Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 552928 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3039
  • Репутация: +554/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь после Литургии в кафедральном соборе Христа Спасителя в Калининграде

9 июня 2024 г. 15:14

9 июня 2024 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Христа Спасителя в Калининграде. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Ваше Высокопреосвященство, владыка Серафим! Ваше Преосвященство! Дорогие отцы, матушки игумении! Братья и сестры!

Я уже говорил об этом, но еще раз повторю, что всегда с особым чувством переступаю порог этого храма, с которым связана очень важная часть моей жизни. Старшее поколение помнит, как на калининградской земле не было ни одного храма и вообще никаких признаков церковной жизни. Позднее по милости Божией образовалась маленькая общинка, которая приехала ко мне в Смоленск, поскольку Смоленск был ближайшим к Калининграду регионом Российской Федерации, с просьбой помочь создать общину, рукоположить священника, чтобы началась церковная жизнь. Вот так все и произошло.

Казалось бы, совсем скромная череда событий: приехали несколько человек, попросили, батюшку им назначил... А ведь из этих семян выросло замечательное древо церковной жизни на Калининградской земле. Мы всё чудес ищем, особенно когда веры не хватает, — а разве этот храм, этот народ, эта православная жизнь на калининградской земле не чудо? С нуля, а лучше сказать, с минуса все началось. А если бы только человеческий фактор присутствовал: прислали, как сейчас говорят, умелого менеджера, вот он что-то делает, управляет, создает? Да какой бы талантливый организатор сюда ни приехал, никогда бы ничего не получилось. Можно было бы что-то построить, но это строение никогда бы не зажило своей жизнью, той духовной жизнью, которая сегодня так очевидна.

Поэтому возрождение Православия на Калининградской земле — это самое сильное для неверующих людей доказательство бытия Божия. Никакими человеческими силами сделать это было бы невозможно. Еще раз хочу сказать: построить можно, а души человеческие, сознание человеческое изменить так, чтобы я сегодня мог видеть огромное количество людей, современных людей, которые в этом дивном храме молятся, причащаются Святых Христовых Таин, невозможно без силы Божией.

Поэтому нам не нужно искать никаких доказательств, есть Бог или нет. Если кто-то спросит нас о доказательствах, скажите этому человеку: ты в свою собственную душу загляни, ты подумай о своей внутренней жизни. Вот все, что у тебя есть, — разум, память, воля, чувства, совесть — это откуда? Откуда взялось? От тех самых молекул, которые триллионы лет назад якобы прилетели на бесплодную планету и из этих молекул произросло то, что мы сейчас видим? Но ведь в это поверить куда сложнее, чем поверить в Бога! А ведь верят! Доказательств никаких нет, невозможно все это доказать, но обычно говорят: наука сказала. А что сказала наука? Можно ли поверить в то, что она сказала, исключая Бога из создания рода человеческого? Камни, лава, никакой жизни — и сегодняшний храм, наполненный верующим народом!

Хочу сказать всем людям неверующим: протрите глаза, ради Бога протрите, пока не поздно. Откажитесь от этих иллюзий, от этих ложных идеологических схем, осознайте только, что без Бога всего этого быть не могло. А это все есть! Поэтому сама жизнь, само существование нашей планеты, само существование страны нашей, претерпевавшей такие страшные нападения внешние, войны внутренние и, наконец, возрождение веры православной в конце века XX — разве это не доказательство того, что Бог среди нас присутствует и каждого ведет по жизненному пути?

Но для того чтобы вера укреплялась в сердце, человек должен жить этой верой. Надо посещать храм Божий, не лениться, причащаться Святых Христовых Таин, исповедовать свои грехи, читать Священное Писание, развивать свой ум, свою волю и свои чувства в том направлении, которое и приводит человека к глубокой, искренней и осознанной вере. Этот путь прошли очень многие — думаю, и все зде присутствующие, и многие жители Калининградской области. И потому радуется мое сердце, видя Божие чудо, явленное в величественном соборе в центре Калининграда, и видя всех вас. Нам с вами только остается продолжать жить по заповедям и законам, которые Бог предложил людям. Для чего? Для того чтобы быть счастливым, чтобы иметь полноту жизни и чтобы иметь надежду на жизнь в вечности.

