Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 834231 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Онлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3156
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Заключительное слово Святейшего Патриарха Кирилла на XIII Рождественских Парламентских встречах в Государственной Думе

30 января 2025 г. 16:42

30 января 2025 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и председатель Государственной Думы ФС РФ В.В. Володин возглавили работу XIII Рождественских Парламентских встреч, организованных в Государственной Думе в рамках XХХIII Международных Рождественских чтений. В завершение Святейший Патриарх Кирилл подвел итоги заседания.

Уважаемый Вячеслав Викторович! Дорогие участники нашего заседания!

Сегодня я слушал дискуссию, смотрел в этот зал и вспоминал мое первое посещение нашего парламента новой России. Это было, когда возник глубочайший кризис — кризис, который мог обернуться гражданской войной. Думаю, люди моего возраста, и даже моложе, хорошо помнят то время, когда возникли непреодолимые противоречия между Президентом и Верховным Советом; на стороне Президента было также правительство.

Тогда я находился в Америке, сопровождая покойного Святейшего Патриарха Алексия, и поступила информация о начавшемся противостоянии. Я предложил Святейшему прервать визит и немедленно возвратиться в Москву. Он с этим согласился, и, когда мы вернулись, я выступил с инициативой проведения переговоров, в которых должны были участвовать представители президентской администрации, правительства, Верховного Совета и Церкви.

Тогда я впервые посетил Белый дом, и, должен сказать, это было непросто. Белый дом огорожен колючей проволокой, оставался только один проход со стороны моста. Я подошел к пропускному пункту, к калитке со стороны моста. Солнечный день, голубое небо, на проходе стоит милиционер. Спрашивает: «Что Вы что хотите?» Отвечаю: «Мне нужно в Белый дом». Я был в белом клобуке, в рясе, и милиционер мне говорит: «Батюшка, не надо этого делать». Спрашиваю: «А почему?» — «Да убьют Вас». — «Почему?» — «А Вы посмотрите, на крышах снайперы, и так легко Вас сейчас убить, а потом друг на друга повесить. Не делайте этого!»

Я подумал: «Ну, я уже здесь, как же я сейчас не пойду?» Перекрестился и пошел. Никогда не забуду этой дороги от моста до входа. Каждый шаг — как удар по сердцу, потому что на крышах снайперы. И когда я зашел в тень Белого дома, где уже невозможно было по мне выстрелить, меня у входа встретил милиционер, и я спустился в подвал, где заседал тогда Верховный Совет.

Никогда не забуду, с какой надеждой встретили тогда представителя Церкви. Я произнес слова, которые считал тогда нужным обратить к людям, и сказал, что Церковь сделает все для того, чтобы не пролилась кровь, чтобы достичь мирного разрешения кризиса.

Потом я встретился с представителями одной из партий, которые были категорически против правительства. Спросил: «Как вы видите разрешение этого кризиса?» — «Очень просто, — не буду называть имя человека, который мне ответил. — Вы должны передать Алексию (то есть Патриарху, так они его называли), чтобы он немедленно шел к Борису (то есть к Президенту) и требовал его отречения». Говорю: «Понял вашу позицию. А дальше что?» — «А дальше? А дальше мы их всех перевешаем на фонарных столбах, от Боровицких ворот до гостиницы «Украина»». И я понял, что это безумие, что гражданский конфликт разорвет весь наш народ, но, кроме Церкви, нет никакой другой силы, которая может остановить это страшное развитие событий.

Как вы знаете, были потом и атака на Останкино, и другие силовые действия, но не произошло столкновения, которое могло бы превратиться в гражданскую войну в масштабах всей страны; и свой скромный вклад внесла тогда Церковь. Вот с какими воспоминаниями у меня связана встреча с законодателями.

Наша встреча и вообще нынешний уровень отношений Церкви и государства, консолидация общественных сил и различных партий, каждая из которых имеет свою программу, но ни в одной из программ нет ничего опасного для существования страны, — это и есть самый важный консенсус. Нет оппозиции, которая преследовала бы самые страшные цели: изменение политического строя, разрушение государства и так далее. И ведь все это возникло не на ровном месте — это результат большого развития нашего национального самосознания и политической культуры. И, несомненно, результат политики, которую осуществляет сегодня исполнительная власть во главе с нашим Президентом.

Эти воспоминания возникают всякий раз, когда я встречаюсь с представителями законодательной власти. Они так глубоко в моей памяти, в моем сердце, что от них избавиться невозможно. И я с благодарением Богу отмечаю, какие большие изменения произошли в жизни народа и страны, какое огромное движение пройдено и законодательной, и исполнительной властью, что привело, несомненно, к консолидации нашего общества, наших политических сил. В этом я вижу очень большую заслугу нашего Президента Владимира Владимировича Путина, который сумел объединить всех, при всем том, что сохраняются парламентаризм, свободная политическая дискуссия, право на оппозицию и так далее.

Другими словами, мы сумели построить политическую систему, которая способна надежно оберегать наше Отечество от разделений и расколов, от всякой гражданской смуты и всего того, что может изнутри взорвать страну, как это неоднократно, к сожалению, происходило в течение нашей истории. Поэтому моя большая благодарность представителям законодательной власти, исполнительной власти, всем вам, мои дорогие братья и сестры. Благодарю наше духовенство, которое также активно участвует в общественной жизни и старается вносить миротворческую энергию, когда возникают какие-то противоречия. Думаю, что на этом очень важном этапе нашего исторического развития мы действительно можем совместными усилиями внести свой вклад в еще большую консолидацию всех сил, в сохранение народного единства, преодоление разногласий, без которого такая огромная страна, как Россия, не может идти, поступательно развивая все стороны народной жизни. Дай Бог, чтобы было так. Еще раз всех вас благодарю, и благословение Божие пусть пребывает над всеми вами.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6195230.html

Онлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3156
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в 16-ю годовщину интронизации после Литургии в Храме Христа Спасителя

1 февраля 2025 г. 16:50

1 февраля 2025 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. В этот день отмечается 16-летие интронизации Его Святейшества. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к молившимся в храме со словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Дмитрий Николаевич! Дорогие отцы, братья и сестры!

В такой день невольно вспоминаешь то, что произошло с тобой в течение жизни, возникают какие-то чувства, и, наверное, главное, что я сегодня переживаю, — это чувство благодарности. Благодарности своему деду-исповеднику, который прошел сорок шесть тюрем и семь ссылок, борясь с обновленчеством, защищая Церковь. А он был светским человеком, имел семью с семью детьми, и когда его в очередной раз арестовывали, моя бабушка, его супруга, сказала: «На кого же ты нас оставляешь? Вот и голод наступает, — а дело было в Поволжье, — мы же, наверное, все умрем». А дед, когда его уже вели в соответствующий транспорт, обернувшись, сказал: «И волоса с вашей головы не упадет» (ср. Лк. 21:18).

Так оно и произошло. Когда все припасы были съедены, бабушка, обращаясь к детям, сказала: «Давайте помолимся и ляжем спать, потому что, наверное, завтра нас уже Господь к Себе призовет». И вот ночью — я уже об этом рассказывал, но не могу не повторить — раздался стук в дверь. Бабушка вышла — за дверью никого не было, но стоял большой мешок с зерном, который дал жизнь ей, детям, а в результате и внук ее родился и имеет сегодня возможность вспомнить обо всем этом.

Действительно, очень тяжелые годы, и Церковь проходила все эти испытания и скорби вместе со своим народом. Но самое главное — не дрогнула наша Церковь, сохранила верность Господу, верность канонам, несмотря на то, что провоцировались разного рода расколы, и вышла победительницей. Победительницей в полном смысле этого слова: в стране, где атеистические идеи были провозглашены как государственная идеология, в стране, где устами ее безумного руководителя было обещано к такому-то году показать, как он выразился, «последнего попа по телевизору», — память этого руководителя погибе с шумом (ср. Пс. 9:7), а Церковь существует. Не перестаю об этом напоминать самому себе и всем, потому что в этом историческом эпизоде была очевидно явлена сила Божия, которая охраняет, защищает и руководит Церковью.

