Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 834767 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3157
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в Неделю 14-ю по Пятидесятнице после Литургии в Саввино-Сторожевском ставропигиальном монастыре

10 сентября 2023 г. 16:18

10 сентября 2023 года, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Саввино-Сторожевском ставропигиальном мужском монастыре близ Звенигорода. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.

Благодарю вас, отец наместник! Дорогие отцы, братья и сестры, всех благодарю за сегодняшнюю нашу совместную молитву, за прекрасное богослужение в возрожденной обители.

Глаз радуется, когда взираешь на эту дивную красоту, и даже представить невозможно, что вся эта красота была помрачена человеческим грехом. Мне приходилось часто бывать в Звенигороде, я приезжал сюда, чтобы просто походить по городу; бывал и на этом холме, ходил между этими зданиями, и душа надрывалась, взирая на мерзость запустения. И с какой же радостью взираешь сегодня на эту воскресшую обитель, которая восстала из пепла не только чисто внешне, материально, ибо воссозданы прекрасные строения, но восстала духовно и вновь сделалась местом молитвы, местом паломничества, местом духовного объединения людей!

Сегодняшнее евангельское чтение о званых на брачный пир являет нам некую картину духовного состояния людей и их отношения к самому главному — к Богу. Совершенно очевидно, что под хозяином пира, под господином в этой притче скрывается Сам Бог. Это Он призывает на пир. И вот один из званых отказывается, потому что купил землю. Действительно, надо же посмотреть, что за земля. Ту ли продали, за которую деньги отдал? Что с ней делать? Надо ли ее удобрять или можно сразу сеять? Все это очень важно, вот и он и отказался, не пошел на пир. Ну, а второй? А второй волов купил. А ведь это как сейчас дорогая сельскохозяйственная техника. Пойдут ли сегодня крепкие хозяева в храм, если им только что пригнали современный комбайн — импортный, дорогой? Да наверняка в первую очередь посмотрят, все ли с ним в порядке, что с комплектацией, все ли соответствует договору. Ну, а последнее, почему кто-то отказался от участия в пире, — женился человек. Действительно, важнейшее событие в жизни, куда уж там идти.

Все эти жизненные примеры показывают нам, что каждый может спросить самого себя: а как бы я поступил в этой ситуации? И если человек будет честно отвечать самому себе, то он почти точно повторит все то, что говорили люди, отказываясь идти на пир к господину, то есть на встречу с Самим Богом.

А что же нам сделать для того, чтобы изменились наши жизненные приоритеты? Ведь они практически те же — проходят столетия и тысячелетия, а людям очень трудно эти приоритеты изменить. Но в этом может помочь переживаемое нами время, с которым нельзя сравнить ничего из того, что было в прошлом. Потому что наше время наполнено такими опасностями для человеческой жизни, для человеческой души, для человеческого спасения, каких не было в прошлом. Всегда оставалась какая-то привязка к вертикальному, то есть духовному, измерению человеческого бытия. а сегодня стремление к комфорту, к богатству, к власти разрушило этот вектор в сознании огромного количества людей.

Эта замечательная притча дается нам, чтобы мы задумались о себе. Это притча о нас. Чтобы мы себя спросили: а мы где по отношению к Богу, а какое место Господь занимает в нашей жизни? Теоретически можно ответить: очень большое место, ведь я каждое утро встаю, лоб крещу, молюсь, в Бога верю. Но если поставить в ряд с другими жизненными приоритетами — на каком месте находятся отношения с Богом? Если честно отвечать самим себе, то окажется, что не на первом, не на втором, не на третьем месте, а где-то далеко, на периферии жизни.

