Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 834414 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3156
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня трезвости

11 сентября 2024 г. 09:00

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением по случаю Всероссийского Дня трезвости.

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри!

Всечестные отцы и матери! Дорогие братья и сестры!

Ныне мы вспоминаем мученическую кончину святого Иоанна Крестителя, которую он претерпел за верность правде Божией. Даже перед лицом смертельной опасности Иоанн Предтеча не преставал убеждать нечестивого царя Ирода оставить грех прелюбодеяния. Однако тот не только не внял увещаниям пророка, но и совершил еще более тяжкий грех: лишил жизни сего святого человека, расслабев рассудком от употребления алкоголя.

«Пия вино, не пропивай ума», — наставляет преподобный Исидор Пелусиот (Письмо 313. Зосиме). Вино, которое дано человеку Богом для радости, при неумеренности может стать источником разнообразных бед и несчастий, болезней и жизненных трагедий.

В качестве напоминания о пагубности невоздержания Русская Православная Церковь в праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя установила особый День трезвости, в который призывает своих верных чад к сугубому посту и молитве, в том числе и о тех, кто страждет страшным недугом алкоголизма. «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством» (Лк. 21,34), — предупреждает нас Христос, напоминая о важности быть готовыми в любой момент предстать пред Сына Человеческого (Лк. 21:36). Пусть эти строгие слова Спасителя и поучительный пример воспоминаемого ныне евангельского события будут для нас полезным назиданием, дабы мы всегда стремились трезвиться душою и телом.

Заступничеством честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна да ниспошлет нам Владыка Святый и Истинный (Откр. 6:10) Свою благодатную помощь в духовном возрастании и дарует добрый ответ на Страшном Судище Христовом.

http://www.patriarchia.ru/db/text/6155465.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3156
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на X Санкт-Петербургском международном форуме объединенных культур

11 сентября 2024 г. 17:17

11 сентября 2024 года в Большом зале Мариинского дворца (Законодательное Собрание Санкт-Петербурга) состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками X Санкт-Петербургского международного форума объединенных культур «Культура XXI века: суверенитет или глобализм?».

Уважаемые участники форума! Дорогие братья и сестры, дамы и господа!

Всегда с особым чувством принимаю участие в общественных мероприятиях в родном для меня городе. Думаю, где бы петербуржцы ни жили, малой родиной для них всегда остается великий город на Неве. Вот и я отношусь к таким петербуржцам, которые никогда не теряли внутреннюю духовную, культурную и даже интеллектуальную связь с этим городом, а потому всегда с благодарностью принимаю приглашение принять участие в проходящих здесь значимых мероприятиях. Так и сегодняшний повод встретиться считаю очень подходящим, для того чтобы поделиться с вами своими мыслями.

Серьезный разговор о культуре всегда имеет аксиологическое, то есть ценностное измерение. Потому что культура — это то, что несет в себе ценность. Всё, что ценности не имеет, культурой не сохраняется, превращается в прах. Иногда в прах превращаются и произведения культуры и искусства, и мы знаем такие катаклизмы, которые разрушали целые цивилизации, но сама по себе культура есть механизм передачи ценностей. Это утверждение, которое, как мне кажется, следует принять во внимание.

Слово «культура» имеет тот же корень, что и слово «культ», это хорошо известно, и происходит от известного латинского глагола colere, который означает «возделывать», «ухаживать», а также «почитать». Соответственно, важнейшая тема, начинающаяся в религии и красной нитью проходящая через любую культуру от истоков до современности, — это тема аксиологическая: чтó именно ценно, значимо, дорого, свято для данного общества в контексте его исторического развития. Итак, тема культуры органически связана с темой ценностей, а там, где нет ценностей, там и культуры быть не может.

Попытки западноевропейской философии XVIII-XIX веков представить религию как «детство человеческого разума» — именно так пытались представить религию такие философы, как Огюст Конт, Людвиг Фейербах или известный всем, особенно в нашей стране, Карл Маркс — в новейшее время были признаны совершенно несостоятельными, особенно после завершения драмы атеистического гуманизма XX века.

Ведь религия обращена не только к разрешению так называемых предельных вопросов бытия: чтó есть смерть, боль, страдание, зло? Она дает и проверенные веками практические ответы на такие вопросы: как жить? к чему стремиться? во чтó верить? Вообще, какова цель жизни? Марксистская философия, с которой, я думаю, старшее поколение хорошо знакомо, утверждала, что человек живет для будущих поколений. Но ведь это абсурдная точка зрения! Что значит «живешь только для будущих поколений»? А твоя собственная жизнь какую ценность имеет? Или ты просто механизм передачи чего-то, что будут использовать, чем будут наслаждаться и ради чего будут жить будущие поколения? Какова же твоя ценность? Вот сколь уничижительное отношение к человеческой личности, человеку разумному, которого Господь предназначил для совершенно определенных целей бытия, характерно для марксистской философии.

Неслучайно Мирча Элиаде, один из крупнейших исследователей религии в XX веке, пишет: «Кризис бытия имеет "религиозный" характер, так как на древнем уровне культуры бытие отождествляется со священным» («Священное и мирское»). Очень точное определение — всё началось со священного. Культура возникала вокруг культа. Некоторые материалистически настроенные люди, размышляя на эти темы, утверждают, что культура первична, а культ вторичен. Нет, именно культ первичен, всё начиналось с поклонения божеству. Божества были разные, но всякое поклонение высшей силе сопровождалось проявлением интеллектуальных и эстетических сил человека. В жертву Богу приносили не только животных, но и все самое лучшее — в том числе создавались храмы, замечательные произведения искусства, будь то искусство античное, средневековое или современное.

Ключевым для культуры в ее классическом виде было греческое понятие пайдéйя (παιδεία), что означает целостный процесс воспитания и образования человека. Собственно, латинское слово «культура» появилось позже, а пайдéйя включает в себя не только передачу знаний, но, прежде всего, формирование характера, моральных ценностей, эстетического вкуса. Она не разделяет обучение как загрузку знаниями и воспитание как насыщение ценностями и смыслами. Для древнегреческой культуры одно без другого было не только невозможно, но даже опасно, губительно. Пайдéйя рассматривалась как непрерывный процесс, направленный на достижение идеала, объединявшего понятия красоты и добродетели. Вот очень важно обратить внимание на это сочетание: красота, то есть сфера эстетики, и добродетель, категория нравственная.