Сегодня мы живем в совершенно других условиях. Наш Президент, глубокоуважаемый Владимир Владимирович, — православный человек. Наш премьер-министр Михаил Владимирович — тоже православный человек, как и члены Правительства. Никто не стесняется ходить в храм, условия настолько благоприятные, каковых действительно не было в новейшей истории нашей страны. Но что это означает? Это вот что означает, мои дорогие владыки, братья и сестры: кому больше дано, с того больше и спросится (см. Лк. 12:48). С нас не могло быть спрошено, почему нет воскресных школ, почему мы не обучаем детей и молодежь, почему не входим в диалог с властью, с интеллигенцией — в те самые трудные годы гонений. Но если сегодня мы что-то упускаем, то с нас особый спрос: кому больше дано, с того больше и спросится.

Поэтому никакого почивания на лаврах быть не должно! Каждый архиерей должен ставить перед собой новые задачи. И не только строительство храмов, хотя во многих местах и это еще нужно сделать, — но особенно работу с детьми и молодежью, с той частью нашего социума, которая еще не воцерковилась и, может быть, не имеет еще сил к тому, чтобы воцерковиться. Чтобы окончательно исчезли всякие средостения между Церковью и обществом. Ведь мы живем в стране с абсолютным православным большинством, а если принять во внимание значительную по численности мусульманскую общину, то и они верят в единого Бога. Таким образом абсолютное большинство населения России, граждан России, — это верующие люди.

Нам действительно дан особый период времени, и я не перестаю думать о том, что ведь он неспроста нам дан. Не знаем, что нас ждет в будущем, но эти годы мы должны использовать для всестороннего развития церковной жизни, для укрепления веры и благочестия в нашем народе. Мы должны стараться так влиять на социальную жизнь, чтобы христианские идеи, вне зависимости от того, слышат их люди, не принадлежащие нашей Церкви, или нет, становились частью нашего культурного кода, частью нашей политической практики, частью, а, может быть, даже основной силой нашей народной жизни.

Много перед нами проблем, и еще раз хочу сказать: мы никак не можем расслабляться и почивать на лаврах, но должны, с осознанием своей ответственности перед Богом и перед народом, смиренно идти вперед, укрепляя веру и церковную жизнь. Это мое слово в первую очередь обращается к собратьям-архипастырям, с которых особый спрос и на Страшном суде, да и в истории. Потому что мы приняли на себя ответственность за духовное руководство, а потому и несем эту сугубую ответственность. И дай Бог всем нам, еще раз скажу, не расслабляясь, идти вперед по пути, который указывает нам Господь.

Хотел бы еще раз поблагодарить всех тех, кто поздравил меня сегодня, всех тех, кто участвует активно в жизни Церкви — наших мирян, нашу молодежь, представителей нашей интеллигенции. Всех тех, кто сегодня, каждый на своем месте, старается улучшить духовно, культурно жизнь нашего народа. И тех, кто трудится, чтобы возрастало и материальное благополучие людей, которые этого достойны, особенно старшее поколение, прошедшее очень непростым жизненным путем.

Еще раз всех вас, мои дорогие владыки, отцы, братья и сестры, благодарю за сегодняшнюю службу, за молитву обо мне, за поддержку меня в моих трудах, за наше действительно реальное братское духовное сожительство и взаимодействие, потому что сегодня Церковь не раздирается никакими противоречиями и разногласиями, но набирает еще большую силу для того, чтобы служить духовному благу нашего народа. И да помогает нам во всем этом Господь и Спаситель наш, имя Которого сохраняем в уме и сердце и Которому служим и словами, и делами и должны служить всей нашей жизнью. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6195978.html

Онлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3156
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской после Литургии в храме в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Каховке

9 февраля 2025 г. 17:50

9 февраля 2025 года, в Неделю о мытаре и фарисее, праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Каховке г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Ваши Высокопреосвященство и Преосвященство! Досточтимый настоятель отец Александр! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всегда с особым чувством — я уже об этом говорил, но, наверное, буду и далее говорить — совершаю богослужения во вновь открытых и освященных храмах. Это свидетельство о Божием чуде, которое совершилось над всеми нами, над нашим народом, над нашей страной.

Достаточно вспомнить, и сегодня об этом уже говорили, с каким энтузиазмом, с каким пафосом, с какой убежденностью в своей правоте многие способные, одаренные люди вступили на путь богоборчества, будучи очарованы совершенно страшной идеологией, которая предполагала возможность построения человеческого счастья без Бога. Даже более того — человеческого счастья при истреблении всякой веры в Бога! И ведь все это происходило не где-то вдали, в небольшой стране, населенной язычниками или инаковерующими, — все это происходило в нашей великой стране, в Российской империи, самой большой православной стране мира, с самым многочисленным православным населением, с самым большим количеством праведников, исповедников, святителей, угодников, с самым большим количеством храмов, монастырей и святынь.

Так что же произошло с нашим народом? Неужели какая-то горстка разночинцев могла так изменить его самосознание? Конечно, никакая пропаганда не смогла бы одержать такую победу, если бы у людей не было, помимо этой пропаганды, каких-то внутренних соображений, которые ослабляли их связь с Церковью. А если такое происходило, то не только по вине тех, кто стремился эту связь ослабить, — какую-то часть вины мы должны принять за своих предшественников. Не судить их, Боже упаси, а просто осознать, что и духовенство, которое было привилегированной прослойкой общества, и архиереи, которые были близки к руководству страны, почитаемы властями, народом, по всей вероятности, благодушествовали в этих условиях. Даже когда стали раздаваться тревожные звоночки о том, что и в рабочей среде что-то не так, и с интеллигенцией что-то не так, — ведь оставаться в своем уютном месте куда лучше, чем куда-то идти и набивать шишки в диалоге с людьми, пытаясь их переубедить! Конечно, были замечательные герои духа, которые вступали в открытую полемику — устную, письменную; среди них были представители и нашей русской интеллигенции, и нашего духовенства. Но общецерковного духовного подъема, с тем чтобы остановить приближающуюся опасность, не было. И только когда грянула революция, поняли все — и архиереи, и священники, и монашествующие, — что попали в беду.

Конечно, Церковь не была и никак не могла быть причиной этой беды, но я не перестаю думать о том, все ли было сделано со стороны Церкви. Так ли работали с молодежью? Так ли напрягали свои силы и вкладывали материальные средства, чтобы помочь тем, кто был действительно угнетен системой, — в первую очередь фабричным рабочим и обезземеленным крестьянам? Ведь Церковь об этом почти не задумывалась, говорили только отдельные люди, такие пламенные, как отец Иоанн Кронштадтский, предвидевший надвигавшуюся беду. А в общем все выглядело так, будто ничего и не меняется, будто всё так и будет всегда. Теплохладность — в первую очередь тех, кто должен был встать на духовную защиту Церкви, и не тогда, когда уже все грянуло, а тогда, когда смута в сознании людей только начиналась.

Где же были наши выдающиеся богословы? А эти темы как-то проходили мимо них. Замечательные исследования Ветхого Завета, Нового Завета, святоотеческой литературы, труды по догматическому богословию —мы ведь до сих пор читаем их творения, используем как учебные пособия! Но возникает вопрос: какой процент в творчестве этих высокоодаренных образованных богословов занимала реакция на то, что в стране происходит? Совсем небольшой! А это означает, что даже когда гром грянул, не все осознали свою личную ответственность за то, что ударила молния,способная разрушить и Церковь, и жизнь нашего народа.

Поэтому определенная часть ответственности — и на тех, кто был тогда способен воздействовать на умы и сердца людей. Но будет неправдой, если мы скажем, что виноваты в первую очередь те, о ком я сейчас говорю. Нет! Это результат той системы церковно-государственных отношений, в которой, с одной стороны, для Церкви был создан благоприятный режим, но, с другой стороны, Церковь лишилась самостоятельного руководства, возможности осмыслить свое внутреннее положение, анализировать происходящее в стране. Всем этим занималось государственное ведомство во главе с обер-прокурором Святейшего Правительствующего Синода; там, в этом министерстве по делам Церкви, и рассматривались вопросы, имеющие отношение к церковно-государственным связям и к положению Церкви в стране.