Но ведь каждый хочет спастись. Мы все верим в то, что придет Божественный суд и определит, где нам пребывать в вечности. Так вот, для того чтобы спастись, нужно правильно выстроить жизненные приоритеты. Невозможно спастись, если посещение храма — это 25-й пункт в повестке дня: все сделали, а уж потом, если есть время, схожу, тем более что праздник, народ соберется. Совершение добра ближнему — опять-таки не должно быть на пятом или десятом месте. Если у кого-то есть потребность в нашей помощи, в нашей поддержке, то все в этот момент должно быть отнесено на задний план, а в качестве приоритета должна быть мысль о том, как я могу этому человеку помочь. Должен сказать, что я встречался и встречаюсь с такими людьми — с теми, кто немедленно откликается на чужую беду. Удивительно — с ними всегда как-то светло на душе, спокойно, радостно. Причем среди них есть и очень богатые люди, и среднего достатка, и имеющие совсем немного, но ведь слова Божии универсальны, они для всех времен, для каждого человека. И действительно, ничто не должно нам помешать правильно выстроить приоритеты, главный из которых — это общение с Богом. От этого общения зависит жизнь наша здесь и жизнь в веке будущем. Поэтому посещение богослужений хотя бы в воскресные и праздничные дни — это не просто обычай, а это жизненно важный приоритет. Не ходим в храм, не молимся, не причащаемся Святых Христовых Таин — разрываем нашу связь с Богом. Какая же тогда надежда на спасение?

Некоторые рассуждают: «Ну да, я в храм не хожу, но если сравнивать с соседом, так он вообще мерзавец, а я вроде как ничего. На Пасху был, куличи святил, и на Рождество ходил — неужели Господь меня не оправдает?». Ну и так далее, по схеме, оправдание самих себя. Но еще раз хочу сказать, что сегодняшняя притча — это притча о всех нас. Она бросает нам вызов. Она требует от нас ответа — а где наш самый важный жизненный приоритет? Что на первом месте в нашей жизни? И как быть, если осознаем, что ни Господь, ни Церковь, ни молитва, ни добрые дела не на первом месте, потому что множество других дел занимают приоритетные позиции в нашей жизни? Если скажем: я не имею Бога в центре своей жизни, Он не является моим приоритетом, я обращаюсь к Нему, только когда плохо становится? Когда диагноз страшный, все сразу обращаются к Богу, бегут в церковь, сразу верующими становятся. Но что это означает перед лицом Божиим? Побежал под страхом смерти, понимая, что никакие лекарства не вылечат, никакие процедуры не помогут, и приоритетом становятся молитва, посещение монастырей, принятие Святых Христовых Таин. А почему раньше этого нельзя сделать? Не тогда, когда человек подходит к окончанию своего земного бытия?

Сегодняшнее евангельское чтение заставляет нас задуматься о том, где мы в этой системе ценностей, в этой системе отношений с Богом, и какое место в нашей жизни занимает Господь. И будем просить Господа, чтобы Он простил наши грехи, нашу немощь, наше окамененное нечувствие, как я часто говорю в проповедях, эту черствость сердца, неспособность воспринимать ничего, кроме материального мира, неспособность ощущать присутствие Божие через молитву. Мы должны ясно понять, где мы в этой системе, и честно признаться: да, мы среди тех, кто землю купил, вола купил, женился — и не откликнулся на Божий призыв.

Сейчас время для всех нас, мои дорогие, для всей страны нашей, а в каком-то смысле для всей человеческой цивилизации, вступившей в опаснейший период своей истории, задуматься о том, где мы по отношению к Богу, и возродить веру в сердце. В первую очередь я обращаюсь к нашему православному народу, но эти слова можно обратить ко всем народам земли: где мы по отношению к Богу? И если Бог останется на периферии, то я сомневаюсь, что у человечества будет реальный жизненный потенциал, ввиду тех огромных угроз, которые сегодня стоят перед всем родом человеческим.

Да поможет нам сегодняшнее евангельское чтение еще и еще раз обновить нашу веру, определить наши жизненные ориентиры, всей душой, разумом, силой духа своего прилепиться к Господу, — чтобы Он был рядом с нами, чтобы жизнь с Ним была не только приоритетом, но и главным измерением нашего земного бытия. Тогда действительно мы обрящем спасение и в этом мире, и в жизни вечной. А если под натиском проблем, с которыми сегодня столкнулся весь род человеческий, начнется и глобальное движение навстречу Богу, то, может быть, Господь продлит человеческую историю. От нас, от людей это зависит, потому что на той стороне — благой и любящий Отец, Который призывает нас постоянно, но призывы Которого мы не слышим, или о них забываем, или просто игнорируем.

