Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 636102 раз)

0 Пользователей и 4 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3126
  • Репутация: +583/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы после Литургии в Благовещенском соборе Московского Кремля



7 апреля 2025 г. 15:11

7 апреля 2025 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы празднуем сегодня особый Богородичный праздник — Благовещение Пресвятой Богородицы — в историческом храме в Кремле, посвященном именно этому величайшему событию в истории спасения рода человеческого.

Когда размышляешь о том, что произошло с нашей страной и народом, который всегда с особым благоговением возносил свои молитвы к Пресвятой Богородице, понимаешь, что многие непонятные для историков повороты событий в нашей национальной жизни не были результатом каких-то человеческих действий. Молитвами Пречистой Царицы Небесной, избравшей, как Свой жребий, Отечество наше, Господь, несомненно, управлял историческим процессом — а иначе, с точки зрения человеческой логики, не осталось бы камня на камне от нашей веры, нашей Церкви и наших христианских ценностей.

Ни одна страна в мире не претерпела таких гонений, такого сознательного уничижения христианской веры, как Русь Святая. Как будто сам диавол поругался над святостью нашего народа! Силы зла, которые воздействовали на сознание нашего народа и затмили его историческую память, заставляли его поверить в некие идеологические схемы, фантастические, абсолютно нереальные идеи. Но жизнь показала, что от всех этих идей, за которые проливалась кровь, за которые страдали люди, не осталось ничего.

То, что произошло с нашим народом, — это обращение от безбожия к вере, и это, наверное, самое сильное доказательство бытия Божия и присутствия Богоматери в жизни нашего многострадального народа. Сегодня наши храмы наполняются, к Богу обращаются люди, еще вчера не сознававшие себя православными, развиваются все стороны церковной жизни, в школе преподаются основы Православия, открывается множество храмов — столько, сколько никогда, ни в одной стране, не открывалось. И этого не понять многим людям за рубежами нашего Отечества, даже христианам, потому что в традиционно христианских странах, которые не проходили через безбожные гонения, храмы сегодня закрываются, я об этом с сожалением уже говорил. В лучшем случае переформатируются под другие цели: иногда под мечети, но там хоть имя Божие призывается, а иногда под рестораны, увеселительные заведения, и вера изгоняется из сердец людей.

А ведь наша страна прошла через самые страшные гонения за всю историю христианства, которые нельзя сравнить даже с римскими гонениями. Там гонения охватывали относительно небольшое количество людей и не предполагали полное истребление христианства. А у нас задача была поставлена именно так: уничтожить все, что связано с православной верой. Но Господь не допустил, и эта победа нашего духа и нашей веры свидетельствует о том, что Покров Пречистой Царицы Небесной, Ее милость простирается над землей Русской.

Однако мы не можем воспринимать это как некую данность, полученную навсегда, на все времена. Мы призваны отвечать на эту милость Божию своей верой, воспитанием своих детей, молодежи, работой со многими секторами общественной жизни, в которых сегодня все больше и больше внимания обращается на духовную составляющую и осознается несомненная важность хранения православных традиций.

Но кому больше дано, с того больше и спросится (см. Лк. 12:48). И в ответ на эту милость Божию, на радикальное изменение положения Церкви в стране, на обращение к вере многих и многих людей мы, православные христиане, каждый на своем месте, должны еще больше работать для того, чтобы вера укреплялась в жизни народа. Родители должны воспитывать в православной вере детей, никого не стесняясь и ничего не боясь. Помните: за детей ответите перед Богом! Может, сами будете в храм ходить, но если вырастите безбожников, Господь спросит: «А дети твои где? Почему они не с тобой?» То же самое — и внуки. Не стесняйтесь, бабушки! Мы знаем силу бабушек, которая способна сокрушить многое. Включайтесь в воспитание ваших внуков! Тем более сейчас все так просто: и на телевидении есть религиозные передачи, и книг множество издается, и проповедь беспрепятственно произносится в храмах. Но еще раз хочу сказать: кому больше дано, с того больше и спросится. И с нашего поколения спросится в первую очередь за сохранение веры в нашем народе, за воспитание в вере следующих поколений наших русских людей. Поэтому, принимая милость Божию, воспринимая ее как дар народу нашему, Церкви нашей, мы в ответ на этот дар должны укреплять свою собственную веру и воспитывать в этой вере наших детей и внуков.

