Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 835359 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3157
  • Репутация: +598/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в канун среды Страстной седмицы после богослужения в Храме Христа Спасителя

19 апреля 2022 г. 21:39

Вечером 19 апреля 2022 года, в канун среды Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в богослужении в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Великая Среда — особый день в церковном календаре. Богослужением, которое мы сейчас совершили, именуемым утреней Великой Среды, мы вошли в совершенно особую духовную атмосферу, связанную с воспоминаниями о последних днях земной жизни Господа и Спасителя. Сегодня Евангелие предлагает нам два основных сюжета, две темы. Во-первых, оно повествует нам о женщине дурного поведения, которая была, конечно, презираема тогдашним обществом. И вот она потратила, наверное, все, что скопила за всю свою греховную жизнь, — для того чтобы купить драгоценную жидкость, именуемую миром. Жидкость настолько драгоценную, что ею помазывались цари на царство, по цене подобную золоту (см. Мф. 26:6-13; Лк. 7:36-50). И пришла эта женщина к Спасителю и совершила действие, которое поразило многих. Она возлила драгоценное миро, на которое — еще раз хотелось бы подчеркнуть — копила бОльшую часть своей жизни, на голову Спасителя. Это привело в смятение апостолов, особенно Иуду, который носил ящик с общими деньгами, охранял его, но, по всей вероятности, руку туда запускал, потому что был уязвлен отвратительным чувством жадности.

Иуда не мог пережить того, что увидел, ведь женщина совершила нечто, что было абсолютно противоположно его мировоззрению, его умонастроению, его чувствам, всей его природе. И, чтобы скрыть свое негодование, он говорит Спасителю: зачем это надо было делать? Не проще ли было пойти продать это миро — то есть сделать то, что соответствовало его отношению к ценностям? А затем, чтобы его не осудили, Иуда добавляет: и раздать деньги нищим. Но говорит евангелист: не о нищих думал Иуда, а был он вор.

Вот две личности: женщина, которая все, что имела, отдала Господу, и апостол, сопровождавший Спасителя, но воровавший из общей казны. Эти две личности — как два мира, совершенно не стыкующиеся друг с другом. Вот почему ушел Иуда, а последней каплей явилось то, что он увидел в поступке этой женщины. Он осознал свою полную несовместимость со Спасителем, с Его учениками, с этой женщиной, и принял решение пойти и предать Спасителя.

Когда мы читаем эти тексты, мы, конечно, умиляемся поступку женщины грешной, но получившей прощение грехов через свой жертвенный поступок. Конечно, мы негодуем в меру того, насколько близко к сердцу воспринимаем прочитанное, в связи с поступком Иуды. Но если внимательно посмотреть на самих себя? Скорее всего, в нас постоянно присутствуют оба эти начала. Одно — выразившееся через поступок женщины, другое — то, что было присуще Иуде. Конечно, не каждый предает, слава Богу, хотя и предатели бывают; но каждый ли готов от себя отдать в пользу другого, даже имея достаточные средства? И поэтому, когда мы вслушиваемся в слова сегодняшнего Евангелия, то, конечно, очень важно спросить самих себя: а где мы? На какой стороне? Чего в нашей жизни больше — того, что совершила женщина, или того, что было присуще Иуде? И если честно посмотрим на самих себя, то скажем: в моей жизни, конечно, бывало, что я помогал людям, но, если быть до конца честным, было и то, что присуще Иуде. По крайней мере, я не всегда был готов делиться своими возможности с другими людьми, даже очень нуждающимися.

Другими словами, сегодняшнее повествование помогает нам, посмотрев на самих себя в тишине, в уединении, честно спросить себя пред лицом Божиим: а всегда ли я поступаю так, как та женщина, или, может быть, как Иуда? Потому нам и предлагается сегодняшнее чтение — чтобы мы, осознав пагубность и безобразие того, что совершил Иуда, осознав величие и красоту поступка той женщины, последовали ее примеру насколько, насколько можем, настолько, насколько хватает сил, настолько, насколько хватает разумения. Именно для того, чтобы мы были способны сделать этот жизненно важный выбор, и предлагается нам сегодняшнее дивное и спасительное евангельское чтение.

