Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 535906 раз)

0 Пользователей и 6 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя

22 марта 2024 г. 16:04

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.

Всечестные владыки, дорогие отцы, братья и сестры!

В этот день мы вспоминаем подвиг святого великомученика Феодора Тирона. Уже много было сказано о значении поста, о его духовном смысле, о том, что пост являет собой замечательное средство, с помощью которого каждый христианин способен принести покаяние — по-гречески «метанойя», а по-русски «изменение, перемена». Покаяние и есть перемена от худшего к лучшему; перемена образа мыслей, перемена целеполагания, которое нередко так далеко от цели спасения и жизни вечной. Ведь мы чаще всего живем другими мыслями, другими проблемами озадачиваемся; мы тратим время, силы, энергию, но не на то, от чего зависит наше подлинное благополучие здесь, в дни земной жизни, и, что особенно важно, наша участь в жизни вечной.

Когда Церковь призывает думать о смерти — не как о прекращении жизни, а как о переходе в иную жизнь, — результат этот перехода непременно связывается с тем, как человек жил, как он думал, что чувствовал, что делал и вообще, в какой степени он исполнял волю Божию. Удивительно, но суеты, в которой мы живем, становится все больше. Казалось, теперь практически никто не прилагает больших физических усилий, чтобы себя прокормить. Появилось множество машин, механизмов, развиваются наука и техника, а время будто сокращается, и напряжение еще более возрастает, что святые отцы называют диавольским поспешением. Столько сил мы употребляем, чтобы перемещаться из одного места в другое как можно быстрее; используем механизмы, чтобы как можно быстрее совершать некие технологические процессы; мы все время напрягаем свой ум, чтобы делать что-то быстрее, — а время всё сокращается. А не потому ли это происходит, что мы ум свой напрягаем и стремимся делать быстрее дела, которые важны лишь для нашей земной жизни, для нашего земного благополучия? Может быть, они действительно необходимы для народа, для страны — тогда, несомненно, и эти дела нужно совершать. Но для христианина никакое дело не может быть более приоритетным, чем молитва. Потому что через молитву мы с Богом соединяемся; в молитве мы испрашиваем у Господа помощь, в том числе на дела, которые совершаем по долгу службы или по велению совести.

Великий пост и помогает нам, или должен помочь, правильно расставить приоритеты. Суета поглощает большую часть нашего времени, отрывая нас от молитвы, от посещения храма Божьего, от совершения добродетельных поступков, затмевая те цели, от достижения которых зависит, будем мы оправданы на Суде Божием или нет. Но Великий пост дает нам возможность определить наше подлинное целеполагание, осознать, что главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего. И не только после смерти, но и здесь, на земле, стяжание Духа Святого, радости, силы духовной, благодати Божией, которая немощная врачует и оскудевающая восполняет, которая дает силы и для решения земных задач, с которыми мы по жизни сталкиваемся. Другими словами, пост — это время, когда мы должны задуматься о том, куда должны быть приложены все наши усилия. А для того чтобы мы получили оправдание у Господа, должны быть выполнены два непременных условия: крепкая веру, которая сопровождается молитвой, потому что вера без молитвы — это не вера, а также добрые дела, потому что вера без дел мертва есть (Иак. 2:20). И результатом нашего постнического подвига должно стать укрепление в навыках молитвы и доброделания. Мы очень быстро почувствуем, происходит что-то в этом направлении или нет, достигаем мы результатов или нет. Непременным знаком того, что достигаем, является изменение нашего внутреннего духовного состояния: мы становимся счастливыми людьми, многие скорби и заботы отступают. Приоритеты жизни выстраиваются в соответствии с Божиим повелением, а потому исполнение задач, которые мы в соответствии с Божиим повелением совершаем, наполняет нашу душу радостью, даруемой Самим Господом.

Поэтому наша основная мысль во время поста должна быть направлена именно на то, что и как мы должны делать, чтобы изменилось во благо наше внутреннее состояние. Церковь помогает нам ответить на эти вопросы. Мы должны молиться более продолжительно и более усердно, чем обычно. Посещать храм Божий, потому что молитва в храме имеет особую силу. Я неоднократно об этом говорил: в храме молитва каждого соединяется с молитвой других, и возносится к небу огромный столп духовной энергии сотен и тысяч людей, достигая престола Божиего. Вот почему молитва в храме не может по силе своей сравниться с молитвой домашней, какой бы продолжительной эта домашняя молитва ни была. И, конечно, покаяние — когда еще мы можем так задуматься о своей жизни, как не во время Великого поста, и принести раскаяние в своих грехах? А если приносим раскаяние в грехах, то ведь непременно вспомним и о том, что мало делаем добрых дел, а иногда и вовсе не делаем. Что мы не замечаем других людей, что живем только для себя и даже в храм ходим, потому что нам здесь хорошо. Конечно, правильно поступаем, что ходим в храм, но если ходим, а о добрых делах забываем, то мы медь звенящая и кимвал бряцающий (1 Кор. 13:1), потому что не имеем любви к людям.

