Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 538783 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Рождественское интервью Святейшего Патриарха Кирилла телеканалу «Россия 1»

7 января 2024 г. 12:20

7 января 2024 года, в праздник Рождества Христова, на телеканале «Россия 1» состоялся показ традиционного Рождественского интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Предстоятель Русской Православной Церкви ответил на вопросы генерального директора ТАСС А.О. Кондрашова.

— Ваше Святейшество, спасибо Вам огромное в очередной раз за эту традиционную возможность говорить с Вами в Рождество о празднике Рождества. Я поздравляю Вас.

— Благодарю Вас сердечно. Для меня тоже это всегда особое событие — встречаться накануне праздника, общаться с Вами и через это общение иметь какой-то разговор с нашим народом.

— Ваше Святейшество, этот год будет годом 15-летия Вашей интронизации. Я прекрасно помню, как еще тогда, 15 лет назад, Вы уже говорили о традиционных ценностях — в тот момент, когда многие политики еще показательно морщились, дескать, какие традиционные ценности, если для народного благополучия, для благополучия государства у нас есть институт прав человека, у нас есть демократия, и этого достаточно. В этом году мы уже можем сказать, что традиционные ценности стали частью института права, но Вы все равно продолжаете говорить о традиционных ценностях. То есть Вы думаете, что это пока декларация и за ценности еще стоит побороться? И вообще, какое значение Вы будете придавать этой теме в Вашем Первосвятительском служении?

— Хотел бы начать с филологии. Традиция — что это такое? Традиция — это дословно «передача». Другими словами, традиционные ценности — это те ценности, которые передаются. От кого кому, и что это за временной отрезок, в течение которого эти ценности передаются? Отвечая на эти вопросы, мы сразу поймем, о чем идет речь. Речь идет о вечных ценностях, о тех ценностях, которые Богом заложены в саму природу человека. И реализация этих ценностей обогащает человека тем, что является архиважным, непреходящим, во многом определяющим такое понятие, как человеческое счастье. Поэтому здесь никакая не архаика, а здесь свидетельство о чем-то, что выходит даже за границы нашего опыта. Как можно представить ценность, которая существовала всегда и которая переходила из поколения в поколение, от культуры к культуре? Отношение к традиционным ценностям должно быть очень внимательным. Самое главное — чтобы традиционные ценности не отождествлялись исключительно с прошлым и чтобы молодежь это понимала. Традиционная ценность — это то, что принадлежало истории, что принадлежит истории и что идет в будущее. Эти ценности будут сопутствовать человечеству, видимо, до скончания сего мира.

— Ваше Святейшество, в прошлом году произошло очень много знаков — мне кажется, добрых, но я хочу знать Ваше отношение к ним. Конечно, это возвращение иконы Троицы авторства преподобного Андрея Рублева. Рака князя Александра Невского теперь установлена на историческом месте в Петербурге. Вами обретена чтимая икона Казанской Божией Матери, теперь ей можно поклониться в Казанском соборе. Вот, мне кажется, добрые знаки. А на Ваш взгляд? И есть ли в этом какой-то тайный смысл?

— Эти события настолько значимы, что, конечно, важно попытаться понять, почему это произошло именно сейчас. Почему это не могло произойти раньше? Почему Патриарх, постоянно проходя мимо этой иконы, не задавал себе вопрос, что это никакая не копия, но лик настолько древний, что эта икона не могла быть написана сейчас. Но ведь проходил!

— А что и как произошло в какой-то момент? Проходили, как раньше проходили, — и что произошло?

— Да-да. А вот тут прохожу, смотрю на икону и думаю: как все-таки научились подделывать под старину, — не понимая, что передо мной подлинник. Беру эту икону в руки, поворачиваю и понимаю, что это старинная икона. И вспоминаю историю о том, что московский список Казанской иконы Божией Матери был якобы похищен из храма на Красной площади. Причем никто не мог объяснить и толком рассказать, как это он был похищен. А что, воров не схватили, или была погоня, и кто вообще сказал, что он был похищен? Нет этой информации. И тогда мне приходит мысль: так может, никто его не похищал, а просто спрятали? Время такое было — спрятали образ; и то, что он оказался в Патриаршей ризнице, тоже неслучайно. Куда же принести этот образ, чтобы его никуда не дели и ни в какой музей не передали? Передали моим предшественникам, по всей вероятности, это был Патриарх Алексий II, и образ находился в Патриаршей ризнице. Вот так произошло мое соприкосновение с этой святыней, и я очень рад, что это произошло не только келейно и образ не остался там, где молится Патриарх, но что появилась возможность вернуть его на то историческое место, где он и находился, на Красной площади.

— Но это явно какие-то знаки, или это мы себе так представляем?

— Да, хороший вопрос.

— Для Церкви, для народа, для государства?

— Это очень хороший вопрос. Есть такой текст из Священного Писания: «В злохудожную душу не внидет премудрость, ниже обитает в телеси повиннем греху» (Прем. 1:4). Что это означает? Это означает: чтобы принять благодать Божию, чтобы принять чудо, нужно быть к этому готовым. Мы были к этому готовы в советское время? Нет. Мы были готовы в постсоветское время, когда были все эти турбуленции и наше сознание было переключено на совсем другое? Сейчас наступило особое время — я называю это временем сосредоточения. Россия, действительно, набрала силы — и материальные, и интеллектуальные, и научные, и военные. Множество сил! Но Россия набрала, несомненно, и духовную силу. Она стала опорой Православия во всем мире. Церковь наша не просто играет какую-то культурную роль и находится за полями общественной жизни, на периферии, обслуживая пенсионеров. Она в центре жизни людей. Вот когда все эти замечательные изменения нашей жизни состоялись, и явилась Божия Матерь, и не в злохудожную душу, а в открытую душу наших людей. К сердцам, открытым принять эту благодать. Поэтому все связано очень тесно: и состояние людей, уровень их веры, их духовности, их готовности воспринимать святыню, и чудеса, которые Господь совершает. Еще раз скажу: в злохудожную душу не внидет премудрость. Эти события свидетельствуют о большом сдвиге, который произошел в сознании нашего народа и в духовной жизни людей.

