Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 546999 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3029
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь после Литургии в кафедральном соборе Христа Спасителя в Калининграде

9 июня 2024 г. 15:14

9 июня 2024 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Христа Спасителя в Калининграде. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Ваше Высокопреосвященство, владыка Серафим! Ваше Преосвященство! Дорогие отцы, матушки игумении! Братья и сестры!

Я уже говорил об этом, но еще раз повторю, что всегда с особым чувством переступаю порог этого храма, с которым связана очень важная часть моей жизни. Старшее поколение помнит, как на калининградской земле не было ни одного храма и вообще никаких признаков церковной жизни. Позднее по милости Божией образовалась маленькая общинка, которая приехала ко мне в Смоленск, поскольку Смоленск был ближайшим к Калининграду регионом Российской Федерации, с просьбой помочь создать общину, рукоположить священника, чтобы началась церковная жизнь. Вот так все и произошло.

Казалось бы, совсем скромная череда событий: приехали несколько человек, попросили, батюшку им назначил... А ведь из этих семян выросло замечательное древо церковной жизни на Калининградской земле. Мы всё чудес ищем, особенно когда веры не хватает, — а разве этот храм, этот народ, эта православная жизнь на калининградской земле не чудо? С нуля, а лучше сказать, с минуса все началось. А если бы только человеческий фактор присутствовал: прислали, как сейчас говорят, умелого менеджера, вот он что-то делает, управляет, создает? Да какой бы талантливый организатор сюда ни приехал, никогда бы ничего не получилось. Можно было бы что-то построить, но это строение никогда бы не зажило своей жизнью, той духовной жизнью, которая сегодня так очевидна.

Поэтому возрождение Православия на Калининградской земле — это самое сильное для неверующих людей доказательство бытия Божия. Никакими человеческими силами сделать это было бы невозможно. Еще раз хочу сказать: построить можно, а души человеческие, сознание человеческое изменить так, чтобы я сегодня мог видеть огромное количество людей, современных людей, которые в этом дивном храме молятся, причащаются Святых Христовых Таин, невозможно без силы Божией.

Поэтому нам не нужно искать никаких доказательств, есть Бог или нет. Если кто-то спросит нас о доказательствах, скажите этому человеку: ты в свою собственную душу загляни, ты подумай о своей внутренней жизни. Вот все, что у тебя есть, — разум, память, воля, чувства, совесть — это откуда? Откуда взялось? От тех самых молекул, которые триллионы лет назад якобы прилетели на бесплодную планету и из этих молекул произросло то, что мы сейчас видим? Но ведь в это поверить куда сложнее, чем поверить в Бога! А ведь верят! Доказательств никаких нет, невозможно все это доказать, но обычно говорят: наука сказала. А что сказала наука? Можно ли поверить в то, что она сказала, исключая Бога из создания рода человеческого? Камни, лава, никакой жизни — и сегодняшний храм, наполненный верующим народом!

Хочу сказать всем людям неверующим: протрите глаза, ради Бога протрите, пока не поздно. Откажитесь от этих иллюзий, от этих ложных идеологических схем, осознайте только, что без Бога всего этого быть не могло. А это все есть! Поэтому сама жизнь, само существование нашей планеты, само существование страны нашей, претерпевавшей такие страшные нападения внешние, войны внутренние и, наконец, возрождение веры православной в конце века XX — разве это не доказательство того, что Бог среди нас присутствует и каждого ведет по жизненному пути?

Но для того чтобы вера укреплялась в сердце, человек должен жить этой верой. Надо посещать храм Божий, не лениться, причащаться Святых Христовых Таин, исповедовать свои грехи, читать Священное Писание, развивать свой ум, свою волю и свои чувства в том направлении, которое и приводит человека к глубокой, искренней и осознанной вере. Этот путь прошли очень многие — думаю, и все зде присутствующие, и многие жители Калининградской области. И потому радуется мое сердце, видя Божие чудо, явленное в величественном соборе в центре Калининграда, и видя всех вас. Нам с вами только остается продолжать жить по заповедям и законам, которые Бог предложил людям. Для чего? Для того чтобы быть счастливым, чтобы иметь полноту жизни и чтобы иметь надежду на жизнь в вечности.

Быть верующим человеком — значит оставаться на стороне света и силы. Нам иногда говорят: у вас какие-то убогие, слабые, пенсионеры и прочие — а вот смотрите, какая сила! Нет! Сила здесь. Оставаться с Богом — значит оставаться в стороне силы, потому что Бог из камней сих может создать детей Авраама, как сказано в слове Божием (ср. Мф.3:9). Бог может радикально изменить человеческую жизнь. Именно Бог может действительно воздвигнуть из мертвых Лазаря. И не только физически, как это произошло при воскрешении Лазаря. Разве изменение жизни человека, обретение подлинных ценностей, обретение подлинного целеполагания не является воскресением? Конечно, духовным воскресением, мировоззренческим воскресением, наполняющим силой, не только человеческой, но и божественной, всю нашу жизнь.

