СВЯТАЯ МЕССА ХРИСТОВА
ПРОПОВЕДЬ СВЯТОГО ОТЦА ФРАНЦИСКАПРОЧИТАНО КАРДИНАЛОМ ДОМЕНИКО КАЛЬКАНЬО
Базилика Святого ПетраВеликий четверг, 17 апреля 2025 г. Дорогие епископы и священники,
дорогие братья и сестры! «Альфа и Омега, тот, кто есть, кто был и кто приходит, всемогущий» (
Ap 1,8) это Иисус. Тот самый Иисус, Которого лука описывает нам в синагоге Назарета, среди тех, кто знает его с детства и теперь восхищается им. Откровение – “Апокалипсис” - он предлагает себя в пределах времени и пространства: у него есть плоть как основа, поддерживающая надежду. Плоть Иисуса и наша. Последняя книга Библии рассказывает об этой надежде. Он делает это оригинальным способом, растворяя все апокалиптические страхи на солнце распятой любви. В Иисусе открывается книга истории, и вы можете прочитать ее.
У нас, священников, тоже есть история: обновляя обещания рукоположения в Великий четверг, мы признаемся, что можем прочитать ее только в Иисусе из Назарета. «Тот, кто любит нас и освободил нас от наших грехов своей кровью» (
Ap 1,5) он также открывает свиток нашей жизни и учит нас находить шаги, которые раскрывают его смысл и миссию. Когда мы позволяем ему наставлять нас, наше становится служением надежды, потому что в каждой из наших историй Бог открывает юбилей, то есть время и оазис благодати. Спросите себя: я учусь читать свою жизнь? Или мне страшно это делать?
Это целый народ, чтобы найти освежение, когда юбилей начинается в нашей жизни: не раз в двадцать пять лет-будем надеяться! – но в той повседневной близости священника к своему народу, где исполняются пророчества о справедливости и мире. «Он сделал нас царством, священниками для своего Бога и отца» (
Ap 1,6): вот народ Божий. Это царство священников не совпадает с духовенством. И «мы» что Иисус - это народ, границы которого мы не видим, где падают стены и обычаи. Тот, кто говорит: «Вот, я делаю все новое» (
Ap 21,5) разорвал завесу храма и приготовил для человечества город-сад, новый Иерусалим, в котором всегда открыты двери (
Ap 21,25). Таким образом, Иисус читает и учит нас Читать священство служения как чистое служение священническому народу, который скоро населит город, который не нуждается в храме.
Таким образом, юбилейный год представляет для нас, священников, особый призыв начать все сначала в знаке обращения. Паломники надежды, чтобы выйти из клерикализма и стать дикторами надежды. Конечно, если Альфа и Омега нашей жизни-это Иисус, мы тоже сможем встретить инакомыслие, которое он испытал в Назарете. Пастор, который любит свой народ, не живет в поисках согласия и одобрения любой ценой. И все же верность любви преобразует, сначала признают ее бедные, но медленно тревожат и притягивают и других. «Вот, [ ... ] каждый глаз увидит его, даже те, кто пронзил его, и за него все племена земли будут бить его грудь. Да, Аминь!» (
Ap 1,7).
Мы собрались здесь, Дорогие, чтобы сделать наши собственные и повторить это «Да, Аминь!» . Это исповедание веры народа Божьего: «Да, так оно и есть, держится как скала!» . Страсти, смерть и воскресение Иисуса, которые мы готовимся возродить, - это почва, которая прочно поддерживает Церковь и в ней наше священническое служение. И что это за почва? В котором
перегной можем ли мы не только стоять, но и цвести? Чтобы понять это, нужно вернуться в Назарет, как так остро догадался Святой Шарль де Фуко.
«Он приехал в Назарет, где вырос, и, по своему обыкновению, в субботу, вошел в синагогу и встал читать» (
Lc 4,16). У нас есть как минимум две привычки: посещать синагогу и читать. Наша жизнь поддерживается хорошими привычками. Они могут иссушиться, но они показывают, где находится наше сердце. Иисус - сердце, влюбленное в слово Божье: в двенадцать лет его уже понимали, а теперь, став взрослым, Писания - его дом. Вот земля,
перегной жизненно важно, что мы находим, став его учениками. «Ему дали свиток пророка Исаии; он открыл свиток и нашел шаг» (
Lc 4,17). Иисус знает, что он ищет. Ритуал синагоги позволял: после прочтения
Тора каждый раввин мог найти пророческие страницы, чтобы актуализировать их послание. Но это еще не все: есть страница его жизни. Лука имеет в виду следующее: Из многих пророчеств Иисус выбирает, какое из них исполнить.
