Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 834230 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Онлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3156
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

15 декабря 2024 г. 15:45

15 декабря 2024 года, в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4:6; 1 Пет. 5:5) — эти слова, может быть, одни из самых важных в Священном Писании. Гордость — то, что сопровождает человека, особенно когда он восходит по степеням своей карьеры, либо становится более богатым, более успешным. Другими словами, когда он начинает связывать свой успех исключительно с собственной личностью: «Это я такой! Выбился! Кем был, а кем стал! Какой же я крутой, какой умный, какой правильный!» И даже если эти слова человек не произносит, яд гордыни все равно входит в его сознание.

А мудрость заключается в том, чтобы человек умел правильно вести себя и в бедности, и в богатстве. Но для этого нужно никогда не забывать о Боге. Потому что бедный в одночасье может стать богатым, и богатый в одночасье может стать нищим, как часто и бывает; и самый богатый человек не может распоряжаться своей жизнью. Да, при помощи современной медицины можно продлить жизнь или облегчить страдания, но избежать смерти, часто преждевременной, никто не может, потому что рождение и смерть — в руках Божиих.

Эти слова — Бог гордым противится, а смиренным дает благодать — должны быть восприняты серьезно в первую очередь теми, кто во власти, у кого голова начинает кружиться: «Как же! Я достиг этого и этого! А может, еще и повыше смогу!» И начинается раздувание щек, самоуслаждение, восхищение своей собственной личностью. Как в евангельской притче о богаче, когда он рассуждает так: «Душа, все у тебя есть — пей, ешь, веселись!» А Господь отвечает: «Безумный! В сию ночь душу твою возьму — на что тебе все это богатство?» (см. Лк. 12:19-20).

Богатые люди должны вдумчиво относиться к своему положению и ложиться спать, вспоминая эти слова из Евангелия. А если в голову приходят дурные мысли: «это всё я сам! какой я крутой! как я всё правильно сделал! как я обошел других! это ж сколько у меня денежек?» — вот с этого и начинается погибель. И мы знаем страшные примеры самоубийств, особенно за рубежом. Богатейшие люди, миллиардеры, кончают жизнь самоубийством, да и в среде наших богачей всякое бывает, особенно в том, что касается семейной жизни — далеко не всегда она складывается.

Поэтому каждый человек, который приобретает материальные ценности, становится более обеспеченным, чем большинство окружающих, должен со смирением воспринимать то, что Бог ему дал, и понимать, что это не просто дар, которым нужно наслаждаться, а это испытание. Бог тебя испытывает богатством. Был бедным или средней руки — вроде как и неплохо все было, и Бога не забывал, и в храм ходил, и жену свою не обижал, и о детях беспокоился. А потом, что называется, сорвался. Почему? Да потому что денег стало много. Думаешь, что теперь можешь всё, забывая, что в сию ночь Господь может взять твою душу.

Богатство не должно быть тем, что надрывает нравственную, духовную жизнь человека, что обрекает его на вечную погибель. Напротив, богатство должно послужить его спасению. А для того чтобы было так, всегда нужно свое богатство разделять с другими. Нужно видеть тех, кто нуждается в деньгах, в каких-то средствах, и помогать — не в силу обязанности, а по совести, памятуя, что и ты в любой момент можешь оказаться нуждающимся.

Как же сейчас необходима такая этика, такая мораль богатого человека! Дело в том, что в нашей стране богатые люди появились недавно. Когда человек растет в богатой семье, когда из поколения в поколение, как это было у нас до революции или в аристократических кругах в других странах, люди воспитываются в богатстве, у них часто и нет желания им похваляться. А вот когда не было богатства и вдруг разбогател — голову сносит. Но Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Человек может быть счастлив, будучи богатым, если он понимает, что все в руках Божиих, что это Господь попустил так. «А для чего Он мне эти деньги дал, это положение, этот бизнес? Каков конечный смысл? Ведь не для того чтобы я на «Феррари» ездил и все время на заграничных курортах отдыхал!» Бог не может ради этого давать деньги — Он дает их для чего-то другого. То, что тебе Бог дал — а именно Он дал, Он попустил, — ты должен использовать, чтобы сделать что-то очень важное и доброе. Поэтому, как только у человека появляются свободные деньги — больше, чем нужно ему самому и его семье, — нужно обязательно подумать о добрых делах, потому что кому больше дано, с того больше и спросится (см. Лк. 12:48), и чем больше денег, тем больше спрос будет от Бога.