Я уже говорил об этом с амвона и сейчас повторю. Когда Александр I пригласил князя Голицына на должность обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода, тот сказал: «Ваше Величество, какой я обер-прокурор? Во-первых, я масон, а во-вторых, я безбожник». Ответ: «Иди, справишься». А если бы не было такой власти у этих обер-прокуроров, в том числе далеких от веры (хотя некоторые из них были очень благочестивыми)? Если бы Церковь сама несла за себя ответственность и перед государством, и перед народом? Наверное, иначе работал бы епископат, наверное, острие его зрения было бы направлено на проблемы, ставшие опасными для самого существования нашей страны. Но Церковь была в некоем гетто — очень комфортном, но изолированном; и лишь немногие, как Иоанн Кронштадтский, возвышали свой голос, пророчески осуждая тех, кто, пребывая во власти, не видел опасность, надвигавшуюся на страну.

Все это дела минувших дней. А что сейчас? Сейчас государство предоставило Церкви полную свободу, и Церковь старается не замыкаться в себе. Многие из вас знают, как разнообразно развивается церковное служение — это и работа с молодежью, и работа в профессиональных сообществах, в Вооруженных силах, среди нашей интеллигенции. Все это имеет место, и я хотел бы поблагодарить наше духовенство, наших активистов из мирян, которые участвуют в этой важной работе. Тем самым мы создаем систему солидарности вокруг тех духовно-нравственных ценностей, которые провозглашает и утверждает Церковь, но которые могут реализоваться только в том случае, если не только духовенство, но и значительная часть нашего общества будет активно и сознательно участвовать в этом святом деле. Вот на что должны быть направлены труды нашего духовенства.

И сейчас скажу, дорогие владыки, отцы и братья: не замыкайтесь в узком и комфортном для вас пространстве! Помолился, послужил, встретился с единомышленниками, отдохнул — вот как бы и сделал все что надо. А вокруг нас уже сейчас бурлящий мир, и неизвестно, какой процент людей реально принадлежит к Православной Церкви, живя в православной стране. Поэтому миссионерство в широком смысле этого слова, работа с детьми, с молодежью, с нашей еще не вполне воцерковленной интеллигенцией и вообще с людьми, имеющими влияние на других, — вот что является пастырской задачей. Сегодня мои слова обращены не только к клиру этого храма — ко всей Церкви! Я бы просил, чтобы каждый священник задал себе вопрос: а что он делает на этом поле миссионерства, от которого реально зависит не только духовное благополучие страны, но и подлинно свободная церковная жизнь?

Еще и еще раз задумываясь обо всем этом, мы должны помнить, что в истории Церкви не может быть времен, которые мы бы назвали передышкой, отдохновением. И наше время, которое внешне представляется очень благополучным, — это не время отдыха и не время расслабления. Я хотел бы, чтобы меня услышали — и наш епископат, и наше духовенство, и наши монашествующие, и наш благочестивый народ, особенно актив в приходах, в епархиях, все те, кто поддерживает добрые начинания Церкви.

Сегодня наша особенная молитва — об Отечестве нашем, которое вошло в очень непростой период своей истории. Мы молимся, говоря: многие ополчишася на нас. Я уже говорил об этом неоднократно и еще раз подчеркну: ополчились не потому, что мы угрожаем кому-то войной или еще чем-то. Так почему же ополчились? Я иногда спрашиваю западных коллег: почему? Если бы мы были совсем другие — другая внешность, другая культура, другая история — но ведь мы часть «просвещенного мира»! В чем же дело? Мы ведь такие же! А нам говорят: «Нет, вы внешне такие же, а если вас копнуть, то совсем другие». И они правы, потому что там от Бога отказались и строят благополучие свое без Бога, а Россия, будучи современным, развитым в научно-техническом отношении государством, идет особым путем, где соединяются вера и знания, современная культура — с религиозностью. И примером тому, конечно, наш Президент, наш премьер-министр, многие губернаторы, которые многое делают сегодня для того, чтобы активизировалась церковная жизнь.

Вознося благодарение Богу за тех, кто сегодня, будучи в руководстве страны, уделяет большое внимание духовному возрождению нашего народа, будем и сами, каждый на своем месте, трудиться и за себя, и за своего брата, за своего соседа, то есть умножать, удваивать, утраивать свои усилия. К этому я призываю всех вас, мои дорогие. А наши архиереи и настоятели должны ставить разумные задачи перед нашими приходами, конечно, советуясь с приходскими активами относительно того, что они видят важным с точки зрения свидетельства Церкви окружающему миру, какие вопросы и с кем Церковь должна обсуждать, куда и как она должна приходить. Но если будем наслаждаться благополучием переживаемого момента, то потеряем возможности, которые Господь всем нам сейчас дает. Поэтому нам нужно пробудиться, встать и идти вперед, помня, что от нашего движения вперед зависит будущее нашего Отечества.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6197591.html

Онлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3156
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской после Литургии в храме в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Каховке

9 февраля 2025 г. 17:50

9 февраля 2025 года, в Неделю о мытаре и фарисее, праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Каховке г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Ваши Высокопреосвященство и Преосвященство! Досточтимый настоятель отец Александр! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всегда с особым чувством — я уже об этом говорил, но, наверное, буду и далее говорить — совершаю богослужения во вновь открытых и освященных храмах. Это свидетельство о Божием чуде, которое совершилось над всеми нами, над нашим народом, над нашей страной.

Достаточно вспомнить, и сегодня об этом уже говорили, с каким энтузиазмом, с каким пафосом, с какой убежденностью в своей правоте многие способные, одаренные люди вступили на путь богоборчества, будучи очарованы совершенно страшной идеологией, которая предполагала возможность построения человеческого счастья без Бога. Даже более того — человеческого счастья при истреблении всякой веры в Бога! И ведь все это происходило не где-то вдали, в небольшой стране, населенной язычниками или инаковерующими, — все это происходило в нашей великой стране, в Российской империи, самой большой православной стране мира, с самым многочисленным православным населением, с самым большим количеством праведников, исповедников, святителей, угодников, с самым большим количеством храмов, монастырей и святынь.

Так что же произошло с нашим народом? Неужели какая-то горстка разночинцев могла так изменить его самосознание? Конечно, никакая пропаганда не смогла бы одержать такую победу, если бы у людей не было, помимо этой пропаганды, каких-то внутренних соображений, которые ослабляли их связь с Церковью. А если такое происходило, то не только по вине тех, кто стремился эту связь ослабить, — какую-то часть вины мы должны принять за своих предшественников. Не судить их, Боже упаси, а просто осознать, что и духовенство, которое было привилегированной прослойкой общества, и архиереи, которые были близки к руководству страны, почитаемы властями, народом, по всей вероятности, благодушествовали в этих условиях. Даже когда стали раздаваться тревожные звоночки о том, что и в рабочей среде что-то не так, и с интеллигенцией что-то не так, — ведь оставаться в своем уютном месте куда лучше, чем куда-то идти и набивать шишки в диалоге с людьми, пытаясь их переубедить! Конечно, были замечательные герои духа, которые вступали в открытую полемику — устную, письменную; среди них были представители и нашей русской интеллигенции, и нашего духовенства. Но общецерковного духовного подъема, с тем чтобы остановить приближающуюся опасность, не было. И только когда грянула революция, поняли все — и архиереи, и священники, и монашествующие, — что попали в беду.

