Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 834743 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3157
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Святейший Патриарха Кирилл: Настало время сугубой ответственности Церкви за наш народ и нашу страну

8 октября 2023 г. 18:52

8 октября 2023 года, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, на братской трапезе по окончании Божественной литургии в Свято-Троицкой Сергиевой лавре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился со словом к монашествующим:

  • «Пример Свято-Троицкой Сергиевой лавры должен напоминать каждому из нас, как понимали свое служение наши благочестивые предшественники. Они боролись за свою страну, за свой народ, за ее единство, а если надо, даже стреляли из пушек. К счастью, нам сейчас не надо из пушек стрелять, но как важно сегодня трудиться ради объединения нашего народа, ради консолидации нашего общества!
  • Некоторые уходят в тень, считая происходящее в мире не своим делом: мол, я молюсь в келье, и этого достаточно. Но ведь и преподобный Сергий в келье молился, однако, оставаясь старцем, молитвенником, отшельником, занял мужественную гражданскую позицию и благословил на битву святого князя Димитрия Донского. Вот и сегодня, обращаясь ко всем монашествующим, я скажу: конечно, ваша первая и главная задача — молиться. Но молиться по-настоящему! Не так, как мы иногда молимся: отчитали правило, отстояли на службе — и все. Сегодня надо молиться искренне, сердечно, душу свою полагая. Молиться за Родину, за Церковь нашу, которая проходит через очень непростые жизненные обстоятельства, ведь действительно многие силы воссташа на нас, и внутренние, и внешние.
  • Сегодня мы все нуждаемся в единстве. Но что такое единство Церкви? Единство Церкви — это единство в молитве. Единство — это когда каждый из вас молится за Патриарха, который сегодня реально нуждается в ваших молитвах; когда каждый из вас молится за Россию, за Президента, за воинство; когда каждый из вас понимает, что у него свое место в этой борьбе за свободу нашего Отечества.
  • Кто-то скажет: "Ну, я политикой не занимаюсь". А можно себе представить преподобного Сергия, который в ответ на призыв Дмитрия Донского сказал бы, пожав плечами: "Я политикой не занимаюсь, вы там сами с Мамаем разбирайтесь"? Невозможно! Потому что подлинную любовь к Отечеству, к народу нельзя отделить от нашей веры, от нашей христианской ответственности, если хотите, от нашей аскезы. Невозможно, укрывшись в тихой уютной келье, сказать: "Нет-нет, это не для меня — я молюсь". Как бы такие лицемеры не подверглись осуждению Божиему!
  • Сегодня надо не просто молиться. Сегодня нужно очень крепко молиться, потому что мы проходим через тяжелые исторические испытания. Патриарх чувствует, как холодные ветры обжигают и Церковь, и народ наш, и Отечество наше. Потому и обращаюсь сегодня к вам с особым словом. Молитесь за Отечество, потому что оно противостоит ныне мировому злу. С нами святые угодники, с нами преподобный Сергий, с нами величайшая традиция Святой Руси, — и мы не можем иначе. И все мы должны молиться, должны воспитывать наш народ в глубокой вере православной, в любви к Отечеству, к преданности традициям наших святых предшественников, среди которых преподобный и богоносный отец наш Сергий, игумен Радонежский, не убоявшийся благословить Дмитрия Донского. Он ведь ясно понимал, что это не только духовное, но и политическое деяние, однако тихий старец не убоялся, благословил и затем молился. А в результате — победа.
  • Вот так и Церковь наша не должна сегодня бояться, не должна уходить в сторону, не должна молчать. В чем же наше участие в этой вселенской борьбе, если мы толком не молимся? Правило читаем, по четкам молитвы считаем, но о самом главном не молимся — о спасении России. О поддержке тех сил, которые сегодня на переднем рубеже борьбы за свободу нашего Отечества, а значит, и за нашу Церковь. Ведь если не будет свободной России, то и Церкви Русской не будет. Найдутся и те, кто изнутри предаст, и те, кто извне поглотит.
  • Мое слово, обращенное к вам, окрашено в столь драматические тона, но иначе и быть не может, потому что прошли спокойные, безмятежные времена. Настало время сугубой ответственности Церкви за наш народ и нашу страну. А наша ответственность — в первую очередь в молитве и в помощи тем, кто защищает Отечество наше, в помощи тем, кто пострадал, защищая Отечество. И нужно обязательно найти место приложения не только своей молитвенной силы, но и своего внимания, своей любви. Чтобы не было так, что патриаршие добровольцы ходят по госпиталям, а монахи не ходят. В первую очередь именно монашествующие должны посещать наших раненых! Всегда же было именно так — вспомните дореволюционную Россию. Когда мы вступаем в столь трудный исторический период, мы все должны быть мобилизованы. Архиереи, священники, монашествующие, монахини наши — все! Каждый должен задать себе вопрос: что я делаю сегодня для народа нашего, для Отечества нашего, для свободы нашей Церкви?
  • И будем наблюдать, как вы откликнулись на слова Патриарха, появились ли монашествующие в больницах, среди раненых воинов. Обращаюсь ко всем монашествующим — если не вы, то кто? Сестры милосердия — кто они были? В первую очередь монахини. Но и к отцам обращаюсь: и в монастырях должна сегодня оказываться реальная помощь тем, кто страдает. Братья, идите в госпитали, не жалейте себя! Себя пожалеете — Родину потеряете, уважение народа потеряете. Спросят: "А вы-то, с длинными бородами, — где вы были?"
  • Вот мое слово ко всем вам, и надеюсь, оно разлетится по Руси Великой. И призываю всех вас бодрствовать, осознавая историческую ответственность Церкви за судьбу народа и Отечества нашего. Аминь».