Мы входим с вами в особые дни Страстной седмицы. Мы приближаемся к великому празднику Святой Пасхи. Весь Великий пост был предоставлен нам для того, чтобы мы разобрались в самих себе, провели внутренний, непременно нужный для нас анализ, осознали, что же мы делаем хорошо, что плохо. Вспомнили о том плохом, в чем мы никогда не раскаивались и что присутствует в нашей жизни; приняли решение принести искреннее покаяние, обратиться к Богу с молитвой, с мольбой о том, чтобы Он нас простил и дал силы исправить свою жизнь. Нам предстоят самые великие, самые духовно значимые дни, посвященные воспоминаниям о страданиях, смерти и, наконец, Воскресении Господа и Спасителя нашего. И да поможет нам Господь эти предстоящие дни, которые являются апогеем всего года, провести так, чтобы благодать Божия прикоснулась к нашим сердцам, чтобы мы, осознав свои грехи, свои слабости, вспомнив о своих дурных поступках, нашли в себе силу раскаяться и встать на путь исправления. Знаем, что этот путь никогда не бывает ровным и прямым. Никогда не бывает так, что человек говорит: я хочу изменить свою жизнь, — и сразу все изменяется. Некоторые ставят себе стартовые отметки — с понедельника, с первого числа следующего месяца, но чаще всего это не помогает. Поэтому не нужны никакие стартовые отметки, а нужно просто просить Господа, чтобы Он дал нам силы исправить то, что мы должны исправить в своей жизни. А для этого мы должны осознать, что же из того, что присутствует в нас, является греховным, разрушительным для полноты нашей жизни, что нарушает наш мир, что вводит нас в состояние греха. И да поможет нам Господь оставшиеся дни Страстной седмицы провести, насколько это возможно, в молитве, посещая храм Божий, в строгом посте, в размышлениях о своей жизни, принесении покаяния через исповедь, принятии Святых Христовых Таин и, наконец, обрести особый дар благодати, который верующий человек получает в светозарную ночь воспоминаний о Воскресении Спасителя. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5918663.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3157
  • Репутация: +598/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в Великую Среду после Литургии в Храме Христа Спасителя

20 апреля 2022 г. 14:31

20 апреля 2022 года, в среду Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил последнюю в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В этот день мы вспоминаем два евангельских события: предательство Иуды и омовение Спасителя драгоценным миром, которое совершила грешная женщина, отдав на приобретение этого мира все то, что она имела. Евангелие противопоставляет две личности: Иуду, который ради денег предает Спасителя, и женщину, которая тратит сумму многократно большую, чем несчастные 30 сребреников, чтобы купить миро и приуготовить Тело Спасителя к погребению — не зная, конечно, что она помазывает Его перед погребением. Это был чистосердечный дар, дар от всего сердца, дар величиной во всю жизнь, потому что скопить сумму, равную стоимости драгоценного мира, было очень непросто. Миром помазывали царей, это был атрибут высшей власти и, естественно, особая драгоценность, недоступная для простых людей. Но женщина, потратив все, что имела, купила драгоценное миро и помазала Спасителя. А Иуда, увидев то, что произошло, вознегодовал, потому что был вор, и пошел и предал Спасителя. Предал Того, Кем был призван, предал Того, Чьи чудеса он видел. Не понаслышке знал, не из каких-то письменных текстов — видел лицом к лицу Божественные чудеса, видел все, что Господь совершал, слышал каждое Его слово — и предал.

О чем это говорит? Это говорит о том, что видимая близость к Богу не является гарантией верности. Я застал и хорошо помню гонения на нашу Церковь во времена Хрущёва — так называемые хрущёвские гонения начала 60-х годов. Надо сказать, эти гонения организовывались очень хитроумно. Чтобы повлиять на большое количество верующих, подтолкнуть их к разрыву с Церковью, властью избирались священнослужители, внимательно изучалась их биография, а потом с ними беседовали и предлагали публично отречься, с тем чтобы подать «правильный пример» народу. По крайней мере один среди таких предателей был выдающийся профессор богословия. Правда, во время своего служения в качестве пресвитера он совершил некие канонические проступки и не мог совершать Литургию, но в рясе, хоть и без креста, восседал на кафедре, читая лекции студентам тогдашней Ленинградской духовной академии. А потом громко хлопнул дверью и ушел, призывая всех последовать за ним. Но практически никто не ушел — впустую был хлопок! Отдельные лица, опять-таки под сильным давлением власти, которая чаще всего имела на них компромат, принуждались к отречению, но народ им не верил, и потому хрущёвские гонения провалились. Церкви закрывали, многих верных священников лишили возможности служить, имели место запреты на проповедь, но Церковь все выдержала, и верующий народ наш выстоял.