Молитвами святого преподобного Саввы Сторожевского, удивительного угодника Божиего, подвижника, стопами которого освящена эта земля, жизнь которого и благочестие положили начало этой замечательной обители, молитвами всех святых угодников да поможет Господь всем нам — народу нашему, всем членам Церкви нашей — оставаться верными Христу даже до смерти и быть способными идти по пути спасения, который Он нам определил. Молитвами святого преподобного и богоносного отца нашего Саввы Сторожевского да хранит Господь землю нашу, Церковь нашу и всех, кто с верой и любовью притекает к образу и имени Спасителя, Его Пречистой Матери, и святых угодников. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6058013.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3157
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла по окончании молебна на площади Александра Невского в Санкт-Петербурге

12 сентября 2023 г. 18:10

12 сентября 2023 года, в праздник перенесения мощей благоверного великого князя Александра Невского (1724), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен на площади Александра Невского в Санкт-Петербурге. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Дорогие владыки, отцы, братья и сестры! Дорогие жители града Петрова!

В слове «Петербург» заложено имя «Петр», и многие думают, что речь идет о Петре I, потому что он был основателем города. Совсем не так — речь идет о первоверховном апостоле Петре, в честь которого был назван и сам Петр I. А имя «Петр» в переводе с греческого означает «камень».

Совершенно неслучайно Петр I назвал новую столицу именно в честь апостола Петра, «камня веры». Император ясно сознавал, что столица будет форпостом России на Западе. Он хорошо знал, что мощные влияния — и культурные, и антикультурные, псевдодуховные — идут оттуда, с Запада. Ведь Петр хорошо знал историю крестовых походов, знал, как под предлогом освобождения святынь крестоносцы грабили Святую землю. Поэтому император сознавал стратегическую, военную и, конечно, духовную роль новой столицы. Ведь одним только оружием нельзя победить врага, особенно если он тебя намного превосходит, — его можно победить силой духа. А для того чтобы дух был сильный, нужна мотивация, нужна опора, и Петр сознавал, что такой опорой является — и в его время, и, как он наверняка прозревал на много-много столетий вперед, для всех последующих поколений россиян — вера православная.

И мы с вами наследники этой традиции здесь, в Петербурге, заложенном государем императором Петром Великим. А что это для нас означает? Петр боролся с западными политическими влияниями, направленными на ослабление России, на то, чтобы в какой-то момент оккупировать Петербург. Император все это прекрасно сознавал, поэтому укрепил Петербург. Посмотрите, какие форты были построены — это действительно поразительные инженерные сооружения, они и сейчас стоят как новенькие. Форты закрывали вход в Петербург, создавали мощную систему обороны. Не верил Петр в доброту соседей, поэтому Петербург стал и столицей, и крепостью. Но для того чтобы никакие влияния интеллектуальные, а лучше сказать, псевдоинтеллектуальные, псевдокультурные, псевдодуховные, не разрушали внутреннюю силу нашего народа, не разрушали его самосознание, Петр сделал новую столицу и столицей Русской Православной Церкви. Из Владимира, тоже некогда столицы Руси, сюда были перенесены мощи Александра Невского — для того чтобы подчеркнуть связь времен, а главное, духовную преемственность с предшествующими поколениями. Создав современный европейский город, Петр направил на Запад эту духовную силу, полученную через преемство, в надежде на то, что Русь навсегда останется православной, духовно сильной, политически и экономически независимой.

С тех пор многое произошло. Страна наша претерпела страшные катаклизмы, войны. Некоторые говорят, две мировые войны, но это неправильно. А 1812 год — разве не мировая война? Вся Европа, объединенная Наполеоном, двинулась на Россию, чтобы ликвидировать эту силу. И хорошо сознавали и государь император Александр I, и Михаил Илларионович Кутузов, и князь Багратион, что надо стоять насмерть — и победили врага.

Ну, а затем? Ничто не может разрушить государство, если оно обладает внутренней силой. Вот и были запущены лжеидеи, на основании которых люди призывались к тому, чтобы свергнуть и разрушить государственный строй. Причем как разрушить? Как сказано в песне, ставшей гимном этого движения, мы этот мир до основания разрушим — до основания! — и построим новый. Как же это возможно: построить новый мир, разрушив до основания тысячелетнюю традицию, культуру, духовную силу народа? Страшный вызов был брошен нашей идентичности, нашей подлинности.

Но святитель Московский Филарет написал книгу, которая называется катехизис. Это краткое изложение православной веры, которое изучают в семинариях и воскресных школах, и есть там определение того, что есть Промысл Божий или попечение Бога о людях. И говорится, что Промысл Божий — это сила, которая и дурные человеческие поступки обращает к добрым последствиям.