— Ваше Святейшество, сейчас, как мне кажется, больше всего молятся, взывают к Богу наши ребята там, на передовой, в окопах, перед боем и принимая атаки неприятеля. Слава Богу, у нас уже появилось ощущение абсолютной неотвратимости победы, она будет, мы ее добудем. Но люди продолжают гибнуть — и воины, и мои коллеги журналисты, и простые, обыкновенные люди, горожане, причем как в зоне проведения операции, так и в приграничных районах. Вот как им помочь? Как успокоить, как дать надежду?

— Вопрос, на который у меня лично нет ответа, — как? Потому что все это очень индивидуально. Одно слово должно быть обращено к воину, которому дается опаснейшее задание, связанное с прямым соприкосновением с врагом, и он осознает, что мало шансов вернуться после этого задания. Другое дело — это командир, который находится, может быть, вне зоны прямого досягания со стороны врага, но принимает ответственное решение. Ну и так далее — по этой лестнице можно подниматься на самый высокий уровень. Поэтому, я думаю, одного ответа на такой вопрос быть не может. Но я бы вот о чем хотел сказать. Господь не посылает народу испытания, которые он неспособен вынести. Даже Великая Отечественная война, которая сопровождалась огромными страданиями людей, оказалась неспособной разрушить жизнь нашего народа. Вот и те испытания, которые сегодня выпадают на нашу долю, — они, конечно, ранят, но они неспособны убить, они неспособны поколебать нас как народ, они неспособны сокрушить наше мировоззрение, в которое включена любовь к Родине и готовность ее защищать. Поэтому, мне кажется, всякое испытание посылается нам не для нашей погибели или, по крайней мере, духовной погибели, а для того чтобы мы, пройдя эти испытания, стали лучше. В каком-то смысле то, что сегодня с нами происходит, — это экзамен на нашу зрелость, в том числе духовную зрелость. Вот столько лет вы жили в условиях религиозной свободы, вы построили храмы, открыли монастыри, вы стали причащаться Святых Христовых Таин. Священники работают в Вооруженных силах, ребята исповедуются, причащаются перед тем, как идти в атаку, — уже совершенно другое измерение духовной жизни. И вопрос заключается в следующем: а что это все приносит нам как народу, как стране?

Глубоко убежден: если бы не было этого возрождения и, сохрани Бог, если бы произошла такая междоусобная брань, то она протекала бы совсем иначе и последствия ее были бы очень опасными для нашей страны. А сегодня у народа, у страны есть потенциал отражать тех, кто чает сокрушить Отечество наше. Именно так мы молимся в особой молитве на Литургии — за мир, за прекращение военных действий и за победу нашу. Надеемся, что так оно и будет.

Еще раз хочу подчеркнуть, что наши победы куются не только на поле брани. Они куются начиная с детских садов и школ. Они куются в наших молодежных группах в учебных заведениях, где молодые люди размышляют о стране, о будущем, о своей собственной жизни. Ну и, конечно, Церковь продолжает осуществлять совершенно особое служение. Дай Бог, чтобы мы, мобилизуя все силы, которые у нас есть, стали сильнее — в первую очередь сильнее духовно. Стали более мужественными, более самоотверженными, более заточенными на готовность служить Отечеству и даже, если потребуется, жизнь свою положить за други своя.

— Как Вы знаете, есть у нас такие люди, которые не захотели стать сильнее и два года назад, в феврале 2022 года, стали уезжать из страны, — их все чаще называют «испуганцы». Так вот, эти испуганцы, которые, наверное, имели иллюзию того, что рай на земле — там, на Западе, и там им будет хорошо, сейчас, по всей видимости, распрощались с этими иллюзиями, потому что начинают возвращаться. Возвращаются всё больше и больше, и вот здесь две точки зрения. Одни говорят: им надо помогать, надо их вернуть. А другие говорят: да не надо им помогать, общество без таких чище будет! А вот как по-христиански?

— Не хочу ничего говорить от своей как бы мудрости или недостаточной мудрости, просто хотел бы сослаться на слово Божие. Притча о блудном сыне (Лк. 15:11-32). Вот два сына — один благоразумный, который работал, трудился, помогал отцу, а второй, получив денежки в наследство, промотал их, а потом пришел оборванный, несчастный. Ну и, конечно, возмутился сын благоразумный, потому что отец принял блудного сына. Но ведь эта притча — для всех нас. Не надо отталкивать человека, который согрешил, если он приходит с чувством покаяния, осознания своей вины. Если люди, покинувшие Россию, даже выступавшие где-то и говорившие что-то против, вернулись с пониманием того, что совершили ошибку, то Родина не может их отвергнуть. Другого подхода к этой теме, кроме христианского, я сформулировать не могу.

Наверное, могут быть затронуты и какие-то правоохранительные темы, степень вовлечения этих людей в некие преступные действия, но это уже не касается священнослужителя. А я говорю, обращая внимание на то, что среди них есть люди вполне достойные, которые ошиблись, или испугались, или действительно попытались найти в жизни что-то для себя более удобное, комфортное, но были посрамлены на этом пути. И если они с покаянием возвращаются в родной дом, то дело отца заключается в том, чтобы принять их.

— Вообще, сейчас весь мир просто в пламени войны, куда ни посмотри. А помните, как Вы были по сути министром иностранных дел Православной Церкви? Уж простите за мое сравнение, но мне кажется, Вы тогда летали по разным городам и странам даже чаще, чем Сергей Викторович Лавров в наши дни. Скажите, пожалуйста: а вообще все страны и народы — в этом мировом разломе, в этом противостоянии — они способны на преодоление раскола, на согласие, на дружбу, на любовь? Вот Вы, с учетом своего большого международного опыта, смотрите вперед с пессимизмом или все-таки оптимизмом?

— С реализмом. Не оптимизм, не пессимизм, а реализм.

— А в чем он?