Эта история из сравнительно недавнего бытия нашей Церкви перекликается с сегодняшним днем. Апостол, все знавший, предал, как тот профессор богословия, а простая женщина отдала все свое имение, чтобы помазать Господа и Спасителя, приуготовляя Его к погребению. Вот так и в трудные времена гонений на Церковь, свидетелем которых я был, множество людей молились в храмах, и часто мужчины боялись ходить, понимая, что посещение храма может лишить их работы, а женщины наполняли храмы и ничего не боялись, подобно той, которая не побоялась возлить миро на главу Спасителя.

Примеры из евангельской истории, из истории Церкви призывают нас к верности. Сегодня все, казалось бы, благополучно, никто не требует отречения от Церкви. Наоборот, священник может идти в рясе по городу, и еще есть те, кто подходит под благословение. По телевидению идет трансляция богослужений. Религия, Церковь, Православие заняли определенное и достойное место в общественной жизни. Но враг рода человеческого даже в таких условиях умеет соблазнять, в том числе священнослужителей, дезориентируя, подталкивая многих или некоторых (не знаю, только на Страшном Суде это будет явлено) к изменению приоритетов, когда служение Господу перестает быть единственной и главной задачей жизни. А ведь все остальное вторично — даже забота о здоровье, о семье, о деньгах, о доме. Все вторично — первично только служение Господу. И если наше современное духовенство не соблазнится, если изберет правильные приоритеты в своей жизни, то обретет великую награду от Господа — и в этой жизни, и в жизни вечной.

Но я не хочу, чтобы мои слова были обращены только к духовенству, — они обращены к каждому верующему. Мы должны помнить, что главное в нашей жизни — это вера наша, которая дает возможность обрести жизнь вечную с Богом. А жизнь вечная несоизмерима с жизнью физической, которая лишь мгновение по сравнению с жизнью вечной. И если мы в той, вечной жизни, в которую верим, хотим быть с Богом, хотим пребывать в Его благодати и радости, а не оказаться с диаволом, то мы должны здесь, сейчас избрать веру, благочестие, молитву как главный и основной приоритет своей жизни. Вот наш приоритет, и если все это будет первенствовать в нашей жизни, то все остальное устроится, потому что нам будет споспешествовать Сам Господь.

И мои слова я обращаю — еще раз хочу сказать — не только к духовенству, хотя к духовенству в первую очередь, но ко всему нашему верующему народу. Помните, что вера православная — это не только посещение храма раз в месяц, или раз в неделю, или раз в год. Вера православная — это каждодневная молитва, это обращение к Господу и словами молитв, и своими собственными словами, а самое главное — это жизнь, которую мы должны выстраивать в соответствии с Божиими заповедями, с Божиим повелением. И если всё будет так, то и жизнь наша станет в каком-то смысле жертвой Господу — подобно тому, как евангельская жена приобрела на все деньги, которые имела, драгоценное миро, чтобы возлить на главу Спасителя. Наши добрые дела, конечно, несравнимы с милосердием той женщины, но они могут умилостивить Господа, а нам дать надежду на прощение грехов, спасение и жизнь вечную. Божественные слова, которые мы сегодня слышали, удивительный евангельский рассказ, который был нам сегодня предложен, — всё это относится к каждому из нас.

