую миссию, они не стали советоваться с плотью и кровью (Гал. 1:16), как сказано было в сегодняшнем апостольском чтении, но сделали правильный выбор — в пользу единства Церкви, единства своих общин и сохранения их традиции. Даст Бог, возвращение в Русскую Церковь укрепит их и поможет им нести свое служение как многим тысячам наших соотечественников, проживающих в Западной Европе, так и коренным жителям европейских стран.

Я благодарю Вас, дорогой владыка Иоанн, Ваших пастырей и паству, за решимость и твердость, проявленную в непростых обстоятельствах, окружавших ваше возвращение, за нашу совместную молитву здесь в Москве, в главном кафедральном соборе Русской Церкви, и счастлив сегодня вновь сказать всем вам: Добро пожаловать домой!

Хочу передать в дар Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции ковчег с честными мощами святителя Тихона, исповедника, Патриарха Московского и всея России, а также икону святых новомучеников и исповедников Церкви Русской, бывших членами ее Священного Собора 1917-1918 годов. Известно, что его постановления имели особое значение в жизни русского церковного удела в Западной Европе, возглавлявшегося участником этого исторического Собора приснопамятным митрополитом Евлогием, о упокоении души которого мы вместе молились сегодня. Пусть эти дары Матери-Церкви станут знамением духовного преемства и непреложной связи, возобновление которой мы торжественно празднуем сегодня.

А лично Вам, владыка митрополит Иоанн, хочу вручить панагию и крест с памятными надписями. Примите их как свидетельство той любви, с которой Вас, уроженца Франции, приняла великая и поистине многонациональная Русская Православная Церковь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
<div class="__disk_root__" style="position: static;] <>
http://www.patriarchia.ru/db/text/5524351.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Гражданин Аура Русы
  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 1809
  • Репутация: +233/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #637 : 09 Ноябрь, 2019, 19:52:08 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля
4 ноября 2019 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно приветствую с особым праздником в честь Казанской иконы Божией Матери. Но это не просто воспоминание в связи с каким-то конкретным чудом. Это воспоминание о том, как совершаемые через святой образ чудеса споспешествовали спасению нашего Отечества. И это не мифология — это факты, которые были хорошо известны на протяжении всей нашей истории с того самого времени, когда по молитвам перед иконой Божией Матери Казанской враг отступил от стен Кремля. Так началось освобождение Москвы, а затем и России, и вскоре Россия стала могучим суверенным государством, где православная вера составляла самую основу жизни людей. Под Покровом Царицы Небесной народ наш совершал великие подвиги — и трудовые, и ратные. Это и небывалое расширение страны на Восток, и решение множества хозяйственных, военных и прочих задач, которые были немыслимы ранее, и люди понимали, что все эти деяния — не только от их сил, их умения, их любви к Отечеству, но от помощи Божией, которая снизошла на Церковь Русскую, на народ наш в самые тяжкие годины испытаний Смутного времени.

Здесь, в Успенском соборе Московского Кремля, особенно остро переживаешь исторические моменты нашей жизни, которые словно оживают перед тобой. Рядом гробницы Первосвятителей, участников этих страшных событий, и когда мы, люди XXI века, сталкиваемся с проблемами, которые Бог попустил нам решать, то для нас очень важно чаще бывать в Успенском соборе и соотносить сегодняшние трудности с судьбоносными днями бытия страны и Церкви, с теми трудностями, когда стоял вопрос, быть или не быть. Может быть, на фоне тех исторических трудностей, на фоне той горячей веры наших предков, испросивших у Господа спасения Отечеству, наши трудности, будь то церковные, государственные, личные, покажутся не столь уж огромными и страшными, если мы вспомним, как под Покровом Царицы Небесной народ наш преодолевал еще более страшные испытания.

Сегодняшний день для меня отмечен двумя очень важными событиями. Сегодня в Успенском соборе Московского Кремля я имел возможность молиться вместе с владыкой митрополитом Дубнинским, архиепископом русских приходов в Западной Европе. Воссоединение наше состоялось только что. Мы теперь единая Церковь, больше нет никаких причин быть вне евхаристического и просто братского человеческого общения. Народ наш в Зарубежье испил всю чашу страданий, которую только можно испить, но в эти святые дни в истории всех наших церковных разделений, как и разделений общественных, которые всегда были с ними связаны, поставлена точка. И нет никаких оснований, чтобы в какой-то момент снова потерять то вожделенное святое единство, к которому мы шли десятилетиями и которое обрели в эти святые дни.