— Не все так просто. Меня действительно Господь провел через удивительный опыт — я был в 119 странах мира, причем в разные эпохи. Я хорошо помню войну в Юго-Восточной Азии, Южный и Северный Вьетнам. Помню гражданскую войну в Лаосе, я тогда находился на территории этой страны с гуманитарной миссией. Я был членом группы директоров одного фонда, который был создан во Всемирном Совете Церквей для оказания помощи страждущим людям в Юго-Восточной Азии. Небольшой международной группой мы посещали деревни в местах проведения военных действий, с тем чтобы определить проекты, на которые следовало бы направить деньги. Тогда я соприкоснулся со страданиями людей в джунглях. Не буду всего рассказывать, но была тема, с одной стороны, для меня очень интересная, с другой стороны, достаточно опасная. Вот тогда Господь привел меня в соприкосновение с огромными страданиями людей, и я понял, что оказание помощи — это тот ответ, который христиане должны реализовывать. Не знаю, в полной ли мере я ответил на то, о чем Вы меня спросили, но мысль моя ушла в прошлое. Исходя из этого прошлого, я бы хотел так же поступать и сегодня.

— Преследования канонической Русской Православной Церкви на Украине. Сначала захват Киево-Печерской лавры, потом попытки запрета канонической Церкви… Такое ощущение, что они хотят сделать из нашей Церкви один из двигателей гигантского конвейера по производству ненависти по отношению к русским и к России в целом. Как Вы думаете, хоть что-нибудь у них получится?

— Ну, что-то уже получилось, но очень коряво и, простите меня, глупо. Они пошли по пути создания раскола, ведь они же не могли заставить всю Церковь занять ту политическую позицию, которую большинство людей не разделяло и не разделяет. Именно политические факторы привели к тому, что была создана раскольническая «церковь» на Украине; к сожалению, ее поддержал Константинопольский Патриарх. Всем же ясно, что Константинопольский Патриарх — это не свободный человек. Он находится под сильным влиянием тех, кто имеет силу в этом мире. Он не имеет поддержки, не имеет собственной паствы в том месте, где находится (я имею в виду Турцию); ему действительно непросто. По всей вероятности, этот неблагоприятный контекст и формирует позицию Константинопольского Патриарха, с которой очень многим невозможно согласиться. И потому поддержка раскола на Украине — это не просто ошибка Константинопольского Патриарха, это его великий грех.

Кстати, вернусь к одному очень интересному сюжету. Достаточно давно мне стало известно о том, что наши политические противники, противники нашего государства размышляли о причинах влияния Советского Союза, а затем и России на арабский мир, на Восточное Средиземноморье, на православный мир. И вот какое суждение вынесли: главной и основной «мягкой силой», которая якобы осуществляет политику государства в отношении этих регионов, является Русская Православная Церковь. Они, конечно, ошиблись, потому что Русская Православная Церковь никогда не оказывала политического влияния. Но в чем-то они не ошиблись...

— Ну, духовно это точно…

— Потому что мы братья по вере с теми самыми людьми, и в этом смысле, конечно, Русская Православная Церковь являлась фактором развития добрых братских отношений и с Грецией, и с православным арабским миром, и со всей этой частью…

— Балканские страны…

— Балканские страны. В этом смысле, конечно, «мягкая сила», и не только с нашей, но и с той стороны. И эта духовная сила не может быть жесткой; духовная сила всегда направлена на достижение идеалов, которые прописаны в Евангелии. Поэтому, полностью отказываясь от той трактовки «мягкой силы», которую западные аналитики приписывали Русской Православной Церкви, я одновременно скажу, что Церковь, конечно, играла очень важную роль в сохранении духовного единства Православия. И когда начались эти раскольнические процессы, за ними, не сомневаюсь, стояла политическая воля не только врагов России, но и врагов Православия. Потому что оторвать Русскую Церковь от Церквей Ближнего Востока — значит ослабить в первую очередь те Церкви. Но, по милости Божией, все-таки большинство православных лидеров — люди мудрые, и они не поддаются на такого рода давление, хотя это давление осуществляется и кое-кто сдает свои позиции. Однако некоторые главы Церквей мужественно этому сопротивляются. Естественно, по известным причинам имена этих людей я произносить не буду, но благодарю за мужественную и твердую позицию, направленную на сохранение единства с Русской Православной Церковью, а значит, это и есть борьба за единство всего Православия.

— Вы упомянули Восточное Средиземноморье, как раз те места, где родился и прошел свой земной путь Христос. Сейчас ведь и там все в огне. И несмотря на то, что все мировые религии на Святой Земле в один голос заявляют, что молятся только за мир и ни за что другое, война-то продолжается. Вот как Вы думаете, как найти дорогу к миру на Ближнем Востоке?

— У меня, конечно, нет и не может быть каких-то политических рецептов. Да, наверное, все рецепты уже давно перепробованы, и ничего из этого не получается. Речь идет в первую очередь о том, что существует достаточно сильное напряжение между арабским населением и еврейским населением. Опять-таки, не буду входить в политические или экономические причины этого, хотя, наверное, и то, и другое присутствует. Но ведь это напряжение не сегодня родилось, оно существовало и в прошлом. И поэтому, если говорить о путях и средствах преодоления этого конфликта и вообще о примирении людей, мне кажется, нужно очень активно вовлекать религиозных лидеров. И уважаемых мусульманских лидеров, и уважаемых иудейских лидеров, и христианских лидеров. Потому что если между лидерами этих групп будет действительно установлено единомыслие по поводу того, что и как нужно делать для сохранения мира, то это единомыслие может быть реализовано в политических концепциях и повлияет на предотвращение дальнейшей военной эскалации. Но об этом пока можно только мечтать, потому что, как я понимаю, при всем желании некоторых религиозных лидеров активно включиться в эту проблематику не все получается так, как хотелось бы.

— Ну, будем надеяться. Ваше Святейшество, большинство российских семей отмечают Рождество, и вот мой, наверное, традиционный, но каждый год очень актуальный вопрос. Как среди наших бед и тревог разгрести пространство, чтобы было место для праздничной радости?

— Для меня праздничная радость — это состояние души. Я знаю, что у некоторых людей синонимом радости является веселье.