Так и случилось в нашей стране. Страшные события — разрушение империи, великой страны; казалось бы, все погибло навсегда! А потом началась страшная война, потребовавшая мобилизации всех духовных сил народа, и обратился к нему Верховный главнокомандующий со словами: «Братья и сестры!» Не товарищи, не господа — братья и сестры! Понимал бывший семинарист, чтó в этот момент надо сказать, и попал в точку. Отозвались люди на этот призыв, и мы победили. С большими жертвами, но победили.

Когда мы говорим о сегодняшних достижениях нашей страны, мы, конечно, радуемся тому, что происходит. Как ленинградец, родившийся в 40-е годы, сразу после войны, я хорошо помню центр нашего города, разбитые от ударов авиационных бомб здания, и поэтому особенно радуюсь, когда посещаю Петербург. Город не только залечил раны — он давно это сделал, — каким прекрасным, красивым он стал сейчас! И дай Бог, чтобы Петербург был таким и далее, чтобы он своей судьбой, своей духовной силой соединял прошлое с настоящим, проводил эту невидимую, но очень важную линию преемства от наших пращуров, прадедов, дедов, отцов к нынешним поколениям.

Ну, а чтобы было так, мы ведь должны за что-то держаться. Нужно идти, а жизненный путь не всегда освещен ярким солнечным светом. Я имел возможность посетить и Заполярье, и Антарктиду: когда начинается сильный ветер, там бывает ничего не видно, так что в двух шагах от дома можно заблудиться и погибнуть. Для того чтобы люди могли перемещаться, прокладываются специальные канаты, и каждый, кто выходит, держится за них, чтобы идти, куда следует. Страшная пурга, которая может погубить человека, — разве это не образ перипетий мировой истории? И ведь для того чтобы пройти через все эти трудности, нужен такой канат. Мы знаем, что никакие идеологии не выдерживают испытания временем. Как я уже говорил, одно-два поколения — и все закончилось. Но вера Христова существует уже две тысячи лет! А православный Петербург — триста лет, и нет никаких признаков умаления этой духовной силы.

Поэтому я как Патриарх сегодня обязан обратиться ко всем жителям родного для меня Петербурга. Храните веру православную, в нейже наше спасение и спасение всей России. Храните Отечество наше, оберегайте его, а когда наступает время защищать Отечество, идите на его защиту, как шел Александр Невский, как шли государь император Петр Великий и многие другие выдающиеся дети России. Мы должны любить Отечество, заботиться о нем, ограждать от врагов внутренних и внешних, созидать благополучную жизнь для нынешнего и для будущих поколений. И все будет именно так, если не забудем самого главного — того, что мы православный народ, мы православные петербуржцы и на нас особая ответственность хранить и веру, и достоинство Отечества нашего, и работать для того, чтобы спокойной, мирной, благополучной была жизнь наших детей, внуков и правнуков.

Храни Господь град Петров, Церковь здесь пребывающую и всех вас, мои дорогие братья и сестры! Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6058807.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3157
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после освящения закладного камня храма благоверного князя Димитрия Донского в Петропавловске-Камчатском

16 сентября 2023 г. 12:42

16 сентября 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил закладной камень в основание храма благоверного князя Димитрия Донского на территории 40-й отдельной Гвардейской Краснодарско-Харбинской дважды Краснознаменной бригады морской пехоты (в/ч 10103) в г. Петропавловске-Камчатском. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся со словом.

Уважаемый Евгений Николаевич! Ваши Высокопреосвященства! Дорогие военнослужащие, братья и сестры!

Мы заложили камень в основание храма в честь святого благоверного князя Димитрия Донского и верим, что этот храм будет построен. Замечательно, что именно в честь такого удивительного правителя земли Русской возводится здесь храм. Димитрий Донской был воином мужественным, можно сказать, отчаянным. Действительно, Орда все сметала на своем пути и не просто уничтожала, но и впитывала ресурсы завоеванных земель, становилась все более сильной. И это духовное и материальное опустошение несло в себе угрозу исторической гибели нашей Родины. Но ведь кто-то должен был встать на пути Орды, кто-то должен был показать агрессору, что есть у русских людей сила и способность защищать Родину! И вот на Куликовом поле сошлись эти две силы, и Димитрий Донской с дружиной, которая, конечно, уступала вражескому войску, вступил в схватку. Что же получилось? Нападавшие на нашу землю непобедимые войска потерпели поражение, моральное поражение, столкнувшись с силой, способной остановить их движение.