Быть верующим человеком — значит оставаться на стороне света и силы. Нам иногда говорят: у вас какие-то убогие, слабые, пенсионеры и прочие — а вот смотрите, какая сила! Нет! Сила здесь. Оставаться с Богом — значит оставаться в стороне силы, потому что Бог из камней сих может создать детей Авраама, как сказано в слове Божием (ср. Мф.3:9). Бог может радикально изменить человеческую жизнь. Именно Бог может действительно воздвигнуть из мертвых Лазаря. И не только физически, как это произошло при воскрешении Лазаря. Разве изменение жизни человека, обретение подлинных ценностей, обретение подлинного целеполагания не является воскресением? Конечно, духовным воскресением, мировоззренческим воскресением, наполняющим силой, не только человеческой, но и божественной, всю нашу жизнь.

Еще раз хочу сказать, что всякий раз очень радуюсь, когда вижу перемены в жизни Калининграда, Калининградской области, особенно в нашей церковной сфере. Строятся и восстанавливаются храмы, собирается народ Божий, и никакого следа не осталось от первой, как говорили в Советском Союзе, атеистической области, которую хотели сформировать силой государственной власти и силой тогдашней идеологии.

Когда говорю так, я не хочу сказать, что те были плохие, а мы вроде как хорошие. Не надо так думать. Можно только сказать, что Бог с человеком, когда человек хочет, чтобы Бог был с ним. А мы очень этого хотели. Жители Калининграда очень этого хотели и обрели возможность жить с Богом, жить в благодати, которую дает нам Господь. И хотелось бы, чтобы эта жизнь по вере, жизнь с Богом оплодотворяла все стороны жизни такого близкого для меня Калининградского края, чтобы Господь хранил от внешних врагов эту русскую землю, чтобы Господь укреплял веру жителей, особенно веру нашей молодежи, чтобы она открывала для себя подлинный смысл жизни в союзе с Богом через веру в Него. Тогда и так уж сильному нашему народу все будет по плечу, и никакой враг, никакой супостат никогда нас не победит. Тогда решим все задачи, которые перед нами стоят, — и в государственной, и в общественной, и в личной жизни.

Да помогает всем нам Господь крепко хранить веру в сердце, идти по пути, который Он нам указал, в надежде на благополучие в земной жизни, но, главное, в надежде на жизнь вечную со Христом Иисусом, Господом нашим, в невечернем дни Его Царствия. Аминь. Христос Воскресе!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6135988.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3039
  • Репутация: +554/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в праздник Вознесения Господня после Литургии в московском храме «Большое Вознесение»

13 июня 2024 г. 16:44

13 июля 2024 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Вознесения Господня («Большое Вознесение») в Сторожах, у Никитских Ворот г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Владимир! Дорогие отцы, братья и сестры!

Сердечно вас приветствую и поздравляю с престольным праздником сего святого храма — с двунадесятым праздником Вознесения Господа и Спасителя нашего. Этот праздник стоит как бы на рубеже двух миров, двух реальностей — земной жизни Спасителя и Его жизни за пределами земли. А сам момент вознесения? Ведь Господь мог перейти в иной мир без этой демонстрации, но Он показывал людям, куда уходит. Он не исчезает, не растворяется — он с плотью возносится на небо. И сейчас люди, молясь, поднимают голову к небу — небо всегда было символом Божественной власти, Божественной силы, Божественного присутствия. И Господь возносится, тем самым показывая, что Он не исчезает, но переходит в иной мир, недоступный для людей, опирающихся на свои чувства, на свой разум, на свою волю, на свои ограниченные возможности.

И тут же появляется некто и говорит апостолам: «Мужи Галилейские, что вы стоите и смотрите на небо?» (см. Деян. 1:11). Странный вопрос. Спаситель, умерший и воскресший, возносится на небо — как же на это не смотреть с удивлением или, может быть, с восторгом, со страхом? А некто — а был это, конечно, Божий посланник, говорит совершенно обыденно: «Сей Иисус, который сейчас возносится от вас на небо, придет вновь».

