Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 834476 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Онлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3156
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
В день памяти апостолов Петра и Павла Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в соборе Петропавловской крепости Санкт-Петербурга и возглавил хиротонию архимандрита Макария (Муминова) во епископа Нерчинского

12 июля 2024 г. 14:33

12 июля 2024 года, в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, накануне прибывший с Валаама в Санкт-Петербург, возглавил служение Божественной литургии в историческом императорском соборе апостолов Петра и Павла в Петропавловской крепости.

За Литургией была совершена хиротония архимандрита Макария (Муминова) во епископа Нерчинского и Краснокаменского. Новорукоположенный иерарх, избранный к епископскому служению решением Священного Синода от 30 мая 2024 года (журнал № 51), стал правящим архиереем Нерчинской епархии (Забайкальская митрополия).



По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Нерчинского и Краснокаменского Макария на служение и вручил ему архиерейский жезл. Новорукоположенный владыка по традиции преподал верующим свое первое архипастырское благословение. 

Затем Святейший Владыка совершил славление первоверховным апостолам Петру и Павлу. 

Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий от лица архиереев, духовенства и верующих Санкт-Петербургской митрополии приветствовал Святейшего Патриарха и преподнес Его Святейшеству Тихвинскую икону Божией Матери.


Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Владыка митрополит! Дорогие собратья! Уважаемое руководство города! Господин губернатор, наш постоянный сомолитвенник Александр Дмитриевич! Дорогой брат Никас!
  • Всех я сердечно вас приветствую, но еще и еще раз повторю то, что уже говорил. Всегда с особым чувством совершаю богослужения во многих храмах Петербурга, но с этим храмом связаны особые воспоминания. Когда здесь был музей, когда здесь невозможно было молиться, многие православные петербуржцы приходили сюда и молились втайне, в том числе поминая государей, которые здесь покоятся. Молились, конечно, и о том, чтобы как можно быстрее прошло страшное время воинствующего атеизма, который изгнал верующих людей из храмов. В лучшем случае храмы отдавались под музеи, как этот храм, а в худшем их просто взрывали.
  • Мы сейчас живем в особую эпоху. Некоторые святые отцы говорили, что такие эпохи наступают для передышки, и это вполне возможно. Никто не знает, что нас ждет в будущем. Это совсем не значит, что нужно говорить о неких «страшилках», но история всегда предполагает смену хорошего на плохое, плохого на хорошее. Потому что в истории, кроме Промысла Божия, присутствует еще и человеческий грех. Если бы этого греха не было, то мы бы уже пребывали в Царстве Божием даже при земной жизни. Но это не так, и греховные страсти, грехом движимые силы нередко приводят к большим трудностям, в том числе в государственной, общественной, личной жизни, и каждый об этом хорошо знает. Но вот сейчас особое время — еще раз хочу сказать — духовной передышки для всех нас, и нужно благодарить Бога и за Президента нашего православного, и за руководителей нашего города Петербурга православных, и за многих других государственных руководителей, которые не по должности, не в силу конъюнктуры, а движимые искренним религиозным чувством многое делают для восстановления церковной жизни, в том числе для возвращения святынь.
  • Хотел бы сердечно поблагодарить Вас, дорогой Никас, еще и еще раз за этот бесценный дар. Полностью согласен с тем, что замечательным местом для постоянного пребывания сей святой иконы будет храм Воскресения Христова на Васильевском острове, рядом со Смоленским кладбищем. Такой вот и для меня дорогой храм, я уже об этом говорил. К сожалению, во времена моего детства он был закрыт. Проходя к храму Смоленской иконы Божией Матери, — а мы с мамой, в моем раннем детстве, посещали этот храм каждую субботу и воскресенье, — мы видели отчужденный от Церкви, от народного благочестия храм Воскресения и всегда надеялись на то, что он просияет своей красотой. Поэтому с удовольствием передам этот образ, Ваш бесценный дар мне, в храм Воскресения Христова на Васильевском острове.
  • Еще раз всех вас, мои дорогие владыки, отцы, братья, сестры, поздравляю с замечательным праздником — престольным праздником сего исторического кафедрального собора Санкт-Петербурга, с праздником города, поелику в честь святых Петра и Павла он назван. Их молитвами да хранит Господь землю нашу, да хранит Господь сей град Петербург и, самое главное, да хранит Господь веру православную в наших сердцах. А если есть вера, то есть и надежда на будущее — светлое будущее и народа нашего, и Отечества нашего. С праздником всех вас поздравляю!»
    В дар митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию Святейший Владыка передал памятные крест и панагию.