Я бы хотел сегодня ограничиться тем, что я уже устно сказал. Утром, пролистывая вот эту книгу, которая называется «Проповеди Патриарха», обратил внимание на слово в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Московского Кремля, которая была произнесена 7 апреля 2011 года. И поскольку эти слова не потеряли своей актуальности, я хотел бы кое-что из этого текста вам прочитать:

«"Днесь спасения нашего главизна" — сегодня начало нашего спасения. Этот день положил начало великой тайне Божественного воплощения, тайне, которая не может быть объята человеческим умом. В этой тайне так много непонятного для людей, и, в первую очередь, само благовещение, зачатие и непорочное рождение Сына Божиего и Сына Человеческого. Люди пытаются примерить все эти тайны к своему опыту, но ничего не получается, потому что в человеческой жизни нет аналогов воплощения Бога в лице Сына Человеческого. Мы лишь можем благоговеть перед этой тайной и прикасаться к ней — не разумом своим, несущим в себе и грех, и несовершенство нашего мира и нашей собственной личности, — но только чистой верой, и обретать от этого прикосновения великую силу.


О празднике Благовещения в святоотеческих творениях написано очень много; сохранились замечательные проповеди выдающихся иерархов, отцов Церкви, в которых раскрывается богословие этого великого события. Но, с другой стороны, эти древние слова не всегда понятны современному человеку; а поскольку факт Боговоплощения лежит вне опыта современного человека, то даже самое мудрое и самое прекрасное человеческое слово как бы повисает в воздухе. Для того чтобы иметь живую веру, нам нужно все то, что Бог явил во Христе роду человеческому, включить в свою жизнь, в свое понимание. Сделать это очень непросто, но, опять-таки, святые отцы помогают нам это сделать.


Мы говорим о Божией Матери, что Она выше Ангелов и Архангелов, "честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим". Мы понимаем — кто-то очень отчетливо, а кто-то хотя бы в общем, — что речь идет о каком-то величайшем совершенстве. А как это совершенство было выражено в жизни? Сохранились ли свидетельства о том, как выглядела Божия Матерь, как Она одевалась, как Она себя вела? Наверное, если бы мы увидели обычную земную жизнь Богородицы, то от нас бы отступили всякие сомнения, потому что величайшая святость являлась во всем, в том числе и во внешнем облике, и в общении с людьми, и в том, что и как Она говорила.


И вот вопрос: а сохранились ли эти свидетельства, есть ли где-нибудь эти описания — не сказочные, не фантастические, а записанные со слов очевидцев? Такие описания есть, и я хотел бы вам сегодня их зачитать.


Около 110 года после Рождества Христова мученически скончался епископ Антиохии Игнатий, именуемый Богоносцем. По преданию, он был тот самый младенец, которого Господь взял на руки и сказал: "Если будете как дети, войдете в Царство Небесное" (см. Мф. 18, 3). Игнатий Богоносец не был, конечно, ровесником Спасителя, но он был ровесником тех, кто видел и Самого Спасителя, и Божию Матерь.


Что же пишет нам святитель Игнатий Богоносец о Божией Матери? Цитирую: "У нас все знают, что Приснодевственная Матерь Божия исполнена благодати и всех добродетелей. Рассказывают, что Она в гонениях и бедах всегда была весела; в нуждах и нищете не огорчалась; на оскорбляющих Ее не гневалась, но даже благодетельствовала им. Была кроткой в благополучии, милостивой к бедным и всегда помогала им — как и чем могла. Была наставницей в благочестии, во всяком добром деле. Она особенно любила смиренных, потому что Сама была исполнена смирения. Много похвал воздают Ей видевшие Ее. О Ней рассказывали люди, достойные доверия, что по Ее святости в наружности Ее соединились естество Ангельское с человеческим". Свидетели — те, кто видел, слышал — сказали Игнатию Богоносцу, человеку, жившему не во втором, не в третьем поколении, а в то же самое время.