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6065687.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3157
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в праздник Покрова Пресвятой Богородицы после Литургии в Покровском монастыре в Москве

14 октября 2023 г. 16:28

14 октября 2023 года, в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Покровском ставропигиальном женском монастыре у Покровской Заставы г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы празднуем праздник Покрова. Это русский праздник, в календарях других Церквей его нет, и это неслучайно, потому что вся наша история связана с чудесами, которые исходили от Божией Матери. И милость, которую Она даровала народу нашему, Церкви нашей, символизируется замечательным изображением Богоматери с распростертым омофором. Событие, в честь которого установлен праздник, произошло в Византии, но еще раз хочу подчеркнуть: в Византии, в греческих Церквах, да и во всех неславянских Церквах, этого праздника не существует. А мы храним предание о том, как распростертый над Константинополем омофор Царицы Небесной стал свидетельством Ее защиты города от страшного нашествия иноплеменников.

Покров — это символ, это образ защиты, а защита бывает разной. Иногда защита или покровительство (кстати, слова «покров» и «покровительство» имеют один корень), которое один человек оказывает другому, лишено благочестивого измерения. Нередко покровительство имеет прагматический смысл: сейчас я тебе помогу, продвину по карьерной лестнице, а уж ты, пожалуйста, отработай мое покровительство. Здесь даже слово «покровительство» неуместно — это не покровительство, а протекционизм, как говорят современные люди, когда один продвигает другого ради утилитарных целей, чаще всего получения благ тем, кто этот протекционизм осуществляет, будь то блага материальные или политические.

Так вот, Покров — это не протекционизм. Царица Небесная покрыла омофором землю нашу Русскую, Церковь нашу, да и всех христиан, как это очевидно из видения, которое лежит в основе сегодняшнего праздника. Царица Небесная ничего для себя не требует, ничего для себя не просит. И Покров над нашей страной не требует от нас ничего, кроме одного — мы не должны отрекаться от Той, Которая простерла этот Покров над нашей землей. Мы не можем и не должны отрекаться от Ее Сына. Мы должны хранить веру православную — вот единственное, что требуется от нас в ответ на простертый над Россией Покров Пресвятой Богородицы.

И мы знаем, что произошло, когда народ наш, наученный зловредным, злоименным человеческим разумом, отказался от Бога, от Богородицы, предал все свои духовные ценности, устремляясь к построению счастливой жизни без Бога и без Его помощи, опираясь только на человеческую силу. Никакая человеческая сила, никакая государственная организация, никакие достижения науки не могут сделать человека счастливым — это аксиома. Это скажет величайший ученый, у которого что-то не получилось в личной жизни. Это скажет успешный государственный деятель, у которого совесть неспокойна от того, что происходило на его жизненном пути. И когда мы молимся пред Покровом Пресвятой Богородицы, мы должны знать, что этот Покров есть выражение любви Пресвятой Богородицы к народу Своему, к Церкви и к Отечеству нашему.

И народ наш на протяжении всей истории так чувствовал эту любовь Пресвятой Девы, что стал праздновать видение во Влахернском храме, что в Константинополе, как один из великих праздников. На основании своего исторического опыта, опыта общения с Богоматерью, на основании многочисленных явлений Ее любви к нашему народу, к нашей стране и утвердился в народе нашем и в Церкви этот замечательный праздник, который никак не запечатлелся в религиозной жизни византийцев, но стал очень значимым в духовной жизни Руси.

Итак, Покров — это символ любви Богоматери, это символ Ее заботы о всех, кто обращается к Ней с молитвой. Но ведь любовь предполагает взаимность — не бывает односторонней любви. По неизреченной милости Своей Царица Небесная обращает к нам Свою любовь, и вся история России об этом свидетельствует. Россия выходила из страшных катаклизмов, которые должны были неминуемо привести страну к гибели, а Церковь нашу — к разрушению и исчезновению. Но ведь ничего не получилось, и ни один историк не может до конца понять, почему это так. Вся мощь огромной страны, которая провозгласила своим идеалом безрелигиозную жизнь, отречение от Бога и борьбу с верой, ничего не смогла сделать с Церковью. Не смогли ни истребить веру, ни отлучить народ от веры, и те, кто пытался это сделать, ушли из истории, и память их погибла с шумом. А Церковь Божия существует, и память о великом чуде Богоматери сохраняется. И мы прославляем Пресвятое Преблагословенное имя Пречистой и Непорочной Девы Марии, Царицы Небесной, Матери Сына Божиего и Сына Человеческого, явившегося во плоти для спасения всех нас.

Единственный наш ответ на любовь Богоматери — еще раз хотел бы сказать, что любовь всегда требует ответа, — это хранение веры православной, почитание Пресвятой Девы Марии, обращение к Ней с молитвами, это воспитание детей в православной вере, это отказ от всякого пренебрежения той великой духовной традицией, которая сформировала наш народ, его ценности, его силу, ставшую необоримой, несмотря на страшные перипетии века двадцатого. Поэтому наш ответ на любовь Богоматери должен быть не чем иным, как ответной любовью.