    Всем участникам богослужения были вручены иконки первоверховных апостолов Петра и Павла с Патриаршим благословением.

    Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

    http://www.patriarchia.ru/db/text/6143539.html
  • « Последнее редактирование: 12 Июля, 2024, 22:10:07 »

    Онлайн Лида

    • Откровенные
    • Патриарх форума
    • *****
    • Сообщений: 3156
    • Репутация: +594/-0
    • Пол: Женский
    Патриаршая проповедь в Неделю 4-ю по Пятидесятнице после Литургии в кафедральном Спасо-Преображенском соборе г. Твери

    21 июля 2024 г. 17:39

    21 июля 2024 года, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице, праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в воссозданном кафедральном Спасо-Преображенском соборе г. Твери. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

    Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Игорь Михайлович, господин губернатор! Дорогие высокие гости, отцы, братья и сестры!

    Можно смело сказать, не впадая ни в какие преувеличения, что сегодня произошло историческое событие. Это исторический день для города Твери, имевшего огромное значение в древней истории нашего Отечества, но и сегодня обладающего большим потенциалом и играющего важную роль в укреплении экономики и обороноспособности страны. Тверь никогда не теряла своего значения, хотя и были времена ее ослабления. И не может потерять — не только потому, что географически прекрасно расположена, но и потому, что здесь живет замечательный народ, трудолюбивый, талантливый, мужественный, который умеет защищать родную землю, умеет сохранять Православие, несмотря на страшные угрозы, и восстанавливает свои святыни.

    Вот и этот замечательный кафедральный собор — разве не символ, не проявление духовной силы тех, кто живет в сем святом граде, включая власти, воинство, людей состоятельных и совсем простых? Такая святыня могла быть воссоздана только соборно, то есть всеми вместе, и только тогда, когда в ней есть потребность. А ведь это самое главное. Если у людей есть потребность иметь храмы, значит, у них есть потребность вступать в контакт с Богом. Не по привычке, не в силу какого-то обряда, а внутренняя, духовная, даже интеллектуальная потребность.

    И ведь этот контакт, если он искренен, сердечен, если он наполнен верой, никогда не посрамляет того, кто вступает в общение с Богом. Разве люди на протяжении тысяч лет обращались бы к небесам, к Богу, если бы не получали ответ? Многие знают: если плохой чиновник, то к нему раз сходили с просьбой, а он не помог, второй раз не помог, а на третий раз уже никто не пойдет. Не будет человек обращаться туда, откуда не приходит ответ, причем положительный, содержательный ответ. Сам факт наличия реальной связи с небом, с Богом есть сокрушительный аргумент против всех, кто Бога отрицает. Или приведите в пример, отрицающие Бога, хоть что-нибудь, что на протяжении тысяч лет сохраняется не просто в традиции, но и в жизни людей, как одна из самых важных потребностей!

    Именно отвечая на эту потребность, а вовсе не теша себя тщеславием, Патриарх и Синод приняли решение строить храмы на русской земле, коих так много было разрушено в безбожное лихолетье. А ведь нас останавливали, говорили, будто все это пиар-кампания, что храмов вполне достаточно, что в некоторых городах они и народом не наполняются, — в общем, что не нужно строить никаких храмов. И это была критика не только в мой адрес, поскольку я инициировал это строительство, но и в адрес всех архиереев, которые активно включились в возведение храмов на территории своих епархий.

    Ну, а где сейчас эти критики? Кому в голову придет утверждать, что напрасно мы сегодня молимся в этом храме, что напрасно строятся храмы на территории Тверской, Петербургской, Московской, Новгородской областей? Никому в голову не приходит, потому что даже самые жесткие критики, наблюдая за этим совершенно дивным процессом, говорят: не знаем, есть Бог или нет, но мы с уважением относимся к тому, что люди делают. Такое и я часто слышу.

    А сколько людей пришло к Богу через строительство храмов — строители, инженеры, архитекторы, представители местных администраций, руководители разного уровня! Почему? Да потому что храм — место присутствия Божественной благодати. И нужно быть уж очень зачерствелым человеком, с каменным сердцем, с детерминированными ложными идеями, чтобы не увидеть за всем этим дивное движение людей к Богу в нашей стране, выражающееся, в том числе, и через строительство святых Божиих храмов.