Счастье богатого человека, подлинное, не мнимое счастье — не плотские наслаждения и отдых в богатых местах. Подлинное счастье зависит не от количества денег на счету, а от состояния души. А состояние души — это результат воздействия на человека благодати Божией. Вот почему так важно богатым, да и бедным, помнить: жизнь наша в руках Божиих, сегодня Господь воздвиг, а завтра может низринуть, сегодня Господь попустил, а завтра может чего-то лишить. Вот в чем хождение пред Богом, как говорили святые отцы. Человек должен ходить пред Богом, то есть соизмерять свои мысли, свои поступки с волей Божией, подвергать себя постоянно суду Божиему и таким образом духовно возрастать. И тогда материальное богатство будет не в погибель, а в спасение.

И как же много таких богатых людей знала Русская земля! Она, собственно, и стала великой державой, сильным государством в первую очередь потому, что люди наши православные сумели соединить как будто несоединимое: глубокую веру в Бога, преданность Его воле и разумное использование средств, которые по воле Божией они обрели.

Да помогает Господь и современным богатым людям не забывать: чем больше денег, тем больше ответственности пред Богом, тем больше Господь спросит. Спросит совсем не о том, сколько богатств ты прирастил, сколько процентов прибыли получил. На Божием суде об этом и речи не будет! Будет речь вот о чем: а ты помог? а ты накормил? а ты приютил? а ты разделил свои возможности с другими людьми?

Если мысли об этом будут сохраняться в сознании состоятельных православных людей, то во многом изменится к лучшему их жизнь. А если такое мировоззрение, устроение мыслей станет распространяться среди тех, кто сегодня имеет рычаги материального воздействия на окружающий мир, то во многом изменится и жизнь нашего Отечества.

Кому больше дано, с того больше и спросится. Я бы очень хотел, чтобы эти слова навсегда запомнили те люди, которые обретают большую политическую власть или получают достаточные, а иногда даже сверхдостаточные материальные возможности. И да помогает Господь всем нам — и во власти сущим, и тем, у кого большие деньги, и тем, кто средне живет, и тем, кто живет очень скромно. Чтобы мы жили, не завидуя друг другу, не ущемляя друг друга, а это можно только тогда, когда мы все вместе принадлежим Церкви, потому что в Церкви мы все стоим равными, никто не выше другого. Вот если через участие в церковной жизни мы обретем мудрость, способность правильно распоряжаться материальными средствами, если таковые есть, и спокойно принимать условия, в которых живем, если таковых недостаточно, — вот тогда и отпадут всякие причины для междоусобной брани, для дикой конкурентной борьбы, для поедания друг друга, для совершения злых дел во имя личного благополучия, то есть всего того, что низвергает такое ясное и очень важное понятие, как подлинное человеческое счастье. А счастье — это и есть синоним спасения. Счастье — это и есть то, к чему нас призывает Господь.

И да помогает всем нам Господь наш и Спаситель идти именно таким путем по жизни, отвергая всякие соблазны, всякие искушения и совершая жизнь свою по Его спасительным заповедям. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6181441.html

Онлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3156
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

19 декабря 2024 г. 15:42

19 декабря 2024 года, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святителя Николая Чудотворца в Хамовниках города Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня память самого почитаемого на Руси святого, и доказательством его всенародного почитания служит то, что мы наблюдаем в нашем домашнем быту. Даже в самые трудные годы гонений на Церковь нашу в православных семьях всегда висели иконы. Мне приходилось в очень непростые времена навещать православных людей — и родственников, и знакомых, и прихожан, и я всегда обращал внимание на то, что в комнатах обычно были три иконы — Спасителя, Божией Матери и святителя Николая.

И ведь так было не только в местах, которые я навещал, — по всей Руси было так. И это самое яркое свидетельство того, что в сознании нашего народа, в его религиозной памяти сохраняется особым образом святитель Николай — как великий чудотворец и молитвенник за всех тех, кто с верой и надеждой обращается к нему.