Если же мы посмотрим на современное образование, то увидим довольно непростую ситуацию. Крен современных образовательных систем в формальный интеллектуализм привел к невнимательности к двум другим важным составляющим пайдéйи: физической культуре и развитию эстетического чувства.

Третий важный момент: необходимо прилагать постоянные усилия для отстаивания и сохранения самих основ культуры, которые, несмотря на свою фундаментальность и значимость, продолжают оставаться прекрасными, но слабыми растениями. Если земледелец бросит семена в почву и забудет про них — они могут погибнуть, будучи вытеснены мощью и силой дикой природы.

Сегодня мы наблюдаем активное «раскультуривание»; появилось даже особое понятие для описания вводимых в обиход практик — «новая нормальность». Мы видим также переименование различных «дикостей» в «новую культуру». Прошедшая Олимпиада — яркий тому пример. Репортажи с Олимпиады — это очень пессимистическая картинка, отражающая падающую вниз траекторию духовной и культурной составляющей западной цивилизации. Когда я смотрел на эти картинки, я думал: нельзя Боженьку обижать! Картинки Олимпиады говорят о невероятном регрессе западной цивилизации, которая пытается подверстывать под себя все другие культуры.

Люди могут продолжать произносить знакомые слова и следовать обычаям, не задаваясь вопросом об их происхождении и смысле — но на деле их разрушать! Они могут придерживаться некоторых убеждений, но быть не в состоянии объяснить ни того, как они возникли; ни того, на чем они основаны; ни того, куда они ведут. Например, в русском языке мы говорим «спасибо», и, как правило, люди не задумываются над тем, что это слово на самом деле есть не что иное, как пожелание вечного спасения: «спаси Бог!» А ведь православные люди до сих пор так и говорят: «спаси тебя Господь», «спаси тебя Бог» — в ответ на то доброе, что делается в их адрес. Слово сократили, но, слава Богу, даже и в сокращении сохранился его первоначальный смысл. Мы называем последний, или первый, как это было в дореволюционной России, день недели воскресеньем, и не задумываемся об этом. Воскресенье во всех дореволюционных календарях было первым днем недели, но пришла безбожная власть и решила, что воскресенье должно быть последним днем недели. Почему так? Лишь потому, что речь идет о Воскресении. Но как же так — начинать неделю с воскресенья? К сожалению, в нашей современной культуре, в обычаях уже утвердилось, что воскресенье — как бы последний день недели. На самом деле это, конечно, первый день, который всегда начинается с молитвы в храме, с мыслей о вечном, святом, значимом. А уж потом, набравшись духовных сил, посетив храм Божий, причастившись Святых Христовых Таин, христиане призваны начинать неделю. Дай Бог, чтобы мало-помалу возвращалась эта замечательная духовная традиция нашего народа.

«Раскультуривание» тождественно расчеловечиванию, т.е. дегуманизации. Утратив опорные, религиозно значимые ориентиры, культура утрачивает свою душу. Человек, живущий преимущественно как плоть, то есть как животное, отказывается от высокого человеческого достоинства, которое и возделывают культура и религия. Еще Шекспир устами Гамлета сказал: «Чтó значит человек, когда его заветные желанья — еда да сон? Животное — и всё». Еда и сон — как бы неприемлемые для современного человека идеалы, а ведь мы эти понятия заменяем другими, но того же порядка. Например, отдых — какое огромное значение имеет сейчас это понятие в жизни человека! Как будто на галерах работаем, как будто изнемогаем в течение недели! Наступает воскресенье, и все кто куда, и только небольшая часть вспоминает о том, что первый день недели Богу надо посвящать и в храм Божий сходить. К сожалению, утрачиваем мы эти навыки наших замечательных предков.

«Почитать» и «ухаживать» — одни из значений латинского глагола colere — показывают важность воспитания высокой чести в человеке и возделывания нивы человеческого сердца. Убежден, что отказ от борьбы за высоту нравственного образа человека в угоду страстям и извращениям — это самое настоящее предательство человека и человечности.

Выдающемуся отечественному филологу Юрию Михайловичу Лотману — с которым мне довелось быть лично знакомым и много общаться, которого я всегда с благодарностью вспоминаю как человека умевшего и дискутировать, и представлять свою точку зрения, и внимательно слушать — принадлежит замечательное суждение: «культура начинается с запретов». Если бы священнослужитель, тем более Патриарх, такое произнес, разнесла бы его либеральная интеллигенция в пух и прах, а вот к Лотману не прикоснулись. И особенно поразительно это слышать от человека, который позиционировал себя далеким от религиозной веры. Но Юрий Михайлович настаивал на том, что именно этические ценности придают содержание культуре, а отказ от запретов означает отказ от этических ценностей. Религиозные заповеди, в том числе запреты, есть в любой традиции; они основа «окультуривания». И про это сегодня следует напоминать вновь и вновь! Запреты — это не путы. Запреты, происходящие от опыта человечества или глубокой веры, являются факторами, формирующими человеческую личность.

И вот еще о чем хотел бы сказать.

Христианство никогда не было принадлежностью какой-то одной культуры или группы культур. Ведь оно принадлежит всему миру, его призыв обращен к каждому человеку. Самые разные народы отзывались на Благую весть, то есть Евангелие. Самые разные культуры преображались под его влиянием, в то же время сохраняя свою самобытность. Христианство всемирно, и в этом смысле глобально. Но оно разительно отличается от того, что мы привыкли связывать с глобализмом. Христианство глобально совсем по-другому: в его всемирности нет обезличивания, стирания уникальных черт каждой культуры и навязывания всему миру сформированных в одной конкретной культурной среде политико-идеологических установок — того, что сейчас происходит и с чем мы сталкиваемся на уровне философии, на уровне политического мышления и даже на уровне культуры.