    Строительство храма — это, как я уже сказал, результат духовного энтузиазма и, несомненно, мировоззренческого подвига, но, с другой стороны, ведь это и обязательство, которое берут на себя все, кто храм строил. Нельзя построить храм, а потом в него не ходить, — говорю, обращаясь к строителям, архитекторам, местному начальству. Построили храм? Извольте ходить! Иначе как объяснить ваши усилия по строительству храма? Может, ради политического пиара строили, если храм Божий вам не нужен? Каждый новый храм — это призыв идти в храм, идти навстречу Господу. А придя в храм, следует подумать о себе, о своей жизни, подвергнуть себя самому главному суду — суду своей совести. Вычленить из своего жизненного опыта все самое тяжелое, позорное, о чем даже вспоминать стыдно, покаяться пред Господом, а если сил хватит, то и на исповеди, чтобы смыть этот грех, чтобы его больше не было, чтобы с нового, чистого листа писать свою жизненную историю. Все эти возможности открываются, когда появляется храм Божий, когда возникает сильная православная община, когда совершаются богослужения, когда совершается общая молитва, когда возвышается дух человека и укрепляется дух народа.

    Еще и еще раз хотел бы поблагодарить и светские власти, которые принимали в строительстве собора активное участие, и церковное руководство, в первую очередь в лице владыки митрополита Амвросия, но, знаю, и многие другие помогали. И, конечно, самая большая благодарность всем вам, мои дорогие, за то, что веру сохранили, за то, что строить храм помогли, за то, что наполняете его в часы молитвы. Верю, благословляю и очень желаю, чтобы и впредь храм Божий вами наполнялся. А если по всей Руси великой произойдет духовное возрождение народа, то никакие силы нас не победят.

    Кстати, это очень хорошо поняли и наши «стратегические партнеры», те самые, которые ополчились на Русь Святую, как мы молимся на каждом богослужении, которые силой, хитростью, попытками дипломатической и экономической изоляции пытаются заставить Россию и русских идти по намеченному ими пути.

    Мои родители пережили Ленинградскую блокаду; отец как инженер участвовал в строительстве оборонных укреплений вокруг Ленинграда. Я уже как-то рассказывал эту историю, но еще раз расскажу. Где-то в районе Луги они строили укрепления и вдруг увидели, как бегут солдатики. Отец их остановил их и спрашивает: «Ребята, вы куда бежите?» — «Отступаем!» — «А почему вы не на боевой позиции?» Один из солдатиков отвечает: «У нас одна трехлинейка на двоих. Нам сказали: когда одного убьют, пусть второй возьмет. На эту трехлинейку одна обойма, а там танки! Как же мы можем победить тех, кто едет на танках?»

    Вот таким было соотношение сил — можете себе представить? А кто победил? Мы победили! Почему победили? Конечно, мужество народа, мудрость военачальников, героизм армии — все это было. Но ведь и другие армии имели мудрых полководцев, прекрасное военное снаряжение, дисциплину — и сдались. А мы не сдались! И за всем этим — не только личный героизм наших воинов, не только талант полководцев. За всем этим — рука Божия. Именно так и наши военачальники времен Великой Отечественной войны воспринимали свои победы, а потому хоть и тайно — уж больно высокое положение занимали, — но приходили в храмы, ставили свечи, молились. Не буду сейчас называть их имена, всем хорошо известные, но знаю по свидетельствам близких к этим полководцам людей.

    Так вот, чтобы нам не делаться горячо верующими только тогда, когда становится уж совсем плохо, давайте каждое воскресенье приходить в Божий храм! С этого начнем, не с каких-то огромных подвигов. Храм построен — приходите в воскресенье, приводите детей, мужа или жену. Именно тогда мы и будем непобедимы. Именно тогда Господь благословит наше личное, семейное, общественное, государственное благополучие. А если построим храмы, а ходить в них не будем, то большая на нас ответственность и сильнее, может быть, гнев Божий.

    Все это говорю вам, мои дорогие, чтобы еще и еще раз подчеркнуть огромное значение Божиего храма в духовной жизни и решающее значение для каждого человека веры в Бога. Решающее — в определении личного, семейного благополучия, а также и в обеспечении подлинного благополучия страны и всего народа.