Святитель действительно творил и творит чудеса. Зафиксировано письменно огромное множество чудес, свидетельствующих о том, что молитвы к святителю Николаю действительно завершаются благодеяниями, о которых просили люди, а иногда и просить не смели. Именно поэтому практически в каждом православном русском доме всегда были три иконы: Спаситель, Божия Матерь и святитель Николай.

Святитель совершал чудеса и в древности — и это запечатлено в его житии — и на протяжении всей церковной истории. Но вот только что отец Владимир Диваков, наш секретарь, рассказал мне историю, которой я хотел бы и с вами поделиться. Это произошло в тяжелейшие годы гонений, когда закрывались массово храмы по всей Руси, в том числе и в Москве, при правителе, который, по крайней мере до Великой Отечественной войны, имел намерение покончить со всякими «религиозными предрассудками». И вот приказано было начальствующему этого святого храма сдать ключи и документы в соответствующее учреждение, с тем чтобы храм был закрыт. И уже готов был староста со скорбью отнести ключи и документы, но наступило 22 июня 1941 года. В этот день началась война, и властям было уже не до закрытия храмов. Через это чудесное совпадение храм не был закрыт, а нашествие иноплеменных пробудило религиозное сознание и у тех, кто был далек от веры.

И это только одно чудо, а их было, конечно, множество. Когда мы делимся с не очень воцерковленными людьми такими чудесными историями, не всякий верит, полагая, что это какая-то мифология, ведь то, о мы чем рассказываем, ссылаясь на жития святых, обычно относится к давним временам. Но чудо, которое произошло с этим храмом, — это совсем не далекие времена. Живы те, кто помнит все это. О чем это говорит? О том, что Господь — с народом Своим, и в ответ на молитву, в ответ на глубокую веру останавливается рука гонителей.

Позднее то ли глупый, то ли не совсем психически нормальный человек пришел к власти — даже не буду называть его имени, — и снова возобновились гонения на Церковь. Этот безумный правитель заявил, что к 1980 году будут построены основы коммунизма, а потому никакой веры в Советском Союзе быть не может. Начались массовые гонения на верующих людей, закрытие и уничтожение храмов и монастырей, но рука гонителей опять прошла мимо этого святого храма. Потому можем мы сказать, что это не просто исторический храм, но храм, с которым связаны особые вехи нашей церковной жизни, а также особые явления милости Божией — над сим храмом и над его прихожанами.

Памятуя об этих событиях, мы должны укрепляться в вере. Мы должны помнить, что Бог и вера сильнее всякой человеческой силы. Если мы искренне верим в Господа, если мы обращаемся к нему со своими молитвами, мы становимся непобедимыми. И даже если кажется, что мы что-то теряем и кто-то берет верх над нами, то в перспективе всей жизни даже эти неудачи обращаются в победу, если только мы сохраняем веру и верность Господу.

Сегодня никто от нас не требует отречения, никто не требует закрытия храмов, мы живем в особо благоприятных условиях, но порой мы расхолаживаемся, и воля наша, ревность о Господе ослабевают, ведь именно неблагоприятные условия нередко мобилизуют духовную, внутреннюю силу человека. Так вот, для того чтобы мы не впали ни в какие напасти, это время благоприятствования мы должны провести таким образом, чтобы еще более укрепилась вера в нашем народе. И мое первое обращение в связи с этим к нашему духовенству: трудитесь с такой силой, с такой отдачей, словно мы живем в трудные времена. Потому что нужно настолько укрепить веру людей, так воспитать наших детей и молодежь, чтобы они, а вместе с ними и мы, могли безбоязненно смотреть в будущее — в надежде, что если какие-то испытания выпадут на нашу долю, нам хватит духовной силы, мужества и верности Господу пройти их так же достойно, как прошли наши предшественники.

Вера дает силу, и свидетель тому — наша история. Простые люди без всякой политической силы, без всяких экономических возможностей выстояли в те страшные времена, оказались сильнее, чем безбожная власть сверхдержавы. Где все эти безбожные правители? Память их погибе с шумом (см. Пс. 9:6). А как стояли в храме святителя Николая, что в Хамовниках, православные русские люди, так сейчас и вы все, мои дорогие, стоите здесь — как будто ничего и не изменилось. А ведь с тех прежних времен, наполненных верой и ревностью нашего народа, до наших дней сколько всего прошло! Но сама эта история учит нас, что если мы с Богом, если мы с верой, если мы призываем в помощь угодников Божиих, то мы становимся непобедимыми, и никакая злая сила, человеческая или бесовская, не способна нас поколебать. И пусть исторический пример сего святого храма всех нас умудряет и вдохновляет.