Да оградит нас Господь от того, чтобы пойти по пути Иуды. Да поможет каждому, в меру сил, повторить то, что совершила та женщина. Отдать Господу то, что имеешь, — свои способности и таланты, свое образование, свое время, свою любовь. Это и будет наше помазание миром Господа и Спасителя. И да поможет нам всем Господь именно так, а не иначе, совершать свой жизненный путь, священнослужителям — совершать свое пастырское служение, а всем вместе — духовенству, мирянам, всему нашему народу — и делами, и словами прославлять Единого Господа и Спасителя нашего, даровавшего нам возможность иметь жизнь вечную в общении с Богом в Божественном Его царстве. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5918826.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3157
  • Репутация: +598/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в Великий Четверток после Литургии в Храме Христа Спасителя

21 апреля 2022 г. 16:40

21 апреля 2022 года, в Великий Четверток, день Воспоминания Тайной Вечери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию свт. Василия Великого в Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня великий праздник, по своему значению приравниваемый к двунадесятым. Праздник в честь установления Самим Господом Таинства Святой Евхаристии, воспоминание о Тайной вечере — последней вечере Спасителя со Своими учениками. Вечере, которая проходила по строго определенному порядку, потому что она была Пасхальной, а в ветхозаветной традиции был очень подробно описан весь порядок ее совершения. Предполагалось, что над каждым блюдом, в том числе над хлебом и над вином, произносится особое молитвословие и благословение, по-еврейски «барех»; и эту Пасхальную вечерю возглавил Господь. Как полагалось у всех благочестивых евреев, во главе стола всегда сидел первый. В домашних условиях это был глава семьи, а поскольку апостолы составляли семью, во главе которой — Сам Спаситель, то Он и был во главе стола, а все блюда подавались в соответствии с обычаем.

Но Господь отступает дважды от установленного порядка. Вначале, когда Господь должен был произнести благословение хлеба, Он сказал неожиданные слова: «Примите, ядите от этого хлеба, потому что это Тело Мое, за вас приносимое в жертву во оставление грехов». Конечно, в то время ученики не могли понять, что означают эти слова, — Господь сказал это для всех учеников, которые последуют Ему на протяжении тысячелетий. до скончания века. И мы, воспоминая о Тайной вечере в момент Евхаристии, Божественной литургии, повторяем эти слова: «Сие есть Тело Мое, за вас ломимое».

А потом, по порядку ведения пасхальной вечери, глава семьи в конце трапезы должен был произнести благословение над принесенной ему чашей с вином. Господь все совершал по обычаю, как и полагалось, но, взяв последнюю чашу, Он произнес слова, не соответствовавшие установленному порядку: «Пийте от нея вси, потому что это Кровь Моя Нового Завета, за вас изливаемая во оставление грехов».

Эти два благословения, которые уже не соответствовали ветхозаветной традиции, и легли в основу богослужения, которое мы называем Литургией. Таинства, именуемого Евхаристией, или Таинства благодарения за то, что Господь в Сыне Своем совершил ради нашего спасения. В евхаристических молитвах мы вспоминаем страдания, смерть и Воскресение Господа и Спасителя и благодарим Его за тот великий дар, который Он дал всем людям, — за избавление рода человеческого от власти диавола, от власти греха. Это не значит, что слово Божие, Его весть, Его благодать преобразуют нашу волю таким образом, что мы не можем совершать злые и неправильные поступки. Если бы было так, то тем самым Господь отказался бы от Своего Божественного замысла о человеке, наделенном свободной волей. Человек остается свободным, он может верить или не верить, молиться или не молиться, совершать Таинство Евхаристии или не совершать его. Но для Церкви, которая есть столп и утверждение истины, которая хранит все то, что Господь передал ученикам Своим, это великая заповедь: совершать, подобно тому, что было совершено в Сионской горнице Самим Спасителем, Таинство Святой Евхаристии. И мы благословляем хлеб и верим, что силой Святого Духа реально претворяются в жизнь слова Самого Господа: «сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов». И затем, благословляя чашу с вином, мы верим, что силой Святого Духа в этой чаше после благословения и молитвы Церкви пребывает Кровь Христова, Которая избавляет и спасает нас от всех грехов.