Конечно, Церковь не была и никак не могла быть причиной этой беды, но я не перестаю думать о том, все ли было сделано со стороны Церкви. Так ли работали с молодежью? Так ли напрягали свои силы и вкладывали материальные средства, чтобы помочь тем, кто был действительно угнетен системой, — в первую очередь фабричным рабочим и обезземеленным крестьянам? Ведь Церковь об этом почти не задумывалась, говорили только отдельные люди, такие пламенные, как отец Иоанн Кронштадтский, предвидевший надвигавшуюся беду. А в общем все выглядело так, будто ничего и не меняется, будто всё так и будет всегда. Теплохладность — в первую очередь тех, кто должен был встать на духовную защиту Церкви, и не тогда, когда уже все грянуло, а тогда, когда смута в сознании людей только начиналась.

Где же были наши выдающиеся богословы? А эти темы как-то проходили мимо них. Замечательные исследования Ветхого Завета, Нового Завета, святоотеческой литературы, труды по догматическому богословию —мы ведь до сих пор читаем их творения, используем как учебные пособия! Но возникает вопрос: какой процент в творчестве этих высокоодаренных образованных богословов занимала реакция на то, что в стране происходит? Совсем небольшой! А это означает, что даже когда гром грянул, не все осознали свою личную ответственность за то, что ударила молния,способная разрушить и Церковь, и жизнь нашего народа.

Поэтому определенная часть ответственности — и на тех, кто был тогда способен воздействовать на умы и сердца людей. Но будет неправдой, если мы скажем, что виноваты в первую очередь те, о ком я сейчас говорю. Нет! Это результат той системы церковно-государственных отношений, в которой, с одной стороны, для Церкви был создан благоприятный режим, но, с другой стороны, Церковь лишилась самостоятельного руководства, возможности осмыслить свое внутреннее положение, анализировать происходящее в стране. Всем этим занималось государственное ведомство во главе с обер-прокурором Святейшего Правительствующего Синода; там, в этом министерстве по делам Церкви, и рассматривались вопросы, имеющие отношение к церковно-государственным связям и к положению Церкви в стране.

Я уже говорил об этом с амвона и сейчас повторю. Когда Александр I пригласил князя Голицына на должность обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода, тот сказал: «Ваше Величество, какой я обер-прокурор? Во-первых, я масон, а во-вторых, я безбожник». Ответ: «Иди, справишься». А если бы не было такой власти у этих обер-прокуроров, в том числе далеких от веры (хотя некоторые из них были очень благочестивыми)? Если бы Церковь сама несла за себя ответственность и перед государством, и перед народом? Наверное, иначе работал бы епископат, наверное, острие его зрения было бы направлено на проблемы, ставшие опасными для самого существования нашей страны. Но Церковь была в некоем гетто — очень комфортном, но изолированном; и лишь немногие, как Иоанн Кронштадтский, возвышали свой голос, пророчески осуждая тех, кто, пребывая во власти, не видел опасность, надвигавшуюся на страну.

Все это дела минувших дней. А что сейчас? Сейчас государство предоставило Церкви полную свободу, и Церковь старается не замыкаться в себе. Многие из вас знают, как разнообразно развивается церковное служение — это и работа с молодежью, и работа в профессиональных сообществах, в Вооруженных силах, среди нашей интеллигенции. Все это имеет место, и я хотел бы поблагодарить наше духовенство, наших активистов из мирян, которые участвуют в этой важной работе. Тем самым мы создаем систему солидарности вокруг тех духовно-нравственных ценностей, которые провозглашает и утверждает Церковь, но которые могут реализоваться только в том случае, если не только духовенство, но и значительная часть нашего общества будет активно и сознательно участвовать в этом святом деле. Вот на что должны быть направлены труды нашего духовенства.

И сейчас скажу, дорогие владыки, отцы и братья: не замыкайтесь в узком и комфортном для вас пространстве! Помолился, послужил, встретился с единомышленниками, отдохнул — вот как бы и сделал все что надо. А вокруг нас уже сейчас бурлящий мир, и неизвестно, какой процент людей реально принадлежит к Православной Церкви, живя в православной стране. Поэтому миссионерство в широком смысле этого слова, работа с детьми, с молодежью, с нашей еще не вполне воцерковленной интеллигенцией и вообще с людьми, имеющими влияние на других, — вот что является пастырской задачей. Сегодня мои слова обращены не только к клиру этого храма — ко всей Церкви! Я бы просил, чтобы каждый священник задал себе вопрос: а что он делает на этом поле миссионерства, от которого реально зависит не только духовное благополучие страны, но и подлинно свободная церковная жизнь?

Еще и еще раз задумываясь обо всем этом, мы должны помнить, что в истории Церкви не может быть времен, которые мы бы назвали передышкой, отдохновением. И наше время, которое внешне представляется очень благополучным, — это не время отдыха и не время расслабления. Я хотел бы, чтобы меня услышали — и наш епископат, и наше духовенство, и наши монашествующие, и наш благочестивый народ, особенно актив в приходах, в епархиях, все те, кто поддерживает добрые начинания Церкви.

Сегодня наша особенная молитва — об Отечестве нашем, которое вошло в очень непростой период своей истории. Мы молимся, говоря: многие ополчишася на нас. Я уже говорил об этом неоднократно и еще раз подчеркну: ополчились не потому, что мы угрожаем кому-то войной или еще чем-то. Так почему же ополчились? Я иногда спрашиваю западных коллег: почему? Если бы мы были совсем другие — другая внешность, другая культура, другая история — но ведь мы часть «просвещенного мира»! В чем же дело? Мы ведь такие же! А нам говорят: «Нет, вы внешне такие же, а если вас копнуть, то совсем другие». И они правы, потому что там от Бога отказались и строят благополучие свое без Бога, а Россия, будучи современным, развитым в научно-техническом отношении государством, идет особым путем, где соединяются вера и знания, современная культура — с религиозностью. И примером тому, конечно, наш Президент, наш премьер-министр, многие губернаторы, которые многое делают сегодня для того, чтобы активизировалась церковная жизнь.

Вознося благодарение Богу за тех, кто сегодня, будучи в руководстве страны, уделяет большое внимание духовному возрождению нашего народа, будем и сами, каждый на своем месте, трудиться и за себя, и за своего брата, за своего соседа, то есть умножать, удваивать, утраивать свои усилия. К этому я призываю всех вас, мои дорогие. А наши архиереи и настоятели должны ставить разумные задачи перед нашими приходами, конечно, советуясь с приходскими активами относительно того, что они видят важным с точки зрения свидетельства Церкви окружающему миру, какие вопросы и с кем Церковь должна обсуждать, куда и как она должна приходить. Но если будем наслаждаться благополучием переживаемого момента, то потеряем возможности, которые Господь всем нам сейчас дает. Поэтому нам нужно пробудиться, встать и идти вперед, помня, что от нашего движения вперед зависит будущее нашего Отечества.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6197591.html

Онлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3156
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на собрании духовенства Московской митрополии

11 февраля 2025 г. 19:35

11 февраля 2025 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось общее собрание духовенства Московской митрополии. Предстоятель Русской Православной Церкви приветствовал собравшихся и представил основной доклад.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, матушки игумении! Рад приветствовать вас на очередном собрании духовенства Московской митрополии.

В начале своего выступления уже по традиции хотел бы привести статистические данные: в Московской митрополии мы сегодня имеем 1221 приход, 1674 храма, 10 мужских монастырей, 13 женских монастырей, 294 часовни. В Московской митрополии трудятся 1577 пресвитеров и 122 диакона. Также мы с вами приняли программу восстановления храмов — хотел бы доложить, что в настоящий момент восстанавливаются 13 монастырей и 313 храмов. Строятся 142 храма, и за минувший год были завершены реставрационные работы на 10 храмах .

В управлении Московской митрополией мне помогают Патриарший наместник митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Архиерейский совет, Патриаршее управление Московской митрополии, секретарь Патриарха Московского по Московской области протоиерей Дионисий Казанцев и руководитель Юридической службы Московской митрополии иерей Василий Лосев, а также руководители межъепархиальных отделов. Хочу заметить, что за время, прошедшее с учреждения митрополии и входящих в ее состав пяти епархий, нам удалось выстроить достаточно эффективную систему церковного управления, позволяющую своевременно реагировать на возникающие проблемы, причем на всех уровнях, в том числе на уровне благочиний и на уровне приходов.