Хотел бы сердечно поблагодарить духовенство сего храма и всех вас, мои дорогие прихожане, за то, что вы почитаете его святыни и посещаете сие святое место. И дай Бог, чтобы так было до скончания века. Дай Бог, чтобы вера православная в народе нашем не поколебалась, чтобы мы, сохраняя веру и верность Господу, становились все более сильными, способными не только отражать бесовские наваждения, каковых было много в прошлом, особенно в течение века двадцатого, но и, укрепляясь силой божественной, отражать врагов внешних и внутренних, видимых и невидимых, сохраняя себя для Царствия Божия и стараясь сохранить веру в нашем народе до скончания века. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6182553.html

Онлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3156
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице после Литургии в московском храме равноапостольных Константина и Елены в Митине

22 декабря 2024 г. 14:58

22 декабря 2024 года, в Неделю 26-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме равноапостольных Константина и Елены в Митине г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня Евангелие повествует об исцелении Господом десяти прокаженных (Лк. 17:11-19). А что значило в то время быть прокаженным? Значило быть пожизненно изолированным, потому что проказа, болезнь, распространяющаяся через контакты между людьми, была неизлечима, и потому единственным способом ограничить ее распространение была изоляция болящих. Это, конечно, было огромным испытанием для таких людей, и неслучайно, что Господь встретился с прокаженными и исцелил их.

А что происходит дальше? Конечно, радость огромная: они были изгоями, отделенными от общества, от родных, близких, и, наверное, сразу бросились к себе домой, к родным, близким или просто к односельчанам — к тем, кто их знал, чтобы поделиться своей радостью. И только один вернулся и поблагодарил Господа, и тот был самарянин, а не иудей, то есть не из той религиозной общины, к которой принадлежал Сам Господь. И спрашивает Спаситель: «А где же остальные девять?» Ведь только один пришел, и тот не из избранного народа, а самарянин.

Благодарение Богу — это очень важная тема. А зачем вообще нам нужно благодарить Бога? Ведь Бог вседостаточен, Он ни в чем не нуждается, Он Всемогущий Создатель мира, величайшая и, в конце концов, неведомая для нас Сила. И вот святитель Иоанн Златоуст, рассуждая на эту тему, так и говорит: «Бог не нуждается в наших добрых делах и наших жертвах, но мы, принося жертву Господу и делая добрые дела, изменяемся, то есть в нас происходит перемена, которая приближает нас к Богу».

Вот почему и сказано: «Вера без дел мертва есть» (Иак. 2:26). Потому что, веруя, мы должны меняться нравственно, духовно, у нас должно формироваться такое мировоззрение, в котором не будет места ничему плохому, ничему злому, ничему, что может травмировать ближнего. И если бы все жили по Его божественным заповедям, то действительно был бы рай на земле. Но неспособны люди жить по этим заповедям, и даже поблагодарить Бога многие оказываются неспособны.

Ведь и сейчас нередко происходят чудеса — мне как Патриарху доводится об этом слышать, а иногда и своими глазами видеть исцеление тяжело больных. И какая радость у человека, когда он вдруг осознаёт, что вышел из пограничной зоны, которая отделяет жизнь от смерти! Довольно часто это сопровождается обращением людей к Богу и благодарением Ему, однако нередко бывает, что и нет никакого благодарения.

Но это экстремальные случаи. А вот в нашей повседневной жизни — часто ли мы Бога благодарим по-настоящему, искренне? Ведь благодарить Его мы должны за каждый день: просыпаемся утром, и первое, что нужно сделать, — это осенить себя крестным знамением и сказать: «Благодарю Тебя, Господи, я жив, я здоров, я сейчас встану, пойду на работу». А если у тебя хорошая семья, дети — поблагодари Господа и за этот дар; да и вообще благодари за все, что имеешь.