Дорогие священники, у каждого из нас есть слово, которое нужно исполнить. Каждый из нас имеет отношение к слову Божьему, которое приходит издалека. Мы ставим его на службу всем только тогда, когда Библия остается нашим первым домом. Внутри у каждого из нас есть самые дорогие страницы. Это красиво и важно! Мы также помогаем другим находить страницы своей жизни: возможно, жених и невеста, когда они выбирают чтения своей свадьбы; или кто находится в трауре и ищет отрывки, чтобы доверить милосердие Бога и молитву общины умершему. Есть страница призвания, как правило, в начале пути каждого из нас. Через нее бог еще призывает нас, если мы будем охранять ее, чтобы не было любви.
Тем не менее, для каждого из нас также важна страница, которую выбрал Иисус. Мы следуем за ним, и это касается нас и вовлекает нас в его миссию. «Он открыл свиток и нашел шаг, где было написано:
Дух Господа выше меня;
для этого он освятил меня помазанием
и послал меня принести бедным счастливое объявление,
воззвать к заключенным об освобождении
и слепым зрение;
вернуть угнетенных на свободу,
провозглашать год благодати Господней.
Он перемотал рулон, вернул его санитару и сел» (
Lc 4,17-20).
Все наши глаза теперь прикованы к нему. Он только что объявил юбилей. Он сделал это не так, как другие. Он сказал: «Дух Господа выше меня» как тот, кто знает, о каком духе он говорит. И действительно добавляет: «Сегодня свершилось это писание, которое вы слышали» . Это божественно: чтобы слово стало реальностью. Факты теперь говорят, слова сбываются. Это новое, это сильное. «Вот, я делаю все новое» . Нет благодати, нет Мессии, если обещания остаются обещаниями, если они здесь не сбываются. Все трансформируется.
Именно этот дух мы призываем к нашему священству: мы были вложены в него, и дух Иисуса остается молчаливым главным героем нашего служения. Люди слышат его дыхание, когда в нас сбываются слова. Бедные, прежде других, и дети, подростки, женщины и даже те, кто в отношениях с церковью были ранены, имеют “чутье” Святого Духа: они отличают его от других мирских духов, признают его в совпадении в нас между объявлением и жизнью. Мы можем стать исполненным пророчеством, и это прекрасно! Священный крест, который мы освящаем сегодня, запечатывает эту преобразующую тайну на разных этапах христианской жизни. И будьте осторожны: никогда не расстраивайтесь, потому что это работа Бога. Верить, да! Верить, что Бог не подведет меня! Бог никогда не терпит неудачу. Мы помним это слово в рукоположении: «Бог осуществляет работу, начатую в тебе» . И это так.
Это Божья работа, а не наша: принести бедным счастливое послание, заключенным-освобождение, слепым-зрение, свободе-угнетенным. Если Иисус в свитке нашел этот шаг, то сегодня он продолжает читать его в биографии каждого из нас. Прежде всего потому, что до последнего дня он всегда проповедует нас, освобождает нас из тюрем, открывает нам глаза, поднимает тяжести, нагруженные на наши плечи. И потом, потому что, призывая нас к своей миссии и причастно вводя нас в свою жизнь, он освобождает и других через нас. Как правило, мы этого не замечаем. Наше священство становится юбилейным служением, как и его, без звука рога и трубы: в не кричащем, но радикальном и свободном посвящении. Это Царство Божье, то, что рассказывают притчи, эффективное и ненавязчивое, как дрожжи, тихое, как семя. Сколько раз малыши признавали это в нас? И способны ли мы сказать спасибо?
Одному Богу известно, насколько обильна месса. Мы, рабочие, переживаем труд и радость жатвы. Мы живем после Христа, в мессианское время. Призыв к отчаянию! С другой стороны, возврат и прощение долгов; перераспределение ответственности и ресурсов: народ Божий ожидает этого. Он хочет участвовать и, благодаря Крещению, является великим священническим народом. Масла, которые мы освящаем на этом торжественном празднике, предназначены для его утешения и мессианской радости.
Поле-это мир. Наш общий дом, столь обиженный, и человеческое братство, столь отвергнутое, но неутомимое, призывают нас к выбору лагеря. Урожай Божий для всех: живое поле, в котором растет в сто раз больше, чем посеянное. Вы оживляете нас в миссии радостью Королевства, которая окупает все усилия. На самом деле каждый фермер знает времена года, когда ничего не видно. В нашей жизни тоже нет недостатка. Это Бог, который выращивает и помазывает своих слуг маслом Летиции.
Дорогие верные, люди надежды, молитесь сегодня о радости священников. Да придет к Вам освобождение, обещанное священными писаниями и подпитываемое Таинствами. Многие страхи населяют нас, и нас окружает огромная несправедливость, но новый мир уже возник. Бог так возлюбил мир, что отдал нам Своего Сына Иисуса. Он смазывает наши раны и вытирает наши слезы. «Вот, приходит с облаками» (
Ap 1,7). Его Царство и слава в веках. Аминь.
https://www.vatican.va/content/francesco/it/homilies/2025/documents/20250417-omelia-crisma.html