Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 547230 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3030
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 4-ю по Пасхе после Литургии в главном храме Вооруженных сил России

26 мая 2024 г. 14:57

26 мая 2024 года, в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем соборе в честь Воскресения Христова — главном храме Вооруженных сил Российской Федерации, расположенном в Одинцовском районе Московской области. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, я сердечно поздравляю с этим днем. Всякий раз, когда мы совершаем Божественную службу в стенах этого величественного храма, построенного в память о воинах наших, защитниках Отечества, и ставшего главным храмом Вооруженных сил, мысль всегда обращается к подвигу, который совершает защитник Родины.

Само слово «подвиг» связано со словом «движение». Не может быть подвига без движения. Это хорошо знают люди, которые обороняют страну на переднем крае. Для того чтобы пойти вперед, навстречу смерти, нужны огромная духовная сила и полное самоотвержение. О себе и даже о семье человек в этот момент не должен мыслить и не мыслит, потому что иначе он остановится. Он думает только о том, что должен сделать, исполняя свой воинский долг.

Сколько же наших братьев погибло, вставая навстречу стене огня! И с какими мыслями они шли вперед? Именно с этими мыслями. А если бы мысли были другие — убоялись бы, спрятались, отступили, сдались врагу. Кстати, такие тоже были, но победили мы, особенно в страшной Великой Отечественной войне, именно потому, что большинство тех, кто с оружием в руках защищал Родину, были способны на подвиг, то есть на движение. Как я нередко говорю, подвиг — это движение вперед и вверх. Вверх — туда, где Бог, где абсолютные ценности, где идеалы. А вперед, по горизонтали — туда, где решаются человеческие задачи, требующие от вступившего на этот путь подлинного самоотвержения.

Именно поэтому в народе так почитается воинство. И дай Бог, чтобы это почитание, несмотря на опаснейшие влияния извне, никак не ослабло в нашем народе. Потому что почитание воинского подвига, уважение к Вооруженным силам — это очень важный нравственный и, если хотите, духовный фактор, укрепляющий наше воинство. А потому в народе нашем никогда не должно ослабевать чувство уважения и признательности к людям в военной форме.

Ну а сейчас, как вы все знаете, и многие здесь стоящие гораздо лучше меня, происходит что-то очень важное. Снова могущественные силы восстали на Русь Святую, снова они желают погубить и поработить народ ее. И это не фигура речи. Многие здесь стоящие участвуют в военных действиях и очень хорошо знают, что мы действительно ведем борьбу с врагом, и цель у этого врага только одна — чтобы Россия перестала быть такой, какая она сейчас, подлинно суверенной страной. Такие суверенные страны, если руководствоваться очень строгими критериями, можно пересчитать на пальцах одной руки. Все остальные зависимы — политически, экономически, психологически, культурно, — а вот подлинный суверенитет у очень немногих. И среди них особое место занимает Россия, потому что у нее не просто суверенитет, а своя собственная система духовных ценностей, государственных смыслов и всего того, что действительно придает нашей стране подлинный суверенитет, то есть полную независимость от любых центров влияния и силы, которые находятся за пределами нашего Отечества. Ну, а кому же за этими пределами, обладающему огромной силой, понравится такая Россия? Вот мы сегодня и сталкиваемся с тем, что происходит и на поле брани, и в информационном пространстве, и по многим другим направлениям.

Поэтому сегодняшнее богослужение в этом храме, в отличие от многих предшествующих, наполнено несколько иным смыслом. Мы всегда молились о властях и воинстве, это долг наш; и этот храм, собственно, и построен для того, чтобы в нем поминали погибших защитников Отечества. Но сегодня мы, вспоминая погибших, молились в первую очередь о тех, от мужества которых, от воли которых, от целеполагания которых действительно зависит спасение Отечества, сохранение нашей независимости, нашего суверенитета и нашей свободы.

Конечно, совсем не просто нашим братьям там, на передней линии. Молимся о них, призываем весь народ поддерживать наши Вооруженные силы, призываем, чтобы воинский подвиг сегодня особенно близко к сердцу воспринимался людьми. Это не просто уважение, признательность или гордость за тех, кто марширует в праздник по Красной площади. Это признание реального подвига тех, кто сегодня жизнь свою и здоровье свое полагает за Родину. И никогда из памяти народной не должно уйти это особое отношение к защитникам Отечества. Но если даже уйдет, то останется институция, которая всегда хранила память о тех, кто защищал Отечество. Этой институцией является Русская Православная Церковь, и молимся мы о защитниках Отечества нашего, и в памяти сохраняем и живых, и мертвых, и этот величественный храм построен был именно для того, чтобы, взирая на эти стены, каждый входящий молился о воинах — защитниках Отечества нашего. И сегодня, когда страна, как я уже сказал, проходит судьбоносные испытания, мы должны усугубить нашу молитву о властях и воинстве, о Президенте нашем Владимире Владимировиче, главнокомандующем российским воинством, о властях предержащих, о военачальниках и, конечно, о наших богатырях, защитниках Отечества, тех, кто с оружием в руках защищает священные рубежи России.

Пусть Господь сохраняет милость над народом нашим, над Церковью нашею. Пусть Господь укрепляет веру в народе нашем. А вера всегда укрепляется, когда Отечество в опасности. Безбожный Советский Союз, прошедший через так называемые безбожные пятилетки 30-х годов, — и вот 1941 год, и все это безбожие рухнуло во мгновение! И даже глава государства, при котором проходили все эти гонения, обращается и к Богу, и к людям со словами «братья и сестры». Не «дорогие товарищи», не партийное обращение, а то, которое затронуло глубины души наших людей. И знаем, что это привело, несмотря на многие жертвы, к великой победе, потому что слова эти опирались на уверенность в мужестве и преданности нашего народа и воинства Отечеству своему.

Сегодня нет таких опасных военных вызовов, но вызовы есть, в том числе сопряженные с возможным применением военной силы. Еще раз повторю: не потому что мы одна из стран, которой завидуют в силу экономических или географических особенностей, имея в виду наши огромные пространства, а потому что Россия стала альтернативой цивилизационного развития, причем привлекательной альтернативой. Люди, осознавшие глубину духовного и нравственного кризиса богатых стран, все больше и больше внимания обращают на удивительный опыт нашей страны, которая сочетает научный и технологический прогресс, экономическое развитие с возрождением веры в сердцах людей. А не этот ли симбиоз силы, то есть науки, технологий, вооруженных сил, с глубокой верой и является выражением предельной силы нации, которой все по плечу — и победы на поле брани, и все другие победы?

Сегодня мы должны особенно молиться о Президенте нашем Владимире Владимировиче Путине, как я уже сказал, православном человеке, на которого Родина возложила особую ответственность в эти судьбоносные для страны дни, о правителях наших и, конечно, о воинах наших и военачальниках. И те, кто сегодня физически не в состоянии помочь стране нашей оборонять ее священные рубежи, должен вносить свой вклад через молитву и полную поддержку властей, которые взяли курс на защиту подлинного суверенитета России, и воинства нашего.