Это величайшее свидетельство милости Господа и Спасителя, Который, покидая мир, оставил нам воспоминание о Своем спасительном страдании и всем том, что произошло — о Кресте, погребении и Воскресении. Воспоминание, которое происходит не ментально, не на уровне человеческого сознания, потому что иначе было бы достаточно открыть Евангелие и прочитать те страницы, где написано о Тайной вечере. Но Господь говорил о другом воспоминании — о том, которое силой Святого Духа реально соединяет нас с Тайной вечерей, соединяет нас с Самим Господом. И мы верим, что в момент совершения Божественной литургии силой Святого Духа, которую Господь даровал апостолам, а через них — всей Церкви, а значит и нам, — совершается пресуществление хлеба и вина в подлинное Тело и подлинную Кровь Христову.

Великая истина о том, что Христос пребывает в Церкви и являет Себя в Святой Евхаристии всякий раз, когда мы, собравшись вместе, совершаем Божественное Таинство, разве не есть твердое основание нашей надежды? Если Христос с нами всякий раз, когда мы совершаем Таинство Евхаристии, если Христос соединяется с нами, когда мы причащаемся Тела и Крови Его, что может нас победить? Что может нас разрушить, если только мы сами себя не хотим разрушить, если только мы сами, по своей воле, не хотим отказаться от Господа, от Его закона, от Его заповедей? Господь дал нам все для спасения, но оставил свободной нашу волю. Никого силой Господь в рай не затаскивает, никого силой не делает святым. Святыми люди становятся тогда, когда они добровольно, сознательно исполняют то, что заповедал Господь и Спаситель; когда они исповедают свои грехи, потому что несть человек, иже жив будет и не согрешит. На каждом — печать греха, у каждого индивидуальные грехи, о которых только сам человек знает, иногда очень тяжелые и опасные. Но, несмотря на всю глубину наших падений, Господь оставляет нам возможность искупить наши грехи, получить прощение через покаяние и принятие Тела и Крови Его, которые по Его слову даны всем нам во оставление грехов.

Иногда встречаешься с людьми религиозными, но нецерковными, мне нередко приходилось с такими беседовать. Они обычно говорят: я в Бога верю, но в церковь не хожу; и довольно трудно убедить их в том, что это пустое дело — верить в Бога, а в церковь не ходить. Это все равно что знать, что в музее есть прекрасные произведения искусства, которые действительно влияют на воспитание эстетического чувства, но в музей никогда не ходить и картины не смотреть. Это все равно что знать, что в той или иной книге есть замечательные истины, идеи, могущие помочь человеку, а книгу никогда не открывать. Всем, кто говорит, что они в Бога верят, а в церковь не ходят, нужно ответить: напрасно не ходите! Не нам вас судить, но если вы вне Церкви, вне Святой Евхаристии, то вы не получаете прощение своих грехов. А дальше все на ваш страх и риск, каждый человек свободен, но не получает человек прощение грехов, кроме как через участие в Евхаристии! Давайте все запомним — и те, кто часто ходит в храм, и те, кто ходит редко или вообще не ходит. Если хочешь освободиться от греха, то можешь получить прощение не иначе, как только через принятие Тела и Крови Христовой, через принесение покаяния, которое действительно освобождает нас от наших грехов.

Сегодня великий день, подобный двунадесятому празднику. Мы вспоминаем величайшее благодеяние Господа, Который, удаляясь из видимого физического мира не ушел куда-то в небытие. Он остается с нами и являет каждому из нас святейшее Таинство Тела и Крови Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Он всегда с нами, и мы всегда получаем дар Его благодати, частицу Его Божественной энергии, когда причащаемся подлинного Тела и подлинной Крови Спасителя. Вот в честь этого величайшего события в человеческой истории — установления Божественного Таинства Евхаристии, соединяющего людей с Богом, — и совершается сегодняшний праздник, Великий Четверг, когда Господь впервые совершил для Своих учеников Таинство и призвал совершать его в память о Нем. В память, которая реально соединяет нас со Христом силой Святого Духа.