Известный церковный писатель Никифор Каллист, также отталкиваясь от рассказов свидетелей и очевидцев, пишет: "Она была среднего роста, или, как иные говорят, несколько более среднего. Волосы у Нее были золотистые, глаза живые, брови дугообразные, темные, нос прямой, удлиненный, губы цветущие, лицо не круглое и не заостренное, но несколько удлиненное, руки и пальцы длинные".


Святитель Амвросий Медиоланский жил несколькими столетиями позже Пресвятой Богородицы. Но он также пишет не от ветра головы своея, но отталкиваясь от того живого Предания, которое положили самовидцы Пресвятой Девы Марии: "Она была Девою не только телом, но и душою: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи, почитая не человека, но Бога Судией Своих мыслей. Правилом Ее было никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомыслящей, любить добродетель. Разве Она хотя бы выражением лица когда-нибудь обидела родителей или была в несогласии с родными, погордилась перед человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что вид Ее был отражением души, олицетворением чистоты".


Замечательно также свидетельствует о Ней тот же Никифор Каллист: "В беседе Она сохраняла скромное достоинство, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась. Совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала, и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Она довольствовалась естественным цветом одежд, что и теперь доказывает священный головной покров Ее" (который во времена Никифора Каллиста хранился в церкви). Короче говоря, во всех Ее действиях обнаруживалась особенная благодать.


Вот какой дивный физический образ Божией Матери сохранен в Предании. Эти слова должна бы знать каждая современная женщина — и богатая, и бедная. Это идеал женщины, это идеал человека. И потому, когда мы говорим о Ней, что Она выше всех Ангелов и Архангелов, мы ведь имеем в виду не небожительницу — мы имеем в виду реального человека, Пречистую Преблагословенную Деву Марию, Которая запечатлела в истории, в словах тех, кто свидетельствовал о Ней, великую красоту Своего образа — и физического, и духовного.


Конечно, как Мать Сына Божиего Она несет миру совершенно особую миссию. Она предстоит пред престолом Божиим и молится за Церковь и за всех, кто обращает к Ней свою молитву. Но Она также является идеалом и великим примером для подражания.


Пусть же Господь всем нам поможет воспринять святой образ Приснодевы Марии, в том числе и физический, как пример для подражания и как одну из основ почитания Пречистой и Преблагословенной Девы Марии в Православной Церкви. Аминь».


Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

https://www.patriarchia.ru/article/115134

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3126
  • Репутация: +583/-0
  • Пол: Женский
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Высшего Церковного Совета 10 апреля 2025 года



10 апреля 2025 г. 13:15

10 апреля 2025 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Открывая заседание, Святейший Владыка обратился к его участникам со словом.

Сегодня в повестке дня у нас обзор рисков, связанных с миграцией, и вопрос о создании межведомственной рабочей группы по профилактике неоязычества.

Начну с вопроса, касающегося миграции. Россия на протяжении веков была и продолжает оставаться родным домом для многих народов и представителей различных традиционных религий. Наша страна всегда проявляла гостеприимство и милосердие к тем, кто искал приюта или просто приезжал на заработки, ввиду трудного материального положения у себя на родине. Эти традиции укоренены в нашей христианской вере, а также и в вере других коренных народов России.

Однако сегодня мы сталкиваемся с вызовами, которые требуют безотлагательной реакции. Массовая эмиграция несет в себе серьезные угрозы традиционной идентичности российского общества. Приток людей, отличающихся от нас по культуре, по образу жизни, по привычкам, конечно, не может не влиять на социальную среду. Возникла проблема, с возможными далеко идущими последствиями, когда формируются замкнутые этнические сообщества, недоброжелательно относящиеся к коренному населению России.

Особую тревогу вызывает то, что среди мигрантов немало тех, кто не стремится к интеграции в российское общество, не желает учить язык, знать нашу культуру, наше культурное многообразие или хотя бы уважать российские законы. И речь идет не о религиозных отличиях, а о культурной дезинтеграции. Действительно, если посмотреть на статистику, в том числе преступных деяний, то очень большой процент падает именно на эти этнические группы, представители которых, еще раз скажу, нередко плохо владеют русским языком, не имеют ничего общего с нашей культурой, не желают интегрироваться, но лишь используют экономический потенциал и материальное благополучие граждан России для незаконного обогащения.