Да поможет нам всем Господь соборно, то есть всем вместе, встать на защиту Отечества — каждому в своем чине и в соответствии с его призванием! И верим, что это общее соборное деяние принесет несомненное благополучие, успех и победу народу нашему. Молитвами всех святых, в земле Русской просиявших, да хранит Господь Россию, Президента ея, власти и воинство. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6132104.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3030
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Покровском храме Рязани

2 июня 2024 г. 15:01

2 июня 2024 года, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рязани. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Марк! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с этим замечательным днем, с торжественным богослужением в городе Рязани, с которым я лично тоже очень связан, потому что рязанцем был мой духовный отец — приснопамятный владыка митрополит Никодим. Это была ключевая личность для Русской Православной Церкви в самые трудные послевоенные годы — времена так называемых хрущевских гонений, когда закрывались храмы, когда создавались препятствия к поступлению в семинарию молодых людей, когда опустошались монастыри и когда безумный правитель провозгласил: поскольку к 1980 году в Советском Союзе будет построен коммунизм, то он покажет всем в этом году, как он нагло выразился, «последнего попа».

Многие уже и не помнят, как звали этого руководителя, потому что сама история заклеймила его имя. Слишком много несчастий принес этот человек земле Русской — в экономике, политике, духовной и культурной жизни. В общем, этот политик, имя которого и произносить не хочу, относится к очень небольшому числу тех, кто возглавлял нашу страну и с кем не связано ничего доброго, а только плохое.

В то самое время владыка митрополит Никодим, ввиду старости Святейшего Патриарха Алексия, принимал на себя главные удары, обращавшиеся в адрес Священноначалия. Эти удары выражались в требованиях безбожной власти закрывать епархии, монастыри, храмы. Но владыка митрополит Никодим — конечно, в меру своих сил, он не мог полностью противостоять тотальному злу — невозможное превращал в возможное. Возглавив Отдел внешних церковных сношений, то есть ведомство, которое развивало внешние связи нашей Церкви, он стал человеком очень известным во всем христианском мире и, опираясь на многочисленных друзей и единомышленников во всем мире, обеспечивал хотя бы небольшое, но все-таки замедление хрущевских гонений.

А делал владыка все очень умно. Он приглашал большие иностранные делегации в храмы, если они предназначались к закрытию. Хорошо помню торжественные богослужения на Пасху в тогдашнем Ленинграде, где целый ряд храмов был предназначен к закрытию. Но благодаря тому, что владыка привозил на Пасху большие иностранные делегации, ни один храм при нем закрыт не был, — а это только один эпизод многотрудной деятельности владыки митрополита Никодима.

И, наверное, если бы не он, то и я бы сегодня перед вами здесь не стоял. Вряд ли меня приняли бы в семинарию: во-первых, потому что школу хорошо закончил, но были и другие показатели, не соответствовавшие тому, что в глазах властей служило как бы пропуском для поступления в духовную школу. Помню контингент в том самом первом классе духовной семинарии, в котором я оказался. В основном это были люди психически неуравновешенные, а некоторые просто ненормальные; их разрешали принять с тем, чтобы, показывая пальцем, говорить: «А кто там в Церкви, видите? Ни одного нормального человека, одни сумасшедшие!» Но даже больные люди нередко обретали и здоровье, и силу; некоторые из них до конца дней достойно служили Церкви.

Владыка Никодим был тем человеком, который остановил руку гонителей. Причем во времена, может быть, самого отвратительного гонения, которое было за всю историю нашей Церкви. Потому что все гонения, которые были до того, предполагали открытый конфликт государства с Церковью, открытое уничтожение храмов, казни священников; всем все было ясно, где добро и где зло. Но так называемые хрущевские гонения были направлены на то, чтобы создать иллюзию, особенно за границей, полной свободы вероисповедания; а на самом деле — удушить Церковь, чтобы к 80-му году, как я уже сказал, к построению коммунизма показать «последнего попа» по телевизору. Вот такие тяжелые испытания претерпевала наша Церковь. А человеком, который остановил это опаснейшее развитие церковно-государственных отношений, был ваш земляк — владыка Никодим (Ротов), ставший митрополитом Ленинградским и Новгородским.

Это был человек очень талантливый, знавший несколько языков, обладавший феноменальной памятью, который мог наизусть цитировать богослужебные последования и акафисты. Когда ему предложили переехать из Рязани в Москву и стать митрополитом Крутицким и Коломенским, он попросил о переезде в тогдашний Ленинград. В этом городе он закончил духовную академию и знал, что над ней нависла страшная угроза закрытия. Собственно, вопрос уже был решен — прием практически прекратился, и какие-то недели, а может, и дни отделяли духовную академию на берегах Невы от закрытия. И вот владыка Никодим просит Святейшего Алексия не принимать решение о переводе в Москву, но позволить вступить на тогдашнюю Ленинградскую кафедру.

Мы все в тогдашним Ленинграде были перепуганы. «Все» — это люди, связанные с Церковью, потому что нам казалось, что Никодим, как мы его тогда называли, — ставленник властей и наверняка запущен сюда для того, чтобы погубить окончательно Церковь Божию на берегах Невы. Помню, мы со старшим братом, будущим профессором протоиереем Николаем, обсуждали, как было принято, на кухне это новое назначение. Но потом мой отец, придя домой, удержал нас от злословия и сказал: «Погодите свой суд выносить». Первое решение, которое было принято новым митрополитом, — это запрещение передавать тексты проповедей уполномоченному Совета по делам религий на проверку. А поскольку уполномоченный мог получать эти тексты и из епархии, то и в епархию владыка дал указание — никакие тексты никуда не направлять. И это была первая весть, которую мой благочестивый отец принес в дом, сказав «не злословьте, дети мои». Первое, что сделал владыка Никодим, — отменил цензуру на проповеди.

А потом церковная жизнь в Санкт-Петербурге, тогдашнем Ленинграде, стала развиваться так динамично, что весь город очень полюбил владыку. Он стал действительно духовным героем. Он помогал священникам. При нем не было закрыто ни одного храма, хотя по всей России, по всему Союзу храмы закрывались десятками и сотнями.