Все эти мысли должны наполнять наше сознание и преломляться в духовном подвиге, который каждый из нас принимает на себя во время Великого поста. И в течение богослужений, и во время домашней молитвы нужно просить у Господа то, о чем я только что сказал. Исповедоваться также в грехах своих и просить, просить у Господа помощи на нашем жизненном пути, чтобы путь этот был отмечен духовными плодами, которые только и помогут нам войти в Царствие Божие. И да поможет нам Господь с верой и любовью, сопровождая все это добродетелью, достойно совершить постное поприще во спасение душ наших. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6114174.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в Неделю Торжества Православия после Литургии в Храме Христа Спасителя

24 марта 2024 г. 16:46

24 марта 2024 года, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и чин Торжества Православия в Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы вспоминаем победу Православия над ересью иконоборчества и в каком-то смысле завершение целой эпохи борьбы с ересями. Удивительно, но буквально с первых шагов в жизни христианской Церкви стали появляться лжеименные, как тогда говорили, знания. То есть люди, пытаясь соединить Евангелие с собственными знаниями, приходили к неким умозаключениям, которые практически полностью лишали смысла христианское послание. Уже в конце I века стали появляться целые общины, и особенное распространение они получили во II веке. Появилось такое понятие, как гносис, то есть лжеименное знание, и тех, кто исповедовал подобное понимание христианства, не проистекавшее из апостольской веры, стали называть гностиками, то есть носителями лжеименного знания.

И конец I века, и II, и даже III век были наполнены борьбой Церкви за чистоту веры, за чистоту того учения, которое принес Господь. И борьба эта была нешуточная, ведь противостояли Церкви не те, кто говорил: «Мы в Бога не верим и Христа не признаем», — совсем нет! Свои философские представления, которые были им дороги в силу воспитания и полученного образования, гностики стремились соединить с христианской верой, думая, что творят благо. Можно сравнить с тем, как и нам порой говорят: вы должны научиться говорить языком, понятным для светской интеллигенции. А когда спрашиваешь, что это означает, оказывается, что нам предлагают ввести в церковную проповедь нечто, что не в полной мере соответствует церковному учению. Может быть, кого-то из интеллигенции это бы привлекло, а может, и не привлекло, но вот вред Церкви, ее вере, ее единомыслию, был бы нанесен огромный.

Я неслучайно сказал о нашем времени, потому что попытки исказить исповедание истинной веры иными, лжеименными знаниями действительно сопровождали почти всю историю Церкви. Вот и в VIII веке, когда казалось, что все ереси побеждены и что Церковь уже ответила на все вызовы, ответила убедительно, появляется новый взгляд на христианское Предание, который отвергает иконы.

На протяжении почти тысячелетия христиане поклонялись кресту, и уже в древних катакомбах были священные изображения, а вот в VIII веке, несмотря на расцвет духовной, интеллектуальной жизни в Византии, возникает целое направление, к которому присоединились и епископы, и священники, и многие богословы, отрицавшие правомерность поклонения святым иконам и считавшие, что это не что иное, как возрождение язычества. Иконоборцы совершенно ошибочно полагали, что христиане, поклоняясь святым изображениям, тем самым поклоняются материалу, на котором эти изображения выполнены. Но ведь это совершенно превратное понимание того, чтО есть священное изображение, чтО означает поклонение иконе, полое непонимание того, что здесь нет ничего общего с поклонением творению, тем более материалу, из которого сделано священное изображение. Все это вызвало долгую богословскую и, я бы сказал, интеллектуальную борьбу, но VII Вселенский Собор, ставший последним из Вселенских Соборов Православной Церкви, духовно и богословски аргументированно защитил почитание святых икон.