В этих условиях Церковь должна твердо заявлять о необходимости отстаивать духовное и культурное единство нашей страны. Мы призваны свидетельствовать о необходимости ответственной миграционной политики. И этот тезис не входит ни в какое противоречие с заботой о правах человека, религиозных свободах и т.д.

Еще один вызов, который сегодня стоит перед нами — это распространение неоязычества. Мы об этом уже говорили, но и сегодня мне хотелось бы еще раз сказать. Историческая Русь более тысячи лет назад осознанно и решительно выбрала путь следования за Христом, то есть отказалась от язычества. Этот выбор определил всю дальнейшую судьбу нашего народа и нашего Отечества, лег в основу государственности и в основу формирования культурных идеалов нашего народа. Однако сегодня мы становимся свидетелями попыток исказить наше прошлое, подменить подлинную духовную традицию искусственно сконструированными суррогатами.

Особую тревогу вызывает то, что неоязычество нередко преподносится молодежи как некая альтернатива Православию — якобы более историческая, естественная и по-настоящему национальная. На деле же мы имеем дело с эклектичной смесью фантазий, элементов, заимствованных из разных культур, и откровенно деструктивных идей. Многие из неоязыческих течений проповедуют культ силы, пренебрежение христианскими ценностями милосердия, а порой откровенно навязывают очень губительные взгляды. Что, может быть, самое опасное — в рамках этой так называемой культуры, вернее, псевдокультуры, формируется особое отношение к применению силы. Как и в замкнутых этнических сообществах, сила рассматриваются как решающий фактор сохранения идентичности и распространения реального влияния на жизнь большинства.

Нельзя сказать, чтобы наши правоохранительные органы никак не обращали внимания на эту проблему, но совершенно очевидно, что предпринимаемых мер недостаточно, и угроза нашей национальной и культурной идентичности сохраняется. Конечно, Церковь, еще раз хочу сказать, не может оставаться безучастной. Мы должны ясно говорить о том, что неоязычество не имеет ничего общего с подлинной историей наших предков, которые приняли христианство и обрели свет христианской истины. Именно в контексте этой религиозной традиции формировалась и развивалась та высокая русская, российская культура, которая со всей мощью вошла в контекст мировой культуры и остается очень притягательным фактором для многих людей, тем более что наша культура несет в себе совершенно конкретное нравственное измерение.

Мы видим, что сегодня происходит некое сращивание неоязычества со всевозможными оккультными и эзотерическими практиками, которые рекламируются без всяких ограничений и превратились просто в бизнес, — всевозможные колдуны, колдуньи, ну и все прочее, о чем каждый из нас хорошо знает. Вот почему проблема неоязычества требует как духовно-просветительских усилий Церкви, так и мер государственного реагирования, когда это течение приобретает откровенно деструктивный характер.

В данном отношении происходящее в России не является чем-то обособленным, уникальным — нечто подобное происходит сегодня и в Европе. Мы знаем, как формируются религиозные группы, склонные к силовым методам воздействия на окружающее большинство. Этническая и псевдорелигиозная солидарность способствует формированию сообществ, которые, нарушая закон, терроризируют коренное население и создают крайне неблагоприятный контекст для его духовного и культурного развития. Эти тенденции представляют очень большую угрозу в Европе, но сегодня мы должны с печалью констатировать, что они же угрожают и нашей национальной идентичности.

Вот почему нам необходимо внимательно отнестись к этой теме и подумать о том, как бы мы могли ответить — богословски, культурологически, исторически — на те вызовы, о которых я сегодня сказал. К сожалению, сегодня я не вижу серьезной дискуссии в нашем обществе. Есть эмоциональная реакция, особенно со стороны тех, кто был обижен представителями этнических групп; известна озабоченность правоохранительных органов развитием этнической преступности, но я не смотрел ни одной серьезной дискуссионной телепрограммы, где бы открыто обсуждалась эта тема. Думаю, есть некое ложное опасение, что мы кого-то обидим. Нет, никого не обидим! Но общество имеет право на защиту, и большинство имеет право на защиту. Общественные дискуссии, появление соответствующих статей, привлечение к дискуссии представителей научного, культурного, религиозного сообществ и должно сегодня быть нашим ответом на реальные угрозы нашей идентичности, и я бы попросил подумать о том, как мы могли бы создать механизм серьезного рассмотрения и изучения этой проблемы.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

https://www.patriarchia.ru/article/115188

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3126
  • Репутация: +583/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в праздник Входа Господня в Иерусалим после Литургии в Храме Христа Спасителя