— Но есть разница…

— Да, есть большая разница: нельзя все время веселиться, с ума сойдешь. Вообще, веселье — это энергетически очень затратная эмоция, и каждый это знает. Нельзя смеяться весь вечер — на следующий день от этого голова болит. А что нужно? Нужно, чтобы на сердце была радость, чтобы были сбалансированы наши чувства, чтобы мы действительно воспринимали переживаемое как духовно важное событие. Кто-то из людей, не разделяющих религиозные убеждения, с этим не согласится. Но, на мой взгляд, без веры в Бога это невозможно. Говорю от своего собственного опыта: не могу себе представить, как вообще можно иметь радость, ту самую, о которой мы говорим «радость в Святом Духе», если ты отрицаешь и Духа, и Бога, и замыкаешь все свое мировоззрение в рамки только материального мира, а значит, и жизнь свою замыкаешь в рамки этого материального мира. А потом что? Холмик — и ничего?

— И ничего с собой не забрал…

— И ничего с собой не забрал. Если человек верит, что холмиком все кончается, то это же несчастный человек! Больше того, если вы не верите в вечность, если вы не верите в суд Божий, то это же очень влияет на вашу мотивацию здесь. «Если Бога нет, то все дозволено», — сказал классик. Так оно и получается: живи, как хочешь, делай, что хочешь, а какие-то законы обойти можно. Но если ты понимаешь, что холмиком ничего не заканчивается, что душа бессмертна и ты предстанешь пред Богом, ты будешь судим по тому, как ты жил, — вот тогда и мозг включается, и чувство самосохранения возникает. И человек двадцать раз подумает: а мне надо сейчас обманывать или не надо? Мне нужно разрушать мою семью или не нужно? Можно взять в долг большие деньги и куда-то убежать, оставив в нужде того, у кого деньги взял, или не стоит? Вот такие вопросы можно задавать до бесконечности.

Другими словами, совесть — удивительный внутренний голос, и этого голоса не существовало бы, если бы Бога не существовало. Потому что голос совести точно совпадает с Божественными заповедями. Но, к сожалению, совесть — хрупкая конструкция. Ее можно разрушить, ослабить, создать такую систему псевдоценностей, в которой совесть начинает говорить: «в общем, это не совсем плохо», и таким образом человек теряет способность реально отличать добро от зла. А это самое страшное!

Вот все то, что делает Церковь, вообще религиозная вера, то, что делает высокое искусство, пробуждая и развивая эстетическое чувство, оказывает благоприятное влияние на душу человека. Ведь искусство гармонично, и гармония входит в сознание и душу человека. А гармония — это то, что может быть только от Бога. Потому что взорвавшаяся комета никакой гармонии в себе не несет. Взорвавшаяся планета никакой гармонии не несет. И если мир был создан из всех этих неживых летающих космических объектов, то в этой вселенной никакой совести нет. Совесть — от Бога; это самое сильное доказательство того, что Бог существует. Нам иногда говорят: совесть — это результат человеческого развития, она формируется под влиянием внешних факторов — культуры, образования и так далее. Это неправда. То, что хорошо, хорошо для всех, и для образованных, и для малообразованных. И совесть начинает работать в человеке тогда, когда человек нарушает Божии заповеди, даже не зная этих заповедей.

Дай Бог, чтобы голос совести никогда не исчезал и чтобы мы берегли этот драгоценный инструмент, который даже вне зависимости от того, насколько часто мы молимся или не молимся, ходим в храм или не ходим, помогает нам не потерять связь с Творцом.

— Когда мы говорим «мы русские, с нами Бог», мне кажется, что лучшим доказательством является это огромное количество народа, которые сейчас если не на войне, то точно помогают нашим воинам чем только могут. Смотрите, волонтеры — мы даже не представляли, какое огромное количество этих замечательных людей в нашей стране. Вот это и есть Бог? Я прав?

— Да, там, где жертвенность, там, где человек отдает самого себя, там Бог. Почему? А потому что физическая природа человека во имя самосохранения предполагает динамику к себе, а не от себя. Надо же сохранить себя, надо выжить. Значит, нужно к себе, а если вы отдаете от себя, то нередко подвергаете себя риску, ослабляя свою материальную составляющую. А когда мы идем добровольцами навстречу смерти, подвергаем свою жизнь опасности? Откуда, из какой материальной субстанции может произрасти сам этот подвиг — отдача своей собственной жизни?

— Только свыше.

— Только свыше. Господь через совесть нами управляет. Может быть, человек креститься не умеет или в мечеть не ходит, но голос совести заставляет его поступать так, как Господу угодно. Вот почему нужно всегда прислушиваться к своей совести и ни в коем случае не доводить дело до того, когда совесть разрушается. Мы говорим иногда: бессовестный человек. Нет совести, он разрушил самое важное, что есть в человеческом измерении жизни. Поэтому дай Бог, чтобы все, что работает на сохранение совести, — это, конечно, и религиозный фактор, и высокая культура, и воспитание, которое включает в себя любовь к Отечеству, помощь ближним, — чтобы все это помогало людям сохранять совесть, а вместе с совестью ответственность за самого себя, за своих родных и близких, за свою страну.

— Ваше Святейшество, огромное Вам спасибо за Ваши слова, за это интервью. И еще раз поздравляю Вас с праздником, со Светлым Рождеством!

— Благодарю Вас, спасибо.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6091171.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршее слово после великой вечерни в праздник Рождества Христова

7 января 2024 г. 22:15

Вечером 7 января 2024 года, в праздник Рождества Христова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великую вечерню в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с праздником Рождества Христова.

Благодарю Вас, владыка митрополит Ювеналий, за Ваши добрые слова, а также за Ваше многолетнее особое служение Церкви Божией. Хорошо знаю об этом служении, в том числе в те трудные времена, которые мы проходили вместе. И замечательно, что в Вашем лице мы соприкасаемся с опытом и духовными трудами предшествовавших нам святителей, которые в тяжелейшее время сохранили в пастве веру и любовь к Богу. Сохранили многие храмы, которые могли быть закрыты или разрушены, и действительно привели ковчег нашей Церкви к спасительной пристани. В Вашем лице я вспоминаю и благодарю также тех, кого сегодня уже нет с нами, но кто сделал очень многое для того, чтобы мы, вместе с молодым поколением московского духовенства, приняли ту эстафету жертвенного служения Церкви, которую несли предыдущие поколения.