Замечательно, что здесь, на восточных рубежах Отечества, возводится храм в честь святого великого князя Димитрия Донского. Ведь когда мы строим храмы в честь выдающихся исторических личностей, ставших святыми угодниками Божиими, мы как бы соединяем себя с прошлым, подключаем себя к той духовной энергии, которая питала минувшие поколения. А без этого невозможно. Пример всегда имеет очень важное значение, почему и во время Великой Отечественной войны шли в бой, вспоминая Александра Невского и Димитрия Донского — имена, которые в первоначальном периоде советской истории были вычеркнуты из истории, запрещены. Но когда началась война, имена эти вспомнили, и правильно, что вспомнили, потому что они вдохновляли воинов наших на защиту Отечества. И, наверное, многие военачальники задавали себе вопрос: если Александр Невский, если Димитрий Донской смогли победить многократно превосходящую силу, то разве мы сейчас слабее? И оказались не слабее.

По милости Божией мы живем в мирное время. Но что означает боеспособность наших воинов, нашей армии, нашего флота? В первую очередь, не побоюсь сказать, это состояние духа. Можно иметь прекрасное вооружение и знания о том, как вести военные действия, но, если нет силы духа, то победы не добиться. Вот почему мы и заложили сегодня камень в основание храма в честь Димитрия Донского. Обращаясь к героическому прошлому, мы должны сознавать себя наследниками этих великих имен, продолжателями их дела — дела защиты нашего Отечества. И как важно понимать это здесь, на нашем восточном порубежье!

Я имел возможность увидеть, что собой представляет грозное оружие, поставленное на защиту нашего Отечества. Порадоваться тому, что увидел, порадоваться общению с военачальниками, с военнослужащими, понимая, что лучшие силы присутствуют здесь, на месте, где они и должны быть собраны. И все мы, сознавая особую геополитическую значимость этого места, сознавая свою связь с великими предками, мужественно защищавшими Родину, должны быть достойны их памяти и должны быть способны защитить свою Родину в нынешних очень непростых условиях. Поэтому, обращаясь сегодня к вам, мои дорогие военнослужащие, к членам ваших семей, я бы хотел пожелать всем вам мирного неба, чтобы вам никогда не пришлось вступать в страшную борьбу с противником, подобно нашим мужественным предкам. Но одновременно призываю вас хранить в памяти героизм прошлых поколений и овладевать всеми навыками, необходимыми для того, чтобы стать действительно непобедимыми.

Пусть благословение Божие пребывает над вами, а в вашем лице — над всем нашим Тихоокеанским флотом, над нашими сухопутными войсками и, конечно, над семьями военнослужащих, потому что от поддержки жен, детей во многом зависит состояние души тех, кто вдали от Родины призван Родину защищать. Молитвами святого великого князя Димитрия Донского и прочих воинов, ставших святыми, да хранит Господь землю Русскую, Вооруженные силы России и весь народ наш. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6059719.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3157
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь после Литургии в Камчатском Морском соборе

17 сентября 2023 г. 10:18

17 сентября 2023 года, в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в новопостроенном Камчатском Морском соборе в Петропавловске-Камчатском. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы празднуем сейчас особое событие, которое связано с возрождением духовной жизни в этих местах, — важное для всей страны, да и для всего мира. Тихий океан — это не просто бескрайняя водная гладь. На берегах Тихого океана живут люди, которые, к сожалению, не всегда дружественно относятся друг к другу. А потому военное значение этого региона огромно, и, заботясь о безопасности нашего Отечества, власти наши и народ делали и делают все для того, чтобы укреплялась обороноспособность нашего государства, в том числе и на этом важнейшем направлении. Вот почему я особенно приветствую представителей нашего флота и армии, которые сегодня вместе с нами молились.