Культура — это то, что дает возможность каждому народу обратиться к миру со своим посланием, внести вклад в сокровищницу мирового наследия. Таким образом, национальные культуры своим многообразием образуют культуру глобальную, не несущую опасности для их существования.

«Служите друг другу каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4:10), — учит нас апостол Петр в своем послании. И это относится не только к отдельным людям, но и к народам, каждый из которых предстоит пред Богом в своей уникальности. Православный японец остается японцем, православный якут — якутом. Наша вера не поглощает различные культуры, но духовно преображает их изнутри. Более того, влияние христианства простирается далеко за пределы того, что мы можем назвать христианским миром, теми странами, где христианская вера преобладает. Любая национальная культура — это достояние всего мира. Русская — в том числе: она прошла тяжелейший путь испытаний, которые достойно выдержала, и по сей день русская культура обогащает мир.

В свою очередь, глобализм стирает и обезличивает различные культуры. Он стремится сделать людей одинаковыми: одинаково одетыми, потребляющими одинаковые продукты и услуги, поглощенными одинаковыми развлечениями, с представлениями о мире, внушенными из единых центров глобального влияния. Какое же наследие передадут своим потомкам носители современной «культуры отмены»? «культуры клика»? культуры вседозволенности? Думаю, ответ достаточно очевиден.

Тема форума сформулирована в виде вопроса для размышления: какой должна быть культура XXI века — суверенной или глобальной? Но убежден, что корень проблемы лежит в несколько иной плоскости: сегодня мы переживаем столкновение культуры и антикультуры. Это борьба за само понятие человека, чтó есть человек. Эта борьба идет и внутри отдельных культур, и в общемировом масштабе.

Настоящая культура по природе своей всегда аскетична. Так и говорят: подвижник на поприще культуры, человек, который во имя продвижения культуры, поддержки культуры, создания культурных произведений идет на подвиг самоограничения. Действительно, без стремления к совершенству, через, в том числе, самоограничение и подчинение наших инстинктов высшим целям и ценностям, никакого культурного делания быть не может. Культурное делание — всегда подвиг. А «подвиг» — очень интересное русское слово. Подвижник — это человек, который двигается, который не стоит на месте. И когда мы говорим «Этот старец — подвижник», а он сидит у себя в келье, полностью отделенный от мира, — о каком подвиге речь? О колоссальном подвиге работы над самим собой. Подвиге, который обеспечивает движение вперед и вверх, как я часто говорю.

Такая культура исходит из того, что любые достижения — будь то создание семьи, воспитание детей, профессиональный успех или вклад в общественную жизнь — предполагают готовность к жертве и самоотречению. За ней стоит понимание свободы как свободы от страстей или, пользуясь религиозной терминологией, свободы от греховности и тех импульсов нашей поврежденной природы, которые как бы насильственно тащат человека за собой, не давая жить подлинной жизнью, которые поглощают вертикальное измерение человеческой личности.

Наряду с культурой, которая ведет человека вперед и вверх, существует и антикультура, которая настойчиво сталкивает человека вниз по склону, подталкивает его двигаться по пути наименьшего сопротивления, то есть по пути капитуляции перед своими биологическими инстинктами или созданным на основе этих инстинктов мировоззрением. Мы говорим «потребительское мировоззрение», а оно именно оттуда, от инстинктов.

Всё это, конечно, существовало со времен грехопадения, это не какая-то новация нашей эпохи. Но в наши дни потакание страстям сделалось предметом как коммерческой, так и политической эксплуатации. Использование человеческих слабостей и пороков всегда было высокодоходным делом. Апелляция к полу в самом грубом и примитивном варианте — постоянная тема индустрии развлечений. Сегодня сама тема пола и самоидентификации стала еще одной игрушкой в руках людей «со сожженной совестью», как о них говорил апостол Павел (1 Тим. 4:1).

Но эту антикультуру подталкивает не только коммерческий интерес. Она обладает большими политическими возможностями. Людей — особенно молодых и житейски неопытных — легко привлечь на свою сторону, прославляя и поддерживая следование по «пути наименьшего сопротивления», объявляя неограниченный поиск удовольствий как бы «священным правом» человека, а любые попытки напомнить о том, что эта дорога ведет отдельных людей, да и может вести всех нас к общественному краху, воспринимаются как угнетение, против которого должны выступать все те, кто считает себя «борцами за свободу».

И еще вот о чем хотел бы сказать. Антикультура всегда является антирелигиозной — она стремится лишить человека всякой духовной опоры и надежной системы нравственных координат. Осознание религиозных корней культуры, напротив, возвращает ей изначальный смысл, откуда все и пошло: культ — культура. Религия и культура, таким образом, не просто союзники. Настоящая культура, как и религиозная вера, устремляет человека к миру идеального, возвышает разум и душу, формирует самосознание и формирует систему этики, в рамках которой и должно осуществляться наше общежитие.

В завершение выступления хотелось бы привести важное свидетельство одного из исповедников Русской Церкви ХХ века. В своем духовном завещании священник и философ Павел Флоренский, которого часто называют «русским Леонардо», писал из Соловецкого лагеря детям: «Приучайте себя всё, что бы ни делали вы, делать отчетливо. Не смазывайте своей деятельности, не делайте ничего безвкусного, кое-как. Помните: в “кое-как” можно потерять всю жизнь … Кто делает кое-как, тот и говорить научается кое-как, а неряшливое слово… вовлекает в эту неотчетливость и мысль. Не дозволяйте себе мыслить небрежно… В этом залог духовной свободы и радости мысли».

Перед нами стоит непростая, но очень важная задача. В полной мере сознавая, к какой опасной черте приблизился мир, и отчетливо понимая всю возложенную на нас ответственность, мы не имеем права небрежно мыслить и небрежно действовать, но призваны сообща остановить процесс дегуманизации культуры, вернув человеку и человечеству его высокое, Богом определенное достоинство. Если всем нам будет дано совместно сделать что-то доброе и правильное в этом направлении, то сделанное нами будет иметь историческое значение.

