ПРАЗДНОВАНИЕ ВТОРОЙ ВЕЧЕРНИ
LV НЕДЕЛИ МОЛИТВЫ О ЕДИНСТВЕ ХРИСТИАН
СЛОВО СВЯТОГО ОТЦА ФРАНЦИСКАБазилика Святого Павла за стенами
25 января 2022 г.,
Прежде чем поделиться некоторыми мыслями, я хотел бы выразить благодарность Высокопреосвященнейшему Митрополиту Поликарпу, представителю Вселенского Патриархата, Его Преосвященству Яну Эрнесту, личному представителю Архиепископа Кентерберийского в Риме, а также присутствующим представителям других христианских общин. И спасибо всем вам, братья и сестры, за то, что пришли помолиться. Я особенно приветствую студентов: студентов Экуменического института Босси, которые углубляют свои знания о католической церкви; англиканские из колледжа Нашота в Соединенных Штатах Америки; те православные и восточно-православные, которые учатся по стипендии, предлагаемой Комитетом по культурному сотрудничеству с православными церквями. Примем сердечное желание Иисуса, Который хочет, чтобы мы были «одним» (Ин . 17:21), и с Его благодатью пойдем к полному единству!
Волхвы помогают нам на этом пути. Давайте посмотрим сегодня вечером на их маршрут, состоящий из трех этапов: он начинается с востока, проходит через Иерусалим и, наконец, достигает Вифлеема.
1. Прежде всего, волхвы приходят «с востока» ( Мф 2: 1), потому что оттуда видят восход звезды. Они отправляются с востока, откуда восходит солнечный свет, но отправляются на поиски большего света. Эти ученые не удовлетворены своими знаниями и традициями, но хотят большего.. Поэтому они отправляются в рискованное путешествие, воодушевленные неустанным поиском Бога. Дорогие братья и сестры, давайте также следовать за звездой Иисуса! Не будем отвлекаться на сияние мира, сверкающие звезды, на падающие звезды. Мы не следуем моде момента, метеорам, которые улетают; мы не преследуем искушение сиять своим светом, то есть замыкаться в своей группе и сохранять себя. Пусть наш взор будет устремлен на Христа, на Небеса, на звезду Иисуса, последуем за Ним, за Его Евангелием, за Его призывом к единству, не беспокоясь о том, насколько долгим и утомительным будет путь, чтобы достичь его полностью. Не забудем, что, взирая на свет, наша Церковь, на пути единения, продолжает оставаться « mysterium lunae »". Мы желаем и идем вместе, поддерживая друг друга, как это делали волхвы. Традиция часто изображала их в разной одежде, представляющих разные народы. Мы можем видеть в них отражение нашего разнообразия, различных христианских традиций и переживаний, но также и наше единство, возникающее из одного и того же желания: смотреть на Небо и вместе ходить по земле.
Восток также заставляет нас думать о христианах, живущих в различных регионах, опустошенных войной и насилием. Совет церквей Ближнего Востока подготовил пособия для этой Недели молитвы. Этим нашим братьям и сестрам предстоит столкнуться со многими трудными испытаниями, но своим свидетельством они вселяют в нас надежду: они напоминают нам, что звезда Христа сияет во тьме и не заходит; что Господь свыше сопровождает и ободряет наши шаги. Вокруг него, на небе, вместе сияют многие мученики, без различия вероисповеданий: они указывают нам на земле точный путь, путь единства!
2. С востока волхвы приходят в Иерусалим с желанием Бога в сердце, говоря: «Мы видели восходящую звезду Его и пришли поклониться Ему» (ст. 2). Но от желания Неба они возвращаются к суровой реальности земли: «Услышав это, царь Ирод, — говорит Евангелие, — встревожился, и с ним весь Иерусалим» (ст. 3). В святом граде волхвы вместо того, чтобы увидеть отражение света звезды, испытывают на себе сопротивление темных сил мира. Не только Ирод чувствует угрозу из-за новизны царской власти, но и весь Иерусалим встревожен вестью волхвов.
Даже на нашем пути к единству может случиться так, что мы остановим себя по той же причине, которая парализовала тех людей: волнение, страх. Именно страх новизны расшатывает приобретенные привычки и уверенность; это страх, что другой дестабилизирует мои традиции и устоявшиеся модели поведения. Но в основе своей это страх, обитающий в сердце человека, от которого хочет нас избавить Воскресший Господь. Позволим же его пасхальному увещанию звучать на нашем пути общения: «Не бойся» ( Мф 28,5.10). Мы не боимся ставить нашего брата выше наших страхов! Господь хочет, чтобы мы доверяли друг другу и шли вместе, несмотря на наши слабости и грехи, несмотря на прошлые ошибки и взаимные раны.