Вся эта история настолько далекая, что, казалось бы, может интересовать только богословов и любителей истории. Но это не означает, что проблемы, которые становятся вызовами для нашей веры, ушли в прошлое. Каждая эпоха порождает подобные проблемы, и мы знаем, каким страшным оказался XX век, когда атеизм стал господствующей идеологией во многих государствах и, в первую очередь, в нашей несчастной стране. Как люди отказались от Бога — не от икон, от Бога отказались! И ведь с этой идеологией жили, да и сейчас многие говорят, что Бога вовсе нет. Что же тогда есть? Откуда все произошло? Нам отвечают: как-то само и произошло, вселенной нашей 14 миллиардов лет, и человек из песчинки возник. И ведь люди в это верят, и учеными себя называют! В каком-то смысле это тоже идолопоклонство — поклонение идее, которая отрицает Бога и становится идолом; и эта форма идолопоклонства стала болезнью многих современных людей.

Поэтому очень актуально то, что мы сегодня вспоминаем, как актуальны и те молитвы, которые мы сегодня совершаем. Мы молимся, чтобы Господь просветил людей светом Его Божественного разума. Чтобы вера сохранялась в сердцах людей, чтобы на основании этой веры устроялись отношения между людьми и между народами, чтобы этика, которая к нам пришла от Самого Бога, и заповеди Божественные были положены в основу межличных и международных отношений. Другими словами, сегодняшний день актуализирует для всех нас то умонастроение, ту философскую и интеллектуальную ситуацию в Византийской империи, в которой появилась опасная ересь иконоборчества.

Еще хочется сказать, что превратное толкование Священного Писания возникает, когда люди решают сами, что в Писании правильно, а что неправильно. И различного рода протестантские доктрины появлялись, когда люди, даже благочестивые, размышляя над Священным Писанием, приходили к умозаключениям, которые им казались правильными, но которые не соответствовали традиции, идущей от Самого Господа и Спасителя. Так стали возникать так называемые конфессии, то есть различные исповедания веры. И мы знаем, к чему это привело, и множество конфессий, каждая из которых настаивает на своей правоте, но не соответствует в полной мере тому, что пришло к нам из глубины веков, разделяют сегодня тело всемирного христианства. Поэтому наша сегодняшняя молитва — это молитва о том, чтобы все мы сохраняли православную веру, чтобы она жила в нашем сознании и наших делах, не превращаясь в некий археологический экспонат.

Без веры невозможно угодить Богу (см. Евр. 11:6), говорит слово Божие. И сегодняшнее богослужение, воспоминание о событиях далекого прошлого, требует от нас актуализации нашей веры. Чтобы мы осознавали правильность выбранного пути, чтобы мы и душу, и сердце, и разум свой предавали вере православной и на основании этой веры устрояли свою жизнь. На этом стоим, это проповедуем и надеемся, что проповедь, которой уже две тысячи лет, будет и далее преломляться в умах и сердцах людей искренними, добрыми поступками, созиданием правильного, спасительного образа мыслей и, в конце концов, изменением сердец наших, что и является подлинным покаянием, без которого невозможно наследовать Царствие Божие.

Молитвами всех святых угодников Божиих, иерархов, богословов, монахов и прочих, кто сохранял, отстаивал и защищал веру православную, наших замечательных Первосвятителей, святителей, исповедников, мучеников, которые жизнью своей защитили веру православную в нашей стране, да хранит Господь Церковь нашу, народ наш и каждого, в чьем сердце живет вера православная. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6115028.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 г. 15:53

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемые участники, делегаты и гости Всемирного русского народного собора!

Всех вас сердечно приветствую и радуюсь этой встрече. Вспоминаю, как мы начинали Всемирный русский народный собор, какой был энтузиазм, вдохновение, надежды — и какая острая тенденциозная критика со стороны тех, кто обвинял нас во всех грехах, в каких только можно обвинить, в том числе в некоем русском национализме и всем том, что не соответствует демократическому подходу к организации жизни. Ветераны помнят и эту критику, и то, как мы на нее отвечали. Большинство наших критиков считало, что Всемирный русский народный собор — мертворожденное дитя, что ничего из этого не получится, разругаются и разойдутся, как обычно. Но эти прогнозы не сбылись: Собор существует, Собор стал очень эффективной и по-настоящему открытой площадкой для обсуждения многих проблем общегосударственной и общественной повестки дня, а также вопросов, связанных с жизнью Русской Православной Церкви.

Поэтому хочу выразить удовлетворение в связи с нашей встречей и предстоящей работой. Нам предстоит решить несколько важных организационных вопросов, заслушать доклад о проделанной работе заместителя главы Всемирного русского народного собора Константина Валерьевича Малофеева, а также обсудить ряд актуальных тем, которые волнуют сегодня православных людей, да и все наше общество.