Действительно, мы живем во времена, когда в жизни Церкви произошли удивительные перемены. В первую очередь это касается города Москвы — нет ни одного мегаполиса в мире, где бы строилось и открывалось столько новых храмов. Я уже неоднократно об этом говорил, но повторяю еще и еще раз: информация о том, что у нас строятся сотни храмов, приводит в шок наших, как говорят, партнеров на Западе, где храмы, к сожалению, закрываются и перепрофилируются.

Почему же так происходит на Руси? Казалось бы, в послереволюционные годы было сделано все для того, чтобы истребить веру, — страшные гонения, разрушение храмов, преследование верующих… Кто бы мог выдержать все это, не дрогнуть, не отказаться от своей веры или не уйти в подполье? А народ наш благочестивый, наше духовенство старшего поколения вынесли эти испытания и привели церковный ковчег в тихую гавань. Мы никогда не должны забывать духовный подвиг нашего духовенства, наших верующих людей, которые в трудные годы борьбы с Церковью огромной государственной машины сохранили веру и передали ее следующим поколениям.

Сегодня мы можем свидетельствовать о каких-то почти чудесных событиях в нашей церковной жизни. Строятся новые храмы, реставрируются храмы старинные, и все это сопровождается обновлением нашей духовной жизни, ведь храмы наполняются народом. Я придаю большое значение посещению новых храмов, я их освящаю, встречаюсь с людьми, в том числе с молодежью. Я вижу эти новые приходы города Москвы, встречаюсь с людьми, которые, наверное, никогда бы не стали ходить в храм, если бы он не был построен так близко от них. Я спрашивал многих: «А когда вы к Богу обратились, когда вообще стали в храм ходить?» И ответ был такой: «Я никогда в церковь не ходил. Спрашиваю: а что здесь будет? Мне говорят: храм строим. Пожал плечами. Потом вижу, как котлован застраивается, как возводятся стены, и спрашиваю себя: а почему я не участвую?» Вот так на этом этапе многие стали принимать участие в строительстве храмов — не только своим вниманием и заботой, но и своим материальным вкладом. И ведь действительно чудо Божие! Мы построили больше двухсот храмов за это короткое время. Нам еще предстоит построить столько же. Но я ничуть не сомневаюсь, что если Господь даст всем нам силы, мы доведем до конца эту замечательную Программу строительства новых храмов.

Еще раз хочу сказать: это ведь не только церковные здания, это не только службы. Храмы объединяют людей, объединяют молодежь, и в нашей Церкви происходит то, чего мы даже помыслить не могли в советское время. Создаются реальные общины, в которых, помимо богослужений, совершается много добрых дел, ведется социальная работа, образовательная работа с молодежью. И вся эта активность совсем не замирает, как иногда бывает — с энтузиазмом взялись и остыли. Никакого остывания, никаких пауз, и сердце мое радуется, когда я вижу ваши труды, мои дорогие отцы, братья и сестры. Низкий всем поклон и благодарность от вашего Патриарха.

Думаю, происходящее сегодня в России — это очень сильный сигнал всему миру, особенно западному миру, богатому, комфортному, но теряющему веру настолько, что место христиан занимают сегодня представители другой монотеистической религии. В лучшем случае закрытые христианские храмы передаются под мечети; а в худшем там создаются рестораны, кафе, увеселительные заведения. Что это и как мы можем все это оценить — с высоты своего тяжелейшего исторического опыта и одновременно очень вдохновляющего опыта возрождения религиозной жизни? Только под одним углом зрения — все это плохо. Богатство, которое не сопровождается ростом духовной жизни, не может не привести к глубокому кризису.

В данном случае говорю не только о тех, кого сейчас упомянул, — я о нас самих говорю. Дай Бог, чтобы у нас не было никакого застоя, никакой остановки, никакого подобия духовного кризиса. А чтобы было так, каждый священник, каждый настоятель, каждый архиерей не должен почивать на лаврах и говорить «душа, пей, веселись, все у тебя есть» (см. Лк. 12:19). Мы должны постоянно ставить перед собой новые задачи и решать их.

А задач еще очень и очень много, потому что подлинного воцерковления всего нашего народа еще не произошло. Мы начали великий путь духовного возрождения народа нашего, но еще предстоит многое сделать. Я призываю в первую очередь епископат всей нашей Русской Церкви. Обращаюсь сейчас не только к тем, кто здесь присутствует, но и ко всем, кто увидит и услышит меня через современные средства связи. Помните, что мы в начале очень важного пути и ни в коем случае не должны почивать на лаврах. Мы должны ставить перед собой новые задачи и решать их. А наша главная задача — это возвращение к вере православной большинства нашего народа, который исторически был православным, глубоко религиозным. Опираясь на веру, народ наш совершал чудеса, побеждал в битвах, строил великую державу. И дай Бог, чтобы замечательные героические страницы нашей церковной истории, истории созидания Святой Руси, продолжали записываться делами нынешних поколений.

Верю, что так и будет, и порукой тому — все, что происходит сегодня и в городе Москве, и в других городах и весях нашей страны. Благодарим за все Господа, ни в коем случае не приписывая себе всех этих свершений. Все это — Божественное снисхождение к нам, может быть, в ответ на мученичество и страдания наших отцов и дедов, на великий подвиг старшего поколения священнослужителей, которые сохраняли в народе веру, несмотря на очень сложные внешние обстоятельства. И мы будем продолжателями этих замечательных свершений.

Всем вам, мои дорогие Преосвященные владыки, отцы, братья и сестры, желаю в первую очередь постоянно актуализировать свою веру, то есть делать ее живой. Не просто посещать храм, в лучшем случае раз в неделю, но жить этой верой, жить христианскими идеалами, чтобы действительно наша жизнь была пронизана Божиим благословением и любовью, чтобы эта жизнь процветала христианской добродетелью. И если действительно будет так в масштабах всей страны, то Россия будет непобедима во всех смыслах этого слова.