Слова эти так запали апостолам в душу, что, наверное, когда они спускались с горы Елеонской, каждый только и думал, когда же Господь придет. И это скорое ожидание пришествия Спасителя было доминирующей силой, которая организовывала общину и укрепляла веру апостолов и всех первых христиан. Все думали: ей, гряди Господи Иисусе! (Откр. 22:20) Марана-фа! (1 Кор. 16:22) А Господь не являлся — и не является.

Теперь, может быть, следует задать вопрос: а почему? Явился бы сейчас Господь — так ведь многие бы поверили, хотя были бы и те, кто ни во что не поверил. Господь дает время от Его первого до второго пришествия, когда Он действительно явится судить живым и мертвым, — время всему миру и каждому человеку для приуготовления себя к встрече со Спасителем. А для того чтобы встретиться с Ним, нужно быть там, где Он. А чтобы быть там, где Он, нужно побороть в себе грех, нужно принести покаяние, нужно совершать добрые дела, т.е. жить так, как Господь заповедал. Именно так и старались жить первые христиане, надеясь, что вот-вот сейчас Господь и придет. И сколько же чудес они творили, какая же была духовная жизнь, насколько крепка была вера, которая, собственно, и не была верой, а отождествлялась с самим знанием — вера была только в скорое пришествие Спасителя!

Но прошли годы, десятилетия, и те, кто еще продолжал верить в скорое пришествие Спасителя, даже стали в каком-то смысле осуждаться Церковью, которая осознала, что пришествие Спасителя не нужно связывать с каким-то историческим периодом и особенно с присутствием некой светской власти. О сроке пришествия Спасителя никто не знает (см. Мф. 24:36), и время дается всем — и народам, и странам, и людям, — для того чтобы реально подготовиться к встрече с Господом, которая для каждого из нас произойдет очень скоро. Ведь человеческая жизнь скоротечна. Заканчивая эту жизнь, мы и встретимся с тем миром, где Господь, — это и будет для нас лично Его Второе пришествие. А поскольку Второе пришествие связывается в учении Церкви, в сознании людей со Страшным Божиим судом, то и предстояние пред Богом после смерти будет для каждого из нас лично Страшным судом. И мы должны быть готовы к этой встрече — не когда-то в неведомом будущем, а через десять, двадцать, тридцать, пятьдесят лет — это все мгновение перед историей и вечностью. Мы должны быть духовно, нравственно предуготовлены к этой встрече.

Вот Господь и дает нам через Церковь все возможности готовить себя к встрече с Ним. Он дает нам возможность раскаиваться в своих грехах, причем таким образом, что эти грехи как бы обнуляются. В светском правосудии человек должен непременно отбыть наказание, а потом еще и находиться какие-то годы под наблюдением, как бы чего не произошло… А Господь поступает иначе: Он наши грехи обнуляет, если только мы желаем, чтобы было так. Но это желание невозможно без веры в Него. Это желание невозможно реализовать без покаяния и причастия Святых Христовых Таин. Вот почему Церковь на протяжении двух тысяч лет призывает людей жить по ее правилам, потому что эти правила и есть те, что приуготовляют человека к встрече с Господом в жизни вечной.

Это послание Церкви, о котором я только что сказал, всегда воспринималось с трудом. И в античной древности, потому что еще сильны были языческие предрассудки, некая инерция языческого восприятия жизни. И последующие поколения нередко сковывались многими политическими, культурными, национальными и прочими предрассудками, которые нередко уводили людей от прямой дороги к Богу, от подлинного покаяния и приуготовления себя к встрече с Господом. А некоторые народы и страны круто разворачивались не просто от Бога, а против Него. Такой стала и наша в каком-то смысле несчастная страна, которая, несмотря на веру большинства, поддалась на искушения, на бред человеческий, на басни, что в пух и прах разлетелись уже в ХХ веке, том самом, когда они завоевали умы людей. И ничего от них практически не осталось, кроме некоторых политических мечтаний; а то, что Господь ждет нашего покаяния, то, что Он требует от нас сильной веры, — это Божий замысел, и он никуда не исчезает, он все время с нами.