С глубокой скорбью мы переживаем то, что произошло несколько дней назад в концертном зале «Крокус Сити Холл». Случившееся всколыхнуло всю страну. Это дерзкое, преступное злодеяние, направленное против нашей страны и нашего народа, безусловно преследовало цель запугать людей, внести разделения в общество, посеять страх и недоверие и, что самое главное, расшатать жизнь общества и государства. Если хотите, это была еще и идеологическая диверсия. Однако вполне очевидно, что организаторы теракта не достигли своей цели, — наоборот, реакция была очень четкая, конкретная и бескомпромиссная. Злодеяние было осуждено всеми, кто брал на себя ответственность комментировать это событие. Тысячи человек, стоящих в очередях под дождем, чтобы сдать кровь для раненых, стихийные сборы пожертвований для помощи пострадавшим, заявленная готовность ряда отечественных банков списать кредитные задолженности жертвам трагедии — всё это говорит об очень высокой степени общественной солидарности, нравственной зрелости и умении сопереживать, что свидетельствует о нравственном состоянии общества и отдельных людей.

Конечно, нельзя рассматривать произошедшее преступление изолированно, вне общего контекста текущих военных событий, борьбы России за сохранение собственной духовно-культурной идентичности, за право нашего народа жить в соответствии со своей традицией, за подлинный суверенитет России.

Подчеркиваю: подлинный суверенитет. Большинство стран, которые считаются суверенными, таковыми не являются, они обязаны петь с чужого голоса, встраиваться в чью-то политику, а вот Россия действительно является суверенным государством. Как-то я решил посчитать количество суверенных стран на земном шаре — у меня получилось, что их меньше десяти; может, кто-то насчитал бы чуть больше, а кто-то и меньше. Когда мы говорим о суверенитете, мы говорим не только о праве, но и о возможности быть независимыми от любых других центров власти, международных или национальных; и если так критически посчитать, то таких стран будет меньше десяти. По крайней мере, о пяти можно сказать, что эти страны действительно суверенные; остальные суверенные с некоторыми оговорками.

Три дня назад мы вспоминали трагическую дату: 24 марта исполнилось 25 лет с начала военной агрессии НАТО против суверенной Югославии и массированной бомбардировки Белграда. В то время я был в Белграде и своими глазами видел эти бомбардировки. Я остановился в гостинице, которая располагалась несколько выше, чем центр города, и с гостиничной террасы мне было видно всё. Никогда не забуду ошеломления, когда видишь, как летят ракеты, как они падают на мирный город, как они взрываются и начинаются пожары. И все это — без всякого объявления войны, просто кому-то пришло в голову усмирить сербский народ и всю Югославию. Думаю, до конца моей жизни эта картина будет оставаться у меня перед глазами. Именно тогда стало ясно, что под словами «демократия», «свобода», «права человека», «международное право» нет ничего, если сильные мира сего желают поступить вопреки всем постулируемым идеалам. Но ведь несмотря на беспрецедентные военные меры, коллективно принятые западными странами, у них ничего не получилось! Потому что твердая вера сербского народа, его непоколебимая верность Христу и Церкви, а также своим национальным традициям, по-прежнему духовно питает наших братьев.

Как тогда, так и сейчас разыгрывается сценарий с использованием религиозного и межнационального фактора. Мы прекрасно понимаем это, глядя на непосредственных исполнителей злодеяния, совершенного в «Крокус Сити Холл». Недоброжелатели России пытались использовать внутренние проблемы с миграционной ситуацией, обострив межнациональные отношения в нашей стране, в том числе с помощью радикального исламистского фактора. Была сделана попытка столкнуть две традиционные религии, разделить людей по религиозному принципу. Конечно, мы не можем допустить в России ничего подобного. Вновь хочу подчеркнуть, что мировоззренческое и нравственное единство православных и мусульман во многом является тем камнем преткновения, о который разбиваются усилия наших оппонентов, а точнее врагов, мечтающих уничтожить Россию. Поэтому, как я говорил ранее, так и сейчас хотел бы подчеркнуть: взаимодействие с исламским сообществом — говорю не об экстремистах, а о благонадежных гражданах России, о патриотах, которых большинство, — является приоритетным направлением в межрелигиозном диалоге, который ведет Русская Православная Церковь.  Наша задача — всеми силами хранить единство Русского мира. Как я говорил на юбилейном съезде Всемирного русского народного собора 27 ноября 2023 года, Русский мир — это не узконациональное явление, это общность идеалов и ценностей, общее культурное пространство всех народов, на протяжении веков мирно живущих, созидающих и трудящихся ради нашего единого Отечества.