Конечно, особая ответственность за все, о чем я сейчас говорю, лежит на нашем епископате и нашем духовенстве. Хотел бы еще раз поблагодарить московское духовенство за достойное совершение как богослужений, так и всех тех больших и важных дел, которые сегодня совершаются на приходах. Хотел поблагодарить также приходские активы и призвать к дальнейшим трудам во благо Святого Православия в нашем Первопрестольном граде.

И да помогает всем нам Господь идти, нисколько не сомневаясь, тем путем, который Он указывает нам. А путь этот связан с укреплением нашей веры, ее актуализацией, то есть совершением тех дел, которые проистекают из наших религиозных убеждений. Верю, что наша жизнь еще больше изменится к лучшему, и призываю в помощь угодников Божиих, святителей Московских и прочих, в земле нашей просиявших, чтобы они пред лицом Божиим молились и о земле Русской, и о Церкви нашей, и о нашем народе. А мы со своей стороны должны, укрепляясь в вере, жить по ней и сохранять молитвенную связь с теми святыми, которые просияли на небосклоне Святой Руси.

Да хранит Господь землю нашу, страну нашу, город наш и Церковь нашу, Исповедницу, прошедшую через горнило жесточайших жизненных обстоятельств и гонений. Дай Бог, чтобы церковная жизнь процветала новыми добродетелями и новыми духовными подвигами. И да помогает всем нам Господь на этом пути дальнейшего духовного возрождения нашего народа и нашей страны. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6092378.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в праздник Собора Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

8 января 2024 г. 14:18

8 января 2024 года, в день попразднства Рождества Христова, праздник Собора Пресвятой Богородицы, день памяти праведного Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

На второй день после Рождества Церковь вспоминает родственников Спасителя еже по плоти, тех, кто был в родстве с Его Пречистой Матерью: Иосифа Обручника и прочих близких по плоти Господу, включая Давида-царя, потому что из рода Давидова была Пречистая Дева Мария. Вспоминая эту замечательную семью — Богоматерь, Обручника Иосифа, который хранил Ее девство и заботился о всей семье, — мы невольно задумываемся о важности того, что собой представляет семья, этот Богом установленный институт.

Действительно, семья формирует личность младенца и закладывает в сознание ребенка те истины и ценности, которые сохраняются на протяжении всей жизни. С тем, что ребенок воспринимает и включает в свое сознание в детские, младенческие, отроческие годы, человек обычно живет всю жизнь. Все это видоизменяется, люди взрослеют, получают образование, определенный жизненный опыт, но сама эта, как теперь говорят, матрица, заложенная в детстве, не исчезает. Вот почему Церковь придает особое значение воспитанию детей и молодежи.

Я обращаюсь сегодня ко всем нашим православным семьям: пожалуйста, заботьтесь о воспитании своих детей! Не отдавайте их души на растерзание темных сил, которые иногда господствуют в окружении детей. Я не буду сейчас критиковать фильмы или какие-то передачи по телевидению, но мы знаем, что не вся эта масс-медийная продукция работает на созидание человеческой души. К счастью, нужно сказать, в нашей стране многое изменилось за последнее время, в том числе работа средств массовой информации. За это нас критикуют наши противники, не заинтересованные в том, чтобы через СМИ формировались здоровые и сильные люди, преданные Богу, Церкви, Отечеству своему. Но мы знаем, насколько это важно. А если в образовательном процессе, может быть, не хватает этих существенных элементов, все это должна возмещать семья. Но самое главное — это воспитание младенца, ребенка, отрока, когда он полностью открыт к восприятию того, что говорят родители. И если из-за усталости, занятости, разных других жизненных обстоятельств родители уделяют меньше внимания воспитанию ребенка, то это грех, который они берут на душу. Ведь пред Богом ответят за своих детей! Вот что нужно помнить: недостатки в воспитании — это грех пред Богом, особенно если результатом ошибок в воспитании становятся безбожие, отрицание духовных ценностей, безнравственный образ жизни, когда человек попадает в орбиту влияния темных сил.

Сегодня действительно день семьи, как его понимает Церковь Божия. Пречистая Богоматерь, Иосиф Обручник — в этой удивительной атмосфере ветхозаветного благочестия воспитывался Младенец Иисус, и это ли не пример того, как нужно заботиться о воспитании детей с младенческого возраста? Некоторые говорят: «Трудно ребенку дошкольного возраста в храм ходить, службы долгие». По своему опыту скажу: совсем не трудно. Может быть, первоначально трудно, а потом ребенок втягивается. Я не помню, в каком возрасте меня родители привели в храм, но я стал осознавать себя очень рано, с трехлетнего возраста, и самые яркие моменты жизни у меня ассоциируются с посещением храма. Не могу приводить свой личный опыт в пример всем, многое за это время изменилось, но мне бы хотелось еще и еще раз подчеркнуть, как важно воцерковление ребенка не только посредством совершенного в церкви обряда, но и посредством посещения храма, воспитания в церковном духе, причащения Святых Христовых Таин.

Я обращаюсь ко всем, кто меня слышит, а меня услышат и увидят многие, потому что все это передается сегодня по телевизионным каналам. С самого раннего детства заботьтесь о духовном воспитании ребенка, и вы привьете ему очень сильный иммунитет от зла, от всего, что разрушает человеческую личность. Именно такое воспитание формирует человека, достойного называться христианином, гражданином страны нашей, защитником Отечества нашего. Недаром на протяжении большей части нашей национальной истории так и воспитывались дети, и мы знаем, какие герои из них вырастали, какие замечательные ученые, мыслители, философы, общественные и государственные деятели. И о многих царях можно сказать, что это были выдающиеся государственные деятели, во многом способствовавшие укреплению Отечества нашего и становлению России как великой державы.