    Пусть Господь укрепит нашу веру. Пусть эта вера никогда не будет превращаться в обрядоверие. Она навсегда должна поселиться в нашем сознании и нашем сердце, и тогда каждый из нас и все мы вместе станем непобедимыми. Всему этому учит история нашей Церкви, в том числе история Тверского края. И, конечно, навевает эти мысли замечательный, возведенный вашей верой, вашими трудами величественный кафедральный собор. Да хранит Господь землю Русскую, землю Тверскую и каждого, кто с верой и надеждой обращает свое сердце и свою мысль к Господу и Спасителю нашему. Аминь.

    Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

    http://www.patriarchia.ru/db/text/6145218.html

    Онлайн Лида

    • Откровенные
    • Патриарх форума
    • *****
    • Сообщений: 3156
    • Репутация: +594/-0
    • Пол: Женский
    Патриаршая проповедь в День Крещения Руси после Литургии в Александро-Невской лавре

    28 июля 2024 г. 15:25

    28 июля 2024 года, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице, день памяти равноапостольного великого князя Владимира и день церковно-государственного праздника Крещения Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

    Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, дорогой мой собрат! Благодарю Вас за добрые слова, за Ваши труды здесь, в Северной столице, вместе с духовенством, с которым я связан не только узами моего рождения в Северной столице, но и началом моего служения — как священнического, так и архипастырского.

    Должен сказать, что Петербург — это столица, которая прошла через многие испытания, культурные и политические, и, казалось бы, на этом месте мало что могло сохраниться от Святой Руси — той Руси, которую крестил святой князь Владимир. Уж больно грозные вихри веяли именно здесь, над Невой, над Ладогой, над северо-западом России — вихри политических перемен. Чего только стоила страшная революция в ХХ веке, целью которой было вообще изничтожить всякую православную веру, всякую традицию! В безумстве руководители того страшного злодеяния заявляли, что построят некое новое общество — справедливое, счастливое, но без Бога.

    Но ведь и Вавилонскую башню строили во имя человеческого счастья и благополучия, чтобы подняться до небес, соединиться с божеством, воспринять от него силу и быть самыми могущественными и сильными на земле. А башня-то рухнула! И разрушающаяся Вавилонская башня не просто символ — это урок для тех, кто вознамеривается совершить радикальные перемены в жизни народа, не учитывая духовные истины и ценности, глубоко пронизывающие народную душу. Поэтому у революционеров ничего не получилось.

    Конечно, достаточно долго мы находились под влиянием атеистической идеологии и власти, которая разорвала свое преемство с Русью, с Россией и не имела ничего общего с Церковью. Но, тем не менее, мы ведь и это пережили. А до того переживали нашествия иноплеменных — и Карла, и Наполеона, и страшные нашествия во время Первой мировой войны, приведшие к революции и уничтожению Русского государства. Казалось, что всё, вот тут-то конец, вот тут-то осиновый кол вбивается в душу русского народа! А ничего у врага не получилось…

    Одним из вдохновителей той страшной революции был некий господин по фамилии Троцкий. То, что потом подхватил Ульянов-Ленин, было развитием в первую очередь его мыслей, его идей — построение бесклассового общества, справедливого, честного, благополучного, но без Бога, без Церкви. Может быть, я уже когда-то рассказывал, что мне удалось побывать в Мексике в доме Троцкого. Скажу вам, более страшного места я в жизни не посещал. Усадьба, огражденная крепостной стеной с башнями, в каждой башне — пулеметчик. Я спросил смотрителей: «А зачем это?» — «Вы понимаете, мы всегда очень опасались мести Сталина. Вот поэтому до сих пор еще держим эти пулеметы». А в середине усадьбы — металлический столб, а на нем — красная тряпка. Не советский флаг, а красное полотнище, и где-то в полутора метрах от земли — что-то похожее на почтовый ящик с висячим замком. Я попросил, чтобы этот ящик открыли, а там — капсула. «Что это?» — «Это останки Троцкого».

    И тогда я подумал: какая же страшная опасность нависла над Русью, над православным народом, над Церковью, над нашей культурой, когда такие разрушители и веры, и Церкви, и культуры действительно взяли власть! И казалось, что эта власть на века — так они были уверены в своей силе! Но прошли годы — и что осталось от этих лидеров? Ничего не осталось. Если кто-то их почитает, то разве что в узких политических группах. Но то, что было посеяно в душу людей, семена Православия, ожило даже после тяжелейших десятилетий гонений на нашу Церковь.