Вооруженные силы крайне необходимы для обеспечения безопасности государства — но ведь не только они! Мы знаем, что наше государство, Советский Союз, рухнуло, имея самую мощную армию. И возникает вопрос: а почему это произошло? У верующего православного человека есть всегда правильный ответ: да потому что люди жили не совсем так, как надо. Не берегли, не жалели то, что было для них сокровищем. Оказались слишком податливыми на враждебные слова, обернутые в привлекательную упаковку, — и получили то, что получили. Но мне кажется, и народ наш, и власти, и Церковь сделали соответствующие выводы из того, что произошло. И сегодня наша совместная работа, наши труды должны быть направлены на то, чтобы укреплялось могущество Отечества.

Опыт показал, что прекрасное вооружение, хорошо обученные Вооруженные силы не всегда являются гарантом безопасности страны, что и произошло в истории нашего Отечества. А что же является гарантом? Это самосознание народа, самосознание Вооруженных сил. Самосознание, которое считает высочайшим приоритетом сохранение Отечества. На простом языке мы называем это любовью к Отечеству. Но любовь — широкое понятие, а вот ответственность за судьбу страны — более узкое и более конкретное.

Мы все в ответе за нашу страну, за благополучие нашего Отечества. Конечно, в первую очередь это относится к Вооруженным силам, которые обеспечивают способность защититься от врагов внешних. Но вот от врагов внутренних Вооруженные силы неспособны защищать. Защищают от таких врагов наша вера, любовь к Отечеству и осознание того, что страна наша — это величайшее достояние, которое получено от наших великих предков, благочестивых и героических. Поэтому защита Отечества — это не только ответственность Вооруженных сил, это в каком-то смысле ответственность всего народа.

Когда я говорю эти слова, я в первую очередь имею в виду воспитание людей, особенно молодежи. В силу определенных качеств молодежь достаточно податлива и открыта к восприятию того, что ей предлагается извне. Наверное, это и правильно, и хорошо, ведь на этой особенности основывается сама возможность познавать мир, получать образование, развиваться. Но одновременно и молодым людям, и людям любого другого возраста нужно уметь, как говорит Церковь, различать духов. Отличать ангела света от ангела тьмы, отличать тех, кто несет пользу, добро, мир, от тех, кто, прикрываясь красивыми словами, имеет целью ослабление Отечества нашего и даже его разрушение.

И речь идет не только о внешних угрозах, ведь то же самое может произойти и без всякого внешнего вмешательства, как это уже неоднократно, к сожалению, бывало в истории нашей страны. Мы сами разрушали свое Отечество — и Российскую империю, и Советский Союз. Вовремя остановились, потому что дальнейшее разрушение привело бы к нашему исчезновению из истории. И вот сейчас наступило время собирать камни, время сосредоточения, время проявления особой заботы о стране нашей, о народе нашем, о молодежи и о всех направлениях нашей жизни, с тем чтобы наше общественное, политическое, государственное развитие, научно-техническое совершенствование, образовательная, культурная сфера работали на высший приоритет — на безопасность страны и на духовное и материальное благополучие нашего народа.

Еще раз хочу сказать: здесь, на берегах Тихого океана, особенно чувствуешь глобальное измерение нашей национальной ответственности. А потому особые молитвы сегодня о наших Вооруженных силах, которые в прямом смысле слова самим своим существованием и способностью отражать агрессию являются гарантами безопасности нашего народа и нашей страны. Но еще раз подчеркну: не только Вооруженные силы, но и все мы вместе — как народ, как Церковь, как люди, способные различать духов, в том числе духов злобы, отличать добро от зла, защищать мирную и спокойную жизнь от опасностей, которые, несомненно, встречаются на жизненном пути человека, общества и государства.

Будем молиться о том, чтобы страна наша продолжала оставаться сильной и по-настоящему независимой, суверенной. Во многих конституциях написано «суверенная страна», но если покопаться, то суверенные страны можно посчитать на пальцах двух рук, и то с оговорками. Суверенитет — это свобода народа и государства от иных, чуждых влияний, способность сохранять свою самобытность, свою культуру, свою веру, свои убеждения, свои ценности. Вот это и есть подлинный суверенитет, и, конечно, в сохранении суверенитета особую роль играют Вооруженные силы. А войска, которые сконцентрированы здесь, имеют совершенно особое значение для защиты всего того, о чем я сейчас сказал.

Поэтому сегодня мое слово в первую очередь обращено к военнослужащим, морякам Тихоокеанского флота. Желаю вам, мои дорогие братья, мужества, духовной и физической силы, любви к Отечеству, готовности всегда, в любой момент, оградить Отечество от любого врага.