Продолжает развиваться сотрудничество между епархиями Московской митрополии и Правительством Московской области. То же можно сказать и об отношениях Преосвященных с руководителями органов местного самоуправления. Это добрая традиция несколько десятилетий назад заложена владыкой митрополитом Ювеналием и за минувшие годы показала свою эффективность. Не будет преувеличением сказать, что Церковь в наши дни для большинства граждан является источником духовной и нравственной поддержки, а также способствует патриотическому единению и воспитанию нашего народа. Это высокая духовная миссия. Как говорил святитель Филарет Московский, «худой гражданин царствия земного неблагонадежен и для Царствия Небесного».

Наше Отечество переживает особый, достаточно сложный период своей истории, и каждый из нас, конечно, это чувствует. Противостоящие России силы сконструировали конфликт на Украине, намереваясь использовать его для ослабления нашей страны и влияния Русской Православной Церкви. Неслучайно началу гражданской войны на Донбассе предшествовала провокация церковного раскола, сопровождавшаяся и до сих пор сопровождающаяся захватами храмов канонической Украинской Православной Церкви, беззаконными судилищами и преследованием ее иерархов и священнослужителей. Будем продолжать молиться о неправедно гонимых, дабы избавил их Господь от ярости нечестивых. Мы не должны забывать, что на просторах Святой Руси, на нашей канонической территории до сих пор творится этот беспредел, порожденный политическими силами, цель которых — такой разрыв между Россией и Украиной, что и через века невозможно преодолеть. А чтобы было так, нужно расколоть Церковь, и не просто расколоть, а создать на Украине такую квазицерковную организацию, которая была бы заточена на борьбу с Русской Православной Церковью хуже всяких других раскольников и еретиков. К сожалению, им удалось это сделать. Поэтому, осознавая, что ныне осуществляется поистине диавольский замысел по разделению исторической Руси, мы должны и молитвами, и трудами делать все для того, чтобы эти замыслы не былреализован до конца.

Хотел бы отметить участие духовенства и мирян Московской митрополии в оказании поддержки воинам, находящимся на излечении в госпиталях, а также их родственникам. Благодарю всех, кто проявляет жертвенность и направляет значительную гуманитарную помощь в зону Специальной военной операции. За минувший год на эти нужды в митрополии были приобретены автомобили, электронное оборудование, средства связи, экипировка и снаряжение, медикаменты, бытовые предметы, амуниция, продукты питания, ортопедические средства и медицинское оборудование для госпиталей, продуктовые наборы и вещи первой необходимости для мирных граждан. Общий вес переданных в 2024 году грузов составил 957 тонн. Почти 1000 тонн! Такой тоннаж — разве что у гигантских океанских грузовых кораблей. Хотел бы сердечно поблагодарить за все это вас и в вашем лице — всех тех, кто трудился и трудится для осуществления этих важных целей.

Особо следует сказать о священниках из епархий митрополии, которые бывают на фронте, духовно окормляют военнослужащих, совершают Божественную литургию и Таинства. Непростое это служение — оно требует специальной подготовки, пастырской мудрости, да и просто бесстрашия. Очевиден миссионерский результат поддержки, которую наши батюшки оказывают воинам. Об этом можно судить по совершаемым на фронте Таинствам Крещения, а также по фактам присвоения военным подразделениям по исходящей от солдат и офицеров инициативе имен святых угодников. Для многих людей, которые не очень-то и в Бога верили, и далеки были от Церкви, соприкосновение с духовенством на поле брани — это важнейший фактор, который меняет их мировоззренческий выбор, так что они становятся верующими, православными.

При этом хотел бы обратить внимание священников, которые посещают зону боевых действий, на появление у некоторых военных неоязыческих настроений. Известно, что многие из вас небезуспешно потрудились, чтобы убедить людей отказаться от псевдорелигиозных заблуждений. В последнее время церковными учеными написано немало исследований о неоязычестве и пособий по противостоянию этому злу. Было бы полезно проводитьсеминары или краткосрочные курсы для священников, которые направляются в зону СВО. Вот неожиданная напасть! Кто бы мог думать, что в XXI веке на пространстве Святой Руси появятся «чудики», которые будут возрождать язычество? Ну нелепость же, ведь уже давно все развенчано! После тотального господства язычества была возвещена апостольская проповедь, и святыми отцами созданы целые богословские библиотеки, которые помогли преодолеть язычество — и вдруг на нашей земле возникает эта нелепая религиозная практика! Поэтому еще раз хотел бы сказать, что нашим священнослужителям, которые в зоне СВО сталкиваются с такого рода явлениями, следует проявлять особую инициативу, чтобы полностью предотвратить влияние неоязычества на сознание военнослужащих .

Горячо поддерживая защитников Отечества и сострадая жертвам вооруженного конфликта, Церковь неизменно молится о мире, ибо такова воля Божия, по слову пророческому, чтобы не поднимал народ на народ меча (ср. Ис. 2:4). Однако для этого необходимо, чтобы были ниспровергнуты замыслы ожесточенных сердец, восстающих и на Церковь, и на Родину нашу. Об этом говорится в молитве о Святой Руси — она возносится за каждой Божественной литургией. Важно, чтобы не только каждое слово этого текста доходило до сердец богомольцев, но и слово проповеди, звучащей с амвона, назидало народ Божий, укрепляя в вере, надежде и любви.

Также считаю нужным обратиться еще к одному вопросу. Он поднимался на нашем собрании год назад, однако ясности, как можно судить по поступающим сведениям, у некоторых нет до сих пор. Речь вот о чем. Не может быть никаких сомнений в том, что воинов, сражающихся на фронте, можно причащать Святых Таин Христовых. Такова тысячелетняя традиция Русской Церкви. В молитве на молебне, певаемом во время брани на супостатов, говорится: «Православному же воинству нашему, на Тя уповающему, подаждь во мнозем дерзновении и мужестве погнати и постигнути их, и о имени Твоем победити: а имже судил еси положити на брани души своя за веру и Отечество, тем прости согрешения их, и в день праведнаго воздания Твоего воздай венцы нетления».

Когда воин или в зоне военных действий, или после демобилизации испытывает душевные переживания в связи со своим боевым опытом (на медицинском языке это называют теперь посттравматическим стрессовым расстройством), долг священника — отнестись к человеку со всем вниманием, сердечностью и терпением, помочь обратившемуся за помощью молитвой и сочувствием. Действительно, ведь не только таблетками нужно выводить из такого состояния, но и добрым пастырским словом, и, конечно, молитвой и причащением Святых Христовых Таин. Действительно, следует уделять особое внимание тем, кто прошел через испытания войной, у кого, может быть, что-то произошло с психикой, и прилагать усилия для уврачевания их душ.

Теперь обращусь к жизни Московской митрополии и стоящим перед ней задачам. Сколь бы ни были многообразны различные направления церковного служения, главным для нас являются молитва и богослужение, благоговейно совершаемое священником и сопровождаемое внятным чтением и молитвенным пением. Может быть, очевидные вещи говорю, но все-таки «повторение — мать учения». Темами для проповеди могут быть евангельское или апостольское чтения, празднуемые события, но также и какие-то моменты из нашей отечественной истории, из житий святых, как вы хорошо знаете. А иногда, может быть, достаточно рассказать простым языком о тексте Священного Писания, которое не всегда доходит до сознания верующих людей, особенно если читается только на славянском языке.

Необходимо постоянно актуализировать в сознании наших верующих и эпизоды церковной истории, и многое другое, о чем вы хорошо знаете. Особенно важно вводить молодежь в соприкосновение со всеми этими истинами. Нужно показывать, что вера Христова — это учение вечно молодое и всегда современное. Это не plusquamperfectum, не что-то давно прошедшее — эта вера всегда актуальна.