    И сегодня мы с особым чувством возносим молитвы о всех тех церковных и государственных деятелях, которые содействовали возрождению Православия на нашей земле. В день празднования памяти святого равноапостольного князя Владимира мы особенно молимся за Президента нашего Владимира Владимировича Путина — сегодня его день ангела. Это первый по-настоящему православный Президент, который не скрывает своей принадлежности к Православной Церкви, который причащается, который живет церковной жизнью и одновременно является одним из самых выдающихся политических деятелей современности, имеющим огромный авторитет в мире. Радуемся, что именно сегодня такой правитель во главе державы Российской. И сегодня мы молились о Владимире Владимировиче, чтобы Господь укрепил его душевные и физические силы, помог ему как главе государства и далее вести народ к тем целям, достижение которых еще более укрепит духовную жизнь нашего народа и его материальное благополучие. Включая, конечно, обороноспособность страны, ибо, как мы молимся сегодня в молитве о Святой Руси, многие ополчишася на нее.

    А вот теперь вопрос: почему ополчились? Ведь и у нас существуют демократические институции, выбираются глава государства и парламент, парламент принимает законы — всё как в других государствах Европы. Почему ополчились? Вот когда задаешь этот вопрос напрямую мыслящим людям на Западе, нашим злобным врагам, те, потупив взгляд, говорят: «Вы очень опасны». — «Почему?» — «Потому что вы предлагаете миру альтернативу цивилизационного развития». Точно! Россия сегодня предлагает альтернативу цивилизационного развития. Мы соединяем веру в Бога с современными технологиями, наукой, искусством. Мы современные люди и вместе с тем верующие в Бога и не боящиеся своей веры; и страну нашу возглавляет православный верующий — Президент Владимир Владимирович Путин. Разве это не альтернатива цивилизационному развитию? Я уж не буду говорить о всех ужасах, кошмарах, заблуждениях, в которые сегодня погрузились западные страны на пути апостасии, то есть всякого отхода от Бога.

    Мы должны очень заботливо относиться к своей стране, любить ее, служить ей — каждый на своем месте. Полагаю, что Президент наш заслуживает общенародной поддержки. Знаю, что абсолютное большинство народа нашего поддерживает Владимира Владимировича — надеюсь, не только какие-то группы людей, но весь наш народ. Потому что сегодня он являет в своей личности не зависящего ни от каких зарубежных центров, по-настоящему суверенного руководителя суверенного государства.

    Ну, а если обобщить то, что было сегодня мною сказано, мы с вами имеем счастье жить в России, в свободной стране, по-настоящему свободной стране. Кто-нибудь сейчас на Западе ухмыльнется, а я предлагаю всем, кто ухмыльнулся, подумать, от каких сил и центров власти вы, дорогие братья и сестры, зависите и шагу ступить не можете. А мы живем в суверенной свободной стране — страна и народ сами выбирают путь своего развития. И еще раз хочу сказать: мы как альтернатива цивилизационного развития для одних привлекательны, так что к нам обращаются и умы, и сердца людей; а другие видят в нас опасность. Ведь как же так — вроде там, на Западе, и с Богом покончили, и Церковь где-то на обочине общественной жизни, а здесь всё наоборот! Да, наоборот. Потому что Русь Святая хранит веру православную. Так мы молимся и верим, что Господь хранит нашу землю Русскую, наше замечательное государство, и благословляет, в том числе, и нашего всеми уважаемого Президента. Поэтому сегодняшний день, наполненный такими разными смыслами, думаю, всех объединяет в одном — в любви к Отечеству. Надеюсь, что большинство людей объединяется сегодня и любовью к Церкви — Церкви-Мученице, Подвижнице, Исповеднице, которая, пройдя через все искушения и страдания, осталась живой и действующей.

    И молитва наша сегодня только об одном — чтобы оградил Господь землю Русскую от врагов внешних и внутренних. Когда я возгласил впервые эту фразу, многие ополчишася на меня и стали задавать вопросы: «А кто эти внутренние враги?» Я говорю: «Не я должен это определять. А вы повнимательнее подумайте и посмотрите — есть такие». Но, к счастью, сегодня эти группы людей не оказывают никакого существенного влияния на развитие России.