И как замечательно, что Господь дал нам средство счищать с себя греховную накипь, освобождаться от тяготения греха! Но это можно сделать только в Церкви и через церковные таинства — исповеди и причащения Тела и Крови Христовой. Но, с другой стороны, мы же не можем, причащаясь Тела и Крови Христовой, искушать Спасителя! Покаялись, причастились, вышли за дверь храма — и всё. Всё по-прежнему, всё как всегда — и в семье ссоры, и с соседями конфликты, кому-то не доверяем, кого-то подозреваем, на кого-то озлоблены... Так же не может продолжаться вечно! Почему мы все время испытываем милосердие Божие? А Церковь призывает к такому покаянию, которое изменяло бы человеческую жизнь. Действительно, подлинное раскаяние в грехах, соединение через таинство Евхаристии с Телом и Кровью Спасителя и дает такую возможность изменения жизни — не только здесь, на земле, но и для приуготовления себя к жизни вечной.

Пусть все то, чему мы научены словом Божиим, все то, чему мы научены через дивное событие Вознесения Господа, укрепляет нашу веру, укрепляет наше осознание того, что уж если мы именуем себя христианами, то все мы должны жить по-христиански и не забывать о своем долге, выйдя за пределы храма. Этого я желаю самому себе и всем вам, мои дорогие, чтобы мы постоянно помнили о нашем христианском призвании и о скором пришествии Господа Спасителя, когда бы оно ни произошло, тем более для каждого из нас оно произойдет через не такой уж большой промежуток времени, ибо слишком долго современный человек не живет — семьдесят лет, аще в силах восемьдесят лет (см. Пс. 89:10), ну а там как Бог даст.

Пусть Господь помогает всем нам. Помогает приуготовлять себя к встрече со Спасителем. Помогает таким образом строить нашу жизнь и отношения с близкими и дальними, чтобы ничто не омрачало нашу душу и сердце и ничто не становилось гирями, которые мешали бы нам оторваться от земли и вознестись на небо к Господу и Спасителю нашему, Который прощает наши грехи, оставляет нашу неправду, якоже не бывшую, если мы искренне этого желаем и стремимся достичь через покаяние и добродетель. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6136946.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3039
  • Репутация: +554/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в праздник Пятидесятницы после Литургии в Троице-Сергиевой лавре

23 июня 2024 г. 15:46

23 июня 2024 года, в праздник Святой Троицы (Пятидесятницы), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на Соборной площади Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

«Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса». Этот прокимен душу раздирает, если в него вдуматься, если все это осознать, через себя пропустить — какой же огромной силой он обладает и какое же дивное пророчество он несет людям!

Вспоминаю трудные времена, когда Церковь находилась в гонимом состоянии. Власть была безбожной. Отсчитывали пятилетки, семилетки до того времени, когда с религиозными предрассудками будет полностью покончено. И власть, будучи очень сильной, была уверена, что с этими церковными делами, со всеми этими несоответствующими политическим идеалам «остатками прошлого» будет покончено. Как же она ошиблась! А если бы им тогда сказать: «Да ничего не будет! Зря вы трудитесь, зря воспитываете так молодежь, зря сумасшедшие деньги вкладываете в какие-то якобы научные атеистические произведения, в какие-то курсы обучения — не нужно все это будет людям»? Если бы кто-то так сказал, то, наверное, его посчитали бы врагом народа или сумасшедшим.

А ведь многие люди так и думали. Говорить не могли, но так и думали. Ссылаясь на опыт своей семьи — благочестивых родителей, деда и бабушки — должен сказать, что надежда никогда не уходила из нашей жизни. Даже не надежда, а полная уверенность в том, что лихолетье пройдет, Церковь наша снова оживет и народ будет прикасаться к святыням и молиться и о стране нашей, и о властях, и о воинстве. Не формально молиться, а действительно вкладывая в это сильную просьбу к Спасителю мира.