Владыка митрополит Иоанн, дорогие отцы, приехавшие к нам из Парижа, из Голландии, Германии, других стран, на которые простирается Ваше, владыка, юрисдикция. Сегодня мы молились все вместе, и я бы хотел от всего сердца пожелать вам крепкой веры. Веры в то, что мы, пройдя через исторические испытания, сможем ограждать себя, Богу содействующу, от всяких разделений и расколов. Хотя есть много сил нецерковных, которые и сегодня пытаются сеять семена разделения среди русских православных людей, испытывая действительно мистический страх перед единой Русской Церковью.

Мы говорим всем, кто испытывает такой страх: не бойтесь! Мы верующие люди, мы верим в Господа и Спасителя. Мы прошли путем мученичества и исповедничества. Менее всего нам свойственны интриги и политиканство в церковном пространстве. И мы выстрадали, чтобы чистым сердцем и светлым разумом воспринимать радость восстановления единства и сохранения общения.

Радуюсь также тому, что сегодня в этом соборе присутствуют представители Смоленской митрополии во главе с владыкой митрополитом Исидором. Смоленску были отданы более 20 лет моей жизни. И это не просто запись в биографии — это огромная часть моей жизни. В свое время, будучи человеком, достаточно авторитетным в московских и петербургских кругах, я в одночасье был отправлен в Смоленск — как человек, вызывавший сомнения у тогдашней власти. Власть была не готова к тому, чтобы я продолжал свое служение в Петербурге, в Москве или за рубежом, и мне был дан Смоленский удел, в то время — беднейшая епархия Русской Православной Церкви. Но когда я взошел под своды смоленского собора — об этом я уже неоднократно говорил, потому что это одно из самых сильных воспоминаний в моей жизни, — какую силу Божественной благодати я почувствовал! А потом, приложившись к чудотворному образу, я понял, что совсем не случайно Господь привел меня в город Смоленск, отлучив от столичного и иностранного делания. Там, в смоленской глубинке, где к приходам, которые я посещал как правящий архиерей, порой нужно было двигаться по колено в грязи, в резиновых сапогах, — я и почувствовал глубину нашей веры, силу веры простого русского народа. Это был колоссальный опыт, который во многом помог мне справляться с искушениями, поневоле возникающими на Патриаршей кафедре.

Сердечно благодарю смолян за их молитву, за их верность, за то, что они всегда были со мной. За эту службу, которая помогает мне воскресить в памяти непростые, но такие важные для меня дни и ночи, месяцы и годы жизни в смоленской глубинке. Тогда мы называли это глубинкой, но сегодня это уже не глубинка. Существуют прекрасные средства связи, теперь это процветающий регион Российской Федерации. И я хотел бы особенно приветствовать губернатора Алексея Владимировича, который здесь находится, и пожелать ему помощи Божией в дальнейшем процветании Смоленской земли.

Еще раз всех вас, мои дорогие, хотел бы поздравить с двуединым праздником воссоединения наших русских зарубежных приходов и общения со Смоленской епархией, ставшей для меня родным домом в годы тяжких испытаний. Пусть Господь всех нас объединяет в силе духа, в силе веры, вне зависимости от того, где мы живем — в столице, где-то в российской глубинке, на Украине, в Белоруссии или за границей. Мы все — единая Русская Православная Церковь, несущая огромную ответственность не только за религиозную судьбу своих чад, но в каком-то смысле, не побоюсь сказать, и за судьбы веры православной во всем мире. И да поможет нам Господь в несении этого славного, но трудного креста. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
<div class="__disk_root__" style="position: static;] <>
http://www.patriarchia.ru/db/text/5525379.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Гражданин Аура Русы
  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 1809
  • Репутация: +233/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #638 : 09 Ноябрь, 2019, 19:53:58 »
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании II съезда Общества русской словесности
6 ноября 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на пленарном заседании II съезда Общества русской словесности.

Уважаемая Ольга Юрьевна! Уважаемый Виктор Антонович! Дорогие педагоги, братья и сестры, участники съезда!

Сердечно всех вас приветствую. Очень рад вновь посетить Московский государственный университет и встретиться в его стенах с преподавателями русского языка и литературы.