Но с благодарением у нас как-то туговато. Просить Господа мы любим, а вот с благодарением не всегда получается. Вот почему сегодняшнее евангельское чтение должно всех нас подвигнуть к тому, чтобы обращаться к Богу не только с тем, что потом озвучивается многоголосым хором: «Подай, Господи!» Нужно, чтобы наше обращение к Богу — «подай, Господи» — сопровождалось также словами: «Благодарю Тебя, Господи! Благодарю за все, что Ты сделал для меня, за то, что я пришел в этот мир, за то, что я жив, здоров. А если даже и болен, то у меня есть надежда на исцеление силой Твоей. Благодарю за то, что меня окружают родные, близкие люди; а если таковых нет, благодарю Тебя, что я и в одиночестве не чувствую себя одиноким».

Благодарение Богу — это признак и непременное условие подлинной религиозной жизни человека. Еще раз напомню слова Иоанна Златоуста: «Благодарение Богу ничего Ему не прибавляет, но оно нас приближает к Нему». Каждое благодарение Господу — это маленький шаг к Нему навстречу, а чем ближе мы к Нему, тем больше изливается на нас Его милость, Его благодать, Его сила. Нельзя только просить — нужно непременно благодарить и через благодарение Богу приближаться к Нему, а значит, и получать дары Господни.

Настолько важно благодарение Богу, что величайшее богослужение — Святая Евхаристия — и означает благодарение. Греческое слово «евхаристо» — это «спасибо». Литургия — это когда мы говорим «спасибо» Господу, когда мы благодарим Его за всё. За то, что Он мир этот создал, за то, что мы в этом мире, за то, что мы собираемся как община, приносим Бескровную Жертву и через вкушение Тела и Крови Господа соединяемся с Ним и получаем великую благодатную силу. Самое важное богослужение Церкви — это богослужение благодарения, а поелику так, как же важно благодарение Богу и в нашей личной жизни!

Но не только Богу. Господь через эти слова о важности благодарения призывает нас к тому, чтобы мы не забывали и друг друга благодарить. Нередко, получив от кого-то некое благодеяние, мы в каком-то порыве непрестанно говорим: «спасибо, спасибо, спасибо». Но проходит время, «спасибо» произносим все реже, а потом и вовсе забываем об этом человеке. Но если и нет возможности сказать слово «спасибо», то о благодетелях всегда нужно молиться, потому что это для них важнее, чем любое наше слово. А по возможности поддерживать добрые отношения с теми, кто сделал для нас доброе дело.

Вот построили добрые люди этот храм — никогда не нужно забывать о них и об их семьях. Нужно всегда их поминать, их имена должны быть включены в синодик. А когда встречаетесь с этими людьми — приветствуйте их с любовью, с теплым гостеприимством, потому что и это будет нашим ответом на их доброе дело. А без благодарения не может вообще существовать человеческий род; и если бы не было благодарения, не было бы и добрых дел.

За все следует Господа благодарить, и в ответ на это благодарение Господь отвечает нам новыми благодеяниями. Вот так и замыкается подлинная связь между Богом и человеком — то, что мы называем религией, от латинского слова «religare», «соединять», — и происходит наше с вами общение через веру, через религию, с Самим Богом. Связь, которая жизненно нужна всем нам.

Итак, благодарение Господу укрепляет нашу связь с Богом, а значит, открывает Ему нашу душу, сердце и всю нашу жизнь — в ответ на ту божественную благостыню, что мы получаем в своей жизни, порой даже не ожидая. А ведь это и есть знак Божиего отношения к нам, Божией помощи, и единственный ответ на все Его благодеяния — наша искренняя вера, участие в Святой Евхаристии, которая есть таинство Благодарения, и совершение непременно добрых дел в отношении тех, кто в них очень нуждается. И да помогай нам Господь именно так проходить дни нашей жизни — во славу Его святого имени и в наше спасение. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6183431.html

Онлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3156
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
В канун Нового года Святейший Патриарх Кирилл совершил молебное пение на новолетие в Храме Христа Спасителя

31 декабря 2024 г. 20:17

Вечером 31 декабря 2024 года, в канун Нового года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебное пение на новолетие в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.