Все это пришло на нашу землю, и сейчас мы все этим наслаждаемся. Но когда все становится таким привычным, то и наслаждение проходит, и острота этого дивного переживаемого момента, который ощущаешь, особенно вспоминая о прошлом, для многих просто неведома, потому что прошлого они не знают, а кто-то, может быть, и подзабыл. Но помнить прошлое надо, потому что оно многому учит. Учит, во-первых, весь наш народ и Церковь нашу, что всякое ослабление веры, всякое отступление от Божиих заповедей под влиянием новомудрых или псевдомудрых философий — все это никогда не достигнет своей цели, если мы будем хранить веру в Бога, если мы будем соединять себя с Ним молитвой и Святыми Таинствами. Потому что нет силы больше, чем сила Божия.

И опять-таки дивный опыт нашего Отечества, просто потрясающий сознание, — когда народ отказался от Бога и добился огромных достижений в науке, в технике. Казалось, с верой все закончено. А ведь ничего не было закончено, и вера тогда сохранялась, а сегодня, по милости Божией, эта великая сила Духа, связывающая человека с Богом, присутствует в жизни, я думаю, большинства наших людей.

Особенно чувствуешь все эти исторические перипетии, их опасности, вспоминая о прошлом. И одновременно напитываешься глубокой верой и убеждением в том, что Бог творит чудеса, Он Господин истории, в Его длани — жизнь и стран, и народов, и всей человеческой цивилизации.

А ведь эта вера дает огромную силу человеку. Она избавляет нас от страхов, неких болезненных предчувствий, сложных психологических состояний, в которые нередко впадает современный человек. Каким распространенным стало слово «депрессия»! А что это означает? Это означает потерю духовных, моральных и даже интеллектуальных сил. И происходит это только тогда, когда человек остается один на один со своими скорбями, своими неудачами, своими потерями и, не обладая достаточной верой в Бога, подвергается страшному состоянию уныния, которое действительно лишает человека жизни в том смысле, как мы, христиане, понимаем жизнь — жизнь в полноте с Богом, в радости, с силой Святого Духа.

Вот для того чтобы мы не повторяли ошибок прошлого, мы должны сегодня очень и очень большое внимание обращать на нашу молодежь. Мы должны воспитывать своих детей. Обращаюсь к мамам, папам, бабушкам и дедушкам: вкладывайте в воспитание детей все, что у вас есть лучшего. С тем чтобы они не только хорошо учились в школе, хотя и это нужно, но чтобы они приобретение знаний сочетали с верой в Бога, как это умели делать выдающиеся ученые, мыслители, художники, архитекторы, военачальники на протяжении большей части нашей национальной истории, что, собственно говоря, и спасло Россию, и донесло до нас веру православную во всей ее чистоте.

Да помогает всем нам Господь, не боясь трудностей, не страшась разного рода слухов, уповая на волю Божию, укрепляя это упование молитвой за себя, за своих родных, близких, за народ и за страну нашу, со смирением идти навстречу будущему, которого мы не знаем, которое в руках Божиих, но которое не может быть страшным и разрушительным для тех, кто с Богом живет. Эта жизнь с Богом, в надежде на Господа, жизнь в постоянном контакте с Ним через молитву и есть та сила, которая возвышает человека над страхами, над унынием, над скорбями и над всем тем, что ослабляет, угнетает человека, а иногда даже лишает его жизни.

В этих стенах на протяжении уже долгих столетий особенно сконцентрирована духовная жизнь нашего народа. Эти стены видели и военную брань, и страшную угрозу разрушения святого сего места, да и всей России, и тяжелейшие годы господства тех, кто в Бога не верил. Но святая Лавра, сегодня так прекрасно обновившаяся, также должна быть для нас видимым знаком Божественного присутствия и в жизни нашего народа, и в жизни нашего Отечества. И будем просить Господа, молиться Ему, чтобы не оставлял Он ни народ, ни страну нашу, ни власти, ни воинство, но чтобы все мы укреплялись духом, возрастали в вере и, устремляя свой взор в грядущее, помнили, что будущее только там, где Бог. Там, где Бога нет, нет и будущего. Мы знаем это из опыта жизни некоторых поколений, но, самое главное, мы знаем об этом из Божественного Откровения. Так укрепляемые верой, неся ее в своих сердцах, передавая своим родным и близким, особенно подрастающему поколению, будем достойны называться учениками Божиих угодников, подвижников, которые на этом святом месте просияли и которые силой своего духа в те времена сумели защитить и народ наш, и страну нашу; и веру сохранить, и передать ее последующим поколениям русских людей. Их молитвами да хранит Господь всех нас. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6139373.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3039
  • Репутация: +554/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после всенощного бдения в Троице-Сергиевой лавре в канун праздника Святой Троицы

22 июня 2024 г. 23:47

22 июня 2024 года, в канун праздника Святой Троицы (Пятидесятницы), Святейший Патриарх Кирилл в Свято-Троицкой Сергиевой лавре возглавил встречу иконы Святой и Живоначальной Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым, и всенощное бдение в Троицком соборе обители. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.