Вот таким был ваш земляк, владыка митрополит Никодим, родившийся здесь, в Рязани, в атеистической семье, и ставший великим светильником земли Русской. И потому особое чувство у меня к городу Рязани, куда мы с владыкой приезжали, посещали кладбище и молились о том, чтобы церковная жизнь в этом городе процвела. И ведь так оно и получилось! С очень большим удовлетворением я взираю на все то, что сегодня происходит на Рязанской земле — и открытие храмов, и создание учебных заведений, и увеличение числа священнослужителей; да и вообще у Церкви на этой замечательной русской земле теперь совсем другое положение. Но, наслаждаясь этими условиями церковного бытия, мы должны, по слову апостола, поминать наставников наших (см. Евр. 13:7), особенно тех, кто жизнь свою и здоровье положил для того, чтобы сегодня и в этом храме служили, и во многих других храмах по лицу Русской земли. И пусть память о приснопамятном владыке митрополите Никодиме, родившемся в Рязани и ставшем митрополитом Петербургским и Ладожским, всегда сохраняется в вашей памяти и особенно в ваших молитвах.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6134220.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3030
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Святейший Патриарх Кирилл: «Чем больше христианского начала в экономике, тем более справедливо общество»

5 июня 2024 г. 13:47

В эксклюзивном интервью журналу Петербургского международного экномического форума Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к участникам форума и поднял вечные темы справедливости и спасения, отношения к богатству и меценатству. Предстоятель Русской Православной Церкви также рассказал о влиянии различных ветвей христианства на развитие предпринимательства, о православной корпоративной культуре и о русском взгляде на экономику.

— Один из ключевых вопросов управления на уровне как отдельного бизнеса, так и макроэкономики в целом — распределение средств, ресурсов, в том числе плодов труда, от предприятия до нации и даже всего мирового сообщества. И часто в этой связи звучит тезис о «справедливом распределении». Насколько христианские законы и в целом мораль и нравственность применимы к экономическому распределению? И вообще, собственно справедливость является ли христианской добродетелью?

— Справедливость несомненно является значимой добродетелью, но христиане смотрят на нее через призму любви, которая называется вершиной, «совокупностью совершенства», как пишет апостол Павел в послании к жителям города Колоссы. Почему именно любовь занимает высшее место в иерархии добродетелей? Мы живем в падшем мире, где люди борются за мирские блага, используя разные лозунги, в том числе лозунги справедливости. Но христианство призывает нас в первую очередь задаваться вопросами не «чего я могу потребовать?» и «на что я могу предъявить свои права?», а «что я могу сделать для ближнего, для общества, для страны?».

Так из позиций различных участников экономических отношений, через внутренний труд души каждого человека-христианина, заботящегося о благе ближних и всей страны, постепенно формируется стремление к общей справедливости, которая отнюдь не становится синонимом принудительного выравнивания, а является сложной и динамичной системой отношений, которую может поддерживать общество, относящееся к исполнению нравственного закона как к своему целеполаганию. И чем больше в этой системе будет христианского начала, чем больше жертвенной любви и честного отношения к своим обязанностям — деловым, трудовым, государственным, социальным, — тем более справедливым будет все общество.

В евангельской притче о талантах Христос говорит о том, что любые наши способности даны Богом, и Он спросит нас о том, как мы их использовали. Если, скажем, Бог дал человеку дар предпринимательства, он может принести очень много пользы своим ближним: производить и доставлять нужные вещи и услуги, создавать рабочие места, развивать производство. Он может использовать заработанные им деньги на служение Богу и ближним, ради блага и процветания родной страны. Человек, который тратит заработанное на то, чтобы создавать себе максимально высокий уровень личного комфорта, формально, быть может, и не нарушает никаких законов, но христианская этика призывает его использовать свои богатства не на то, чтобы «пиршествовать блистательно», а на то, чтобы служить Богу и ближним.

Вместе с тем люди не столь, как им кажется, материально успешные не должны впадать в уныние, завидовать и враждебно относиться к тем, чей достаток выше, — это тоже состояние греховное. И мы, увы, видели, к какой социальной катастрофе в свое время привела социальная ненависть, которую разжигали под благозвучным именем «справедливости».

Иными словами, мы призваны «служить друг другу, каждый тем даром, какой получил», как сказано об этом в Библии (1 Пет. 4:10). Государственные деятели должны заботиться о том, чтобы, с одной стороны, предприниматели имели наилучшие возможности для служения обществу, с другой — чтобы никто не был лишен необходимого для жизни. Очевидно, что в этом греховном мире не будет существовать абсолютной справедливости, но каждый из нас может, выбирая любовь, а не алчность, сострадание, а не эгоизм, делать этот мир более справедливым.

— Всем широко известны евангельские слова о том, что «легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому попасть в Царствие Небесное» и что «сребролюбие» — это грех и одна из губительных страстей. И все же, богатство — неизбежный путь к гибели души? И что такое богатство, как его определить? Где заканчивается «достаток», самим словом определяющий некую границу разумной достаточности, и начинается развращающее богатство? И вообще, видимо, мера спасения определяется не размером банковского счета, а состоянием души?

— Хотел бы обратить ваше внимание вот на какие слова апостола Павла: «корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6:10). Заметьте: не серебро, не деньги как таковые, а именно недолжное отношение к деньгам — сребролюбие.

Богатый человек действительно сталкивается с большими искушениями. Ему легче впасть в надменность и заносчивость, в блуд и глупую уверенность, что богатство все ему даст и от всего защитит. Это опасная убежденность: «все мое», «все куплю» делает человека черствым, ослепляет его ум и сердце.

Бывает так, что, гоняясь за богатством, люди предают друзей и разрушают семьи. Но это не делает злом само богатство. Сильные, красивые или умные люди могут обращать свои дары ко злу, но это не делает силу, красоту или ум злом. Так же и богатство, хотя оно требует осторожности, благоразумия и рассудительности.

В Библии есть такие мудрые слова: «Хорошо богатство, в котором нет греха, и зла бедность в устах нечестивого» (Сир. 13:30). В евангельских притчах Христос часто приводит примеры из жизни купцов. Он не только их не осуждает, но как бы считает само собой разумеющимся, что торговать нужно с прибылью. Так, в уже упоминавшейся притче о талантах господин говорит слуге, зарывшему свой талант в землю: «Надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью» (Мф. 25:27). Христианское отношение к богатству заключается в том, что оно, как дар Божий, должно быть использовано не для наслаждения и эгоистических целей, но для добрых дел. Выражаясь словами апостола Павла, человек призван «богатеть добрыми делами, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» (1 Тим. 6:17-19). Богатство, таким образом, может как погубить душу, так и послужить к спасению человека, если он употребит его правильно.

— Сегодня широко распространено мнение, что современная экономика, ее правила и развитие выросли из протестантской этики. А в православном учении есть ли что-то похожее, какая-то система взглядов на отношения людей, из которой можно выстроить целостную модель взглядов и подходов на экономические отношения? Также распространено представление, что именно экономика, построенная протестантами, дала миру век благополучия...

— Большинство людей, которые ссылаются на работу немецкого ученого Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», ее просто не читали. Тезис «протестантизм содействует процветанию, а Православие — нет» начинает рассыпаться, как только мы попробуем соотнести его с данными.