Сказанное не означает, что мы должны бояться обсуждения острых тем и вопросов, в том числе касающихся межэтнических отношений. Но напротив, мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны.

С какими же вызовами нам предстоит иметь дело? Многие считают угрозой бесконтрольную миграцию. Но угроза заключается не просто в миграции, а в нежелании части мигрантов уважать культуру страны, куда они прибыли работать. Вокруг нас живут братские народы, с которыми мы всегда стремились выстраивать добрососедские отношения. Понимая непростую экономическую ситуацию, сложившуюся в ряде стран бывшего Советского Союза, мы вместе с тем имеем право требовать уважительного отношения к нашим устоям и культуре со стороны тех, кто приезжает в Россию из этих стран. А в случае их постоянного проживания в России, думаю, законны требования знания языка, наших традиций и уважения к этим традициям.

Рассуждая о просвещении мигрантов, мы не должны забывать и о воспитании нашей молодежи. Говоря о современном образовании, в первую очередь обратил бы внимание на блок гуманитарных дисциплин, поскольку именно они должны передавать весь комплекс духовно-нравственных ценностей. Необходимо тщательно подходить к разработке школьных и вузовских программ по истории, литературе и философии. До сих пор в России нет нового учебника обществознания для средней школы. Подчеркну: обществознание — очень важный предмет, который формирует мировоззрение молодого человека, поэтому обществознание должно преподаваться в школе с 6-го по 11-й классы. Но, повторю, нужны учебники, которые опираются на российскую традицию, а не на западную либеральную идеологию, которая давно себя скомпрометировала и по лекалам которой в недавнем прошлом пытались выстраивать преподавание общественно значимых дисциплин.

Мы не стали дожидаться соответствующего проекта из Министерства просвещения Российской Федерации. По моему благословению написан и издан специальный учебник обществознания для семинарий Русской Православной Церкви; и мы готовы поделиться своими наработками в этой области.

Отдельно хотел бы еще раз обратить внимание на необходимость развития в наших школах предмета «Основы православной культуры». Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» был введен в школьную программу по инициативе Русской Церкви и в связи с договоренностями, достигнутыми в 2009 году между Патриархом и Президентом Российской Федерации. А в феврале текущего года Министерство просвещения России издало приказ № 109 об исключении с 1 сентября 2025 года из Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Вот так, взяли и исключили. Согласно данному приказу, содержание предмета ОДНКНР становится составной частью курса «История нашего края» в 5-7 классах, то есть из самостоятельного предмета — в предмет «История нашего края». Конечно, это приведет к значительному сокращению объема учебных часов, выделенных на изучение основ духовно-нравственной культуры и упразднению таких предусмотренных действующими правовыми нормами воспитательных и обучающих целей ОДНКНР, как «знание основных норм морали, нравственности, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человеческого общества» (приказ Министерства просвещения России от 17 декабря 2010 года № 1897). Четко сформулировано! И что, все это не нужно сейчас нашей молодежи? Кто же берет и выкидывает все это? Думаю, нам с вами предстоит сейчас очень важная работа, направленная на предотвращение такого рода волюнтаризма. Ведь исключение этого предмета действительно подрывает культурное, духовное и даже политическое самосознание нашего народа.

Содержание предмета, о котором я говорю, — на мой взгляд, важнейшего мировоззренческого предмета, — предлагается интегрировать в состав курса «История нашего края». Но в результате школьники из православных семей в таких регионах, как Татарстан, Дагестан, Чеченская Республика, будут лишены возможности изучать Основы православной культуры, потому что там история края связана прежде всего с мусульманской культурой и с исламом.

Серьезнейший вызов для нашей страны — это демографическая ситуация. Семья — основа русской национальной жизни и оплот традиции Русского мира. Это самый устойчивый, консервативный институт общества, отвечающий за передачу от поколения к поколению основополагающих представлений о мире и о человеке, за формирование социальных навыков и, конечно, гражданской ответственности. Будучи главной школой воспитания личности, семья не только помогает человеку познавать окружающий мир, но и учит его любви, доброте и состраданию, дает важнейшие нравственные представления и ориентиры. Именно поэтому крепкая многодетная семья, ее защита и обеспечение благополучия, рост рождаемости и борьба с абортами должны быть помещены в центр государственной политики. Об этом можно говорить и мечтать, но в реальной жизни, к сожалению, все это пока не наблюдается.