    А мы сегодня радуемся, совершая память святого равноапостольного великого князя Владимира. Радуемся, что действительно пришло на Русь то время, когда Церковь свободна, люди свободны, когда развиваются все стороны жизни нашего народа и нашего государства. Дай только Бог, чтобы все мы были способны поддерживать это развитие, в нем участвовать, а главное, сохраняя веру в Господа и Спасителя, никогда от этой веры не отказываться. В этом залог подлинного суверенитета России и подлинного благополучия нашего народа. Аминь. Храни вас всех Господь!

    Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

    http://www.patriarchia.ru/db/text/6147736.html

    Онлайн Лида

    • Откровенные
    • Патриарх форума
    • *****
    • Сообщений: 3156
    • Репутация: +594/-0
    • Пол: Женский
    Патриаршая проповедь в праздник обретения мощей преподобного Серафима Саровского после Литургии в Храме Христа Спасителя

    1 августа 2024 г. 14:50

    1 августа 2024 года, в праздник обретения мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца (1903), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

    Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

    Мы сегодня вспоминаем преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского, которого называем чудотворцем, потому что как при жизни, так и после своей кончины он совершил и совершает многие чудеса. Все православные люди, в общем, знают его житие. Знают, что с человеческой точки зрения он был глубоко несчастен: в детстве упал с колокольни, чуть не разбился, стал инвалидом — низкого роста, согбенный, немощный… У нас таких сейчас отправляют на пожизненное пребывание в соответствующих учреждениях, где за ними следят, ухаживают. А преподобный Серафим Саровский, будучи глубоким инвалидом, практически неспособным к жизни в обществе, уходит даже из этого общества. Куда? В лес, чтобы там жить и молиться. А ведь в лесу и дикие звери, и дров нужно нарубить, чтобы костер или печурку разжечь, и продукты питания какие-то нужно иметь. А как всё это в лесу? Всё же самому надо делать — выращивать, ухаживать, заботиться, обеспечивать просто физически свое существование. И каково это для инвалида, который ни на что не был пригоден в обществе?

    Но именно здесь, в этом лесу, в этой пустыне, и раскрывается сила благодати Божией, которая почила на преподобном. Он силой Божией живет в этом лесу. Не просто физически поддерживая свое существование — он молится, да как молится — стоя на камне! И молитва — тысячу дней и ночей! Не следует думать, что преподобный не сходил с камня — конечно, сходил. Но местом его молитвы была не келья, а этот камень. И опять-таки, ведь не богатырь стоял на коленях на этом камне — инвалид, человек, неспособный даже к общежитию с другими людьми. Но на преподобном Серафиме Саровском явственно и просто — так просто, что понятно любому, — явилась сила Божия, благодать Божия, которая «немощная врачует и оскудевающая восполняет». И вся немощь преподобного уврачевана была этой силой Божественной благодати. Он был сильным, очень сильным, оставаясь внешне инвалидом, и эта сила была только от Бога. Не от тренировок, не от хорошего питания, не от прогулок на воздухе, не от медицины — только от Господа.

    Современный человек, даже глубоко верующий, конечно, обращается к врачам, если что-то происходит со здоровьем. Ну и правильно, так и надо поступать. Но, наверное, мало кто возлагает надежду в первую очередь на Бога, а не на лекарства. Это не значит, что не надо принимать лекарства — нужно! Однако даже при самой лучшей медицине можно очень долго болеть, и мы знаем случаи, когда человек становится просто недееспособным, а врачи разводят руками и говорят: медицина не в силах разрешить такие вопросы, мы еще не достигли такого уровня. А преподобный Серафим — без медицины! Еще раз хочу сказать: я не призываю отказываться от медицины — напротив, нужно следить за своим здоровьем и лечиться, еще и потому, что мы ведь не такие, как Серафим Саровский. Мы же не способны тысячу дней на камне стоять и молиться — мы даже утром и вечером не всегда молимся. Утром на работу или еще куда-то — ну, вечером помолюсь. А вечером домашняя суета, заботы и снова забыли помолиться, ложимся, наспех перекрестившись, и спать. Ну какая тут благодать Божия? Откуда она возьмется?