Сегодня, вспоминая Пречистую Богоматерь и Обручника Иосифа, эту благочестивую семью, будем просить Господа и Его Пречистую Матерь, чтобы и наши семьи были способны воспитывать детей, которые понесут ту духовную эстафету, что принимает каждое последующее поколение от поколений предыдущих, особенно в той части, которая касается передачи духовных ценностей, связанных с самым важным, что только есть в человеческой жизни, — с заботой о спасении и вечной жизни с Богом. И да помогает всем нам Господь трудиться над воспитанием подрастающего поколения — будущих защитников Отечества, любящих Родину, преданных Церкви и всем сердцем чувствующих Божие присутствие в своей жизни.

Всех вас, мои дорогие, поздравляю с этим замечательным церковным праздником, имеющем такое большое значение для благополучия жизни всего нашего народа.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6092518.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в праздник Крещения Господня после Литургии в Храме Христа Спасителя

19 января 2024 г. 14:24

19 января 2024 года, в праздник Святого Богоявления — Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию и чин великого освящения воды в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие владыки, отцы, братья и сестры, всех вас сердечно поздравляю с великим праздником Богоявления!

Господь явился миру — вот что означает Богоявление. И в древности был только один праздник Богоявления, в который входило празднование и события Рождества Господня в Вифлееме, и Его явления миру на берегах реки Иордан. Так продолжалось достаточно продолжительное время, но затем было принято решение разделить эти два празднества. В этой традиции мы и празднуем сегодня единое событие — явление Бога людям в Иисусе Христе, Спасителе нашем.

Событие Богоявления, как ни одно другое, изменило ход человеческой истории. Конечно, светские историки могут оспаривать этот тезис, но это очень трудно, потому что никакое другое историческое событие не повлекло таких последствий для жизни личности, общества, да и всей человеческой семьи. Все, что Господь принес в мир Своим словом, Своей жизнью, Своими страданиями, Своей смертью, Своим Воскресением, стало неотъемлемой частью, как теперь говорят, общечеловеческих ценностей. Наверное, и ценностей этих бы не было, если бы не пришел в мир Спаситель.

Многие не признают Спасителя в силу иного религиозного выбора или же, как мы говорим, по неведению, забвению, малодушию или окамененному нечувствию, но сам факт пришествия в мир Спасителя и огромное влияние этого события на всю последующую историю невозможно оспорить. Ни одно другое историческое событие не переменило так человека, общество, государство, культуру — все то, что и создает нашу с вами жизнь, и личную, и общественную.

Событие Богоявление, пришествия в мир Господа должно давать каждому из нас огромные духовные силы, способность преодолевать трудности нашей жизни. Ведь у каждого из нас есть проблемы — большие и маленькие, личные, семейные, связанные с профессиональной деятельностью, — и это нас удручает, угнетает, а иногда делает нас несчастными. Но в свете пришествия в мир Спасителя все эти проблемы становятся микроскопическими. Они нас волнуют, иногда через эти обстоятельства диавол разрушает наш внутренний мир, но каждому христианину нужно помнить, что Господь пришел в мир, и Он из этого мира никуда не ушел, Он присутствует Святым Своим Духом.

Всякий раз, когда мы причащаемся Телу и Крови Спасителя, мы реально с Ним соединяемся. И это никакой не обряд, не обычай — это великая тайна соединения Божественного с человеческим, которую мы называем Таинством Святой Евхаристии. И каждый из нас, причастившись Телу и Крови Спасителя, несет в себе частицу Божественной жизни.

Вот почему требуется особое отношение к принятию Святых Христовых Таин. Иногда мы не вполне достойно приступаем к Святой Чаше и причащаемся не во спасение души, а в суд и осуждение. Поэтому всякий раз, когда мы намереваемся приступить к причащению, мы действительно должны осознать свои грехи, исповедовать свои ошибки, примириться с ближними, очистить, насколько мы можем, свою волю, свои чувства, нашу внутреннюю жизнь. И причащаться Христовых Таин с трепетом, радостью, с осознанием того, что мы причащаемся Самому Божественному Спасителю Господу нашему Иисусу Христу.

Все то, чему мы научаемся через такие события, как Рождество Христово и Его Богоявление, должно помочь нам с вами открыть подлинную перспективу нашей жизни, подлинный ее смысл. Мы часто думаем о решении повседневных проблем: у кого-то они очень большие, как у политиков, у кого-то не столь большие, а у кого-то совсем маленькие, на уровне личных и семейных дел, но на самом деле все это очень важные для нас вопросы и дела. Но все, с чем мы сталкиваемся, особенно когда это вызывает напряжение внутренних сил и омрачает нашу душу, должно преодолеваться в первую очередь верой в то, что Господь пришел к нам, Он вместе с нами, а потому у нас есть всегда Защитник. Даже когда нас в чем-то обвиняют или обижают люди намного сильнее нас, у каждого из нас есть Защитник — Господь. Только мы должны уметь привлекать Его силу своей молитвой и своей верой — не суетной, не суеверной, а искренней, чистой верой и убежденностью в том, что Господь есть Господь истории, Господь есть Господь всей вселенной, Он над всеми. И, обращаясь к Нему, мы обращаемся к самой сильной защите, к самому сильному покровительству.

Правда, иногда наши обращения к Господу столь суетные, столь мелкие, что, может быть, и не стоило бы к Богу с ними обращаться. Но опять-таки, ведь это вопрос того, как человек их воспринимает. Иногда и самое мелкое затруднение вдруг становится проблемой, терзающей душу, нарушающей внутренний мир, создающей конфликты с другими. И когда мы просим Господа избавить нас от этих искушений, соблазнов, излечить нашу скорбь, то даже просьба о немногом может обернуться значительными добрыми последствиями для нашей жизни.

Сегодняшний день особый — день Богоявления, день, когда Господь открыл Себя как Троица Единосущная и Нераздельная Своим ученикам, а через них — всему роду человеческому. И потому будем сегодня особым образом просить Господа, чтобы Он пребывал с нами, чтобы не оставлял нас за наши грехи, за наше малодушие, неверие или, как я нередко говорю, за окамененное нечувствие, когда мы перестаем вообще что-то чувствовать, кроме нашей личной боли и своих личных проблем.