Перед началом новогоднего молебна Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом:

  • «Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
  • В преддверии Нового года, по сложившейся традиции, мы в храме совершаем молебен и испрашиваем у Господа благословение на грядущее лето в надежде, что это лето будет годом благости Божией.
  • Действительно, от Господа устрояются наши жизненные пути. В руках Бога наше здоровье, наше благополучие, состояние нашей души и тела; в руках Божиих вся наша жизнь. Поэтому, когда мы в преддверии Нового года приходим в храм, первое, с чем мы должны обратиться ко Господу, — это наша благодарность Ему. Мы должны возблагодарить Бога за то, что мы живы и здоровы настолько, что сами в храм пришли. За то, что мы, несмотря на очень непростую ситуацию вокруг нашей страны, не чувствуем тех скорбей, которые чувствуют люди, вовлеченные в вооруженный конфликт. Но это благодарение Господу должно сопровождаться также молитвой. Молитвой ко Господу, чтобы Он не оставил нашу страну, чтобы оградил от врагов внешних, да и внутренних. Чтобы Он укрепил в нас веру, чтобы послал нам душевный мир, потому что действительно счастье определяется состоянием нашей души. Ведь внешние факторы могут влиять, а могут и не влиять. Хорошо известно, как люди, отнюдь не обремененные внешним благополучием, нередко проживают мирную, спокойную и даже радостную жизнь; и напротив, люди, обладающие земными благами, нередко страдают. И это не какое-то поверхностное наблюдение — это опыт жизни, так оно и есть.
  • То, что мы называем счастьем, — это состояние нашей души. Это не количество денег, это не внешние условия жизни. Правда, нельзя сказать, что внешние, материальные факторы не играют никакой роли, ведь они тоже влияют на состояние души. Если человек должен постоянно заботиться о том, чтобы накормить себя и своих детей, то трудно говорить о счастье. Но, вспоминая историю, особенно историю Церкви, убеждаешься, что многие люди, проходя через испытания, скорби, сложности, сохраняли внутренний мир и внутреннюю силу. А это означает, что, несмотря на внешние обстоятельства, человек может — и, я бы сказал, должен — быть счастливым. Но достичь этого состояния без Бога невозможно. Конечно, можно быть временно удовлетворенным чем-то, например, вновь приобретенными вещами, повышением зарплаты, улучшением условий жизни. Но все эти факторы, которые, конечно, имеют определенное значение и сбрасывать которые со счетов нельзя, не могут надолго определять состояние человеческой души. Потому что даже к самым положительным изменениям в своей жизни мы привыкаем, а потом перестаем замечать то доброе и благое, что в какой-то момент нас очень вдохновило или порадовало.
  • Другими словами, состояние души человека очень переменчиво. Так и должно быть, ведь душа, дух — не материальная субстанция, в отличие от тела. А поскольку душа и тело связаны друг с другом, то, конечно, материальные факторы влияют и на состояние души. Но больше всего на наше счастье, наше благополучие влияет состояние нашего духа, нашей души. Поэтому забота о внутреннем состоянии человека — это самая важная забота.
  • К сожалению, в большинстве случаев внешние факторы, материальные потребности заслоняют это главное целеполагание. Вполне понятно почему: об одном нужно подумать, о другом, о третьем, о детях, о внуках, о самих себе. Но все-таки верующий человек должен осознать, что подлинное благополучие и счастье — это состояние нашей души. Можно быть богачом и наложить на себя руки — и сколько таких случаев известно, как очень богатые люди, которые имели всё, на порядок больше, чем мы можем себе представить, заканчивали жизнь самоубийством. Отчего? Да потому что в душе был ад, несовместимый с жизнью.
  • В преддверии Нового года мне бы хотелось, чтобы все мы помолились о том, чтобы Господь прикоснулся к нашим душам, к нашему внутреннему состоянию. Чтобы Он ниспослал нам Свою благодать, то есть Свой благой дар, ту силу, которая действительно помогала бы нам формировать внутреннее состояние благополучия, подлинного благополучия, которое связано напрямую с состоянием нашей души. Собственно говоря, вся миссия Церкви и заключается в том, чтобы люди стали счастливыми. И речь не о каком-то скоропреходящем счастье, а о счастье подлинном, постоянном, которое сильнее внешних обстоятельств, которое исполняет сердце человека даже в обстоятельствах, нестерпимых для очень многих, — потому что внутренняя духовная сила такого человека предохраняет его личность от саморазрушения.
  • Другими словами, давайте помолимся о том, чтобы Господь всем нам дал силу духа, укрепил нас в вере. И не только нас, пребывающих в этом храме, но чтобы весь народ наш укрепил в вере и дал силу духа. Тогда и страна будет очень сильной, непобедимой — и в физическом смысле, и в смысле противостояния злым духам, которые также воюют против правды Божией и против того направления, в котором сегодня по милости Божией развивается наше Отечество.
  • Всех вас сердечно поздравляю с наступающим Новым годом и всех призываю вместе помолиться о стране нашей, о народе нашем, о Президенте нашем православном и о каждом из нас — о самих себе, о наших родных и близких. И да хранит Господь Отечество наше в предстоящем лете Его благости от всякого врага и супостата, в мире, благополучии и духовной силе. Аминь. А теперь помолимся».