Благодарю за внимание и желаю всем вам успехов в предстоящих трудах.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6158099.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3156
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы участников X Санкт-Петербургского международного форума объединенных культур

11 сентября 2024 г. 21:46

11 сентября 2024 года в Большом зале Мариинского дворца (Законодательное Собрание Санкт-Петербурга) состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками X Санкт-Петербургского международного форума объединенных культур «Культура XXI века: суверенитет или глобализм?». После выступления Святейший Владыка ответил на вопросы собравшихся.

(Елена Владимировна Шмелева, руководитель образовательного центра «Сириус»): Спасибо, Ваше Святейшество, за выступление. Этим летом Президент России утвердил приоритеты научно-технологические развития страны, и укрепление социокультурной идентичности российского общества, повышение уровня его образования является одним из самых важных приоритетов для нас всех. Именно так Россия должна ответить на разразившийся во всем мире кризис мировоззрения, который во многом является кризисом образования. Как Вы считаете, удается ли сегодня в России вернуть образованию его первоначальный смысл? Спасибо.

— Очень красиво Вы сформулировали, но вопрос-то очень сложный. Образование — это создание образа, формирование образа. Поэтому для того чтобы не было кризиса, надо ясно понимать, какой образ, какого человека мы хотим воспитать. Когда нам говорят, что мы живем в эпоху, так сказать, свободного выбора и что может быть много разных моделей воспитания, образования и всего прочего, я с этим совсем не согласен. Потому что должна быть некая общая модель; должен быть консенсус — интеллектуальный, мировоззренческий консенсус — относительно того, как должна быть построена система образования. И в первую очередь мы, конечно, должны отталкиваться от того, что являемся наследниками не той культуры, что в Папуа – Новой Гвинее, и не той культуры, что возникла на развалах колониальных империй, и даже не той культуры, которая существовала в Западной Европе. Мы наследники своей собственной культуры, которая сформировалось под влиянием как Востока, Византии в первую очередь, так и, что греха таить, под влиянием западным — это особенно чувствуется в Петербурге. Но эти влияния не разрушили наше самосознание, не разрушили наши культурные ценности, не сделали нас чужими для своей собственной страны и для большинства народа.

А ведь были попытки сформировать интеллигенцию по образу и подобию других стран. К чему это привело? К страшным революциям. Ведь всё оттуда, все эти три революции — это продукт такого воспитания, когда молодежи прививали ценности других стран, и желание жить как другие привело к революциям. А наша перестройка, или, как ее в народе называют, «катастройка»? А все эти страшные эксперименты, которые произошли совсем недавно? Опять-таки, «жить так, как они живут; нам ничего изобретать не надо, нам нужно просто все копировать». Россия — не Папуа – Новая Гвинея, еще раз скажу, и никакого копирования быть не может.

Это не значит, что мы должны жить замкнуто и не воспринимать опыт других — совсем нет! Образование предполагает, в том числе, научный обмен, интеллектуальный обмен, культурный обмен. Только усваивать надо исходя из того, что говорит апостол Павел: «все мне дозволено, но не все полезно» (см. 1 Кор. 6:12). Вот этот критерий должен быть выработан на общенациональном уровне. Все дозволено, пожалуйста, но все ли нам полезно? А ответить на вопрос, что полезно и что не полезно, — это опять-таки обратиться к нашему целеполаганию. Какую страну мы хотим построить? Какой народ воспитать? Хотим ли мы идти строго по западным образцам? Думаю, сегодня абсолютное большинство скажут «нет!» Люди путешествуют по миру, видят, что там творится, видят, до чего дошло безумие человека, который неправильно истолковал дарованную ему свободу; и то, что Запад находится в глубочайшем нравственном, духовном и даже интеллектуальном кризисе, — очевидно.

Поэтому этот путь — не наш путь, но при всем том мы не должны исключать возможность использования и технологий, и научных знаний, да и просто взаимополезного обмена мнениями, идеями. Замыкаться не надо, только первородство свое терять нельзя. Мы должны быть бдительными: первородство ни в коем случае терять нельзя! А если снова появятся у нас какие-то умники, как уже неоднократно появлялись, то им следует сказать: «Нет, простите, мы уже все проходили — и три революции, и войны, и построение "самого справедливого в мире" общества. И мы знаем, что, идя по этому пути, мы не достигаем цели и губим наш народ. У нас должен быть другой путь — свой, независимый, в хорошем смысле слова национально ориентированный, когда национальные интересы превалируют. Должны превалировать ценности, которым мы научены не от мудрости человеческой, а свыше, и которые содержатся не только в священных текстах, но вошли в нашу культуру, в ее плоть и кровь, которые помогли нашему народу создать великое многонациональное государство. Вот мне кажется, что так.

(Дмитрий Александрович Жук, директор и главный редактор издательского дома «Беларусь сегодня»): Спасибо за возможность задать вопрос. Как Церковь и культура в России и Белоруссии взаимодействуют в деле сохранения нашего культурного наследия — культурных объектов и объектов культа религиозного? Как это происходит, и какие приоритеты Вы видите в этом деле? Спасибо.

— Как это происходит на разных уровнях, мне трудно сказать, ведь есть уровень района, области, государства. Большую роль играет мировоззрение руководителя, особенно в нашем культурно-политическом контексте. Но, с другой стороны, мы столько всего пережили за последний век, что, наверное, научились понимать, что в основе наших действий должно лежать в первую очередь благо нашего народа, земли нашей в самом правильном с точки зрения аксиологии смысле. То есть не просто материальное благополучие, хотя и к этому непременно нужно стремиться. Но если материальное благополучие поставить во главу угла, получим беду, потому что насыщение плоти будет превышать и опережать насыщение духа, и тогда оскотиниться очень просто. Видим, что происходит в некоторых богатых странах, — духовный, нравственный кризис.