Вообще, трудно любить того, кого не видишь, однако легко любить того, кто находится далеко от тебя, но заботу которого ты постоянно чувствуешь. Ведь так бывает, когда родители и дети отделяются, живут в разных местах, а живая связь сохраняется, потому что дети помнят о любви родителей, а любовь родителей к детям не пресекается, вне зависимости от того, как далеко они живут от семьи, в которой родились и воспитывались. И Пресвятая Богородица пребывает с нами, а доказательством тому — Ее участие в жизни нашей страны и, как мне хорошо известно, в личной истории множества людей, приходящих к Царице Небесной, молящихся Ей и получающих реальный ответ и реальную помощь.

Покуда будет сохраняться эта особая связь народа нашего с Пресвятой Богородицей, Россия будет непобедима. И если бы византийцы не предались жизни, которая стала отделять их от веры православной, не стали увлекаться различного рода философиями, порабощением других народов и всем тем, что никак не проистекает из христианской веры, то, может быть, и судьба Византии была бы другой. Но не нам размышлять о судьбах цивилизаций, которые ушли в небытие — наша задача работать над нашей собственной жизнью, над нашей общностью, объединенной узами родства духовного, которое так очевидно явлено в нашей любви к Отечеству и к народу нашему. И эта любовь должна быть наполнена верой, чтобы не превратиться в идолопоклонство. Она должна быть непременно направлена к престолу Божиему, к Его Пречистой Матери. Именно обращаясь к Господу и Его Матери, мы должны испрашивать благословения для жизни нашей, для Отечества нашего, для народа нашего и таким образом сохранять живую связь с Пречистой Преблагословенной Девой Марией. Пусть под Покровом Ее продолжается историческая жизнь народа нашего и бытие нашей Церкви, несущей величайшую ответственность за духовную жизнь народа, а значит, за его подлинное благополучие здесь, в дни земного жития, но более всего — за обретение жизни вечной, которое означает не что иное, как наследование Божественного Царства.

Всех вас, мои дорогие, поздравляю с праздником и еще и еще раз желаю, чтобы по молитвам нашим, по молитвам таких святых угодников, как Матрона Московская, Покров Пресвятой Богородицы почивал над всеми нами. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6067376.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3157
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с участниками X Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

19 октября 2023 г. 16:23

19 октября 2023 года состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками X Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово». Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся со словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестные отцы, братья и сестры, участники X Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»!

Всех вас сердечно приветствую и радуюсь возможности встретиться с вами. Думаю, что и каждый из вас радуется возможности пообщаться со своими коллегами. Такого рода общение — как формальное, во время заседаний, так и неформальное — еще более укрепляет взаимодействие и добрые отношения между теми, кто занимается сейчас одним из самых важных дел. Мы живем в эпоху, когда человеческие общества получили наименование информационных. В самом деле, роль информации настолько велика, что с ней мало что может сравниться по влиянию на историю. И те, кто работает в сфере информации, конечно, несут огромную ответственность как за настоящее, так и за будущее. Вот почему, сознавая важность информационной работы, которая осуществляется в нашей Церкви и обращена и вовнутрь, и вовне, еще раз подчеркну: люди, вовлеченные в эту деятельность, конечно, нуждаются в том, чтобы через взаимное общение приобретать новые компетенции, новый взгляд на проблемы, расширять свой кругозор и тем самым повышать уровень информационной работы.

Мы живем во времена, когда информация стала ежедневной потребностью человека, но она также стала мощным оружием, которое может оказывать разрушительное действие на миллионы людей. И мы знаем, как это работает и, не убоюсь этого слова, содействует деградации человеческих отношений. Быть может, для нас, православных христиан, трудящихся в сфере информации, главным словом, за которое мы понесем ответ на Страшном Суде (Мф. 12:36), и будет то слово, которое мы не просто произносим, а которое мы мультиплицируем, которое мы распространяем на очень многих. Вместе с тем полагаю, что для многих наших современников, которые не придерживаются религиозных убеждений, и тех, кто живет не по совести, кто живет по стихиям мира сего (Кол. 2), СМИ — это мощный боекомплект, используемый для достижения своих целей. Боекомплект, потому что словом можно убить человека, словом можно достичь того, что не достигается никаким оружием. И мы знаем, как на протяжении XX века именно словами, пропагандой, наносился огромный урон, в том числе и нашему историческому Отечеству. Не так уж сильны были революционеры с точки зрения военной, организационной или финансовой, но решающую роль в том, что был разрушен государственный строй, веками созидавшийся лучшими представителями страны, сыграло именно слово, пропаганда, враждебная по отношению к России, Церкви и историческому укладу нашей жизни.

В области регулирования других видов оружия массового поражения, например, ядерного, существуют международные договоры, а химическое и бактериологическое вообще запрещены. Но в информационной сфере нет сдерживающих рамок, в отношении противника не запрещается распространять любую ложь — главное, чтобы она была эффективной, другими словами, убийственной. Это печальная реальность нашего времени, высокотехнологической цивилизации, обеспечивающей производство информации в практически ничем не ограниченных объемах.

В условиях военного конфликта, свидетелями которого мы все являемся, количество слов, поражающих сердца людей, превосходит, образно выражаясь, количество пуль и снарядов, поражающих тех, кто на поле брани. А ведь раны, нанесенные ложью и ненавистью, порой заживают намного дольше телесных, и последствия таких ранений бывают куда более тяжелыми.