В этот раз наша встреча проходит совместно со съездом Общества русской словесности. Хотел бы отметить, что на первом этапе своего развития Общество, созданное в 2016 году, уже смогло внести важный вклад в разработку новых федеральных государственных образовательных стандартов преподавания русского языка и литературы в начальной и основной школе и в подготовку обновленной учебной литературы по отечественной словесности. Наверное, многие из вас помнят, насколько непростой была дискуссия вокруг подбора литературы, но сегодня мы смотрим на это как на необходимый период становления Общества русской словесности. Главной движущей силой проведенных реформ школьного образования стало, конечно, Министерство просвещения. Отрадно, что за это время произошли позитивные изменения в системе государственной итоговой аттестации, реализованные Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Вместе с тем нам нужно вместе подумать над решением одного весьма серьезного вопроса, который беспокоит не только меня, но и многих школьных учителей, университетских преподавателей, родителей, школьников, о чем они мне сами неоднократно свидетельствовали при личном доверительном общении. Проблема эта связана с тем, что у учащихся средней и старшей школы знания об отечественной культуре крайне обрывочны и избирательны. Свидетельством тому некие телепередачи с участием молодых людей, которым задаются различные вопросы, в том числе из области истории и литературы. Поражает, что целостное восприятие темы у молодежи зачастую отсутствует, есть лишь фрагментарные знания. Такие знания из памяти очень быстро уходят, об этом может свидетельствовать каждый человек зрелого возраста. Но система держится в сознании очень долго, и если она сохраняется, то в нее, как на этажерку, можно вкладывать все новые и новые знания, которые найдут свое место и останутся с человеком до тех пор, пока они ему необходимы.

Сегодня отдельные аспекты общекультурного воспитания включены в содержание ряда учебных предметов: история, русский язык, литература, изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура, обществоведение и т.д. Но разобщенность их содержания не позволяет сформировать целостность представления о единстве культуры нашей страны.

Мы говорим об укреплении традиционных нравственных ценностей, о важности воспитания любви к Родине, но вместе с тем многие школьники, к сожалению, имеют весьма смутные понятия об уникальном духовном богатстве, которым обладает наша многонациональная страна.

Я бы предложил совместно подумать о разработке обобщающего культурологического курса для основной школы. Чтобы не увеличивать и без того обширную и очень насыщенную школьную программу, это мог бы быть, например, курс в рамках уже действующего одного или нескольких предметов. Но должен быть некий стержень в программе, вокруг которого и формировалось бы в сознании наших учащихся целостное понимание истории и культуры России.

Знакомство с наследием наших выдающихся соотечественников, реальные примеры следования долгу и призванию, самоотверженного служения Отечеству, деятельного добра и милосердия, счастливого и праведного супружества способны дать молодым людям верные ориентиры и ценностные установки, вдохновить их на выбор жизненного пути. Подобный культурологический курс может стать достойным ответом на вызовы, с которыми сталкиваются подростки в Интернете и социальных сетях, где зачастую ими усваиваются деструктивные модели поведения и человеческих взаимоотношений.

Должно же быть где-то противодействие разрушительной силе Интернета! Давайте зададимся вопросом: а где? Школа — вот место, где можно реально создать систему положительного воспитания нашей молодежи, насыщения их сознания такими ценностями, которые было бы трудно разрушить влиянием Интернета. Но этим нужно заниматься не откладывая, потому что многое уже потеряно. Ведь наша неспособность мобилизоваться и организовать работу с детьми и молодежью привела к тому, что уже не одно поколение молодежи плохо знает историю, литературу и, что более всего меня печалит, не отличается сознательной любовью к своему Отечеству.

Не хотел бы пересказывать разговор молодых людей, который однажды услышал и который больно ранил мое сердце. Я только понял, что все их мечты связаны с другими странами, с другой культурой, что они устремляются туда и там хотят обустроить свою жизнь. Что же это, как не наша общая ошибка? Почему мы допускаем, что именно так, а не иначе формируется сознание молодежи? Почему такое разрушительное влияние оказывает Интернет, почему мы неспособны дать отпор этому разрушительному влиянию?

Замечательно, что уже сейчас для устной части государственной итоговой аттестации тщательно отбираются тексты о знаменитых россиянах, о лучших представителях нашей страны. Полагаю уместным, чтобы при разработке концепции преподавания курса принимался во внимание также региональный компонент. Детям важно знать историю и культурное своеобразие края, в котором они живут. Чуть больше года назад, выступая на Всемирном русском народном соборе, я уже говорил, что межнациональный и межрелигиозный мир не является константой, возникающей автоматически. Для этого необходимы постоянные и системные усилия, направленные на поддержание братских отношений между народами нашей страны. И ключевую роль в этом, несомненно, играет школа, которая может рассказать о вкладе представителей разных культур в развитие и процветание России.