Почему я так говорю уверенно о нашей стране как Богом отмеченной? Да потому что столько страданий перенести и остаться самими собой — это Божие чудо. Я уж не говорю о мировых войнах, когда против нас восставал весь как бы цивилизованный мир. Выдержали, победили! Выдержали жуткие эксперименты с государственным устройством, три революции, перестройку — чего только не пережили, но сохранили самих себя.

Вот в этой способности сохранять самое главное я вижу некую богоизбранность. Господь с нами, Он не оставляет нашей Руси. А в ответ на что? Под лежачий камень вода не течет — конечно, в ответ на веру людей. Даже тех людей, которые, может, так уж часто в церковь и не ходят, но все-таки поставляют по себя под руку Божию.

У меня как Патриарха и как человека верующего, не просто интеллектуально принадлежащего к религии, но на собственном опыте осознавшего, чтО означает помощь Божия, не буду входить в детали, — жизнь сложилась, с одной стороны, очень интересно, с другой стороны, очень рискованно. При выполнении поручений Священноначалия во времена холодной войны мне приходилось бывать в таких горячих точках мира, из которых люди не всегда выходили живыми. Но Господь всегда хранил.

Приведу только один пример. Это была эпоха войны в Индокитае, а я работал во Всемирном совете церквей. По его решению был создан Фонд по реконструкции и примирению в Индокитае, и я был в числе директоров этого Фонда. Пять директоров от всех континентов, и я один из них. Наша задача заключалась в том, чтобы посетить Северный Вьетнам, Южный Вьетнам и, самое опасное, зону, подконтрольную «Патет Лао», прокоммунистическим повстанцам. Мы должны были поехать в джунгли, встретиться с теми, кто взыскал нашей помощи, оценить наши возможности и реальность эту помощь передать. В общем, все было очень сложно, и когда я прилетел в Лаос, то прежде всего пошел в советское посольство. Там был посол по фамилии Волгин, и меньше всего он напоминал посла, а больше всего— военного, что и правильно, потому что шла война, и мы оказывали военную помощь. Первое, что он спросил: «Ты кто?» Я говорю: «Иеромонах такой-то». — «То есть ты поп? А что ты сюда приперся?» — «Вот я хотел бы с Вами на эту тему поговорить». Я объяснил: нужно гарантировать, чтобы по нам не открыли огонь наши же, когда мы полетим туда, где предстоит передавать гуманитарную помощь. Он в ответ: «Теперь понимаю, что верующие люди ненормальные. И как я могу помочь, чтобы по тебе не стрельнули? Допустим, я позвоню в Москву, потом надо будет все согласовывать с политическим руководством, с военными, ну и примут, допустим, что уже будет чудом, решение сделать так, чтобы тебя никто не сбил. Потом надо будет этот сигнал передать в Ханой, из Ханоя надо передать в джунгли, на батарею. А ты когда вылетаешь?» Я говорю: «Завтра в 5 утра». — «Похоже, мы с тобой прощаемся навсегда».

И вот, представьте себе, на следующий день я шел по аэродрому, где стоял самолет, американский Douglas 5, примерно такой, как у нас Ли-2; старшее поколение помнит эти самолеты, винтовые; у них третье колесо не под кабиной, а под хвостом. Мы сели, и вот что значит молодой человек — взлетели, а я заснул. Просыпаюсь — двигатели самолета меняют режим, похоже, приземляемся. Подозвал стюардессу, говорю: «А мы что?» Отвечает: «А мы скоро сядем». — «А как мы над джунглями пролетели?» — «О, сэр, у нас очень умный пилот. Он не полетел над джунглями, он свернул, перелетел реку Меконг, и мы пролетели по северной части Таиланда, где нет партизан, а потом снова перелетели Меконг. Через 20 километров мы безопасно сядем». Так и сели, и я выполнил миссию, как и полагалось.

К чему я это говорю? К тому, что вот рука Божия. Может еще и по молодости страха никакого не было, но, главное, была глубочайшая уверенность в том, что Господь не оставит, что Он проведет через это испытание, поскольку это для Церкви надо, для Родины надо. И провел!

Возможно, эта история из личной жизни поможет понять, почему я монахом стал, священником стал, почему посвятил свою жизнь служению Господу. Потому что рука Божия — это реальность, это не миф, не сказка. А если человек эту руку не чувствует, то не потому, что рука слабая, а потому что человек недостоин. Вот почему духовное совершенствование человеческой личности, непременное обращение к Богу в молитве, осознание Его присутствия в истории и своей собственной жизни открывает для нас возможность использовать силу Божию.

Пожалуй, это самый главный урок, который я вынес из своей собственной жизни. И уверяю вас, что личный опыт присутствия Бога в жизни есть самое сильное доказательство Его существования. Все остальные доказательства бытия Божия, особенно из схоластической философии, могут быть опровергнуты, а вот это доказательство, являемое в реальном опыте, никогда не будет опровергнуто — по крайней мере, для человека, который через этот опыт прошел. Поэтому, если нужна крепкая вера, нужно почувствовать присутствие Бога в своей жизни.

— Спасибо огромное.

(Закир Мусаев, руководитель представительства Азербайджанского телевидения и радио АЗ-ТВ в Москве): Здравствуйте. Спасибо огромное за встречу и возможность задать вопрос. Как представитель Азербайджанского телевидения не могу не задать этот вопрос. Как вы знаете, Азербайджан и Россия — это многоконфессиональные страны, об этом не раз говорили и заявляли лидеры наших стран. И во время последнего визита Владимира Путина в Азербайджан Президенты наших стран посетили православную церковь в Азербайджане. Как Православная Церковь относится к такому разнообразию? И лично Ваше мнение — как Вы оцениваете государственную поддержку православной общины в Азербайджане? Спасибо огромное.

— Азербайджан — это страна, с которой я очень связан, и в первую очередь, может быть, через личную, искреннюю, сердечную дружбу с вашим Президентом. Когда мы с ним познакомились и пообщались, было очень много совпадений в нашем мировоззрении, в нашем понимании истории, в нашем понимании происходящего сейчас. Поэтому я дружен с вашим Президентом и его семьей как ни с одним другим президентом в мире, вот так сложилось.