13 апреля 2025 г. 16:07

13 апреля 2025 года, в Неделю 6-ю ваий (цветоносная, Вербное воскресенье), праздник Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В слове Божием, которое мы сегодня слышали, содержатся такие слова: «Радуйтесь, и всегда говорю вам: радуйтесь» (см. Флп. 4:4). Вот удивительно: Господь призывает нас к радости. А ведь у многих людей слово «радость» ассоциируется с весельем: радостно — значит весело. Но это совсем не так. Веселье — очень поверхностная эмоция, которая нередко выливается в конце концов не просто в грусть, а в очень тяжелое душевное состояние. Недаром русская пословица говорит, что радость без причины есть очень плохой признак, признак болезненного состояния человеческой психики. Поэтому существует принципиальная разница между весельем и радостью.

Это не значит, что веселье греховно — совсем нет! Ведь если человеку весело, значит, какие-то обстоятельства помогли ему обрести такое состояние души. Но веселье не может быть долгим, не может быть постоянной эмоцией, если речь не идет о некой проблеме с человеческой психикой. А радость — это то, к чему Господь нас призывает. Радость — это не эмоция, а состояние души; это некое постоянное состояние, если это настоящая радость.

Преподобный Серафим Саровский, который тысячу дней и ночей молился на камне в лесу, являл эту радость, почему и говорил каждому, кто к нему приходил: «Радость моя». Если бы не было у него в душе этой радости, разве он обращался бы так к людям? В каком-то смысле радость — это свидетельство об очень правильном, я бы сказал, почти святом состоянии нашей души. А поскольку мы пребываем не только в радости, но и в скорбях, в разного рода тяжелых греховных состояниях, испытывая такие эмоции, как зависть, злоба и все подобное, то наша радость, конечно, не является свидетельством нашей святости, но свидетельствует о милости Божией к нам. Вот почему нужно помнить: когда радость по-настоящему касается сердца человека, значит, это Господь прикасается, это Он дает некий сигнал свыше. И ведь мы испытываем такое состояние после причастия Святых Христовых Таин или когда делаем что-то доброе людям, особенно если сделанное нами добро действительно помогает.

Поэтому слово о радости следует воспринимать очень серьезно. Если у человека не бывает на сердце радости, это очень опасный симптом. Либо это психическое заболевание, депрессия, которая лечится медикаментозно, но не о нем мы сейчас говорим. Если же у человека психически здорового никогда не бывает радости, если он неспособен переживать это чувство, даже когда молится, когда причащается Святых Христовых Таин, когда входит в общение с Господом, — значит, есть какая-то опасная внутренняя болезнь, которая требует исцеления.

А как говорит слово Божие? «Сей же дух изгоняется только молитвой и постом» (см. Мф.17:21). Молитвой, которая соединяет нас с Богом, и постом, который воспитывает в нас способность исполнять Божию волю.

Поэтому нужно помнить, что радость — это великое благодеяние Божие. Это милость, которая нас посещает и действительно возвышает душу, освобождая от тягот, которые нередко накладываются на нас жизненными обстоятельствами. Это чувство всегда сильное, продолжительное, способное реально изменить состояние человека — но в том только случае, если радость есть проявление Божией благодати, если это состояние мы обретаем через молитву, через совершение добрых дел, а не от просмотра юмористических телепередач. Там смех, там удовольствие, а радость, еще раз скажу, — это важнейшее состояние нашей души.