Я хотел бы поздравить всех, кто сегодня причастился Святых Христовых Таин, и призвать всех, кто сегодня не причастился и во многие другие дни не причащается, неизвестно чего ожидая, причащаться как можно чаще. В идеале — каждое воскресенье. Если же по каким-то причинам не можете каждое воскресенье — хотя бы раз в две недели, но не реже! Реже будет что-то уже совсем далекое от того, к чему нас призывал Господь: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19). А если мы будем вспоминать Господа раз в месяц, раз в полгода или раз в год, как это было заведено в Российской империи, когда государственная Церковь требовала, чтобы чиновники хотя бы раз в год причащались, но чтобы об этом было известно, чтобы они расписывались в специальной ведомости? И все чиновники, включая таких, какими были наши революционеры-безбожники, один раз в год ходили в храм, причащались и расписывались. Что это было, как не святотатство, как не надругательство над Таинством? По милости Божией сегодня нет таких людей, которые бы причащались ради чего-то, но много людей не связывают регулярное посещение храма с необходимостью принятия Святых Христовых Таин — в идеале, один раз в неделю. Можете чаще — чаще, но уж не реже! А если реже, то угрызайтесь совестью и кайтесь в этом. Каждый православный христианин в воскресенье должен быть в храме Божием и в идеале — причащаться Святых Христовых Таин.

Говоря так, я обращаюсь не только к тем, кто сейчас в храме, но и к тем, кто меня увидит и услышит. Я хочу сказать, что отдаю себе отчет в том, что многие люди, называя себя православными, так не поступают. Но мой долг Патриарха — обратиться ко всем, кто считает себя православным. Именно так нужно поступать или, по крайней мере, к этому стремиться. Осознавая свою немощь, просить у Господа прощения, понимая, что нерегулярное посещение храма, отказ от причащения Святых Христовых Таин отдаляют нас от Бога. А потом, когда что-то происходит, — вдруг невероятная потребность в молитве. Если диагноз нехороший у меня или у родных — прилетаем в храм, не знаем к какой иконе свечку ставить, батюшек терзаем: «Что делать? Как молиться?» А где мы были в течение большей части нашей жизни? Почему только страшный диагноз, или неприятности на работе, или угроза ограничения свободы приводят человека в церковь, как, к сожалению, часто бывает? Посещайте храм Божий так часто, как можете, причащайтесь Святых Христовых Таин так часто, как можете, и Господь будет с вами. А это значит, что будут восполняться недостатки и слабости нашей человеческой природы, исцеляться недуги не только физические, но, что особенно важно, недуги духовные. Но, самое важное, Господь будет с нами.

«Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22:20). Вот замечательные слова, которые произносили первые христиане всякий раз, когда собирались совершать Святую Евхаристию. Они верили, что Господь скоро придет. Это был возглас надежды, мольбы, невероятного стремления снова увидеть Спасителя; и мы должны помнить эти слова: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» — в то время и в тот час, когда Тебе угодно. Но до Твоего великого и страшного второго пришествия не оставляй людей Твоих, Церковь Твою, верующих Твоих! А применительно к нам самим скажем: и народа нашего, и Отечества нашего! И если будет так, если мы будем свои человеческие усилия подкреплять молитвой и силой благодати Божией, то многого достигнем и в личной, и в семейной, и в общественной, и в государственной жизни. И дай Бог, чтобы было так! Дай Бог, чтобы верой в Господа и Спасителя, принесшего в мир исцеление и спасение, исправлялась наша человеческая жизнь, становясь чище, светлее, красивее, и чтобы все больше и больше того, что называется святым, присутствовало в этой жизни. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5919077.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3157
  • Репутация: +598/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в Великую Субботу после Литургии в Храме Христа Спасителя

23 апреля 2022 г. 13:35

23 апреля 2022 года, в Великую Субботу, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню с чтением 15 паримий и Божественную литургию святителя Василия Великого в Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, поздравляю с великим праздником — Великой Субботой!

Это день, который предшествует Светлому Христову Воскресению. День, когда уже завершилась земная жизнь Спасителя: Он был мертв, Он лежал во гробе, но ведь таков земной путь каждого человека, от рождения до гроба. И весь этот путь Спаситель прошел: Он родился в убогой пещере, Он жил в бедной семье, Он воспитывался благочестивыми родителями, Он беззаветно служил, исполняя миссию, которую должен был осуществить, проповедуя спасение, явленное роду человеческому. А слова, которые связаны с провозглашением Божией правды, — как меч обоюдоострый, по слову Божию (см. Евр. 4:12). Как меч способен разделить человеческое естество, разрубить человека, так же и слово Божие разрубает внутреннюю суть человека, отделяя доброе от злого.