Сегодня активно развиваются новые технологии, такие, к примеру, как искусственный интеллект, которые позволяют производить информацию уже и участия человека. Очевидно, что сеять рознь намного проще, чем созидать мир. Искусственный интеллект не может написать «Войну и мир», но он скоро будет способен продуцировать огромное количество провокационных и лживых текстов, и уже сейчас эта тенденция нарастает буквально с каждым днем. Действительно, людей сегодня натравливают друг на друга, провоцируются и углубляются конфликты — все это именно при активном участии средств массовой информации.

Задумаемся о том, что раскрученный маховик ненависти очень трудно остановить. В свое время мне довелось быть свидетелем подобных событий. Мир был поставлен на грань полного уничтожения, прежде чем человечество пришло к пониманию, что ядерное оружие нужно ограничить. Собственно говоря, большая часть моей жизни проходила под страхом того, что в любой момент страна может быть вовлечена в ядерный конфликт, и мы жили действительно на грани горячей войны, я хорошо помню эту атмосферу. Но возникла необходимость ограничить испытания ядерного оружия, и в отношении этой темы был достигнут международный консенсус. Руководители стран, обладавших ядерным оружием, нашли в себе силы остановить очень опасную деградацию международных отношений, вплоть до возможности применения ядерного оружия для разрешения политических конфликтов. Сейчас мы еще не видим приведенных в состояние повышенной боеготовности ядерных ракет, способных уничтожить население Земли, но градус ненависти и недоверия, пожалуй, стал бóльшим, чем даже в то время, о котором я говорю. И это очень опасное состояние стало результатом целенаправленной информационной войны с использованием СМИ как оружия. Еще раз хочу сказать: все эти ядерные арсеналы никуда не исчезли, они готовы к применению, иначе бы в них не было никакого смысла, но ведь не они станут сами по себе спусковым крючком, который может обрушить человечество в ядерную войну. Этим спусковым крючком в первую очередь может быть именно информация. То самое информационное поле, в котором принимают участие и православные представители средств массовой информации, поэтому и них возлагается глобальная ответственность за мир, за безопасность, за установление добрых отношений между странами и народами.

Мы с печалью наблюдаем за тем, как во многих странах мира чада нашей Церкви становятся объектом притеснения и даже травли только за то, что они являются носителями многовековой русской культуры, которая неотделима от наследия российской государственности. Так называемая отмена русской культуры, беззастенчивая клевета и безнаказанное уничтожение Украинской Православной Церкви — это способы противопоставить и поссорить тех, кто имеет отношение к единому духовному и культурному наследию, созданному народами исторической Руси. И одна из самых очевидных форм такой «отмены» — уничтожение памятников и даже воинских захоронений. А ведь уважение к местам погребений — это культурный базис, характерный даже для протоцивилизаций. Но и этот нравственный рубикон ныне, увы, пройден.

Если гонители Украинской Церкви обвиняют ее в том, что она не хочет отречься от Русского Православия, которое связано и с Россией, и с Украиной, и с Беларусью, то нас, живущих в своей родной стране, упрекают в том, что мы не выступаем против военных действий. Молитвы Церкви за мир, ее сострадание ко всем жертвам войны и регулярно оказываемая гуманитарная помощь не принимаются в расчет западными СМИ, считающими себя выразителями общественного мнения. Церковь, тем не менее, неустанно возвышает свой голос за мир, но не за мир проамериканский или проевропейский. Она выступает за прочный и справедливый мир, который, насколько это возможно, сохранил бы те ценности, которые являются для нее священными. И прежде всего — это традиционные ценности веры, семьи, которые в наши дни предаются забвению или даже поруганию частью западной политической элиты.

Кстати сказать, мы видим, что призывы к миру со стороны других религиозных общин, в том числе Римско-Католической Церкви, тоже игнорируются теми, кто заинтересован в затягивании конфликта между Россией и странами, которые определяют политику современной Украины. Но при этом некоторые представители так называемого коллективного Запада обвиняют русских в разжигании войны и агрессии.

С сожалением приходится говорить о том, что человечество, похоже, неспособно жить без войны — такова падшая природа человека, — но мы можем и должны минимизировать гуманитарный вред от военных действий, если эти действия начались. Особенно когда речь идет о народах, вышедших из единой крещальной купели, объединенных общей историей и культурой, — я имею в виду народы России и Украины.

Специальная военная операция и общественная реакция на нее актуализировали многие насущные вопросы, в том числе и вопрос о нравственном преобразовании российского общества. Мы более не связаны теми придуманными и внедряемыми извне ограничениями, с помощью которых нам пытались запретить строить жизнь на основе традиционных ценностей. Наше публичное пространство должно быть избавлено от идолов потребления и человеческих страстей. Такие моральные категории, как созидательный труд, правда, справедливость, честное служение Отечеству должны получить новое звучание, ибо «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:20-21), говорит Господь. И наши сердца и разум должны быть свободны от тех рамок, в которые так настойчиво их пытались заключить те, кто пропагандировал ценности современного общества потребления. А мужественное свидетельство об этой свободе должно стать основным содержанием просветительских трудов Церкви в информационном пространстве, равно как и творческого участия в этой важной работе клириков и мирян.

Пророческое служение Церкви в информационной сфере должно быть движущей силой нравственных преобразований, совершенствования законодательства и общественных механизмов, способствующих сплочению нашего народа, утверждению в его жизни подлинных, а не мнимых ценностей. Все мы призваны к тому, чтобы нормы нашей веры становились нормой жизни, а правильные слова не расходились с нашими делами. И в этом заключается один из главных смыслов христианского служения в информационной сфере.