При совершении молебна Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси; епископ Раменский Алексий, личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; протоиерей Андрей Марущак, клирик Храма Христа Спасителя; московское духовенство.

Патриаршее богослужение посетили: государственный секретарь Союзного государства России и Белоруссии Д.Ф. Мезенцев; председатель Либерально-демократической партии России, руководитель фракции ЛДПР в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам Л.Э. Слуцкий.

Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев).

Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас», а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6186997.html

Онлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3156
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в день памяти святителя Петра после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

3 января 2025 г. 14:45

3 января 2025 года, в день памяти святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня особый исторический день, особый праздник для Москвы и для всей нашей страны. К сожалению, за пределами сего храма этот праздник не празднуется, а я напомню, что произошло. По внушению свыше Первосвятитель земли Русской Петр принимает странное для многих решение: перенести митрополичью кафедру из Владимира в город Москву.

Из-за набегов кочевников престол великого князя Киевского ранее переместился на северо-восток Руси, в места, где леса препятствовали набегам кочевников, потому что лучники, сидя на деревьях, уничтожали ханскую конницу. Столица переместилась в город Владимир, а потом по приглашению князя Московского Ивана Калиты Первоиерарх Церкви нашей переносит митрополичью кафедру из Владимира в город Москву. Так стала после этого Москва столицей нашей Родины.

В календаре гражданском основание Москвы празднуется, а день Москвы как столицы не празднуется. Хочу, чтобы меня услышали все — и московские власти, и общественность, и ученые, интеллигенция: давайте же праздновать день, когда Москва стала столицей Русского государства! А стала она именно тогда, когда святитель Петр перенес сюда кафедру всея Руси.

Вот как плохо, когда многие не знают своей истории! А история Отечества нашего тесно связана с историей Церкви, потому что одна была жизнь у народа, страны и у Церкви. Но прошли мы через тяжелейшие времена века XX-го, и сейчас возрождается вера в нашем народе, к вере пришли и многие во власти нашей, и воинство. Возрождается то, чем всегда была сильна Русь. Так как же нам не возвратить и те праздники, которые являлись важнейшими вехами на нашем историческом пути? Вот день святителя Петра и должен быть Днем столицы. Не Днем города — город раньше был основан, а Днем Москвы как столицы нашей Родины.

Может быть, услышат мои слова и задумаются. Очень бы хотел, чтобы было так, потому что такое событие, как возведение Москвы в ранг столицы, не может не отмечаться нашим народом. С тех пор златоглавая Москва является душой народа нашего, сердцем нашего народа, и как много грандиозных событий совершалось на этой земле! И древний Патриарший Успенский собор является свидетелем этих событий — и радостных, и скорбных. Здесь венчались на царство цари, здесь проходила церемония восхождения их на царство. Всякий раз, когда очередной государь вступал во власть, посредине этого храма воздвигался некий высокий амвон с двумя тронами — для государя и государыни, и здесь из рук митрополита царь получал корону и благословение на царство.