С праздником поздравляю всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры!

Великая всем нам милость от Господа, что имеем сегодня возможность молиться в этом древнем храме перед историческим чудотворным образом Святой Троицы кисти преподобного Андрея Рублева.

Эта святыня свидетельствует о том, что Дух Божий действует через людей разными способами. Одним Он внушает правильные мысли, и примером такого участия Божиего в человеческом творчестве являются в первую очередь творения святых отцов, в которых действительно пребывает Божественная мудрость. Но Дух действует и через изобразительное искусство, так что через иконопись людям дается понимание сущности Божественного бытия. Но как можно было выразить триединство Бога — Отца, Сына и Святого Духа — лучше, чем это символически изобразил святой преподобный Андрей Рублев в виде трех Ангелов, трех Путников! И сегодня у нас великая радость — молиться перед этим дивным образом, который даже людьми далекими от Церкви, но знатоками искусства признается как шедевр. Но это не просто человеческий шедевр. Если через искусство преподобный Андрей сумел выразить саму сущность Божества — так, как это невозможно выразить словами, — значит, Дух Святый был вместе с ним. И потому, взирая на этот образ, мы действительно представляем себе Божественное триединство, представляем Бога Единого в трех Лицах, изображенного таким образом, что не происходит умаления каждого из Лиц, но Все образуют единое Божество, Единого Бога в Троице прославляемого.

И сегодня у нас действительно радость великая, что мы можем помолиться перед этой дивной иконой и попросить Господа, чтобы Он ниспослал нам мир, потому что образ Святой Троицы — это образ Божественного мира. Ведь единство — это и есть проявление мира. А как мы нуждаемся в мире! В первую очередь в семьях, когда происходят разлады между супругами, между родителями и детьми. Как важно, чтобы мы, обогащенные Божественной мудростью и Божией благодатью, могли и в семьях преодолевать эту рознь мира!

Но рознь мира не только в семьях — она и в общественных отношениях. Политические партии, различного рода организации нередко так враждуют между собой, что дай им силу какую-то — так и начали бы бороться не только словом, но и на деле. Отчего это происходит? Оттого, что у людей нет чувства единения. Там, где рознь, там всегда опасность конфликтов, разделений, которые переходят иногда в тяжелые драматические столкновения между людьми, между группами людей, между организациями, между многими другими человеческими объединениями.

Образ Святой Троицы учит нас тому, что Бог открыл всему роду человеческому, что Он есть единство трех Лиц, что Бог объединяет в Себе три Божественные Ипостаси, что Бог не пребывает в некоем одиночестве, но жизнью Бога является Любовь. Все это дается нам в откровении Священного Писания, но наглядно, видимо — в замечательной иконописи святого преподобного Андрея Рублева.

Наученные всем этим, мы и в жизни своей должны помнить, что любовь, способность людей жить вместе, разделять общие тревоги, радости, заботы — это и есть, собственно говоря, закон или правило человеческого благополучия и человеческого счастья.

Да поможет нам Господь, вразумляясь и словом Его, и дивным иконотворением святого преподобного Андрея Рублева, проникаться пониманием того, что единство есть закон благополучия, а значит, человеческого счастья. Без единства, без способности жить вместе с другими человек становится одиноким и почти всегда несчастным. И да помогает нам Господь возрастать в единстве, любви и единомыслии. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6139255.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3039
  • Репутация: +554/-0
  • Пол: Женский
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Высшего Церковного Совета 26 июня 2024 года

26 июня 2024 г. 15:56

26 июня 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил работу Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Открывая заседание, Святейший Владыка обратился к собравшимся со вступительным словом.