Поэтому неслучаен призыв апостола «Радуйтесь, и снова скажу вам: радуйтесь». Апостол словно спрашивает каждого: «А ты радуешься? У тебя возникает радостное состояние, когда ты приходишь в храм, когда причащаешься Святых Христовых Таин, когда оказываешь милость, когда помогаешь слабым, обремененным, несчастным людям?» Если все эти добрые дела сопровождаются радостью, значит, Господь в ответ на наши добрые дела или в ответ на нашу молитву, в том числе в храме, прикасается к нам Своей благодатью и дарует нам некий знак, свидетельствующий о том, что Он рядом с нами и что Он поддерживает нас в нашей жизни. А для того чтобы эта радость о Господе, радость о Христе Иисусе стала важным фактором, формирующим наше мировоззрение, наше душевное состояние, мы должны быть готовы к принятию этой радости.

«В злохудожную душу не внидет премудрость и не обитает в теле повиннем греху» (см. Прем. 1:4). Если душа злохудожная, если человек исполнен греха, то подлинной радости он никогда не испытает, пока не покается и не изменит свою жизнь. Веселья может быть сколько угодно, особенно под воздействием алкоголя, а подлинной радости — нет. А радость — это синоним счастья.

Не может быть счастья без подлинной радости. Так, счастье матери — в радости, в переживании любви, так же, как и счастливый брак, как крепкая дружба, как солидарность людей, которые, рискуя жизнью, борются за свой народ, за свою страну. Ведь и там бывает радость от победы, и еще какая радость! И все это — та высокая радость, о которой мы сейчас говорим.

И да помогает нам Господь, чтобы радость, посетившая апостолов, радость присутствия Сына Человеческого на земле, через нашу веру, через участие в богослужении и в святых таинствах не просто прикасалась к нам время от времени, но присутствовала в наших сердцах и наших умах. Сердечно всех вас поздравляю с праздником! Храни вас Господь, и Покров Царицы Небесной да пребывает над страной нашей, над народом нашим, над Президентом нашим православным, над воинством и над всеми теми, кто сегодня трудится и молится, дабы милость Божия приклонилась к стране нашей и к каждому из нас. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

https://www.patriarchia.ru/article/115223

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3126
  • Репутация: +583/-0
  • Пол: Женский
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Великую Среду после Литургии в Храме Христа Спасителя



16 апреля 2025 г. 14:54

16 апреля 2025 года, в среду Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил последнюю в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы входим в особый период нашей христианской жизни, если говорить в измерениях одного года. Мы приближаемся к празднику Святой Пасхи. Мы вспоминаем жизнь Спасителя в эти тяжелые для Него дни, связанные и с предательством ученика, и с пониманием того, что приближается страшный конец. Потому что ни в чем не повинный Спаситель, великий Учитель, Который сделал столько добра людям, вплоть до воскрешения из мертвых, был замучен, а затем жестоко умерщвлен.

Каждый из нас проходит в жизни через определенные трудности и даже страдания. И обычная реакция на скорбь, особенно когда мы не видим причин своего несчастья, — это недоумение, негодование на родных, близких, а в крайних случаях даже ропот на Господа: «Что же это такое? Ведь я верующий — за что же мне все это? Молюсь, пощусь, исповедуюсь, причащаюсь, а сосед или соседка ничего такого не делают, а смотрите, какие благополучные!»

Дни Великого поста и особенно Страстной седмицы помогают нам понять, что страдания человека не означают его жизненной неудачи. Самое большое заблуждение, когда человек, который страдает, скорбит или болеет, чувствует себя неудачником. Воспоминания о страданиях Спасителя, сам факт того, что Господь во имя нашего спасения избрал такой тяжелый для Себя путь — путь страданий, реальных страшных страданий, с которыми мало что может сравниться в человеческой жизни, — должен заставить нас задуматься: а в чем смысл страданий? Неужели страдания должны возбуждать в нас ропот на Бога? Совсем нет!

Когда такие чувства нас посещают, нужно прочитать Евангелие — те главы, где повествуется о страданиях Господа. Если Господь прошел через страдания и они завершились Его несомненной победой и Воскресением, то это означает, что и наши скорби даются нам неслучайно. И нередко люди уже в зрелом возрасте, анализируя свою жизнь и вспоминая о былых скорбях, осознают, что они не были случайностью. А если бы этих скорбей не было, то могло произойти нечто худшее любых страданий.