Но ведь опора армии — это тыл. Опора военнослужащего — это его семья. И я обращаюсь к семьям военнослужащим — к женам, к детям. Вы тоже несете ответственность за судьбу страны. Многое зависит от того, с каким настроением ваш муж уходит на службу, какое состояние у него на душе в тот момент, когда необходимо решать проблемы, связанные с исполнением воинского долга. Поэтому семейный очаг для военного — чрезвычайно важный фактор, определяющий состояние его души, а значит, личную боеспособность. И я очень надеюсь, что и жены, и дети тех, кто в море, тех, кто действительно оберегает нашу страну от всякой агрессии, будут с полным пониманием своего долга не только перед семьей, но и перед Родиной поддерживать своих мужей и помогать им нести нелегкое служение.

Конечно, очень важно состояние нашей молодежи. Банальные, но правильные слова: молодежь — наше будущее. И как важно, чтобы молодые люди впитывали самое ценное, что есть в нашей национальной традиции, в первую очередь веру и любовь к стране! Почему враги всегда ополчались на православную веру? Потому что знали, что верующий — это самый преданный Родине человек. Он не может не быть преданным, потому что измена Родине, отсутствие жертвенности при исполнении своего долга есть тяжкий грех. Может быть, для того и истреблялась православная вера в нашей стране, чтобы навсегда исчезла та духовная опора, которая помогала сохранять и Родину, и благополучие в жизни народа.

Еще раз хочу сказать: сегодня другие времена, другие возможности, но одновременно возросла ответственность, стоящая и перед Церковью, и перед властью, и перед всем народом. И еще раз хочу сказать, что эта ответственность как-то особенно чувствуется здесь, перед открытым Тихим океаном, со всеми проблемами и опасностями, которые несет этот регион. Поэтому пусть наши молитвы будут с теми, кто защищает нашу Родину. Молитвами святых угодников Божиих, в земле Российской просиявших, да хранит Господь землю Русскую, Церковь нашу и народ наш.

Я уже имел возможность, встречаясь с военнослужащими, сказать, что в преддверии своего визита сюда встретился с Владимиром Владимировичем Путиным, который с большим вниманием выслушал мой рассказ о предполагаемой поездке и очень положительно оценил тот факт, что Патриарх собрался в это время посетить Дальний Восток. Президент просил передать всем — в первую очередь военачальникам, правителям и всем вам, мои дорогие, — свой привет и свое самое доброе расположение. Владимир Владимирович в полной мере сознает и важность региона, и ответственность за судьбу страны тех людей, которые несут здесь военную службу, и всех тех, кто живет на этой земле.

Будем молиться за Президента нашего, Верховного главнокомандующего, за воинство наше, за страну нашу, за народ наш и, объединенные единой верой, единым духом, единой любовью к Отечеству, будем возрастать от силы к силе, обеспечивая обороноспособность страны и развивая все стороны нашей национальной жизни. Молитвами святых угодников Божиих, святителя и чудотворца Николая, покровителя мореплавателей, да хранит Господь сию землю и особенно тех, кто в море. Храни вас Господь!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6059962.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3157
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в праздник Рождества Пресвятой Богородицы после Литургии в Храме Христа Спасителя

21 сентября 2023 г. 13:26

21 сентября 2023 года, в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы — это первый праздник в году. Может быть, кто-то удивится, ведь год начинается с 1 января. Однако так было не всегда — на протяжении столетий новый год праздновался 1 сентября. Когда же император Петр решил включить в жизнь России многое из того, что было присуще западному миру, новый год был перенесен с 1 сентября на 1 января. Но Церковь не пошла по этому пути и не стала менять свои традиции, и для нас 1 сентября по старому стилю — это и есть начало нового года, а сегодняшний день — это первый двунадесятый праздник в новом году. И замечательно, что церковный новый год, начинаясь с Рождества Богородицы, заканчивается Успением, 28 августа по нашему стилю. Другими словами, в сознании верующего народа на протяжении веков весь год был связан с Пресвятой Богородицей: в начале — Рождество Пресвятой Богородицы, а в конце года — Ее Успение. Конечно, это отражало глубокую веру нашего народа в особое покровительство Царицы Небесной над землею Русскою, и с опорой на это покровительство, с верой в него и осуществлял наш народ многие великие свершения.