В ноябре прошлого года состоялась юбилейное XXV заседание Всемирного русского народного собора, прошли секционные заседания, круглые столы, всевозможные дискуссии. Нам поступили предложения теоретического и практического характера. Все эти предложения были тщательно изучены, и на их основании был составлен документ, который называется Наказы XXV Всемирного Русского Народного Собора «Настоящее и будущее Русского мира». Наказы состоят из восьми разделов и касаются специальной военной операции, Русского мира, внешней политики, семейной, демографической и миграционной политики, образования и воспитания, экономического, пространственного и градостроительного развития. Я не буду читать текст, он есть у вас на руках. Эти предложения вскоре будут опубликованы и станут доступны для ознакомления всех желающих.

Главная задача этих наказов, как и многолетняя деятельность всего Всемирного Русского Народного Собора, — это защита и укрепление Русского мира. Разделение и ослабление русского народа, лишение его духовных и жизненных сил всегда приводило к ослаблению и кризису Российского государства. Поэтому восстановление единства русского народа, а также его духовного и жизненного потенциала являются ключевыми условиями развития России и Русского мира в XXI веке.

И пускай никто нас не пугает русским национализмом! Русского национализма в природе не существует, это каждый знает. Но роль русского народа в деле сохранения нашей многонациональной страны — это важная тема, к которой мы с вами также должны обратиться.

Возвращаясь к нашей текущей повестке, хотел бы попросить Константина Валерьевича сообщить почтенному собранию о том, что удалось сделать за последнее время в рамках работы Всемирного русского народного собора.

Благодарю за внимание.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6116021.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в Неделю 2-ю Великого поста после Литургии во Владимирском храме в Тушине г. Москвы

31 марта 2024 г. 16:24

31 марта 2024 года, в Неделю 2-ю Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма равноапостольного великого князя Владимира в Тушине г. Москвы и Литургию святого Василия Великого в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня Церковь вспоминает историю расслабленного, то есть парализованного, человека, который жаждал исцеления (Мк. 2:1-12). Из Евангелия известно, как все произошло. Собралось множество народа, так что невозможно было войти в помещение, где находился Спаситель. Тогда люди, которые принесли расслабленного, разобрали крышу дома (благо что на Востоке как в то время, так и сейчас крыши плоские, а в то время они делались из глины и тростника, так что разобрать крышу не представляло никакого труда) и спустили расслабленного к Спасителю. И Он, видя веру их — не веру расслабленного, потому что расслабленный был в таком состоянии, что веры своей проявить не мог, а веру тех, кто принес его, кто разобрал крышу, кто спустил его к ногам Спасителя, — говорит расслабленному: встань, возьми постель свою и иди. И тот встал, взял постель свою и пошел исцеленный.

Это удивительное повествование, конечно, должно ободрять всех тяжелобольных. Сегодня медицина достигла высокого уровня развития, существует множество эффективных лекарств и разного рода медицинских процедур, которые помогают людям «встать и пойти». Но при всем том ни одна процедура, даже самая продвинутая, и никакие средства не могут быть действеннее силы Божией, и потому молитва Господу, когда мы находимся в состоянии физической расслабленности и разного рода болезни посещают нас, есть непременное условие подлинного выздоровления. Потому что сила Божественная, не ограничивая человеческой свободы, способна вспомоществовать врачам в принятии правильных решений, а может и непосредственно укреплять силы человека, давая возможность выйти из трудных жизненных обстоятельств, связанных с болезнью.

Однако евангельский образ расслабленного привлекал внимание не только в связи с толкованием этого повествования, но и прилагался многими богословами и философами к оценке некоторых исторических событий. Действительно, в расслабленное состояние способны приходить не только люди, но и целые народы и страны.

Это так очевидно и на примере нашей страны: цветущая православная империя, наследница Византии, и вдруг горстка заговорщиков, огромные иностранные деньги, лживые лозунги, в которых разуверились сразу после того, как взяли власть, — и народ уничтожил свою страну и стал расслабленным, потому что духовные силы ушли… И что же, мы так и пребываем до сих пор в расслаблении? Совсем нет! Мы стали сильными, страна стала великой, Церковь наша — самая большая и самая влиятельная в православном мире. А с чего все началось? А началось с того страшного расслабления, порожденного революционной смутой.