Другими словами, для верующего человека страдания не могут стать причиной духовного упадка, тем более отчаяния и ропота. Нужно понимать, что скорби нам ниспосылаются для чего-то, и, еще раз скажу, мы очень часто, пройдя через скорби, обретаем понимание того, почему с нами такое произошло. Проходит время — иногда годы, иногда десятилетия, — и в конце концов человек понимает: это было неслучайно. Ведь мы творение Божие, мы в Его руках, и если Господь проводит нас через скорби, то это неслучайно. Во-первых, это экзамен на нашу верность Господу, на нашу способность сопротивляться скорби духовно, а иногда и физически, всей своей жизнью. С другой стороны, это всегда урок, который может быть связан с новым витком в нашей жизни, с переходом на иной уровень нашего сознания. Вот если именно так, а не иначе мы будем воспринимать скорбь, то она никогда не будет нас разрушать. Никогда! Происходит что-то? «Господи, рука Твоя на мне — значит, так надо».

Знаю многих людей, начиная со своих благочестивых родителей, деда, бабушки, которые проходили через страдания, в том числе связанные с ссылками, лагерями в тяжелые годы истории нашего Отечества. Никогда никакого ропота не было у деда, который прошел сорок семь тюрем и несколько ссылок. Большую часть жизни провел в тюрьмах и лагерях — боролся с обновленчеством, был верным членом Церкви, никогда не изменял Господу, за что и страдал. Но никогда я не слышал от него ропота, мол, жизнь не удалась. Напротив, с особым благоговением он вспоминал тяжелые годы ссылок и лагерей, которые, конечно, очень повлияли на его внутреннее душевное и духовное состояние.

Привожу пример своих близких, родных, потому что хорошо знаю их жизнь. А если почитать жития святых, особенно наших новомучеников и исповедников? Ведь они также испытали скорби — но разве они были несчастны? Разве скорбь их раздавила, лишила воли и сил? Совсем нет! Они перешли к Господу, победив своих гонителей — не в физическом, а в моральном смысле слова. И они заповедали нам быть верными Христу и ничего не бояться, когда речь идет о благочестии, о защите Церкви и веры.

Вот такие мысли приходят, в том числе в связи с Великим постом, временем ограничения, столь необходимого для каждого человека. Поэтому призываю всех вас по-настоящему поститься — особенно духовенство. Батюшки в первую очередь должны подавать пример, и Боже вас упаси уклоняться от этого, потому что, если вносите соблазн в сознание верующих, то совершаете тяжкий грех. Кроме того, пост — реальное средство духовного обновления человека. Это не миф, не сказка — это реальность. Поэтому каждый священнослужитель, особенно монашествующий, должен являть пример строгого поста, без всяких изъянов и послаблений. Есть дисциплина церковная — извольте выполнять. Тяжело? Ну, за штат можно пойти, другим делом заняться.

К сожалению, известны случаи, когда миряне говорят: «А батюшка не очень-то и постится — почему же мы тогда должны поститься?» Это, конечно, абсолютно малые величины, о которых, может быть, и упоминать не стоит, потому что подавляющее большинство священников очень добросовестно относятся к своему служению, в том числе к дисциплине поста и благочестию. Но все-таки приходится отметить, что кто-то из нашей среды не всегда имеет силу и благое произволение полностью, по уставу исполнять пост.

Мы все должны понять, что пост — это очень серьезное дело. Если Церковь предлагает поститься — да, надо поститься. Строго? Да, строго. Никто еще от поста не умирал, а от отсутствия поста многие духовно черствели, с разными последствиями для их служения Господу.

Слышал и такие разговоры, что детям не надо поститься. Надо! В школу пошел, семь лет — извольте, ребенок должен поститься. Я сам так постился в семье — и никаких отрицательных последствий для здоровья и для учебы в школе, никакого ослабления ни умственных, ни физических сил. Если пост — значит, ребенок с семи лет должен поститься. Может быть, не так строго, как взрослые, но он должен получить «прививку», обрести некую привычку совершать постное поприще. И это не только о семьях священников, об их детях и внуках, — это касается всех нас, мои дорогие, всех мирян.