К этому нас побуждает и история волхвов. В Иерусалиме, месте разочарования и противостояния, именно там, где путь, указанный Небом, кажется, разбивается о воздвигнутые человеком стены, они открывают путь в Вифлеем. Именно священники и книжники дают указание, исследуя Писание (ср . Мф 2, 4). Волхвы находят Иисуса не только благодаря звезде, которая тем временем исчезла; им нужно Слово Божие. Мы, христиане, тоже не можем достичь Господа без Его живого и действенного Слова (ср. Евр .4.12). Оно было дано всему Народу Божию, чтобы его приветствовали, молились, чтобы над ним размышляли вместе со всем Народом Божьим. Поэтому давайте приблизимся к Иисусу через Его Слово, но давайте также приблизимся к нашим братьям через Его Слово. Слово Иисуса звезда снова взойдет на нашем пути и подарит нам радость.
3. Вот что произошло с волхвами, достигшими последней стадии Вифлеема: там они входят в дом, падают ниц и поклоняются Младенцу (ср . Мф 2, 11). Так заканчивается их путешествие: вместе, в одном доме, в обожании. Волхвы, таким образом, предвосхищают учеников Иисуса, которые, разные, но единые, в конце Евангелия падают ниц перед Воскресшим на горе Галилейской ( ср .28.17). Так они становятся знамением пророчества для нас, усердных ко Господу, попутчиков по дорогам мира, ищущих через Священное Писание знамений Божиих в истории. Братья и сестры, полное единство и для нас, в одном доме, может прийти только через поклонение Господу. Дорогие сестры и дорогие братья, решающий этап пути к полному общению требует более интенсивной молитвы, требует поклонения, требует поклонения Богу.
Волхвы, однако, напоминают нам, что для того, чтобы поклоняться, нужно сделать шаг: мы должны сначала пасть ниц. Это способ согнуться, отложить в сторону наши требования, оставить только Господа в центре. Сколько раз гордость была настоящим препятствием для общения! Волхвы имели мужество оставить престиж и репутацию дома, опуститься до бедного домика в Вифлееме; таким образом, они открыли «радость весьма великую» ( Мф 2,10). Снизь себя, уходи, упрощай: сегодня вечером давайте попросим Бога об этом мужестве, мужестве смирения, единственном способе поклоняться Богу в том же доме, вокруг того же алтаря.
В Вифлееме, падая ниц в поклонении, волхвы открывают свои ларцы, и из них появляются золото, ладан и смирна (ср. ст. 11). Это напоминает нам, что только после совместной молитвы, только перед Богом, в Его свете, мы действительно осознаем сокровища, которыми обладает каждый. Но это сокровища, принадлежащие каждому, и их нужно предлагать и делиться ими. На самом деле это дары, предназначенные Духом для общего блага, для назидания и единства Своего народа. И мы осознаем это, молясь, но также и служа: когда мы даем нуждающимся, мы предлагаем Иисусу, Который отождествляет себя с теми, кто беден и маргинален (ср . Мф 25: 34-40); и Он объединяет нас среди нас.
Дары волхвов символизируют то, что Господь желает получить от нас. Золото, самый драгоценный элемент, должно быть отдано Богу, потому что Бог стоит на первом месте. Мы должны смотреть на него, а не на себя; по его воле, а не по нашей; по его путям, а не по нашим. Если Господь действительно на первом месте, то наш выбор, даже церковный, может основываться уже не на политике мира, а на Божиих желаниях. Бог как приятный аромат (ср. Пс 141,2). Не устанем молиться друг за друга. Наконец, миро, которое будет использовано в честь тела Иисуса, снятого с креста ( ср .19:39), отсылает нас к попечению о страдающей плоти Господа, терзаемой в членах бедных. Послужим нуждающимся, послужим Иисусу, который страдает вместе!
Дорогие братья и сестры, давайте приветствовать указания для нашего путешествия от волхвов; и мы любим их, возвратившихся домой «иным путем» ( Мф 2:12). Да, подобно Савлу перед встречей со Христом, нам нужно изменить свой путь, обратить вспять ход наших привычек и наших удобств, чтобы найти путь, который указывает нам Господь, путь смирения, путь братства, 'обожание. Дай нам, Господь, мужество изменить направление, обратиться, следовать Твоей воле, а не нашим возможностям; вместе идти вперед, к Тебе, который своим Духом хочет сделать нас одним целым. Аминь.
https://www.vatican.va/content/francesco/it/homilies/2022/documents/20220125_vespri-unitacristiani.html