Да помогает нам Господь восходить от силы к силе, укрепляться в вере, укрепляться в молитве и за самих себя, и за своих родных, близких, за Отечество наше, за власти, за воинство, за всех тех, кто особо нуждается в нашей молитве. И верим, что Господь, снисшедший к роду человеческому, воплотившийся от Пречистой и Пренепорочной Девы Марии, крестившийся в водах Иордана, вступивший на путь служения, восшедший на Голгофу, умерший телесно и воскресший как Бог, пребывает с нами.

А если с нами Бог, то какая же сила может побороть нас? Насколько же важно, чтобы Господь действительно был с нами! Но есть только одна возможность обеспечить присутствие Бога в нашей жизни — это наша вера. И поэтому сегодняшний день, как, может быть, никакой другой, призывает нас укрепиться в вере, благочестии, переосмыслить какие-то моменты в своей жизни, дать оценку тому, что является реально греховным и отягощает нас.

Да поможет нам Господь именно таким образом возносить сегодня наши молитвы к Всевышнему Творцу, Который в Сыне Своем явил нам образ смирения, кротости и жертвенности. И да сохранит нас Господь от всякого зла, от всяких искушений, а Отечество наше от всяких врагов внешних и внутренних, особенно сейчас, в достаточно непростое время, через которое мы все проходим. Пусть благодать, почерпнутая нами в таинстве Крещения, пребывает с нами, укрепляя наши немощные силы и даруя надежду на жизнь вечную. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6095469.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в Крещенский сочельник после Литургии в Храме Христа Спасителя

18 января 2024 г. 13:37

18 января 2024 года, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию св. Василия Великого и чин великого освящения воды в Преображенской (нижней) церкви кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с великим двунадесятым праздником Богоявления — Крещения Господня.

Этот праздник тесно связан с Рождеством Христовым и в глубокой древности был соединен с ним в единый праздник, почему и называется праздник Крещения также словом «Богоявление». Господь пришел в мир в Вифлеемской пещере, но явил Себя миру через Крещение на Иордане, когда голос Бога Отца и сошествие Святого Духа свидетельствовали всем, кто был способен это увидеть и понять, что Бог воплотился и Сын Божий стал Сыном Человеческим, для того чтобы спасти мир.

И мы знаем, какой огромный переворот в сознании людей произвела эта Божественная весть. Была создана огромная христианская цивилизация, и людям казалось, что ничто не может поколебать основы христианского мироустройства. Эта цивилизация достигла своего особого расцвета в Византии, и действительно казалось, что благодать Божия сошла на мир. В знак присутствия Бога в мире, промышления Бога о мире в Константинополе был построен величественный кафедральный собор Святой Софии, Премудрости Божией. Он напоминал собой вселенную — огромный купол, совершенно феноменальное по тем временам, да и не только по тем временам инженерное сооружение, был без всяких поддержек распростерт над огромной площадью храма, чтобы тем самым свидетельствовать, что Бог пришел в мир, что высочайшей ценностью человеческой жизни является вера в Бога Творца, а величайшим действием, которым должна быть наполнена наша жизнь, — установление связи человека с Богом.

Так думали наши благочестивые предки. Не потому, что они не были просвещены так, как люди XXI века, — совсем не потому! А потому что, выйдя из оков язычества, на опыте собственной жизни познав всю опасность языческих заблуждений, то есть поклонения ложным богам, люди с великой радостью приняли весть о пришествии в мир Сына Божия. И с какой же радостью они отдавали свои мысли, сердца, души, а иногда и жизнь за эту веру!

Многое прошло с тех пор. И Святая София больше не храм, да и многое другое изменилось в жизни христиан, но, думаю, одно сохраняется среди верных учеников Спасителя — это вера в Его пришествие, вера в то, что Он Своими страданиями искупил от грехов человеческий род, и вера в то, что Он с нами, через нашу жизнь в Церкви, через приятие Его Тела и Крови в Святой Евхаристии. Он вместе с нами, когда мы искренне молимся Ему, а если бы мы не чувствовали помощь свыше, то наверняка и не молились бы.

И сегодняшний день, абсолютно замечательный как по своему историческому происхождению, так и по тому благочестию, с которым связано воспоминание события Крещения, свидетельствует нам о величайшей милости Божией, о присутствии Триединого Бога в роде человеческом и, конечно, призывает всех нас хранить в сердцах своих веру, стараться жить по законам этой веры. Ведь это не человеческие законы, для одного поколения убедительные и привлекательные, а для последующих становящиеся пустым звуком; они исходят не от какой-то мудрости, не от какой-то философии. Не на этих ценностях мы должны основывать свое мировоззрение и свою жизнь, а на глубочайшей уверенности в том, что Бог, сотворивший небо и землю, явился роду человеческому в Сыне Своем, Господе нашем Иисусе Христе, Который через страдания и смерть даровал нам присутствие в нашей жизни Святого Духа.

Именно силой Божественного Духа и существует Церковь Божия. Силой Божественного Духа существует вера в сердцах людей. Именно сила Божественного Духа способна исцелить наши недуги душевные и телесные, укрепить наш разум, дать нам правильные ориентиры в жизни, помочь ни при каких обстоятельствах не поддаваться на искушения и соблазны, но твердо идти по пути, который заповедан нам Самим Господом через Его святых апостолов.

И сегодня, в этот день, когда мы особенно чувствуем прикосновение к нам, через освящение воды, Божественной благодати, прикосновение иного бытия, иного мира, мы должны ясно сознавать, что этот иной мир совсем недалеко от нас. Он рядом с нами. Когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, вкушая Тело и Кровь Спасителя, мы входим в этот мир. Когда нас окропляет святая вода, мы соприкасаемся с этим Божественным миром. Когда мы в горячей молитве просим Господа и особенно когда совершаем добрые дела во имя Божие, мы соприкасаемся с этим миром, и это соприкосновение дает нам надежду на спасение и в этой жизни, и в жизни вечной.

Всех вас, мои дорогие, я еще раз сердечно поздравляю с этим светоносным праздником, и пусть благодать Божия в ответ на нашу веру и наши скромные молитвы укрепляет нас на нашем жизненном пути. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6095245.html