ПАПА ФРАНЦИСК
КАТЕХИЗИС СВЯТОГО ОТЦАПОДГОТОВЛЕНО К ГЕНЕРАЛЬНОМУ СЛУШАНИЮ 2 АПРЕЛЯ 2025 ГОДА
Среда, 2 апрель 2025Цикл катехизации-юбилей 2025. Иисус Христос наша надежда. II. Жизнь Иисуса. Встреча. 3. Закхей. «Сегодня я должен зайти к тебе домой!» ( Lc 19,5) Дорогие братья и сестры,
мы продолжаем размышлять о встречах Иисуса с некоторыми персонажами Евангелия. На этот раз я хотел бы остановиться на фигуре Закхея: эпизод, который мне особенно дорог, потому что он занимает особое место в моем духовном пути.
Евангелие от Луки представляет нам Закхея как человека, который кажется безнадежно потерянным. Может быть, мы тоже иногда чувствуем себя так: безнадежно. Вместо этого Закхей обнаружит, что Господь уже искал его.
Фактически, Иисус спустился в Иерихон, город, расположенный ниже уровня моря, который считается изображением подземного мира, куда Иисус хочет пойти и найти тех, кто чувствует себя потерянным. И на самом деле Воскресший Господь продолжает спускаться в подземный мир сегодня, в места войны, в горе невинных, в сердца матерей, которые видят, как умирают их дети, в голоде бедных.
Закхей в некотором смысле заблудился, может быть, он сделал неправильный выбор или, может быть, жизнь поместила его в ситуации, из которых он изо всех сил пытается выбраться. Лука действительно настаивает на описании характеристик этого человека: он не только мытарь, то есть тот, кто собирает налоги своих сограждан для римских захватчиков, но даже является главой мытарей, как бы говоря, что его грех умножается.
Затем Лука добавляет, что Закхей богат, намекая, что он разбогател на плечах других, злоупотребляя своим положением. Но все это имеет последствия: Закхей, вероятно, чувствует себя обделенным, презираемым всеми.
Когда он узнает, что Иисус пересекает город, Закхей чувствует желание увидеть его. Он не осмелится представить себе встречу, достаточно было бы взглянуть на нее издалека. Однако наши желания также находят препятствия и не осуществляются автоматически: Закхей невысокого роста! Это наша реальность, у нас есть ограничения, с которыми мы должны бороться. И еще есть другие, которые иногда нам не помогают: толпа мешает Закхею увидеть Иисуса. Может быть, это даже своего рода их матч-реванш.
Но когда у вас есть сильное желание, вы не теряете сознание. Решение вы найдете. Однако нужно иметь мужество и не стыдиться, это требует немного простоты детей и не слишком беспокоиться о своем имидже. Закхей, как ребенок, поднимается на дерево. Это должна была быть хорошая точка зрения, особенно для того, чтобы смотреть незаметно, прячась за ветвями.
Но с Господом всегда происходит неожиданное: Иисус, когда он приближается, смотрит вверх. Закхей чувствует себя открытым и, вероятно, ожидает публичного упрека. Люди, возможно, надеялись на это, но будут разочарованы: Иисус просит Закхея немедленно спуститься, почти удивляясь, увидев его на дереве, и говорит ему: «Сегодня я должен зайти к тебе домой!» (
Lc 19,5). Бог не может пройти, не ища того, кто потерян.
Лука подчеркивает радость сердца Закхея. Это радость тех, кто чувствует себя наблюдаемым, признанным и, прежде всего, прощенным. Взгляд Иисуса-это не взгляд упрека, а милосердие. Это та милость, которую нам иногда трудно принять, особенно когда Бог прощает тех, кто, по нашему мнению, этого не заслуживает. Мы бормочем, потому что хотим ограничить любовь Бога.
В сцене Дома Закхей, услышав слова прощения Иисуса, встает, как будто он восстает из своего смертного состояния. И он встает, чтобы взять на себя обязательство: вернуть вчетверо то, что он украл. Речь идет не о цене, которую нужно заплатить, потому что Божье прощение бесплатно, а о желании подражать тому, кем он чувствовал себя любимым. Закхей берет на себя обязательство, которого он не держал, но делает это, потому что понимает, что это его способ любить. И он делает это, объединяя как римское законодательство, касающееся воровства, так и раввинское законодательство о покаянии. Закхей тогда не только человек желания, он также тот, кто умеет делать конкретные шаги. Его цель не является общей или абстрактной, но начинается именно с его истории: он посмотрел на свою жизнь и определил, с чего начать свои изменения.
Дорогие братья и сестры, мы учимся у Закхея не терять надежду, даже когда чувствуем себя отстраненными или неспособными измениться. Мы культивируем наше желание видеть Иисуса, и прежде всего позволяем себе найти милость Бога, которая всегда приходит за нами, в какой бы ситуации мы ни заблудились.
https://www.vatican.va/content/francesco/it/audiences/2025/documents/20250402-udienza-generale.html