Иногда нам кажется, что те потоки ненависти и злобы, которые изливаются из разных источников информации, чтобы стереть общую историческую память народов Святой Руси, пресечь невозможно. Но мы верим, что слово правды, любви и милосердия, Богу содействующу, способно остановить конвейер лжи.

Верим и надеемся, что усердием и тщанием свободных людей доброй воли, в том числе и представителей средств массовой информации, пламя вражды будет погашено и Господь, приклонив Свою милость, ниспошлет всем нам столь желанные мир и благоденствие.

Спасибо за внимание.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6069245.html
« Последнее редактирование: 20 Октября, 2023, 13:13:49 »

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3157
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы на встрече с участниками X Международного фестиваля «Вера и слово». Часть 1

19 октября 2023 г. 19:46

19 октября 2023 года в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками X Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово». Предстоятель Русской Православной Церкви ответил на вопросы собравшихся (часть 1, часть 2).

— Благословите, Ваше Святейшество. Протоиерей Димитрий (Молчанов), руководитель информационного отдела Ардатовской епархии Мордовской митрополии. Каждый день мы видим, как развиваются и совершенствуются возможности передачи информации. Казалось бы, у человека возникают возможности для самосовершенствования, однако мы часто видим, что эти возможности ведут к деградации и разрушению личности человека. Яркий тому пример — развитие клипового мышления и снижение, особенно у молодежи, потребности к чтению серьезной художественной литературы. Как Вам кажется, Ваше Святейшество, возможно ли вернуть массовый интерес к литературе? Или, с переходом к новым информационным формам, этот спад становится неизбежностью? Спасибо.

— Это очень серьезный, я бы сказал, философский вопрос. Давайте поразмышляем, что такое художественная литература. Художественная литература — это литература, которая создает в нашем сознании художественный образ. Когда мы читаем художественную литературу, мы интерпретируем то, что читаем, применительно к своим мыслям, к своему пониманию жизни, с чем-то соглашаемся, с чем-то не соглашаемся, соучаствуя во всем этом, и главное, мы сами создаем художественный образ в своем сознании. А что это означает? Мы становимся соавторами, и для нас «Война и мир», или «Идиот» Достоевского, или любое другое произведение — это уже не просто написанный текст, но то, что отображено в нашем сознании, в тех образах, которые мы сами создали. Другими словами, художественная литература требует соучастия читателя, и она является художественной тогда и только тогда, когда способна создать художественный образ в сознании читающего.

Вот почему художественную литературу нельзя ничем заменить — ни кино, ни просмотром телепередач. Там образ создают другие люди, а ты потребляешь уже готовый образ, ты не соавтор, и в этом смысле интеллектуальная нагрузка совсем не та. Но, читая художественную литературу, мы действительно выступаем как соработники, соавторы, со-созидатели. А без этого творческого процесса наносится, конечно, колоссальный ущерб общей культуре человека, тормозится наше развитие. Переход на уже подготовленный кем-то видеоряд вредит нашей с вами творческой деятельности, а значит, содействует, не побоюсь этого слова, деградации личности и общества. Вот куда нас может завести отказ от подлинно художественной литературы. Еще раз подчеркну: в художественной литературе два автора — тот, кто написал, и тот, кто читает. Вот почему нужно всячески поддерживать интерес к художественной литературе.

Есть сейчас и другая опасность, на Западе это очень распространено — издавать адаптированные тексты, в которых очень многое сокращено. Фабула сохраняется, а художественное наполнение минимизируется. Человек вроде как прочитал, где-то может даже блеснуть знаниями, но он не принимал участия в создании образа, он перестал быть соавтором, а значит, произошло обеднение прочитавшего.

Вот почему в меру своих сил я пытался говорить в разных аудиториях о необходимости очень высокого уровня преподавания литературы в наших школах. Помню, как от наших учителей, когда я учился, во многом зависело, пробуждается интерес у школьников к тому или иному произведению или нет. В то время очень большое влияние оказывала идеология; учителя, вне зависимости от собственных желаний, должны были исполнять определенный идеологический заказ, что, конечно, наносило ущерб образованию. Но тем не менее я с благодарностью вспоминаю годы обучения в средней школе и то, как преподаватели, несмотря на идеологические рамки, умели все-таки доносить до нас самое главное в художественных произведениях, развивали интерес и навык чтения таких произведений.

Не знаю, в какой мере я ответил на Ваш вопрос, но глубоко убежден в том, что исчезновение феномена соприкосновения с художественной литературой нанесет огромный духовный, интеллектуальный и эстетический ущерб современному человеку.

— Благословите, Ваше Святейшество. Ян Таксюр, Украина, писатель. У меня очень много вопросов, но я попытался свести их в один довольно обширный вопрос. Славянские народы веками жили бок о бок, берегли родную землю, а после проповеди Кирилла и Мефодия обрели христианскую веру, ставшую фундаментом славянской культуры. Сегодня национальная идентичность народов, населяющих пределы Святой Руси, подвергается давлению внешних сил, традиционно братские народы России и Украины сегодня разделяют на духовном уровне. Ваше Святейшество, может ли быть нарушено органическое единство братских народов, и что можно сделать для того, чтобы вооруженное противостояние не стало исторической раной для нас, жителей Малой и Великой Руси?