Процветание страны зависит от множества факторов: в частности, от защищенности страны от иностранных вторжений, от наличия природных ресурсов, от климата и многого другого. Нам приводят США как пример сочетания протестантизма и процветания. Но почему Штаты сложились как преимущественно протестантская страна? Потому что люди из стран Северной Европы предпринимали опасное путешествие через океан, переживали множество опасностей, подвергали себя страшным лишениям, потому что зачастую дома, в протестантских Британии или Германии, им было просто нечего есть, а другим угрожала смерть из-за религиозных преследований. И в наши дни, если мы посмотрим на статистику, самые богатые религиозные группы внутри США — это индуисты и иудеи, и только ближе к середине списка — лютеране, немного ниже православных. То есть сама связь между протестантизмом и процветанием не просматривается.

Кроме того, в России тоже есть своя богатая предпринимательская культура, построенная на христианских принципах. Вспомним хотя бы примеры купцов, которые осуществляли свою деятельность, руководствуясь православной этикой, сочетая лучшие деловые качества с помощью ближним, активным участием в социальных проектах.

— Последние дореволюционные десятилетия в России были отмечены всплеском меценатства, в золотую историю благотворительности вписаны десятки имен предпринимателей и купцов. А как Вы сегодня оцениваете ситуацию, насколько теперь «щедра русская душа»? Или это некорректное сравнение? И еще: раньше было такое понятие, как «церковная десятина», фактически налог на содержание Церкви. Нужно ли сегодня православному предпринимателю придерживаться такого формального правила или допустимо по мере возможности, «как душа велит»?

— С неизменно глубокой благодарностью вспоминаю многих щедрых «благотворителей, благоукрасителей, жертвователей», о которых возносятся молитвы за каждой Литургией. Благодаря им возводятся храмы, монашеские обители и духовно-просветительские центры, тысячи людей обретают спасительную веру. Они делают самое разумное вложение капитала, которое только может быть: в вечное спасение, свое и других людей. Все в этом мире придет к своему завершению, но те плоды доброделания, которые люди приносят, служа Богу и ближним, останутся с ними навсегда.

Еще ветхозаветный пророк свидетельствовал о том, что Бог щедро воздаст тому, кто преданно жертвует Ему: «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» (Мал. 3:10). Ту же мысль повторяет апостол Павел: «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9:6).

Если платить десятину не по силам, определите сами какую-то сумму, которая вас не искушает. Бог видит сердце человека, чистоту его намерений и каждое движение души. И еще надо помнить, что главный плод от жертвы получает именно тот, кто отдает. Постепенно, стараясь следовать воле Божией, вы придете к тому, что сам Господь покажет вам путь к тому, как успешнее предпринимать то или иное дело и как благоразумнее тратить.

— Руководитель предприятия — православный христианин. Как это может отражаться на его деятельности в качестве менеджера? Некоторые руководители воспринимают себя в такой ситуации ответственными не только за успешность предприятия, но и за «спасение душ сотрудников». Насколько корректно заниматься миссией в стенах компании? Насколько корректно руководителю требовать от сотрудников исполнения нравственных законов, помимо их служебных обязанностей? Может ли вырасти понятие «православной корпоративной культуры»? Стоит ли отдавать предпочтение в приеме и продвижении по службе своих единоверцев и насколько «клановость» вообще характерна для православного сообщества?

— Бог наделил человека свободной волей, и каждый сам несет ответственность за свои отношения с Ним. Человека невозможно принудить к спасению. Более того, давление в вопросах веры может принести обратные результаты. Оно может обернуться, с одной стороны, яростным противлением, с другой — лицемерием и притворством, когда люди изображают из себя православных, чтобы только продвинуться по службе.

Православный руководитель должен не принуждать, а привлекать людей к вере, прежде всего личным примером честной, порядочной и нравственной жизни, искренней заботой о сотрудниках.

Православный руководитель призван вести себя так, чтобы его сотрудники — верующие или нет — испытывали радость и благодарность за то, что трудятся под его началом.

Православная корпоративная культура, конечно, может существовать и развиваться. Ее должны отличать кристальная честность, забота о людях, высокая личная нравственность, добросовестность в работе, служение общему благу и доброжелательное отношение ко всем, независимо от их религиозных взглядов.

— Возвращаясь к традиции. Как Вы полагаете, есть ли какая-то своя, специфическая русская экономическая традиция, которую можно определенно постулировать? Может быть русская экономическая философия, укорененная, как, собственно говоря, все русское в 1000-летней истории христианства? Есть ли какие-то учения русских святых на эту тему? Почему преподобный Иосиф Волоцкий почитается в качестве небесного заступника русского предпринимательства? Что такого специфического было в его деятельности, что сегодня может служить вдохновляющим примером?

— Сейчас скажу, быть может, несколько неожиданную вещь: русская трудовая этика не в последнюю очередь связана с деятельностью монастырей. Так сложилось исторически. Вспомним, что во многом благодаря монашеству были освоены суровые земли Русского Севера. Основанные иноками общины трудились над преображением окружающего пространства. Именно активная «монастырская колонизация» послужила отправной точкой для развития многих регионов нашей страны, создания поселений, городов.

Сегодня люди часто говорят о том, что им «некогда молиться», что дел слишком много. Но великие труды монахов были совершены именно с молитвой. Секрет успеха прост: он заключается в том, что христианин призывается совершать труды как для Самого Бога и с памятью о Боге. «Все, что делаете, делайте от души, как для Господа», — советует апостол Павел (Кол. 3:23). Это является важнейшим принципом всей монашеской трудовой этики — работа становится гармоничным продолжением служения Христу.

Если бы мы могли в полной мере осознать, что наш повседневный труд — это служение Богу, мы бы увидели все, что мы делаем, в совершенно ином свете.

Этими принципами руководствовался и преподобный Иосиф Волоцкий, который подчеркивал необходимость экономического процветания Церкви, «чтобы было из чего уделять нуждающемуся», выражаясь словами апостола Павла (Еф. 4:28). Вспоминая преподобного Иосифа, важно также отметить, что он не просто вел обширнейшую благотворительную деятельность, но и впервые, может быть, в нашей истории возвел социальное служение до уровня отлаженной системы.

Конечно, здесь также уместно вспомнить этические системы, скреплявшие в былые времена прочность купеческих отношений. До сих пор памятно незыблемое, будто «высеченное в камне», слово русского купца. Вспоминается известная история с продажей имения купцом Петром Павловичем Капыриным. Он договорился с покупателем, получил даже залог, но сделка была заключена лишь на словах. А потом выяснилось, что именно в этом месте, в Малоярославце, должна пройти железная дорога и стоимость земли выросла в несколько раз. Несмотря на более выгодные предложения, Капырин не отказался от своего слова, дорожа честью и деловой репутацией.