    Конечно, на камнях стоять не надо, а Богу молиться надо, особенно если из нашей жизни уходит молитва искренняя, сердечная. Не просто по молитвослову прочитал, и тут же всё забыл. Молиться так, чтобы мы почувствовали, что к Господу обращаемся. И никаких особых словесных выражений не надо — умом, сердцем обращаемся к Господу, просим Его помощи, а в ответ на это стараемся жить по Божиему закону. Потому что если просим Господа о помощи, а живем как люди неверующие, то вряд ли помощь к нам придет, и тогда слабая наша вера вообще исчезнет.

    Когда я был ректором духовной академии, я жил в Санкт-Петербурге на квартире. И вот приходит соседка и говорит: «Ну, скажи ты мне, пожалуйста, — вот я всё Николаю Чудотворцу молилась-молилась, свечки ставила-ставила, а мужа взяли и посадили». Спрашиваю: «За что посадили?» Отвечает: «За воровство». Тогда я улыбнулся и сказал: «Теперь молись, чтобы он скорее вышел оттуда. Потому что никакая молитва не остановит Божий суд, который осуществляется, в том числе, посредством человеческого суда. И если муж воровал, то должен сидеть в тюрьме. А вот когда отсидит и выйдет на свободу, ты уж делай всё для того, чтобы у него восстановились силы, а самое главное — чтобы в Бога верил, и ты сама молись». Не знаю, достигли мои слова этой женщины или нет, но, думаю, в каком-то смысле достигли.

    Простая молитва, обращенная к Богу с верой, совершает чудеса. И даже не требуется стояние на камне — вера требуется. И, конечно, еще раз скажу: чтобы вера не была мертва, нужно совершать добрые дела. Это просто как закон. Если ты христианин, ты обязан совершать добрые дела. Помочь в первую очередь тому, кто нуждается. Не всегда это возможно материально, если у самого недостаточно средств, но ведь как много способов помочь, поддержать словом, делом! Каждый может найти свой способ совершения добрых дел, ведь без добрых дел вера мертва есть (см. Иак. 2:17).

    Сегодняшний праздник воспоминания о святом преподобном и богоносном отце нашем Серафиме Саровском, конечно, обращает нашу мысль к идеалу, каковым был преподобный Серафим, к великому подвигу молитвы, к великому подвигу воздержания, терпения, духовного мужества, и, конечно, большинство людей себя с таким подвигом не отождествляет. Но это не значит, что мы не должны этот пример хранить в своем сердце и делать то, что мы можем делать, то, что нам по силам. Самое главное — делать добрые дела. И еще раз повторю: если они уходят из нашей жизни, то и вера наша теряет всякую силу.

    Именно такие мысли возникают, когда вспоминаешь дивный образ и жизнь святого преподобного Серафима, который всю свою энергию, все свои силы отдавал на молитву, а через эту молитву обрел великую силу и совершал множество чудесных дел, помогая людям, обращавшимся к нему за помощью. Его молитвами да хранит Господь землю нашу Русскую, да хранит Он всех нас и да укрепляет в вере и доброделании! Аминь.

    Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

    http://www.patriarchia.ru/db/text/6148905.html

    Онлайн Лида

    • Откровенные
    • Патриарх форума
    • *****
    • Сообщений: 3156
    • Репутация: +594/-0
    • Пол: Женский
    Патриаршая проповедь в праздник Преображения Господня после Литургии в Храме Христа Спасителя

    19 августа 2024 г. 15:11

    19 августа 2024 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

    Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

    Сегодня великий двунадесятый праздник Преображения Господня. Мы все знаем, в честь какого события этот праздник установлен — события особенно чудесного на фоне всего того, что происходило во время земной жизни Спасителя. Господь призывает на высокую гору ближайших к Нему апостолов и перед ними преображается, то есть меняется внешне. Он не просто человек из Галилеи, Которого почитали ученики, называя его Учителем, и поражались Его чудесам и словам, но Он — нечто большее, что просто великий Учитель. И свидетелями Божественного присутствия на горе Фавор стали ученики Спасителя, которые увидели рядом с Ним древних пророков и поняли, что это действительно Сын Божий. А ученики были к этому готовы, ведь накануне в Кесарии, недалеко от места, где Господь преобразился, Спаситель их спрашивает: «А за кого Меня почитают люди?» (Мф 16:15). Стали перечислять: некоторые — за Илию, некоторые — за Моисея, некоторые — за каких-то других пророков, которые были в прошлом, но ныне явились в Твоем лице. Тогда Господь спрашивает: «Ну, а вы за кого Меня почитаете?» И Петр говорит нечто неожиданное, абсолютно не проистекающее ни от одной из бесед Спасителя. Петр отвечает: «Ты Христос, Сын Божий», то есть Ты Мессия, Спаситель мира. Как же этот простой рыбак увидел в своем Учителе не просто сильного человека, чудотворца, но обещанного пророками Спасителя мира? Господь говорит: «Не плоть и кровь тебе это открыли». Действительно, Божественным Духом обрел это ведение апостол и провозгласил великое свидетельство о том, что их Учитель Иисус из Назарета есть обещанный Спаситель мира.