Еще раз хотел бы подчеркнуть, что знание местной культуры, любовь к своему дому, любовь к городу или к деревне, в которой ты родился и вырос, — это и есть то, с чего начинается любовь к Родине. Поэтому краеведение — не просто предмет, который помогает узнать о месте, где ты живешь, но это предмет, который способен укрепить любовь человека к малой Родине. А с любви к малой Родине начинается и любовь к Родине большой.

Для воспитательной деятельности очень важно непосредственное знакомство учащихся, студентов с культурно-историческим наследием своего края, которое достигается не только чтением книг или слушанием лекций, — у детей и молодежи должна быть возможность посещать памятные места. Представляется чрезвычайно значимым реальное соприкосновение с прошлым через изучение памятников культуры. В связи с этим я хотел бы сказать о чем-то очень грустном. Вы знаете, как мало памятников у нас сохранилось. Войны прошли по нашей земле, как ни по одной другой европейской стране. Когда летишь над ближним Подмосковьем и над прилегающими к Московской области районами, постоянно видишь заброшенные деревни. Люди там уже не живут, и единственное, что связывает с прошлым, единственное, что относится к памятникам архитектуры и культуры — это деревенские храмы. Но если бы вы видели, в каком состоянии находятся многие из них! Если не прилагать усилий, если не рассматривать реставрацию этих памятников как одну из первостепенных задач, но откладывать ее на последующие времена, когда, мол, немножко разбогатеем, — то у нас не останется и этих памятников. Мы попросту превратимся в выжженную землю, и мало что будет напоминать о нашем прошлом. Как же мы хотим воспитывать национальное самосознание, укреплять связь времен в умах молодежи? Ведь нужно что-то показывать, о чем-то рассказывать, а уже сейчас показывать почти нечего, и то, что стоит, находится в руинированном состоянии. Мы подсчитали, что более четырех тысяч храмов сегодня нуждаются в срочном ремонте или, по крайней мере, в консервации — с тем чтобы они не превратились в руины в ближайшие 5-7 лет.

Хотел бы также сказать, что не следует забывать и о мотивирующем потенциале конкурсного и олимпиадного движения, открывающего возможности поддержки одаренных детей.

Если же говорить о том, что меня радует, в том числе в связи с восстановлением наших древних памятников, то это волонтерское движение. Я был поражен, познакомившись с совершенно неформальным, никем не организованным сверху, а развившимся с низовой инициативы молодежным движением, которое названо «Общее дело». Молодые люди сами собирают деньги, сами отправляются в далекие края, в том числе в Архангельскую область, где в тяжелейшем положении находятся наши старинные храмы, шедевры деревянного зодчества. Например, вы знаете, что один из самых замечательных таких памятников, деревянная церковь в Каргополе, сгорел дотла на глазах людей. Так вот, молодежь в свое свободное время, на свои деньги отправляется в экспедиции и восстанавливают эти храмы. Дай Бог, чтобы такие молодежные и, может быть, не только молодежные волонтерские группы помогали нам восстановить все то, что еще сохранилось, потому что речь идет не просто о музейных экспонатах — речь идет о нашей истории, речь идет о том, как мы, люди XXI века, относимся к прошлому. И если мы хотим, чтобы наши потомки относились с вниманием ко всему, что мы делали, говорили, творили, то мы должны проявить заботу о сохранении того, что героически совершали наши предки.

В условиях огромного информационного воздействия, которое испытывают на себе современные люди, способность отличать шумы от сигналов приобретает особую ценность, поскольку слишком много шумов и мало сигналов. Способность же эта во многом зависит от наличия у человека четких ориентиров и нравственных убеждений.

Я поделился с вами своими размышлениями и предложениями, но решение, безусловно, должно оставаться за профессиональным педагогическим сообществом, за работниками культуры, за теми, кто несет ответственность за сохранение нашего исторического наследия.

Понимаю, что задача эта непростая. Но высока и цель: утверждение в подрастающем поколении жизненно важных для личности, общества и нашей страны смыслов и духовно-культурных ценностей. Если вы согласитесь с моим предложением, то предложил бы сформировать при Обществе русской словесности рабочую группу из педагогов, ученых, представителей ведущих вузов и деятелей культуры для детального обсуждения содержания и методологии преподавания этой образовательной программы. Может быть, подумать и о контурах нового подхода к воспитанию школьной и студенческой молодежи. Думаю, время уже нельзя упускать. Нужно делать то, что мы, к сожалению, не начали делать раньше. Несомненно, найдутся и те, кто с энтузиазмом этим займется. Полагаю, что рабочая группа могла бы подготовить свои предложения к следующему заседанию Президиума нашего Общества. Ну, а дальше у нас появится возможность продвигать этот документ — по возможности, настолько широко, чтобы наше общество, наш народ увидел нашу озабоченность и, по возможности, поддержал наши усилия.