Азербайджан — современное государство, действительно многорелигиозное, потому что присутствует, в первую очередь, исламская община, но присутствует и православная община. Никаких конфликтов межрелигиозных не существует! Государство взяло на себя замечательную миссию таким образом регулировать эти отношения, чтобы, не вторгаясь во внутреннюю жизнь религиозных общин, обеспечивать полное взаимодействие и исключать какие-либо конфликты и недоразумения. Поэтому считаю, что Азербайджан является образцом, тем более что действительно существуют две таких сильных общины — в первую очередь, конечно, мусульманская, более многочисленная, и православная. И при том, что это две реальные общественные силы, взаимодействие этих сил очень гармонизировано.

Поэтому могу вас только поздравить с тем, что у вас такой замечательный Президент, и радуюсь тому, что существуют очень близкие личные отношения между вашим замечательным Президентом и нашим замечательным Президентом, а значит, укрепляется дружба между нашими народами.

(: Добрый день, Ваше Святейшество! Спасибо за возможность задать этот вопрос, потому что речь идет о новом вызове, очень важном, особенно для деятелей культуры. Мы второй год обсуждаем эту тему здесь, на площадке культурного форума, — она касается развития искусственного интеллекта. С одной стороны деятели культуры признают, что это вещь полезная, с помощью искусственного интеллекта воссоздается утерянное наследие. Но, с другой стороны, мы видим, что есть и очень серьезные опасения, потому что искусственный интеллект, как полагают многие художники, может вторгнуться в их сферу и в ту сферу, где, вообще говоря, принято говорить о Божественном озарении. Есть ли действительно этот риск, и какие риски несет себе искусственный интеллект для духовного развития человечества? Спасибо.

— Все, что касается искусственного интеллекта, — это тема еще до конца не понятая и не осознанная. Есть, конечно, апокалиптические страшилки, когда искусственный интеллект берет власть над всем человечеством и даже какие-то попытки представить этот кошмар в кинематографе. Неизвестно, насколько это близко к реальности, но само понятие искусственного интеллекта заставляет задуматься о многих возможных последствиях применения этого инструмента.

Господь дал человеку разум, но если бы только разум, то мы мало чем отличались бы от искусственного интеллекта. Однако Господь дал человеку еще и свободную волю, и чувства, чего интеллект искусственный лишен. При этом перспектива такова, что развитие искусственного интеллекта поставит человеческий разум как бы в подчиненное положение, потому что конкурировать с искусственным интеллектом будет невозможно. Если искусственный интеллект достигнет такого уровня, что сможет воспроизводить подобных себе, то возникнет реальная опасность для существования человеческой цивилизации. Пока это выглядит как фантазия, как некая гипотеза, но предположить-то можно, что искусственный интеллект станет творцом и будет воспроизводить себе подобных. Пока это сложно описать в научных категориях, но в категориях философии вполне можно себе представить. Так вот, главная задача заключается в следующем: никоим образом, ни под каким видом нельзя допускать такое развитие искусственного интеллекта, чтобы он вышел из подчинения человеку. Это первое.

Если то, о чем я сказал, носит почти фантастический характер, то второе, о чем я хочу сказать, вполне реально. В вычислительных процессах человек не может сравниться по своим возможностям с искусственным интеллектом, и внедрение искусственного интеллекта может привести к колоссальному технологическому прорыву, к созданию таких машин и механизмов, которые мы сейчас и представить себе не можем. Все это может служить человеку и его благу, а может, как атомная бомба, служить и против человека и нести колоссальную угрозу.

Какой же вывод? А вывод заключается в том, что человек должен становиться лучше — нравственно, духовно. Если прогресса не будет на этом уровне человеческого бытия, то мы проиграем и битву с искусственным интеллектом, и многие другие битвы. Поэтому могу крикнуть на весь мир: если человечество хочет быть счастливым, оно должно быть религиозным. Как у Достоевского? Если Бога нет, то все дозволено. Если человечество теряет религиозную веру, особенно в условиях нарастания технологий, связанных с появлением искусственного интеллекта, то мы действительно входим в эпоху апокалипсиса.

Много об этом думал и даже что-то писал для самого себя: развитие человечества может быть жизнеспособным только при условии одновременного возрастания веры и нравственного чувства. А если вера и нравственная составляющая будут ослабевать, то можно ожидать самых страшных последствий внедрения искусственного интеллекта.

Мы приближаемся к апокалиптическому времени, это всем нам нужно сознавать, и единственный выход из возможного кризиса — вера в Бога. Громко говорю на весь мир: отказываемся от веры в Бога, вновь опускаемся в дарвинистские и марксистские концепции — ничего не получится! Жизнь человека в условиях научного, технологического развития, особенно такого, о каком Вы сказали, может быть обеспечена только при соответствующем возрастании роли веры и религии, и человек в таком случае сможет правильно программировать искусственный интеллект. Другого выхода нет.

Собственно говоря, что такое апокалипсис? Катастрофический конец света, некая глобальная катастрофа. Она может произойти только в том случае, если человек откажется от Бога и от нравственного закона, когда исчезнет понятие нравственного поведения как личности, так и общества. Вот почему религия и вера в Бога — это не 25-й пункт повестки дня, а один из первых, если не самый первый. По крайней мере для меня это самый первый, и с уровнем религиозности нашего народа я напрямую связываю успехи нашего государства.

А разве не чудо Божие, что в такое сложное время мы имеем православного верующего Президента, который не стесняется прийти в Церковь, как это было совсем недавно с другими находившимися на этом посту, который открыто исповедует свою веру, который в своей личности соединяет интеллект, политическую волю и ответственность перед Богом и перед людьми в силу своей религиозности?

Поэтому мы должны идти по пути всестороннего научно-технического развития, заботясь о том, чтобы это развитие не нанесло ущерба природе и одновременно не погубило человека и человеческое общество. Думать о духовной и, не побоюсь сказать, о религиозной составляющей нашего современного научного мировоззрения.

