ОБРАЩЕНИЕ СВЯТОГО ОТЦА ФРАНЦИСКА
К МЭРАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ АССОЦИАЦИИ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ ИТАЛИИсуббота, 5 февраля 2022 г.
Дорогие братья и сестры, доброе утро и добро пожаловать!
Благодарю Президента за слова приветствия. Я рад приветствовать вас, чтобы поразмыслить о вашей службе по защите и продвижению общего блага в городах и общинах, которыми вы управляете. Через вас я приветствую мэров со всей страны, выражая признательность, в частности, за то, что вы делаете и что вы сделали за эти два года пандемии. Ваше присутствие способствовало тому, что люди продолжали смотреть вперед. Вы были точкой отсчета в обеспечении соблюдения правил, которые иногда обременительны, но необходимы для здоровья граждан. Действительно, ваш голос также помог тем, кто отвечает за законодательство, принимать своевременные решения на благо всех. Спасибо!
Если я думаю о вашей работе, я понимаю, насколько она сложна. Моменты утешения сопровождаются многими трудностями. На самом деле, с одной стороны, ваша близость к народу — это прекрасная возможность послужить гражданам, которые любят вас за то, что вы среди них. С другой стороны, я думаю, вы иногда чувствуете одиночество ответственности. Часто люди думают, что демократия сводится к делегированию полномочий голосованием, забывая о принципе участия, важном для хорошего управления городом. Ожидается, что мэры решат все проблемы! Но мы знаем, что они не решаются только за счет финансовых ресурсов. Как важно иметь возможность рассчитывать на наличие сетей солидарности, которые дают навыки противостоять им! Пандемия выявила многие слабости, но также и щедрость добровольцев, соседей, медицинского персонала и администраторов, которые посвятили себя облегчению страданий и одиночества бедных и пожилых людей. Эта сеть отношений солидарности является сокровищем, которое необходимо сохранить и укрепить.
Глядя на ваше служение, я хотел бы предложить вам три слова ободрения. Отцовство — или материнство — периферия и покой.
Отцовство или материнство. Служение общему благу — высшая форма благотворительности, сравнимая с благотворительностью родителей в семье. Даже в городе на разные ситуации нужно реагировать с разным вниманием; поэтому отцовство — или материнство — осуществляется прежде всего через слушание. Мэр умеет слушать. Не бойтесь «тратить время», слушая людей о их проблемах! Умение слушать помогает сделать проницательность, понять приоритеты, по которым следует вмешиваться. Нет недостатка, слава Богу, в свидетельствах мэров, которые посвятили много времени тому, чтобы выслушивать и собирать жалобы людей.
И при слушании не должно быть недостатка в смелости воображения. Иногда мы пребываем в иллюзии, что адекватного финансирования достаточно для решения проблем. Неправда, на самом деле нужен и проект гражданского сосуществования и гражданственности: нужно вкладываться в красоту там, где больше деградации, в образование там, где царит социальный дискомфорт, в места социального скопления, где видны бурные реакции, в обучении законности там, где доминирует коррупция. Умение мечтать о лучшем городе и поделиться этой мечтой с другими местными администраторами, избранными в городской совет и со всеми гражданами доброй воли, является показателем социальной заботы. Это немного похоже на работу мэра и мэрии.
Второе слово —
пригород. Это предполагает, что Иисус родился в хлеву в Вифлееме и умер за стенами Иерусалима на Голгофе. Это напоминает нам о евангельской «центральности» периферии. Я люблю повторять, что целое лучше видно с периферии: не из центра, с периферии. Вы часто ощущаете трагедию, переживаемую в деградировавших пригородах, где социальное пренебрежение порождает насилие и формы отчуждения. Начать с периферии не значит, кого-то исключить, это выбор метода; не идеологический выбор, а начать с бедных, чтобы служить на благо всех. Вы это прекрасно знаете: без бедняков нет города. Я бы добавил, что бедняки это богатство города. Кому-то это покажется циничным. Нет. Они напоминают нам о наших слабостях и о том, что мы нужны друг другу. (Святой Иоанн Павел II) .