Благодарю вас за внимание.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5527249.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Гражданин Аура Русы
  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 1809
  • Репутация: +233/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #639 : 14 Ноябрь, 2019, 21:33:39 »
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на II Бакинском саммите религиозных лидеров
14 ноября 2019 года в столице Азербайджана Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на открытии II Бакинского саммита религиозных лидеров.

Ваше Превосходительство, глубокоуважаемый господин Президент! Досточтимый Шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемые религиозные лидеры и гости саммита!

С большой радостью прибыл в Баку по приглашению Правительства Азербайджана и дорогого брата — Шейха-уль-ислама Аллахшукюра Пашазаде — гостеприимного хозяина саммита. Хотел бы выразить признательность Президенту Республики Ильхаму Гейдаровичу Алиеву за всемерную поддержку этого грандиозного мероприятия.

За прошедшие почти 10 лет с момента проведения в апреле 2010 года Первого Бакинского саммита мировых религиозных лидеров в сфере межрелигиозных отношений наметились новые тенденции, перед традиционными религиями встали новые вызовы. В последние годы в Баку и во многих странах мира под эгидой Азербайджана проводятся многочисленные межрелигиозные и межкультурные мероприятия, призванные сообща ответить на сложные вопросы современности. Во многом благодаря усилиям главы Управления мусульман Кавказа Азербайджан стал важной площадкой для межрелигиозного диалога глобального уровня.

Последние десятилетия были омрачены многочисленными конфликтами в разных точках земного шара и невиданным доселе разгулом терроризма. Террористы проливают кровь невинных мирных людей. Шри-Ланка, Новая Зеландия, Сирия, Ирак, Афганистан, Германия, Франция — вот далеко не полный список стран, где лишь за последние два года происходили потрясшие мир теракты.

Мы должны признать, что против традиционных религий идет настоящая война. Она ведется в городах и селах, в храмах и мечетях, в информационном пространстве и, что важнее всего, в умах и душах людей. Опаснее всего то, что в этой войне на передовых сражаются представители молодого поколения. Идеологи экстремистских движений используют отсутствие жизненного опыта у молодежи, ее готовность защищать свои взгляды любой ценой. Все это усугубляется очень низким уровнем осведомленности, недостатком базовых знаний не только о других религиях, но даже о своей собственной религиозной традиции.

Мы все знаем, какие огромные ресурсы сегодня используются для ведения информационной войны. Конечно, нам, религиозным деятелям, не привыкать к постоянным нападкам. Силы зла никогда не оставляли попыток очернить тех, кто посвятил свою жизнь служению Богу. Но это не значит, что мы должны спокойно взирать на то, как наша энергичная и многообещающая молодежь позволяет недобросовестным людям обманывать себя и использовать.

Почему пропаганда экстремистов имеет успех? Полагаю, прежде всего потому, что они эксплуатируют неприятие религиозными людьми современной секулярной парадигмы. Когда со всех сторон внушают, что главное в жизни — успех, богатство, наслаждения, то верующий человек не может не протестовать против такого агрессивного навязывания ложных ценностей. Кризис традиционной ценностной системы оставляет широкое поле для деятельности вербовщиков-экстремистов. Они легко подменяют своей идеологией секулярную идеологию, их семена падают на подготовленную почву.

Поэтому мы как религиозные лидеры должны не только отвергать и осуждать экстремизм, но и воспитывать в обществе незыблемые, основанные на Священном Писании ценности — семьи, брака, уважения к старшим, уважения к религии и к религиозному выбору человека, поддержки страждущих и обездоленных. И эти идеи, подкрепляемые убедительными примерами, должны активно транслироваться нами в информационное пространство.

Сегодня у нас есть прекрасная возможность продемонстрировать свою солидарность и внимание к нашим пострадавшим братьям. Я говорю о регионе Ближнего Востока, чье население сильно пострадало от разрушительных кровавых конфликтов последних лет. Больно видеть урон, нанесенный террористами Сирии и Ираку.