Еще раз хочу сказать, что всякий раз очень радуюсь, когда вижу перемены в жизни Калининграда, Калининградской области, особенно в нашей церковной сфере. Строятся и восстанавливаются храмы, собирается народ Божий, и никакого следа не осталось от первой, как говорили в Советском Союзе, атеистической области, которую хотели сформировать силой государственной власти и силой тогдашней идеологии.

Когда говорю так, я не хочу сказать, что те были плохие, а мы вроде как хорошие. Не надо так думать. Можно только сказать, что Бог с человеком, когда человек хочет, чтобы Бог был с ним. А мы очень этого хотели. Жители Калининграда очень этого хотели и обрели возможность жить с Богом, жить в благодати, которую дает нам Господь. И хотелось бы, чтобы эта жизнь по вере, жизнь с Богом оплодотворяла все стороны жизни такого близкого для меня Калининградского края, чтобы Господь хранил от внешних врагов эту русскую землю, чтобы Господь укреплял веру жителей, особенно веру нашей молодежи, чтобы она открывала для себя подлинный смысл жизни в союзе с Богом через веру в Него. Тогда и так уж сильному нашему народу все будет по плечу, и никакой враг, никакой супостат никогда нас не победит. Тогда решим все задачи, которые перед нами стоят, — и в государственной, и в общественной, и в личной жизни.

Да помогает всем нам Господь крепко хранить веру в сердце, идти по пути, который Он нам указал, в надежде на благополучие в земной жизни, но, главное, в надежде на жизнь вечную со Христом Иисусом, Господом нашим, в невечернем дни Его Царствия. Аминь. Христос Воскресе!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6135988.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3029
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в праздник Вознесения Господня после Литургии в московском храме «Большое Вознесение»

13 июня 2024 г. 16:44

13 июля 2024 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Вознесения Господня («Большое Вознесение») в Сторожах, у Никитских Ворот г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Владимир! Дорогие отцы, братья и сестры!

Сердечно вас приветствую и поздравляю с престольным праздником сего святого храма — с двунадесятым праздником Вознесения Господа и Спасителя нашего. Этот праздник стоит как бы на рубеже двух миров, двух реальностей — земной жизни Спасителя и Его жизни за пределами земли. А сам момент вознесения? Ведь Господь мог перейти в иной мир без этой демонстрации, но Он показывал людям, куда уходит. Он не исчезает, не растворяется — он с плотью возносится на небо. И сейчас люди, молясь, поднимают голову к небу — небо всегда было символом Божественной власти, Божественной силы, Божественного присутствия. И Господь возносится, тем самым показывая, что Он не исчезает, но переходит в иной мир, недоступный для людей, опирающихся на свои чувства, на свой разум, на свою волю, на свои ограниченные возможности.

И тут же появляется некто и говорит апостолам: «Мужи Галилейские, что вы стоите и смотрите на небо?» (см. Деян. 1:11). Странный вопрос. Спаситель, умерший и воскресший, возносится на небо — как же на это не смотреть с удивлением или, может быть, с восторгом, со страхом? А некто — а был это, конечно, Божий посланник, говорит совершенно обыденно: «Сей Иисус, который сейчас возносится от вас на небо, придет вновь».

Слова эти так запали апостолам в душу, что, наверное, когда они спускались с горы Елеонской, каждый только и думал, когда же Господь придет. И это скорое ожидание пришествия Спасителя было доминирующей силой, которая организовывала общину и укрепляла веру апостолов и всех первых христиан. Все думали: ей, гряди Господи Иисусе! (Откр. 22:20) Марана-фа! (1 Кор. 16:22) А Господь не являлся — и не является.

Теперь, может быть, следует задать вопрос: а почему? Явился бы сейчас Господь — так ведь многие бы поверили, хотя были бы и те, кто ни во что не поверил. Господь дает время от Его первого до второго пришествия, когда Он действительно явится судить живым и мертвым, — время всему миру и каждому человеку для приуготовления себя к встрече со Спасителем. А для того чтобы встретиться с Ним, нужно быть там, где Он. А чтобы быть там, где Он, нужно побороть в себе грех, нужно принести покаяние, нужно совершать добрые дела, т.е. жить так, как Господь заповедал. Именно так и старались жить первые христиане, надеясь, что вот-вот сейчас Господь и придет. И сколько же чудес они творили, какая же была духовная жизнь, насколько крепка была вера, которая, собственно, и не была верой, а отождествлялась с самим знанием — вера была только в скорое пришествие Спасителя!