К отечественным традициям также можно отнести широко развивавшиеся в начале XX века горизонтальные трудовые отношения: артельные и кооперативные, куда объединялись освобожденные от крепостной зависимости русские люди. А опыт общинного хозяйствования? В этих равных отношениях также важную роль играло этическое начало, без него они бы просто не состоялись. Есть множество примеров ответственного поведения владельцев крупных промышленных предприятий, обеспечивавших своим рабочим не просто высокий уровень заработной платы, но и целый комплекс социальных благ. Все это часть русской традиции. Надо изучать и анализировать историю и применять лучшие практики сегодня, создавая новую русскую деловую традицию, укорененную в христианской культуре.

— На итоговом пленарном заседании VIII Всемирного русского народного собора был принят Свод нравственных принципов и правил этической системы российского хозяйствования. Может ли Церковь внести вклад в развитие этической системы в экономике? И какой?

— Церковь не отменяет экономическую науку. Церковь помогает людям родиться духовно, и благодаря этому духовному рождению у них появляются другие цели, заботы и устремления. Если эти люди работают в области экономики, они привносят в нее христианское целеполагание и христианский взгляд на мир и человека. Как раз примером этого является упомянутый вами свод принципов и правил. Вопросы общего порядка, касающиеся отношения Русской Православной Церкви к тем или иным аспектам хозяйственной деятельности, отражены также в «Основах социальной концепции».

Церковь прежде всего помогает людям обрести веру и установить личные отношения с Богом. Те, кто опытно переживает общение с Христом в молитве и Святых Таинствах, кто искренне старается жить по воле Божией, становятся способными менять к лучшему любую область, где они трудятся, в том числе экономику.

На языке православной духовной традиции это называется действием Божественной благодати, которая через людей преображает мир.

Фонд Росконгресс/Патриархия.ru

http://www.patriarchia.ru/db/text/6094021.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3030
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на собрании духовенства Калининградской митрополии

8 июня 2024 г. 17:28

8 июня 2024 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в актовом зале Православной гимназии при кафедральном соборе Христа Спасителя в Калининграде состоялось собрание духовенства Калининградской митрополии. Святейший Владыка приветствовал собравшихся и выступил с основным докладом, посвященном актуальным проблемам общецерковной и епархиальной жизни.

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит! Дорогие отцы, братья и сестры!

Очень рад всех вас видеть, с каждым из вас что-то связано в моей памяти. Но более всего в памяти сохраняется сам город Калининград, Калининградская область, храмы, которые были здесь построены с нуля. Вспоминается духовная пустыня — наверное, я уже рассказывал, как первый раз прибыл сюда поездом из Смоленска. На вокзале кто-то пытался меня дернуть за бороду, потому что не верил, что я «поп», как он сказал, — думал, какой-то артист приехал с накладной бородой. Вот с этого начинали; а теперь едешь по Калининграду, видишь замечательные храмы, да и сам город очень изменился, похорошел, стал более комфортным для жизни. Самое главное для меня как для митрополита всей области — видеть, как развивается церковная жизнь, и надеюсь, что сегодня у меня будет еще больше информации и еще больше положительных впечатлений от происходящего здесь.

Рад возможности обсудить с вами состояние церковных дел и возможные направления дальнейшего развития. За минувший год у нас произошли важные изменения. В августе 2023 года, как вы знаете, было учреждено Патриаршее наместничество в Калининградской митрополии по образцу Патриаршего наместничества в Московской области — и там, и там Патриарх является митрополитом. Решением Священного Синода архиепископ Серафим назначен Патриаршим наместником Калининградской митрополии с титулом «Балтийский и Светлогорский».

Прежде всего хотел бы поблагодарить всех вас за любовь, за теплое отношение, которое всегда чувствую, когда приезжаю сюда. Благодарю за совместные труды и начинания, которые, Господу содействующу, приносят, несомненно, добрые плоды. Надеюсь, что и впредь церковная жизнь будет так же развиваться, а духовенство будет трудиться с неменьшим усердием.

Мне бы хотелось сегодня поговорить на тему, очень важную как для Церкви, так и вообще для всей страны, всего нашего народа. Очень много вызовов, как сейчас говорят, а по-нашему, по-церковному, искушений испытывают семья и вообще семейные ценности. Я говорил на Епархиальном собрании города Москвы в конце прошлого года, что благополучие семьи, умножение нашего народа является или должно являться самым приоритетным делом, в том числе для государства Российского. Мы очень большая страна, и нас должно быть много. Но искажение нравственной составляющей современного человека приводит к тому, что многодетная семья перестала быть обязательной, родители не хотят себя отягощать лишними заботами, иногда прибегают к самым ужасным способам, чтобы избавиться от ребенка. И мы знаем, что огромная Россия имеет население, не соответствующее нуждам нашего государства и нашего народа. Требуется очень много людей не только в Заполярье или на Дальнем Востоке, но и по всей стране. Есть нехватка и рабочей силы, и творческой интеллигенции, и вообще недостаточно народа российского. Поэтому демографическая ситуация, с моей точки зрения, требует неотлагательных и экстраординарных мер.

Вы, конечно, знаете, что глава государства объявил 2024 год Годом семьи, и мы надеемся, что инициатива нашего Президента поможет всем, кто работает на сохранение семьи, в защиту семьи, опираясь в том числе на государственную поддержку, более эффективно осуществлять свою деятельность. Церковь, со своей стороны, не может оставаться в стороне от всех этих процессов и призвана принимать самое активное участие в светских программах, которые направлены на укрепление семейных ценностей и на сохранение традиционной семьи.

Но пока демографическая тенденция остается отрицательной, и в первую очередь, к сожалению, это касается Калининградской области. В 2023 году смертность в Калининградской области превысила рождаемость на 4000 человек: умерло 11 028, а родилось 7020. Вымирает Калининградская область. А если не остановить эту тенденцию, то ведь все обычно развивается в геометрической прогрессии. Для Калининградской области потеря населения — это геополитическая проблема, потому что наша область — это эксклав, окруженный, в том числе, недоброжелательно относящимися к России государствами.

Поэтому увеличение рождаемости — это, конечно, забота властей, но это и забота Церкви. И попрошу вас это ясно осознать и включать в свою проповедь, в свою пастырскую работу разъяснения, в том числе адресованные молодым людям, которые приходят исповедоваться или венчаться. Конечно, не только из-за геополитической ситуации, но и просто с точки зрения христианской этики необходимо, чтобы появлялись дети, чтобы создавались здоровые многочадные семьи. Но одновременно нужно работать с государством, с общественными организациями, с тем чтобы это были не бедные, не нуждающиеся семьи, не изгои, а вполне благополучные члены нашего общества.