А Великая Отечественная война? Враг стоял рядом с Москвой и у стен Ленинграда, и казалось, это конец и нет никаких сил, военных и технических, чтобы противостоять врагу, подмявшему под себя всю Европу. Невозможно было представить, что почти поверженная страна выйдет победителем, что удастся дойти до логова врага, разгромить его и освободить Европу. Это было великое чудо, но оно совершалось через людей, подобно тому как расслабленный был исцелен через посредство тех, кто спустил его с кровли к ногам Спасителя.

А революция, со страшными лозунгами, с призывами к полному отказу от веры, к уничтожению веры? Ничего ведь не получилось. Несмотря на тяжелые испытания и репрессии, в то самое военное время, о котором я сказал, происходит чудо Божие: восстает расслабленный, и Церковь становится духовной силой народа и по милости Божией уже не впадает ни в какое расслабление вплоть до наших дней.

Эти два примера об очень многом говорят и учат нас надежде. Учат нас тому, что искренняя вера и искренняя молитва в сочетании с человеческими усилиями творят чудеса.

Вот и сегодня не все просто на просторах исторической Руси. Общий враг единого народа Святой Руси сумел своими кознями добиться того, что одна часть нашего народа стала врагом для другой его части, и дело дошло до военного столкновения. Те, кто всегда боролся с православной Русью, не оставляют попыток разделить ее и разрушить.

Сейчас это разделение проходит по телу Церкви, и мы знаем, как был искусственно создан безблагодатный раскол. Это просто компания ряженых, которые не совершают таинств и святотатствуют; они будут страшно наказаны Богом — не знаю, в этой жизни или в будущем веке, но это факт. А мы, памятуя о том, как Господь воздвигал нашу страну, народ наш и Церковь нашу от расслабления, верим, что и здесь совершится Божия милость над всем нашим народом, уйдет в небытие этот раскол ряженых и снова укрепится вера православная на Святой Руси, в первую очередь на близкой всей нам украинской земле. Воспоминания об исцелении расслабленного и порождают все эти мысли, которые приводят к соответствующим выводам — через внимательное рассмотрение нашего исторического пути, пути народа нашего, страны нашей и Церкви нашей.

А какое отношение это имеет к нам с вами? Мы живем в таких комфортных условиях, в которых, наверное, никогда не жили. Поднялся уровень жизни, открылись возможности для получения образования. Может быть, еще не все так, как нам хотелось бы, но, как говорится, не сразу Москва строилась. Дай Бог, чтобы по мере дальнейшего развития нашей страны совершенствовались общественные отношения, укреплялось материальное благополучие людей, но, самое главное, чтобы вера православная укреплялась в наших сердцах. Опять-таки, обращаясь к историческому опыту, легко сделать вывод, что именно вера проводила наш народ через страшные испытания, сохраняла его самосознание, его способность бороться за свое существование и, побеждая, достигать очень больших высот в своем внутреннем развитии и в формировании международного авторитета.

Сегодняшний день помогает нам вынести некое полезное суждение и о собственной жизни. Ведь мы очень часто расслабляемся: и в храм лень ходить, и Евангелие читать, и многое другое делать, уж не говорю о доброделании, о помощи ближним. Хотя в последнее время эти духовные силы очень явственно обнаружились в нашем народе — посмотрите, как встрепенулись многие в связи с трагедией в «Крокусе», какая помощь пострадавшим была оказана, на какие жертвенные подвиги шли люди! Это свидетельствует о том, что действительно сохраняется духовная сила в нашем народе; но важно, чтобы эта сила обнимала как можно большую часть нашего народа, чтобы никто в стороне не оставался, но все укреплялись в вере, в стремлении через молитву и труд изменять к лучшему жизнь и свою собственную, и жизнь нашего народа, и жизнь всего нашего Отечества.

Этими мыслями я хотел поделиться с вами в связи с воспоминанием об исцелении расслабленного, и дай Бог, чтобы любая расслабленность, любая немощь, которая касается нашего народного бытия, была исторгнута из нашей жизни силой веры, силой нашей общей воли. А это значит, что мы должны и работать хорошо, и учиться хорошо, и взаимодействовать друг с другом, сознавая свою общую ответственность за будущее нашей великой страны и за будущее нашей Святой Церкви.