Удивительно: если взять любые философские системы прошлого, самые великие, самые значительные, созданные гениальными умами древних философов, — где все они теперь? Память их погибе с шумом, а проповедь Спасителя жива до сих пор. И не просто жива, но и вдохновляет людей всех времен и народов. Не это ли свидетельство богоданности Его учения и величия того, что совершил Господь наш Иисус Христос, став человеком, воплотившись, пройдя Своим тяжелым путем и оставившим нам великие заповеди, великую систему нравственных и духовных ценностей? Действительно, нужно показывать современным людям, что вера Христова — это учение вечно молодое и всегда современное, обращенное к уму и сердцу людей, которое во все времена и эпохи одинаково горюет и радуется, попадает в рабство греху и стремится к праведности; а главное, нуждается в благодатной помощи и назидании.

И кто же, кроме священника, скажет современному человеку то, о чем я вам сейчас сказал? Никто! Кто поможет исцелить душевное состояние? Да, его пытаются лечить таблетками, различного рода психоаналитическими процедурами, но мы знаем, что очень часто это не достигает цели. А Церковь всегда была местом исцеления, в том числе душевных расстройств. Поэтому пастырская работа такого рода остается особо актуальной. Быть может, она значительно усложнилась по сравнению с предыдущими временами, но без этой пастырской работы наша с вами проповедь мало что может совершить. А индивидуальная пастырская работа, совершаемая в беседе один на один, несомненно, отличается особой силой убеждения. Знаю это из разговоров с теми, кто таким именно образом пришел к вере, укрепился, стал церковным человеком.

Поэтому еще и еще раз хотел бы сказать, дорогие владыки, отцы и братья, насколько ответственно должна проходить наша встреча с каждым вопрошающим нас в церкви. И не только вопрошающим, но и всяким, с кем мы встречаемся и на исповеди, и в любых других контекстах. Как важно помнить, что именно наше слово может действительно спасти человека, укрепить его в вере, вдохновить на совершение тех дел, которые открывают двери Царствия Божия! Мы всегда должны помнить, что наше служение является актуальным и призвано быть актуальным, но чтобы было так, мы хорошо должны знать, в том числе, чаяния современного человека, его скорби, его заботы, его проблемы. Иногда нам, особенно монашествующим, трудно войти в проблематику семейной жизни. Но и тогда есть возможность помочь — когда речь идет о следовании Божественным заповедям, об актуализации Евангелия в сознании тех людей, которые к нам обращаются.

Еще и еще раз хочу сказать о колоссальной ответственности каждого из нас за то, что происходит в нашем народе, в нашей стране. Стороннему человеку может показаться удивительным: ну какие особые средства может употребить Церковь, особенно по сравнению с огромными возможностями электронных коммуникаций? Но я могу сказать, что нет никакого другого средства, которое может так воздействовать на человека, как пастырское слово, как совершение исповеди, как соучастие священников в жизни тех, кто обращается к нам не просто за советом, но и за помощью.

Церковная ответственность охватывает также множество хозяйственных и практических вопросов. Прежде всего это постоянная забота о поддержании храмов в надлежащем состоянии, будь то исторические памятники или новопостроенные здания. И речь не только о сохранении росписей и чистоте, но и о такой организации прихрамового пространства, которое делало бы его привлекательным для людей.

Подмосковье — это один из наиболее динамично развивающихся регионов нашей страны, народу здесь становится все больше. Высокие темпы подмосковного градостроительства привели к формированию в области больших многонаселенных микрорайонов. Как правило, это места, где никогда не было храмов. Их там обязательно нужно возводить, а также включать эти территории в сферу особого внимания благочинных. В идеале планирование новостроек должно изначально предполагать строительство храма и, соответственно, выделение для этого земельного участка. Об этом мы договорились с нашим мэром Сергеем Семеновичем Собяниным, и он полностью согласился с моим предложением, что городское планирование должно сразу предполагать выделение мест под строительство храмов. Вот так же должно быть и на территории Московской области. Еще раз хочу сказать, что эта тема, конечно, особая в плане реализации церковно-государственных отношений на территории Московской митрополии. При этом мы должны иметь в виду взаимоотношения не только с властями, но и с предпринимателями, всеми теми людьми, у кого есть возможность участвовать в созидании Божиих храмов.

С ростом народонаселения сегодня напрямую соприкасается вопрос о формировании в Подмосковье инонациональных анклавов, подпитываемых трудовой миграцией, о чем мне неоднократно доводилось говорить в различных аудиториях. Результатом была «ответка» от радикальной части исламского сообщества в лице их лидеров, а это означает, что мы «на правильную точку нажали». Так оно и есть, у нас вызывает озабоченность расширение инорелигиозного сообщества на территории Московской области, и даже не столько количественное, как то, что происходит внутри этих сообществ. Ведь что греха таить, преступность именно оттуда создает сейчас большую угрозу мирной жизни людей. Вот почему это одна из тем, которую я прошу иметь в виду в ваших взаимоотношениях с властями и вашей общественной деятельности. Мы ни в коем случае не должны обижать людей другой веры, мы ни в коем случае не должны провоцировать межрелигиозный конфликт, но мы также не можем закрывать глаза на усиление криминальной составляющей.

Действительно, эти инонациональные анклавы представляют сегодня территорию конфликтов и всё возрастающей опасности. Происходящее по разным причинам чревато распространением религиозного экстремизма и возникновением межнациональных конфликтов. Мы всегда с гордостью говорили: у нас мирное взаимодействие с исламской общиной, и действительно, так оно и было, и есть, но возникла новая реальность, связанная с появлением инорелигиозных анклавов и неформальных религиозных лидеров, радикально настроенных в отношении Православия, что, несомненно, представляет потенциальную, а, может быть, уже и реальную опасность для межнационального и межрелигиозного мира на территории Московского региона.

Перед Церковью в данном случае стоит многосторонняя задача: доступными средствами выступать за соблюдение законности, сохранение мирных отношений между жителями (в том числе в рамках межрелигиозного диалога), эффективную организацию языковой и культурной ассимиляции новоприбывших. Межрелигиозный баланс и национально-культурная идентичность российского общества должны быть обязательно сохранены, потому что речь идет о сохранении нашей страны, нашего народа, о подлинной безопасности Отечества. Речь идет о цивилизационной сохранности нашего народа, и это надо четко понимать.

И для этого у нас есть поле для систематической, уже несколько десятилетий продолжающейся деятельности, ориентированной на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения на основе традиционных ценностей Православия. В Подмосковье за минувшие годы было немало сделано для того, чтобы знания о Православии получали и в детских садах, и в средних школах, и в профессиональных училищах, и в вузах. Для этого были специально подготовлены педагоги, прошедшие курсы повышения квалификации. В 2024 году показатель выбора родителями учеников предмета «Основы православной культуры» в школах Московской области возрос с 67 до 92,5%, с чем я вас всех и поздравляю и за что благодарю. Это самый высокий процент выбора «Основ православной культуры» в нашей стране, мы это весьма положительно оцениваем и знаем, что теперь такие занятия будут охватывать еще и пятые, шестые и седьмые классы. Однако это накладывает на духовенство еще большую ответственность. Нельзя все полностью делегировать учителям. Слово священника, или, говоря по-апостольски, отчет об уповании (ср. 1 Пет. 3:15), в условиях нашего века должно быть приправлено солью (ср. Кол. 4:6) и искусным (ср. 1 Кор. 11:19).

Волнующим всех нас остается вопрос о том, как заинтересовать изучением православной традиции и осмыслением духовных основ жизни школьников старшего возраста и студентов. Наверное, первичным условием для привлечения молодых сердец должно быть неленостное усердное служение пастырей, посвящающих себя проповеди в молодежной среде и творчески развивающих ее разнообразные формы. Радостно, что в Московской митрополии успешно реализуется проект, в рамках которого священники регулярно посещают школы и вузы, проводят беседы с учащимися. Программу таких встреч в начале каждого учебного года стоит углублять и разнообразить, опираясь на заинтересованное исследование интересов и забот аудитории. Думаю, это имеет огромное значение, поскольку от мировоззрения молодежи зависит будущее страны и народа.