Вот почему, еще раз хочу сказать, очень важна совместная работа Церкви и государства. И если говорить о Калининградской митрополии, то в минувшем году здесь на стыке церковно-государственных отношений произошло многое, что я положительно оцениваю. Здесь были инициированы общественные меры по защите жизни ребенка с момента зачатия. В июне при поддержке митрополии состоялся круглый стол на тему «Демографическая безопасность государствообразующего русского народа и проблемы абортов». Это очень правильное, нужное и своевременное мероприятие. Кстати, одним из итогов, как вы помните, стала организация всероссийского телефонного опроса общественного мнения, в котором приняли участие 51 тыс. человек, 97% из которых выступили в защиту жизни ребенка с момента зачатия. Ведь этот опрос был не в церковной среде — общественный опрос, но 97% выступили в защиту жизни ребенка с момента зачатия, то есть практически против абортов. Поэтому наша церковная проповедь, наши церковные усилия, несомненно, будут опираться, в том числе, на мнение большинства россиян.

Осенью в Законодательном Собрании Калининградской области при активном участии Церкви обсуждалась тема поиска выхода из демографического кризиса. Одной из целей дискуссии была разработка региональных мер противодействия абортам. Участники круглого стола приняли решение о выработке региональных законодательных мер по запрету абортов в ряде коммерческих медицинских учреждений и по популяризации семьи и семейных ценностей. Одним из результатов круглого стола стал отказ 13 из 20 частных клиник от лицензии на проведение абортов. Это очень хороший показатель, и я благодарю всех, кто принимал участие в этой работе.

Вместе с тем на информационных стендах храмов Калининградской митрополии были вывешены объявления со списком частных медицинских клиник, которые совершают аборты, с напоминанием о том, что аборт — это убийство. Правильная мера! Нам нечего стесняться! Если мы боремся с учреждениями, которые совершают подобные злостные деяния, то нечего в прятки играть. Замечательно, что список медицинских клиник, совершающих аборты, был оглашен, и сказано, что аборт — это убийство. После принятых мер ряд частных клиник отказались от лицензии на проведение данной операции, за что я и благодарю, владыка, всех, кто поставил заслон страшной деятельности определенных медицинских организаций.

Важным итогом совместной работы Церкви, правительства и Законодательного Собрания, общественных организаций стал закон Калининградской области от 29 ноября 2023 года за № 279 о запрете склонения к искусственному прерыванию беременности в Калининградской области. Это тоже очень важное достижение. Наша озабоченность вышла на уровень государственных решений — пока в масштабах Калининградской области. Но это очень и очень важный прецедент, который дает возможность и другим субъектам Российской Федерации идти по тому же пути. В этом законе склонение к абортам признается угрозой для семьи, отцовства, материнства и детства. Калининградская область стремится к созданию безопасной для семьи информационной среды, препятствующей распространению деструктивных идеологий, насаждающих чуждую российскому народу и разрушительную для российского общества систему ценностей, включая культивирование эгоизма, вседозволенности, пропаганду идеологии т.н. чайлдфри, то есть «свободы» от детей, если по-русски, и отрицание ценности многодетности.

В минувшем году для поддержания многодетных семей священнослужителей Калининградской епархии, в которых рождался четвертый и каждый последующий ребенок, были установлены единовременные выплаты в размере 100 тысяч рублей, а также ежемесячные выплаты в размере 10 тысяч рублей в течение года.

Теперь хотел бы поговорить о некоторых актуальных вопросах пастырского служения. Расширяется присутствие священнослужителей в интернет-пространстве. К сожалению, при этом священники нередко забывают о том, что являются прежде всего пастырями Церкви Христовой. Речь идет не только о Калининградской митрополии. Некоторые голову теряют — покупаются на количество лайков и всего прочего, разогревают тщеславие. Батюшка служил спокойно, совершал свое делание, а потом увлекся социальными сетями, получил положительные отклики и, будучи человеком духовно неустойчивым, возбудимым по части тщеславия и самолюбия, начинает переносить акценты в своей деятельности, чтобы получать как можно больше лайков, как можно больше поощрения.

Конечно, личностное самовыражение само по себе непредосудительно. Но в системе ценностей священнослужителя на первом месте должно быть служение Богу и ближним, а уже потом все, что касается его собственной персоны. Если же приоритетным становится самовыражение, а то и просто банальное стремление к популярности, то возникает риск впустую растратить те дары, которые Господь дает при рукоположении. Очень печально видеть, когда священный сан и внешние его атрибуты становятся для человека средством привлечения внимания к себе, а не ко Христу. И публикации, и все эти лайки — к себе; а должно быть другое направление — ко Христу, обращение людей к вере. Поэтому я не против того, чтобы священники участвовали в такого рода интернет-деятельности, но целеполагание должно быть совершенно конкретное. Не личная популярность! Как только начинаешь думать о личной популярности, лучше крест сними и иди на «гражданку». Приди к владыке, покайся, скажи: всё, бес попутал, там мое сердце, я туда. Но если этого нет, если сохраняется пастырская ответственность, то в первую очередь нужно понимать: все, что вы делаете в интернет-пространстве, должно быть направлено не на себя, не на свою славу, не на свою пользу, тем более не на свою материальную выгоду, а только на то, чтобы использовать имеющиеся теперь средства для проповеди Слова Божиего.

Хотел бы сказать еще об одном явлении последнего времени. Не знаю, насколько оно затронуло духовенство в Калининграде, но в масштабах Церкви, хоть и не в каждой епархии, такое встречается и тоже несет возможные отрицательные последствия для служения священника и даже авторитета Церкви. Нередко священнослужителям кажется привлекательным принимать на себя некое обличье психолога — в отсутствие соответствующего базового образования. Таким образом рождается химера христианской проповеди, которая не достигает никаких целей. Потому что с точки зрения профессионального психолога это дилетантизм и профанация, а с христианской точки зрения подобная «проповедь» находится вне традиции Церкви и Священного Писания, а потому не служит инструментом пастырского душепопечения. Если кто-то психологией хочет заниматься — вуаля, как говорят французы, поступай в университет на психологический факультет, меняй профессию. Дай Бог остаться верующим человеком и остаться в Церкви, но никто же не держит! Но если ты остаешься священником, ты должен понимать, что у психолога свой инструментарий, свое целеполагание, а у священника другой инструментарий и другое целеполагание: в первую очередь спасение человеческой души, а значит, достижение человеком смысла бытия. Самое важное целеполагание, и ни одна светская деятельность не имеет такого целеполагания, как то, которое имеют Церковь и священнослужитель.

Неотъемлемым элементом пастырского делания является личное молитвенное усилие священника. Священник, который дома не молится, который во время богослужения не молится, не туда попал. Лучше тогда тихонечко-тихонечко уйти в другое место. Священник, не молящийся за богослужением или дома, — это уже не священник, это какой-то отправитель обрядов с непонятным душевным настроем. Поэтому личная молитвенная жизнь священнослужителя — это непременное условие, прибегая к светской терминологии, вашего профессионального успеха. Не может быть священник успешным, если у него нет личной молитвенной жизни, — это медь звенящая и кимвал бряцающий (см. 1 Кор. 13:1).