Но прошли годы, десятилетия, и те, кто еще продолжал верить в скорое пришествие Спасителя, даже стали в каком-то смысле осуждаться Церковью, которая осознала, что пришествие Спасителя не нужно связывать с каким-то историческим периодом и особенно с присутствием некой светской власти. О сроке пришествия Спасителя никто не знает (см. Мф. 24:36), и время дается всем — и народам, и странам, и людям, — для того чтобы реально подготовиться к встрече с Господом, которая для каждого из нас произойдет очень скоро. Ведь человеческая жизнь скоротечна. Заканчивая эту жизнь, мы и встретимся с тем миром, где Господь, — это и будет для нас лично Его Второе пришествие. А поскольку Второе пришествие связывается в учении Церкви, в сознании людей со Страшным Божиим судом, то и предстояние пред Богом после смерти будет для каждого из нас лично Страшным судом. И мы должны быть готовы к этой встрече — не когда-то в неведомом будущем, а через десять, двадцать, тридцать, пятьдесят лет — это все мгновение перед историей и вечностью. Мы должны быть духовно, нравственно предуготовлены к этой встрече.

Вот Господь и дает нам через Церковь все возможности готовить себя к встрече с Ним. Он дает нам возможность раскаиваться в своих грехах, причем таким образом, что эти грехи как бы обнуляются. В светском правосудии человек должен непременно отбыть наказание, а потом еще и находиться какие-то годы под наблюдением, как бы чего не произошло… А Господь поступает иначе: Он наши грехи обнуляет, если только мы желаем, чтобы было так. Но это желание невозможно без веры в Него. Это желание невозможно реализовать без покаяния и причастия Святых Христовых Таин. Вот почему Церковь на протяжении двух тысяч лет призывает людей жить по ее правилам, потому что эти правила и есть те, что приуготовляют человека к встрече с Господом в жизни вечной.

Это послание Церкви, о котором я только что сказал, всегда воспринималось с трудом. И в античной древности, потому что еще сильны были языческие предрассудки, некая инерция языческого восприятия жизни. И последующие поколения нередко сковывались многими политическими, культурными, национальными и прочими предрассудками, которые нередко уводили людей от прямой дороги к Богу, от подлинного покаяния и приуготовления себя к встрече с Господом. А некоторые народы и страны круто разворачивались не просто от Бога, а против Него. Такой стала и наша в каком-то смысле несчастная страна, которая, несмотря на веру большинства, поддалась на искушения, на бред человеческий, на басни, что в пух и прах разлетелись уже в ХХ веке, том самом, когда они завоевали умы людей. И ничего от них практически не осталось, кроме некоторых политических мечтаний; а то, что Господь ждет нашего покаяния, то, что Он требует от нас сильной веры, — это Божий замысел, и он никуда не исчезает, он все время с нами.

И как замечательно, что Господь дал нам средство счищать с себя греховную накипь, освобождаться от тяготения греха! Но это можно сделать только в Церкви и через церковные таинства — исповеди и причащения Тела и Крови Христовой. Но, с другой стороны, мы же не можем, причащаясь Тела и Крови Христовой, искушать Спасителя! Покаялись, причастились, вышли за дверь храма — и всё. Всё по-прежнему, всё как всегда — и в семье ссоры, и с соседями конфликты, кому-то не доверяем, кого-то подозреваем, на кого-то озлоблены... Так же не может продолжаться вечно! Почему мы все время испытываем милосердие Божие? А Церковь призывает к такому покаянию, которое изменяло бы человеческую жизнь. Действительно, подлинное раскаяние в грехах, соединение через таинство Евхаристии с Телом и Кровью Спасителя и дает такую возможность изменения жизни — не только здесь, на земле, но и для приуготовления себя к жизни вечной.

Пусть все то, чему мы научены словом Божиим, все то, чему мы научены через дивное событие Вознесения Господа, укрепляет нашу веру, укрепляет наше осознание того, что уж если мы именуем себя христианами, то все мы должны жить по-христиански и не забывать о своем долге, выйдя за пределы храма. Этого я желаю самому себе и всем вам, мои дорогие, чтобы мы постоянно помнили о нашем христианском призвании и о скором пришествии Господа Спасителя, когда бы оно ни произошло, тем более для каждого из нас оно произойдет через не такой уж большой промежуток времени, ибо слишком долго современный человек не живет — семьдесят лет, аще в силах восемьдесят лет (см. Пс. 89:10), ну а там как Бог даст.

Пусть Господь помогает всем нам. Помогает приуготовлять себя к встрече со Спасителем. Помогает таким образом строить нашу жизнь и отношения с близкими и дальними, чтобы ничто не омрачало нашу душу и сердце и ничто не становилось гирями, которые мешали бы нам оторваться от земли и вознестись на небо к Господу и Спасителю нашему, Который прощает наши грехи, оставляет нашу неправду, якоже не бывшую, если мы искренне этого желаем и стремимся достичь через покаяние и добродетель. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6136946.html