Сбережение народа — наша общая забота сегодня. Несмотря на предпринимаемые государством меры, рождаемость в большинстве регионов находится на низком уровне. Неверно списывать все лишь на социально-экономические факторы. Я неоднократно подчеркивал, что крепость семьи и многодетность напрямую связаны с религиозностью родителей. От Церкви во многом зависит сохранение духовных сил в народе, его способности не только к выживанию, но и к развитию и расцвету. Сохранение и приумножение традиционных нравственных ценностей — это общая цель для Церкви и государства. Год семьи в России завершился, но стремление укрепить семью как феномен общественной жизни не должно покидать нас ни в ближайшей, ни в дальней перспективе. Слишком уж сильны разрушительные последствия прошлого, чтобы их можно было изменить мановением руки, — нужен долгий молитвенный и пастырский труд. Вызовы современности, конечно, наложились на последствия безбожного времени, и в этом смысле мы оказались под влиянием двух негативных факторов — нашего прошлого, но и современных явлений, бросающих вызов христианской проповеди. Конечно, для того чтобы справиться с этой проблемой, должен иметь место и молитвенный подвиг, и пастырский труд. А для того чтобы этот пастырский труд достигал своих целей, нужно обновить наше сознание и перенаправить наше внимание не только на прихожан, которые постоянно наполняют наши храмы, но на все то, что вокруг нас происходит. Не может быть безразличным для священника то, что происходит в месте, где находится его приход, то, как живет молодежь, то, что происходит в семейной жизни людей. А для этого очень важно иметь добрые деловые отношения с социальными службами, с местными руководителями, с местными органами власти, чтобы получать подлинную информацию о происходящем. Ваше внимание, мои дорогие отцы, должно распространяться не только на ваш приход, а иначе никакого развития не будет. Да, важно окормлять постоянную нашу паству, но нужно думать — а что за пределами храма происходит? А что среди молодежи происходит? Вот если мы будем наше внимание, силы, время тратить на решение этих задач, мы действительно повлияем на духовный климат в нашей стране, особенно в плане влияния на молодежь в широком смысле этого слова, а не только на узкий круг православной молодежи, которая, слава Богу, существует и увеличивается в числе, внося очень важный вклад в нашу общецерковную жизнь.

Еще раз хочу сказать, что все связанное с семейными делами, семейными ценностями, духовным климатом в семьях, — это тоже предмет нашей пастырской озабоченности. Ведь люди, приходя на исповедь, часто говорят о своих семейных проблемах. А священник должен иметь возможность влиять на эту ситуацию не только во время исповеди, поэтому взаимодействие с  общественными организациями, с местными властями, оценка ситуации, замер неблагополучия на территории приходов с точки зрения семейной жизни — все это тоже должно быть в поле зрения священника, настоятеля и не только настоятеля. А если есть понимание того, что происходит, — вот здесь что-то неблагополучно, увеличилось количество разводов, увеличилось количество правонарушений со стороны детей, — то это сигналы и в наш адрес, а не только в адрес властей и правоохранительных органов.

Еще раз хочу сказать: все то, что мы имеем сегодня, это последствия разрушительного прошлого, но, конечно, и того, что несет настоящее. Не всегда это настоящее ориентировано на поддержку духовных, нравственных ценностей, в том числе на сохранение семьи, супружеской верности, преодоление конфликта между родителями и детьми. И Церковь должна обращать на все это внимание и в меру своих сил стремиться к тому, чтобы слово Божие касалось не только сердец людей, приходящих в храм, но и более широких кругов.

Для этого у нас с вами есть сегодня средства массовой информации, возможность публичных выступлений, возможность встреч с людьми не только воцерковленными. Правда, к такого рода пастырской и миссионерской деятельности нужно хорошо себя готовить. Нельзя прийти к светским людям, мало воцерковленным, и говорить на том же языке, на котором мы к прихожанам обращаемся, как нельзя и подделываться под современную стилистику, когда батюшка вдруг начинает — я уже и в прошлый раз говорил об этом, и еще раз хочу сказать — чуть ли не на сленге говорить. Авторитета это не прибавит — нужно говорить на красивом русском языке, убедительно, доходчиво, чтобы иметь возможность достучаться до сознания современного человека, особенно молодого, которого от Церкви отделяет колоссальное влияние цивилизационного порядка, обрушившееся и на нашу страну, да и на весь мир, особенно на северное полушарие с его просвещенными народами, с высоким уровнем образования и культуры. Казалось бы, как важно, чтобы эти успехи цивилизационного развития сопровождались духовным ростом! Но нет, налицо духовная деградация, а если человек интеллектуально, физически, материально становится сильнее, а духовно слабет, — все более и более очевидной становится опасность для всего человеческого общежития. Вот мы и идем к той апокалиптической перспективе, о которой предупреждает нас Иоанн Богослов.

Поэтому наша с вами брань не против плоти и крови, но против мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесных (см. Еф. 6:10-12). Вот только эту брань нужно актуализировать в совершенно конкретных деяниях, в ваших мыслях, ваших словах, вашей работе. А если кто-то из нас еще думает, что его дело — отслужил Литургию, пошел домой, — то ему лучше на пенсию подавать и сказать: «ну, я не могу в этих новых условиях, не могу!» Так, по крайней мере, честно будет, а если мы, оставаясь в рамках очень узкой повестки дня, считаем, что действительно Господу служим, то мы ошибаемся.

В самом деле, что произошло с Русской Церковью после революции? Вроде как и богословская наука процветала, и академии, и, самое главное, была поддержка государства. Все было хорошо — так почему все в одночасье рухнуло? Конечно, мученики и исповедники продолжали служение Церкви, но где была вся наша православная мощь, все наше православное население? Неужели какие-то дурные слова заезжих господ, вскруживших головы какими-то фантастическими предрассудками, — неужели они могли мгновенно все помрачить? Нет! Все медленно разрушалось в сознании нашего народа, в душах наших людей, поэтому и поддержали господ, которые приехали к нам с деньгами в закрытых вагонах и совершили страшный кровавый переворот, изменив развитие нашей цивилизации. Этот пример, конечно, нужно всегда помнить, но, с другой стороны, следует помнить и то, что Бог сильнее всех этих господ и товарищей. Ведь в нашей стране произошли судьбоносные изменения. Если бы тем, кто приехал в вагонах, показали, что сейчас в России происходит, они бы, наверное, за голову схватились и сказали: «Зачем нам все это было делать?» Все вернулось на круги своя — но почему? Да потому что подвиг мучеников, исповедников искупил все наши исторические грехи и привел нас с вами в такое положение, которого действительно не было на протяжении всей истории Русской Церкви.

Церковь свободна. Она свободна от какого-либо политического влияния. Она имеет возможность принимать решения по своему управлению, по устройству внутренней жизни, по осуществлению внешней деятельности исключительно самостоятельно. Никто нас ничему не учит, никто от нас ничего не требует — впервые за всю историю Русской Православной Церкви. И, конечно, не по нашим с вами заслугам, а по всему тому, что пришлось пережить предшествующим поколениям, и за подвиги мучеников и исповедников Церкви нашей.

Я немножко отвлекся, но хотел бы вернуться еще раз к теме, связанной с религиозным воспитанием. Я уже говорил, что очень важна тема сохранения самого нашего народа. Нас очень мало, если соотнести количество населения с нашей территорией. Именно этот фактор является соблазнительным для внешних сил, которые до сих пор не расстались с идеей подчинения России своим интересам, и то, что сейчас происходит на Украине, — это попытка реализовать подобные идеи. Это действительно война, которая объявлена Святой Руси. Поэтому мы как люди мирные и несущие слово мира, примирения, должны осознать особую ответственность за судьбу Отечества. И поэтому в первую очередь необходимы духовное поддержание нашего воинства, активизация всех сторон нашей пастырской работы. Еще и еще раз скажу: никто не должен сейчас почивать на лаврах. Никто не должен думать, как все хорошо, душа, ешь, пей, веселись. Потому что опасностей и сложностей на нашем пути достаточно, причем таких опасностей и сложностей, которые во мгновение могут многое изменить.