Ближневосточный кризис стал причиной массовой миграции. К сожалению, далеко не все иммигранты оказались готовы взаимодействовать с коренным населением стран, куда они прибыли. Многим не хватало элементарной культуры межрелигиозного и межнационального общения. И поэтому такие инициативы, как сегодняшний саммит, особенно важны.

Сегодня секуляризм все более распространяется в обществе и оспаривает присутствие в нем религии. Сторонники секулярной идеи считают, что отказ от религии служит общему благу всех людей. Благодаря активному развитию информационных технологий в обществе активно пропагандируется образ религиозных организаций как устаревших и навязывающих ограниченное мировоззрение, несовременные представления о морали. При этом вместе с религиозностью отвергаются традиционная нравственность, понятие брака как союза между мужчиной и женщиной, неприкосновенность человеческой жизни с момента зачатия до естественной смерти. Тех же, кто находит в себе силы и мужество публично критиковать противоестественную и аморальную вседозволенность, представители секулярной идеологии обвиняют в нетерпимости и разжигании ненавистнических настроений.

Мы близко к сердцу принимаем ситуацию в Европе, которая некогда была оплотом христианства, а теперь стремительно теряет свою религиозную идентичность.

В этом зале собрались представители разных религиозных традиций. Несмотря на объективные различия в вероучении, мы одинаково смотрим на вопросы общественной морали. Наш общий долг и совместная задача — свидетельствовать о нравственных ориентирах в жизни человека.

Религиозные лидеры могут и должны единым голосом обратиться к лидерам политическим. Пора недвусмысленно заявить о том, что необходимо прекратить решать геополитические задачи за счет более слабых государств. Пора прекратить безответственный дележ энергетических ресурсов. Пора перестать делить страны мира на первые, вторые и третьи. Хотелось бы, чтобы более развитые и богатые государства осознали свою ответственность за судьбы человечества. Они должны быть гарантами безопасности и стабильности, а не диктаторами глобального порядка. Как показала практика, навязывание одними государствами другим своих правил, традиций и культуры не приводит ни к чему хорошему. Самобытность и свобода народов — залог их безопасного и мирного сосуществования. Очень важно, чтобы прекратилась хищническая добыча природных ресурсов в небогатых странах и загрязнение окружающей среды. Мы несем ответственность за Божие творение, созданное на благо людей. Наш посыл обращен к каждому человеку, и мы искренне верим, что он будет услышан.

Я хотел бы упомянуть и о такой проблеме, как преследования религиозных меньшинств. Как предстоятель крупнейшей из Поместных Православных Церквей я должен сказать о гонениях на христиан. Сотни миллионов наших единоверцев подвергаются преследованиям и дискриминации ежегодно. Непоправимый урон нанесен христианскому присутствию на Ближнем Востоке — святой земле для всех авраамических религий. История свидетельствует о том, что христиане, мусульмане и иудеи веками вместе жили на этой земле. И сегодня они в равной мере ответственны за сохранение мира.

Говоря о гонениях на христиан, нельзя обойти вниманием проблему Африки. Целый ряд государств южнее Сахары страдает от бесконтрольной деятельности экстремистских группировок. В Нигерии, в частности, совершается настоящий геноцид христиан. И я призываю всех людей доброй воли к тому, чтобы проблемы христиан в африканских странах не оставались без внимания.

Убежден, что религиозные лидеры путем диалога могут серьезно повлиять на проблемы, с которыми сталкивается сегодня человечество. Наш голос будет убедительным тогда, когда он будет совместным и солидарным. Уверен, что сообща мы можем свидетельствовать о том миротворческом призвании, за которое отвечаем перед Всевышним. Искренне желаю, чтобы сегодняшний форум стал тому подтверждением.

Мы собрались здесь по еще одному очень приятному поводу — чтобы отпраздновать 70-летие Шейха-уль-ислама Аллахшукюра Пашазаде. Тот факт, что сегодня в Баку приехали сотни авторитетных религиозных лидеров со всего мира, говорит о многом. И прежде всего о высочайшем авторитете, которым пользуется досточтимый Шейх-уль-ислам. Мы все не один десяток лет знаем его как последовательного сторонника дружбы и диалога между религиями и народами.

И мне сегодня очень приятно сердечно поздравить нашего дорогого Шейха с 70-летием и вручить ему орден Русской Православной Церкви преподобного Серафима Саровского I степени во внимание к поддержке Русской Православной Церкви в миротворческом служении и в связи с 70-летием со дня рождения.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5531376.html