Мы поражаемся многим достижениям науки и техники сегодняшнего дня, и это вполне справедливо. Но вот совсем недавно я вернулся с Дальнего Востока. Девять с лишним часов я летел на реактивном самолете от Москвы до Петропавловска-Камчатского, смотрел на землю через иллюминатор и задавал себе вопрос: а как все эти тысячи километров смогли пройти наши предки — без компасов, без географических карт, без всяких дорог, без средств связи? Не было тогда таковых, но ведь они прошли! И главной движущей силой была вера православная. Люди шли для того, чтобы утверждать Православие, чтобы привести ко Христу народы, которые жили в Сибири, а вместе с тем принести им образованность, культуру, все то, что помогло бы им преодолеть значительное цивилизационное отставание от всего мира. И ведь все это сделали наши благочестивые предки!

Сегодня, празднуя Рождество Пресвятой Богородицы, начало церковного года, мы, конечно, вспоминаем прошлое, но мы должны устремляться в будущее. И если наши благочестивые отцы, деды и пращуры именно с именем Богоматери встречали и провожали год, то, может быть, и нам нужно в течение всего года нести в сердце своем особую веру и любовь к Пресвятой Деве Марии, Которая, несомненно, является Покровительницей народа нашего, страны нашей и Церкви нашей? В самую тяжелую годину испытаний люди не переставали обращать к Ней свои молитвы. Мои родители пережили ленинградскую блокаду, и они рассказывали мне о том, как люди из последних сил, буквально умирая от голода, все-таки шли в храм и возносили свои молитвы Господу Спасителю и Пресвятой Деве, веря, что Ее Покров останется над Русской землей, и эта вера не была посрамлена.

Вот и сегодня, когда мы живем в благополучных условиях, несравнимых ни со временем Великой Отечественной войны, ни с теми стародавними временами, о которых только что вспомнили, у нас есть свои проблемы или, как говорят современные люди, некие вызовы. То есть время, эпоха, окружающие тебя люди бросают тебе в лицо какую-то проблему, и ты должен на этот вызов ответить. А как ответить? Ведь нередко эти вызовы несут в себе агрессию и зло, но что же получится, если отвечать злом на зло? Вот Господь и учит нас иметь силу духовную, чтобы не отвечать злом на зло. Конечно, если зло несет опасность для жизни, если зло намерено разрушить нашу национальную жизнь, нашу культуру и особенно нашу веру, то ответ должен быть мужественным и решительным, как его давали наши святые угодники Александр Невский и Димитрий Донской. Но это исключительные случаи, а в быту, в жизни мы должны осознавать, что означает жизнь христианина, и стараться вспоминать об этом не только в храме или при чтении благочестивых душеполезных книг, но и когда мы оказываемся внутри неких конфликтов. Нужно найти в себе силы остановиться, не дать сдачи, если, конечно, речь не идет об угрозе для жизни и здоровья. Но ведь чаще всего не идет! Чаще всего в нашей реакции — наши эмоции, забвение заповедей Божиих. А если у каждого христианина в трудных жизненных обстоятельствах будут силы отвечать на них так, как учит Господь, то другой станет наша внутренняя духовная жизнь. Мы не должны уподобляться нашим обидчикам, мы не должны заряжаться их отрицательной бесовской энергией. Мы должны ограждать себя от этого влияния молитвой и добрыми делами, в том числе, как призывает нас Господь, в отношении тех, кто к нам недоброжелателен.

Сегодняшний день в начале нового года, связанный с именем Пресвятой Богородицы, напоминает нам об удивительном благочестии нашего народа, который времена года и времена жизни определял связью с Церковью, с церковным календарем, с поминовением святых, в том числе угодников, в честь которых каждый был назван. И эта связь с Церковью, эта живая вера должна иметь место не только во время посещения нами богослужений — я об этом часто говорю, — но и сопровождать нас постоянно, особенно когда мы, опираясь на веру, можем избежать лишних конфликтов и не впасть в искушение.

Пусть благословение Божие, Покров Пречистой и Преблагословенной Царицы Небесной, Хранительницы земли Русской, помогает каждому из нас и всем нам вместе идти по тому единственному пути спасения, который является нашим ответом на Божественный призыв и выражается в нашем искреннем стремлении исполнять Его святую и благую волю. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6061399.html