— Спасибо, Ян Ильич. Отвечу так: все может быть. Как показывает опыт России, революция произвела радикальную перемену в сознании, столкнула в смертельной схватке представителей единого народа, который еще вчера был в состоянии объединиться, чтобы противостоять внешнему врагу, расчленила народ на классы, создала феномен классовой борьбы, выдав этот феномен за некий идеал, который является двигателем прогресса. И мы знаем, к чему все это привело.

Другими словами, все это возможно, и сегодня многие силы, враждебные России, работают на то, чтобы между нашими народами, между русскими и украинцами, пролегла такая пропасть, которую невозможно было бы преодолеть за жизнь нашего или даже следующего поколения.

Что и как теперь нужно делать? Конечно, очень важным фактором является то обстоятельство, что мы имеем единую Церковь. Церковь объединяет народ в самом главном — в его устремлении к Богу, в его единстве вокруг Евхаристической Чаши. И очень трудно народ, воспитанный в Православии, людей, которые являются православными не по статистике, не по социологическим данным, а по своей глубокой вере, втянуть в реальное противодействие друг к другу, в том числе на фоне каких-то межнациональных проблем. Но именно на это и направлено острие борьбы — в первую очередь с Россией, но также и с Украиной.

Нужно отдавать себе ясный отчет в том, что это стратегия совсем не украинская. Украина тут ни при чем, Украину просто используют. Опираются на те силы на Украине, которые исторически противились союзу с Россией и были ориентированы на западную цивилизацию, на западную культуру. Такая уж судьба пограничных стран — там всегда есть соблазн не оставаться с тем народом, частью которого ты являешься, и, поддаваясь влиянию извне, перейти границу и присоединиться к другим.

Украина оказалась под колоссальным давлением, в первую очередь западных стран, западной пропаганды, а также экономических факторов, направленных на то, чтобы оторвать украинцев от русских и Украину от России. В чем-то они преуспели. То, что сегодня еще сохраняет наше единство, — это Церковь. Но и здесь преуспели враги нашего исторического общения, единства, взаимного уважения, любви, всего этого замечательного исторического опыта совместного проживания. Они спровоцировали раскол, потому что Церковь, конечно, была бы фактором, объединяющим наши народы, но это не устраивало тех, кто разрабатывал план политической борьбы с единством России и Украины.

Но в расколах нет благодати. Раскол — это театр, это представление. Люди в тех же одеждах, но, лишенные благодати, выступают, как актеры. Не все это могут понять — такое искушение, обман, лицемерие распознается через духовный опыт. И сегодня есть лакмусовая бумага, которая позволяет определить, насколько человек духовно зрелый, насколько он по-настоящему православный, насколько для него Православие не этнографическое, а глубоко религиозное понятие, — это отношение к расколу.

Все те, кто принимает раскол, — это люди неглубокой веры. Они могут быть фанатичными, но не потому что они фанатично любят Христа, а потому что они фанатично хотят использовать религиозные убеждения для достижения своих политических целей, чем всё больше и больше усугубляется трагедия раскола.

А если Вы меня спросите, как все это можно излечить? Есть в Священном Писании слова: «Сей дух изгоняется только молитвой и постом» (см. Мф. 17:21). Онтологически эта борьба именно на мистическом уровне, но исторически она облечена в конкретные политические схемы, политические программы. И вот что, думаю, самое важное: даже если люди на Украине не участвуют в политической борьбе, связанной с попытками объединить народ, преодолеть разделение, то, по крайней мере, духовно они должны быть на стороне правды в своих личных молитвах, в молитвах в храме.

Очень важно, чтобы Церковь Православная не потеряла мужество отстаивать Божию истину, Божию правду и в этой правде воспитывать свой народ. К словам Писания «сей дух изгоняется только молитвой и постом» нам сейчас нужно отнестись очень серьезно. Именно молитва, осознание того, что мы — одна Церковь, осознание нашей общей ответственности за спасение человеческих душ и может помочь сохранить то единство, которое поколеблено, но все-таки в определенных формах еще существует.

А всем тем, кто на стороне исторической правды, всем тем, кто борется с мировым злом на пространствах Украины, я бы хотел от всего сердца пожелать помощи Божией и мужества и, может быть, в первую очередь Вам, мой дорогой брат. Вы засвидетельствовали всему миру и своему украинскому народу о своей принципиальной позиции, которая не может не вызывать глубоких симпатий со стороны православных людей, искренне любящих свою Родину — Украину. Благодарю Вас.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6069409.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3157
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы на встрече с участниками X Международного фестиваля «Вера и слово». Часть 2

19 октября 2023 г. 23:48

19 октября 2023 года в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками X Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово». Предстоятель Русской Православной Церкви ответил на вопросы собравшихся ( часть 2).

— Благословите, Ваше Святейшество. Сергей Зеткин, председатель информационно-издательского отдела Саранской епархии. Ваше Святейшество, сейчас представители творческих профессий, прежде всего, наверное, журналисты и дизайнеры, всерьез взволнованы проникновением в их профессиональную деятельность искусственного интеллекта — нейросетей. Многие всерьез считают и опасаются, что искусственный интеллект заменит человека в этих сферах деятельности. Скажите, Ваше Святейшество, а вообще возможно, что продукт, произведенный искусственным интеллектом, нейросетью, будет сопоставим с живым словом живого человека? Спасибо, Ваше Святейшество!