Сердечно приветствую всех членов Высшего Церковного Совета!

Сегодня в повестке нашего заседания несколько вопросов, среди которых обсуждение молодежной работы в Русской Православной Церкви и вопрос о включении курса «Обществознание» в учебные планы духовных семинарий Русской Православной Церкви. Хотел бы подробнее остановиться на этих двух темах.

Общественные науки играют важную роль в формировании личности, поскольку способствуют социализации человека, а также помогают усвоить культурные ценности, нормы, образцы поведения. Изучение общественных наук также помогает сформировать мировоззрение, представления об основах политики, экономики, права, о социальных и нравственных проблемах. Эти знания крайне важны для современных священнослужителей, для того чтобы уметь грамотно и убедительно доносить свою позицию, интеллектуально соответствовать развитию общества.

Общественное ожидание от священников неизменно растет. От них ждут не только духовных советов, но и умения давать ответы на социально значимые вопросы. Вот в этой части пастырского служения у нас, несомненно, возникают проблемы. Я знаком с некоторыми ответами священнослужителей и даже с какими-то попытками говорить на эту тему с амвона. Не всегда это происходит так, как следовало бы; нередко привносится много субъективного. Иногда священнослужители берутся за такие темы, не будучи подготовленными, но, что более всего меня поражает, с невероятным апломбом и претензиями на истину. Все это артикулируется и обращается в адрес аудитории, которая теперь не ограничивается теми, кто находится в храме, но включает и тех, кто пользуется разного рода средствами массовой информации. Поэтому очень важно, чтобы священнослужители были людьми просвещенными, в том числе в сфере общественных наук, которые, еще раз хочу сказать, играют важную роль в формировании личности.

Иной раз слушаешь проповедь и думаешь: батюшка, откуда же ты все это взял? Обращение к аудитории, которая становится очень большой в связи с подключением к средствам информации, может приносить не только пользу, но и вред Церкви. То, что вчера было почти келейным, то есть ограничивалось присутствующими в храме, сегодня с легкостью становится доступным для тысяч и тысяч людей. Поэтому батюшки должны быть должным образом подготовлены. Речь идет не просто о курсе в семинарии — речь идет о постоянном образовании. Поэтому нам нужно продумать проведение необходимых семинаров, совещаний, особенно при рассмотрении общественно значимых вопросов, которые оказываются в центре внимания всего нашего народа и которые непременно следует осветить с точки зрения Церкви.

Поскольку общественные ожидания, обращенные в адрес священнослужителей, сегодня возрастают, то возрастает и ответственность. К сожалению, в СССР в течение долгого времени предмет «Обществознание» использовался как инструмент для продвижения ложных ценностей, в том числе атеистических; при этом роль христианства в формировании отечественной культуры неизменно преуменьшалась, дискредитировалась, а иногда даже высмеивалась. В начале постсоветского периода на смену коммунистической и атеистической идеологии пришли западные либеральные культурные модели, также далекие от нашей традиции. Отрадно, что сегодня ситуация в этом направлении исправляется, что обольщение западной либеральной философией прошло, просто испарилось. Конечно, какие-то отдельные маргинальные группы существуют, но не они определяют сейчас основное течение общественной жизни. Поэтому гуманитарии, а я отношу к ним и священнослужителей, призваны продвигать такие модели человеческих взаимоотношений, в которых мог бы реализовываться нравственный идеал — в первую очередь христианский нравственный идеал. И Церковь может внести существенный вклад в развитие гуманитарных дисциплин.

Вышесказанное актуально в первую очередь для молодежной работы, которая является для нас приоритетной, поскольку от этого зависит — еще раз хочу сказать — будущее. Будущее народа нашего, Церкви нашей, Отечества нашего. Чтобы быть убедительными для современной молодежи, нужно знать и понимать реальность, в которой она живет, что невозможно без базовых знаний, к которым, безусловно, относятся знания о нашем социуме. Эти слова я хотел бы обратить в первую очередь к руководству наших высших учебных заведений. Нам нужно продумать, как организовать изучение социальных дисциплин и как организовать изучение ситуаций, которые имеют место в России. Потому что наше образование должно быть не оторвано от реальности, но связано с актуальной повесткой. Вот тогда эти лекции и занятия будут действительно востребованы и студентами, и пастырями нашими.