    Эту весть апостолы понесли по всему миру. Столько чудес Господь совершил, столько милости явил людям, как никто другой, как ни один из пророков, как ни один из чудотворцев! Да какие чудеса, которые точно свидетельствовали людям о Его Божественной природе! Не может человек ходить по водам, не может воскрешать мертвых, не может так исцелять больных, в конце концов, не может так проповедовать. Но ведь не верили и не принимали Спасителя! Поэтому было необходимо укрепить веру учеников, а им предстояло страшное испытание — стать лицезрителями поношения, пыток, истязаний и крестной смерти Спасителя. А почему это было тяжелейшим испытанием веры? А потому что в сознании апостолов Христос, Сын Божий, обладал всемогуществом — ведь то Он-то может защитить Себя от этих ударов плетью, от этих издевательств, тем более от позорной крестной смерти! Ну что Ему стоит не просто сойти с креста, а в одно мгновение уничтожить всех хулителей, гонителей, истязателей? Но ведь ничего такого не произошло, и это было величайшим испытанием веры апостолов. Так вот, для того чтобы они не усомнились в Его Божественной природе, не усомнились в том, что Он и есть Спаситель мира, Господь незадолго до Своих страданий и преображается перед ними на горе Фавор, являя Свою Божественную природу, Божественную славу. И в подтверждение этой Божественной природы Спасителя предстоят Ему ветхозаветные пророки Илия и Моисей. И мы знаем, что никто из апостолов не дрогнул, кроме Иуды-предателя. Все сохранили веру в Него. В какой-то момент испугались, когда за Спасителем пришли в Гефсиманию, чтобы арестовать Его и повести на пытки, истязания и крестную смерть, но прошли эти страхи, и апостолы стали первыми проповедниками слов Спасителя, первыми провозвестниками спасения, которое принес Господь, и одними из первых мучеников, ибо все погибли мученической смертью, кроме апостола Иоанна Богослова.

    Вот такой сегодня дивный праздник, который укрепил веру апостолов в то, что Иисус, их Учитель, есть Спаситель мира. Этот праздник должен укреплять и нашу с вами веру. Ведь всякий раз, когда мы в храме молимся, когда мы приобщаемся Святых Христовых Таин, мы предстоим Господу невидимому, ибо недостойны видеть то, что реально происходит во время Божественной литургии, недостойны видеть снисхождение Святого Духа на Дары, которыми причащаемся, — Тело и Кровь Спасителя, которые преподаются нам под видом хлеба и вина. И как явление Спасителя на горе Фавор укрепило веру апостолов, так и каждое посещение Божественной литургии, которая является нашим Фавором, нашей встречей с Господом, должно укреплять нашу веру. Тем более что мы, причащаясь Тела и Крови Спасителя, входим в такое соприкосновение с Богочеловеком, которое делает нас сопричастными жизни, смерти, Воскресению и спасительной миссии, принесенной Господом ради нас, грешных, на эту землю и даровавшей возможность спасения каждому из нас.

    Вот такой дивный день сегодня в церковном календаре, такая замечательная служба. Я рад видеть всех вас, мои дорогие, в этом замечательном храме, который ведь тоже в каком-то смысле является символом воскресения нашей веры, веры нашего народа, и замечательным памятником духовного подвига и героизма наших благочестивых предков.

    Благословение Божие да пребывает над Отечеством нашим, над Церковью нашей, над Президентом нашим православным Владимиром Владимировичем, над воинством нашим и, конечно, над всем благочестивым нашим народом. Аминь.

    Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

    http://www.patriarchia.ru/db/text/6152133.html