— Похоже, что да, может, все к тому идет. То, что я сейчас сказал, было бы еще очень трудно сказать лет пять-десять назад, но, наблюдая то, что происходит, наблюдая, как вторгается искусственный интеллект во все стороны человеческой жизни, становится понятным, что речь идет, конечно, о дегуманизации человеческого общества. О потере той решающей роли, которую человек, свободный человек, силой своего разума, своей воли играет и в своей личной жизни, и в общественных отношениях.

Но не устрашайтесь войн и военных слухов, как учит нас Священное Писание, сему надлежит быть (ср. Мк. 13:7). Мы с вами не стремимся приблизить время апокалипсиса, но мы не можем исключить это время из понимания того, что происходит сегодня с нами и со всей человеческой историей. Апокалипсис — это реальность, конец истории — это реальность. А что означает конец истории? Какая сила может все уничтожить? Только одна сила — сила зла. Потому что сила добра, исходящая от Бога, направлена на созидание, на жизнь, а сила зла — на разрушение Божиего мира. Вот почему все эти страхи — не результат некоего воспаленного сознания, но они связаны с апокалиптической перспективой развития человеческой истории.

Теперь вопрос: а можно ли отодвинуть эту перспективу или, напротив, приблизить? Ситуацию можно изменить в любую сторону — либо отодвинуть наступление всеобщего зла, которое и погубит человеческую цивилизацию, человеческий род, либо приблизить. Чем? Своим мировоззрением, своей практической деятельностью, своим политическим выбором и так далее. Вы можете спросить: «Ну, хорошо, а мы тут при чем? Вы говорите о каких-то слишком больших, масштабных проблемах, а мы, простые люди, где?» В самом центре! Потому что все зависит от нас, от нашего личного выбора, от нашей возможности противостоять нравственно негативным и опасным тенденциям, которые все больше и больше поглощают сознание нашей молодежи. Если молодежь споткнется на безнравственности, на потребительстве, на карьеризме, если следующее поколение все это включит в свою систему ценностей, тогда мы действительно сделаем очень значительный шаг в сторону конца истории.

Но ведь для того чтобы народ не делал это шага, существует Церковь. Нам дано это видение. Я сейчас не от ветра головы своей все это говорю, но на основании учения святых отцов и слова Божиего. Мы знаем, что может произойти с человеческим родом. Политики не знают, футурологи могут ошибаться, а Церковь точно знает. Все это открыто в слове Божием. Поэтому у нас с вами, у Церкви историческая задача — приостановить такое развитие личности, общества, если хотите, даже государства, которое могло бы приблизить людей к концу истории. Наша с вами брань, как говорит апостол, не против плоти и крови, но против мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесной (см. Еф. 6:12), которая и устремляется к тому, чтобы весь человеческий род оказался в орбите влияния этой темной силы. Да не будет так!

— Ваше Святейшество, благословите. Иерей Илия Комягин, руководитель отдела по информационной и издательской деятельности Калужской епархии. В продолжение предыдущего вопроса хотел бы задать следующий. Сегодня многие СМИ используют искусственный интеллект для написания текстов, для подготовки материалов к выпуску — без участия человека. Как Вы считаете, насколько допустимо для церковных СМИ использование данных технологий? Стоит ли участвовать в этой гонке, «быть в тренде» или все-таки лучше остаться в рамках традиции? Спасибо.

— Наверное, я не обладаю соответствующей квалификацией, чтобы дать Вам исчерпывающий ответ, и не владею в достаточной полноте информацией о том, что происходит в плане внедрения искусственного интеллекта в ту сферу, о которой Вы сказали. Поэтому могу только сделать какой-то комментарий в общих словах.

Искусственный интеллект — это творение человека. А значит, можно гипотетически представить, как это делают фантасты, что искусственный интеллект выйдет из-под всякого человеческого контроля, но, думаю, в ближайшей перспективе это невозможно. И вот пока такого страшного, с точки зрения развития человеческой цивилизации, события не произошло, мы должны внимательно отслеживать последствия внедрения искусственного интеллекта. Мы — это все общество, народ, вообще весь род человеческий. Там, где искусственный интеллект помогает, почему бы его не использовать? В конце концов, абсолютное большинство научных достижений, которые казались фантастическими в XIX и даже в первой половине XX века, сегодня работают на благо человека. Правда, некоторые из них используются и для создания страшных видов вооружения, но это всегда так, все достижения имеют свои плюсы и минусы.

Другими словами, мы не избежим развития возможностей искусственного интеллекта, но параллельно с этим мы должны разрабатывать соответствующую философию, правила взаимодействия человека с искусственным интеллектом. А если развитие искусственного интеллекта будет опережать создание систем управления этим интеллектом, то и самые страшные фантастические картины, которые сегодня рисуют некоторые авторы в своих произведениях, могут стать реальностью. Ведь если искусственный интеллект выходит из-под контроля человека, он начинает жить своей жизнью. А кому это надо? Тому самому, кто стремится не к тому, чтобы человечество совершенствовалось в добре, но чтобы человечество стало его добычей и погибло. Да не будет так! Но для этого мы все должны быть вооружены. Если человек знает, он уже вооружен. Так что помогай нам всем Бог сохранять такое знание и быть на страже, чтобы никакие силы не помрачили образ Божий в человеке как величайшем Божественном создании.