Необходимы духовное влияние Церкви, умное пастырское слово, индивидуальная работа с верующими, взаимоотношения с властями, причем не только по прагматическим вопросам — «дайте, помогите», но и с точки зрения духовного воздействия, чтобы районный руководитель видел в благочинном не только человека, который строит, ремонтирует и что-то требует, но и пастыря, с которым он может поговорить, которому может душу открыть. Поэтому важно, конечно, то, что мы делаем в плане строительства, восстановления, реставрации, но если священник считает это дело приоритетным, он глубоко ошибается. Главное служение, которое мы несем, — это духовное пастырское воздействие на нашу паству, в том числе и на власть имущих.

Теперь хотелось бы сказать еще раз о необходимости работать на укрепление семьи, семейных ценностей, удержание семьи, в первую очередь, женщин от совершения абортов. Иногда это продиктовано совсем дурными аргументами, мол, мне это мешает в жизни и так далее. С такими людьми трудно говорить. Но когда речь идет о материальных проблемах, здесь Церковь может и помочь, остановить женщину от этого страшного поступка. Может быть, взять на временную поддержку, если уж очень плохо с финансами и вообще с материальным благополучием, помочь продуктами, денежками, поддержкой детей. Вот я очень хочу, братья, ориентировать вас на эти проблемы. Проповедь — дело святое; самое святое — совершение Божественной службы, но необходима и пастырская работа с современными людьми, у которых есть проблемы, нередко очень серьезные. Нам нельзя повторить опасный опыт наших предшественников, которые пребывали в своем дореволюционном церковном гетто. Все очень хорошо, благополучно, царь православный, полная поддержка, а потом внешние факторы рухнули — и что произошло? И обновленческий раскол не на пустом месте, ведь идеи тоже были хорошие — надо что-то менять. Да, менять, но не путем раскола! И, конечно, что греха таить, не все были способны достойно совершать свое служение в новых условиях. Всякое было в послереволюционные годы. Поэтому давайте посмотрим на самих себя, без всякого приукрашения. Посмотрим, что мы делаем правильно, что не делаем. Каждый священник сегодня должен задавать себе этот вопрос: а что я не доделываю? Если у самого ума не хватает ответить, а иногда просто глаз замыливается, то спросить у кого-то — например, на собраниях, которые проходят в благочиниях, в епархиях. Братья, мы с вами живем в такой момент, от которого зависит будущее. Поэтому время благоприятное мы должны в полной мере использовать для укрепления всех сторон церковной жизни, и в том числе для обеспечения максимального духовного воздействия на наш народ.

В последнее время в Московской митрополии многое делается для развития православного семейного отдыха и благословленных Церковью спортивных соревнований. Наверное, вы сами заметили, что такие мероприятия побуждают невоцерковленных людей искать пути дальнейшего сближения с Церковью. Это лишь один из примеров разнообразия путей приобщения современного человека к Церкви и ко Христу.

Сказанное относится и к знакомству общества с прошлым нашей Церкви. Ведь Подмосковье — земля, связанная с важнейшими событиями в истории Русской Церкви и Отечества. Здесь находятся наши древние святыни и монастыри, и здесь подвизались наши великие святые, включая новомучеников и исповедников ХХ века. Знаю, что многое делается для развития паломничества, но потенциал такой деятельности далеко не исчерпан.

В наступившем году мы будем праздновать столетие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Эта дата призвана побудить наших соотечественников обратить взоры к подвигу страдальцев за Христа в минувшем веке и способствовать дальнейшему развитию их народного почитания. В годы своего Патриаршего служения святитель Тихон неоднократно бывал в Подмосковье, совершал здесь богослужения, встречался с верной ему паствой. Память об этих событиях достойна широкого обсуждения в средствах массовой информации, в образовательных учреждениях всех уровней, в музейных и культурно-просветительских программах.

О какой бы стороне жизни общества мы ни говорили, неизбежно затрагиваем роль социальных сетей. Такова реальность — они являются важным средством общения, во многом изменившим способы и формы передачи информации. Главной особенностью произошедшей трансформации стала доступность самовыражения, что повлекло за собой обострение проблемы личностной свободы, о которой говорил еще апостол Павел: «Все мне позволительно, но не все полезно. Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (ср. 1 Кор. 6:12). Смирение часто забывается, торжествует гордыня. Вот читаю некоторые посты или заметки и думаю: «Неужели ты не понимаешь, что выглядишь смешно? Что ты себя выпячиваешь?» Но ведь мало-мальски способный к анализу видит сразу, где тут правда, а где кривда, где здесь желание покрасоваться и собрать лайки — теперь это еще одна болезнь, — а где действительно пастырская озабоченность. Поэтому еще и еще раз прошу вас, дорогие владыки, братья, отцы, не только к сдержанности и трезвению, но и не забывать о страхе Божием. Ну и давайте вспомним такие замечательные слова: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:36). Сторониться худых сообществ (1 Кор. 15:33), как учит нас апостол Павел, а еще быть верным присяге, находиться в послушании священноначалию — это прямой долг пастыря.

С предыдущим вопросом соприкасается общая тема о том, каков должен быть облик православного пастыря в ХХI веке. Нередко ответ сводят к формализму: как одет, какой длины борода. Кстати, это тоже само по себе дело не второстепенное: у нас существует определенная традиция, в соответствии с которой народ ожидает видеть, как внешне выглядит священник. Однако гораздо важнее то, какова внутренняя, духовная жизнь священника. Как он молится, находится ли в контакте со своим духовником? Что происходит у него дома? Целостен он или двуличен в своей жизни? Все это не пустые вопросы, на которые каждый должен дать отчет Господу. Князь мира сего, лживо пытающийся представить благочестие ретроградностью, не должен властвовать над служителями Алтаря Господня. Напротив, человек Церкви призван свидетельствовать о Христе всеми доступными ему средствами, начиная с того, каким его видят окружающие. Обращаясь к участникам недавнего Епархиального собрания города Москвы, я подробно говорил об этом, опираясь на слова святого апостола Павла: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим. 4:12).

Уместно отдельно сказать об интеллектуальной жизни современного пастыря. Во времена, когда чтение постепенно уходит из массового обихода, служитель Церкви призывается к противостоянию этому явлению духовной и культурной деградации современного общества. В первую очередь, он не может поступать иначе по должности, ибо призван к постоянному глубокому изучению Священного Писания, святоотеческого наследия и богословской литературы, тем самым подавая другим пример своей собственной жизнью .

Современный священник должен быть не только хорошо образован, но и должным образом информирован о жизни Церкви, о решениях священноначалия, определениях Священного Синода, документах Межсоборного присутствия. Знаю, что при Коломенской духовной семинарии действуют курсы повышения квалификации. Это очень хорошо. Хотел бы лишь пожелать, чтобы обучение на этих курсах было как можно глубже и основательнее.

Завершая свое выступление, хочу сослаться на ежеквартально издаваемый «Вестник Московской митрополии». Содержание этого журнала убедительно свидетельствует о множестве событий церковной жизни, происходящих в Подмосковье, а также о деятельном и творческом участии духовенства в развитии всех направлений нашего служения. Мы видим, что епархии митрополии успешно развиваются в соответствии с замыслом их учреждения. Это действительно так, и я всех вас за это благодарю.

Выражаю свою благодарность Преосвященному владыке Павлу, епархиальным владыкам, пастырям, матушкам игумениям, монашествующим и мирянам Московской митрополии за жертвенные труды на ниве Христовой. Благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа (см. Тит. 1:4) да пребывает со всеми нами. Благодарю за внимание.

https://www.patriarchia.ru/article/114337
« Последнее редактирование: 27 Февраля, 2025, 04:31:26 »