Эти времена ушли, но не ушло значение Успенского собора всея Руси — именно не города Москвы, а всея Руси. И в самые торжественные моменты церковного календаря, да и жизни нашего народа мы собираемся здесь, под этими сводами, в этих исторических облагодатствованных стенах, чтобы вознести благодарение Господу за милость, которую изливает Он на народ наш и на Церковь нашу. Он не ограждает нас в полной мере от трудностей, от скорбей, потому что таков путь всея земли, и скорби тоже часть человеческой жизни. Но Он помогает нам избежать самого страшного — разрушения страны, нашествия иноплеменников, которые поработили бы навсегда и столицу, и Родину. Он удивительным образом ведет народ наш по пути, который в Его Божественном замысле привел к возрождению Церкви Русской и веры православной в новейшее время.

А ведь многим казалось, что уже ничего от веры не осталось. Храмы закрывались, епархии закрывались, монастыри закрывались, и безумный правитель дерзко заявил, что к 1980 году «по телевизору покажу последнего попа». Где этот правитель? Память погибе с шумом (Пс. 9:7), и, кроме злых анекдотов, ничего и не осталось. А Церковь Божия живет, и так будет до тех пор, пока Господь с нами, а значит, и с нашим Отечеством.

Что это означает? А это означает, что вера в Бога, реальная связь с Ним — не обычай, не традиция, а жизненно необходимое деяние. Потому что Бог — Господин истории, Он весь род человеческий ведет Своим путем. К Нему обращались наши благочестивые предки, да и мы обращаемся, прося избавить страну нашу от всякого врага и супостата, власти умудрить, веру православную сохранить и Церковь нашу в единстве и духовной силе укрепить. И покуда будет горяча молитва наша искренняя, верим, Господь будет с нами и будет отвечать на наши молитвы.

Итак, сегодня особый день, о котором мы должны помнить. Желательно, чтобы он был отражен в государственных календарях. Дай Бог, чтоб слова Патриарха с этого амвона были услышаны — уж больно горько, что такие судьбоносные даты в жизни народа и столицы не отмечаются нигде, кроме как в Успенском Патриаршем соборе. Будем надеяться, что и здесь что-то исправится к лучшему.

Сегодняшний день учит нас тому, что Бог не оставляет Свой народ, когда народ не оставляет Бога. Было страшное время в веке XX-м — отвернулась от Бога значительная часть народа, думая, что вот теперь, «на обломках самовластья», на обломках старого мира, на обломках и развалинах Церкви будет построен счастливый мир. И все разрушилось в одночасье! Разве и в этом — не рука Божия, не знак Божиего присутствия над нашей землей, над нашей страной и над нашей Церковью?

Будем хранить, мои дорогие, эти особо важные моменты нашей истории в своей памяти. И, видя в этих событиях руку Божию, благодарить Господа за милость, которую Он являет над страной нашей, над народом нашим, особенно сегодня, в то время, когда, как мы говорим словами молитвы, многие ополчишася на нас. Я уже объяснял, почему ополчились. Мы такие же европейцы, как они, у нас такого же цвета кожа, такие же источники знаний и образования; очень много общего в культуре, в государственном устройстве. Так почему же многие ополчишася на нас? Да потому что Россия сегодня, еще раз повторю, предлагает альтернативу тому цивилизационному выбору, по которому идет западный мир.

А в чем отличие? Отличие в том, что там Бога исключили. В лучшем случае празднуются праздники как народные, фольклорные, а вера исторгается из общественного пространства, из воспитания детей, навязываются и возводятся в норму человеческой жизни такие греховные модели поведения, которые осуждены Библией, словом Божиим. А мы этого не признаем и не принимаем, являя миру подлинную альтернативу цивилизационного развития, с мощной наукой, техникой, искусством, образованием, даже спортом, и мы сохраняем веру в Бога.

Покуда будет так, Господь будет с Россией, никакие силы ее не одолеют, и молимся мы об этом за каждой Божественной литургией. За Президента нашего православного Владимира Владимировича Путина, за власти, за воинство и за всех, кто сегодня стоит на страже рубежей Отечества, кто защищает нашу страну и наш народ и кто служит на поле духовной брани со всеми посягающими на подлинный духовный суверенитет нашего Отечества.

Благословение Божие да пребывает со всеми вами! С особым чувством я произношу эти слова в главном храме всея Руси — в Успенском соборе Московского Кремля. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6188106.html