Нет нужды напоминать о том, что молитва должна быть главным нашим деланием, буквально дыханием жизни. Так должно быть и через десять, и через двадцать, и через тридцать лет служения — и никакого выгорания! Помню, говорит какой-то батюшка: «у меня выгорание». А может, и гореть было нечему? Изначально, может, не туда попал? Не может выгореть настоящее призвание, когда священник совершает Святую Евхаристию, когда он принимает покаяние, соприкасаясь с человеческими скорбями и страданиями. Не может быть выгорания, когда цель священника — спасение человеческой души, а значит, реальная помощь в жизни. Поэтому если есть признаки выгорания, то лучше сразу куда-нибудь в другое место — там выгорать или догорать, но не в Церкви. В Церкви нужно гореть!

Еще раз хочу сказать, что внутреннее состояние священника определяется его отношением к личной молитве. Если личная молитва уходит на второй план, значит, происходит что-то опасное в духовной жизни, что может закончиться просто личным несчастьем. И ни в коем случае мы не должны говорить о молитве как о некоем формальном действии: правило прочитал — вроде как помолился. Без искреннего обращения к Богу не может быть молитвы, сколько бы текстов вы ни прочитали.

Существует еще и опасность привычки к церковному служению. Мы призваны не забывать, что в центре нашего молитвенного дела — всегда Господь, мы к Нему обращаемся. Но порой главная цель и смысл богообщения затемняются попытками исполнить церковный устав до последней буквы, что мешает молитвенному настрою самого священнослужителя и находящихся в храме людей. Не подталкиваю к тому, чтобы вы нарушали церковный устав, но у нас встречаются ригористы, которые готовы до последней строки все исполнить, не думая, а что с людьми происходит в этот момент, когда служба слишком затягивается, когда она перегружается элементами, не вдохновляющими молящегося, а лишь вызывающими чувство утомления. Другими словами, исполняя церковный устав, мы должны помнить, что человек не должен пребывать в состоянии молитвы до упада, до потери пульса, потому что это уже не молитва. Богослужение всегда должно проходить достаточно динамично. Это не значит, что надо спешить, но не нужно специально, искусственно затягивать, как иногда бывает. Причем богослужение затягивается не за счет увеличения количества молитвословий, а просто потому, что чтец читает медленно, хор поет медленно и все происходит недостаточно динамично. Еще раз скажу: мы не должны перегружать современного человека, часто не очень воцерковленного, долгим стоянием в храме. Не поймите меня так, что с сегодняшнего дня можно гнать службу — ни в коем случае! Но служба должна происходить достаточно динамично, с тем чтобы молящийся человек, особенно маловоцерковленный, уходил из храма не утомленным, а в радостном, приподнятом духовном состоянии.

Желание формально, до мелочей исполнить предписание церковного устава иногда оборачивается тем, что богослужение становится очень сложным для восприятия современным человеком. Не воспринимайте мои слова как непременное желание Патриарха, чтобы вы сокращали богослужение. Приведу пример: канон на двенадцать, сами понимаете, на приходе не пойдет. Батюшка должен сообразить, кто у него в храме стоит, и читать канон настолько, насколько он считает правильным. Если два вместо двенадцати — тоже непорядок. Конечно, это вопрос пастырского восприятия состояния молящихся людей. Священник должен чувствовать: так очень долго, а так слишком быстро — тоже нехорошо. Поэтому важно отличать уважение к церковному уставу от формализма. Не следует забывать, что указание устава — это средство, а цель — общение со Христом. И помнить, что священнослужитель должен осознавать себя предстоящим от лица общины пред Лицом Божиим.

Теперь несколько слов о том, что увеличивается количество людей, которые приходят в храмы из любопытства, посещая область в туристических целях. Духовенством Калининградской митрополии должно быть принято во внимание, что за прошедшие годы Калининградский регион стал очень популярным туристическим направлением. В 2023 г. Калининградскую область впервые посетили 2 млн туристов (2,05 млн) — это на 11% больше, чем годом раньше. В 2024 г. власти ожидают рост туристического потока еще на 7%. Для нас открывается широкое миссионерское и просветительское поле деятельности. Некоторые из прибывающих в регион туристов, посещая достопримечательности области, могут заглянуть в храм впервые, и мы должны быть готовы уделить им достаточно пастырского внимания и заботы. На некоторых приезжающих из различных регионов России Калининградская область производит очень благоприятное впечатление. Кто-то со мной даже делился, как в Калининграде все хорошо, правильно, ухоженно. Вот так же важно, чтобы и церковная жизнь в Калининграде производила на православных, посещающих Калининградскую область с туристическими целями, такое же впечатление: «Какой прекрасный собор! Батюшка такой замечательный, проповедовал хорошо! А вот я решил или решила причаститься, пошла на исповедь — у нас так не исповедуют хорошо, как батюшка исповедовал, с таким пониманием, с любовью, со вниманием! Да, в Калининграде что-то иначе!» Вот хотелось бы, чтобы такие впечатления были не только от области, от инфраструктуры, от климата, от моря, но и от соприкосновения с церковной жизнью в Калининграде.

Теперь несколько слов о реставрации храмов. Я с признательностью хотел бы отметить особое внимание, которое уделяют власти Калининградской области реставрации памятников архитектуры, находящихся в собственности Калининградской митрополии. Реставрация многих из них осуществляется сегодня за счет средств регионального бюджета, за что выражаю благодарность региональным властям. Это важно не только в связи с возросшим количеством людей, посещающих Янтарный край, но и для духовно-нравственного просвещения людей, для развития церковного служения в регионе. И надеюсь, что это доброе взаимодействие будет успешно продолжаться и впредь, принося достойные плоды.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6135809.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3030
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла по окончании вечернего богослужения в Никольском храме г. Калининграда

8 июня 2024 г. 22:29

Вечером 8 июня 2024 года, в канун Недели 6-й по Пасхе, о слепом, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню всенощного бдения в Никольском храме г. Калининграда — подворье женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Державная» Черняховской епархии. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит! Дорогие отцы, братья и сестры!

С совершенно особым чувством всегда совершаю молитву в этом храме, и для этого есть очень значительные основания. Вспоминаю далекий 1984 год, когда в Калининграде возникла группа православных людей, которые пожелали создать приход. В советское время такого рода инициативы не поощрялись, и неизвестно, удовлетворили бы светские власти это желание, если бы не географическое положение Калининграда, где все связанное с Россией должно было, конечно, поощряться. Руководствуясь, по-видимому, именно такими соображениями, тогдашняя безбожная власть приняла удивительное решение — согласиться на открытие православного прихода в Калининграде.