Во время пандемии мы обнаружили одиночество и конфликты внутри домов, которые были спрятаны; трагедия тех, кто был вынужден закрыть свою экономическую деятельность, изоляция пожилых людей, депрессия подростков и молодежи - подумайте о количестве самоубийств среди молодежи! Социальное неравенство, которое благоприятствовало тем, кто уже наслаждался комфортными экономическими условиями, усилия семей, которые не доживают до конца месяца... А также, я хотел бы упомянуть о ростовщиках, стучащиеся в двери. И это происходит в городах, по крайней мере, здесь, в Риме. Сколько страданий вы испытали! Но периферии надо не только помочь, их надо превратить в лаборатории иной экономики и общества. На самом деле, людям недостаточно дать пакет с едой. Их достоинство требует работы, и поэтому должен быть проект, в котором каждый ценится за то, что он может предложить другим. Труд это поистине помазание достоинства! Самый верный способ лишить человека или народа достоинства это лишить работы. Это не принести хлеб домой: это не придает достоинства. Речь идет о зарабатывании хлеба, который вы приносите домой. И это да, это помазывает вас с достоинством.
Третье слово:
мир. Одно из указаний, данных Иисусом посланным на миссию ученикам, состоит в том, чтобы нести мир в дома: «В какой дом ни войдете, сперва говорите: мир дому сему!» ( Лк .10.5). Дома много конфликтов, есть потребность в безмятежности и покое. И мы уверены, что качественные отношения – это настоящая социальная защита в городе. Для этого есть историческая задача, которая касается всех: создать общую ткань ценностей, которая ведет к снятию напряженности между культурными и социальными различиями. Та же самая политика, главными действующими лицами которой вы являетесь, может стать тренировочной площадкой для диалога между культурами, даже до сотрудничества между разными сторонами. Мир это не отсутствие конфликта, а способность заставить его развиваться в направлении новой формы, встречи и сосуществования с другим. «Столкнувшись с конфликтом, некоторые просто смотрят на него и продолжают жить, как ни в чем не бывало. Другие вступают в конфликт таким образом, что остаются пленниками. Однако есть и третий способ, наиболее подходящий: согласиться пережить конфликт, разрешить его и превратить в связующее звено нового процесса. "Блаженны миротворцы" (Мф 5: 9)» (Апостольское увещевание Evangelii gaudium , 227 ). Конфликт опасен, если он остается замкнутым в себе. Мы не должны путать кризис с конфликтом. Например, пандемия поставила нас в кризис, это хорошо. Кризис это хорошо, потому что кризис заставляет вас решать и двигаться вперед. Но плохо то, когда кризис превращается в конфликт и конфликт закрывается, конфликт есть война, конфликт вряд ли найдет решение, которое пойдет дальше. Кризис да, конфликт нет. Бегите от конфликтов, но живите в условиях кризиса.
Социальный мир является плодом способности делиться призваниями, навыками и ресурсами. Крайне важно поощрять находчивость и творческий потенциал людей, чтобы они могли строить конструктивные отношения в районе. Множество мелких обязанностей являются предпосылкой для конкретного умиротворения, которое строится ежедневно. Здесь хорошо вспомнить принцип субсидиарности, придающий значение промежуточным органам и не умерщвляющий свободную личную инициативу.
Дорогие братья и сестры, я призываю вас оставаться ближе к людям. Потому что искушение перед лицом ответственности состоит в том, чтобы бежать. Изоляция, бегство... Изоляция это способ бегства. Святитель Иоанн Златоуст, епископ и отец Церкви, помышляя именно об этом искушении, увещевал тратить себя на других, а не оставаться в горах и смотреть на них с равнодушием. Тратить себя. Это учение следует соблюдать, особенно когда мы рискуем разочароваться. Я сопровождаю вас своими молитвами, и я благословляю вас, я благословляю вас всех: каждого в его сердце, в его профессии, я благословляю ваши должности мэра, я благословляю ваших сотрудников, вашу работу. И каждый получает это благословение по мере своей веры. И я прошу вас, пожалуйста, помолитесь за меня, потому что я тоже "мэр" чего-то! Спасибо.
https://www.vatican.va/content/francesco/it/speeches/2022/february/documents/20220205-sindaci.html