— Ваше Святейшество, благословите! Священник Павел Островский, Одинцовская и Красногорская епархия Московской митрополии. Занимаясь миссией в Интернете, я понимаю, что люди, живя в онлайне, глубоко одиноки; понимаю, что их нужно их выводить в оффлайн и вообще православная жизнь возможна только в реальной жизни. Пытаемся вывести людей в реальную жизнь, чтобы они любили реальное общение, и сталкиваемся с такой проблемой, что далеко не во всех приходах проводятся совместные с духовенством разборы Священного Писания или даже просто чаепития. Вследствие этого людям рекомендуют, чтобы они хотя бы просто собирались вместе, может быть, у кого-то дома, вместе читали Священное Писание, но именно в реальной жизни, не делали это через телефоны, через мессенджеры и так далее. А это в свою очередь — вот здесь и вопрос — наталкивается на обвинения в том, что это чуть ли не протестантизм и модернизм, мол, как же так, без духовенства — хотя далеко не везде есть такая возможность. Да и в принципе, как Вы относитесь к тому, что миссионеров, которые сегодня ведут деятельность через Интернет, обвиняют в модернизме? Спасибо большое!

— Скажу так: когда люди собираются во имя Божие, когда они собираются с добрыми целями, это хорошо. Если у пастырей есть время и возможность быть вместе с ними — это совсем хорошо. Но если у пастыря нет такой возможности, значит, этим должен заниматься кто-то из прихода. Тот, кому доверяет настоятель, у кого есть соответствующие знания, квалификация, — чтобы в такое собрание не проникли люди, которые бы будоражили верующих, предлагали им какие-то идеи, не соответствующие церковному учению, и чтобы это собрание не стало местом развития, как случалось в древности, ересей и расколов. Кстати, если вернуться к истории Церкви I и начала II века, когда стали развиваться ереси и расколы. Почему было сказано, что там, где епископ, там и Церковь, и без епископа нет Церкви? Да потому что была угроза того, что все эти гностики и прочие спекулировавшие на христианской идее захватят пространство всей Церкви. А значит, должны быть блюстители, по-гречески епископы, то есть лица, уполномоченные Церковью и ответственные за сохранение единства Церкви, за проповедь, за просвещение и за совершение Евхаристии, для того чтобы любой человек с улицы не мог совершить Евхаристию. Именно это и было главной задачей епископата — продолжать дело апостолов, совершать Евхаристию, председательствовать в евхаристическом собрании, нести ответственность за слово и дело, которое осуществляется в данной общине. Все то же самое и сейчас, никто не освобождал наших архиереев от этого. Другой разговор, что масштабы стали совсем другими, но это опять-таки предполагает, что, несмотря на большую занятость и масштаб своей деятельности, наши владыки не должны забывать и о приходской реальности и принимать по максимуму участие в жизни наших приходов — и через богослужения, и через участие в различных приходских мероприятиях, в том числе собраниях, которые происходят в рамках того или иного прихода.

— Благословите, Ваше Святейшество, протоиерей Николай Шкондин, руководитель информационного отдела Луганской епархии. На фестивале и здесь, на этой встрече, присутствуют клирики и миряне из новых регионов Российской Федерации. Это большая честь для всех нас. Ни для кого не секрет, что сегодня богослужебная и бытовая жизнь на наших приходах затруднена войной и ее последствиями. Как Вы считаете, как может сегодня Церковь реально уврачевать это и помочь преодолеть все эти проблемы?

— Проблем много, и если бы Вы конкретизировали, о каких проблемах идет речь, мне было бы проще ответить.

— Сегодня множество приходов на нашей территории просто не имеют возможности совершать богослужения. У некоторых священников, стоящих в алтаре, нет крыши над головой; у многих приходов совершенно разрушены храмы. Иногда даже связь одного батюшки с другим, прихожан со своим настоятелем невозможна, потому что либо нет электричества, либо не работает Интернет. Церковь сегодня, да и во все времена, должна помогать человеку в его жизни. А как мы можем сегодня помочь?

— Очень многоплановый вопрос, но я попытаюсь как-то все сконцентрировать. Церковь призвана быть не только местом собрания людей вокруг своего епископа или священника для совершения Евхаристии и иных богослужений. Если церковная жизнь этим ограничивается, значит, церковная жизнь плохо развита. Мне трудно судить о том, что происходит в том месте, откуда Вы приехали, но сейчас ваши регионы входят в состав Русской Православной Церкви, и у нас нет никаких преград к тому, чтобы развивать всестороннее взаимодействие. Вы знаете, что я направляю различные миссии в те места, откуда родом Вы и те, кто находится сейчас в таком непростом положении. Мы будем и дальше оказывать всемерную поддержку, и Вы, наверное, знаете, что это поддержка не только словами, но и материальными средствами. Мы делаем это сознательно, потому что понимаем, что братья и сестры наши очень сильно пострадали. А если есть какие-то конкретные пожелания, предложения, то мы готовы их изучать и выполнять — конечно, в меру наших возможностей. Поэтому я приветствую взаимодействие епархий и приходов региона, из которого Вы приехали, с нашими церковными учреждениями в Москве. Когда возникает какая-то необходимость, потребность, пожалуйста, обращайтесь. Может быть, не всё мы сможем сделать или не всё сможем сделать сразу, но есть очень сильная добрая воля к тому, чтобы помогать, чтобы церковная жизнь на этой многострадальной земле была исцелена от последствий вооруженного конфликта и чтобы уровень приходской жизни, многообразие приходских служений соответствовали тому уровню, который достигнут в городе Москве и вообще в Российской Федерации. Помогай вам Господь, а мы с вами.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6069433.html
« Последнее редактирование: 20 Октября, 2023, 13:01:06 »