Если мы ходим в храм, если мы причащаемся Святых Христовых Таин, то уж давайте и пост нести, как полагается. Никто от этого не потерпит никакого вреда. Физического — точно нет. Может, кто-нибудь похудеет — в наше время и это добродетель. А кто-то, может быть, и не похудеет, но никакого вреда от поста не будет. Поэтому призываю всех серьезно относиться к посту, исполнять постное поприще, и тогда откроется для всех нас и радость встречи с Воскресшим Спасителем.

Всех вас, мои дорогие, поздравляю с сегодняшним днем, и помощь Божия да сопутствует нам — и в нашем постном поприще, и на всех путях нашей жизни. Храни вас Господь!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

https://www.patriarchia.ru/article/115254

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3126
  • Репутация: +583/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #1244 : 17 Апреля, 2025, 17:35:28 »
17 апреля 2025 года, в Великий Четверток, день воспоминания Тайной Вечери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и чин освящения святого мира в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие владыки! Отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с этим великим днем.
Ни у кого из нас жизненный путь не бывает простым. Даже если в молодости кажется, будто все в порядке, то в старости никто не сможет сказать: «Как я в молодости предполагал, так все и произошло — абсолютный порядок. благополучие и счастье». Так не бывает, и вовсе не потому, что существует, как полагали язычники, некий рок. Рок — это языческое понятие и ложное представление, будто некая неведомая сила управляет нашими поступками. В действительности мы сами управляем своими поступками; только мы и никто другой несем ответственность за все, что совершаем словом, делом, помышлением и всеми нашими чувствами, как говорится в молитве.
Для того-то и даются нам покаяние и дни Святой Четыредесятницы — с тем чтобы мы могли подумать о своей жизни так, как обычно не удается подумать. Ведь мы очень многим заняты, даже те, кто уже на пенсии; но каждый должен помнить, что его жизненный путь прервется, и каждый предстанет пред лицом Божиим. Собственно говоря, Великий пост и предназначен для того, чтобы человек, вырвавшись из суеты, из жизненной круговерти, мог посмотреть со стороны на самого себя, проанализировать свои мысли, свои поступки и, опираясь на помощь Божию, на молитву, на таинство Святого Причащения, действительно изменить свою жизнь к лучшему.
Именно так мы должны совершать наше земное поприще, никогда не теряя главной цели. Очень многое изо дня в день мешает нам идти по единственному спасительному пути, но Церковь Божия предлагает нам средства для того, чтобы мы могли этот путь опознать, чтобы у нас были силы по нему идти, и главное из этих средств — причащение Святых Христовых Таин.
Сегодня особый день: большинство людей исповедуются, причащаются, прикасаются к Божественной святыне, и очень важно помнить, что наше православное благочестие предполагает многое — и молитву, и пост, и доброделание, но все это не может привести нас ко спасению, если благодать Божия не будет вести нас по жизни.
«Благодатью вы все спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8-9), и самым мощным проводником благодати является Святая Евхаристия, причащение Тела и Крови Христовой. Вот почему мы должны часто причащаться. Это не значит, что мы должны приступать без подготовки, как случается, к сожалению, во многих других Православных Церквях, не говоря уже о церквях неправославных, когда причастие становится неким ритуалом, обязательным для всех. Очень важно, чтобы не возникало такое привыкание к святыне, чтобы у нас всегда оставалась потребность принести покаяние через исповедь, чтобы у нас всегда оставалась потребность приготовить себя — молитвенным правилом и посещением храма — к святому причащению.
Однако все то, что я сейчас перечислил, не может быть поводом для того, чтобы не причащаться. Иногда мы говорим: «Что-то я не дочитал и уже не пойду причащаться». Получается, сделал что-то одно неправильно, a потом делаешь и второе, еще более неправильное и губительное для души. Это не значит, что мы должны легкомысленно относиться к приготовлению к Святой Евхаристии — совсем нет! Но мы должны все свои силы, какие возможно, полагать для того, чтобы действительно со страхом Божиим и верой приступать к Святой Чаше.
И да помогает всем нам Господь преодолевать тяготение греха, тяготение соблазнов мира сего, иногда физические немощи, а иногда и самим себе внушаемые слабости, для того чтобы ничто земное не отвлекало нас от главного, чтобы ничто земное не мешало нам входить в реальное единство с Самим Богом, со Христом Иисусом через причащение Его Тела и Крови — Святых Христовых Таин. Аминь.