Молитвами святых угодников Божиих, которые верой своею, кровью своею, молитвой своею укрепляли Православие на земле нашей, да хранит Господь Россию, всю историческую Русь и помогает всем нам со смирением и упованием на волю Божию идти по пути спасения. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6116992.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Московского Кремля

7 апреля 2024 г. 15:04

7 апреля 2024 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого в Благовещенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Ровно 55 лет назад в этот день состоялась диаконская хиротония Его Святейшества.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно благодарю за молитву обо мне, за то, что сегодня мы вместе совершили Божественную литургию. И я чувствовал, что молится сегодня за меня не только благочестивая паства под сводами этого храма, но и многие-многие в нашей Церкви. Ведь соборная молитва за Патриарха выражается не только в уставном поминовении за каждым богослужением — знаю, что к этому уставному поминовению люди прикладывают и сердечное воздыхание ко Господу о вспомоществовании Патриарху в несении его креста.

55 лет назад — я хорошо помню тот день — служба совершалась в Троицком соборе Александро-Невской лавры. В ожидании диаконской хиротонии я, как и полагается, стоял перед иконостасом с сосудом для архиерейского омовения и вдруг услышал прокимен: Благовестите день от дне спасение Бога нашего. И меня прямо какой-то силой пронзило. Я сказал самому себе: вот это и должен быть символ твоей жизни, это должно быть знамение твоей жизни — благовестить день от дне спасение Бога нашего.

И Господь споспешествовал так, что на всех тех местах, куда Священноначалие по промыслу Божию направляло меня, будь то Ленинградские духовные школы, Смоленская епархия, далее ответственное служение председателя Отдела внешних церковных связей, а затем и Патриаршее служение, — в течение всего этого времени я чувствовал помощь Божию. Чувствовал, что Господь помогает мне благовествовать. И не только во время церковной проповеди, но и когда я стремлюсь включить благовестие во все деяния, которые Патриарх должен совершать, потому что только тогда они наполняются спасительным содержанием. Даже дела административные, хозяйственные, дисциплинарные и многие другие обретают спасительное значение для людей и для самого Патриарха именно тогда, когда наполняются силой благодати Божией. С этими словами — Благовестите день от дне спасение Бога нашего — я и живу до сегодняшнего дня, осознавая, что, будучи Патриархом, я не могу в одиночку не только реализовать эти слова, но и вообще осуществлять свое служение.

Благодарю Бога за всех помощников, которых мне Господь давал и дает. Это мои собратья-сослужители, это те люди, которые помогают мне, окружая меня в моей жизни. Это и многие другие труженики, которые помогают Патриарху, даже, может быть, об этом не зная, но служа беззаветно Церкви Божией. Поэтому первое мое слово ко всем вам, а через вас ко всей нашей Церкви — это благодарность за ваши молитвы, за ваше соработничество, за ваши труды, за ваше доверие к Патриарху. Еще и еще раз скажу: за ваши молитвы, в которых Патриарх очень и очень нуждается. Потому что силой человеческой достойно нести Патриарший крест невозможно, но лишь тогда, когда это крестоношение разделяет с Предстоятелем вся Церковь — епископат, духовенство, монашествующие и верующие люди наши.

Пусть благословение Божие пребывает с нашей Церковью, помогая проходить очень непростыми путями, которые Господь нам всем уготовал. Мы живем в особое время, хотя простых времен не бывает, ведь и в самое благополучное время могут быть совершены греховные деяния человеческие, о чем свидетельствует наша русская национальная история. Бывали страшные перемены в нашей жизни — низвергался государственный строй, враги пытались разорить Церковь, уничтожить веру. Все это мы помним, а потому еще и еще раз, обращаясь к Господу, мы должны призывать Его помощь на нашу жизнь, на наше служение. Особенно это обращение к Богу присутствует в молитвах Патриарха, но эти молитвы — еще раз хочу подчеркнуть — не достигали бы престола Божиего так, как если бы их не разделяла со мной вся Церковь. Поэтому еще и еще раз благодарю вас, владыки архипастыри, зде присутствующие, и, обращаясь ко всему епископату Русской Церкви, благодарю всех вас, мои дорогие святители, за соучастие в труде, которое по вашему же выбору осуществляет нынешний Патриарх. Благодарю наше духовенство, наши приходы, наши монастыри, наш верующий народ, нашу церковную молодежь за все то, что сегодня совершается в Церкви нашей ради укрепления веры православной.

Пусть Покров Пречистой Царицы Небесной пребывает над народом нашим, над странами, которые образуют историческую Русь, над Церковью нашей и над всеми, кто с верой и надеждой взирает на Господа, обращая к Нему свои молитвы, и с любовью к ближним осуществляет свое христианское делание. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6118842.html