ОБРАЩЕНИЕ СВЯТОГО ОТЦА ФРАНЦИСКА
К УЧАСТНИКАМ ГЕНЕРАЛЬНОЙ
ГЛАВЫ ОРДЕНА ТЕАТИНСКИХ ПОСТОЯННЫХ КЛЕРИКОВ суббота, 15 января 2022 г.
Дорогие братья, добро пожаловать!
Приветствую вас по случаю вашего Генерального капитула: 164-го. Сколько прогресса за этим 164, сколько пути пройдено Божиим промыслом! И как велика тогда должна быть благодарность!
Благодарю генерал-настоятеля за его слова и желаю ему доброго продолжения службы, на которой он утвержден.
В теме, которая направляет вашу работу в эти дни, выделяется слово « миссия »: «Theatines для миссии…». Я ценю этот выбор, созвучный фундаментальной ориентации Церкви, на которую Воскресший Господь запечатлел динамизм «выхода» на евангелизацию, которая включает в себя каждого христианина и каждую общину (ср . Evangelii gaudium , 20 ). Миссия также вдохновила на составление нового документа для Римской курии. Для вас, в частности, этот динамизм сочетается с харизмой св. Каэтана Тиене и соучредителей, которые мы можем обобщить как апостольское священническое братство, прочно укоренившееся в духовной жизни и в конкретной благотворительности с нуждающимися.
В жизни святого Каэтана, как и в жизни многих других святых, бросается в глаза, как в определенный момент происходит «качественный скачок», который, говоря библейским языком, мы скорее назвали бы «призванием в призвании», или «Второе преобразование». Речь идет о переходе от уже хорошей и уважаемой жизни к святой жизни, полной того «большего», что исходит от Святого Духа. Этот качественный скачок заставляет расти не только личную жизнь этого мужчины или женщины, но и жизнь Церкви. Это то, что в известном смысле «реформирует» его, очищая и выявляя его евангельскую красоту.
Мы можем и должны всегда обращаться к этому свидетельству, к этому «живому Евангелию», чтобы идти вперед в нашем личном и общественном путешествии, прекрасно зная, что «невозможно для христианина думать о своей миссии на земле, не осознавая ее как путь святости» (Увещевание. ап. Gaudete et exsultate , 19 ). Сан-Гаэтано Тиене также показывает нам, что « каждый святой — это миссия». Каждый святой есть «план Отца отразить и воплотить в определенный момент истории аспект Евангелия» ( там же ).
И от нас требуется не столько подражание в буквальном смысле — тот, кому мы все должны подражать на самом деле, есть Иисус Христос, — сколько принятие от того или иного святого «метода», так сказать, духовного динамизма с теми, кто жил Евангелием, чтобы попытаться перевести его в наш текущий контекст. Это также то, что вы предложили с общей целью вашего отделения. Цитирую: «Чтобы актуализировать театинскую харизму, чтобы ответить на текущие вызовы, начиная с нашей идентичности».
И первая конкретная цель указывает на идентичность. Конечно, мне не нужно вас ничему учить. Я просто хотел бы подчеркнуть существенный аспект свидетельства святого Каэтана: реформа должна начинаться с самого себя ... Приехав в Рим для работы в папской курии, он заметил, к сожалению, повсеместную духовную и нравственную деградацию. Это суетность, корень всегда здесь, суетность, которая вызывает духовную и нравственную деградацию. И пока он занимался своей конторской работой, он часто посещал молельню Божественной Любви, взращивая молитву и духовное образование; а затем он пошел в больницу, чтобы помочь больным. Вот как: начать с себя более глубоко и связно жить по Евангелию. Все святые указывают нам этот путь. Они истинные реформаторы Церкви. Или, скорее, именно Святой Дух образует и реформирует Церковь, и делает это через Слово Божие и через святых, которые претворяют Слово в жизнь. Всегда начинайте с себя.
Ваша вторая конкретная цель – общение. И здесь, глядя на Сан-Каэтано, мы видим, что Дух не подталкивал его идти в одиночку, идти по индивидуальному пути. Нет. Он призвал его образовать общину постоянных клириков, жить Евангелием по образу жизни апостолов. В апостольском увещании Gaudete et exsultate , которое я рекомендую прочитать в другой раз, оно всегда пойдет на пользу! Мне полезно его читать, потому что забываешь, что писал для других, — вспомнил некие «святые общины», которые «героически жили по Евангелию» (п. 141 ).). И к ним мы, безусловно, можем добавить ваших соучредителей. Но обычно в семьях и религиозных общинах христианская жизнь состоит из множества повседневных дел. «Община, сохраняющая мелкие детали любви, где члены заботятся друг о друге и составляют открытое и евангелизирующее пространство, есть место присутствия Воскресшего, Который освящает его по замыслу Отца» ( там же , , 145 ). Там есть предложение, которое я хочу подчеркнуть: участники заботятся друг о друге… Братья, самая большая беда в религиозном собрании, в религиозной общине — это когда братья не заботятся друг о друге, когда начинается болтовня. Пожалуйста, отклоните все формы болтовни. Будьте посвященными людьми, людьми Евангелия, но людьми. Если вы имеете что-то против другого, имейте «штаны», чтобы сказать ему это в лицо, сказать ему это в лицо или промолчать. Или тот другой критерий, скажи его тем, кто может его исправить, то есть начальству. Но не делайте малых групп, потому что это духовность «древоточцев», от которой падает сила религиозной общины. Пожалуйста, без болтовни.
И, наконец, третья цель, которую вы ставите перед собой, это именно миссия: «Разгадывать знамения времени, чтобы возвещать и жить Царство Божие среди людей». Согласно основополагающей харизме, ваша миссия не ad gentes. Святой Каэтан евангелизировал Рим, Венецию, Неаполь, и он сделал это, прежде всего, через свидетельство жизни и дела милосердия, практикуя великий «протокол», который оставил нам Иисус в притче о последнем суде, Матфея 25 (ст. 31). -46). Он и его сподвижники служили и лелеяли ту Церковь, которая является «полевым госпиталем», который необходим и сегодня. Я призываю вас идти дальше по их стопам, с покорностью Духу, без жестких схем - остерегайтесь жесткости, потому что жесткость есть извращение, происходящее именно от клерикализма, это еще одна плохая вещь, и под всякой жесткостью есть гниль. Всегда - но твердо в существенном: молитве, поклонении, общежитии, братском милосердии, бедности и служении бедным. Все это с апостольским сердцем, с доброй тревогой.
Дорогие братья, как вы знаете, среди городов, проповедуемых Сан-Гаэтано, есть и Буэнос-Айрес! Праздник Сан-Каэтано 7 августа имеет там большое народное участие. Люди почитают и молятся ему как «покровителю хлеба и труда». Его заступничеству и заступничеству Богоматери я вверяю ваше путешествие. Я сердечно благословляю вас, всех ваших собратьев и вашу приверженность общению и миссии. И, пожалуйста, не забывайте молиться за меня. Спасибо!
Я попросил принести сюда краткое исследование, проведенное недавно апостольским нунцием о сплетнях. Это пришло мне в голову после этой речи. Я думаю, будет хорошо, если каждый возьмет копию домой бесплатно.
https://www.vatican.va/content/francesco/it/speeches/2022/january/documents/20220115-teatini.html