Замечательный человек Михаил Иванович — говорят, он жив, но не мог сегодня быть здесь — возглавил эту группу людей. А поскольку каждый приход должен иметь епископа, то в Москве было принято решение присоединить Калининград к Смоленску. Ведь Смоленск был самой западной епархией на территории Российской Федерации, а поелику Калининград — часть Российской Федерации, то и приход был присоединен к Смоленской епархии, где я в то время был правящим архиереем.

Вспоминаю первый приезд в Калининград на поезде из Смоленска. Вспоминаю, как меня встретил город, где не было ни одного признака живого присутствия Православия. Вспоминаю и первую Литургию в доме Михаила Ивановича, того самого инициатора создания прихода. Мы служили в его комнатке, в углу перед иконами, — это была первая архиерейская служба. Вторая служба совершена была на Тенистой аллее, в доме благочестивой женщины, которая тоже принимала активное участие в организации приходской жизни. Ну, а потом начались мои регулярные приезды в Калининград, и церковная жизнь стала мало-помалу развиваться.

Но первое, что надо было сделать, — это создать храм Божий. Я осмотрел все руины, все развалины, и как-то, посетив это место, обратил внимание, что оно очень уединенное, спокойное, вокруг парк. Я подумал, что православным людям будет здесь поспокойнее молиться, чем в любом другом месте Калининграда, и поставил вопрос перед местными партийными властями, чтобы нам отдали руины Юдиттен-кирхе (при немцах это помещение было кирхой). Немедленно последовал положительный ответ, а потом мне передали слова первого секретаря обкома партии, который был не просто нерелигиозным, но враждебно относился к православным: «сорок лет просят храм открыть, теперь еще сорок лет будут эти развалины восстанавливать».

Действительно, здесь были развалины; целой оставалась только эта стена, и то в очень плохом состоянии. Этой стены не было вообще, западная стена сохранилась наполовину, как на одну треть сохранилась колокольня. Все остальное было разрушено — вот такие руины были нам переданы.

Я вошел в эти руины, и смешанные чувства меня посетили. С одной стороны, радость, что хоть какое-то место нам выделили. С другой стороны, только с упованием на волю Божию можно было смотреть в будущее. Неизвестно было, создадим приход или нет, ведь слишком далеко от православных регионов России отстояла и отстоит Калининградская область. Хватит ли сил, энергии, материальных средств, чтобы из этих руин воссоздать Божий храм?

Но когда начались работы, когда люди, в основном женщины, стали вывозить мусор тачками, когда закипела работа, когда с каждым днем все больше и больше людей стали приходить сюда, чтобы хоть что-то сделать для воссоздания Божиего храма, я понял, что, несомненно, мы храм восстановим. И это замечательное событие совершилось.

Помню первую Литургию. Не было никаких люстр, висела одна лампочка, и стоял технический фонарь там, где сейчас хоры. В таком полумраке мы и совершали первые богослужения. Но какая же радость была в сердцах людей! С каким благоговением, с каким трепетом, с каким энтузиазмом они сюда приходили! В очень короткие сроки мы восстановили эту церковь, и я совершил здесь Великое освящение и Божественную литургию.

Смотрю сейчас на всех вас, а в памяти образ только что восстановленной церкви. Еще никаких икон, никакого убранства — ничего нет, но стоит верующий народ, с огромной радостью и духовной силой молившийся в этих стенах и под этими сводами. В наше благополучное время строительство и открытие храма не является чем-то особенным, хотя, конечно, для верующих людей это всегда радость и событие. Сколько тысяч храмов воссоздано и построено! А тогда это был первый храм на Калининградской земле.

С тех пор многое удалось здесь совершить. Сегодня Калининградская епархия процветает, и церковная жизнь действительно развивается и укрепляется. Но я рассказываю все это, мои дорогие отцы, братья и сестры, чтобы еще и еще раз напомнить, какие же замечательные события предшествовали нынешним благополучным с точки зрения свободы для Церкви дням и годам. И ведь выдержал наш народ и гонения, и испытания, и воссоздал храмы на какие-то гроши, которые были у людей.

Все это в прошлом, сегодня другая жизнь, другая реальность, другие возможности. И первая и самая главная возможность, которая сегодня есть, — благовествовать веру Христову людям, укреплять веру в нашем народе. Тогда Господь не спрашивал с нас за проповедь в масштабах всей Калининградской области. Не спрашивал за воспитание детей и молодежи. Не спрашивал за взаимоотношения с властью и интеллигенцией этого края — потому что все это было запрещено. А теперь все разрешено и возможно, но кому больше дано, с того больше и спросится (см. Лк. 12:48).

Поэтому обращаюсь к владыкам, к отцам, ко всем нашим приходским активистам, к матушкам монашествующим. Помните, мои дорогие, что на вас лежит очень большая ответственность продолжить великое дело возрождения Православия на Калининградской земле, начатое благочестивыми людьми в тяжелые времена. Построены храмы и монастыри, есть гимназия и школы, величественный кафедральный собор возведен в самом центре Калининграда — все это свидетельство совершенно новой эпохи, новых возможностей. Но еще раз хочу сказать: чем больше возможностей для церковной жизни и христианского благовестия, тем больше спрос с тех, кто ответственен за это благовестие, — в первую очередь с духовенства, монашествующих, приходских активистов, да и вообще с каждого крещеного человека.

Если же мы будем посещать храм время от времени, если не будем заботиться о воспитании детей и внуков, если все это пустим на самотек — как Бог даст, так пускай и будет, — то ведь Господь может изменить Свое отношение к нам и напомнить, что существовали и существуют другие времена и другие возможности для церковной жизни. Поэтому в первую очередь обращаюсь к духовенству: совершайте свое служение с максимальной отдачей, не жалея себя. Самое страшное, когда священник начинает себя жалеть, мол, я устал. Никакой усталости не должно быть! Усталость в храме Божием — это не усталость, а знак маленькой жертвы, которую мы Богу приносим. А в ответ на эту усталость Господь и силы дает.

Трудитесь, продолжая дело предшествовавших вам отцов. Продолжайте просвещать народ, учить детей и молодежь, общаться с обществом, в котором еще не в полной мере отображаются вся красота и глубина Православия. Нам еще много нужно сделать, очень много. Особенно это чувствуешь, находясь на территории Калининграда и вспоминая историю возрождения Православия на этой земле. И да поможет всем нам Господь трудиться не жалея живота своего, никогда не думая о своем личном благополучии, но, в полной мере сознавая ответственность за спасение человеческих душ, с дерзновением нести пред Господом свое служение.

Еще раз хотел бы призвать благословение Божие на монашествующих, которые здесь пребывают, на духовенство и на всех вас, мои дорогие братья и сестры. Молитвами святых угодников земли Русской да укрепляет Господь и в этом Янтарном крае веру православную во спасение душ наших. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6135902.html