(А.О. Кондрашов): Представляете, Ваше Святейшество, есть такой американец, инженер-программист, его зовут Энтони Левандовски, так он однажды заявил, что на основе искусственного интеллекта он создаст бога. Зачем? Чтобы человек с ним общался, и чтобы этот бог его не наказывал за грехи. Энтони Левандовски считает, что это тот самый бог, который соответствует комфортному проживанию цивилизации на ее нынешнем витке развития. Вот как это?

— Так ничего создавать не надо, все уже существует, только этот «бог» называется диаволом.

(Ань Сяомэнь, старший корреспондент информационного агентства «Синьхуа», Китай): Здравствуйте, вопрос от «Синьхуа». Скажите, что Россия может дать миру в культурном плане? Спасибо.

— Опыт нашей жизни, нашей истории и, что самое главное, построение современной передовой научно-технической цивилизации, каковой Россия является, — в сочетании со способностью сохранять веру в Бога и поддерживать нравственную основу человеческой жизни. Если будет только научно-техническое развитие, если будет только развитие политической мысли, оторванное от глубинных ценностей, то все это на пользу человеку не пойдет. В истории ведь были такие попытки, что-то и Библия об этом говорит: строительство Вавилонской башни, строительство мощных языческих империй. Мы даже не представляем себе, насколько могущественной была Римская империя; насколько эта цивилизация отличалась от всех других с точки зрения развития науки, техники, транспорта, коммуникаций, философской мысли. И что? Все рухнуло! А почему рухнуло? Потому что не было самого главного — не было духовного стержня; потому что язычество, поклонение идолам не могло дать духовную силу человеку.

А когда мы говорим, что верим в Бога, мы ведь не просто признаем бытие Божие, мы же с Ним связь устанавливаем. «Религия» — от religare, это латинский глагол «связывать». Религия — это связь, а можно ли себе представить связь, которая не работает? Вот мог бы я всю жизнь посвятить Богу, если бы не чувствовал, что эта связь работает и я получаю ответы на свои вопросы? Невозможно такое представить! В школе хорошо учился, была перспектива получить образование, стать ученым — а я свою жизнь, единственную жизнь, полностью посвятил Богу, потому что знаю, что Он существует. Не верю — знаю, что Он существует. И жизнь посвятил тому, чтобы и другие люди узнали Бога и установили с Ним живую связь, которая обеспечивает человеку то, что на языке богословском мы называем спасением, а если на простом человеческом языке — счастье, полноту жизни как на земле, так и в вечности. Вот такой ответ.

(Али Джура, http://www.patriarchia.ru/db/text/6158110.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3156
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь после Литургии в Александро-Невской лавре

12 сентября 2024 г. 13:27

12 сентября 2024 года Святейший Патриарх Кирилл возглавил торжества, посвященные 300-летию со дня перенесения мощей благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Литургию в Благовещенском храме Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит! Сердечно благодарю Вас за добрые слова и за Ваше, знаю, доброе ко мне отношение и всяческую поддержку, которую Вы оказываете как архиерей Северной столицы. И Патриарх, при всех больших возможностях, которые открываются человеку, вступающему на Московский Патриарший престол, тем не менее во многом нуждается. Он не нуждается в каких-то материальных благах, он даже не нуждается в какой-то политической поддержке, но он очень нуждается в молитвах всего народа. И это не слова по случаю, не для того чтобы сказать нечто красивое и запоминающееся, но говорю вам от своего собственного опыта: чувствую молитву за меня народа Божиего. Потому что иногда проходишь через такие неожиданные испытания, о которых публично и рассказать невозможно, настолько они сокровенные, но эти испытания бывают очень тяжелыми. И речь не о моей личности, они не связаны с моей жизнью как просто человека, но связаны с несением того креста, который Господь на меня возложил. И нести этот крест, как я сказал в день своей интронизации, невозможно, если вместе с Патриархом не несет этот крест вся Русская Православная Церковь.

А ведь несение креста всегда связано со скорбью, самоограничением, трудностями. Крест никогда не бывает легким; если же ноша становится легкой, она перестает быть крестом. Но только крестоношение спасает человека, особенно каждого, кто посвящает свою жизнь служению Господу. Вот поэтому, обращаясь к нашему духовенству, монашествующим в сей святой лавре и вообще к монашествующим всей Святой Руси, говорю о том и прошу никогда не скорбеть по поводу креста, который ложится на ваши плечи. За крест мы должны только благодарить, потому что несение креста укрепляет нашу веру, помогает осознать ограниченность наших собственных сил. Вот тогда слова об уповании на Господа становятся не автоматически произносимой, а реальной сильной молитвой, исходящей из глубины сердца и разума. И это, конечно, касается всякого человека: у каждого свой жизненный крест, и никогда не надо скорбеть по этому поводу.

Ведь есть такая притча, как некто просил у Господа снять с него тяжелый крест, и Господь дал ему видение: идет этот человек, перед ним лежат кресты, и Господь говорит ему: «Избери тот крест, который ты бы хотел нести». Человек долго думал, всматривался, и какой-то крест ему особенно понравился. Он поднял его и просит: «Господи, помоги мне нести этот крест». И Господь говорит: «Помогу, потому что это тот самый крест, который на тебя и возложен».

Вот это понимание скорби как креста вооружает нас огромной силой. Трудности, скорби не должны разрушать нашу личность, не должны ослаблять наши силы, тем более не должны ослаблять нашу веру. Крест — это проверка на верность Господу. Если достойно несем крест, то Господь и ответит нам за это крестоношение силой Своей благодати.

Поэтому первая и главная заповедь для нас — никогда не отказываться от креста, не сбрасывать с себя крест и не скорбеть по поводу креста, но с молитвой Господу испрашивать помощи на несение всякой скорби, которая становится неотъемлемой частью нашей жизни. И тогда обретем великую силу, способность преодолевать горе, несчастье, скорби, сознавая, что, коль скоро все это является крестом, возложенным на нас Господом, то дерзновенное и с верой несение этого креста в конце концов и освободит нас от тяжести крестоношения.