Сегодняшний день, день завершения земного бытия Спасителя, как бы подводит черту под Его миссией. Об этой миссии можно и нужно говорить, и действительно, о ней многое говорят и пишут. Но если в нескольких словах сказать, что же совершил Христос, — Он нас спас. Когда мы говорим о спасении, мы обычно имеем в виду избавление от самого страшного, что только может быть. Мы говорим: он был спасен на водах — то есть тонул, но его спасли. Он был спасен в горах — шел на лыжах, сорвалась лавина, и человек должен был погибнуть, но его спасли. Вот так и Господь спасает нас: каждый совершает грехи, так что они накапливаются, как тяжелые гири, которые топят душу, не дают ей всплыть, а тем более вознестись к небу; но Господь Своим пришествием отрубил канаты, связывающие человеческую душу с гирями, и дал нам возможность вознестись туда, где Он пребывает в Своем Божественном Царство.

Сегодняшний день, предшествующий Пасхе, исполнен очень многих смыслов. Во-первых, само наименование «суббота» означает «покой», потому что Господь упокоился от дел Своих (см. Быт. 2:3). А это значит, что и каждый человек должен иметь время покоя. Сегодня наша жизнь очень динамичная, она очень многого от нас требует. Люди учатся, работают, работают, учатся, занимаются домашними и еще многими-многими другими делами, крутятся, как говорит русская поговорка, как белка в колесе, и трудно остановить это движение. Но когда человек все время двигается, когда он все время решает сиюминутные задачи, которые перед ним стоят, он теряет перспективу, он не видит стратегических задач, он не видит, что же самое главное, чего он должен достичь в своей жизни.

Суббота, день покоя, и должна давать человеку возможность остановиться и подумать о своей жизни, о своем предназначении, о своем целеполагании. В христианской традиции суббота совместилась с воскресным днем, и именно воскресный день мы посвящаем молитве. Этот день должен пройти в покое, так чтобы человек набрался не только физических, но и духовных сил для продолжения своих трудов. А потому очень важно, чтобы день покоя всегда сопровождался молитвой — молитвой в храме, определенным временем, которое можно было бы посвятить самому себе. Не в том смысле, чтобы сделать прическу, погладить одежду или привести квартиру в порядок, но в том смысле, чтобы подумать, что мне нужно сделать, чтобы исправить мой внутренний беспорядок, чтобы убрать мусор из своей души, чтобы набраться сил для достижения самой главной цели — совершить то необходимое, к чему Господь нас призывает и что вводит нас в Небесное Царство, Божественное и вечное.

Суббота — день покоя, и важно, чтобы у каждого человека был этот день. У христиан, как я уже сказал, он совмещен с воскресеньем. Мы должны блюсти воскресный день, как древние иудеи старались соблюдать день субботний, в который нужно святить Имя Божие: «день же седьмый — суббота Господу Богу твоему» (Исх. 20:9).

Следующий день для нас не просто воскресенье — это праздник Святой Пасхи. Конечно, у всех православных людей в канун Пасхи есть какие-то обязанности: срочно написать поздравления, отправить подарки, кто-то занимается уборкой своих помещений, кто-то звонит друзьям, знакомым, родным. Наверное, все это тоже нужно делать. Но очень важно не сопровождать эти дела суетой, дать возможность и уму, и душе, и сердцу отдохнуть, сосредоточиться, чтобы с духовными и физическими силами, придя сегодня на ночное богослужение, прославить Воскресшего Спасителя.

Хотел бы всем вам пожелать мирной, спокойной, одухотворенной Великой Субботы и радостного и спасительного общения с Господом в светозарную ночь Его Святого Воскресения. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5919820.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3157
  • Репутация: +598/-0
  • Пол: Женский
Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви

23 апреля 2022 г. 09:00

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием.

Преосвященные архипастыри, досточтимые пастыри и диаконы, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла на иностранных языках

 

http://www.patriarchia.ru/db/text/5914519.html