Хотелось бы еще раз сказать о том, что адаптация молодых людей к взрослому миру, вхождение молодежи во взрослую проблематику сейчас происходит в раннем возрасте. Уже в 13, 14 или 15 лет это люди, которые развиты так, как не были в их возрасте развиты представители нашего поколения. Дети, не вылезающие из гаджетов, поглощают огромный объем информации, и не только из развлекательных программ; они осведомлены об очень многом. Поэтому адаптация молодых людей к взрослому миру — а это достаточно сложный и в каком-то смысле даже опасный процесс — подразумевает очень внимательное отношение к молодежи, к вопросам воспитания, к теме взаимодействия Церкви и школы.

Но от всех нас, от всей Церкви требуется держать руку на пульсе, чтобы не упустить развитие важных тенденций в молодежной среде и молодежной культуре. Необходимо понимать, чем сегодня живет молодежь, что тревожит подрастающее поколение. Другими словами, мы должны знать о происходящем не только из телевизионных передач, но и на профессиональном уровне. Поэтому обращаюсь к тем, кто отвечает у нас за молодежную работу: давайте очень серьезно займемся исследованием происходящего в молодежной среде, с тем чтобы именно рассмотрению этой аналитики могло быть посвящено специальное заседание Высшего Церковного Совета. Многое мы знаем из средств массовой информации, но нам нужен свой собственный анализ ситуации — если хотите, богословский анализ. Потому что очень просто отмахиваться от темы или говорить: «Вот такая молодежь у нас пошла — что с ними можно поделать? И родителей не слушают, и вообще от всего абстрагируются, и живут в каком-то своем специфическом кругу». Подобные воздыхания не несут в себе никакой положительной идеи. Нам нужно действительно серьезно подумать о состоянии молодежи, молодежного сообщества в нашей стране. Что собой представляет молодежь с нашей, церковной точки зрения? Это должна быть аналитика, а не просто ссылки на социологические исследования.

Я попросил бы об этом, в первую очередь, Синодальный молодежный отдел и Синодальный отдел по социальному служению. Может быть, надо подключать и богословов, хотя у меня большие сомнения в том, что наши богословы в академиях вовлечены в эту тематику. По крайней мере, я не читал ни одной работы, не слышал ни одного выступления, где эта тема была бы богословски проанализирована или чтобы в них содержалось что-то полезное для нашего пастырского служения.

Поэтому еще раз хочу сказать: адаптация молодежи к взрослому миру, формирование в молодежной среде идей, которые могли бы способствовать положительному формированию личности, является сейчас важной проблемой для всего общества, для системы образования и, конечно, для Церкви. Нам важно не упустить подлинного понимания того, что происходит в молодежной среде, чем сегодня реально живет большинство молодежи, что их волнует, что их тревожит, — чтобы затем, проанализировав ситуацию, мы могли сказать, что же мы можем предложить нашей молодежи.

И не только в воскресной школе — этого мало! У нас с вами телевидение есть, о чем мы раньше и мечтать не могли, причем канал в мультиплексе. Вот для того чтобы молодежь его смотрела, должна быть молодежная передача на нашем канале — это очень важно. Владимир Романович, просил бы Вас продумать создание специальной программы для молодежи. Чтобы это была не развесистая клюква, с заигрыванием перед молодежью. Необходима постановка реальных мировоззренческих проблем, приглашение церковных и светских специалистов в сфере социологии и психологии, круглые столы и дискуссии, адресованные в первую очередь молодежи. А через церковные средства массовой информации необходимо сообщать об этом и нашей приходской молодежи, и, что называется, urbi [/url]et orbi, «городу и миру». С тем чтобы к такого рода телевизионной передаче максимально привлекалось общественное внимание.

Другими словами, работы непочатый край, и я очень хотел бы, чтобы наше сегодняшнее заседание и тот акцент, который я позволил себе сделать именно на молодежной тематике, получили продолжение в нашей общецерковной работе. Благодарю за внимание.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6140471.html