Такова философия христианской жизни. Не отторгать скорбь, тем более не разрушать себя слезами и тяжелыми эмоциями, но спокойно принимать крест как то, что послано свыше. И тогда действительно наша жизнь преобразится. Снизится количество конфликтов, ведь мы обычно обвиняем в наших скорбях кого-то другого: муж — жену, жена — мужа, подчиненные — начальника, начальник — вышестоящих над ним. Уж такая логика — кто-то что-то плохо сделал, а я скорблю и страдаю. Но правильное несение креста дает нам ключ к правильному устроению нашей жизни, к исторжению из этой жизни всякой скорби и печали, которая не от Господа, а от темной силы, и которую мы должны преодолевать нашей верой и силой благодати Божией. И да поможет нам Господь возрастать от силы к силе, в том числе через преодоление посылаемых нам скорбей, дабы это преодоление и помогало нам действительно восходить к славе Божией.

Еще раз всех вас, мои дорогие, поздравляю с великим для Санкт-Петербурга и всего Отечества нашего днем. Помогай вам всем Господь в вашей жизни, в ваших трудах на благо Церкви и Отечества и на свое собственное благо для спасения и жизни вечной. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6158388.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3156
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после молебна на площади Александра Невского в Санкт-Петербурге

12 сентября 2024 г. 14:39

12 сентября 2024 года, в праздник 300-летия перенесения мощей благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен на площади Александра Невского в Северной столице. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемые Александр Дмитриевич, глава города; Александр Николаевич, председатель Законодательного собрания; Александр Юрьевич, глава области!

Все три руководителя носят имя Александр. А ведь в жизни не бывает случайностей, верно? Так вот, Александр Невский и благословил, чтобы носители его имени возглавляли власть и города, и области, исполнительную и законодательную.

Сегодня действительно настоящий день города: не было бы Александра Невского, не было бы его побед, не было бы освобождения этих северо-западных земель Руси от иноземных завоевателей, то, конечно, не было бы и града Петрова, не было бы Северной столицы нашего государства.

Когда находишься на этой земле Петербурга, Петрограда, Ленинграда и снова Петербурга, не можешь не вспомнить — а я как ленинградец, петербуржец особенно это чувствую — все трудности, весь драматизм исторических времен, который пережили город и его жители.

С самого начала этот город был как бы бельмом на глазу у наших сильных западных противников. Понимали, что создание города здесь, в устье Невы, — это выход в Балтику, а через Балтику — вообще в Европу. А как хотелось бы замкнуть врата, воздвигнуть стену, которая отделяла бы Русь от всей Европы, от всего тогдашнего просвещенного мира! Но ничего не получилось, в том числе потому, что провидцем был князь Александр Невский. С одной стороны, он дал бой тевтонским рыцарям и прочим оккупантам, а с другой стороны он строил свою политику таким образом, чтобы иметь поддержку с Востока, потому что понимал: те, кто на Востоке, нуждаются только в наших деньгах, в материальных благах Руси. А вот тем, кто наступал с Запада, была нужна наша душа. Им нужно было порабощение, которое они представляли себе как включение Руси в их государственную систему, а значит, в систему ценностей, которые уже в то время, не говоря о сегодняшнем дне, были так далеки от наших ценностей.

По милости Божией, провидческим духом и талантом Александра Невского здесь, на этой земле, совершилась битва, которая не дала врагу возможность войти в пределы Руси. И его усилиями, через его жизненный подвиг в конце концов государь Петр смог создать здесь Северную столицу, ставшую столицей Российской империи.

Памятуя обо всем этом, мы как наследники тех времен и того народа ни в коем случае не должны, как говорится, за понюшку табака продавать наше первородство. Уж очень много всяких соблазнов выпадает сегодня нашим людям, особенно не очень укорененным ни в вере, ни в истории. Приезжают в другие страны, а там и магазины получше, и товары получше, вроде как и веселья побольше; и создается миф, что вот там-то все правильно функционирует, правильно организована государственная и народная жизнь. Но история показывает, а в будущем покажет еще более убедительно, что правда на нашей стороне. Не на той стороне, которая печется о желудке, а на той стороне, которая думает о своем сердце, о своем духе. И научены мы этому не от своей мудрости, не от каких-то политических философов, а от наших отцов и праотцев, от великих святых и угодников, от замечательных правителей земли Русской, которые стремились строить свою деятельность по закону Божиему.

Сегодня действительно милость Божия над Россией. Мы живем в стране православной. Конечно, мы всегда присоединяем к этому и многокультурность, и многорелигиозность, но в основном это православный народ, он является стержнем, собирателем и хранителем всей многонациональной Русской земли. И большая ответственность и на народе нашем, и, конечно, на Церкви Православной. Для того чтобы люди жили вместе, нужно, чтобы это общежитие было, использую простое слово, привлекательным, чтобы оно нравилось людям, чтобы они хотели жить вместе. А чтобы было так, тот, кто является собирателем и хранителем всей Руси, должен всегда проявлять и мудрость, и любовь.

Иногда люди, не видящие дальше своего носа, упрекают наше государство и говорят: «Ну что вы помогаете одним и другим? Надо бы и нас ублажить, может, не стоит так другим помогать». Местечковый взгляд! Как сказали бы наши предки, не имперское видение — местечковое. Ведь Россия ответственна за очень многих. От ее отношения ко многим зависит благополучие стран и народов, в том числе сохранение исторической Великой Руси.

Все эти мысли приходят в голову здесь, у стен лавры святого благоверного великого князя Александра Невского, который умом своим прозревал, волей своей осуществлял и верой своей укреплял именно такую миссию Руси. И нам, потомкам наших великих предшественников, нужно продолжать их великие дела.

Еще раз скажу: великие дела никогда не бывают без отдачи, в каком-то смысле без жертвы. Это не значит, что нужно истощать силы народа, но нужна христианская политика отношения к другим, которая предполагает способность и возможность нести добро людям. И, покуда так, будет существовать Великая Россия, будет существовать наш единый народ. И, покуда так, будет и Церковь Русская Православная нести свидетельство миру и народу своему, укрепляя всех, кто с верой и любовью возносит молитву Господу. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6158425.html